Злые сказки братьев гримм

9 лет назад · 18528 просмотров

4 января 1785 года родился знаменитый немецкий сказочник и филолог Якоб Гримм.
Братьев Гримм в истории навсегда останется только двое, несмотря на то, что в их семье было целых пять сыновей. Но именно Якоб и Вильгельм относились к числу гениальных умов своего времени. Если не брать в расчёт их популярность как писателей, о деятельности братьев Гримм широкой публике известно мало. На самом деле их наследие вовсе не ограничивается адаптированным немецким фольклором. Братьев интересовало практически всё, так или иначе связанное с языком — от скандинавских мифов до истории права. У Вильгельма периоды творческой активности сменялись затяжными перерывами, в основном из-за слабого здоровья. И настоящим «отцом немецкой филологии» можно по праву назвать именно Якоба Гримма, чья жизнь проходила в постоянном научном поиске.

5 самых страшных сказок братьев Гримм

Братья родились во вполне благополучной семье. Якоб был всего на год старше Вильгельма и с самого детства братья были друг для друга лучшими друзьями. Общие интересы и любовь к науке только укрепляли дружбу. По примеру своего покойного отца братья решили учиться праву в Марбурском университете. Во время учебы на юридическом факультете Якоб понял, что его больше увлекает филология. После окончания университета Якоб уехал в Париж где познакомился с филологами, собиравшими народные песни, легенды и сказки. Якоб проникся этой идеей и решил обязательно заняться подобным в Германии, конечно, в компании младшего брата.

В 1808 году Якоб Гримм получил место личного библиотекаря у родного брата Наполеона Бонапарта, Жерома, короля Вестфалии. Королю нравился молодой серьезный юноша, да и в библиотеку монарх заглядывал редко, поэтому ничто не мешало Якобу заниматься исследованиями. Поэтому уже через четыре года братья Гримм опубликовали свой первый том «Детских и семейных сказок», ещё через три года — второй. Еще через пару лет появился сборник «Немецкие предания». Из-за серьезного интереса к языку Якоб отказался от карьеры дипломата. Вообще служебные обязанности были для Якоба только помехой. Именно поэтому он всеми способами старался оставаться простым библиотекарем, хотя ему предлагали место профессора с хорошим окладом. До 1820 года братья Гримм скромно трудились в библиотеке Касселя, в которой они могли спокойно заниматься филологическими исследованиями.

Позже они согласились преподавать в университете Геттингена, где эмоциональный Вильгельм имел больший успех у студентов, чем старший брат. Суховатый и сдержанный Якоб вообще не стремился преподавать, его интересовала только наука. Правда, в университете у братьев появилось много друзей, разделявших их интересы, однако все хорошее заканчивается, и братьев уволили в 1837 году за отказ принести присягу ганноверскому королю.

В историю языкознания Якоб Гримм вошел прежде всего как автор четырёхтомной «Немецкой грамматики». Первый том ее посвящен морфологии и фонетике, второй — преимущественно морфологии, третий — словообразованию и четвертый — синтаксису. В основе данного исследования лежит сравнение на исторической основе всех германских языков, охватывающее огромный материал, начиная с первых письменных памятников.

Якоб и Вильгельм проделали невероятно кропотливую работу, создавая свой «Немецкий словарь» и «Немецкую грамматику». На одну только подготовительную работу ушло 14 лет! Зато их словарь до сих пор считается уникальным изданием, не имеющим аналогов.

Но всё-таки братья Гримм для нас прежде всего это сказочники. Родители обычно не догадываются, что читают своим детям сильно смягченные версии. Якоб и Вильгельм были исследователями и старались записывать услышанные истории слово в слово. Поэтому их сказки скорее жестокие, чем поучительные. В день рождения Якоба Гримма «Вечёрка» собрала пять сказок, которые стоит читать только взрослым.

1. «Девушка без рук» (1812)
Однажды мельник попросил у дьявола богатства, а тот взамен попросил то, что у мельника за домом. Там оказалась дочь мельника, которую дьявол попытался утащить, но девушка оказалась слишком чиста душой, поэтому забрать ее с собой в ад Сатана не смог. Тогда он приказал мельнику отрубить дочери руки. Мельник послушно отрубает девушке руки, после чего она уходит из дома, скитается, пока в нее не влюбляется король, который берет ее в жены. У них рождается сын, а король тем временем воюет в далекой стране. Дьявол подменяет письма, и король получает известие, что его жена родила щенка. Нечистый поменяет и ответ короля, и королеву изгоняют. Она живет с сыном в лесу, у нее отрастают руки, а спустя семь лет король находит ее и они возвращаются во дворец. А некоторых вариантах этой сказки мельник отрубает дочери руки и груди за то, что она отказывается выйти за него замуж.

