Пугающая внешность и незаурядные способности
Былины и волшебные сказки изображают Змея Горыныча огромным трёхглавым драконом, покрытым зелёной чешуей. Вид персонажа внушает ужас. Его клыкастая пасть извергает пламя и дым, острые когти оставляют следы на камнях, а длинный хвост одним взмахом выкорчёвывает вековые деревья.
Змей обладает немыслимой силой и кажется непобедимым. От него трудно убежать и скрыться: Горыныч быстро летает по воздуху на огненных крыльях. Как и другие фантастические обитатели Тридесятого царства, чудовище отличается удивительно тонким обонянием и чует запах человека, даже если тот затаился в глубоком подвале — прятаться бесполезно.
Сказочный дракон обладает разумом и даром речи. Более того, он искусно имитирует голоса животных, птиц и людей. Монстр также владеет искусством превращений — может обернуться другим зверем или человеком. Часто Горыныч предстаёт в образе воина-всадника. Антагонист едет верхом на говорящем коне, на его плече восседает ворон, а позади щетинится чёрный пёс, почуявший приближение чужака.
Ещё один необычный талант крылатого чудища — способность к гипнозу. На подступах к змеиному логову богатырей одолевает сон. То не обычная усталость, а чары коварного создания. Истинные герои сопротивляются окутывающей сонной неге и продолжают путь. Тот, кто заснул, становится обедом для прожорливого Горыныча.
Опасный и хитрый враг
В славянском фольклоре змей словоохотлив и очень хвастлив. Завидев смельчака, вооруженного мечом, он обращается к противнику с издёвкой: «Кто меня одолеет, ещё не родился, а если родился, то на войну не сгодился, я его на ладонь посажу, другой прихлопну, только мокренько станет». Положительный герой не теряется, и отвечает на глумливую тираду: «Не хвались, вражья сила! Не поймавши ясного сокола, рано перья щипать, не побившись с добрым молодцем, рано хвастать».
Начинается бой, который продолжается несколько суток — кажется, что супостата невозможно одолеть. В ходе поединка проявляется очередная удивительная способность Горыныча: он мгновенно отращивает отрубленные головы. Вместо одной утраченной змеиной головушки появляются три новых. Неудивительно, что так много храбрецов погибло, пытаясь остановить огнедышащего монстра.
Характер у змея — злой, безжалостный, хитрый и вероломный. Всё-таки проиграв бой, дракон старается избежать смерти — молит победителя о пощаде и обещает исправиться. Но разве можно верить злодею? Как только великодушный богатырь уходит подальше, страшилище вновь принимается за старое, позабыв все клятвы и обеты. Через пару лет герою приходится возвращаться и устраивать финальный поединок.
Роль персонажа в народном эпосе
Змей Горыныч — не просто страшное чудовище, а чуткий страж потустороннего мира. В этом он схож с Бабой Ягой, только старуха живёт в пограничной зоне — в лесу, а трехглавый дракон расположился в самом центре таинственного царства мертвых. Он охраняет молодильные яблоки, живую воду и другие сказочные диковинки.
Большую часть времени змий проводит близ Калинового Моста, переброшенного через реку Смородину. По этой переправе души умерших переходят в загробную обитель, откуда нет возврата. Мрачные воды Смородины источают удушливый смрад, иногда они закипают, противно булькая, а то и вспыхивают красно-синим пламенем. Место жуткое, но Горынычу там нравится. Если чешуйчатый сторож замечает поблизости живого человека, он с удовольствием его проглатывает. Задобрить змея не получится, перехитрить тоже — милосердие ему чуждо, а коварства у самого хватает.
Помимо основной работы у персонажа есть любимые занятия. Он обожает сжигать деревни и сёла — вот где настоящее раздолье огненной стихии! Пролетая над домами и пастбищами, крылатый зверь изрыгает клубы дыма, потоки пламени и россыпи искр. Разрушение и демонстрация могущества — вот его истинная страсть. Пытаясь умилостивить злодея и спастись, люди платят ему тяжкую дань: отдают самых красивых девушек. Дракон неравнодушен к женскому очарованию. Он редко проглатывает юных красавиц, предпочитая уносить их в свой замок и держать в неволе. Иногда он сам неожиданно налетает, словно ураган, и похищает царских дочерей, княжон и пригожих крестьянок. На поиски несчастных отправляются их женихи и братья — отважные и благородные герои.
Происхождение образа
Летающий змий — неизменно отрицательный персонаж в устном народном творчестве. По мнению исследователей фольклора, огнедышащий супостат символизировал кочевников, от набегов которых в далёкие времена страдала Русь. Сожжённые сёла, убитые люди, пленённые славянки — часть трагической истории нашла отражение в собирательном образе Змея Горыныча.
Если рассматривать персонаж более широко, можно прийти к выводу, что фантастический дракон олицетворяет вселенское зло. Достаточно вспомнить библейский миф, в котором Сатана явился Еве в облике хитрого змия. Мотив змееборчества получил распространение в религиозных мифах. Например, Георгий-Победоносец, почитаемый в православии, уничтожает ползучего морского монстра и спасает девушку, принесённую в жертву ненасытному чудовищу. Образ святого воина символизирует светлые силы, а побеждённый змей выступает олицетворением дьявола.
Змей Горыныч – герой русских сказок и былин, представленный огнедышащий драконом с несколькими головами. Выступает в роли главного антагониста произведения, не редко оказывается побежденным в конце.
