Злодеи русских сказок кто

Наши предки передавали свои накопленные знания, опыт и традиции через народные мудрости. Проще говоря, они сочиняли мифы и рассказывали сказки. В них за кажущейся простотой языка скрывался глубинный смысл.

В нашем воображении сказка — это нечто доброе, светлое, волшебное. Да, добро всегда побеждает зло, но, согласитесь, ни одна уважающая себя сказка не обходится без яркого образа антагониста: Кощей Бессмертный, Баба Яга, кикимора болотная — все эти страшные персонажи хорошо знакомы нам с детства. Но так ли однозначна их «тёмная сторона»?

Сегодня мы собрали образы популярных страшных героев из русских традиционных сказок, которые скрывают в себе тайную мудрость. Через этих персонажей наши предки помогали детям постигать мир. Главной задачей «страшилок» было не запугать ребёнка, а научить его жить по правилам, в гармонии с природой и в мире с другими людьми.

Содержание:

  • Откуда взялись главные злодеи русских сказок?
    • Баба Яга — мудрая наставница, а не злая старуха
    • Змей Горыныч — воплощение природных сил
    • Зло, которое никогда не исчезает, — Кощей Бессмертный
    • Леший — древний экозащитник 
    • Водяной — страж источника жизни
  • Загадки для детей о нечисти из русских народных сказок
  • Почему детям нужно рассказывать о злодеях из славянских мифов и сказок?

Откуда взялись главные злодеи русских сказок?

Источник: russkaja-skazka.ru

Нечисти, которая испытывала крепость духа и силу героев и создавала им препятствия для достижения цели, отводилась в сказках особая роль. Такие поучительные истории готовили детей к взрослой, реальной жизни, в которой ничего не даётся легко — зачастую приходится преодолевать сложности, чтобы получить нужный результат.

Однако персонажи тёмных сил, дошедшие до нас в сказках, не всегда олицетворяли абсолютное зло. В образы нечисти закладывались глубокие смыслы, их происхождение уходило корнями в прошлое, связанное с верованиями и традициями.

В представлениях древних славян эти герои были тесно связаны с природными стихиями, таинственными и могущественными, а также с потусторонним миром, в который наши предки верили и который невозможно было познать. Они назначали «смотрителей» за разными уголками природы и быта, считая, что у всего должен быть хозяин: в воде — водяной, в доме — домовой, в бане — банник, в лесу — леший и т. п.

По прошествии времени, когда язычество сменилось христианством, многие образы претерпели трансформацию — они стали злобными, непривлекательными, страшными. Связано это с тем, что, с точки зрения христианства, существует только один Бог, а следовательно, никому, кроме него, поклоняться нельзя. Всех исконно славянских существ стали демонизировать, приписывая им негативные качества, — церковь не одобряла веру в таких существ, а значит, прежде традиционное задабривание домовых духов превращалось в грех, а домовой из заботливого покровителя становился опасным злым духом.

И всё же, несмотря на свои отрицательные качества, эти сказочные существа играли свою важную роль в воспитании детей.

Баба Яга — мудрая наставница, а не злая старуха

Источник: meme-arsenal.com

Из сказок мы знаем, что живёт Баба Яга в «избушке на курьих ножках», может пожирать людей, а одна нога у неё костяная. Баба Яга может превращаться в различных животных, предметы, природные явления. Казалось бы, эта коварная старуха — само воплощение зла. Но на самом деле у наших предков-славян она была хозяйкой леса и царства мёртвых, вход в которое она и охраняла. Именно потому, что она стояла на страже перехода из одного мир в другой, у неё была костяная нога (одна нога стояла в мире живых, а другая — в мире мёртвых). А её избушка считалась «пограничной заставой» — местом перехода в навь (подземное царство).

Баба Яга сторожила эту границу от посторонних. Зорко следила, чтобы туда просто так никто не проскочил. Не случайно, чтобы попасть к ней, нужно было произнести заклинание: «Избушка-избушка, встань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом». Двери избушки были повёрнуты именно так, чтобы войти в неё можно было можно только со стороны царства мёртвых, из темноты леса, где не нужны свет солнца, двери и окна.

Баба Яга могла помочь человеку попасть в иной мир, чтобы победить какого-то определённого злодея. Она могла дать в помощь чудодейственные подарки, например, клубочек, прокладывающий верный путь, или сани-самоходы.

Но перед этим она устраивала проверку на смекалку, смелость, загадывая загадки. Если герою не удавалось их разгадать, значит, он помощи не достоин, и стоит его «посадить на лопату да в печи изжарить». А если он проявлял находчивость, ум и сообразительность, то Баба Яга и дорогу нужную указывала, и волшебные предметы давала.

Вывод: для достойных героев Баба Яга могла стать мудрой наставницей. С ней можно даже подружиться. Нужно только стойко пройти все испытания, не бояться, но при этом быть всегда начеку, чтобы не угодить в печь!

Змей Горыныч — воплощение природных сил

Источник: schci.ru

Змей Горыныч — дракон, который дышит огнём и имеет несколько голов (в разных сказках их количество колеблется от трёх до двенадцати).

