Образ Змея Горыныча в искусстве
Внимание |
Картинки Змея Горыныча в синей рамочке кликабельны. Нажимайте, чтобы увеличить рисунок. |
Змей Горыныч — в русских былинах и сказках представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или 12 головами. Имя Змей Горыныч отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (ср. сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (ср. иранский Ажи Дахака, букв.— “Змей Горыныч”, Горыныч как Горыня, баба Горынинка и др.— от глагола “гореть” и лишь вторично от слова “гора”: иногда появляется мотив Змей Горыныч на горе).
Змей Горыныч связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны), знатная невеста, “русские полоны”.( смотри эти мотивы на картинках со Змеем Горынычем). Там же находится и многочисленное потомство Змея Горыныча — “змееныши” (впрочем, они часто бывают и “во чистом поле”, где их “потаптывает” своим конем эпический герой). Змей Горыныч не всегда четко отличим от других сходных образов — Змей Тугарин, Змиулан, Огненный Змей, просто Змей и т.п. В былинах Змей Горыныч (“люта змея” и т.п.) обычно появляется в сюжете “Добрыня и Змей”, в двух его кульминационных точках: первый раз, когда Добрыня Никитич купается в Пучай — реке, и второй раз, когда тот же богатырь спускается в норы Змея Горыныча и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятишну. Появление Змея сопровождается грозным шумом, как “дождь дождит” и “гром гремит”, Основное оружие Змея Горыныча — огонь. Добрыня ухитряется нанести Змею Горынычу сокрушительный удар “шапкой (шляпой) греческой земли”. Змей Горыныч пал на сыру землю и взмолился к Добрыне о пощаде, предлагая написать “велики записи немалые” не съезжаться в чистом поле и не устраивать кровопролития. Добрыня соглашается и отпускает Змея Горыныча на свободу. Возвращаясь к себе и пролетая над Киевом, Змей Горыныч, однако, нарушает “записи” и похищает Забаву Путятишну, спрятав ее в своих норах. Князь Владимир посылает Добрыню освободить свою племянницу. По пути, в чистом поле, Добрыня “притоптал” “много множество змеенышев”. Откинув железные подпоры и отодвинув медные запоры, он спускается в змеиные норы и прежде всею освобождает “полоны”: князей и бояр, русских могучих богатырей. После этого он выводит из нор от Змея Горыныча Забаву Путятишну. Змей Горыныч обвиняет Добрыню в нарушении “записей” и уничтожении “змеенышев”, вторжении в “норы змеиные” и не соглашается отдать Забаву Путятишну “без бою, без драки, кроволития”. Но второй поединок не состоялся: Добрыня указал, что первое нарушение “записей” было делом Змея Горыныча. В сказках со Змеем Горынычем связан ряд мотивов: Змей Горыныч полюбился царевне; он учит ее извести брата-царевича, но гибнет, будучи разорванным “охотой” Ивана-царевича. В другом сюжете Змей Горыныч служит поваром у Ивана — купеческого сына, обольщает ею жену Елену Прекрасную, изводит с нею Ивана — купеческого сына, но погибает. В народной низшей мифологии Змей Горыныч также хорошо известен: особую опасность он представляет для женщин, вступая с ними в связь. Имя Змей Горыныч отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (ср. сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (ср. иранский Ажи Дахака, букв.— “Змей Горыныч”, Горыныч как Горыня, баба Горынинка и др.— от глагола “гореть” и лишь вторично от слова “гора”: иногда появляется мотив Змей Горыныч на горе). В мифо — политических представлениях Владимир — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников (“татар”) или чудовищных существ (Змея Горыныча. Тугарина, Идолища и т.п. Горыне близок эпический персонаж — Змей Горыныч, в свою очередь, связанный с образом Огненного Змея. Эта связь дает возможность видеть для определенного периода в именах Горыни и Горыныча отражение корня “гореть” (огонь), а не “гора”. В таком случае не исключено, что триаде Горыня, Дубыня и Усыня на более раннем этапе развития соответствовала трехчленная “змеиная” группа — Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (ср. дальнейшую трансформацию — Иван Водович, Федор Водович, Михаил Водович). Эти образы хорошо известны в индоевропейской мифологии.
Картинки Змея Горыныча в маркетинге
Отечественную пищевую промышленность антиобаятельный имидж чудища не смущает. В честь Змея Горыныча названы конфеты со вкусом банана и пицца, на обертке размещены рисунки Змея Горыныча. Образом огнедышащего дракона вдохновились и создатели компьютерной программы «Горыныч». А пару лет назад Змея Горыныча приютили в селе Гадово в Тульской области: именем дракона назвали трактир и музей, рядом с которым возвели памятник. Кроме того, «Змей Горыныч» — это водка, горка-батут для малышей и музыкальная примочка для электрогитары.
