Зимующие птицы рассказы для дошкольников

Зимующие птицы в картинках, загадках, познавательных рассказах, играх, стихах и развивающих заданиях для детей.  Как познакомить детей с зимующими птицами? Как интересно и увлекательно рассказать о них малышам? В какие игры можно поиграть? Презентация для детей «Зимующие птицы» для бесплатного скачивания».  Детям о зимующих птицах. Часть 1.

Детям о зимующих птицах

Сегодня я предлагаю вам, дорогие читатели «Родной тропинки» и ее гости, начать увлекательное путешествие в мир птиц.  Этот мир настолько интересный. разннообразный и большой, что наш разговор будет с продолжением. В этой статье Вы познакомитесь с первой частью наших бесед о зимующих птицах. А в следующих статьях найдете сказки, стихи, игры и рассказы о каждой зимующей птичке.

А теперь — начнем наше путешествие. Покажите малышу первую картинку.

Зимующие, кочующие и перелетные птицы

Посмотри, кто к нам прилетел? Ты знаешь этих птиц? Назови их. Почему они называются зимующими?

Зимующие птицы. Задания и игры для детей.

Чем эти птички друг от друга отличаются (рассмотрите внимательно окраску птичек и назовите, чем отличается окраска головы, хвоста, крылышек, туловища)? А чем похожи? (Они все с нами зимуют; у них есть голова, хвост, туловище, клюв, крылья, лапки; они могут летать; они выводят птенцов).

Предложите ребенку прислушаться к тому, что говорят ему эти птички. Пусть птички Вашим голосом похвалятся друг перед другом и перед малышом. «А у меня грудка красная! А головка черная!» — скажет Снегирь. «А у меня штанишки красненькие и красная шапочка на голове. Клюв острый и пестрые крылышки», — скажет Дятел. «А я воробышек — шутрый да пестрый! Я коричневый!А животик мой светлый. Прыгаю по дворам, крошки добываю» — пропищит воробей малышу.

Спросите ребенка, кто еще зимует с нами (К зимующим птицам относятся воробьи, вороны, сороки, поползни, синички, снегири, щеглы, голуби, свиристели – пусть малыш вспомнит, каких еще птичек он видел зимой рядом с домом, в парке, в лесу, на даче)

Зимующие птицы. Задания в картинках для детей.

С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Спросите малыша, каких птиц он видит во дворе и зимой, и летом (например, воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки). Это птицы зимующие.

А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша средняя полоса как будто юг. Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова. Оказывается, мы с вами зимой на курорте «Сосулька» живем! А мы и не знали!

Курорт «Сосулька». Н. Сладков

Зимующие птицы. Сорока и сова.

Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:

— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!

И слышит вдруг голос:

— Это смотря на какой зимовке, Сорока!

На какой, на какой — на обыкновенной!

Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.

— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!

Но Свиристель не согласен:

— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

И белая куропатка не согласна:

— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.

И белая Сова не согласна:

— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!

И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.

— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!

— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!

Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.

После чтения сказки задайте малышу вопросы:

Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»?

  1. О чем беседовала с ними Сорока?
  2. Чем понравились гостям наши края?
  3. Что понравилось Свиристели (Рябина).
  4. А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться).
  5. Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается).
  6. А тебе что нравится у нас зимой?

Взрослым на заметку: Эта сказка очень хороша для инсценировки. Как легко и быстро  сделать самый простой пальчиковый театр для такой инсценировки Вы узнаете из статьи «Как звери готовятся к зиме. Часть 2». А персонажи для театра найдете на картинке ниже. Разыграйте диалоги между персонажами этой сказки. Можно добавлять новых персонажей (например, вопросы птицам-гостям курорта может задавать воробей или ворона или синичка) и импровизировать. В таких инсценировках не нужно заучивать слова сказки, нужно просто передавать содержание своими словами – словом, это не инсценировка, а игра! А в игре репетиций не бывает! А бывает удовольствие от творчества! Чего и желаю всем — и детям, и взрослым! Ведь на курорте «Сосулька» даже зимой никто не унывает!

Пальчиковый театр. Зимующие птицы.

Почему же  мы снегирей, свиристелей  называем таким странным словом «кочующие»? Кто такой кочевник? (Человек, который кочует, то есть перемещается с места на место со своей семьей,  со всеми соседями из одного села и со своим стадом ) Вот и кочующие птицы тоже кочуют с одного места на другое. Ты уже догадался, как эти птицы подбирают себе место для кочевки? Какое место они выбирают? (Подскажите ребенку, что главное для птичек – это еда. Найдут птицы место, где корма много, и задержатся на нем подольше. А как корм закончится – полетят дальше. А вот если еды достаточно, то они могут и не кочевать и жить на одном месте)

Кочующие птицы прилетели к нам на зиму. А где же сейчас наши ласточки, стрижи, аисты, гуси, кукушки? Куда они делись? Правильно. Это птицы перелетные, они улетели в теплые страны, их зимой у нас не встретишь. И даже письмо нам прислали. Хочешь узнать, о чем они пишут? Вот какое письмо они послали Сороке – почтальону:

Сказка о зимующих птицах

«Здрасьте! Пишет Вам кукушка! Шлю Вам привет и свое ку-ку из жаркой Африки. У нас тут лето и жарко. Все цветет и зеленеет, бабочек-гусениц полным-полно. Так что сыты мы и довольны, чего и вам желаем! Многих наших птиц я повидала здесь – встретила и ласточек, и скворцов, и иволг, и соловьев. Всем им живется хорошо, но вот никому не удается на чужбине гнезд свить. А я уж что за любительница покуковать, а здесь ни гу-гу, то есть ни ку-ку, никому ничего не накуковала. Весной встретимся. Передаю привет от всех наших перелетных птиц. До свидания! Кукушка Ку-Ку» (по мотивам рассказа «Что пишут птицы из-за границы»  Г. Юрмина и А. Дитрих)

Почему же зимующие птицы не улетели от нас в теплые края, как это сделали перелетные птицы? (Выслушайте любые предположения ребенка. А после подскажите: «Что нужно и людям, и птицам чтобы выжить? Да, это еда. Что едят птицы, которые от нас улетели? Насекомых. Есть ли насекомые зимой? Куда они делись? Чтобы случилось с перелетными птицами, если бы они не улетели на юг? Они погибли бы от голода, потому что не нашли бы насекомых!») Оказывается, перелетным птицам нечего есть зимой, вот они и улетают в жаркие страны. А зимующие птицы питаются шишками, ягодами, семенами и могут даже зимой найти себе пропитание. Вот они и остаются с нами на зиму!