2. «Вор в терновнике» (1815)
В названии этой сказки использовано слово, одновременно обозначающее и «вора» и «еврея». Мальк покупает волшебную дудочку, и каждый, кто ее слышит, пускается в пляс. Мальчик находит еврея (которого зовут Еврей) и заставляет того танцевать на кусте терновника, пока тот не отдает ему все деньги. Мальчика хотят повесить, но он достает свою дудочку и не перестает играть, пока еврей не сознается, что он и сам украл золото. Еврея, конечно, казнят.

3. «Жених-разбойник» (1812)
Жених одной девушки живет далеко в чаще Леса Плача, в жутком доме. Дома его девушка не находит, и опечаленная, гуляет вокруг дома. Вдруг к девушке подходит старуха, которая говорит, что ее любимый — на самом деле жестокий людоед, который заманивает девушек к себе, а после -съедает. Конечно, девушка не верит, и тогда старуха прячет ее. Когда жених возвращается домой с очередной перепуганной жертвой, которую жестоко убивает и поедает прямо сырой, у девушки открываются глаза. Она сбегает от ужасной избушки и размышляет, как бы разобраться с убийцей. Подумав, девушка приглашает жениха на ужин в дом своего отца. Каннибал приходит, рассчитывая вскоре заполучить еще одну аппетитную жертву. И тут его хватает полиция.

4. «Можжевеловое дерево»
Злая мачеха-королева предлагает пасынку яблоко. Для того, чтобы взять его, мальчик должен залезть в гигантский сундук. Когда он открывает сундук, мачеха отрубает ему крышкой голову. Желая замаскировать преступление, она привязывает голову мальчика к телу платком. Но вскоре голову сбивает её собственная дочь, которая теперь уверена, что виновата в смерти сводного брата. Королева с дочерью придумывают хитрый план, готовят из тела кровавый пудинг и подают на ужин королю. Однако душа мальчика превращается в птицу, и, движимая местью, бросает мачехе на голову большой камень, который убивает её на месте.

5. «Бедный мальчик в могиле» (1843)
Мальчик-сирота попадает в дом к богатой супружеской паре. Те избивают его, морят голодом, и всячески издеваются над малышом. Тогда он решает наложить на себя руки. Но он необразованный мальчик-сирота, поэтому не знает, как выглядит яд и каков он на вкус. Поэтому вместо отравы он ест мед и пьет вино. Уверенный, что он смертельно отравлен, сытый и пьяный мальчик ложиться в могилу, готовится к смерти и умирает.

Источник:

Страшные сказки братьев Гримм - i_001.jpg

Якоб и Вильгельм Гримм

Страшные сказки братьев Гримм

Пересказ Кеннета Бё Андерсена и Бенни Бёдкера

Grimm

Originally published as a Storytel Original Series

Text © 2019 Benni Bødker, Kenneth Bøgh Andersen («Originally Published as a Storytel Original»)

Illustrations © 2019 John Kenn Mortensen

© М. Канарская, перевод на русский язык, 2022

© ООО «Издательство АСТ», 2022

Предисловие

Сказки изменчивы, и такими они были всегда – начиная с древнейших времен, когда первые люди расселись вокруг костра и повели рассказ. Неизвестно, кто придумал эти истории, откуда они взялись, но они существуют во множестве вариантов в разных странах. Нам кажется, что мы знаем сказку про Красную Шапочку вдоль и поперек, но так ли это на самом деле? Останется ли беспечная девочка в живых или погибнет в животе у волка? Сказки, собранные братьями Гримм в Германии в начале XIX века, одни из самых известных и любимых в мире, но именно братья первыми начали постепенно изменять тексты сказок.

Сказки подвижны, для них не существует жестких рамок. Хотя сказки могут начинаться словами «жили-были» и заканчиваться «и жили они долго и счастливо», а могут использовать повторы и магическое число три. Но могут обходиться и без этого. Все правила о том, какой должна быть настоящая сказка, мы придумали после того, как перестали рассказывать сказки. Для этой книги мы отобрали десять лучших сказок, написанных братьями Гримм. Эти сказки грубые, жестокие, злые, прекрасные, удивительные, волшебные – эпитеты можно перечислять бесконечно. Кто-то, возможно, возразит – они же адресованы исключительно детям. Ведь это сказки, и некоторые истории братьев Гримм, действительно, со временем стали слишком адаптированными для детей. Очеловеченные животные и истории в картинках про Красную Шапочку и Ханса и Грету. Куда же подевалось все жуткое и страшное? Именно это мы, среди прочего, хотим вернуть в сказку. Вернуть тот прежний мир, те первоначальные истории, которые совершенно очевидно предназначались не только детям, но и всем тем, кому хотелось послушать занимательное повествование.