По преданиям, Горыныч обитает около царство мертвых, охраняя основной вход. Иногда может менять дислокацию, проживая в уединении в лесу и горах. В современных версиях сказок Змей контактирует с другими злыми персонажами – Кощей, Баба-Яга.
Внешность дракона своеобразная – несколько голов, обычно три, но встречаются упоминания и о шести и девяти головах. Перемещаться может как по земле, так и по воздуху. Изображают злобного персонажа с длинным телом, покрытым чешуей, когтистыми лапам и мощным хвостом.
Пугает народ не сколько внешний облик злодея, сколько его способность извергать пламя. Огонь вырывается из пасти при наступлении опасности. Благодаря трем головам и мощному телосложению Змей Горыныч может спалить дотла целое поселение. Также неуязвимая чешуя, которая не пробивается ни одним оружием, внушает страх в местных жителей.
Отличительной особенностью персонажа является регенерация потерянных голов. Даже при кровопролитной схватке с бесстрашными полководцами и уничтожением головы, Змей в состоянии одолеть противников, отрастив новую. Еще одной особенность антагониста является способность изображать голоса животных и воспроизводить человеческую речь, что помогает заманивать путешественников на верную смерть.
Наиболее популярные произведения с данным драконом – народные былины. Там Змей Горыныч встречается с Добрыней Никитичем, известным богатырем на Руси. В сказках же больше раскрывается сущность персонажа – он то женится на усатой дочери Бабы Яги, то пытается измениться, то обладая возможностью превращаться в людей, становится певицей и выступает на пиршестве князя.
Есть у Горыныча и слабые места. Во-первых, детеныши – слабые и неокрепшие особи, способные погибнуть от рук любого воина. Их броня уязвима, а извержение огня недостаточно сильное, чтобы причинить вред. Во-вторых, есть болевая точка и у взрослых драконов. Она находится на шее за самой головой, там чешуя наиболее мягкая и ее можно пробить оружием.
Убить Змея Горыныча можно только при уничтожении трех голов, при этом важно, чтобы сами головы не отделялись от туловища. При отрубании Змей просто восстанавливает потерянные конечности. Некоторые легенды гласят, что один конь смог победить огнедышащее чудище, раздробив все головы копытами.
Змей Горыныч – яркий персонаж славянского фольклора. Огнедышащий змей – дракон. Обязательный атрибут – несколько голов. Представления о Змее Горыныче восходят к динозаврам, остатки которых встречаются на всей территории расселения древних славян.
Наименование «Горыныч», предположительно происходит от слова «горный», т.е., Змей, обитающий в горной местности. Под горой подразумевалось нечто недосягаемое, далекое, так как славяне в основном расселялись на равнинах, а горы ассоциировались с другими, «чужими» местами.
По другой версии, основой для наименования послужило слово «гореть», т.е. Горящий Змей или Извергающий пламя Змей.
На древних славянских монетах изображался динозавр с высоким гребнем вдоль спины, и именовался он Змеем Горынычем.
Где живет Змей Горыныч
По преданию, Змей Горыныч обитает за огненной рекой Смородиной. Там он охраняет Калинов Мост – проход в Царство Мертвых (Сороковое Царство).
В некоторых преданиях, место обитания Горыныча – вода. Там он предстает как морской житель.
Также есть сказки, описывающие в качестве места обитания Змея, большой богатый дворец.
Сколько голов у змея Горыныча
Обычно у мифического Змея Горыныча три головы. Однако, встречаются также персонажи с тремя, шестью, двенадцатью головами. Как правило, их количество кратно трем. Но бывают исключения (пять и семь).
Отчего характерная черта Змея — многоголовость?
Это связано с символизмом в представлении о добре и зле. Зло – всегда коварно и многолико. Оно изменчиво. Его главная цель – затуманить разум, сбить с толку.
Характерные особенности Змея Горыныча
Из сказок и преданий, по сути, только наличие нескольких голов является общей, неизменной для всех текстов, чертой Змея. Известно, что Змей может извергать пламя (дышать огнем), однако природа этого огня не совсем ясна.
Кровь Змея также обладает огненными свойствами. Она выжигает те участки земли, на которые попадает. И там потом долго ничего не растет. Кровь Горыныча черного цвета, что также усиливает негативную окраску героя.
Змей имеет способность к регенерации. Даже его отрубленные головы, вырастают заново. Он разумен, говорит человечьим голосом. Не чуждается материальных благ. Так, в некоторых сказках, Змей Горыныч облагает данью княжества и царства.
Хвост Горыныча – длинный, с наконечником – стрелой. Его кожа – чешуйчатая, переливчатая на Солнце.
?Известно, что Змей – летает. Тем не менее, НИГДЕ не встречается описание его крыльев, хотя, очевидно, что они у него есть.
Змей Горыныч Оружие
Из сказочных преданий, нам известно, что Змей имел способность к извержению пламени. Однако, образ этот не появился сам по себе. Поскольку, представления о Горыныче, во многом связывались с кочевниками – завоевателями, наиболее разрушительными из которых являлись орды Чингисхана, логично предположить, что именно здесь нужно искать основу для данного способа боя / защиты.
Степные кочевники использовали в своих набегах особый вид оружия, незнакомого жителям Древней Руси – огневые стрелы, с зажженным пороховым зарядом, которые обладали невероятной разрушительной силой. Скорее всего, именно они легли в основу извержения огня Горынычем.
Основные занятия
Змей Горыныч в былинах – это, как правило, собирательный образ зла, с которым вступают в борьбу богатыри русские (обобщенно — народ). Предназначение Змея – жечь, выжигать поля и посевы, принося тем самым, голод, разруху, запустение.