Имя Змея — Горыныч — происходит от слова «горы», по излюбленному месту обитания дракона — гор и скалистых пещер. У него длинный, как стрела, хвост и лапы с когтями.

«Прилетела туча, закрыла солнце красное, поднялся ветер великий и прилетел Змей Горыныч. Избы разломал, стога разметал, людей и скот в полон унёс» — в Змее Горыныче чувствуется особое могущество. Славяне одушевляли в нём природные явления: смерчи, ураганы. Это что-то необъяснимое, пугающее, но с чем можно справиться, имея силы и необходимые знания. В сказках Змей Горыныч один из главных соперников богатырей. И победить его сумеет только самый умелый, храбрый и выносливый.

В образе Змея Горыныча отражался страх наших предков перед природной силой, которую человеку невозможно подчинить, как любое стихийное бедствие. С ним шутки плохи. Победа над Змеем в сказках это прежде всего победа над своим страхом, умение быть наготове, не терять стойкости в трудную минуту.

Зло, которое никогда не исчезает, — Кощей Бессмертный

Источник: dic.academic.ru

Кощей Бессмертный, пожалуй, самый злобный и могущественный колдун. Он — зло во плоти, хранитель царства мёртвых, способный превратить в камень всё живое, сделать бесплодной землю, напустив на неё засуху. Смерть Кощея спрятана очень далеко: «На море-океане, на острове Буяне стоит дуб, на дубу — сук, на суку — сундук, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — игла, на конце иглы — смерть Кощея». Возможно, его бессмертие связано с тем, что смерть хранилась в яйце. А яйцо — это символ жизни и возрождения.

В образ Кощея вложен глубокий смысл: зло не исчезает бесследно, оно появляется вновь и вновь, но с ним можно и нужно бороться. Кощей коварен, он бросает вызов добрым героям. И побеждать его удаётся только самым сильным и упорным.

Леший — древний экозащитник

Источник изображения: mifolog.com

Леший — существо, которое славяне считали духом леса. Он мог быть добрым или злым, помогал людям или, напротив, вредил им.

В сказках Леший появлялся перед человеком в различных обличиях: зверя, растения, старца с седыми волосами, чудища с бородой, рогами и козлиными ногами. Но чаще он был похож на человека — его выдвала только путаница в одежде: лапти, надетые на разные ноги, и вывернутый наизнанку кафтан. Жил он обычно в непроходимом буреломе или дупле старого дерева. Мог показаться внезапно и так же исчезнуть.

Если человек приходил в лес с уважением к растениям, деревьям и зверям и не причинял зла природе, Леший его не трогал. Мог только немного подшутить над особо пугливыми. Но людей, приходивших с недобрыми намерениями, Леший пугал и наказывал: заводил в чащу, чтобы те заблудились и не смогли выбраться.

Наши предки верили, что Леший злится, когда в лесу шумят, кричат, свистят.

Его главная задача — следить за порядком и защищать свои владения. Хорошим людям, если они сами потерялись, он указывал дорогу из леса. Пастухам помогал за стадом следить, охотникам — поймать дичь. Иногда его нужно было просто по-доброму попросить о помощи, и Леший не отказывал.

Вывод: хоть в сказках Лешего и относят к нечисти, всё же он не является воплощением зла, а лишь воздаёт по заслугам. Если относиться с уважением к природе, бояться Лешего не стоит — он станет вам другом, а не врагом.

Водяной — страж источника жизни

Источник: schci.ru

В сказаниях древних славян Водяной — это дух, который живёт в разных водных источниках: озёрах, реках, болотах. Он обладает магической силой и часто ею пользуется. Наши предки считали Водяного хозяином водоёмов и относились к нему с должным уважением.

Внешне Водяной похож на человека: у него есть лицо, руки, большой живот, но кожа у него зелёная, а тело покрыто волосами из водорослей. У него есть хвост, а между пальцами — перепонки, как у лягушки.

По преданиям, у Водяного имелось собственное водное хозяйство, в котором обитали рыбы и некоторые водоплавающие птицы. Водяной заботился о чистоте и порядке на своей территории, а всех, кто мог причинить вред, наказывал. Например, дух мог утащить в своё подводное царство, если кто-то слишком бесился или веселился в воде, ругался или ссорился, говорил бранные слова. Но больше всего Водяной не терпел неуважительного к себе отношения. Таких людей он мог утопить или покалечить. А тех, кто его почитал, наоборот, одаривал.

Часто люди просили у Водяного совета, считая его мудрым существом, обладающим знаниями мироздания. Славяне признавали и преклонялись перед силой воды, понимая, что она не только даёт жизнь, но и отнимает её. А Водяной был владыкой этого водного мира. Прежде чем войти в водоём, зная, что там можно утонуть, славяне спрашивали разрешения Водяного. Строго запрещались купания по ночам.

Во владениях Водяного старались соблюдать строгие правила: не снимать с себя оберегов, не шуметь, не баловаться на воде. Пользуясь водоёмом, люди должны были соблюдать его чистоту и поддерживать в нём порядок. Тех, кто очищал берега от мусора и сорняков, Водяной мог наградить драгоценными подарками: золотом, жемчугом или серебром. В свою очередь, славяне также задабривали Водяного подарками, подношениями. Рыбаки, например, отдавали ему первый улов.

