Кошмаром моего детства была «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца. Познакомился я с ней в сборнике «Волшебные краски», и уже тогда ощутил холод, несмотря на добрые иллюстрации Виктора Чижикова. А потом она попалась мне в какой-то хрестоматии, где картинки были под стать повествованию, — черно-белые, показывающих старых людей, бредущих в сугробах по ночному лесу.
Бр – р – р…
Главное, я чувствовал, что «Сказка о потерянном времени» про меня, ибо учебе всегда предпочитал прогулку, труду – безделье, ни в одной секции не держался дольше недели занятий (туда же ходить надо). Больше всего пугал в «Сказке…» реализм, — внедрение злых волшебников, делающих детей стариками, в школьный быт. Ну и холод исходящий, — ночевка ребенка в лесу; город, где до него никому нет дела.
Мультик «Сказка о потерянном времени», снятый Кириллом Малянтовичем в 1978 году я даже смотреть отказался, а когда в рамках передачи «В гостях у сказки» пустили экранизацию Птушко через десять минут в страхе отошел от телевизора.
Лишь на днях решился я эту картину пересмотреть и понял, что больше всего меня напугал сказочный осенний лес, по которому шел злой волшебник в исполнении Сергея Мартинсона.
Действительно, зрелище не для слабонервных.
А вообще картина веселая, трюковая.
Только я задумался, а куда исчезли дети, которые там снимались? Что стало с ними, постаревшими, потерявшими время?
Вот об этом и поговорим.
Детей в сказку требовалось много. Во-первых, четыре героя школьника, становящихся стариками. Их сыграли Григорий Плоткин (в старом виде – Олег Анофриев), Вера Волкова (в старом виде – Людмила Шагалова), Лидия Константинова (в старом виде – Рина Зеленая), Михаил Кулаев (в старом виде – Савелий Крамаров). Во-вторых, четыре ребенка, в которых перевоплощаются злые волшебники. Их сыграли Евгений Соколов (в старом виде – Сергей Мартинсон), Сергей Карпоносов (в старом виде — Георгий Вицин), Зинаида Кукушкина (в старом виде – Ирина Мурзаева), Татьяна Донценко (в старом виде – Валентина Телегина).
Никто из детей звездой после фильма не стал, их даже не запомнили. Слишком мало экранного времени было героям отведено. Картина сделана на Олега Анофриева, и даже такие монстры как Рина Зеленая и Савелий Крамаров в «Сказке о потерянном времени» находились на экране в общей сложности минут пять.
Наибольший шанс проснуться после фильма знаменитым имел Гриша Плоткин. Он был выбран режиссером Тамарой Лисициан, которая планировала экранизацию сказки на Бориса Новикова. У Лисициан постановку увели, Новикова заменили Анофриевым, но похожего на Новикова Гришу Плоткина оставили.
Отснявшись, ученик английской спецшколы Плоткин продолжил штурмовать коридоры киностудий, мелькнув в фильмах «От семи до двенадцати» и «Королевская регата». А вот при поступлении во ВГИК его завернули, не помогли даже рекомендации.
В 1972 Плоткин эмигрировал с родителями в Израиль, оттуда перебрался в Америку.
Теперь говорит:
«С одной стороны, конечно, хотелось бы перевести те самые волшебные стрелки часов назад, в молодость. Но, с другой стороны, жизненный опыт и багаж, накопленные десятилетиями, тоже неизмеримы. Уже не говоря о том, что мы с женой вместе 30 лет и у нас пятеро прекрасных детей».
Самой заметной в плане актерства из детей, мелькнувших в «Сказке о потерянном времени», стала Лидия Константинова.
В 1977 она закончила Щукинское училище, играла в театре Вахтангова. Много снималась, но с фильмами не везло. «С весельем и отвагой» (1973), «Миг удачи» (1977), «Точка отсчета» (1979). Я вспомнил Константинову только в фильме «Две строчки мелким шрифтом» (1981), где она сыграла жену главного героя в исполнении Сергея Шакурова.
С театром дела обстояли лучше. В 2007 Константинова получила награду «Золотая подвеска» за роль Марины Цветаевой.
Евгений Соколов, сыгравший главного помолодевшего злодея, выучился на переводчика с немецкого языка и в 1977 эмигрировал в Канаду. Ведет колонки в монреальских журналах.