Нередко Горыныч ворует невест – самых красивых девиц. Это соответствует образу воинственных завоевателей, которые опустошали Русь своими набегами, уводили в плен молодых женщин.
Связь Змея Горыныча с другими персонажами
В некоторых сказках упоминается, что Змей водит дружбу или, скорее, заключает союз с Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным.
Основные противники – русские богатыри: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович, а также Иван Царевич, Иван – Крестьянский сын, Иван-Дурак и др.
Сказка про Змея Горыныча
Сказки про Змея Горыныча: «Добрыня и Змей», «Три царства», «Бой на Калиновом мосту», «Три богатыря и Змей Горыныч».
Наиболее популярной версией сказания о Змее Горыныче является история о том, как Добрыня Никитич, прославленный русский богатырь, победил Змея – страшную гадину, терроризировавшую многие города и, в частности, столицу – Киев.
В сюжете присутствует множество характерных элементов: река, которую стережет Змей, похищение невест и остального люда, многоголовость и непобедимость Змея простыми средствами.
Змей Горыныч Фильмы Мультфильмы
Мультфильмы | Фильмы |
|
|
Змей Горыныч ЧИТАТЬ СКАЗКУ
Читать также:
КТО ТАКОЙ ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ?
Первоначально чудище в виде змеи фигурировало в обрядах посвящения.
Образ змеи — один из самых распространенных в мировой культуре. Он встречался у древних египтян и вавилонян, в фольклоре европейских, африканских, американских народов. Змея по представлениям древних людей могла перемещаться между миром живых и подземной страной мертвых. А в русском языке слово «змея» и «земля» и вовсе родственные. Славяне верили, что в конце сентября змеи уходят зимовать в теплый Ирий, где живут души покойников.
В славянском фольклоре змеи были также связаны со стихиями огня и воды. Например, люди верили, что огненный змей мог приходить к женщинам по ночам. А также считали, что в виде летающих и огненных змеев могут представать черти или покойники.
Образ змеи — один из самых распространенных в мировой культуре. Он встречался у древних египтян и вавилонян, в фольклоре европейских, африканских, американских народов. Змея по представлениям древних людей могла перемещаться между миром живых и подземной страной мертвых. А в русском языке слово «змея» и «земля» и вовсе родственные. Славяне верили, что в конце сентября змеи уходят зимовать в теплый Ирий, где живут души покойников.
В славянском фольклоре змеи были также связаны со стихиями огня и воды. Например, люди верили, что огненный змей мог приходить к женщинам по ночам. А также считали, что в виде летающих и огненных змеев могут представать черти или покойники.
“
Есть в русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя.
Колодцы, родники, реки и моря — типичные места обитания фольклорных змеев. В русской сказке «Два Ивана — солдатских сына», как и во многих других, морской змей требует дань:
“
…Каждый день выходит из синего моря, из-за серого камня, двенадцатиглавый змей и поедает по человеку за единый раз, теперь дошла очередь до царя… Есть у него три прекрасные царевны; вот только сейчас повезли старшую на взморье — зме́ю на съедение.
Также живут сказочные змеи в горах или пещерах. Так и появилось русское отчество самого популярного русского чудища — Горыныч. В былине «Добрыня и Змей» Горыныч уносит русских людей на «гору сорочинскую», что за Пучай-рекой:
“
А Змея Добрыне ему взмолилася:
— Ах ты, эй, Добрыня сын Никитинич!
Мы положим с тобой заповедь великую:
Тебе не ездити далече во чисто поле,
На тую на гору сорочинскую,
Не топтать больше младыих змеенышей,
А не выручать полонов да русскиих,
Не купаться ти, Добрыне, во Пучай-реке.
И мне не летать да на святую Русь,
Не носить людей мне больше русскиих,
Не копить мне полонов да русскиих.
Советский фольклорист Владимир Пропп искал истоки образа Горыныча (и других змеев) в волшебных сказках и их предшественниках — мифах. Ученый пришел к выводу, что первоначально чудище в виде змеи фигурировало в обрядах посвящения:
“
Лучше всего этот обряд зафиксирован на океанийских островах. В бывшей Германской Новой Гвинее для обрезания строился специальный дом. «Он должен представлять чудовище Барлум, поглощающее мальчиков». <…> В Африке «непосвященные думают, что великое чудовище проглатывает мальчиков, а умершие от ран, полагают они, остались в желудке чудовища». <…> Может быть, в образе Кроноса (божество времени у древних греков. — Прим. ред.), пожирающего своих детей и вновь их отрыгивающего, мы имеем отголоски все того же представления. И не потому ли Кронос пожирает своих детей, что он бог-отец и этим дает божественность своим детям? <…> Благой змей, змей-податель есть первая ступень змея, обращающаяся потом в свою противоположность.
Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»
«Проглатывая» мальчика, «змей» выпускал наружу мужчину, наделенного магическими способностями охотника. До наших дней сохранились мифы, в которых герой выбирался из чрева чудища, вырезав у змея печень, разрезав ему живот или разведя внутри утробы костер. Так, по мнению Проппа, зародился мотив змееборства. Когда обряд ушел в прошлое, мифы превратились в сказки, а змея стали воспринимать как грозного врага.
В сказках змей выполняет две функции: утаскивает людей в царство мертвых или охраняет границу между мирами. Граница обычно проходит по огненной реке, у которой герой и бьется с Горынычем.
Похожую роль в русских сказках иногда играют Кощей Бессмертный или Вихрь. Специалисты считают, что эти персонажи могут быть взаимозаменяемыми.
