Снежная королева
«Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя».
От неё не исходит ни зла, ни добра, лишь одно ледяное равнодушие. Равнодушие и одиночество.
Ил. В.Алфеевского к сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»
Её называют Снежной королевой, потому что живёт она где-то в бескрайних снегах, и ещё потому, что от её дыхания умирают птицы, замерзают окна и даже сердца.
Она приходит только зимой, когда темно и окна от мороза покрываются ледяными узорами, — вот тогда можно увидеть, как она летит над городом в своей белоснежной карете…
Андерсен, Г. Х. Снежная королева : [сказка] / Г. Х. Андерсен ; [пер. с дат. А. Ганзен] ; рисунки В. Алфеевского. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2014. — 71 с. : ил.
Морра
О Морре муми-тролли впервые узнают от Тофслы и Вифслы: «Страслая и ужаслая!» — говорят маленькие иностранцы. В их чемодане хранится Королевский рубин, принадлежащий Морре, и она гонится за ними по пятам, чтобы заполучить драгоценный камень обратно. Тофсла и Вифсла трясутся от страха и пытаются укрыться в уютном Муми-доле.
Ил. Т.Янссон к собственной повести-сказке «Шляпа Волшебника»
На самом деле Морра «не особенно велика и не особенно грозна с виду». По форме она похожа на носатую копну, у неё круглые, без всякого выражения глаза и множество чёрных юбок, которые свисают с неё, «как листья увядшей розы». Особенность же Морры в том, что она чудовище скорее в психологическом смысле, чем в физиологическом. Она — воплощённый иррациональный ужас перед вечностью и одиночеством, настолько угрюмая и злая, что её присутствия не выдерживает ничто живое. Трава и листья на деревьях покрываются льдом, земля замерзает и больше никогда не плодоносит, огонь, к которому она подходит погреться, — гаснет, и даже песок растекается, разбегается от Морры. Вселяющая лишь страх, омерзение и желание убраться подальше, Морра живёт в медленно текущем, никогда не заканчивающемся времени. Оно — единственное, что у неё есть.
По крайней мере до тех пор, пока в повести «Папа и море» Муми-тролль не соглашается иногда развеивать её одиночество своим приходом и светом штормового фонаря.
Янссон, Т. Муми-тролль и все остальные : [повести-сказки] / Туве Янссон ; [пер. со швед. В. Смирнова ; рис. автора]. — Москва : РОСМЭН, 2003. — 496 с. : ил.
Янссон, Т. Всё о муми-троллях : [повести-сказки] / Туве Янссон ; [пер. со швед. Л. Брауде, Н. Беляковой, Е. Паклиной, Е. Соловьёвой ; предисл. Л. Брауде ; худож. Т. Янссон]. — Санкт-Петербург : Азбука, 2004. — 878 с. : ил.
Баба-яга
Баба-яга — главное пугало русского детства: «Не будешь слушаться — баба-яга заберёт». В глубокой древности эта сверхъестественная бабка была сторожем между мирами. На краю глухого леса — избушка на курьих ножках, в ней — «на печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос… сама зубы точит».
Ил. И.Билибина к русской народной сказке
«Василиса Прекрасная»
Но то страшное, над чем можно посмеяться, со временем теряет ужасный облик и характер. Так и баба-яга. В сказках она уже не столь страшна, как в древнем мифе. В детских книгах — и подавно. Художник Ольга Ионайтис в авторской книжечке «Русские суеверия» (М. : Благовест, 1992) описала и нарисовала её как «старушку вздорную и непредсказуемую». Марина Вишневецкая сделала юную бабу-ягу героиней своего романа «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» (М. : Новое литературное обозрение, 2004). А теперь Инна Гамазкова назначила её хранительницей Музея сказок, в котором собраны волшебные предметы и существа.
Гамазкова, И. Л. Музей Бабы-яги, или сказочная энциклопедия Кота Учёного / Инна Гамазкова. — Москва : Белый город : Воскресный день, 2013. — 272 с. : ил.
Чёрная дама
«Пётр приближался к своей цели.
Он уже видел маленькую круглую планетку, густо поросшую деревьями, кустами, лианами и цветами. Одновременно он заметил вдали чёрное облачко. Он сразу подумал: это Чёрная дама с кондором и со свитой воронов и грачей».
Ил. Н.Антокольской к «современной сказке»
З.Слабого «Три банана, или Пётр на сказочной планете»
Кто же эта демоническая личность, одно имя которой повергает в священный трепет обитателей сказочного космоса? Трудно сказать с уверенностью, кто она. По ходу действия Чёрная дама является мальчику Петру в разных обличьях, но истинное её лицо ужасно.
«Чёрная туча шипела и рычала. Пётр уже различал Чёрную даму на лёгкой колеснице, запряжённой воронами и грачами. Кондор летел над колесницей и яростно стрекотал».
У страха глаза велики, но если не бояться, верить в себя и быть добрым со всеми, кто встретится на пути к заветным трём бананам, можно справиться даже с таким воплощением зла.
Слабый, З. К. Три банана, или Пётр на сказочной планете : современная сказка / Зденек Карел Слабый ; перевод с чешского С. Пархомовской ; рисунки Н. Антокольской. — Москва : Самокат, 2013. — 160 с. : ил. — (Книга нашего детства).
Мышильда
Мыши такие маленькие… зато их так много! Сиятельная Frau Mauserinks — владетельница мышиного королевства, расположенного под печью, и большая любительница копчёных колбас. Нашему читателю, обожающему изысканное и прихотливое волшебство Гофмана, эта царственная дама известна под именем Мышильды. Она отомстит вам, жалкие люди, за нехватку колбасы, за непочтительность и мышеловки!
Вы не боитесь мышей? А зря.
Ил. В.Алфеевского к сказке Э.Т.А.Гофмана
«Щелкунчик и Мышиный Король»
Гофман, Э. Т. А. Щелкунчик и Мышиный Король : сказка / Э. Т. А. Гофман ; [пер. с нем. И. Татариновой] ; рисунки В. Алфеевского. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2014. — 128 с. : ил.
Анидаг
«Оля и Яло прислушались: в ущелье звонко стучали подковы. Через минуту на дороге показались всадники. Впереди на тонконогой белой лошади скакала женщина. Она была одета в длинное чёрное платье, а за её плечами вился лёгкий шарф. Несколько мужчин, судя по одежде — слуг, следовало за ней.
Ил. И.Ушакова к повести-сказке
В.Губарева «Королевство кривых зеркал»
— Королевская карета?! — воскликнула дама, поравнявшись с Олей и Яло. — Что это значит?
Её мелодичный голос походил на колокольчик, а чёрные сверкающие глаза смотрели из-под больших, загнутых кверху ресниц удивлённо и вопросительно».
Красавица, не правда ли?..
…И, увы, ещё одно подтверждение того, как обманчива порой бывает внешность.
С этой прекрасной дамой, право же, лучше не встречаться на узкой тропинке. Своего старого слугу она за малейшую провинность может ударить хлыстом и не остановится ни перед чем в своём безудержном стремлении к власти.
Злодейку зовут Анидаг. А теперь попробуйте прочитать её имя задом наперёд… Бр-р-р!
Губарев, В. Г. Королевство кривых зеркал : [повесть-сказка] / Виталий Губарев ; [худож. Б. Калаушин]. — Москва : Оникс, 2006. — 159 с. : ил. — (Библиотека младшего школьника).
Миледи Винтер
Атос, Портос, Арамис и примкнувший к ним д’Артаньян, «готовые друг для друга пожертвовать всем — от кошелька до жизни», вот уже 170 лет служат воплощением храбрости, великодушия и самоотверженной дружбы.
Ил. И.Кускова к роману А.Дюма «Три мушкетёра»
Но кто же заставляет их действовать? Из-за кого Атос стряхивает привычную меланхолию, Портос отказывается от обеда, Арамис забывает о богословских книгах и надушенных записочках, а д’Артаньян проявляет чудеса ловкости и бесстрашия?