Сергей Карпоносов кастинг в сказку проходил вместе с братом Геннадием. Геннадий Карпоносов, как известно, стал олимпийским чемпионом, а Сергей после съемок еще раз пробовался у Птушко в «Сказку о царе Салтане», но не сложилось. Карпоносов закончил Плехановский институт, начальствовал на различных участках, с кино не связываясь.
Об остальных фигурантах вообще ничего не известно.
Только «Сказку о потерянном времени» то и дело показывают.
Фильм Александра Птушко «Сказка о потерянном времени» был снят в 1964 году по мотивам одноименной сказки Евгения Шварца. Правда, изначально экранизация была задумана режиссером Тамарой Лисициан – уже был написан сценарий, произведена раскадровка и подобраны актеры, когда руководство приняло решение «отдать» картину Птушко.
Сюжет повествует о третьекласснике Пете Зубове – лентяе, теряющем время зря. Этим и воспользовались злые волшебники, желающие вернуть себе молодость. Но фильм завоевал славу не только благодаря сюжету и его постановке, также тщательно был подобран и актерский состав. Как сложилась жизнь исполнителей главных ролей? Читайте в нашем материале.
Петя Зубов (молодой) – Гриша Плоткин
На момент съемок фильма Гриша был учеником элитной английской спецшколы. Взять мальчика в кино было решено из-за его внешнего сходства с Борисом Новиковым, который должен был сыграть постаревшего Петю Зубову. Но вскоре из-за тяжелой болезни актера режиссер принял решение искать другую кандидатуру. Фильм «Сказка о потерянном времени» стал потрясающим дебютом для Плоткина, впоследствии он сыграл еще в нескольких фильмах: «От семи до двенадцати», «ЧП в пятом «Б», «Королевская регата». После окончания школы мальчик решил поступить во ВГИК, но несмотря на свой актерский багаж, рекомендательные письма и блестящую роль Пети Зубова, Грише не удалось поступить.
Тогда родителями было принято решение эмигрировать в Израиль. Спустя некоторое время Гриша снова переехал, на этот раз в США, где и живет по сей день. Он снялся в нескольких голливудских боевиках. На данный момент юная звезда советского фильма живет в Лос-Анджелесе. За все это время Григорий был в Москве только один раз, в 2000 году.
«С одной стороны, конечно, хотелось бы перевести те самые волшебные стрелки часов назад, в молодость. Но, с другой стороны, жизненный опыт и багаж, накопленные десятилетиями, тоже неизмеримы. Уже не говоря о том, что мы с женой вместе 30 лет и у нас пятеро прекрасных детей. Счастье быть их отцом и другом я бы не променял ни на какие годы возврата назад», – вырезка из колонки Григория Плоткина, опубликована в журнале «Русский пионер №58».
Петя Зубов (взрослый) – Олег Анофриев
Олег Анофриев известен зрителю не только по своей актерской игре – он исполнил множество песен для художественных картин, сказок, мультфильмов, которые знает каждый советский человек. Среди них – «Есть только миг», «Не вешать нос», «Ничего на свете лучше нету», «Я на солнышке лежу», «Спят усталые игрушки».
Начиная с 1990-х годов Олег Анофриев перестает сниматься в кино и переезжает из Москвы в подмосковную деревню. А уже в 1992 году состоялся его дебют как кинорежиссера. Он поставил фильм «Быть влюбленным» с Галиной Польских, Александром Лазаревым и Светланой Немоляевой. Чуть позже Олег Анофриев получил работу телеведущего нескольких передач, а в 2004 году ему было присвоено звание Народного артиста России.
Со своей единственной супругой, Натальей Отливщиковой, актер познакомился еще в середине 1950-х и с тех пор влюбленные ни на миг не расставались. У них родилась дочка Маша, которая подарила трех внучек. Наибольшее счастье Олег Анофриев испытал, когда одна из его внучек родила правнука Олега. Мальчик оказался первым мужчиной, рожденным в семье актера за последние 80 лет. Ему Анофриев даже посвятил стихи, где есть строчка: «От Олега до Олега ровно 80 лет».