Вывод: как и Леший, Водяной охраняет природу. Бояться его не стоит тем, кто уважительно относится к любым водоемам.

Загадки для детей о нечисти из русских народных сказок

Источник: eksmo.ru

После того как вы расскажете детям о главных отрицательных героях русских сказок (которые, как мы выяснили, иногда совсем не отрицательные), развлеките их увлекательными загадками! Так посыл, который наши предки старались донести подрастающему поколению, закрепиться в памяти вашего ребёнка.

***

Что за странная старушка:

Дом — забавная избушка,

На куриных на ногах,

Путникам вселяет страх.

И хозяйка не проста:

Любит чёрного кота,

Зелье варит, топит печь,

Чтобы гостя в ней запечь.

Очень страшная на вид,

В ступу сядет — полетит.

Костяная есть нога.

Знают все —… (Баба Яга) 


***

Кто пугает нас до слёз?

Как пень в лесу он в землю врос,

Но вдруг, тряхнувши бородой,

Побрёл в лохмотьях, весь седой.

Не человек он и не зверь —

Хозяин леса, ты поверь,

И с ним повежливее будь,

Чтоб твой он не запутал путь,

В чащобу леса не завёл

И странный морок не навёл.

В край заманить медвежий

Легко умеет… (Леший)


Источник: skazki-basni.ru

***

Может жить в реке, болоте,

В озере его найдёте.

Правит водным миром он,

Очень страшен и силён.

Шумных игр с водой не любит,

Кто шалит, порою губит.

К себе ценит уваженье.

Если будет настроенье,

Может с вами, где пиявки

Поиграть немного в прятки.

Будьте бережны с водой,

Чтоб не злился… (Водяной) 


***

Он на золоте сидит,

Очень грозен его вид,

Сеет зло по всей земле,

Смерть хранит свою в игле,

Он коварный чародей,

Догадались, кто?… (Кощей) 

***

Кто приносит много бед,

Огненный оставив след.

Где дохнул — прошёл пожар,

Настоящий он кошмар:

Рубишь голову, и вот

Новая опять растёт.

Но не бойся, не робей.

Только в сказках злобный… (Змей (Змей Горыныч))


***

Нежным голосом поёт,

Словно манит и зовёт,

Только может обмануть

И в пучину затянуть.

Кто доверчив, очень прост

Не заметит её хвост,

Им она взмахнет, и вот

Вмиг исчезнет среди вод.

Не зови назад, не жалко,

Ведь коварная… (Русалка) 


Источник: russkaja-skazka.ru

***

Может жить она в болоте

И за печкой иногда,

Если вы её найдёте,

Не страшитесь, не беда.

Может бить она посуду,

Сбить с дороги вас в лесу,

Любит напугать повсюду

Бородавкой на носу.

Пошалит — и сгинула.

Кто это?… (Кикимора)


***

Что за странный старичок.

Затаился и молчок.

Дом умеет охранять

И порядок соблюдать.

Только чтобы в дружбе жить,

Вам не нужно его злить.

Будет в доме мир покой,

Если добрый… (Домовой)

Источник: pikabu.ru

***

Может он хвостом вертеть,

Жутко на него глядеть:

Он рогат и бородат,

Чёрен, страшен и мохнат,

Пятачок, копыта есть,

И лохмата его шерсть.

Распугает всех людей.

Догадайтесь поскорей,

Чья такая морда?

Ну, конечно,… (Чёрта)


***

В темноте сверкают очи,

Эта нечисть злая очень,

Ночью тёмной и глухой

На пути его не стой.

Ищет крови он напиться,

Для него она — водица.

Обходи ночной пустырь,

Караулит там… (Упырь)

Почему детям нужно рассказывать о злодеях из славянских мифов и сказок?

Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

Наши предки придумывали себе много существ, обитающих в разных местах: в домах,

банях, водоёмах, лесах и т. п. Многие из них были связаны с разными природными стихиями и явлениями. Зачастую существа вредили людям лишь тогда, когда те вторгались в их мир, нарушали установленный порядок или традиции рода. Они защищали свою территорию от чужаков, наказывали за трусость, глупость, неумение. Но если видели перед собой героев, наделённых силой, мудростью, знаниями, то могли одарить или стать помощниками.

Какие-то из представителей тёмных сил были более злые, какие-то менее, но именно благодаря им настоящие герои становились крепче, умнее и закалённее.

Русские народные сказки, знакомя детей с отрицательными персонажами, давали представления о реальном мире, в котором существовали зло и жестокость, боль и страх. Ограждать от таких знаний — значит подвергать ребёнка опасностям взрослой жизни, в которую он придёт неподготовленным и, следовательно, слабым и незащищённым.

Если бы дети не встречались в сказках с представителями тёмных сил, они бы не получили представления, что существует смерть, болезнь и прочие неприятности. Они бы не научились бороться со своими страхами, развивать ум и смекалку.