Как живут птицы зимой?

Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

Зимующие птицы. Рассказы и задания для детей.

Наверное, ты часто видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. (Попросите ребенка показать, как сидят нахохлившиеся птички на веточках) Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Выслушайте предположения малыша, а потом уточните его представления. Оказывается, птицы не летают в мороз,  потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Пусть малыш попробует показать, как она это делает. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся с дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. (Предложите малышам показать, как птички друг друга греют. Пусть прижмутся к Вам и друг к другу и погреются, скажут слова поддержки, похвалят друг друга и успокоят: «Не бойся, Чик-Чирик! Завтра мороза не будет! Завтра мы зернышек много найдем»)

Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.

Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Как ты думаешь, каким? (пусть малыш вспомнит, что делали птички, которых он видел на прогулке? Они искали корм или клевали его) Да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.

Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно прочитать отрывки из «Лесной газеты» В. Бианки

Холодно в лесу, холодно! В. Бианки

Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берез и осин.
Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь.
Не усидишь ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.
Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком, — спи крепко

Кто сыт, тому холод не страшен
В. Бианки

У зверей да птиц все дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок — лучшая подкладка под теплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдет, а жир под кожей никакой мороз не прошибет. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять ее, пищу?
Бродит волк, бродит лиса по лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днем вороны, летает ночью филин, добычу высматривают, — нет добычи.
Голодно в лесу, голодно!

После чтения спросите ребенка: Зачем птицам нужно много двигаться зимой? (чтобы согреться) Что нужно птицам, чтобы им не страшна была зима? (нужно, чтобы было много корма) Как мы можем помочь птицам зимой?

Для маленьких почемучек. Познавательное видео о зимующих птицах для детей

Покажите детям этот учебный телефильм о зимующих птицах. В нем ребенок сможет вблизи рассмотреть разных птичек и узнать много нового и интересного о их жизни. Приятного просмотра!

http://youtu.be/IQF3c0rpxsM

Желательно просмотреть  с детьми этот фильм несколько раз. Первый раз  мы смотрим фильм для ознакомления. Первый просмотр обычно очень эмоциональный, дети увлечены не деталями, а интересными яркими картинками и сюжетом.

Затем после первого просмотра, наблюдая птиц на прогулках и слушая рассказы и сказки, делая задания и рисуя, выполняя аппликации птиц дети узнают много нового о зимующих птицах. И тогда ребята, повторно просматривая фильм, смогут заметить в нем много новых деталей, на которые раньше не обращали внимания. Можно даже провести игру «Самый главный следопыт» — кто больше нашел в фильме интересных фактов о жизни птиц зимой.

Юные следопыты. Наблюдения за зимующими птицами на прогулке

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.

Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.

В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.

Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?

1.Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, туловище, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)

Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках.  Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)

2.Чем отличаются повадки разных птиц:

  • как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке),
  • ссорятся или нет, уступают ли друг другу,
  • как летают и как ходят птицы,
  • близко ли они подходят к людям,
  • живут поодиночке или в стайках,
  • какой корм они любят (синички и дятлы любят есть несоленое сало, сало можно подвесить на нитке к кормушке, снегири и свиристели – ягоды, семена едят все птицы, а вот овес и пшено любят воробьи и овсянки)
  • в какое время дня прилетают они на кормушку (когда светло),
  • в каких случаях птицы издают звуки – кричат, перекликаются, а в каких случаях они молча клюют зерна,
  • какой клюв у птичек и можно ли по форме клюва догадаться, чем питается птица (Можно, у птиц, питающихся насекомыми клюв тонкий и узкий, а у тех птиц, что питаются зерном клюв более тупой и более толстый)
  • какие следы оставляют птицы на снегу? (попробуйте их зарисовать и научиться читать «птичьи истории» по следам – какие птички прилетали, с кем они на кормушке встретились, сколько было птиц на кормушке?). Это задание очень нравится детям. Они чувствуют себя настоящими следопытами.
  • почему, когда подлетает ворона разлетаются воробьи и голуби? (Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся. Именно поэтому ворону лучше кормить   отдельно, чтобы она не отнимала корм у маленьких пташек)

Вот несколько заметок для наблюдений с детьми повадок зимующих птиц.

Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.

Вот прилетели чечетки. Они шумные, перекликаются друг с другом. Клюют семена. Чечетки могут быть разные. Есть чечетки бурые с серой грудкой, а есть с красной грудкой. Чечетки – наши гости. Они прилетают к нам на зиму с севера.

Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.

Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.

Вороны, сороки, галки – это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало на кормушке.

Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.

Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые – на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные – настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена.

Во время наблюдения можно прочитать детям стихи об этих птичках. Стихи о зимующих птицах для самых маленьких и детей постарше Вы найдете в этой серии статей. Очень удобно выписать или распечатать стихи на карточки (размером с четверть альбомного листа) и носить с собой на прогулку в кармашке или сумочке. В любой момент можно достать карточку и прочитать нужное стихотворение или загадать загадку.