Миледи… Прекрасная и коварная, смертельно опасная и неотразимо обольстительная. Агент кардинала Ришелье и главный движитель сюжета. Интригуя и замышляя, миледи Винтер даёт благородным героям возможность проявить лучшие свои качества. Нарисованный почти исключительно чёрными красками, образ миледи усиливает сияние блестящих достоинств трёх мушкетёров и одного гвардейца.
Дюма, А. Три мушкетёра : роман / Александр Дюма ; [пер. с фр. Д. Лившиц, В. Вальдман, К. Ксаниной ; предисл. Д. Быкова ; ил. М. Лелуара]. — Москва : ACT : Астрель, 2011. — 735 с. : ил. — (Классики и современники).
Варвара
О том, что сестра доктора Айболита злая, мы узнаём с первых же строк: «Жил-был доктор. Он был добрый. <…> И была у него злая сестра, которую звали Варвара».
Ил. В.Чижикова к повести-сказке
К.Чуковского «Доктор Айболит»
Дело не в том, что Варвара жадная и сварливая, а в том, что в ней совсем нет любви. Ни разу она никого не пожалела, не приласкала, никому не помогла.
«Прогони их сию же минуту!» — кричит она о тех, кто дорог доктору. «Они только комнаты пачкают. Не желаю жить с этими скверными тварями!»
Варвара неглупа, деловита и расчётлива: как она и предупреждала, стиль жизни Айболита оставляет его без средств. Но приземлённость делает Варвару бесчувственной: в чудесном Тянитолкае она видит только «двухголового осла», в раскаявшемся крокодиле — помеху для богатых пациентов, в остальных любимцах доктора — источник грязи. Ратуя за порядок и покой, она не гнушается насилием: в конце книги мы узнаём, что она била зверей. И как же оканчивает свои дни та, что не признаёт любви, а действует силой? На необитаемом острове.
Можно только надеяться, что, оставшись наедине с собой, она наведёт порядок в собственном сердце.
Чуковский, К. И. Доктор Айболит : [сказоч. повесть] / Корней Чуковский ; художник Геннадий Калиновский. — Москва : Издательский дом «НИГМА», 2013. — 191 с. : ил. — (ЧудоТворение).
Мачеха
«Я женился на женщине прехорошенькой, но суровой, — жалуется сказочному королю лесничий, — и они вьют из меня верёвки. Они, государь, — это моя супруга и две её дочери от первого брака. Они вот уже три дня одеваются к королевскому балу и совсем загоняли нас. Мы, государь, — это я и моя бедная крошечная родная дочка, ставшая столь внезапно, по вине моей влюбчивости, падчерицей».
Ил. Э.Булатова и О.Васильева
к сказке Ш.Перро «Золушка»
Мужчины бывают на удивление близоруки, когда, овдовев, решают вторично связать себя узами брака, тем самым обрекая своих родных детей на незавидное положение «золушек». Конечно, счастливые исключения иногда случаются, но в фольклоре и литературе они прямо-таки исчезающе редки.
«Золушка» Шарля Перро, как и написанная на её основе одноимённая кинокомедия Е.Л.Шварца, — пожалуй, самая известная сказочная история, в которой падчерица терпит обиды от своей властной и вздорной мачехи. Бедной Золушке ещё повезло — её «вторая мама», по крайней мере, не ведьма! Гораздо хуже обстояли дела у Белоснежки из сказки братьев Гримм и у пушкинской «мёртвой царевны», а уж про несчастную Элизу из «Диких лебедей» Г.Х.Андерсена нечего и говорить — от её ужасной мачехи-колдуньи кровь стынет в жилах!
Андерсен, Г. Х. Дикие лебеди : [сказка] / Ганс Христиан Андерсен ; [пер. с дат. А. и П. Ганзен ; худож. К. Чёлушкин]. — Санкт-Петербург : Акварель, 2013. — 48 с. : ил. — (Волшебники кисти).
Перро, Ш. Золушка : [сказка] / Шарль Перро ; [пересказ с фр. Т. Габбе ; ил. Э. Булатова и О. Васильева]. — Москва : РИПОЛ классик, 2011. — 32 с. : ил. — (Шедевры книжной иллюстрации — детям).
Шварц, Е. Л. Золушка / Евгений Шварц. — Санкт-Петербург : Амфора, 2010. — 96 с. — (Школьная библиотека).
Фрёкен Бок
Во-первых, она прекрасный кулинар. Во-вторых, появляется в трудную минуту, когда надо выручать семью, иначе дети останутся без присмотра. Но это не Мэри Поппинс. С тем, кто только что над ней издевался, она садится ужинать. Но нет, это не ангельски добрая Поллианна.
Ил. И.Викланд к сказочной повести А.Линдгрен
«Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел»
Она любит покой и тишину, но терпит оглушительные выходки абсолютно невоспитанного существа с мотором. Фрёкен Бок, старая дева, преданно хранит чужой очаг и даже неплохо справляется с детьми, хотя последний раз видела их вблизи лет сорок назад. Закоренелый консерватор, она, тем не менее, легко прощается со скептицизмом и верит в сказку «потустороннего мира».
И всё-таки мы знаем её как «домомучительницу». Может быть, её вина лишь в том, что она на время занимает место мамы?
Есть у фрёкен Бок и объективные недостатки: соперничество с сестрой, заносчивость от внезапной телевизионной «карьеры». Но нам-то, не знающим ни зависти, ни тщеславия, конечно, не зазорно над этим потешаться…
Кстати, вы помните её имя? Её зовут красивым (а главное — редким для наших краёв) именем Хильдур.
Линдгрен, А. Малыш, Карлсон и все-все-все / Астрид Линдгрен ; [пер. со швед. Л. Лунгиной ; ил. И. Викланд и др.]. — Москва : АСТ : Астрель, 2008. — 912 с. : ил.
Мисс Эндрю
Скупая? Возможно, просто бережливая. Грубую правду режет в глаза громоподобным голосом. Очень-очень любит порядок. Даже больше, чем «очень». Не захнычешь, не пнёшь мячик, не отправишь в рот лишнюю конфетку (да и любую другую тоже).
Ил. Г.Калиновского к сказочной повести
П.Трэверс «Мэри Поппинс»
Уже бегут мурашки? Вот и мистеру Бэнксу, пока он не вырос, было не по себе. Бедняга по-прежнему зовёт свою старую няню Божеским Наказанием. Но давайте не будем лукавить — смог бы работать почтенный мистер Бэнкс в банке, «делать деньги» и содержать семью, если б не уроки мисс Юфимии Эндрю?
Возможно, без неё никогда не появилась бы и Мэри Поппинс. Ведь раскрепощённый, но и разболтанный мистер Бэнкс просто не смог бы нанять гувернантку. Даже с самым скромным жалованьем.
Трэверс, П. Мэри Поппинс : сказочная повесть / Памела Трэверс ; [пересказ с англ. Б. Заходера ; худож. В. Челак]. — Москва : РОСМЭН, 2010. — 173 с. : ил.
Ябеда-Корябеда
Всегда подтянута, спортивна, всегда бодра, свежа, неистощима на выдумки, проделки и «каверзы».
Каверзы? На вас не угодишь: суровый порядок — это слишком скучно, а пара-тройка пакостей — уже недопустимо.
Ил. А.Семёнова к собственной книге
«Ябеда-Корябеда, её проделки и каверзы»
Кто же ещё поможет детям лениться, ссориться, жадничать, ябедничать и сваливать вину на другого? Опять не по душе? Тогда подумайте хотя бы, сколько труда уходит на то, чтобы руководить ватагой непутёвых агентов и бестолковых лазутчиков.
Тонко организованная волшебница — и сама прекрасный организатор. Секрет успеха прост — утренняя зарядка плюс вера в себя. Вот Ябеда-Корябеда смотрится в зеркало и бормочет: «Красота — это всё!»
Ну, а надоеде Мурзилке мы при случае покажем!
Семёнов, А. И. Ябеда-Корябеда, её проделки и каверзы / А. Семёнов ; рисунки автора. — Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2013. — 288 с. : ил.
Старуха Шапокляк
И вовсе она не старуха! Субтильная дамочка с хитрыми глазами и длинным носом, нисколько не дряхлая, а очень даже живая и активная. Она везде возникает со своей ручной крысой Лариской, которая обитает в её маленькой сумочке.