Сказки подвижны, но мы все же постарались придерживаться первоисточника. Вместе с тем мы что-то добавляли, а что-то опускали в случаях, где сказки позволяли и предполагали подобные изменения. Подробнее об этом сказано в послесловии. Это по-прежнему сказки братьев Гримм, но мы пересказали их своими словами и дали волю своей фантазии. И путешествие в этот волшебный, опасный и поразительный мир, где волки могут разговаривать, а кости петь, стало для нас настоящим даром и наслаждением.

Страшные сказки братьев Гримм - i_002.jpg

Ханс и Грета

В вольном пересказе Кеннета Бё Андерсена

Страшные сказки братьев Гримм - i_003.jpg

Некоторые истории такие омерзительные, что их и рассказывать-то не хочется. Одна из них начинается на опушке дремучего леса, в домишке бедного дровосека, живущего здесь со своей семьей.

Месяц уже взошел, и двое голодных детишек лежали в постели, пытаясь заснуть.

Грете так хотелось есть, что от голода сводило живот. Ей казалось, что внутри у нее сидит какой-то зверь, он грызет и грызет ее, пытаясь выбраться наружу. И время от времени рычит от отчаяния.

– Вот, – промолвил брат, протягивая ей что-то в темноте. Кусок черствого хлеба. – У меня осталось немного от завтрака.

Ей хотелось бы отказаться. Сказать, чтобы он сам съел хлеб, что он изголодался ничуть не меньше нее. Что у него тоже кожа обтягивает кости.

– Спасибо, – ответила она и взяла хлеб. Его было невозможно разжевать, такой он был твердый, и пришлось размягчить его слюной. – Ханс?

– Да?

– Как думаешь, мы скоро заживем лучше?

Каждую ночь один и тот же вопрос, на который он всегда отвечал «да». Словно и говорить тут не о чем. Конечно же, они заживут лучше, и чего она, дуреха, спрашивает.

Для маленького семейства уже давно наступили тяжелые времена. Многие деревья болели, и в поисках хороших дров приходилось забираться в самую чащу леса, и денег было в обрез. Когда-то они держали скотину. Несколько кур, козу и собаку – яйца, молоко, тепло ногам, когда лежишь в кровати. Но беда не приходит одна. Сначала лиса расправилась с курами. Потом коза упала с крутого склона и сломала шею. Осталась только собака, но кормить ее стало нечем, и однажды вечером удар отцовского топора пришелся не по дереву. Впервые за долгое время они сытно поели, пусть мясо было жестким и сухим, а Грета ела, роняя слезы.

– Как думаешь, мы скоро заживем лучше?

«Да», – всегда отвечал Ханс, но не нынешней ночью. Сегодня он взял сестру за руку и прошептал:

– Ш-ш-ш…

Где-то в лесу, озаренном светом острого молодого месяца, ухала сова. В домишке, за стеной каморки, где спали дети, раздались шаги. В дверях возник черный силуэт. Силуэт задержался на пороге, и Грета не могла понять, отчего ей вдруг стало так страшно, отчего она замерла в постели. Ведь это была мать.

– Дети, вы спите?

Ханс предостерегающе сжал руку Греты, а она взмолилась, чтобы в животе у нее не заурчало.

Да, это была мать, но что-то в ней изменилось за последнее время. Что-то странное появилось в ее взгляде, и она теперь иначе смотрела на Ханса и Грету. Грета помнила, что таким же взглядом мать смотрела на собаку, когда отец решил…

Силуэт исчез.

– Ханс? – прошептала Грета.

– Ш-ш-ш…

И вот – ее голос в темноте. Голос матери доносился из кухни:

– Мы так больше не протянем. У нас нет денег, и нам нечего есть.

– Знаю, – отозвался отец. – И что нам делать? Что же нам делать?

Он не ожидал ответа. Но ответ прозвучал:

– Мы больше не можем прокормить детей. – Слушая ее холодный голос, Грета думала о месяце, сияющем на небе. Холодном и остром, как отцовский топор. – Им придется самим о себе позаботиться.

– Самим позаботиться? Но…

– Утром мы поведем их в лес и скажем, чтобы они дожидались нас, пока мы за ними не вернемся.

– И… когда мы за ними вернемся?

Тишина. Только вой ветра за окном. И испуганный всхлип дровосека, когда он понял, о чем говорит жена.

– Н-нет. Мы не можем так поступить. Мы…

– Вырасти – значит научиться заботиться о себе, – возразила мать. – Так у них есть хоть какой-то шанс. Мы все окажемся на кладбище, если ничего не предпримем.

– Но они же еще дети. Наши дети, и мы…

– Так ты хочешь видеть, как они умирают с голоду? – слова сочились гневом. Словно это страшное решение исходило от него. А после – змеиное шипение: – И ты еще считаешь себя любящим отцом.

Снова молчание. Долгое.

– Ладно, – раздался его сдавленный голос. В нем звучали горечь и стыд. – Поступим, как ты сказала.