Зимующие и кочующие птицы в сказках, играх, рассказах, загадках и заданиях для малышей

Очень часто мы, взрослые, сами не знаем, какая это птичка, не можем интересно рассказать о ней детям или ответить на многочисленные вопросы наших почемучек. Поэтому я решила сделать на «Родной тропинке» своеобразную хрестоматию для малышей и взрослых, подготовила картинки зимующих птиц, раскраски, игры, познавательные рассказы и сказки, задания, стихи и загадки на эту тему. Эта хрестоматия  будет состоять из нескольких частей. и про каждую зимующую или кочующую птичку Вы найдете отдельную статью со сказками, рассказами, картинками и заданиями, мульфильмами.

Я специально не стала распределять этот материал по возрастам детей. Вы можете сами выбрать понравившиеся вам отрывки, игры, задания.я сказки, стихи и использовать их для развития Ваших малышей и ознакомления их с окружающим миром

Зимующие птицы. Картинки для детей.

Сравните вместе с малышом птичек на этих картинках. Чем похожи две птички на каждой картинке? Чем отличаются?

По таким парным картинкам очень удобно загадывать загадки-описания зимующих птиц. А отгадывать загадки и придумывать их любят все малыши! Вы описываете птичку (не называя ее) — говорите о том, какие у нее крылья, грудка, голова, как она ходит, что ест, а малыш угадывает, кого Вы загадали. Потом малыш сможет и сам загадать Вам загадку, описав птичку.

Сравнение воробья и голубя

Сравнение снегиря и синицы

Сравнение щегла и свиристели

Сравнение сороки и вороны

Речевая игра «Скажи наоборот»

В этой речевой игре малыш научится употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (мы — взрослые — такие слова называем антонимами).

Всегда опирайтесь на опыт ребенка, придумывая задания для подобных игр. Показывайте птичек на картинке, фото или настоящих птичек на кормушке.

Примерные задания для детей по  теме «Зимующие птицы»:

  • Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
  • Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
  • Дятел длинноклювый,  а воробей – какой? (короткоклювый)
  • У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)
  • У снегиря грудка красная, а у синички — …?
  • Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
  • Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

 Речевое упражнение «Назови ласково»

Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.

Можно проводить эту игру в  «волшебном варианте». Вы даете ребенку «волшебную палочку», и малыш превращает большое в маленькое (волшебная палочка — это обычная, но красивая ручка или карандаш, для получения волшебной палочки можно обмотать карандаш фольгой или декоративной бумагой). Взмах «волшебной палочки» — и из птицы получится маленькая птичка, а из большого хвоста маленький хвостик. Вот примерные слова для игры по теме «Зимующие птицы»

  • Птица – птичка
  • Перо- … (перышко)
  • Крыло — … (крылышко)
  • Хвост — …(хвостик)
  • Клюв — …(клювик)
  • Синица — …(синичка)
  • Птенец — …(птенчик)
  • Воробей — …(воробышек)
  • Ворона — … (воронушка)
  • Голубь — … (голубок)

Играем в прятки.

Игра «Чье? Чья? Чьи?»  по теме «Зимующие птицы»

Скажите малышу: «Ты уже знаком со многими зимующими птицами. Они решили поиграть с тобой в прятки. Догадайся, кто от тебя спрятался за веточкой?» (речевая грамматическая игра «Чье? Чья? Чьи?» — учимся употреблять притяжательные прилагательные – голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичкин, снегириный  и т.д.). Не обязательно использовать готовые картинки. Можно прятать картинки за своей ладошкой, показывая малышу только часть изображения — например, хвостик птички или только грудку птички. А ребенок по этой детали узнает, что это за зимующая или кочующая птица.

Вот мои картинки-загадки для малышей. Все эти картинки в хорошем качестве и разрешении есть в презентации в конце статьи. Презентацию можно скачать бесплатно.

Зимующие птицы. Задания в картинках для занятий с детьми

 Зимующие птицы. Задания в картинках для детей.

 Зимующие птицы. Задания для детей в картинках.

Отгадки на загадки:

  1. Хвостик, клюв и грудка снегиря. Снегириный хвостик, снегириный клюв, снегириная грудка. Спросите малыше, как он догадался, что это клюв снегиря, ведь у других птиц клюв очень похож? (по красной грудке)
  2. Это воробьиные перышки и хвостик тоже воробьиный. Воробья легко узнать по серому с коричневым оперению.
  3. Голова и  клюв голубиные. Голубя легко узнать по сизым перышкам. 

Игровое задание по теме «Зимующие птицы» — «Разложи марки» (для детей 5-7 лет)

В этой игре малыш научится классифицировать картинки и выделять в группе птиц три подгруппы: зимующие птицы, кочующие птицы и перелетные птицы.

Расскажите ребенку историю. Объясните, что такое марка и зачем она нужна, почему без марки письмо не дойдет до адресата. А потом расскажите историю о мальчике Ване.

Ваня решил собирать марки с изображением разных зверюшек, насекомых и птиц. Вот какие марки у него есть.

Зимующие птицы. Задания для детей.

Попросите ребенка: «Помоги Ване разложить марки в его альбом». Ваня так придумал. На одной страничке альбома будут перелетные птицы. На другой – зимующие (те, что и летом, и зимой живут рядом с нами). На третьей – кочующие (наши зимние гости). Но он запутался, какие птицы где зимуют. Поможешь ему разобраться?»

Зимующие птицы в картинках и заданиях для малышей.

  • Посмотри, вот Ванин альбом для марок. Это страничка с изображением пальмы. Как ты думаешь, марки с какими птицами будут на этой страничке? Правильно, здесь будут марки с перелетными птицами, которые улетают на юг и там зимуют.
  • А вот вторая страничка. На ней изображены дождик и снег, лето и зима. Значит, какие птицы на ней будут? (зимующие птицы, которые живут рядом с нами и летом и зимой).
  • А вот нарисована сосулька. Это наш курорт «Сосулька» из сказки. Здесь будут наши зимние гости – кочующие птицы.