Внешность змея, как правило, сказки не описывают. На это обратил внимание еще Владимир Пропп: «Мы знаем, как выглядит змей, но знаем это не по сказкам. Если бы мы пожелали нарисовать змея только по материалам сказки, то это было бы затруднительно». Говорится лишь, что Горыныч (и другие змеи) умеет летать (неизвестно, на крыльях, на коне или сам по себе), у него несколько голов (обычно от трех до двенадцати) и он может извергать огонь.
Победить его может только главный герой сказки — тот, кто в древности проходил обряд посвящения, «умирал» и возвращался в мир живых в новом качестве взрослого мужчины-охотника. «Во всем свете нет мне другого соперника, кроме Ивана-царевича… да он еще молод, даже ворон костей его сюда не занесет», — говорит Змей-Вихрь из сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое».
Одна из поздних «версий» Змея-Горыныча — змей из былин. Например, Тугарин Змеевич из былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» описывается так:
“
Собака Тугарин был Змеевич‑от.
Да Богу собака не молится,
Да князю с княгиней не кланятся,
Князьям и боярам он челом не бьет.
Вышина у собаки ведь уж трех сажон,
Ширина у собаки ведь двух охват,
Промеж ему глаза да калена стрела,
Промеж ему ушей да пядь бумажная.
Тугарин уже не был змеем в буквальном смысле, а лишь иноверным врагом. Исследователи связывают образ Тугарина с половецким ханом Тугарканом, который жил в XI веке.
Так со временем мифологический персонаж превратился в военного противника Руси, а сказочный герой, который добывал волшебную силу лично для себя, — в защитника всей родной земли.
Виктор Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. Между 1913 и 1918
Дом-музей В.М. Васнецова, Москва
Виктор Васнецов. Змей Горыныч. Эскиз. 1901
Дом-музей В.М. Васнецова, Москва
Евгений Кунгур. Змей Горыныч. 2018
Частное собрание
Иван Билибин. Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну. Эскиз иллюстрации к сборнику былин для книги Н.В. Водовозова «Слово о стольном Киеве и о русских богатырях». 1941
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Билибин. Змей Горыныч. 1912
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942
Дом ученых СО РАН, Новосибирск
Сергей Тараник. Иллюстрация к сказке Варфоломея Пестрого «Про Мишку-молодца». 2011
Частное собрание
Станислав Москвитин. Добрыня Никитич. 2002
Частное собрание
Змей Горыныч – в русских сказках играет как положительного героя, так и отрицательного, например в былине «Добрыня и змей», что чаще всего встречается в сказаниях. Обычно появление Змея сопровождается сильнейшим шумом, таким как «гром гремит» и «дождь дождит». Его непременная внешняя черта это многоглавость. Обычно в русских былинах он представлен с 3 также с 6 и 9 головами. Но чаще с тремя. Итак, этот змейтрёхголовый, который ещё вдобавок умеет летать. Хвост змея длинный в виде стрелы также большие и когтистые ноги.
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: ИЗВЕРЖЕНИЕ ПЛАМЯ
Ещё одной его важнейшей особенностью является извержение пламя, он производит пламя из глубины своего тела, и извергает его через головы.Горыныч извергает молнии, которые в свою очередь интерпретируют в пламя и в случае необходимости применяет этот огонь, например при нападении на противника. Змей Горыныч встречается в горной местности, в самых глубоких и неизведанных доселе местах, потому и называют его не просто по имени — «Змей», но и по кличке — «Горыныч».
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: ГОРЫНЯ
Горыныч как Горыня, происходит это имя от глагола — гореть. Живёт он в пещерах, и в разных сказках имеет разные способности, поэтому он и считается страшнейшим змеем на земле, потому-то он и звался-величался страшным зверем Горынычем.
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: БУРЯ СО СМЕРЧАМИ
В глубокой древности Змеем Горынычем назывли бурю со смерчами — головами змея. По сказаниям известно, что у змея в его жилище хранятся несметные сокровища и кто убьёт Горыныча, станет самым богатым на всём белом свете человеком обладающим «змеиными» богатствами.
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: ЗАБАВА И ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
Многие храбрецы сказаний сталкивались с Горынычем, и многие искатели сокровищ пытались заполучить его богатства, но так никто и не заполучил сокровищ чудовища. Он не раз уносил в свои пещеры красивых дев русских, но всегда находились люди, которые освобождали красавиц из плена злодея. Например, похитив Забаву, племянницу князя Киевского, он своим поступком нарушает священный договор с богатырём, и уносит забаву в свои хоромы. Но из когтистых лап змея, Забаву освобождает храбрый Добрыня Никитич – Витязь русский.
Змей — могучее враждебное чудовище — встречается в мифологии практически любого народа. Древние представления славян о Змее сохранились в сказках. В них герой сражается с многоголовым чудовищем, как правило, возле реки (Змей связан с подземными водами), победив его, освобождает царевну, а былинный герой Добрыня — многочисленных пленников.
Освобождение пленных — отзвук древнейшего мифа, в котором герой-колдун, отправляясь в иной мир, оказывается поглощенным Змеем и обнаруживает, что царство смерти находится в брюхе чудища. Там он встречает умерших предков, учится у них мудрости, копит силы, а затем выбирается обратно. Со временем представления о Змее менялись, он воспринимался все более враждебно.