Грета на миг совсем позабыла про голод. Она так крепко стиснула руку брата, что костяшки пальцев побелели и засветились в темноте, слезы потекли у нее по щекам.

– Что же нам делать, Ханс? – всхлипывала она. – Они решили…

– Ш-ш-ш, – третий раз раздалось этой жуткой ночью, вонзающей в детей острые зубы голода и страха. – Я кое-что придумал.

Когда родители улеглись, Ханс выбрался из постели и выскользнул за дверь. Грета лежала в темноте, прислушиваясь: снаружи не доносилось ни звука, и ужасные мысли зашевелились у нее в голове. Неужели он сбежал? Бросил ее, воспользовавшись темнотой? Нет, Ханс не мог так поступить. Или мог? В ту минуту Грета уже даже представить себе не могла, на что способны люди.

Но вот брат вернулся. В карманах у него что-то гремело, и он показал сестре, что это: белые камешки. В свете месяца, льющемся сквозь окно, они сверкали, как чеканное серебро.

4 января 1785 в земле Гессен, в Ханау-на-Майне, родился Якоб Людвиг Карл Гримм — немецкий филолог и старший брат Вильгельма Гримма. Вместе с ним он являлся членом кружка гейдельбергских романтиков, стремившихся возродить интерес к культуре Германии, ее фольклору. Братья Гримм были в первую очередь лингвистами, а уже потом — авторами знаменитого собрания сказок.

Все с детства помнят адаптации народных германских сказок: «Красная шапочка», «Золушка», «Бременские музыканты» и многие другие. Первоисточники этих сюжетов сначала смягчали братья-писатели, потом — переводчики на русский язык: уж слишком кровожадными были некоторые подробности. Но есть сказки, которым никакая адаптация не поможет. «РГ» собрала несколько таких сюжетов и попыталась объяснить их глубинный смысл.

Белоснежка

Сюжет сказки о Белоснежке и семи гномах знаком многим с детства. Однако, не все знают, что когда королева поручает псарю отвести самую красивую в королевстве девочку — Белоснежку — в лес и убить, она требует принести ей доказательство. Ни больше, ни меньше — легкое и печень несчастной девочки. Когда подданный, пожалев Белоснежку, приносит королеве внутренности оленя, та съедает их.

Существует несколько подходов к объяснению сказки. Так, последователи психологической школы Карла Густава Юнга полагают, что королева-мачеха являет собой архетип тени: темную сторону любой личности. Другая любопытная версия говорит о том, что сюжет сказки сопоставим с античными астрономическими представлениями: Белоснежка и семь гномов ассоциируются с Луной в сопровождении Солнца, Земли и пяти планет.

Интересен подход американских социологов к этой истории. Они считают, что сказка о Белоснежке прививает девочкам неправильные стереотипы, так как слишком большое внимание уделяется красоте Белоснежки. Таким образов, внешность ставится во главу угла, а образование и карьера отходят на второй план. Правда, в свете любви американцев к кукле Барби такие претензии к сказке кажутся необоснованными.

Гензель и Гретель

Еще один небезызвестный сказочный сюжет, повествующий о брате и сестре, которые попадают в лапы к ведьме-каннибалу, живущей в лесном доме, построенном из сладостей.

От первого до последнего слова в этой сказке веет ужасом. Во-первых, фигура отца, отправляющего родных детей в лес на верную погибель под давлением своей жены, мачехи Гензеля и Гретель. Во-вторых, образ старухи, заставляющей сестру откармливать своего брата. В-третьих, сами дети. В этой сказке они не являются жертвами в традиционном понимании этого слова: брат и сестра оказываются весьма находчивыми малышами, а в жестокости отчасти не уступают своей тюремщице. Гретель обманом заманивает ведьму в печь и дотла сжигает ее. После этого дети грабят дом старухи. Они возвращаются к отцу и на вырученные от награбленного деньги живут в достатке.

Кстати, по сюжету к моменту из возвращения в отчий дом мачеха по неизвестной причине умирает. Исследователи полагают, что это свидетельствует о том, что по своей сути мачеха и ведьма — одна и та же женщина.

Исследователи предполагали, что истоки легенды лежат в периоде Великого голода (1315-1317 годы), когда детей прогоняли в лес на верную смерть, потому что прокормить их родители не могли, а каннибализм был распространенным явлениями (по крайней мере, по слухам).

Золушка

Сказка, ставшая своеобразной Библией для поколений девочек. Даже некоторые современные Золушки проникаются мыслью, что если во всем себе отказывать и безропотно сносить унижения, то в итоге получишь поощрение в виде прекрасного принца на белом коне. Некоторые ждут этого принца всю свою жизнь.