Посмотри на Ванины марки. Какие марки ты бы поместил на страничке с пальмой? Как называют этих птичек? (Это перелетные птицы – ласточки, аисты)

А какие кочующие птицы есть на Ваниных марках? (снегирь, свиристель)  На какую страничку альбома нужно Ване поместить эти марки?

Какие птицы живут с нами и летом, и зимой? (воробей, ворона). На какую страничку альбома мы поставим эти марки?

Можно использовать и другие варианты проведения этой игры:

1.Распечатать картинки с изображением марок и изображением альбома  на принтере. Тогда получится лист с заданием, в котором ребенок проведет линии от птицы к нужной страничке альбома с марками.

2. Дать ребенку картинки с птицами и попросить разложить их на три группы.

3. Если упражнение проводится с группой детей, то можно каждому ребенку в руки дать картинку с изображением птицы. А на полу нарисовать мелом три круга. В один круг положить картинку с пальмой, во второй – картинки лета и зимы, в третий картинку с сосульками– знак кочующих птиц, прилетевших к нам на курорт «Сосулька».

Дети изображают птиц. По сигналу «день» птички начинают летать. По сигналу «По домам!» дети ищут свою стайку и бегут в нужный круг. Перелетные птицы бегут в круг с изображением пальмы, кочующие — в круг с изображением летящей птицы и т.д. Нужно успеть найти свой дом и свою стайку птичек до сигнала : «Ночь!». Тогда птички засыпают — каждая стайка в своем домике. По сигналу «День» птички снова начинают летать, клевать зернышки, махать крыльями. Далее снова звучит сигнал «По домам!» и птички летят к своим стайкам.

Можно вводить в игру дополнительный персонаж – кота или сову, которая будет ловить птичек ночью. Правило – ловить можно только тех птичек, которые не успели спрятаться в свой домик. Если птичку поймали, то она становится котом (или совой) в следующей игре.

4. Можно вводить в игру преднамеренную ошибку — например, дать ребенку картинку белки вместе с картинками птиц. Когда малыш начнет раскладывать картинки на три группы, спросить, куда он положит картинку с белкой, ведь она тоже не деревьях живет? Это проблемная ситуация для ребенка, ведь и действительно, белка живет на дереве! Что же делать с этой картинкой?

Но похожа ли белка на птиц? Выводит ли она птенцов? Имеет ли крылья? Чем она не похожа на птиц?Можно ли ее отнести к одной из этих трех групп птиц? Нет!

В таких проблемных задачках малыш учится выделять главное от второстепенного, а это очень важно для его интеллектуального развития! А еще он учится отстаивать свое мнение и не поддаваться на провокации!

Хотите верьте – хотите проверьте.

Народные  приметы о зимующих птицах 

  • Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.
  • В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
  • Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
  • Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
  • Синички с утра пищат – значит будет мороз.

В следующих статьях Вы можете познакомиться с зимующими птичками поближе. Мы поговорим с каждой из них, послушаем сказки о них, отгадаем загадки и узнаем интересные игры. По этой теме Вы можете почитать:

Занимательная сказка о зимующих и перелетных птицах «Как Воробьишко Африку искал», а также веселые учебные фильмы для  детей о перелетных и зимующих птицах, картинки и речевые игры.

 Птицы зимой. Часть 2. Познавательные рассказы, игры, стихи, логические задачи, сказки для детей о дятле.

Воробей: детям о природе. Народные игры, познавательные сказки, стихи, мульлтфильмы и многое другое.

Клест: детям о природе. Какая птица выводит птенцов зимой? Чем удивительна эта птица? Загадки, стихи, рассказы, сказки  про клеста и других лесных обитателей  для детей. Познавательная сказка в картинках «Клест и дятел». Мультфильм для малышей.

Как сделать кормушку для птиц? Чем кормить птиц зимой? Познавательные сказки, логические задачи и загадки для детей о зимующих птицах

Кто как к зиме готовится. Познавательное видео   для детей по диафильму Г. Скребицкого

О том, как другие животные к зиме готовятся и зимуют, читайте в статьях сайта:

Кто как зимует: познавательные рассказы и сказки в картинках для детей, загадки, диалоги.

Как рыбы зимуют.

Как звери готовятся к зиме. Часть 1.

Как животные готовятся к зиме. Часть 2.

А вместе с детьми Вы можете посмотреть картинки этой статьи в высоком качестве в виде презентации здесь. Для просмотра картинки в полноэкранном режиме нажмите значок в правом нижнем углу.

Презентация для детей»Зимующие птицы»

Презентацию для детей с картинками из этой статьи в высоком качестве для распечатки или показе детям на экране вы можете скачать бесплатно здесь по этой ссылке, а также в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы » Документы» под видеозаписями сообщества).

До новых встреч в рубрике «Мир вокруг нас»!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

ЧУДЕСНЫЕ ДОМИКИ

или

СКАЗКА О ЗИМЕ И ПТИЦАХ.

В некотором царстве, в некотором государстве стоял волшебный лес. В том лесу росло много  деревьев: колкие елочки, стройные осины, кудрявые березки, … И жили в том лесу  множество прекрасных птиц и шустрые воробышки, и прожорливые голуби, и юркие синички и веселые сойки и певчие соловьи  и еще много-много других. Все птички жили весело и дружно, перелетали с ветки на ветку, ловили мошек, жучков, червячков и пели песни.

Но вот однажды в саду появилась волшебница. Она была одета в белые одежды и от нее веяло холодом. Волшебница сказала:

— Я –волшебница Зима. Я принесла с собою снег и скоро забросаю им всю землю. Снег закроет все белым пушистым одеялом. А потом придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки.

Взмахнула Зима своим рукавом и с деревьев облетели листочки. Взмахнула еще раз и с неба посыпался белый пушистый снег и  все- земля, деревья, кусты покрылись белым покрывалом. И солнышко светит, но почему-то не греет. Жучки, паучки и мошки быстренько спрятались под кору деревьев.