Облик чудовища наиболее ярко обрисован в былине «Добрыня и Змей». Змей — владыка волшебной реки — нападает на плывущего по этой реке Добрыню. Змей прилетает по воздуху, дышит огнем. Прозвище Горыныч и каменные пещеры, где томятся пленники, указывают на каменную природу Змея. Итак, Змей — хозяин иного мира, он связан с четырьмя стихиями и воплощает их все. Однако Добрыня побеждает его странным на первый взгляд способом — кинув в него шапку с землей. Четыре стихии, которые воплощает Змей (воздух, вода, камень и огонь), — это стихии «дикие», стихии дикие, над ними древние человек был не властен, а вот земля — стихия жизни, «своя» стихия, владыка мира смерти должен отступить перед ней.
Со временем древний миф приобрел новую окраску: Змей стал восприниматься как воплощение вражеского войска, а вся былина превратилась в аллегорию борьбы с ворогами. Каждая голова — 10 000 ворогов (тьма).
В другом варианте былины Змей Горыныч имеет семь голов и живет на Сорочинских горах в пещере. Там он хранит разные сокровища и украденных девиц, за которыми он летает на Святую Русь. Добрыня однажды побеждает Змея, но отпускает его. Змей же, позабыв пережитый страх, похищает племянницу князя Владимира Забаву Путятичну, а потом и тетку самого Добрыни — Марию Дивовну. После этого Добрыня второй раз бьется со Змеем и убивает его, отрубив головы.
Сказочный Змей Горыныч занимается тем же, чем и былинный. Грабит, ест людей и соблазняет женщин. В сказках он может оборачиваться добрым молодцем, камнем, веником и т. п. Как и в былинах, Иван-царевич или богатырь убивает злодея, отрубив ему голову (несколько голов). Связь с былинами четко прослеживается в сказке «Иван Быкович», где главный герой перед тем, как убить семиглавого Змея (чудо-юдо), бросает в него горсть земли и ослепляет чудовище. А также в сказке «Никита Кожемяка», в которой Змей похищает царскую дочь и насильно женится на ней. Никита Кожемяка бьется со Змеем, но силы оказываются равны, и он предлагает чудовищу заключить мировое соглашение и поделить землю поровну. Когда дело доходит до дележа моря, Змей выплывает на середину моря с богатырем на спине, и там Никита Кожемяка его убивает.
Не самый умный представитель мира чудовищ — Змей из сказки «Про глупого Змея и умного солдата». В этом сказании солдат несколько раз подряд обманывает малоумного Змея, тем самым спасая жизни жителей деревни и свою собственную. Из сюжета сказки видно, что в преданиях Змей постепенно утратил облик могучего чудовища и стал восприниматься неким подобием жестокого и глупого сказочного медведя.
Но это только один путь трансформации образа Змея Горыныча. Есть еще один. В более поздних преданиях Змей Горыныч зачастую имеет человеческий облик и служит Ивану-царевичу. В сказках «Чудесная рубашка» Змей Горыныч становится слугой Ивана-царевича после того, как тот побеждает его. Но взамен за доброту главного героя, Змей соблазняет его жену и с ее помощью пытается убить царевича. Аналогичная ситуация складывается в сказке «Птичье молоко». В этом сказании Змей Змеевич является придворным царевича, становится любовником его жены и замышляет убить героя с тем, чтобы захватить власть в его царстве. В этом сюжете явно слышится отголосок былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». В былине противник богатыря — Змей вхож в дом князя и имеет любовную связь с княгиней.
То есть, в народном сознании Змей Горыныч постепенно стал ассоциироваться с подлым коварным человеком.
Все мы с детства любим слушать и читать волшебные сказки о храбрых героях и монстрах, с которыми им приходится сражаться. К последним принадлежит знаменитый Змей Горыныч, что появляется во многих русских сказках, былинах, легендах. Это не просто жуткое чудовище, придуманное, чтобы пугать детей. Напротив, в Змее Горыныче чувствуется могущество и особая сила.
Он – великий соперник богатырей, а победить его сможет лишь самый сильный и умелый воин. Змей Горыныч известен сражениями с русскими богатырями, похищением славянских красавиц, разорением деревень. Как же выглядел Змей Горыныч? Что о нём известно из преданий славян?
Имена и внешность Змея Горыныча
Образ могущественного Змея присутствует в мифологии самых разных народов. В Словении его называли Змок, в Украине – Змием. Сербы именовали Горыныча Змай Огнени, а также он был известен под именами Горынчат, Горынище.
Как считают исследователи, вторая часть имени ассоциировалась со словом “гореть”, то есть подчёркивала близость Змея к огненной стихии. Предания о нём рассказывают также, что он живёт в горах (ещё одна связь с именем “Горыныч”), неподалёку от реки, в которой вместо воды течёт огонь.
Внешне Змей Горыныч походит на огромного дракона. В былинах говорится, что он “с лесом вровень”, а от его дыхания содрогается земля. Его кровь сама по себе напоминает огонь. Она обжигает, а проливаясь на землю, превращает её в безжизненную пустыню, где долго ничего не вырастает. Гигантское тело Горыныча покрывает чешуя, которую не может пробить меч или копьё.
Как правило, у Змея Горыныча несколько голов – три, шесть или девять. Каждая из них дышит испепеляющим пламенем. Когда Змей терял одну из них, на её месте сразу же вырастала новая. Жуткий образ дополняли когтистые крепкие лапы, длинный шипастый хвост и крылья, благодаря которым Змей Горыныч преодолевал огромные расстояния.
Местонахождение: Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия
Где живёт Змей?
Легенды рассказывают, что Змей Горыныч часто проживал в стороне от городов, предпочитая отдаление и безлюдные местности. Встретить его могли у скал или в дремучем лесу. По сути, столкнуться просто так с Горынычем было невозможно – необходимо было целенаправленно искать его убежище.