В целом повествование сказки ровное, без излишнего натурализма, но кровожадных эпизодов хватает. Особенно выделяется один. Когда принц приходит к отцу Золушки и говорит, что возьмет в жены только ту, кому подойдет потерянная на балу туфелька, одна из сестер ампутирует себе палец, чтобы обувка пришлась впору.

— А ты отруби большой палец; когда станешь королевой, все равно пешком ходить тебе не придется, — советует мать.

Принц забирает девушку с собой, но два белых голубка поют, что башмачок весь в крови. Принц уличает невесту в обмане и поворачивает коня назад.

То же повторяется с другой сестрой, только она отрезает не палец, а часть пятки. Правда, результат тот же — бдительные птички сообщают принцу правду.

Кстати, по мнению последователей учения Зигмунда Фрейда, прозрачная хрустальная туфелька является символом непорочности. В таком контексте манипуляции с обувью становятся понятнее.

Красная шапочка

Существует две основные версии истории про девочку, которая ходила через лес с корзинкой снеди, навещать свою бабушку.

В версии Шарля Перро история заканчивается плохо: Красная шапочка становится жертвой кровожадного волка. Перро закончил сказку моралью, наставляющей юных девиц опасаться соблазнителей. В версии Гримм финал более оптимистичен: проходившие мимо бабушкиной избушки дровосеки услышали шум, вбежали внутрь, убили волка и освободили старушку и девочку.

Что характерно, обе сказки — это обработанные версии легенды, распространенной еще в средневековой Европе. В большинстве версий того времени сказка заканчивалась трагически, как у Перро. И мораль была такой же, как у французского автора. Правда, натуралистичных подробностей было побольше: так, волк предлагает Красной шапочке раздеться и лечь рядом с ним, а одежду бросить в огонь, после чего съедает девочку. Мотив нарушения правил поведения — налицо.

Смерть в кумовьях

История о том, как отец тринадцати детей позвал в крестные саму смерть, не так популярна, как сказки про Рапунцель или Мальчика-с-пальчика, но зато уж точно одна из самых мрачных. Бедняк выбрал смерть в кумовья потому, что она всех уравнивает — и нищих, и богатых. Крестная в долгу не осталась и оправдала доверие: сын бедняка становится, благодаря ей, известным лекарем. «Если тебя позовут к больному, я буду каждый раз тоже являться; если я буду стоять у изголовья больного, ты можешь смело объявить, что ты его вылечишь; дай ему этой травы, и он выздоровеет. Но если я буду стоять у ног больного, то значит — он мой, и ты должен сказать, что всякая помощь бесполезна и что ни один лекарь на свете спасти больного не сможет. Но бойся пользоваться этим зельем против моей воли, а не то плохо тебе придется», — наставляла крестная мальчика.

Тот ослушался лишь дважды, и во второй раз смерть не пощадила его: погасила свечу его жизни.

Эта готическая сказка наглядно демонстрирует отношение простых людей к такому явлению, как смерть. Во-первых, многодетный родитель отдает ребенка на волю высших сил: выживет — так выживет, а нет — так нет. Во-вторых, воспитанный самой смертью мальчик как бы возвращает сказкам их первозданную мрачность. В-третьих, мораль: нельзя обмануть смерть, даже если ты приходишься ей «родственником».

Текст: Екатерина Призова
http://www.rg.ru/2014/01/04/grimm-site.hml.html

Суп из мальчика, беременная Рапунцель: шокирующие детали сказок братьев Гримм

Хотите, чтобы кровь застыла в жилах, а по спине побежали мурашки? Отложите Стивена Кинга, выключите очередной хоррор про куклу Аннабель и просто почитайте сказки братьев Гримм без цензуры.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Считается, что у каждой сказки должен быть счастливый конец. Однако братья Гримм думали иначе: их оригинальные истории были мрачными, пугающими и наполненными насилием. И если благополучные финалы кажутся вам слишком слащавыми, то вы точно оцените по достоинству творчество этих двух немецких лингвистов и исследователей народной культуры.

Разрубленное тело и летающие пальцы в «Разбойнике-женихе»


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любите франшизу «Поворот не туда»? Тогда сказка «Разбойник-жених» точно придется вам по вкусу. Ее главная героиня, дочка мельника, не доверяет парню, за которого отец хочет выдать ее замуж, и пробирается в дом к жениху, пока тот отсутствует. Там ее встречает пожилая женщина и рассказывает, что это — разбойничий притон, живут в нем убийцы и людоеды. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Старушка прячет девушку за бочкой, и та с ужасом наблюдает за тем, что творят вернувшиеся хозяева: «Разбойники притащили с собой девушку, не обращая внимания на ее крики и рыдания. Потом сорвали они с нее красивое платье, положили ее на стол, порубили на куски ее красивое тело и посыпали его солью. Один из них заметил золотое кольцо на мизинце убитой, не смог снять его, взял топор и отрубил палец, но тот подлетел вверх и упал прямо на колени невесте».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Старуха убеждает разбойника не искать палец с кольцом до ужина, а потом опаивает всю компанию сонным зельем. Вместе с девушкой они выбираются из дома и возвращаются на мельницу. Лишь на свадьбе дочь мельника рассказывает о случившемся и показывает всем отрубленный палец в качестве доказательства. Гости казнят преступников, а у нас остается только один вопрос: а точно ли старушка, которая жила с разбойниками много лет, благонадежна?