К сожалению, на протяжении всей жизни Анофриев страдал от ишемической болезни сердца. В 35 лет он перенес инфаркт, а в 2007 году ему была сделана операция аортокоронарного шунтирования. Актер скончался 28 марта 2018 году на 88-м году жизни.
Прокофий Прокофьевич (взрослый) – Сергей Мартинсон
До роли Прокофия Прокофьевича Сергей Мартинсон уже успел сыграть в полсотни фильмов и был состоявшимся актером. Он родился в семье русской дворянки и шведского барона, поэтому с самого детства посещал ведущие театры, занимался музыкой, французским и немецким языком.
Окончив Институт сценических искусств в 1923 году, Сергей Мартинсон начал выступать в эстрадных театрах Петрограда, трижды становился ведущим актером труппы Театра Мейерхольда. Много работал в мультипликации и, хотя сам себя комиком не считал, за пределами Советского Союза его называли русским Чарли Чаплином.
Всего актер был женат трижды. Первой супругой стала его однокурсница Екатерина Ильина, в этом браке родилось четверо детей, но выжил лишь один ребенок – дочь Анна. Следующей избранницей стала балерина Елена Добржанская, у пары родился сын, однако впоследствии женщину репрессировали, а сын выбрал криминальный путь. Последней женой стала Луиза, с которой Сергей познакомился на съемочной площадке. У супругов родилась дочь Наталья, но и этот брак распался.
Сергей Мартинсон умер 2 сентября 1984 года в возрасте 85 лет.
Андрей Андреевич (взрослый) – Георгий Вицин
О таком актере, как Георгий Вицин, знал весь Советский Союз. До роли в «Сказке о потерянном времени» широкую известность Георгий получил благодаря образу Труса в комедиях Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики».
Впоследствии актер сыграл еще во множестве фильмов и озвучил десятки мультгероев, самым известным из них стал домовенок Кузя. Сам актер признавался, что ему больше нравится играть комедийных актеров.
«Я мог бы и вызвать слезы, я даже знаю, какой материал взять, но мне это больно, скучно. Не то что скучно, а это неестественно… Вот так бередить в себе какие-то глубокие личные… переживания – потому что нельзя врать. Значит, надо копаться на своем собственном багаже. А это мне не хочется, это трудно. И потом, я считаю, что горя у всех людей много – ну что стараться их вызывать на переживания. А юмор это естественная потребность человека. Человек всегда любит посмеяться», – говорил Георгий Вицин.
Интересно, что актер настолько натурально изображал алкоголиков, что среди зрителей ходило мнение, что в реальной жизни он также любит прикладываться к бутылке. На самом деле Вицин совсем не употреблял алкоголь и не курил, наоборот, любил заниматься йогой, вел здоровый образ жизни и не ел мяса.
Первой избранницей актера стала жена руководителя труппы Николая Хмелева – Надежда Тополева. Женщина была в два раза старше Георгия, но ответила ему взаимностью. Вместе они прожили более 15 лет, пока Вицин не встретил свою главную любовь, Тамару Мичурину – племянницу биолога Ивана Мичурина. С ней он прожил до самой смерти, хотя и не забывал о Надежде Тополевой – привозил ей продукты и лекарства.
Несмотря на здоровый образ жизни, у Вицина были проблемы с сердцем, печенью, легкими и почками. Он скончался 22 октября 2001 года на 85-м году жизни.
Авдотья Петровна (взрослая) – Валентина Телегина
Донская казачка Валентина Телегина еще с самого начала своей карьеры зарекомендовала себя как исполнительница ролей простой русский женщины, русской матери. Такой актриса была и в жизни, во время Великой Отечественной войны Валентина улетела на остров Эзель, оказавшись в глубоком тылу врага. В паузах между концертами она вместе с другими артистами Балтфлота помогала санитарам, возила продукты и готовила еду для солдат. А когда актерскую труппу было решено эвакуировать с острова, Валентина отказалась, отдав свое место раненому офицеру.
После войны Валентина Телегина не отступала от своего амплуа, играя привычные для себя роли. Лишь в 1958 году она сыграла двух отрицательных персонажей, но сама Телегина не любила эти роли. Так же, как и не любила свою роль в «Сказке о потерянном времени». Она считала, что образ Авдотьи Петровны получился картонным и неискренним. Впоследствии актриса сыграла еще в трех десятках фильмов.