Кадр из мультфильма «Чебурашка».
Реж. Р.Качанов. Худож. Л.Шварцман. СССР, 1971
Шапокляк — дама элегантная, но есть в ней что-то детское, наверное, желание что-нибудь испортить или сломать. Старуха коллекционирует пакости, но не потому, что она мировое зло, а просто из-за своей детской склонности к разрушению.
Кто-то скажет, что в её возрасте неприлично заниматься вредительством, но возраст тут не помеха, наоборот, опыт и изощрённость только помогают! Просто кого-то обозвать — это детский сад, а вот вылить ведро с водой на прохожих или напугать кого-нибудь до полусмерти, выпустив из сумочки свою верную крысу, — это уже творчество.
К слову, у Шапокляк, кроме Лариски, друзей совсем не было. До тех пор, пока она не подружилась с Чебурашкой и Геной и, можно сказать, повзрослела (хотя по отношению к старушке это звучит странно). Шапокляк начала учиться, стала следить за безопасностью животных и, в прошлом — ярая беззаконница, теперь она помогает соблюдать общественный порядок.
Успенский, Э. Н. Все сказочные истории про Чебурашку : [повести-сказки] / Эдуард Успенский. — Москва : Астрель, 2012. — 544 с. : ил.
АНТИГЕРОИНИ:
откуда они берутся и зачем нужны
Первые «злодейки» в нашем списке — на самом деле не «добрые» и не «злые». Они являют собой персонификацию опасных для человека сил, действующих во внешнем мире: стихий и природных явлений. Например, это ледяная дева — неумолимая, непреодолимая сила зимнего холода: именно она действует в сказке Андерсена, хотя мы привыкли называть её Снежной королевой. Она же — «лютая стужа», которую упоминает Туве Янссон; но из сказок этой писательницы мы взяли другое олицетворение вековечного холода — Морру: само имя её говорит о торжестве — пусть невольном — безжизненной ледяной тьмы.
Ещё один фольклорный образ, кочующий из сказки в сказку, — Баба-яга. Она — существо «пограничное» и функционирует как посредница между мирами, между «тем» светом и «этим», поэтому может выступить и в роли палача, и в роли доброй советчицы (впрочем, одно другому не противоречит, так что мы всё равно её боимся).
Вполне фольклорные корни и у такого персонажа, как демоническая «тёмная владычица». По традиции, её невозможно победить её оружием — злом, но против доброты и человечности она бессильна. В нашем списке это Чёрная Дама из сказки Зденека Слабого.
Повелительница злых сил может выглядеть небольшим, слабым и даже смешным существом, но в пространстве сказки не следует недооценивать её человеконенавистнических способностей, особенно если автор исповедует принцип «романтического двоемирия». Пример тому — госпожа Мышильда у Гофмана, величайшая из невеликих.
Часто писатели изображают злодейку, собирая в её образе худшие человеческие качества: жестокость, жадность, гордыню, ложь и лицемерие. Одна из таких антигероинь — Анидаг из сказки Виталия Губарева: стоит прочитать её имя наоборот, и сущность «змеи подколодной» сразу станет понятна.
Персонажи такого рода часто встречаются в приключенческой литературе. Неотразимо обаятельный тип злодейки — авантюристка, интриганка, коварная красавица, способная посеять раздор и хаос в любом сказочном или несказочном королевстве: такова в нашем перечне миледи Винтер.
Возвращаясь к древнейшим типам злодеек фольклорного происхождения, вспомним тип «злой сестры», которая вредит брату и тем, кого он любит (в народных сказках — в первую очередь его невесте, или жене и детям, или верным слугам-животным: коню, псу и соколу). В нашей подборке присутствует сравнительно новая представительница этого типа — Варвара, сестра доктора Айболита, обижающая его беззащитных пациентов.
Кстати, в фольклорных произведениях довольно часто встречается и тип «злой невесты» — девушки, которая противится замужеству, либо побеждая женихов в поединке, либо задавая им невыполнимые задачи, однако в нашу подборку мы таких злодеек не включили. Впрочем, разновидность этого образа — «злая жена», а по отношению к ребёнку — злая мачеха, готовая всячески тиранить и притеснять падчерицу (как в сказке о Золушке), а лучше и вовсе сжить её со свету («Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Дикие лебеди»).
Нередко ребёнок (не только сказочный) становится «сиротой» в фигуральном смысле — когда из родительских рук отдаётся во власть суровой воспитательнице, которая — естественно — и оказывается «злодейкой». В нашей подборке соответствующий типаж представлен двумя фигурами: это гувернантка мисс Эндрю, которую боятся даже давно выросшие дети, и почти несгибаемая «домомучительница» фрёкен Бок.
Завершают перечень две злодейки смешанного типа: отчасти авантюристки, отчасти воительницы, отчасти воспитательницы подрастающего поколения. Злая волшебница Ябеда-Корябеда владеет магией заклинаний, старуха Шапокляк не умеет колдовать, зато отлично стреляет из рогатки (а в сумке у неё КРЫСА), и обе они (в том числе КРЫСА) невероятно изобретательны по части кому-нибудь навредить. Их роднит ещё и то, что обе совершают «злы» и «мелкие пакости» буквально из любви к искусству, — а на самом деле вообще-то ради того, чтобы и в весёлой детской книжке, и в душе читателя утвердились идеалы добра и гуманизма.
Материал подготовили:
Ольга Виноградова, Кирилл Захаров, Дарья Иванова,
Алексей Копейкин, Светлана Малая, Мария Порядина,
Наталья Савушкина, Лариса Четверикова
«О, женщины, вам имя — вероломство!» — воскликнул как-то в пылу отчаяния один поэт. Конечно, нельзя вот так вот запросто стричь всех женщин под одну гребёнку, но что с обиженной или разгневанной дамой лучше не связываться — это вам любой подтвердит. А если эта дама окажется истинной злодейкой, последствия могут быть самые печальные.
Как зовут: Марки или Клади
Где можно встретиться: вселенная МИФов
Кто познакомил: Роберт Асприн
Кого сложнее всего заподозрить в хитро спланированных ужасных деяниях? Правильно, ребёнка — или того, кто похож на ребёнка, как, например, Марки (в ранних переводах — Клади) из «Маленького МИФОзаклада». Марки выглядит как десятилетняя девочка с открытки: бездонные голубые глаза, копна золотых волос, хрупкая фигурка… Кто же заподозрит, что этот ангелочек — величайший очернитель по прозвищу Топор, погубивший карьер больше, чем пять крахов фондовой биржи!
За очаровательной внешностью скрывается необычайно острый и циничный ум. Марки-Топор способна выстраивать стратегию на сто шагов вперёд и всегда застаёт свою жертву врасплох, при этом оставаясь в тени. При встрече с ней сразу почувствовать неладное способны лишь животные, как это и произошло с ручным драконом Скива по имени Глип, — но он не мог объяснить хозяину причины своей неприязни к милому ребёнку.
Как выглядит Марки — она же грозный Топор? Примерно так…
Почему 10 место: несмотря на безукоризненный план и высокую злодейскую квалификацию, Марки всё же не смогла выполнить задание — потому что недооценила самого Скива и его верных друзей. Кроме того, Марки — единственная в этом рейтинге, кто никого непосредственно не убивал. Ниспровергателю репутаций это, правда, и ни к чему.
Как зовут: Юбаба
Где можно встретиться: «Унесённые призраками»
Кто познакомил: Хаяо Миядзаки
Если одним недобрым днём нелёгкая занесёт вас в заброшенный парк развлечений, откажитесь от сумасбродной идеи хорошенько его обследовать и покиньте это место как можно скорее. Если, конечно, не хотите стать горсткой углей или же — чуть позже, но всё равно неизбежно — куском бекона! Ну вот, вас уже заметили — видите вон ту странную огромную птицу?
Главное — правильная мотивация подчинённых!