Белоснежке было семь лет, когда королева пыталась ее убить


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто не слышал сказку про прекрасную принцессу, которую пыталась сжить со свету злая мачеха? Вот только мало кто помнит, что королева приказала слуге отвести Белоснежку в лес, когда девочке было… семь лет. Не удивительно, что охотник сжалился и в качестве доказательств смерти падчерицы принес новой жене короля легкое и печень олененка. 

После нескольких попыток убийства мачехе удается отравить Белоснежку яблоком. В известных нам сказке и мультфильме принц будит девушку прощальным поцелуем. В предыдущей редакции всё было суровее: королевич уломал гномов отдать ему тело девушки в хрустальном гробу — она была диво как хороша, и выглядела не мертвой, а спящей.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда гномы несли гроб, то споткнулись, от толчка кусок ядовитого яблока выскочил у девушки из горла – и она очнулась. Но вот чего вы точно не знаете: в первой версии сказки кусок яблока вылетел от удара слуги принца. Нет, он не пытался помочь — просто злился из-за жестокого обращения хозяина и искал, на ком сорвать свое дурное настроение. Но нам все же интереснее другое: зачем королевич выпросил у гномов гроб с телом мертвой девушки?


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В «Синей свече» солдат издевается над дочкой короля

В этой сказке солдат отобрал у ведьмы синюю свечу: если ее зажечь, появляется гном, исполняющий желания. Богатств мужчине хватало: в доме старухи он набрал столько золота, сколько смог унести. И тогда он решил наказать короля, который прогнал его со службы: для этого солдат велел гному каждую ночь приносить к нему в комнату принцессу.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сначала он заставлял ее подметать пол, потом требовал, чтобы девушка сняла с него сапоги, которые швырял ей в лицо. В конце концов принцессе и ее отцу удалось вычислить похитителя, и солдата арестовали.

Мужчина вновь призвал гнома, чтобы избежать наказания, и тот устроил побоище: «Стал носиться тогда человечек, точно молния, то туда, то сюда, и кого он только касался своей дубинкой, тот падал наземь». В итоге испугавшийся король пообещал отдать дочку солдату в жены. Что ж, судя по всему, с мужем принцессе не повезло!


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Суп из мальчика в «Сказке о можжевельнике»


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вы искали самую страшную и жестокую историю братьев Гримм, то вот она — «Сказка о можжевельнике». Снова не обошлось без злой мачехи, которая ненавидит пасынка и хочет, чтобы всё имущество досталось ее родной дочери.

Как-то мальчик вернулся из школы, и женщина предложила ему выбрать яблоко в сундуке. Когда ребенок склонился над ним, она резко опустила тяжелую крышку: «И отлетела голова и упала между красными яблоками». На этом мачеха не остановилась: она достала белый платок, привязала им голову к телу, посадила мертвого мальчика с яблоком в руке на стул, а потом велела девочке попросить лакомство у брата.

Та ответила, что мальчик сидит белый, ничего не говорит и яблоко не дает. Тогда мать посоветовала дочери: «А ты ступай туда опять, и если он тебе не ответит, ударь его по уху». Малышка так и поступила и, увидев, как отлетела голова брата, пришла в ужас, решив, что убила его. Мать убедила ее, что так и есть, и сказала, что раскрывать тайну нельзя, а из пасынка сварила суп. Девочка стояла рядом и рыдала: «Все ее слезы падали в кастрюлю, так что и соли не надо было класть».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мужу женщина рассказала, что сын решил погостить у матушки двоюродного дедушки, а затем накормила супруга варевом. «Ах, жена, — приговаривал тот, — какая у тебя вкусная похлебка! Положи-ка мне еще». И чем больше он ел, тем больше ему хотелось: так он съел весь суп из котла.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Девочка собрала кости брата и отнесла их в тряпице под можжевеловый куст. Мальчик возродился птицей и начал летать по городу, исполняя песню о своем ужасном убийстве. Людям она пришлась по вкусу: все просили повторить ее, но птица отказывалась делать это просто так и требовала плату.

В конце концов мальчик сбросил мачехе на голову мельничный жернов и возродился ребенком, после чего вместе с отцом и сестрой они «вошли в дом, уселись за стол и начали вместе обедать». И правда, что еще можно сделать после того, как видишь говорящую птицу-оборотня, которая убивает человека?