У Валентины была единственная дочь – Надежда. У Нади были проблемы с алкоголем, она постоянно ругалась с матерью, наладить отношения удалось лишь перед смертью актрисы. Валентина Телегина скончалась 4 октября 1979 году. Причиной смерти стала астма и диабет, которые давали большую нагрузку на сердце.
Маруся (взрослая) – Людмила Шагалова
Людмила Шагалова получила свою популярность благодаря роли Вали Борц в фильме «Молодая Гвардия», а в 1964 году она сыграла матушку чиновника в комедии «Женитьба Бальзаминова». В кино актриса дебютировала еще в возрасте 14 лет – в фильме «Семиклассники».
Людмила Шагалова сыграла в большом количестве фильмов комедийного и драматического жанров, а роль Елены Аркадьевной в лирической комедии 1987 года «Где находится нофелет?» стала одной из последних. В 2000 году актрисе сделали операцию на глаза, после которой она ослепла и перестала выходить на улицу.
Людмила Шагалова была замужем за кинооператором Вячеславом Шумским, у супругов был единственный сын Геннадий, который пошел по стопам своих родителей. Актриса умерла в 2012 году, спустя год после смерти своего супруга.
Надя (взрослая) – Рина Зеленая
Рина Зеленая начинала свою карьеру на эстраде в качестве профессиональной певицы, но затем полностью посвятила себя театральной карьере. Актриса исполняла довольно эксцентричные роли в пародийных пьесах, частушки, выступала на радио, где декламировала стихотворения и рассказы для детей.
Первой звуковой картиной в истории отечественного кино стала «Путевка в жизнь», куда Рину Зеленую пригласили петь блатные куплеты. Особенно запоминающейся стала роль домработницы в фильме «Подкидыш», а в 60-70-х годах актриса часто появлялась в детских сказках, одной из них и стала «Сказка о потерянном времени». Последней ролью актрисы стала роль миссис Хадсон в сериале о Шерлоке Холмсе.
Первым мужем Рины Зеленой стал юрист Владимир Блюмельфельд, но из-за большой разницы в возрасте супруги вскоре развелись, хотя и остались друзьями. Вскоре у актрисы начался бурный роман с журналистом Михаилом Кольцовым, но узнав, что избранник женат, Рина прекратила отношения. После чего актриса и встретила главного мужчину в своей жизни – архитектора Константина Топуридзе. Его смерть Рина Зеленая переживала особенно тяжело, хотя и не пришла на похороны супруга. Актриса ненавидела это мероприятие, как и поминки.
В последние годы жизни у Рины Зеленой развился астигматизм, который лишил ее зрения. Она также тяжело передвигалась из-за сломанного бедра. Но причиной смерти стал рак, который начал развиваться еще в середине 60-х годов. Рина Зеленая скончалась 1 апреля 1991 года на 90-м году жизни.
Вася (взрослый) – Савелий Крамаров
В возрасте 16 лет Савелий Крамаров остался полной сиротой, он неважно учился, а вместо уроков посещал кинотеатр, куда его бесплатно пропускала соседка по коммунальной квартире. Именно это и повлияло на его дальнейшую судьбу. После окончания школы Савелий пытался поступить в театральный институт, куда его не приняли. А в 1954 году во время обучения в Московском лесотехническом институте он поступил в Центральный Дом работников искусств, в театральную студию «Первый шаг».
Первым фильмом, в котором снялся Савелий Крамаров, стал фильм «Ребята с нашего двора», а после картины «Друг мой, Колька!» актер получил признание. Огромный успех принесла роль в фильме «Неуловимые мстители». А к началу 70-х годов Крамаров снялся более чем в 30-ти фильмах. Особенно популярной стала роль Косого в фильме «Джентльмены удачи». В 1972 году Савелий Крамаров наконец смог поступить в ГИТИС на актерский факультет, а спустя два года получил звание «Заслуженный артист РСФСР».