В наше время эти знания и навыки не потеряли своей актуальности. Детей стоит знакомить с такими героями сказок, объясняя их настоящую роль. Но не стоит ими пугать. Хоть наши предки и создавали эти образы, чтобы, порой, через страх научить детей не нарушать определённые запреты и соблюдать правила (осторожнее в лесу, на воде, в бане, у печи и т .п.), в современной жизни эти навыки можно привить другим путём, не опираясь на страх.

А ещё до детей важно донести идею, что любому человеку в жизни, как и добрым сказочным героям, приходится преодолевать трудности, крепнуть, набираться сил, знаний и опыта, чтобы побеждать. Русские народные сказки показывали, что добро всегда сражается с чем-то тёмным, злым. А если приложить усилия, то добро обязательно победит зло!

Источник фото обложки: иллюстрация И.Я. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная», 1900 г.

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

У колобка и курочки рябы были очень, очень плохие друзья. А вы знали, что русская народная сказка — это сплошное непотребство и насилие? Когда ревнители морали начинают жаловаться, что дети и подростки сейчас смотрят кровавое и зарубежное, вместо того чтобы припадать к чистым и светлым истокам родной культуры, становится понятно, что эти ревнители о родной культуре понятия не имеют. Фольклор не изучали, Проппа с Афанасьевым не открывали. Потому что русские народные сказки по кровавости, ужасности и похабству могли бы переплюнуть любой зомби-триллер. Современный человек знает лишь некоторые из них, да и то в причесанном и адаптированном виде, потому что и в Советском Союзе, и в Российской империи цензура позволяла печатать народные ужастики лишь в специализированной литературе для этнографов и фольклористов. Поэтому мы почти не знаем настоящих героев русских народных сказок, всех тех чудищ и страшилищ, которыми наши предки населяли свою реальность. Впрочем, не только наши. Согласно утверждению этнографа Дэниеля Бринтона, этим вообще грешили все народы на определенной стадии развития: для человека, «не имеющего научных представлений о мире, леса, воздух и темнота наполнены таинственными существами, которые всегда готовы навредить ему или услужить, но обычно — навредить, так что преобладающее количество этих созданий его фантазии — злокозненные существа». Давайте же познакомимся по ближе с некоторыми из этих очаровательных существ, которых до одури боялись наши прапрабабушки и прапрадедушки.

  • НАВКА

НАВКА

НАВКА

Или мавка. Обитатель мира «Навь» — славянской долины смерти, который, однако, имеет персональный ход в «Явь» — наш мир. Навкой стать довольно трудно. Для этого надо умереть некрещеным младенцем, причем желательно, чтобы тебя задушила родная мать. Навки могут выглядеть и как дети, и как взрослые люди.

Правда, привычка присасываться к женским грудям и пить из них молоко и кровь, «пока до скелета не усохнет баба», намекает на их мертвомладенческую сущность. Также навки иногда существуют в виде ворон, которые нападают на людей с целью выклевать им глаза.

Обычное же занятие навок — заводить людей в болото, топить их в омутах — в общем, всячески мстить за то, что те живые, а вот им, навкам, пожить так и не пришлось.

  • РУСАЛКА

РУСАЛКА

РУСАЛКА

Никогда не задумывался над тем, почему у Пушкина на ветвях дуба сидит русалка? Неудобно ей ведь было, наверное, с хвостом по дереву карабкаться? Но дело в том, что женщина с рыбьим хвостом — это европейская mermaid — морская дева, которую у нас просто стали переводить словом «русалка», хотя наши славянские русалки никаких хвостов не имеют и в принцев не влюбляются.

Это девушки и девочки, умершие насильственной смертью, самоубийцы и не получившие христианского погребения. Иногда они получают право выбираться на землю и заманивать на смерть молодых людей — утаскивать их под воду, щекотать до смерти, душить своими большими, длинными грудями, пить их кровь — словом, развлекаться по полной. В общем, те же навки, но тесно связанные с водой, потому что большая часть русалок — утопленницы.

У них очень белое тело, мертвые горящие глаза, острые черные зубы и длинные распущенные волосы. И да, сидеть на ветке дерева, поджидая или заманивая путника, для русалки дело самое естественное.

  • АНЧУТКА

АНЧУТКА

АНЧУТКА

Мелкий бес, квартирующий обыкновенно в овине или бане. Отличается прискорбным отсутствием пяток и не менее прискорбным извращенным чувством юмора. Вселяется в жертв, заставляя их визжать, хохотать, насиловать кур, плясать голыми, гоняться за соседом с топором и самокастрироваться подвернувшимся под руку серпом. Судороги у купальщиков тоже дело рук анчутки, который подкрадывается к ним невидимо и вцепляется в ногу.

В сказках иногда выступает договороспособным лицом и даже готов одарить героя за услугу. Но дары анчутки часто бывают порчеными, имеющими тайные гибельные свойства: «А из ларя выскочил конь-огонь, копытом залягал Ваньку вусмерть, обернулся зайцем, да и ускакал».

Но есть и хорошие новости: анчутка страшно боится собак и никогда не поселится на дворе, где есть это ужасное животное.