Встреча с хозяйкой этого места — старой крикливой Юбабой — не сулит ничего хорошего: людей, особенно праздношатающихся, ведьма терпеть не может. А оказаться в её знаменитых банях и купальнях для богов и духов вы сможете разве что в качестве обслуживающего персонала, да и то предварительно заключив трудовой договор. Правда, придётся отдать работодательнице не только паспорт, но и собственное имя, что весьма чревато: так вы можете остаться уборщицей до конца дней. Кстати, все они будут рабочими.
Имейте в виду, что Юбаба не даёт своим подчинённым никаких поблажек, так что можете сразу забыть об отгулах и премиальных. И даже подъём по карьерной лестнице до должности личного помощника Юбабы принесёт с собой лишь опасные для жизни поручения, но не медицинскую страховку и соцпакет. В общем, у вас крайне мало шансов ей понравиться, ведь вы не её сын, не могущественный дух и не золотая иена. Так что держите крепче швабру и не отсвечивайте, не то Юбаба разозлится!
Почему 9 место: если внимательно присмотреться, то окажется, что особенно бояться нечего. Эта пожилая леди — типичная бизнесвумен. Несмотря на скверный характер, она держит слово, дорожит деловой репутацией своего заведения и стабильно обеспечивает рабочими местами всех желающих. Главное — не хватайте без спросу чужое угощение, и тогда превращение в свинью вам не грозит.
Ну а если так случилось, что Юбаба стала вашим начальником, — просто качественно выполняйте свои обязанности, проявляйте упорство и смекалку, и вы получите заслуженную награду. Может быть.
Как зовут: Малефисента
Где можно встретиться: «Спящая красавица», «Малефисента»
Кто познакомил: Марк Дэвис
Перед вами — величайшая злодейка диснеевской мультипликации, могущественная колдунья и просто изящная женщина с завидной фигурой. Её экстравагантный внешний вид и поведение невольно заставляют вспомнить Фантомаса, Дракулу, Эрика Дрейвена и Локи одновременно, а её внезапные появления сопровождаются целым Тесла-шоу.
Юных красавиц колдунья не любит, а вот к птичкам относится хорошо
Она вошла во многие списки величайших злодеек кино и мультипликации, и несколько поколений девочек, выросших на диснеевской классике, были до смерти напуганы одним только инфернальным смехом этой зеленокожей колдуньи. До сих пор доподлинно неизвестно, что развито у неё сильнее — колдовская сила или всё-таки обидчивость: всю свою колоссальную мощь она направила на то, чтобы уничтожить двух человек — принцессу Аврору и принца Филиппа. А причиной стал всего-то навсего почтовый голубь, который обронил по дороге приглашение на семейное торжество в королевский замок. До обидного мелкие цели — и это вместо того, чтобы, например, завоевать мир!
Из прочих отличительных особенностей Малефисенты можно отметить наличие стелс-режима, посох со встроенным палантиром и способность трансформироваться в одного из самых красивых кинематографических драконов.
Почему 8 место: во-первых, страшное смертельное проклятие всё-таки не принесло никому особого вреда: подумаешь, жертвы поспали немного… Зато проснулись бодрыми и отдохнувшими. Во-вторых, если верить фильму 2014 года, от нас скрывали предысторию конфликта — учитывая её, Малефисента выглядит не такой уж злодейкой.
Ну и в-третьих, поговаривают, что колдунья терпеть не может чужого счастья по причине давней трагедии в личной жизни (уж не скрывает ли её специфическая «рогатая» шляпка следы измен?). Может быть, несколько визитов к хорошему психологу — и одной злодейкой в рейтинге станет меньше?
Как зовут: Кэрри Уайт
Где можно встретиться: «Кэрри», «Телекинез»
Кто познакомил: Стивен Кинг
Когда человек практически круглосуточно испытывает со всех сторон психологический прессинг, у него вполне могут развиться сверхъестественные способности. Если же их ещё и не получается контролировать, не исключено, что дело дойдёт до настоящей катастрофы. Примерно так и случилось с шестнадцатилетней Кэриэттой Уайт из провинциального городка Чемберлен в штате Мэн.
Классическая Кэрри за мгновение до катастрофы
Всю жизнь девушке не везло: дома — чрезмерно религиозная, психически неуравновешенная мать, в школе — непрерывная травля со стороны одноклассников. Тихая и скромная девушка слишком сильно отличалась от сверстников, что делало её постоянным объектом насмешек. Кэрри мечтала быть такой, как все, но это лишь усугубляло ситуацию — а нескончаемые унижения в конечном итоге сделали девушку безумной.
Хлоя Морец очень старается быть Кэрри, но всё равно выходит Убивашка
Необычные способности Кэрри начали проявляться ещё в детстве, но она скорее старалась их скрыть, чем развить, так как фанатично верующая мать явно считала их вмешательством дьявола. Однако в итоге сработал кумулятивный эффект — и сокрытая до того сверхъестественная сила прорвалась: пережитое девушкой душевное потрясение спровоцировало резкий всплеск телекинетических способностей и буквально превратило её в стихийное бедствие, бушующее в ночи.
Поплатиться пришлось не только обидчикам Кэрри — пострадали и те, кто просто подвернулся под горячую руку: количество жертв той кровавой ночи составило почти четыре с половиной сотни человек. Разрушения вынудили власти объявить в городе чрезвычайное положение, а своевременное выявление детей с паранормальными способностями стало ключевым вопросом национальной безопасности.
Почему 7 место: «В тихом омуте черти водятся» — гласит известная поговорка. Кэрри изначально не желает никому вреда, но, будучи «доведённой до ручки», становится совершенно неадекватной, неуправляемой и смертоносной.
Аффект — необычайно опасное состояние: если действиями управляет разум, то ещё можно отступиться от задуманного, но когда человек полностью попадает во власть эмоций, его уже ничто не остановит. Однако истинное ли это злодейство? Конечно, нет — просто чрезвычайно сильное и опасное безумие.
Как зовут: Элайда до Аврини а’Ройхан
Где можно встретиться: цикл «Колесо времени»
Кто познакомил: Роберт Джордан
Эта необычайно целеустремлённая женщина с простым и запоминающимся именем прошла путь «от рядового до генерала» и стала главой Айз Седай — матриархального аналога Совета джедаев во вселенной Джордана. И, как и в случае с небезызвестным Энакином Скайуокером, неладное тоже заметили не сразу.
Элайда — уроженка государства Муранди, принадлежащая к одному из мелких Домов. После принятия в орден Айз Седай она вошла в сообщество Красной Айя, целью которого были розыск и нейтрализация мужчин, способных касаться Истинного Источника силы. Элайда стала одной из выдающихся представительниц ордена, и её заслуги были оценены настолько высоко, что она была назначена советницей королевы Моргейз Тарканд Андорской — причём, вопреки обыкновению, открытой, а не тайной.
Смотреть мне в глаза!
После того как королева перестала нуждаться в её услугах, мурандийка вернулась в Белую Башню — цитадель ордена Айз Седай. К тому времени Элайда уже связалась с запретной Чёрной Айя и пользовалась её поддержкой. Ступившие на сторону зла Айз Седай шли на поводу у гордыни и тщеславия и искренне наслаждались своими преимуществами перед простыми смертными, не ограничивая себя законами Башни и Клятвами.
Прежние соратницы Элайды длительное время не подозревали о трансформации своей коллеги — до тех пор, пока мурандийка не свергла действующую главу ордена и не заняла её место.
Почему 6 место: Элайда сурова и всегда правила железной рукой, нередко пренебрегая элементарной гибкостью, потому что слишком боялась проявить слабость. Из-за этого она допустила несколько серьёзных просчётов. Поменьше бы брутальности и чуть побольше женственности — и, может, всё обернулось бы для неё к лучшему?
Как зовут: Красная королева
Где можно встретиться: «Алиса в Стране чудес»
Кто познакомил: Тим Бёртон
Ох, нелегко править королевством, когда кругом одни подпольщики, заговорщики, разгильдяи, чокнутые и саботажники, а родная сестра так и норовит тебя подсидеть. От таких забот пухнет голова и расшатывается нервная система. Держать ситуацию под контролем, а подданных — в ежовых рукавицах помогают только угрозы немедленной физической расправы.