Кроме того, сам Змей мог прилетать в деревни, воруя себе невест. Нередко он грабил крестьян, похищая лошадей, свиней и коров, которыми питался. Большинство смельчаков, пожелавших пробраться в обитель Горыныча, были съедены.
Истоки образа Горыныча
Относительно появления образа Змея Горыныча в русских народных сказках исследователь Владимир Пропп высказал интересную версию. Фольклорист считает, что многие персонажи, подобные Змею (противники доброй стороны, испытывающие главных героев) связаны с древними культами, в частности, обрядами инициации.
“Благой змей, змей-податель есть первая ступень змея, обращающаяся потом в свою противоположность”, – пишет Пропп.
Исследователь отмечает, что змеиные культы нередко играли важнейшую роль при ритуалах, посвящённых взрослению и моральному становлению личности.
“Проглатывая” юношу Змей превращал его в мужчину. Аналогию Пропп проводит и с древнегреческим богом Кроносом, который, проглотив своих детей, в дальнейшем исторг их в качестве сильных богов. От себя хочу отметить, что встреча со Змеем Горынычем для многих былинных героев действительно становится испытанием на силу и мужество.
© Евгений Кунгур / evgenij_kungur.artstation.com
Вымысел или правда?
Учёные не перестают задаваться вопросом, мог ли в действительности существовать Змей Горыныч. Существует вполне обоснованная версия, что змеиный культ у разных народов сформировался от прообраза динозавров. Конечно, с самими ящерами люди не сталкивались, однако находили множество их скелетов, что и порождало предания о сражениях с огромными драконами и змеями.
Известный историк, академик Борис Рыбаков в своих трудах указывал, что в IV-V веках жители Новгорода почитали неизвестного водного ящера, а изображения змея встречаются на многих предметах быта и украшениях того времени. Рыбаков пишет:
“Особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки «ящерят»”.
Не менее интересны и находки, обнаруженные в Псковской области, на которых также вполне ясно заметны очертания крупного ящера с крыльями и когтистыми лапами.
© Vasilyna Holod / vasilyna.artstation.com
Не менее поразительными кажутся сведения из летописей. В тексте XI века «Беседы Григория Богослова об испытании» говорится, что в древности славянские народы приносили на берега рек щедрые жертвы. После обряда из воды выходил огромный крокодил, что пожирал оставленные дары. Этнограф XIX века Павел Якушин в своих работах записал следующую фразу со слов местного старца:
“Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте вот где теперь этот самый Юрьевский скит святой стоит”.
Как видите, в старинных текстах встречаются весьма загадочные указания на то, что некий Змей мог существовать на самом деле. Именно они не дают нам право называть Змея Горыныча исключительно мифологическим персонажем. Быть может, грозный противник богатырей существовал на самом деле?
© Andrey Kushyan / comradivan18.artstation.com
Змей Горыныч остаётся одним из самых известных, узнаваемых персонажей славянских сказок. Не секрет, что из древних преданий и сказов мы можем почерпнуть народную мудрость и даже тайные знания. Возможно, и образ Змея Горыныча скрывает в себе истины, что нам лишь предстоит разгадать и понять.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Задачи:
Прочитать сказки, где встречается Змей Горыныч.
Узнать, каково происхождение этого персонажа.
Определить характер Змея Горыныча.
Выяснить, чем он угрожал нашим предкам.
Сделать вывод о причинах появления этого сказочного персонажа.
Методы исследования: чтение художественной, справочной и литературоведческой литературы, анализ и сопоставление описания внешнего облика, характера, поступков сказочного персонажа, формулирование выводов.
Глава 1. Обращение к русским народным сказкам, где встречается Змей Горыныч
Во многих русских народных сказках встречается злой персонаж Змей Горыныч. Его облик во многом одинаков, поведение также перекликается в разных сказках. Мы обратились к ряду известных русских народных сказок, знакомых с раннего детства, чтобы проследить за тем, как проявляется этот образ в разных текстах. Мы обратились в первую очередь к сборнику русских народных сказок, собранных А.Афанасьевым еще в 19 веке.
Наиболее ярко образ Змея Горыныча проявляется в следующих, найденных нами сказках:
«Никита Кожемяка»
« Зорька, Вечорка и Полуночка»
«Молодец-удалец»
«Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»
«Буря-богатырь Иван-коровий сын»
«Иван Быкович»
«Два Ивана – солдатских сына»
В сказке «Никита Кожемяка» Змей утаскивает к себе в пещеру царевну. На помощь девушке приходит Никита-Кожемяка, мастеровой, победивший злодея простой хитростью.
В сказке «Зорька, Вечорка и Полуночка» Змей, который представляется сначала трехглавым, потом шестиглавым и двенадцатиглавым, похищает трех королевен. В бой с ним вступают три брата, но спуститься в пещеру Змея отважился только Зорька, а братья поддерживают его. Одолеть врага Зорька смог с помощью булатного меча.
«Буря-богатырь Иван-коровий сын». В этой сказке три брата путешествовали и случайно наткнулись на Змея, который им даже не угрожал. Тем не менее братья вступили с ним в бой, в течение которого Змей предстает сначала шестиглавым, потом девятиглавым и двенадцатиглавым. Старший брат побеждает Змея боевой палицей.