  • БИРЮК

БИРЮК

БИРЮК

Волк, имеющий внешность и повадки человека. Живет обычно в избушке недалеко от деревень, ведет почти человеческий образ жизни, даже огородничает понемножку. Но когда представляется возможность, то крадет малых детей и разнообразит ими свой рацион.

Характерные приметы бирюка: он одет в мохнатый полушубок даже в жару, у него нечесаные волосы и борода, он грязен, а в избушке его — развал и захламление. Также бирюк часто бывает немым.

  • ЛЕСОВИЦА

ЛЕСОВИЦА

ЛЕСОВИЦА

Про лешего ты, конечно, знаешь, а вот лесовица куда менее популярный в официально издаваемых сказках персонаж. Еще бы, ведь основное занятие лесовиц — подманивать мужиков, прыгать на них и умучивать сексом до смерти. При этом лесовицы обычно страшны собой до невозможности и имеют корявое деревянное лицо.

Впрочем, иногда они принимают образ молодых привлекательных девушек, чтобы подманить доверчивого дурака, но лесовмц всегда можно опознать по тому обстоятельству, что у них нет спины. Нет, мы не знаем, как это выглядит. Просто «заглянул он девке на зад — а спины-то у нее и нет!».

  • СТРИГА

СТРИГА

СТРИГА

Это ведьма, похищающая урожай и не оставляющая следов. Ее можно увидеть, если выйти утром в поле, не помолившись и не перекрестившись перед образами. Над посевами в воздухе будет висеть вниз головой страшная длинная женщина и отстригать колосья у спеющих хлебов. Впрочем, это последнее, что ты увидишь в жизни, так как таких подглядчиков стрига убивает своим ржавым ножом, срезая им голову, как колос.

Даже рассказывая о ней сказку, громко называть стригу «стригой» опасно: может наведаться ночью и отомстить. Поэтому если запретное слово уж очень нужно сказать, его произносят шепотом. А вслух ведьму именовали «пережинщицей».

  • БОЛИ — БОШКА

БОЛИ - БОШКА

БОЛИ — БОШКА

Если в лесу или на опушке ты встретишь старичка с грустными глазами, нищего и увечного, и он попросит тебя поднять его упавшую сумочку, развернись и дуй, чтоб пятки сверкали. Боли-бошка, также именуемый аукой, — дух леса, который очень любит кататься верхом. На людях.

Наклонившегося за сумкой (или за ягодой) он захватывает арканом, запрыгивает жертве на спину и стискивает ей голову волосяной петлей так, что та теряет сознание от страшной боли. После чего двуногий конь весь день скачет по лесу, везя на себе страшного всадника, а потом приходит в себя избитый, разодранный и исхлестанный в какой-нибудь невозможной глуши, не помня при этом, что с ним произошло.

  • ВОЛК — САМОГЛОТ

ВОЛК - САМОГЛОТ

ВОЛК — САМОГЛОТ

О волке-самоглоте — огромных размеров летающем монстре — сведений много, и, собранные воедино, они представляют нам вполне драматическое зрелище. С земли волка-самоглота воспринимают как черную тучу. Он может есть звезды, а также способен сожрать луну и солнце, которым потом приходится пробираться на свободу крайне неприличными путями. Впрочем, не все так фатально.

Известно, что «под хвостом у волка — большая баня, а в пузе — целое царство с городами и нивами». Он может выпить всю воду из реки зараз и тут же ее излить. Но волк-самоглот может принять и вид обычного волка, только очень крупного. В целом людям он не вредит, а иногда даже помогает героям — может поработать для них транспортом, как наземным, так и воздушным.

  • СОПЛИВЫЙ КОЗЕЛ

СОПЛИВЫЙ КОЗЕЛ

СОПЛИВЫЙ КОЗЕЛ

Древний бродячий сюжет «Амур и Психея» («Красавица и чудовище») в русском варианте был весьма макабричен и физиологичен. Девушку выдают замуж за страшного козла, у которого сопли висят по бороде до пола. Живет милый зверь в домике, обнесенном частоколом, который весь утыкан подгнившими женскими головами, причем один кол демонстративно пустует.

Девушка чешет козлу бороду, сопли утирает, встает перед ним как коза на четвереньки, терпит его огромное козлиное естество — словом, демонстрирует крайнее послушание. Козел, однако, и есть козел: пустующий кол его явно расстраивает. Поэтому он периодически отправляет жену погостить к отцу, а сам ходит подслушивать, не скажет ли благоверная неуважительного слова о законном супруге.

Сказка имеет два равно популярных финала. В первом — жена-таки не удерживается и начинает плакаться на тяжкую жизнь, тут козел врывается в горницу, праздничный стол загаживает соплями, а жене неверной голову долой — и на кол. Во втором варианте он возвращается домой и снимает козлиную шкуру, превращаясь в кудрявого красавца, с которым героиня живет долго и счастливо (о том, сохранен ли счастливой парой дизайн их забора, история умалчивает).

  • ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ

ЛИХО - ОДНОГЛАЗОЕ

ЛИХО — ОДНОГЛАЗОЕ

Одноглазая ведьма-великанша с одним глазом, как правило, невидимая. Часто живет под мостами. Заметив путника, прыгает ему на спину и так на нем и ездит годами. Человек чувствует, что на плечах его лежит невидимая тяжесть, у него болят кости и мышцы, плохо работают руки, он становится неловок и нетрудоспособен, так что беды одна за другой сыплются ему на голову.

Впрочем, в церкви ему становится полегче, но, как только он выходит за ворота, невидимое лихо, ожидающее во дворе, снова прыгает ему на спину. Путей избавления несколько, самый верный — уйти в монастырь. Можно также спихнуть великаншу кому-то, если человек добровольно, пусть и по пьяной лавочке, согласится «обменяться с тобою долями».

  • БУКАЧКА

БУКАЧКА

БУКАЧКА

Невидимое злое существо, портящее все хорошее, что встретит на своем пути. На красивую девушку нашлет волдыри, в квашню помочится, ребенка наградит лишаем, молоко сквасит, а свеженаточенную косу затупит. К счастью, обладает малой разрушительной силой, а то бы давно весь человеческий род извела.

Зато букачек много, и у особенно неудачливых семей обитает в дому своя собственная, искони к ним привязавшаяся. Поэтому все, за что они ни берутся, выходит криво, косо, плохо.

  • ОПЛЕТАЙ

ОПЛЕТАЙ

ОПЛЕТАЙ

Оплетай — это как бы человек, но у него всего одна рука и одна нога. Питается он нашей кровью, но особенности конституции у бедняги таковы, что ему приходится висеть на дереве, маскируясь под него, и ждать добычу. Если оплетаю повезет и под деревом присядет отдохнуть путник, тогда оплетай вытянет свою длинную-предлинную тонкую ногу и длинную-предлинную тонкую руку, дотянется, вопьется и высосет досуха.

Но самое страшное происходит, если оплетаю удается встретить другого оплетая. Тогда они… кхм… в общем, вступают в противоестественную, не одобряемую Роскомнадзором связь и становятся одним существом, уже с двумя ногами, двумя руками, силы и прыти немереной. В таком виде они легко догонят любого всадника и даже целую деревню могут обезлюдить.

К счастью, эректильная дисфункция в конце концов случается и у монстров: насытившиеся кровью и сексом оплетаи распадаются и расползаются — до следующей встречи.

  • ВОВА

ВОВА

ВОВА

Еще один профессиональный приноситель несчастий. Это покойник, не нашедший покоя и вымещающий зло на людях. Понять, что к тебе привязался вова, достаточно просто: он снится тебе и во сне над тобой издевается, грозит новыми бедами и ввергает в кошмары.

В отличие от букачки, вова — существо могущественное, он легко может убить человека. Но обычно он убивает не того, к кому прицепился, а членов его семьи, чтобы полюбоваться на горе своей жертвы.

  • ИГОША

ИГОША

ИГОША

Жертва выкидыша или родившийся мертвым ребенок. Так как некрещеных существ нельзя было хоронить за церковной оградой, их закапывали где придется. Вот неподалеку от своей неглубокой могилы игоша и обитает. Выглядит он в тот момент, когда желает показаться людям, младенцем без рук и без ног, смахивает на большую короткую змею с детской головой.

Игоша — дух довольно слабосильный, но зловредный, могущий наделать немало бед в доме, в том числе изводить младенцев. Поэтому ему нужно класть еду в особую миску, держать для него на столе особую ложку, а раз в год выкидывать ему за окно маленькие рубашечки.

  • МЕДВЕДКО

МЕДВЕДКО

МЕДВЕДКО

Нет, это не помесь медведа с креведко. Вообще, окончание «ко» в русских сказках часто намекает на волшебную, скрытую сущность персонажа: дедушко либо морозко лишь человекообразны, но людьми на самом деле не являются. Так вот, медведко — это полумедведь-получеловек.

Ест он людей, особенно детей. Но еще он очень любит похищать и насиловать девушек и девочек, самых красивых из них даже не пожирает после насилия, а утаскивает в свой медвежий дом для дальнейших развлечений. Кстати, «не садиться на пенек, не есть пирожок» должен был как раз не медведь, а именно медведко.

  • ЯЧИЧНА

ЯЧИЧНА

ЯЧИЧНА

Демон женского облика, обитающий в пустых, заброшенных домах. Чем дольше «изба стоит пустая, в землю врастая», тем тяжелее будет ее разобрать или отремонтировать, потому что ячична — дух незаселенного пространства — будет считать ее своей собственностью. Ячична пытается подражать людям. Может прийти, например, на посиделки с большой прялкой и прясть вместо шерсти солому. Либо начнет вдруг «среди бела дня носить из колодца решетом воду да лебеду поливать».

Выглядит она как большая странная женщина, у которой все не на своем месте: «Одна нога из го..на, другая наземня», «титки по ветру болтаются до земли», «нос на лбу, глаза как плошки»… Самое глупое, что можно сделать при встрече с ячичной, — это проявить к ней неуважение или, того хуже, посмеяться над ней. Ночью она вернется мстить, и удержать ее никак нельзя.