Похоже, Красной Королеве гримёр достался в наследство от Олега Попова
Неподражаемая бёртоновская Красная Королева — гибрид кэрроловских Королевы Червей и Чёрной королевы. К тому же она обладает значительным внешним сходством с Елизаветой I. Красная Королева — сосуд, доверху наполненный гневом и яростью. Она нетерпелива, необычайно темпераментна и представляет собой ходячее воплощение тирании и монаршего произвола, доведённого до абсурда. За ней неоднократно были замечены нарушения международной конвенции о правах человека и жестокое обращение с животными.
Правда, у Королевы (подданные за исключительные личные качества прозвали её Ведьмой) есть уязвимые места. Например, слабость к военным, красивым и здоровенным — таким, как Червовый Валет. Жестокая, но по-детски наивная Красная Королева надеется, что её фаворит испытывает ответные чувства, тогда как на самом деле хитрец просто пользуется своим влиянием на правительницу…
Почему 5 место: всё-таки постоянно орать «Голову с плеч!» может только неуверенная в себе истеричка. Настоящая тёмная повелительница постарается не создавать себе подобную сомнительную репутацию. И ещё: с такими-то эмоциональными проблемами, наверное, не стоило казнить последнего психоаналитика в королевстве.
Как зовут: Серсея Ланнистер
Где можно встретиться: «Песнь льда и пламени», «Игра престолов»
Кто познакомил: Джордж Мартин
Благородное аристократическое происхождение, богатство, могущество и эффектная внешность — казалось бы, что ещё нужно, чтобы стать королевой? Так полагала и златовласая Серсея Ланнистер.
Не всё в её жизни складывалось гладко: Тайвин Ланнистер откровенно считал доченьку удобным инструментом для достижения своих целей, принца на белом драконе — Рейгара Таргариена — увели из-под носа, потом выяснилось, что и брак с Робертом Баратеоном потерпел крах — из-за ошибки в расчётах. Единственное утешение — дорогой брат Джейме, ну и драгоценные детки. Ради них и собственных интересов Серсея способна на любую подлость.
Однако об истинных мотивах, которые движут «львицей», можно догадаться не сразу. Эта женщина до поры до времени успешно скрывает свои подлинные намерения. Те же, кто всё-таки узнавал о её скелетах в шкафу, жили после этого недолго и несчастливо — как Эддард Старк.
В устах этой женщины словосочетание «братская любовь» приобретает особый смысл
С каждой потерей Серсея всё сильнее ожесточалась и всё яростнее боролась за престол. В этом ей очень помогала способность манипулировать людскими слабостями и приверженность принципу всех Ланнистеров «цель оправдывает средства». В конечном итоге власти она всё же добилась, но эта идея фикс вышла ей боком. «Львица» попала в капкан собственных интриг; вдобавок её неожиданно предал тот, от кого она меньше всего этого ожидала.
Почему 4 место: увы, при всех замечательных задатках и неоспоримых достоинствах у королевы-регента есть и серьёзные недостатки — например, излишняя нетерпеливость и неспособность по-настоящему глубоко анализировать происходящее. Торопливый и недальновидный политик — плохой политик, и это Серсея сполна познаёт на собственном опыте.
Сирены Готэма
В родном городе Брюса Уэйна обитает сразу несколько весьма колоритных девушек со злодейскими наклонностями. У каждой из них своя занимательная история и множество поклонников, а имена этих дам на слуху не только у любителей комиксов. Конечно же, речь идёт о Селине Кайл (более известной как Женщина-кошка), Харли Квинн и Памеле Айсли по прозвищу Ядовитый Плющ.
Каждая из них дошла до преступной жизни своим путём. Ловкая, гибкая и акробатичная Селина могла бы стать гимнасткой или звездой любого цирка, но её толкнула на кривую дорожку любовь к драгоценным украшениям. На психику Харлин Квинзель наложили деструктивный отпечаток работа в Аркхемской лечебнице и последующее знакомство с неким Джокером, который проходил там лечение. Ну а Ядовитый Плющ — настоящий ботаник во всех смыслах этого слова: когда-то её, студентку-биохимика, пытались отравить растительным ядом, однако Памела, отделавшись тогда лёгким недомоганием, мутировала и обрела суперспособности.
Все эти девушки находятся в приятельских отношениях, хотя и придерживаются разных позиций: если Харли Квинн и Ядовитый Плющ твёрдо стоят на стороне зла, то Женщина-кошка прославилась не только плохими, но и хорошими делами. А всё потому, что Селина, как мы знаем, состояла в близких отношениях с Бэтменом. C кем поведёшься, от того и наберёшься!
Как зовут: Беллатриса Лестрейндж
Где можно встретиться: «Гарри Поттер»
Кто познакомил: Джоан Роулинг
Эта чистокровная волшебница из древнего и почтенного рода Блэков опасна по нескольким причинам. Во-первых, потому что виртуозно владеет магией, уступая в мастерстве лишь немногим волшебникам. Во-вторых, потому что относится к самым рьяным последователям Сами-Знаете-Кого и входит в группировку Пожирателей смерти — элитных бойцов магических войн. Ну и наконец, она же просто безумна — только взгляните в эти бездонные глаза на бледном бескровном лице, обрамлённом пышной всклокоченной шевелюрой!
Когда она смеётся, все остальные плачут
Как и положено носительнице истинного зла, Беллатриса обожает чужие страдания, истязания и пытки, поэтому заклинание «Круциатус» выходит у неё особенно хорошо — и применяется регулярно. Для повелителя и близких родственников можно сделать исключение (хотя и не для всех — достаточно вспомнить, как она обошлась со своим кузеном Сириусом Блэком и семьёй родной сестры Андромеды, которые не разделяли её идеи и поддерживали противников Волан-де-Морта). С остальными же, особенно «грязнокровками», Беллатриса склонна расправляться при первой же возможности.
Почему 3 место: поговаривают, что, несмотря на наличие законного супруга, фанатичная преданность Беллатрисы Сами-Знаете-Кому возникла не на пустом месте, а на плодородной почве искренних и пылких чувств. Это, безусловно, хорошо для Того-кого-нельзя-называть, — но для звания супер-пупер-злодейки Беллатрисе изрядно не хватает амбициозности. Всё время находиться на вторых ролях при хозяине — не вариант, гораздо эффектнее было бы хитро избавиться от него и самой стать могущественнейшей тёмной волшебницей в мире. Мва-ха-ха!
Как зовут: Сара Керриган
Где можно встретиться: StarCraft
Кто познакомил: Blizzard Entertainment
Сара — одна из культовых героинь игроиндустрии, ухитрившаяся сохранить жутковатую привлекательность даже после монструозного апгрейда своего тела. Впрочем, над этим потрудились инсектоидные зерги, а у насекомых, как мы помним ещё из «Дюймовочки», есть чувство прекрасного — пусть и весьма своеобразное.
Сара до…
…и после апгрейда
Сару обычно награждают такими эпитетами, как «злобная», «жестокая», «хитрая», «вероломная», «насмешливая» и «самоуверенная». В самый раз для настоящей Королевы Клинков, которая плетёт интриги и наслаждается вкусом крови своих жертв. Впрочем, зергов в первую очередь привлекли в ней выдающиеся псионические способности, а также интеллект и стратегическое мышление, ради которых Сверхразум инсектоидов даже оставил Саре свободу воли. За что в конечном итоге и поплатился.
Сара Керриган — это мощнейшее оружие, настоящая машина для убийства, наделённая бессмертием и поддерживаемая неисчислимой армией смертоносных существ. Правда, её очень долго воспринимали как орудие и просто-напросто эксплуатировали в своих интересах сперва терране, а потом зерги. К тому же воспоминания о непростом детстве и предательстве, из-за которого она едва не погибла, явно весьма отравляли Саре жизнь. Да и зеркала, вероятно, тоже.
Почему 2 место: несмотря на грозный внешний вид, соответствующее ему поведение и преизрядное количество жертв за спиной, у Сары гораздо больше человечности, чем может показаться на первый взгляд. Чем дальше, тем сильнее в ней проявляется склонность к гуманизму и миротворчеству. Под конец она превращается практически в положительного персонажа. Нет, это ни в коем случае не первое место!