С казка «Иван Быкович». Змей сожрал всех жителей маленькой деревушки. В битву с ним вступает три брата. Змей так же предстает сначала шестиглавым, потом девятиглавым и двенадцатиглавым. Иван, сын коровы, рожденный чудесным образом, побеждает Змея обыкновенным мечом и освобождает плененную царицу Золотые Кудри.
«Два Ивана – солдатских сына». В этой сказке два брата ехали верхом по лесу. Решили они разъехаться. Первый брат, попав в государство, которому угрожал Змей, решил сразиться со злодеем и победил его с помощью сабли, обмотанной платком, смоченным морской водою. Второго Ивана съела львица. Первый, встретившись с этой львицей, убил её и распорол ей живот, освободив брата. С помощью живой и мёртвой воды оживляет его. Но, к сожалению, они оба погибают от рук красавицы, в которую оборотилась жена убитого Змея, отомстив тем самым за его смерть.
Еще раз прочитывая эти сказки, мы составили таблицу, чтобы выявить общее и различия в представлении образа Змея по следующим характеристикам:
П роисхождение
Место обитания
Количество голов
Чем угрожает и чем опасен
Кто вступает с ним в борьбу
Оружие, с помощью которого побеждаю Змея
На основе анализа сюжета данных сказок мы сделали следующий вывод:
Происхождение Змея неизвестно
Обитает либо в трёх царствах, либо в Нижнем мире, либо в море, либо в норе (пещере), либо на Калиновом мосту
Бывает с разным количеством голов: чаще всего трёхглавым, а также восьмиглавым, девятиглавым, десятиглавым, двенадцатиглавым и даже шестнадцатиглавым
Чаще всего летающий Змей ворует царевен или княжон
Опасен бывает своим огненным пальцем
Вступают с ним в борьбу разные герои: богатыри, крестьяне, ремесленники и даже царевичи
Оружие, с помощью которого побеждают Змея: булатный меч, боевая палица и обыкновенная хитрость
Глава 2. Змей Горыныч как сказочный и былинный персонаж
Поскольку мы выяснили, что образ Змея во всех прочитанных нами сказках практически повторяется, необходимо было выяснить, каковы корни появления этого образа в народном творчестве. Для этого мы обратились к справочной и научной литературе.
В словаре В.А.Иванова и В.В. Иванова «Мифы языческой Руси» находим две статьи, описывающие Змея: Змей Горыныч и Змей огненный.
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ — сын грозовой тучи, небесной горы. Летающее многоголовое чудовище с длинным хвостом и перепончатыми крыльями (отрубит богатырь одну голову — другая вырастает). Голов у Горыныча может быть и 3, и 6, и 9, и 12. Тело у него змеиное, на четырех лапах и покрыто крепким панцирем. Извергает из ноздрей и ушей дым, а изо рта — пламя (тучи клубятся, и молнии сверкают). Несет службу у Кащея Бессмертного. Похищает девушек-красавиц или берет девушками дань с населения. Уносит их в свою нору-пещеру в горе, где хранит и богатства свои. Обладает способностью оборотня — может, например, принять вид молодого красивого юноши, коня или какой-то привлекательной вещицы. Для этого он ударяется оземь.1 Данная статья обобщает те признаки Змея, которые встречаются в русских сказках и былинах. Выводы, сделанные нами после самостоятельного прочтения и анализа сказок соответствуют данной статье.
В статье ЗМЕЙ ОГНЕННЫЙ авторы данного словаря, говорят о мифическом змее-искусителе, воздушном дьяволе, прилетающем к женщинам или девицам. Этот Змей напоминает библейского Змея-искусителя, вступившего в диалог с Евой. В прочитанных нами сказках Змей Горыныч больше похож на мифического дракона. В книге «Мифы древних славян», изданной в 1993 году и содержащей статьи учёных-исследователей 19 века, мы обнаружили сведения о том, что змеи вообще имели большое значение в верованиях древних славян и этим существам даже были выделены особые дни чествования в славянском календаре: 25 марта — день выхода змей, начало сельскохозяйственных работ, и 14 сентября – уход змей, окончание годового земледельческого цикла. Автор книги пишет, что Змеи входили в Перунову свиту и символизировали тучи небесные грозовые. Эти змеи многоглавые. Одну отсечешь, другая вырастает и испускает языки огненные (молнии). Также в этой книге есть и имя Змея Горыныча – сына горы и небесной тучи. Эти Змеи похищают красавиц (луну, звёзды и даже солнце). Так же, как в предыдущем словаре, есть упоминание о способности Змея превращаться в юношу или девушку. Эту способность связывают с омолаживанием природы после дождя и после каждой зимы.2
Более подробное исследование, посвященное происхождению образа Змея Горыныча, мы обнаружили в книге А.Н.Афасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (том 2). Александр Николаевич Афанасьев, который не только собрал дошедшие до 19 века сказки, сказания и былины русского народа, но и исследовал всю систему мифических, сказочных образов славян, связал ее с культом языческих богов, попытался объяснить происхождение многих персонажей. Афанасьев был убежден, что все сказочные образы, так же, как и языческие божества, появились благодаря первообразам видимой природы. В отличие от других исследователей он изучал эту тему очень глубоко. Он также отмечает схожесть Змея Горыныча с небесной молнией и находит доказательства этому не только в сказках, но и в текстах древнерусских летописей и других древних памятниках письменности, например, в «Ригведе», древнеиндийском гимне.