Но можно обмануть — например, надев на голову горшок, а на тело три тулупа. Ячична разобьет горшок и сдерет тулупы, удалившись в полной уверенности, что обезглавила и освежевала насмешника.

В былинном эпосе и фольклоре восточных славян Соловей-разбойник — демонический враг богатырей, который губил своим громким посвистом. Он сидит в гнезде, обычно на 12 дубах, невдалеке от проезжей дороги, ведущей в Киев, и никого не пропускает по ней проехать. Его дети — черные вороны с железными клювами. Большинство былин повествует о битве Ильи-Муромца с Соловьем-разбойником, которого богатырь сбивает с дерева калёной стрелой, поразив его в правый глаз. Поединок заканчивается разрубанием Соловья-разбойника на части и его сожжением, что напоминает миф о борьбе громовержца с его змеевидным противником.

Персонифицированное воплощение злой доли или горя в восточнославянской мифологии — Лихо. В сказках Лихо предстает в образе худой женщины (иногда великанши) без одного глаза, встреча с ней может привести к потере руки или гибели человека. В одной сказке говорится: «Лихо покоится на ложе из человеческих костей, голова его лежит на покути (покут, покутье — красный угол в избе; почетное место за столом и на пиру), а ноги упираются в печку». Кроме Лиха, в сказках встречаются Доля и Недоля, Горе-Злосчастье и т. п.

Змей Горыныч — многоголовый (часто о трех головах; у него бывает шесть, девять или двенадцать) змей. По поверьям, он рождается от змеи, которая семь лет не слышала человеческого голоса, или от сорокалетней рыбы. Он весь защищен панцирем, из пастей пышет огнем. Змей Горыныч — оборотень. Ударившись оземь, он становится красивым парнем, конем или неким предметом на дороге. Он облагает людей данью, требуя себе на съедение детей и девушек. В русских былинах его дважды победил богатырь Добрыня.

В русском фольклоре облик огромного существа Чудо-юдо подробно не описывается. Нечто вроде исполинского змея. Иногда «беззаконное Чудо-юдо» отождествляется с морским царем или Змеем Горынычем. В сказках оно владеет двумя водными ключами. Если испить водицы из одного — станешь могучим богатырем, если помочить волосы из другого — они станут золотыми.

В славянской мифологии Баба-яга — оборотень, живущая в дремучем лесу старуха-чародейка с «костяной ногой». Живет она в избушке на курьих ножках, вокруг которой стоит забор из человеческих костей, увенчанных черепами. Любит заманивать к себе маленьких детишек и добрых молодцев, которых потом зажаривает в печи. Передвигается в железной ступе, погоняя пестом и заметая следы помелом. Есть три разновидности этой ведьмы. Дарительница, от которой герой получает некий волшебный предмет. Похитительница, которая крадет детей. Воительница, с которой герой сражается не на жизнь, а на смерть.

Тугарин (Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище) — злой богатырь в русских былинах и сказках, противник русских богатырей Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Главный текст о Тугарине — былина о бое Алёши Поповича с Тугарином. Алёша Попович рассек труп поверженного Тугарина на мелкие куски и разбросал по полю битвы. Тугарин «был богатырь в вышину трех сажен (5,28 метра), промеж глаз — калёна стрела; пожирал он и выпивал так же много, как и великаны. Длина ему триста сажен (528 метров), спиною валит круты берега. Конь у Тугарина как бы лютый зверь, из хайлища пламень пышет, из ушей дым столбом».

Поганое Идолище (Одолище) — былинный богатырь, представитель темной враждебной силы, «нехристи», «татарщины». О борьбе его с Ильей Муромцем сохранилось много былин. По одним из них, Илья Муромец убил его «шляпою земли греческой» (древнегреческий шлем). Поганое идолище, называемое также «нечестивым», «некрещеным», «жидовским», «проклятым татарином», «проклятым», «обжорой», «идолом скоропитом» и сравниваемое с Тугарином Змиевичем и Батыгой Калиной. «Голова у него с пивной котел, а глазища у проклятого с пивны чаши, а носище был калёна стрела, в плечах косая сажень (2,48 метра), а туловье будто куча сена несметная». Лошадь его ведут 20 человек. По одному из вариантов, Поганое Идолище «объездил» Швецию, «Турецию», Казань, Рязань и Астрахань.

Эти самые страшные герои русских сказок знакомы нам из книг, которые нам читали на ночь мамы и бабушки, они до сих пор живы в национальной культуре, благодаря своим жутким качествам. Что делает этих героев из старых русских саг такими жуткими?

Злодеи из русского сказочного мира, конечно страшные, но они настольно забавны, что нередко становились предметом шуток. Хотя, по правде говоря, чудовищные персонажи сказок вселяли ужас в детстве и воспитывали в детях чувство самосохранения и послушание. Редакция ПАСПЕР выбрала пять самых страшных героев русских сказок, представила их характеристики и средства спасения от лютой нечисти.

Ведьма Баба Яга: живая мертвая

Самые страшные герои русских сказок для бессонных ночей

Виктор Васнецов / общественное достояние

Наверное, самым известным персонажем славянских сказок является ведьма-людоед Баба Яга. Даже сегодня родители иногда предупреждают своих детей, что ведьма заберет их, если они не послушаются. в сказках Баба Яга — костяная нога сажала детей в печь, жарила их и ела.