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рапунцель беременна, а принца сбрасывают с башни

Все мы знаем о прекрасной затворнице, по волосам которой в башню забрался принц. В привычной нам сказке он влюбился в девушку с первого взгляда и предложил ей выйти за него замуж. Однако в первой версии истории принц посещал Рапунцель не раз и не два, и совсем не для того, чтобы послушать ее пение.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Беременность Рапунцель раскрывается, когда наивная девушка спрашивает ведьму, почему одежда слишком тесная и больше ей не подходит. После этого надзирательница отрезает косу Рапунцель, выгоняет ее в лес, а принца сталкивает из окна, когда тот забирается по волосам, не зная, что девушки в башне больше нет.

Ослепший после падения принц блуждает по свету и однажды встречает Рапунцель с двумя детьми-близнецами (удивительно, но дети сохранились и во второй редакции сказки). Та от радости плачет, и ее слезы возвращают юноше зрения. Только после этого они вернулись в королевство принца и сыграли там пышную свадьбу. И снова у нас вопрос: а почему юноша не хотел сделать этого раньше?


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все умерли: сказка о курочке

В этой сказке полно милых персонажей: петух, курочка, мышки, лисичка… Вот только сама история больше напоминает триллер, в котором погибают все герои. Начинается все с того, что курочка глотает слишком большой орех и начинает задыхаться. Петушок бежит за водой, но колодец за нее требует красный шелк, который есть у невесты, а девушка за ткань хочет веночек. Пока петушок мечется, добывая то одно, то другое, курочка успевает умереть.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Траурная процессия из всех лесных зверей отправляется хоронить несчастную птицу, однако им не удается переправиться через ручей. Сначала его пытаются переехать по соломинке, но она ломается, и тонут все мышки. Затем за дело берется петушок и перетаскивает повозку через поток, но не удерживает ее на берегу. Тележка скатывается обратно в воду, и тонут все оставшиеся звери. Тогда петушок выкапывает могилу для курочки, хоронит жену и сидит на холмике земли, пока не умирает. Вопрос у нас только один: что это за ручей такой, который легко форсировал петух, но в котором утонули лиса, волк и медведь?

Сказок у братьев Гримм много, и, если ты любишь жестокие истории с леденящими душу подробностями, не пожалей пары вечеров на то, чтобы прочитать их все!

Фото: Getty images, Legion media

Даже в адаптированном варианте они настораживают психологов, а неадаптированные сюжеты могут повредить и психике взрослых

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

«Экспресс газета» в Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Якоб Людвиг Карл Гримм и его младший брат Вильгельм еще в молодости стали членами кружка романтиков. Целью кружка было возрождение интереса взрослых и детей к древней культуре и литературе Германии, к народному творчеству. Братья прославились своими сказками, но в первую очередь они являлись профессиональными лингвистами.

К нам сказки братьев Гримм попали сильно адаптированными. Первоисточники отличаются редкой кровожадностью, а если заинтересоваться глубинным смыслом известных сказок — волосы встанут дыбом. Некоторые из произведений, если вдуматься, настолько ужасны, что даже серьезная адаптация не делает их пригодными для чтения детям. Особенно если привлечь к толкованию сюжетов психологов.

«Белоснежка»: жестокость и людоедство

В первоначальной версии сказки королева приказывает отвести несчастную девочку, виноватую лишь в том, что она очень красива, в лес, там убить, а затем принести королеве внутренности юной красавицы — печень и легкое. Слуга, получивший приказ, отвел девочку в лес, но убить не смог — пожалел.

Однако необходимо было предоставить королеве доказательства совершенного злодеяния, и слуга, недолго думая, приносит ей легкое и печень оленя. Королева, чтобы в полной мере насладиться свое победой, торжественно съедает внутренние органы, как она думает, ненавистной красотки.

Кадр из фильма «Белоснежка: месть гномов»

Кадр из фильма «Белоснежка: месть гномов»

По мнению последователей школы психологии Карла Густава Юнга, в сказочном образе злой королевы выведен архетип тени, символизирующей темную сторону любого человека.

Со своей стороны, американские психологи сделали вывод: сказка «Белоснежка» вредна для девочек, так как учит их воспринимать внешнюю красоту слишком серьезно, уделять ей чрезмерное внимание. Ведь именно красота Белоснежки в сказке является ее основным достоинством, за нее она пострадала, за нее и получает в конце награду.

«Гензель и Гретель»: жестокость взрослых и детей, каннибализм

В этой сказке ужасно все, от начала до конца. Маленьких детей, брата и сестру, родной отец, послушавшись своей жены, мачехи несчастных крошек, отправляет в лес на верную смерть, потому что, видите ли, их нечем кормить. Дети оказываются в плену у страшной лесной ведьмы, не брезгующей людоедством. Старуха заставляет девочку откармливать своего брата, будто рождественского гуся, чтобы потом съесть.