Звёздный ужин
Своя злодейско-дамская троица имеется и в фильме «Звёздная пыль», экранизации романа Нила Геймана. Сёстры Эмпуса, Мормо и Ламия получили свои имена в честь демониц из свиты богини Гекаты (при этом в романе-первоисточнике у них нет собственных имён — они все именуются «сёстры Лилим»; в киноверсии же Эмпуса и Мормо служат скорее декорациями в семейном ансамбле, а вот Ламия отчётливо солирует).
Эти ведьмы крайне озабочены своей внешностью, но вот беда: в мире, где есть феи, единороги и прочая сказочная ерунда, нет таких жизненно необходимых вещей, как инъекции ботокса и пластические хирурги. Поэтому сестрички промышляют тем, что в буквальном смысле добывают с неба звёзды — и весьма людоедским способом продлевают свою молодость. Рецепт вечной юности прост: упавшие звёзды превращаются в девушек, которых необходимо найти, втереться к ним в доверие, а потом аккуратно вырезать сердце звезды, посолить, поперчить и съесть. В этом деле ведьмам немного мешают охочие до женитьбы принцы и прочие сердобольные юноши — этих необходимо устранять в процессе охоты на звёздочек.
Как зовут: Джадис, Белая колдунья
Где можно встретиться: «Хроники Нарнии»
Кто познакомил: Клайв Льюис
Как показывает практика, первый признак настоящей злодейки — серьёзные нелады с родственниками. Вот и императрица Джадис окончательно перешла на тёмную сторону, устроив в своём мире тотальный апокалипсис — который уничтожил её ненавистную сестру, а также всё живое, кроме самой Белой Колдуньи. Так как порабощать было уже некого, а амбиции всё не давали покоя, Джадис обратила свой взор на иные миры. Оставалось только дождаться, когда прибудут гости и разбудят её, позвонив в колокол.
Льва на бегу остановит и гриву ему оторвёт!
Пожалуй, Белая колдунья — один из самых безжалостных фантастических персонажей: количество её жертв в одном только городе Чарне не поддаётся исчислению. Кроме того, она одна из немногих злодеек, кто сумел обрести подлинное бессмертие: сколько её ни ликвидируй, она всё равно может вернуться. Том Риддл со своими крестражами может только позавидовать.
Со змием-искусителем Джадис роднит тяга к яблокам, а с классической Снежной королевой — способность насылать зиму, увлечение ледяными скульптурами и склонность к киднеппингу (но вот такой зачётной повозки, запряжённой Туунбаками, у Снежной королевы не было). Джадис чуждо практически всё человеческое, и, если покопаться в её родословной, становится ясно, почему. «Она не дочь Адама и Евы. Она произошла от вашего праотца Адама и его первой жены Лилит. А Лилит была джиншей. Вот какие у неё предки, с одной стороны. А с другой — она происходит от великанов. Нет, в Колдунье мало настоящей человеческой крови», — описывает её происхождение один из персонажей книги.
У Белой колдуньи прекрасно развито умение манипулировать окружающими, она прекрасно чувствует их слабости, вот только импульсивность немного портит дело.
Почему 1 место: именно Джадис достойна звания самой смертоносной и беспринципной злыдни нашей десятки. Она вообще никого не любит; в отличие от всех остальных номинанток, для неё нет ничего ценного, важного и святого. Надо сказать, что в психологическом плане это делает её практически неуязвимой. Она одержима лишь одной целью — бесконечным завоеванием всё новых и новых владений, и готова достичь этого любым способом, даже если речь идёт об уничтожении пары-тройки ни в чём не повинных миров. К тому же она практически бессмертна — абсолютное воплощение зла в женском теле!
Хотя, как и у всех чародеев, уязвимое место у Белой колдуньи есть — волшебные артефакты. Если вывести их из строя, она потеряет значительную часть своей магической силы. Даже несмотря на то, что Джадис фактически неубиваема, её вполне можно нейтрализовать на достаточно длительный срок. Как с мирным атомом — остановить распад не можем, но саркофаг найдём.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Показать комментарии
Проследили за постепенной эволюцией иконических диснеевских антигероинь — от жутких персонажей народных сказок до икон современного стиля.
Павел Пугачев
Кинокритик, редактор сайта журнала «Сеанс»
Исторические корни волшебной сказки
До XX века с детьми особо не церемонились. Современный и будто бы всегда существовавший культ детства — прямой наследник психотерапии («все травмы из детства»), мировых войн (Первую мировую в свое время называли Последней), урбанизации (никого не надо приучать к работе в поле с малых лет), медицины (можно рожать меньше, не сильно опасаясь, что половина умрет во младенчестве) и, конечно же, массовой культуры, открывшей в детях большой и богатый рынок.
Тем не менее тенденция к облагораживанию и определенному цензурированию сказочных сюжетов появилась еще до индустриальной революции прошлого века — в эпоху Нового времени с его идеалами Просвещения и «высокой культуры». Передававшиеся из уст в уста жуткие местные сказки благодаря стараниям Шарля Перро, братьев Гримм, Жуковского с Пушкиным и следующих за ними поэтов, фольклористов и писателей получали новую редакцию, приобретали литературную форму и из разрозненных версий одних и тех же сюжетов собирали некий канон, стремившийся к назидательности и последовательному торжеству всего хорошего над всем плохим. Зло стало не слишком страшным и не очень сильным.
Уолт Дисней, пересобирая на новый лад сюжеты европейского фольклора и продолжая вслед за предшественниками срезать с них острые углы, обнаружил, что совсем без зла тоже не обойтись. Можно убрать каннибализм из «Спящей красавицы» и раскаленные добела железные башмачки в «Белоснежке», но без антагонистов эти истории работать не будут. Но так как коммерческая анимация почти сразу стала действовать на детском рынке, необходимо было показать зло не слишком устрашающим.
Обаяние злодейства золотой эпохи
Первая вышедшая диснеевская полнометражка «Белоснежка и семь гномов» (1937) рассказывает историю ненависти мачехи к собственной падчерице. Злая Королева (это буквально ее имя в мультфильме) узнает от своего волшебного зеркала, что Белоснежка — самая красивая на свете. Королева отправляет слугу расквитаться с соперницей, но та выживает, прячется в лесу и находит приют в домике семи добродушных гномов, что в итоге не спасает ее от ядовитого яблока, отправившего Белоснежку в вечный сон. Но чары смог развеять поцелуй истинной любви от проходившего мимо принца. Королева же к этому счастливому моменту уже благополучно мертва: удирая от прознавших все гномов, она упала со скалы.
Ключевых отличий от литературного первоисточника два. Во-первых, в версии братьев Гримм пробуждалась Белоснежка не от поцелуя, а в процессе неаккуратной транспортировки стеклянного гроба (его несли к прекрасному принцу, решившему, что спящая вечным сном красавица не худший вариант для женитьбы) — от ударов и тряски кусок ядовитого яблока вылетел из ее рта. Во-вторых, злая мачеха гибнет несколько позже: она посещает свадьбу падчерицы и, оказавшись узнанной, терпит страшное наказание — добряки-гномы надевают на нее раскаленные железные башмаки, в которых та должна танцевать до самой смерти.
И гномы, и Белоснежка в анимационной версии настолько безапелляционно положительные персонажи, что противостоящая им Королева — нервная и озабоченная своим внешним видом женщина средних лет — вызывает если не симпатию, то внимание и интерес. Да, она отчетливо зла, но зато яркая и обаятельная. Третирует подчиненных, но весьма креативно вмешивается в приоритетную ситуацию и пытается разрешить ее самостоятельно. Завидя в темнице скелет человека, некогда умершего от жажды, пинает заветный кувшин, хохоча и приговаривая: «Водички не хочешь?», — а ведь и правда смешно! А если смотреть на эту героиню сегодняшними глазами, то перед нами жертва патриархальной культуры: женщина, перенявшая мужские поведенческие паттерны для выживания в мужском мире, вывернувшая их до гротескного предела, не осознающая свою внутреннюю мизогинию и сходящая с ума из-за мужского голоса. Если уж кто и заслуживает здесь ревизии и спин-оффа, так это не она, а говорящее зеркало-провокатор!