Однако круг общения и дядя, эмигрировавший в Израиль, поставили точку на его карьере. Тогда актер решил тоже переехать в Израиль, но его не выпустили из СССР – ведь он снялся более чем в 40 фильмах, которые в случае его эмиграции должны были изъять из проката. Чуть позже Савелий Крамаров принял решение написать письмо президенту США Рональду Рейгану, в котором пожаловался на свою судьбу. В итоге актера выпустили и он выдвинулся в Израиль, но в Вене его встретил импресарио Виктор Шульман, организовавший ему гастроли в Европе, Америке, Австралии, Японии и Израиле. В 1982 году Крамаров переехал в США, где снялся в фильмах «Космическая одиссея 2010», «Оступившийся парень», «Москва на Гудзоне». В течение следующих 10 лет он сыграл еще в девяти фильмах.
Актер был женат три раза. Первой супругой стала однокурсница из ГИТИСа – Людмила. В 1986 году актер женился во второй раз. В этом браке у него родилась дочь, которую было решено назвать в честь матери Савелия – Басей. Последней женой актера стала Наталья Сирадзе, которая была на 21 год младше него. С ней Крамаров прожил всего лишь полгода до смерти.
Савелий Крамаров был очень суеверным человеком и боялся заболеть раком. К сожалению, его опасения сбылись – в 1995 году он почувствовал боль в левой стороне живота, тогда у него обнаружили рак сигмовидной кишки. Актер прошел большой курс химиотерапии, который отрицательно сказался на его организме. У Крамарова случился тромбоз, затем инсульт, а 6 июня 1995 года на 61-м году жизни он скончался от повторного инсульта.
Tale about the Lost Time | |
---|---|
Directed by | Aleksandr Ptushko |
Written by | Anna Rodionova |
Starring | Grigoriy Plotkin Vera Volkova Lidia Konstantinova |
Cinematography | Samuel Rubashkin |
Music by | Igor Morozov |
Production |
Mosfilm |
Release date |
|
Running time |
76 minutes |
Country | Soviet Union |
Language | Russian |
Tale about the Lost Time (Russian: Сказка о потерянном времени, romanized: Skazka o poteryannom vremeni) is a 1964 Soviet fantasy film directed by Aleksandr Ptushko. It is based on a tale by Evgeny Schwartz.[1][2]
Plot[edit]
The protagonist, third-grader Petya Zubov, is first shown as a lazy boy who is wasting time. After waking up in the morning, he walks around the city, as he is not worried about arriving late for school. Once upon a time, four evil wizards, whose main mission in life is to do bad to people, realize that they are old and cannot work the way they used to. They decide to regain their youth. To do this they must find a few young lazy children to collect time that is spent ineptly, and then use it to make and eat flatbread.
The wizards set out on a quest. They manage to find children who are wasting their time (including Petya), and to collect their lost time into sacks. After that, the children instantly age. The wizards make flatbread from flour and add the collected time. However, they eat more than necessary, and they turn into children. After coming to school, Petya sees that he has grown old. However, he thinks he is just still asleep. After deliberating, he decides not to wake up yet. After seeing his class and introducing himself as his own grandfather, he goes to the city, where he tries himself in various adult roles, which end in failure because he is not well-versed in anything.
He decides to wake up and discovers that he cannot. Even his own mother cannot recognize him. Only his dog Druzhok still comes to him. Lacking money, Petya decides to go with his dog to the forest where no humans have ever set foot. Thus, he enters the Magic Forest, where evil wizards live. Reaching their dwelling, Petya finds nobody at home. Entering the empty house, he talks to the magic cuckoo clock and gives it water, which the wizards never did.
The cuckoo agrees to help Petya back to his former state and explains to him that it is merely necessary to turn the hour hand on the wizard’s watch back three times, while chanting the spell. The spell will be broken, and the wizards will disappear. This should be done before sunset, but after this it will be impossible to remove the spell. Petya learns from the cuckoo that two girls and one boy who turned into old people, and if Petya turns the arrow without their presence, he will turn into a boy, but they will never return to their proper ages. Petya decides to first find the children, and then break the spell.
While the wizards are making dirty tricks, Petya and Druzhok look for and find the transformed children. The wizards realize that their spell is over and hurry home, trying to overtake the old men and hide the clock. A pursuit commences. All arrive almost simultaneously to the house of magicians. But Petya and the other enchanted children remove the spell and become children again, and the wizards disappear, and they all lived happily ever after.