Кадр из фильма «Гензель и Гретель»

Кадр из фильма «Гензель и Гретель»

Но еще страшнее — образы детей. Сначала их жаль, но потом читатель с ужасом понимает: детки-то еще те монстры! Гретель хитростью заманивает свою тюремщицу — лесную ведьму — в печь и хладнокровно сжигает старуху живьем. Находчивые и жестокие дети, завершив казнь, грабят старухин дом и возвращаются домой, нагруженные добром, которое и позволяет им впоследствии безбедно жить вместе с отцом. Мачеха же внезапно умирает. Специалисты полагают, что по сути в этой сказке мачеха и злая ведьма — одно и то же лицо.

Столь кровожадный сюжет навеян, вероятно, Великим голодом, который разразился в Европе в 1315-1317 годах. Тогда, по дошедшим до нашего времени слухам, в городах и деревнях было распространено людоедство, а многие родители, отчаявшись прокормить детей, действительно прогоняли их из дома в лес, надеясь, что те сами как-нибудь прокормятся.

«Золушка»: самоистязание во имя будущего счастья и членовредительство

Кадр из фильма «Золушка», 2015 год

Кадр из фильма «Золушка», 2015 год

Во-первых, сказка последовательно настраивает девочек на мысль, что, если безропотно сносить все унижения и быть покорной и трудолюбивой, рано или поздно на горизонте возникнет принц на белом коне и работящая робкая девушка будет вознаграждена за свои старания. Многие верят.

Во-вторых, сказка изобилует кровожадными эпизодами. Старшая сестра Золушки, стараясь влезть в слишком маленькую туфельку и стать женой принца, по совету матери отрубает себе большой палец на ноге. Мать ей говорит — мол, ничего страшного, зато станешь королевой, и уж тогда-то тебе не придется ходить пешком, будешь в карете ездить!

Кровь льется рекой, это замечает принц и отказывается жениться на обманщице. Вторая сестра решает ампутировать себе пятку, но результат оказывается таким же.

Интересно, что психологи, проповедующие методы Зигмунда Фрейда, толкуют хрустальную прозрачную туфельку Золушки как символ невинности. Что же, тогда описанные манипуляции с туфелькой становятся понятнее: соперниц у невинной и чистой Золушки нет.

«Красная Шапочка»: жестокая расплата за нарушение правил поведения

Кадр из мультфильма «Петя и Красная Шапочка»

Кадр из мультфильма «Петя и Красная Шапочка»

Известны две версии «Красной Шапочки»: Шарль Перро описал леденящие душу приключения доверчивой девочки, которая наказана за свое легкомыслие страшной смертью в пасти голодного волка, братья Гримм же подарили девочке жизнь, добавив в сказку дровосеков, которые распороли волку брюхо и спасли бабушку и ее внучку. И все же подобное наказание за невинный, в сущности, проступок — желание поговорить с незнакомцем, кажется чрезмерным.

Обе версии построены на старинной легенде, которая не оставляет Красной Шапочке шансов на спасение. В оригинале волк не просто съедает нарушившую правила поведения девочку, он сначала предлагает ей раздеться, затем бросить свою одежду в огонь, а потом лечь с ним рядом в кровать. После чего и следует наказание — акт каннибализма. Мораль — на поверхности.

«Смерть в кумовьях»: покорность судьбе, безнадежность, фатализм

Бедный отец 13 детей пригласил в кумовья саму Смерть: ведь она уравнивает всех — и бедных, и богатых. В награду за доверие Смерть ему помогла, посоветовав сделаться лекарем и пообещав свою помощь. Бедняк приходил осмотреть больного и видел свою куму: если Смерть стояла в изголовье пациента, нужно было дать ему травы, и он выздоравливал, если в ногах — значит, этому больному уже ничто не поможет. Смерть, правда, предупредила: нельзя идти наперекор ее воле и пытаться лечить безнадежных больных. Бедняк ослушался, и Смерть в наказание погасила свечу его жизни.

Сказка, конечно, жуткая. Но не вызывает удивления, если вспомнить готические истории народов Западной Европы. И в целом она повторяет их сюжеты, описывая отношение простых людей к жизни и смерти. Позвал на роль крестной Смерть? Значит, отдает судьбу своего ребенка на волю высших сил. Ребенок воспитывается самой Смертью: дань средневековой мрачности, свойственной сюжетам тех лет. Наконец мораль: никому не дано обмануть Смерть, даже если она у тебя в кумовьях.

автор

  • Злые персонажи из сказок женского рода
  • Злые персонажи зарубежных сказок
  • Злые персонажи в русских сказках
  • Злые королевы из сказок
  • Злые и добрые персонажи сказки три пояса