 Холодно стало птичкам. Стали они думать, что им делать дальше. Жаворонки и соловьи предлагали всем улететь подальше от холодной зимы- в теплые края. Воробьи и синицы,  наоборот, предлагали остаться и перелететь поближе к добрым людям.  Долго спорили птицы, но так и не смогли они договориться между собой,  и каждая птица сделала по-своему. Жаворонки и соловьи улетели в теплые края, а воробышки, синички и другие птички перебрались поближе к людям.

— Ну, что, птички, испугались меня? — спросила Зима.

-Нет, Тётушка, Зима не испугались мы тебя. Мы перышки распушили, по веткам попрыгали и нам совсем не холодно, -ответили птицы.

-А что же вы будете кушать? Ведь все жучки и паучки спрятались. Ну-ка, улетайте тоже в теплые края.

— Нет, не улетим мы, -ответили птицы.- Мы ягодки и семена  найдем.

А зима еще пуще морозов напускает. Совсем стало голодно птицам. Летают они голодные, холодные. Что делать? Ягод совсем не осталось, а семена из-под снега не достать. Загрустили птички. Летают везде, корм ищут.  Перышки у них  поистрепались, сил совсем не осталось.

А Зима довольная.

-Ну , что я вам говорила, нет тут для вас никакой еды.

Вдруг видят птички- домик какой-то маленький деревянный висит. Решили птицы заглянуть в этот домик, а там еды видимо-невидимо . И семечки, и крошки хлебные, и даже- синичкина радость- кусочек сала. Обрадовались птицы, наелись  до отвала и полетели рассказать о необычном домике своим голодным друзьям. А когда прилетели птицы обратно, увидели они что домиков таких много -много висит. И в каждом домике много вкусных семечек, ягодок, зернышек.

Увидела это Зима, еще сильнее морозов напустила, а птичкам не страшно. Сытые, они перышки распустили и не мерзнут.

Решила посмотреть Зима, кто же помогает птицам. Подкралась она тихонечко к домикам и увидела детишек, которые очищали домики от снега и насыпали туда зерна и другой корм. А домики ребята называли кормушками.

Попыталась Зима детишек напугать морозами, да не испугались они ее. Оделись потеплее и снова пришли к кормушкам.

А птички  решили отблагодарить детей за помощь. Они стали новые песенки птицы к весне учить.

Загадки

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой.

Назови его скорей!

Кто там скачет? (воробей)

Эти птицы рядом с нами-

Мы зовем их сизарями,

И зимой в мороз и голод

Не покинет город… (голубь)

Сама вся сероватая,

Походка мешковатая,

Важная персона-

Зовут ее… (ворона)

Черная шапочка

И полоска шарфика

У желтогрудой птички

По имени… (синичка)

Эта птица так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее… (сорока)

Выпал снег, метут метели,

А к нам гости прилетели.

На рябину посмотри-

Там расселись… (снегири)

Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик». (воробей)

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица — круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
— Просыпайтесь поскорей. —
Всех торопит (воробей)

Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят!
Всем известны эти птицы,
Называются …(синицы)

 Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (синица)

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
— С первым снегом
Тут как тут! (снегирь)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появиться опять. (снегирь )

Эта птица серовата

и на выдумки богата.

Знает, где еду добыть,

чтоб зимой холодной жить.

Любит по двору гулять,

«Кар-кар-кар-кар!» повторять. (ворона)

Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
» Кар–кар–кар! » – поёт… (ворона)

Любопытством этой птицы
Нам нельзя не восхититься!
Что на солнце заблестело,
Стащит ловко и умело.
Ну а новости так те,
Нам «приносит на хвосте».
Белобока, черно ока
И зовут её … ( сорока)

Непоседа пестрая, 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая. (сорока)

Целый день в лесу: тук-тук…
Кто там среди веток спрятан?
Всем деревьям лучший друг,
врач лесной, трудяга… (дятел)

Все деревья я лечу
По деревьям я стучу.
Их спасаю от врагов
Вредных,маленьких жуков. (дятел)

 Гнездо на ели птицы той,

Птенцы выводятся зимой,

Клюв искривлен почти крестом,

Зовется птица та … (клестом)

Выносливая птица,

Усердно ищет корм,

И крошки подбирает,

Воркуя под окном! (голубь)

Эти птички с хохолком

И красивые при том,

На рябину прилетели,

Птички эти…(свиристели)

Покрупнее воробья,

Вам встречаюсь часто я.

Я со стаею летаю,

Всюду крошки подбираю,

Семечки люблю клевать

И с подружкой ворковать.

За свой нрав миролюбивый

Называюсь птицей мира. (голубь)

Познавательные рассказы

Снегирь

Снегирь — красногрудый красавец, украшение бескрайних российских белоснежных просторов.

Эта птица всегда рядом с нами. Снегири обычно держатся небольшими стайками по 7-10 птичек в каждой. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках.

Снегирь — доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.

Толстым клювом снегирь разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Он питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.

Эту маленькую птичку, беспрестанно поющую «жю-жю-жю», можно узнать по ее характерному пению.

Синица

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.

«Мороз и солнце – день чудесный» — гласит известный стих. И синица об этом знает. Она любит петь зимой. Скорее и зимой и весной. Только песни её разнятся…

Репертуар у каждой птицы свой. Некоторые виды синиц знают по десять песен различных типов.

Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. Гнездо синица любит закрытое. Особенно ей нравится дом-дупло, выдолбленное дятлом.

Но иногда синицы гнездятся в стволах или пнях гнилых, трухлявых деревьев, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнезд довольно наглых воробьёв.

Воробей

Воробьи встречаются повсюду. Обычный домовой воробей — не перелётная птица, по земле передвигается скачками, людей не боится. Внешний вид — самый обычный, верх головы серый, горло и верхняя часть груди черные, с пестринками. Плавать, бегать по земле, петь воробьи не умеют. Но они мило чирикают.