The film plot is harder than the book (book is even shorter that The Nutcracker and the Mouse King and has only 3 mages/children) and short film.
Cast[edit]
Leading roles[edit]
- Grigory Plotkin – Petya Zubov, a pupil of the 3rd grade «B» (voiced by Maria Vinogradova)
- Vera Volkova – Marusya Morozova
- Lydia Konstantinova – Nadia
- Mikhail Kulaev – Vasya
- Oleg Anofriyev – old Petya
- Lyudmila Shagalova – old Marousia
- Rina Zelyonaya – old Nadia
- Savely Kramarov – old Vasya
Evil Wizards[edit]
- Sergey Martinson – Prokofy Prokofievich
- Georgy Vitsin – Andrey Andreevich
- Irina Murzaeva – Anna Ivanovna
- Valentina Telegina – Avdotya Petrovna
- Evgeny Sokolov – Prokofy Prokofievich after aging in reverse
- Sergey Karponosov – Andrei Andreevich after aging in reverse
- Zinaida Kukushkina – Anna Ivanovna after aging in reverse
- Tatyana Dontsenko – Avdotya Petrovna after aging in reverse
Supporting roles[edit]
- Yury Chekulaev – truck driver
- Vadim Grachyov – Maslyuchenko, police sergeant
- Yevgeny Morgunov – owner of «Moskvich»
- Grigory Shpigel – first aid doctor / apple buyer in a hat
- Eva Sinelnikova – cuckoo (voice)
Episodic roles[edit]
- Nina Grebeshkova – Marya Sergeevna, teacher of the 3rd grade «B»
- Margarita Zharova – a pie seller
- Muse of Krepkogorskaya – mother of Petya
- Alexandra Panova is an old woman with a string bag
- V. Ryabtseva – head of the department in the magazine «Murzilka»
- Zoya Fyodorova – aunt Natasha, cloakroom attendant at the school
- Zoya Vasilkova – Lisa, the saleswoman of apples (in credits as «Z. Chekulaev»)
- Sergei Romodanov – grandfather with a newspaper on a bench
- Ivan Ryzhov – Petrovich, foreman at the construction site
- Nikolay Yudin – fisherman
- Yan Yanakiev – Ivan Gurgenovich, Petya’s neighbor (in credits as «K. Yanakiev»)
- Marina Kuznetsova – Zina Kutiapina, the girl at the blackboard
- Yevgeny Eliseev – Kolya Makarov, Petya’s classmate
References[edit]
- ^ «Сказка о потерянном времени. Х/ф». Russia-1.
- ^ «Красная Мадонна». Moskovskij Komsomolets.
External links[edit]
- Tale About the Lost Time at IMDb
Tale about the Lost Time | |
---|---|
Directed by | Aleksandr Ptushko |
Written by | Anna Rodionova |
Starring | Grigoriy Plotkin Vera Volkova Lidia Konstantinova |
Cinematography | Samuel Rubashkin |
Music by | Igor Morozov |
Production |
Mosfilm |
Release date |
|
Running time |
76 minutes |
Country | Soviet Union |
Language | Russian |
Tale about the Lost Time (Russian: Сказка о потерянном времени, romanized: Skazka o poteryannom vremeni) is a 1964 Soviet fantasy film directed by Aleksandr Ptushko. It is based on a tale by Evgeny Schwartz.[1][2]
Plot[edit]
The protagonist, third-grader Petya Zubov, is first shown as a lazy boy who is wasting time. After waking up in the morning, he walks around the city, as he is not worried about arriving late for school. Once upon a time, four evil wizards, whose main mission in life is to do bad to people, realize that they are old and cannot work the way they used to. They decide to regain their youth. To do this they must find a few young lazy children to collect time that is spent ineptly, and then use it to make and eat flatbread.
The wizards set out on a quest. They manage to find children who are wasting their time (including Petya), and to collect their lost time into sacks. After that, the children instantly age. The wizards make flatbread from flour and add the collected time. However, they eat more than necessary, and they turn into children. After coming to school, Petya sees that he has grown old. However, he thinks he is just still asleep. After deliberating, he decides not to wake up yet. After seeing his class and introducing himself as his own grandfather, he goes to the city, where he tries himself in various adult roles, which end in failure because he is not well-versed in anything.