Таким образом, мы можем объяснить, почему Змей Горыныч способен летать и появляется непременно из тёмной грозовой тучи или несёт за собой грозовую тучу и молнию. Афанасьев приводит в качества иллюстрации фрагменты древнерусских былин, где кто-то из богатырей сражается со Змеем, после убийства которого остается много крови-дождя, поглотить которую может только мать-земля. Также теперь понятно другое название Змея – Огненный. На основе описанных исследователем свойств Змея мы составили обобщающую схему:
Из книги А.Н.Афанасьева3 мы также узнали, почему Змей Горыныч охотится именно за царевнами и княжнами, девушками и женщинами. Согласно славянской вере женщина (или девушка) — символ весны, жизни, плодородия. Её похищение и исчезновение сопровождается холодом, сном, засухой. Это объясняет смену времен года, времени суток.
В русских былинах встречается «лютый зверь» Горынчищ, который летит по небу и пускает огненные стрелы.
В былинах со Змеем сражается Добрыня Никитич, Алеша Попович (сражается с сыном Змея – Тугарином Змеевичем), Еруслан-богатырь
Кровь Змея может быть ядовита
Борясь со Змеем и убивая его, богатыри как бы разгоняли грозовые тучи
Освобожденные царевны – это освобождение света, Солнца
После гибели Змея вечная ночь сменялась светом, наступал день
Золото, которое прячет Змей в своей пещере, — это и есть солнце
Кроме того, мы обратились к древнерусскому учению о мироустройстве ЯСНА.
С огласно расположению времени и положению солнца на звезде-ясны (схема мироустройства) или на кресте суток, а также расположению созвездий, которые были известны нашим предкам, можно увидеть расположение сказочных персонажей и тем самым объяснить их поведение.
Кроме этого, наши предки заметили, что созвездие Девы проявляется и хорошо видимо на небе именно весной, с его появлением наступает тепло, начинается подготовка к сельскохозяйственным работам. Осенью же, когда Дева «опускается» на землю и ее уже не видно на небе, сезон земляных работ и сбор урожая подходит к концу. В зимнее время это созвездие нельзя увидеть. Как объясняли это наши предки? В сказках мы и видим это объяснение: Змей Горыныч похищает девушку-красавицу, и она находится у него в заточении, в пещере, пока кто-нибудь из богатырей ее не спасет. Не случайно в сказке «Зорька, Вечорка и Полуночка» братьев зовут такими «вечерними» именами. Ведь именно вечером и ночью солнце находится в плену и происходит его освобождение. Так объяснялась смена времен года, борьба зимы с летом. Похожий сюжет можно увидеть в древнегреческом мифе о Персефоне, на зимний период становившейся женой бога подземного царства Аида, а весной возвращающейся на землю.
Так же можно объяснить и представления славян о смене дня и ночи: уход солнца «под землю» в вечернее время. В ночное время герой сражается со Змеем, стараясь освободить пленницу-солнышко. Как только победа одержана, солнце начинает свой подъем и наступает утро. Вечером «похищение» повторяется и герой снова должен биться с похитителем. Неслучайно, что часто противником Змея-дракона оказывается Иван-Коровий сын. Знак Тельца (коровы, быка) как раз и противостоит знаку Дракона в славянском зодиакальном круге.
Таким образом, мы увидели, что в сказочных сюжетах скрыто представление наших предков о появлении молнии, о смене дня и ночи, о смене зимы и лета.
Заключение
Проведённое исследование показало, что появление в устном народном творчестве такого персонажа, как Змей Горыныч или Змей Огненный связано с представлениями древних славян о причинах и следствиях природных явлений. В огненном змее народная фантазия, создававшая мифические образы на основании сходства их с действительными явлениями, олицетворяла молнию, прихотливый извив которой напоминал воображению скользящую по земле змею, падающие звезды, которые народу, из-за производимого ими впечатления, казались похожими на сверкающую молнию. Все эти естественные явления для предков наших представляли близкое подобие летучего и рассыпающегося в искрах огненного змея.
На основе прочитанных сказок и справочной литературы удалось узнать следующее:
Образ Змея Горыныча родился из сходства грозовых молний и змей.
Происхождение Змея, сына грозовой тучи, также объясняется рождением молний из грозовой тучи.
Молния опасна возможным огнем, пожаром так же, как и сказочный Змей.
Кражи Змеем красных девушек, как пропажа солнца в грозу и дождь, а также смена времени суток и времени года.
Богатыри побеждают его силой, храбростью и честностью. Борьба ведется преимущественно в темное время.
Способность к оборотничеству сделала его Змеем-искусителем.
Кровь Змея способна придать неуязвимость герою, измазавшему себя этой кровью. В этом проявляется связь с целительными возможностями змеиного яда.
Список использованной литературы и информационных источников
Русские народные сказки. — М., «Петрушка», 1993
Афанасьев А.Н. Русские народные сказки в одном томе. — М., Альфа-книга, 2017
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х тт. Том 2. – М., Академический проект, 2015
Иванов В.А., Иванов В.В. «Мифы языческой Руси. Словарь» — Ярославль, Академия «Холдинг», 2001
Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. – Сост.А.И.Баженова, В.И.Вардугин, — Саратов, «Надежда», 1993
Интернет ресурсы: https://www.livemaster.ru/topic/1594973-baba-yaga-mifologiya-teorii-versii
Интернет ресурсы: https://aromatyschastya.ru/stixi-pro-babu-yagu
Интернет ресурсы: https://yasna.center/
1Иванов В.А., Иванов В.В. «Мифы языческой Руси. Словарь» — Ярославль, Академия «Холдинг», 2001
2Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. – Сост.А.И.Баженова, В.И.Вардугин, — Саратов, «Надежда», 1993
3Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х тт. Том 2. – М., Академический проект, 2015