РЕКОМЕНДУЕМ: Злые духи русского народа

Однако изначально Баба Яга была связующим звеном между миром живых и миром мертвых. Она была связана с наследием предков. На это указывает и ее самый главный аксессуар: подвижная избушка на курьих ножках. Почему так? Древние русские люди хоронили своих близких в небольшом домике на высоких сваях, который действительно чем-то напоминал куриные ножки. Так что Баба Яга существует, где-то между жизнью и смертью.

Как защитница знаний предков, она также вела молодежь на войну, часто в подразделениях, которым давали особо трудные и опасные задания. Именно поэтому мальчики и их мамы боялись Бабы Яги. С другой стороны, только после этого опыта в отряде мальчики стали настоящими мужчинами.

Кроме того, во всех русских сказках молодые люди встречают седую старуху, когда ищут себе невесту. И если потенциальный жених сможет перехитрить или победить ведьму, смерть и выжить во всех ловушках ведьмы, то она не только вернет ему невесту, но и попутно даст несколько умных советов.

Ведьмой-людоедом Баба-Яга стала лишь после распространения христианской веры на Древней Руси, священнослужители которой отрицали все положительные стороны легендарной героини и делали из нее нечисть.

Кощей Бессмертный: вор молодых невест

Кащей

Виктор Васнецов / общественное достояние

Русские мамы часто говорят своим тощим детям, когда они плохо едят: «Посмотри на себя! Как Кощей Бессмертный!» Имя этого антигероя происходит от слова «кость» — «кость», а сам он похож на ходячий скелет, покрытый лишь тонким слоем кожи.

  • Купить русские народные сказки

Кощей Бессмертный — тоже главный герой русских сказок, стоящий на грани между жизнью и смертью. Отсюда его практически бесконечная магическая сила и бессмертие. Чаще всего он появляется в сказках, как ужасный колдун с невероятными богатствами, который крадет хорошеньких молодых девушек, чтобы взять их силой в жены.

В одной сказке он превратил в камень целое царство, в другой в наказание превратил царицу Василису в жабу. Победить его практически невозможно. Сказано: Его смерть на кончике иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в прикованном сундуке, подвешенном в кроне огромного дуба. Пойди, найди его смерть!

Древнейшие поверья также описывают Кощея как слепца. Чтобы суметь распознать своих врагов, его слуги должны спасать его целые столетия.

У древних славян Кощей был символом брака. Девушка может выйти замуж за избранного мальчика только в том случае, если последний смог освободить свою возлюбленную из лап бессмертного Кощея.

Русалка и Водяной: тролли-убийцы из воды и болота

Водяной

Союзмультфильм

В самые страшные герои русских сказок входит и Русалка вовсе не симпатичная русалочка, как в сказках Ганса-Христиана Андерсена. В русской мифологии она та, кто топит своих жертв и доводит их до самоубийства. Ночью русалка прячется в камышах рек или озер, выжидая свою очередную жертву. Если вы подойдете слишком близко к воде, она затянет вас к себе в подводное царство и больше не отпустит.

РЕКОМЕНДУЕМ: Русская изба: дом русской души

А где Русалки, там и их хозяин не за горами: Водяной, дух озер, рек и болот. Говорят, что Водяной имел возможность вознестись на небеса. Но особенно он любит топить людей, особенно девушек, которые хотят пойти купаться после захода солнца. Он оставляет в живых только самых красивых из них – и берет их в жены.

Кикимора: вечный возмутитель спокойствия

Самые страшные герои русских сказок для бессонных ночей

Иван Билибин / общественное достояние

В русском сказочном мире существуют разные виды кикимор: лесные, болотные, полевые кикиморы и многие другие. Но маленькие мучители предпочитают жить в жилых помещениях людей, чтобы творить там всякие пакости.

Но стоит кикиморе гнездиться в доме, как она начинает мучить хозяев кошмарами, сломанной мебелью и потерянными домашними животными.

Этого маленького злого духа редко можно увидеть, но если он столкнется лицом к лицу со своими хозяевами, то в доме стоит ожидать настоящей трагедии. Древние славяне верили, что души детей, умерших неестественной смертью, Кикимора заключает в старых кукол, а затем подбрасывая их в дома ни в чем не повинных людей.

Профилактической защитой от кикиморы служили ветки можжевельника и полыни.

© ПАСПЕР

Культура и искусство | Бесплатный сценарий праздника

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать уникальные свежие материалы:

  • Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
  • Наша группа ВКОНТАКТЕ
  • Главная
  • Списки

Список отрицательных персонажей русских сказок

Баба-яга

Ведьма

Волк

Горыныч (змей)

Дочь мачехи

Кот Баюн

Кощей

Лиса

Лихо

Мачеха

Медведь

Соловей-разбойник

Чудо-юдо

  • Злодеи из мультиков и сказок
  • Злодеи из детских сказок
  • Злого умысла как пишется
  • Злого или злова как пишется
  • Зловредное насекомое рассказ сефан