Воробьи неплохо летают. Воробьи выкармливают ежегодно один-два выводка птенцов насекомыми, уничтожая в день не по одной сотне вредных мушек, комаров, бабочек, жуков, гусениц. То есть выходит, что пользы от них для наших садов, огородов и полей куда больше, чем вреда. Иногда воробьи начинают просто разбойничать.

«…В конце лета стайкой летают бродяги-воробьи. Увидят посев подсолнуха, усядутся поудобнее и давай семечки клевать. Иной раз отдельные шляпки почти начисто вылущат. Или залезут в сад к поспевшим ягодам. Всё попробуют: и малину, и клубнику, и смородину«.

Сорока

У сороки есть прозвище — белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у сороки хвост — длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.

Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе сороку можно безошибочно определить по голосу с типичным звучанием «ча, ча, ча». Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса.

Корм сорок разнообразен. Во время выкармливания птенцов сорока не только ест мелких млекопитающих, насекомых, гусениц и разных других мелких животных, но и разоряет гнёзда других птиц. Кроме того, она охотно употребляет в пищу различные ягоды, фрукты, злаки.

Ворона

Эту птицу, наверное, видели все и слышали ее громкий, пронзительный голос. Ворона — довольно крупная птица. По земле она важно вышагивает, но иногда смешно подпрыгивает.

Наряд у вороны скромный: черная голова, крылья и хвост. Остальное — серое. Клюв большой, крепкий.

Вороны превратились в настоящих городских жителей. Их большие гнезда можно увидеть на высоких деревьях в парках, вдоль дорог. Питаются всем, что найдут на улице.

Можно сказать, что вороны — «санитары»: подберут все отходы и отбросы. Но кормятся вороны не только тем, что раскопают в мусорных баках. Они уничтожают вредных насекомых, мышей. Умеют даже ловить рыбу. Не прочь полакомиться яйцами из чужих гнезд.

Всем знакомо воронье карканье. Часто говорят: «Ворона каркает зимой к морозу, а летом к ненастью».

Оказывается, вороны могут подражать голосам других птиц, стуку дятла. Могут мяукать, лаять и даже скрипеть, как дверь. Прирученные вороны не хуже попугаев произносят слова человеческой речи.

Вороны очень умны. Они размачивают в лужах сухие корки хлеба, разбивают орехи, бросая их с высоты на асфальт. Ученые установили, что вороны умеют считать до пяти! И легко отличают человека с ружьем от человека с обычной палкой.

А еще вороны неравнодушны к блестящим вещам — часам, серьгам, украшениям, частенько воруют их, прячут в гнездах или в других тайниках.

Для ночевки вороны собираются в стаи и летят в парк или на опушку леса. И долго устраиваются на ветках, каркают, словно рассказывая друг дружке, что интересного произошло за день.

Гнезда у них большие и прочные. Вместе с ветками вороны вплетают в гнезда кусочки проволоки. Утепляют гнезда пухом, мхом, тряпками и шерстью, которую ловко выклевывают из шкур лохматых собак.

Дятел

Зимой в лесу тихо, но где-то вдали раздаётся короткий, отрывистый стук — это работает в своей «кузнице» пёстрый дятел. Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые и сосновые шишки, засовывает их в расщелину, а потом раздалбливает шишки и достаёт языком из-под чешуек семена. Расклюёт одну шишку — летит за другой. Поэтому на снегу под «кузницей» дятла валяется целая куча пустых шишек.

Питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках. Дятла называют лесным доктором. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые-вредители — и лес будет жить.

Дятел клювом-долотом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Своим крепким клювом дятел несколько дней долбит дерево, пока не получится дупло. Дупла, выдолбленные им, долгие годы служат для гнездования других птиц.

Щегол

Щегол — одна из самых красивых птиц, встречающихся в лесах. В оперении этой пташки бросаются в глаза красный лоб и горло, а также ярко-желтые полоски на черных крыльях. За такой праздничный, щегольский наряд птицу и назвали «щеглом».

Осенью и зимой щеглы ведут кочующий образ жизни, дальних перелетов не совершают.

Селятся щеглы в уютных рощицах, фруктовых садах, неподалеку от пышных кустов или зарослей бурьяна. Особенно он любит открытую местность с рощами и перелесками, с большими фруктовыми садами и зарослями бурьяна по соседству, на которых он охотно кормится. Здесь в середине мая, когда начнут пушиться тополь и ива, щегол приступит к строительству гнезда — качественному сооружению с плотными стенками из стебельков, скрепленных паутиной. Снаружи гнездо тщательно замаскировано мхом, лишайником, берестой и корой в тон дерева, а внутри дно выстилается мелкими перышками, шерстью, конским волосом. Еще одна важная особенность гнезда щегла: располагается оно далеко от ствола и высоко от земли.

С приближением зимы стаи откочевывают к югу. Всю зиму они питаются семенами, преимущественно ольхи и березы, но любимый их корм — это семена репейника и чертополоха. Там, где нет этих сорных трав, нет и щеглов или они очень редки.

Песня у щегла довольно громкая, приятная, разнообразная и чрезвычайно веселая и задорная. За свое пение он в большом почете у любителей певчих птиц. Выразить песню щегла словами очень трудно. Она представляет собой довольно пестрый набор совершенно своеобразных звуков. Щегол поет ее, сидя на ветке или на вершине высокого куста. Поющий щегол во время пения ведет себя подобно канарейке, поворачиваясь вправо и влево.

Клест

Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Но не только своим клювом-крестиком знаменит клёст! 

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.

Строят клесты  свой зимний домик для птенчиков – свое гнездо из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстью и перышками. Толстые стеночки должны быть у этого гнезда, чтобы малыши в нем не замерзли.

Клесты  очень дружные птички. Они любят летать стайками и всегда строят гнезда там, где много шишек с семенами. Но как захочет пара вывести птенцов – улетает из стаи, гнездо делает и живет в нем. А как клестята подрастут, то возвращается семья с клестятами в общую стайку. Стайкой легче прокормиться и выжить в лесу.

У клестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики». Догадались, почему? Да, они яркие как попугайчики, у них тоже есть крылья, лапки, голова, хвост, они тоже умеют летать. А еще клесты как и попугаи могут лазать по веточкам даже висеть вниз головой!

Клесты до конца семена из шишек никогда не выклевывают. Чуть-чуть семян склюют, а остальные оставят в шишке. А шишку после еды на землю роняют. И поэтому можно сказать, что клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают.

Свиристель

Зимой в лесах можно услышать звонкое «свири — свири — свири» — так поёт небольшая птица, размером со скворца. Наверное, из-за своей песни она и получила название «свиристель».

Свиристель — красивая птица. Оперение плотное, шелковистое. Спинка тёмная, коричневая. На крыльях и хвосте заметны яркие полоски белого, чёрного и жёлтого цветов. Под клювом и около глаз чёрные пятнышки. А на голове украшение — большой хохолок серовато — розового цвета.

Питаются свиристели семенами и ягодами, ловят комаров, мошек и других насекомых. Во время зимних кочёвок стайки свиристелей могут надолго, иногда и на всю зиму, задержаться в тех местах, где много пищи — ягод рябины, калины, боярышника, шиповника, барбариса и другого лакомства.

Но весной свиристели возвращаются к местам гнездования, в северные районы. Гнёзда птицы строят на высоких деревьях. Это довольно — таки крупная постройка из сухих веточек, пучков лишайника, мха. Внутри тёплая и мягкая подстилка из пуха и перьев.

Голубь

Голубь — это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими когтями на них. Когтями он крепко цепляется за деревья, чтобы не упасть. Еще у этой птицы красивые, длинные и острые крылья.

Голуби могут жить не только на воле, то есть на улицах города, в лесу, скалах, но еще и у человека. Человек строит птицам хороший дом — голубятню или клетку. Люди, которые разводят голубей, называются голубеводами. А вот городские голуби живут под крышами домов, на чердаках или строят себе гнезда на деревьях.

Существует много разных пород голубей, но те, которые обитают в городе, называются сизарями. Они красивого голубоватого цвета — сизого, хотя нам кажется, что они серые. А как красиво переливаются цвета на их шее — и изумрудный и лиловый.

Бывают почтовые голуби. Раньше они разносили почту. Домашнего голубя брали с собой в дальнюю дорогу, а если нужно было написать письмо домой, то к его лапке привязывали письмо, свернутое в трубочку, и отпускали. Голубь прилетал домой вместе с письмом.

Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения, ягоды. А в городе все, что найдут съедобного на улице. Городским птицам очень тяжело зимой, потому, что вся еда осталась под снегом — поэтому так важно кормить птиц зимой. Еще голуби пьют много воды, чтобы быстрее размягчалась твердая пища.

Как живут птицы зимой?

Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

Наверное, ты часто видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Оказывается, птицы не летают в мороз,  потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.

Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.

Птичьи кормушки

 Однажды Ариша выбежала с ребятами на улицу поиграть в снежки. Поглядела вокруг: на белую улицу, на белые крыши, на белые деревья – и призадумалась.

   — Послушайте, ребята. Видите, сколько снегу навалило? В такую снежную зиму птицам очень плохо: им совсем негде добывать корм. Мы должны им помочь, им нужны кормушки.

   — Да ведь у нас есть кормушки возле школы!

   — Птиц много, а кормушек мало, — ответила Ариша. – Вот если бы у нас во всех дворах кормушки были!

   Когда ребята шли из школы домой, то у них только и разговоров было что о кормушках.

   — Я живо  кормушку сделаю, — сказал Митя, — мне это недолго!

   — И я сделаю! – закричал Паша.

    Не прошло и двух дней, как у всех  ребят уже висели во дворах птичьи кормушки.

Л.Воронкова

Воробей

Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит — кто-то чирикает: Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге.

Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.

— Смотри-ка, папа, — закричал Никита, — воробей не настоящий!

А папа говорит:

— Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал. И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит — есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, — он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал:

— Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.

— Ты крыльями вот так маши, — сказал Никита и показал руками, как надо летать. А воробей ускакал под комод.

Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями.

Полетел воробей!

Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.

— Плохо ты ещё летаешь, — говорит ему Никита. — Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.

Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь — свалился.

Видно, надо его ещё кормить. На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.

Воробей через кирпич перелетел.

Через пенёк перелетел.

И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.

А на следующий день он и через забор перелетел.

И через дерево перелетел.

И через дом перелетел.

И совсем от Никиты улетел.

Вот как здорово научился летать!

Е. Чарушин

Воробышки

На дворе морозище
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки.
Что весна не скоро.

Что в морозы лютые
Плохо греют шубки…
Я принес воробышкам
На тарелке крупки:

— Кушайте, воробышки.
Кушайте, хорошие!
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.

Но сказала мама:
— Воробей ведь маленький.
Сразу, как запрыгает, —
Потеряет валенки.

В.Звягина

Воробей

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

Ворона

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны…

Н.Рубцов

 Синички

Мерзнут лапки у синичек,

Плохо им без рукавичек!

Да и голодно в мороз-

Я им семечек принес:

— Посмотрите-ка сюда,

Это вкусная еда!

На ладонь ко мне садятся,

Греют лапки. Не боятся!

Б. Поляков

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна, —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А.Яшин

Зимние гости
Смастерили мы кормушки 
Для голодных зимних птиц:
— Прилетайте к нам, подружки, 
Стайки резвые синиц!

Снегири, за ними следом 
К нам спешите под окно! 
Мы накормим вас обедом — 
Есть и просо и пшено.

Галку, черную как сажа, 
Мы не будем прогонять. 
Воробью-плутишке скажем:
— Только, чур, не воровать.