Именно Злая Королева задала канон диснеевских злодеев. Мерч с изображением этой героини продавался настолько хорошо, что злодейки в следующих фильмах были сделаны похожими на нее. Ближайшая родственница Королевы — Малефисента из «Спящей красавицы». Провалившийся в прокате мультфильм закрепился в мировой поп-культуре именно благодаря этой героине — обиженной на мир ведьме с впечатляющими рогами. Рассерженная на членов королевской семьи за то, что те не пригласили ее на церемонию приношения даров новорожденной принцессе, колдунья насылает на девочку проклятие (неминуемую смерть от укола веретена в день 16-летия) и исчезает в языках пламени. В вышедшем более полувека спустя сольнике Малефисенты мы узнаем дополненную и додуманную версию случившегося, но мультфильм 1959 года был хорош во многом своей недосказанностью, граничащей с двусмысленностью.
«Как же хочется превратить ее в мерзкую жабу!» — говорит одна из трех добрых фей о Малефисенте еще даже до злополучной встречи на светско-магическом мероприятии. Все три хотят, чтобы ведьма замерзла насмерть или пропала без вести, но поскольку они тошнотворно добрые феечки, то тут же осекаются. А могли бы просто выслать приглашение и не злословить за ее спиной!
Малефисента не суетится и до поры до времени держит все под контролем. Шагает медленно, смеется сдержанно (не сравнить с хохотом Люсиль Ла Верн, озвучивавшей Злую Королеву) и вообще кажется главной героиней мультфильма. Финальное превращение в дракона и гибель от руки принца сегодня видится одним из редких примеров трагических финалов в истории Диснея. Ну не любви проспавшей все Авроры и распрекрасного принца же радоваться! Неслучайно именно Малефисента стала одним из главных успехов корпорации в части продажи мерча, а сам мультфильм — едва ли не ключевым источником вдохновения для создателей «Шрэка», перепридумавшего жанр сказки уже для нашего века (например, принц Чарминг взят именно из этой «Спящей красавицы»).
Злодейки-феминистки: от карикатуры к квиру
Но не все злодейки пользовались такой же популярностью. Например, в официальный перечень диснеевских злодеев (Disney Villains), по образу и подобию которых массово производят мерч, не включена мачеха из «Золушки» — настолько отчетливо злая и лишенная запоминающихся черт и атрибутов (кроме разве что кота по кличке Люцифер), что про нее уж вряд ли кто решится снять фильм. Правда в игровом ремейке 2015 года Кейт Бланшетт сумела оживить даже такое страшилище, превратив вредную стареющую даму в элегантную леди, так и не сумевшую полюбить дочь скоропостижно скончавшегося супруга.
Странная экранная судьба сложилась у Красной королевы из «Алисы в Стране чудес» 1951 года. Сумасбродная и отчетливо маскулинная диктаторша, готовая казнить всех без суда и следствия, была в мультфильме 1951 года лишь одной из череды фриков на пути Алисы, но вошла в медиафраншизу диснеевских злодеев и получила яркое перевоплощение в картине Тима Бёртона, где ее феерически сыграла Хелена Бонем Картер, до предела усилившая эксцентричность героини.
Зло — это еще и отход от принятых норм поведения. Чего только стоит анимационная Круэлла де Виль — живущая в одиночестве женщина, готовая содрать шкуру с далматинцев ради красивых шуб. С одной стороны, весь ее образ — злая антифеминистская карикатура (напомним, что «101 далматинец» вышел в 1961 году аккурат со второй волной феминизма), с другой — она самый запоминающийся персонаж мультфильма. То же можно сказать и об Урсуле из «Русалочки» — откровенно квирной и безумно обаятельной злодейке, воплотившей одновременно образы противной властной тетки и коварной королевы танцпола, способной украсить любое дрэг-шоу. Аниматоры и не скрывали, что при создании Урсулы вдохновлялись Дивайн — легендой дрэга и музой Джона Уотерса.
И в девяностые, и в нулевые можно вспомнить эффектных антигероинь в диснеевских мультфильмах и сериалах. Чего только стоят сестры Сандерсон, блестяще сыгранные Бетт Мидлер, Сарой Джессикой Паркер и Кэти Нэджими в комедии «Фокус-покус». Или героиня Сьюзен Сарандон в «Зачарованной», соединившая в себе черты Злой Королевы и Малефисенты (только озабоченная уже не красотой соперницы или местью за прошлые обиды, а исключительно укреплением вертикали власти), но уже в комедийном ключе.
До абсурда доводится и образ Круэллы — в фильмах 1996 и 2000 годов ее сыграла Гленн Клоуз, сделавшая свою героиню еще более мультяшной, чем любая анимация. Взглянув в глаза злу, тогдашние авторы и зрители не могли удержаться от смеха.
Антигерои 2010-х: почему они такие добрые?
Резкий поворот в отношении к антигероям в 2010-е годы продиктован не только стремлением студии переснять все свои старые хиты (алчность корпорации трудно назвать новым сюжетом), но и многократно усилившимся влиянием поп-психологии (или, скорее, поп-психотерапии) с «закрытием гештальтов» и «проработкой травм».
Новые времена, как и прежде, требуют новых историй и их нюансов. Малефисента в фэнтези-дилогии с Анджелиной Джоли теперь жертва — обмана и предательства короля, а также заботливая приемная мать и предводительница национально-освободительного движения.
Круэлла де Виль в одновременно психологически нюансированном и эксцентричном исполнении Эммы Стоун (пожалуй, лучшая роль в ее фильмографии) на глазах восхищенного зрителя превращается в бизнесвумен и перфоманс-артистку и вроде бы уже не собирается сдирать с собачек шкуру.
Если ограничивать кругозор только диснеевскими картинами, то может показаться, что мир становится добрее и гуманнее; увы, у жизни совсем другие сценаристы.
Злодеям в мультфильмах всегда недостаточно уделяют внимания. То плохо раскроют их мотивацию, то не раскроют вообще, или покажут злодейство всего на протяжении 10 минут из полуторачасового мультфильма. В общем, беда. Но злодеи всё равно исправно появляются на экранах. Тлум.Ру выбрал 13 самых красивых злодеек, проставил им рейтинг и дал краткую ёмкую характеристику. Наслаждайтесь!
№ 13: Эрика Ван Хельсинг, «Монстры на каникулах 3: Море зовёт»
Уровень злодейства: **
Что натворила: полной злодейкой её назвать не повернётся язык, но тем не менее Эрика участвовала в коварном плане, построенном ещё её прадедом — самим Абрахамом Ван Хельсингом.
Казнить или помиловать: в самый важный момент девушка помешала Абрахаму, чем спасла Дракулу. Помиловать.
№ 12: Зета, «Angry birds в кино 2»
Уровень злодейства: ***
Что натворила: у многих злодеев и злодеек нельзя проследить нормальную судьбу того самого становления, но у Зеты же всё с этим отлично, спасибо за работу сценаристам. Масшабную войну она устроила запоминающуюся.
Казнить или помиловать: подобные действия героини стали попыткой вылечить разбитое сердце и хоть как-то обратить на себя внимание. Помиловать.
№ 11: Снежная королева
Уровень злодейства: ****
Что натворила: она всё та же, что и в сказке Ханса Кристиана Андерсена, но от советского варианта её отличает стиль. Да и сами мультфильмы выполнены в разной технике, не говоря уже о временном разрыве между ними.
Казнить или помиловать: такой королевой можно лишь восхищаться, пусть даже она и злодейничает. Помиловать.
№ 10: Мадам Медуза, «Спасатели»
Уровень злодейства: *****
Что натворила: украла сиротку Пенни, чтобы заставить ту достать самый большой в мире алмаз из пещеры. Не у всех отрицательных героев хватит духу использовать детей, это же каким надо быть жадным до богатств человеком?
Казнить или помиловать: такому нет оправдания. Казнить.
№ 9: Эвелин Девор, «Суперсемейка 2»
Уровень злодейства: *****
Что натворила: Эвелин не просто так стала злодейкой, а из-за смерти своего отца (позднее и матери), к которому вовремя не пришли на помощь супергерои. Что скажешь — мотив подходящий. Но суперлюди на то и супер, чтобы суметь справиться даже с гениальной женщиной.