He decides to wake up and discovers that he cannot. Even his own mother cannot recognize him. Only his dog Druzhok still comes to him. Lacking money, Petya decides to go with his dog to the forest where no humans have ever set foot. Thus, he enters the Magic Forest, where evil wizards live. Reaching their dwelling, Petya finds nobody at home. Entering the empty house, he talks to the magic cuckoo clock and gives it water, which the wizards never did.
The cuckoo agrees to help Petya back to his former state and explains to him that it is merely necessary to turn the hour hand on the wizard’s watch back three times, while chanting the spell. The spell will be broken, and the wizards will disappear. This should be done before sunset, but after this it will be impossible to remove the spell. Petya learns from the cuckoo that two girls and one boy who turned into old people, and if Petya turns the arrow without their presence, he will turn into a boy, but they will never return to their proper ages. Petya decides to first find the children, and then break the spell.
While the wizards are making dirty tricks, Petya and Druzhok look for and find the transformed children. The wizards realize that their spell is over and hurry home, trying to overtake the old men and hide the clock. A pursuit commences. All arrive almost simultaneously to the house of magicians. But Petya and the other enchanted children remove the spell and become children again, and the wizards disappear, and they all lived happily ever after.
The film plot is harder than the book (book is even shorter that The Nutcracker and the Mouse King and has only 3 mages/children) and short film.
Cast[edit]
Leading roles[edit]
- Grigory Plotkin – Petya Zubov, a pupil of the 3rd grade «B» (voiced by Maria Vinogradova)
- Vera Volkova – Marusya Morozova
- Lydia Konstantinova – Nadia
- Mikhail Kulaev – Vasya
- Oleg Anofriyev – old Petya
- Lyudmila Shagalova – old Marousia
- Rina Zelyonaya – old Nadia
- Savely Kramarov – old Vasya
Evil Wizards[edit]
- Sergey Martinson – Prokofy Prokofievich
- Georgy Vitsin – Andrey Andreevich
- Irina Murzaeva – Anna Ivanovna
- Valentina Telegina – Avdotya Petrovna
- Evgeny Sokolov – Prokofy Prokofievich after aging in reverse
- Sergey Karponosov – Andrei Andreevich after aging in reverse
- Zinaida Kukushkina – Anna Ivanovna after aging in reverse
- Tatyana Dontsenko – Avdotya Petrovna after aging in reverse
Supporting roles[edit]
- Yury Chekulaev – truck driver
- Vadim Grachyov – Maslyuchenko, police sergeant
- Yevgeny Morgunov – owner of «Moskvich»
- Grigory Shpigel – first aid doctor / apple buyer in a hat
- Eva Sinelnikova – cuckoo (voice)
Episodic roles[edit]
- Nina Grebeshkova – Marya Sergeevna, teacher of the 3rd grade «B»
- Margarita Zharova – a pie seller
- Muse of Krepkogorskaya – mother of Petya
- Alexandra Panova is an old woman with a string bag
- V. Ryabtseva – head of the department in the magazine «Murzilka»
- Zoya Fyodorova – aunt Natasha, cloakroom attendant at the school
- Zoya Vasilkova – Lisa, the saleswoman of apples (in credits as «Z. Chekulaev»)
- Sergei Romodanov – grandfather with a newspaper on a bench
- Ivan Ryzhov – Petrovich, foreman at the construction site
- Nikolay Yudin – fisherman
- Yan Yanakiev – Ivan Gurgenovich, Petya’s neighbor (in credits as «K. Yanakiev»)
- Marina Kuznetsova – Zina Kutiapina, the girl at the blackboard
- Yevgeny Eliseev – Kolya Makarov, Petya’s classmate
References[edit]
- ^ «Сказка о потерянном времени. Х/ф». Russia-1.
- ^ «Красная Мадонна». Moskovskij Komsomolets.
External links[edit]
- Tale About the Lost Time at IMDb
Владимир (Вольф) Александрович Лифшиц — русский советский писатель, поэт, драматург, сатирик, сценарист.