А сороки-стрекотушки 
Знай, кричат:
— И мне! И я! 
Собирайтесь у кормушки, 
Все пернатые друзья!
Ю.Никонова

Свиристели

К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Пусть метель, как старый мельник,
Белит сосны, белит ельник
-Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник…
Есть крушина, есть калина,
А в колхозе, у овина,
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели свиристели.
Заскрипели, засвистели…
Все до ягодки поели. 

                А. Барто

Снегирь

Ты откуда? Ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

— Облетел я всю Сибирь.

— Как зовут тебя?

— Снегирь.

М. Лапыгин

Прилетайте под окно…

Снег-снежок, снег-снежок

Весь в следах от птичьих ног,

Воробьи вокруг скакали,

Видно, корм себе искали.

Время трудное пришло:

Зёрна снегом замело.

Куцехвостая семья,

Наши гости и друзья,

Прилетайте под окно —

Есть в кормушках вам зерно.

Г. Бойко

Лесной доктор

Тишина, покой вокруг.

Вдруг я слышу: тук-тук-тук!

Кто стучит? И почему?

Ничего я не пойму

Вижу рядом, на осине,

Птица в темной шапке синей.

В свежей, чистенькой манишке,

Красных, шелковых штанишках.

Черный фрак — его наряд.

«Пёстрый дятел»,- говорят

Он стучит с утра до ночи.

Полечить деревья хочет.

Одолели короеды,

Нанесут деревьям беды.

Доктор – дятел, тут как тут.

Крепким клювом тук – тук- тук.

Клюв большой и острый очень.

Он кору, как шилом точит.

Из коры червей достанет,

Ветки сохнуть перестанут.

И деревья оживут,

Вновь весною расцветут

Знают звери все вокруг –

Дятел – лесу лучший друг!  
Игра «Угадай по описанию»

1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей)

2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синица)

3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел)

4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь)

5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест)

6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока)

7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона)

Р. Новикова

Формирование экологической культуры начинается с воспитания бережного отношения к природе и населяющим её животным. Особенно в поддержке человека в это время года нуждаются зимующие птицы. Дошкольников необходимо познакомить с пернатыми, а потом рассказать и показать, как помочь им перезимовать

Зимующие птицы

Цели: формировать у детей экологическую культуру, прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи
Развивающие:

  • Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
  • Совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
  • Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Образовательные:

  • Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах.
  • Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Материалы: картинки и фотографии зимующих птиц, аудиозаписи с пением птиц, кормушка, корм для птиц.

DSCF2017.JPG

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, узнаем, чем они питаются, как живут. Но вначале мы отправимся на птичью выставку. Экскурсоводами будут наши ребята-птицы.

Первый ребёнок. (Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением синицы и читает стихотворение.)
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится —
Поёт не уставая
Синица расписная. (Картинка с изображением синицы помещается на выставку-доску.)

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Дети слушают аудиозапись.) Синица — небольшая птичка с жёлтеньким брюшком и с чёрной шапочкой на голове. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Второй ребёнок. (Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением снегиря и читает стихотворение.)
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу. (Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску. Затем дети слушают, как поёт снегирь.)

Воспитатель. Снегирь — самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Третий ребёнок. (Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением сороки и читает стихотворение.)
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой сорока. (Картинка с изображением сороки помещается на выставку-доску. Дети слушают, как она «трещит».)

Воспитатель. Сорока-белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная: увидит что-нибудь блестящее — монетку или стёклышко — и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в своё гнездо.

DSCF2041.JPG

Четвёртый ребёнок. (Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением вороны и читает стихотворение.)
Особа всем известная,
Она — крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона, ворона… (Картинка с изображением вороны помещается на выставку-доску. Дети слушают, как она каркает.)

Воспитатель. Ворона — очень важная и горластая птица. Вороны бывают или полностью чёрного цвета, или чёрно-серого. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда играет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Пятый ребёнок. (Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением дятла и читает стихотворение.)
Дятел — врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели. (Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску. Дети слушают, как он стучит.)

Воспитатель. Дятел большую часть времени сидит на стволе дерева и стучит по нему клювом, извлекая насекомых. Дупло в стволе служит ему гнездом.

Шестой ребёнок. (Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением воробья и читает стихотворение.)
Чик-чирик, чик-чирик!
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует, зёрнышки ворует! (Картинка с изображением воробья помещается на выставку-доску. Дети слушают, как он чирикает.)

Воспитатель. Воробей — весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Впрочем, как и доверчивые голуби, которые тоже остаются с нами на зиму. Как воркуют голуби? (Гру-гру.)

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? (Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.) Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие.) А сейчас давайте поиграем.

DSCF2040.JPG

Игра «Какой птички не стало?»

Ход. На доске — пять-шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало»? Дети смотрят и отвечают.

Воспитатель. Зима — очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц.) Вы знаете, что на нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады и парки.

Воспитатель. Важно ещё знать, что еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма им пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза. Воробьи, например, клюют овёс и пшено, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. И только вороны — всеядные птицы.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую — воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (Дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица.) А теперь пора поиграть.

Игра «На кормушке»

Ход. На столе лежат картинки птиц, дети походят, берут ту птицу, которая им понравилась, и садятся на своё место. Воспитатель читает стихотворение, и та птица, которая услышит о себе, «прилетает» на кормушку — садится на магнитную доску.

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке? (Дети перечисляют.) А как их назвать одним словом? (Зимующие.) (В конце занятия дети, по просьбе воспитателя, рассказывают, что им больше всего понравилось делать и что нового и интересного они узнали.)

Юлия Горбунова, воспитатель
МБДОУ  «Детский сад №1»,
г. Старица

  • Зимой 1981 года будучи в западном берлине сочинение по тексту гранина
  • Зимние сказки сергея козлова
  • Зимние сказки про животных
  • Зимовье читать русская народная сказка читать с картинками
  • Зимовье сказка читать 3 класс литературное чтение