Казнить или помиловать: история героини говорит сама за себя — помиловать.
№ 8: Шиго, «Ким Пять-с-плюсом»
Уровень злодейства: ***
Что натворила: Шиго не просто злодейка, но и та, кто сначала сражался на стороне добра, но постепенно «упала» в темноту, решив поддаться соблазну. Отдельно стоит заметить, что они с Ким в какой-то момент даже подружились, но из-за воздействия поляризатора.
Казнить или помиловать: Шиго защищает Ким от другого зла, лишь бы самой занять первое место. Помиловать.
№ 7: Скарлет Оверкилл, «Миньоны»
Уровень злодейства: ****
Что натворила: вот уж у кого из злодейских злодеек нет проблем с предысторией и мотивацией — отвергнутая сверстницами Скарлет почти сразу поняла, что на стороне добра ей не быть. Такая вот она суперзлодейская принцесса, вечно в поисках подходящей короны.
Казнить или помиловать: помиловать, но держать под строгим наблюдением.
№ 6: Сансет Шиммер, «Мой маленький пони: Дружба — это чудо»
Уровень злодейства: **
Что натворила: Сансет впервые предстала перед зрителями в полнометражном мультфильме «Мой маленький пони: Девочки из Эквестрии» и уже тогда её показали, как отрицательную героиню. Ведь положительная вряд ли бы стала красть корону.
Казнить или помиловать: стоит отметить, что эта героиня среди нашего списка точно раскаялась в своих злодеяниях. Помиловать.
№ 5: Политея, «Клуб Винкс»
Уровень злодейства: ****
Что натворила: Сиреникс (подводная трансформация!) не обошёл стороной и Политею, только если остальные девушки остались на стороне добра, эта героиня неминуемо превратилась в злую свою версию, ещё и пугающую. Жажда власти, она такая, кого угодно может склонить в настоящую темноту.
Казнить или помиловать: казнить, а то вдруг чего случится.
№ 4: Магика де Гипноз, «Утиные истории»
Уровень злодейства: ***
Что натворила: Магика не просто так носит своё имя, ведь кроме запоминающейся внешности у неё есть и ещё одна отличительная черта — утка умеет колдовать, и делает это особенно хорошо, когда дело касается злой магии. Постоянно досаждает Дональду.
Казнить или помиловать: она такая стильная и запоминающаяся… помиловать.
№ 3: Декан Терзалес, «Университет монстров»
Уровень злодейства: *
Что натворила: эту даму можно назвать злодейкой с большой натяжкой. Но из-за её внешнего вида, тембра голоса, манеры держать себя, да даже из-за самого простого — её хладнокровности, — можно начать подозревать персонажа в крайне нечистых делах.
Казнить или помиловать: помиловать, конечно, а то так всех строгих людей (и не только) придётся казнить.
№ 2: Матушка Готель, «Рапунцель: Запутанная история»
Уровень злодейства: *****
Что натворила: Готель, возможно, не была бы такой злодейкой и не стала бы даже похищать ещё совсем маленькую Рапунцель, если бы не пристрастилась к молодости, однажды найденной в силах волшебного цветка. Да и Юджин постарадал от её руки.
Казнить или помиловать: казнить. Хотя, стойте, это уже в мультфильме сделали.
№ 1: Малефисента
Уровень злодейства: ****
Что натворила: делов — одним словом. Да, она у нас не из мультфильма, а из книги, но не забываем, что мы видели её и в «Спящей красавице», где злодейка не отказала себе в шике. Теперь же у зрителей есть возможность понаблюдать за самой красивой и стильной Малефисентой уже в двух фильмах. Думаете, она всё ещё такая же неисправимая и жаждущая только зла? Как бы не так, всему есть причина.
Казнить или помиловать: помиловать! Если смотрели фильм, то знаете, почему. Если нет, то не забывайте читать наш обзор на фильм «Малефисента: Владычица тьмы», а если ещё не сходили в кино, то можете и отзывы оценить, а вдруг именно они помогут решить — идти в кино или нет?
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать самые классные тематические подборки мультфильмов.
Другие статьи по теме:
10 самых вредных героинь мультфильмов
10 самых гениальных героев мультфильмов
Культовые диснеевские злодейки: Злые королевы
Готовьте ваши отравленные яблоки и поднимайте высокие воротники — пришло время вспомнить образы старых культовых злодеек из фильмов и мультфильмов Диснея. Она может выступать под многими именами, но мы знаем ее как Злую Королеву, мстительную и преследующую добрых персонажей правительницу, которая не знает лучшего занятия, как доводить свою приемную дочь Белоснежку.
В то время как мы переживаем от страха перед этими могущественными злыми леди, лишь одна заслуживает титул настоящей Злой королевы? Кто же заслуживает эту корону по вашему мнению?
Люсиль Ла Верн (голос) в мультфильме «Белоснежка и семь гномов»
За: Диснеевские бяки из мультфильмов хотят все и сразу. И нельзя винить нашу героиню в этом. Она активна и креативно подходит к решению своих проблем, самостоятельно выполняя всю грязную работу.
Против: В основном ею движет зависть, и она находится в состоянии опьянения чувством. Было ли проклятие «сонной смертью» лучшим, что она могла сделать? Мы не пытаемся сказать ей, как выполнять свою работу, но не сработал бы менее изощренный план намного эффективнее?
Лана Паррия в сериале «Однажды в сказке»
За: Антигерой и злодейка из сериала «Однажды в сказке» является темной лошадкой. Ею движет любовь, амбиции и иногда даже дружба. Также она следит за модными тенденциями злодеев как никто другой.
Против: Злая ли она? Похоже, часто путающийся моральный компас Регины заставляет нас любить ее еще больше, но дает ли это возможность определить ее в ряды Злых королев?
Шарлиз Терон в фильме «Белоснежка и охотник»
За: С чего начать? Равенна в исполнении Терон знает, как делать зло в величественном стиле. Она купается в молоке, пьет молодость из красивых городских девушек, а также может превращаться в ворону, когда ей это необходимо.
Против: Ее злой план не имеет в своей основе здравого смысла. Зеркало говорит ей, что если она съест сердце Белоснежки, она будет жить вечно. Ну ладно. Почему бы и нет?
Джулия Робертс в фильме «Белоснежка: Месть гномов»
За: Королева в исполнении Джулии Робертс знает, как насладиться своим правлением. У нее оригинальное чувство юмора с саркастическими и едкими нотками, а также она остроумная и веселая.
Против: Мы чего-то не понимаем или она недостаточно овладела темной стороной своей личности? Всем нравится хорошо посмеяться, но лучше хмыкать в темноте, чем хихикать при дневном свете, особенно если это касается нашей Злой королевы.
Моника Белуччи в фильме «Братья Гримм»
За: Хотите небольшую историю, связанную с черной магией? В фильме «Братья Гримм» Злая королева была когда то восхитительной королевой Тюрингии, но умерла во время чумы, что еще раз доказывает уязвимость заклинания о бессмертии.
Против: Все, что ей нужно было делать — это выпить кровь двенадцати маленьких девочек. Легко, правда? Но на самом деле оказалось тяжело (Или это братья Гримм были настолько хороши).
Дайан Уист в фильме «Десятое королевство»
За: Злая королева в исполнении Уист отложила красоту в дальний угол и сосредоточилась на власти. У нее в запасе нескончаемое количество трюков и она неустанно предана своей миссии — прибрать к рукам все королевства.
Против: Она сумасшедшая, однако, как и все эти злые леди. Злые поступки — ее конек, но тот факт, что Кристина Уайт была преданной матерью до того, как потеряла все и оставила свою семью, наводит грусть. Она не злая на самом деле, просто потерянная.
Оливия Уайлд в Портретах мечты Диснея
За: Это лицо, этот воротник, а это волшебное зеркало с лицом Алека Болдуина?
Против: Это всего лишь картинка, а не персонаж на самом деле. Извини, Оливия, но следует рассмотреть реальные образы Злых королев до того, как вручить заветную корону.
Автор: Ирина Мирончук