Родился 23 октября 1913 года в Харькове. Семья часто переезжала — Ростов-на-Дону, подмосковное Петровское, Москва. В Москве в школе учился в параллельных классах и был дружен с будущим известным лётчиком Марком Галлаем. Окончив девятилетку, поступил в Ленинградский финансово-экономический институт, который окончил в 1933 году. Был рекомендован в аспирантуру, но как не имеющий стажа распределен в Иркутск, экономистом Промбанка. Но всё своё свободное время юный экономист писал стихи. Они у него очень хорошо получались. И он носил их в разные редакции газет и журналов — а вдруг понравятся и их напечатают?! Не отработав и года самовольно прервал работу и вернулся в Ленинград.
Владимир Лифшиц начал публиковать стихи в 1934-м, работал в редакциях журналов «Чиж» и «Звезда». Выступал главным образом как автор стихотворений для детей. Им написаны такие детские сборники стихов, как «Вот они какие», «Весёлый час», «В шутку и всерьёз», «Разговор», «Открытая тетрадь», «Взлётная дорожка», «Назначенный день», «Едем, плаваем, летаем», «Видел сам» и «Невероятное рядом». В1938-1939 гг. в Ленинграде при газете «Смена» возникло «Молодое объединение» поэтов. Там Владимир познакомился с Вадимом Шефнером, Анатолием Чивилихиным, Алексеем Лебедевым, Глебом Чайкиным, Михаилом Троицким и руководителем объединения — Александром Ильичем Гитовичем. А уже в 1939 году Лифшица принимают в Союз писателей СССР.
В 1941 году добровольцем, несмотря на бронь по инвалидности (у него было слабое зрение), поэт записался в народное ополчение. Был ранен, когда выводил остатки батальона из окружения. Затем был политруком пулеметной роты в 1-й Кировской дивизии, участвовал в боях, позднее служил в армейской газете «Боевая красноармейская». В 1944 году вновь стал строевым политработником, заместителем командира стрелкового батальона, принимал участие в окончательной ликвидации блокады Ленинграда. В сентябре 1944 года его ранили в бою, позже был демобилизован в звании капитана. Награжден орденами и медалями. В блокадном Ленинграде продолжал писать стихи, опубликовав сборники: «Баллада о черством куске», «На берегах Невы» — о беспримерной стойкости ленинградцев.
После войны Владимир Лифшиц выступает не только как поэт, но и прозаик, а впоследствии — и драматург. По следам военных событий им написаны две повести — «Петроградская сторона» и «Семь дней». В книге «Была война» собраны его лучшие прозаические произведения о Великой Отечественной войне.
С конца 1940-х годов жил в Москве. Выпустил около 30 книг стихов. Автор текстов песен ко многим известным советским кинофильмам, в том числе «Девушка без адреса», «Карнавальная ночь» (Песенка о хорошем настроении, Песня о влюблённом пареньке, Пять минут, Таня-Танечка), «Сказка о потерянном времени» и другим.
Преимущественно Лифшиц писал сценарии мультфильмов. Совместно с писателем Всеволодом Вишневским написал сценарий документального фильма «Ленинград».
Ну и, конечно, Владимир Александрович писал пьесы для театра кукол: «Кот Васька и его друзья», «Пять сестёр и Ванька-встанька», «Алёнушка и солдат», «Ищи ветра в поле». Одной из лучших постановок пьес Лифшица стал спектакль Государственного академического Центрального театра кукол имени С. В. Образцова — «Таинственный гиппопотам».
В 1948 году подвергся жестокой официальной критике.
Большой популярностью пользовались его стихи «Баллада о чёрством куске», «Датская легенда» и цикл «Стихи Джемса Клиффорда», в котором под маской вымышленного английского поэта была высказана правда о войне и о жизни в тоталитарном обществе. Широко известны были его сатирические стихи, появлявшиеся в «Литературной газете» под именем «Евгений Сазонов» (коллективный псевдоним).
Умер 9 октября 1978 года. Похоронен на Переделкинском кладбище.
Прекрасный поэт Владимир Лифшиц был смелым, мужественным и благородным человеком. Жизнь его была полна испытаний, он участвовал в самой страшной из бывших на земле войн. Будучи уже совсем не молодым человеком, он внес в поэзию свой основной вклад, который жив и по сей день. Его искренние, душевные стихи трогают нас до слез, дарят тепло, вселяют надежду.