А бывают ли многоголовые Змеи?
На северо-востоке Китая обнаружены окаменевшие останки водоплавающей рептилии с двумя головами. Это первый обнаруженный образец такого рода, сообщает BBC со ссылкой на британский научный журнал Biology Letters. Находка была сделана в скалах формации Исянь. На сохранение она была передана в музей города Шеньчжэнь на юге страны. Животное, след от которого сохранился в камне, жило в меловом периоде (145-65 миллионов лет назад), заявил руководитель парижского Национального центра научных исследований Эрик Бюфето (Eric Buffetaut). В момент смерти, считают ученые, животное было относительно молодым. Взрослые представители вида, к которому относится окаменелость, достигали одного метра в длину и имели длинную шею. Среди ныне живущих животных, двухголовые особи встречаются относительно часто. В частности, в мире зарегистрировано более четырехсот случаев двухголовости у змей. Такое отклонение возникает в результате повреждения на этапе эмбрионального развития животного.
Tags:
- дракон
- змей горыныч
- картинки змея горыныча
- многоголовые змеи
- огненный змей
КТО ТАКОЙ ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ?
Первоначально чудище в виде змеи фигурировало в обрядах посвящения.
Образ змеи — один из самых распространенных в мировой культуре. Он встречался у древних египтян и вавилонян, в фольклоре европейских, африканских, американских народов. Змея по представлениям древних людей могла перемещаться между миром живых и подземной страной мертвых. А в русском языке слово «змея» и «земля» и вовсе родственные. Славяне верили, что в конце сентября змеи уходят зимовать в теплый Ирий, где живут души покойников.
В славянском фольклоре змеи были также связаны со стихиями огня и воды. Например, люди верили, что огненный змей мог приходить к женщинам по ночам. А также считали, что в виде летающих и огненных змеев могут представать черти или покойники.
Образ змеи — один из самых распространенных в мировой культуре. Он встречался у древних египтян и вавилонян, в фольклоре европейских, африканских, американских народов. Змея по представлениям древних людей могла перемещаться между миром живых и подземной страной мертвых. А в русском языке слово «змея» и «земля» и вовсе родственные. Славяне верили, что в конце сентября змеи уходят зимовать в теплый Ирий, где живут души покойников.
В славянском фольклоре змеи были также связаны со стихиями огня и воды. Например, люди верили, что огненный змей мог приходить к женщинам по ночам. А также считали, что в виде летающих и огненных змеев могут представать черти или покойники.
“
Есть в русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя.
Колодцы, родники, реки и моря — типичные места обитания фольклорных змеев. В русской сказке «Два Ивана — солдатских сына», как и во многих других, морской змей требует дань:
“
…Каждый день выходит из синего моря, из-за серого камня, двенадцатиглавый змей и поедает по человеку за единый раз, теперь дошла очередь до царя… Есть у него три прекрасные царевны; вот только сейчас повезли старшую на взморье — зме́ю на съедение.
Также живут сказочные змеи в горах или пещерах. Так и появилось русское отчество самого популярного русского чудища — Горыныч. В былине «Добрыня и Змей» Горыныч уносит русских людей на «гору сорочинскую», что за Пучай-рекой:
“
А Змея Добрыне ему взмолилася:
— Ах ты, эй, Добрыня сын Никитинич!
Мы положим с тобой заповедь великую:
Тебе не ездити далече во чисто поле,
На тую на гору сорочинскую,
Не топтать больше младыих змеенышей,
А не выручать полонов да русскиих,
Не купаться ти, Добрыне, во Пучай-реке.
И мне не летать да на святую Русь,
Не носить людей мне больше русскиих,
Не копить мне полонов да русскиих.
Советский фольклорист Владимир Пропп искал истоки образа Горыныча (и других змеев) в волшебных сказках и их предшественниках — мифах. Ученый пришел к выводу, что первоначально чудище в виде змеи фигурировало в обрядах посвящения:
“
Лучше всего этот обряд зафиксирован на океанийских островах. В бывшей Германской Новой Гвинее для обрезания строился специальный дом. «Он должен представлять чудовище Барлум, поглощающее мальчиков». <…> В Африке «непосвященные думают, что великое чудовище проглатывает мальчиков, а умершие от ран, полагают они, остались в желудке чудовища». <…> Может быть, в образе Кроноса (божество времени у древних греков. — Прим. ред.), пожирающего своих детей и вновь их отрыгивающего, мы имеем отголоски все того же представления. И не потому ли Кронос пожирает своих детей, что он бог-отец и этим дает божественность своим детям? <…> Благой змей, змей-податель есть первая ступень змея, обращающаяся потом в свою противоположность.
Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»
«Проглатывая» мальчика, «змей» выпускал наружу мужчину, наделенного магическими способностями охотника. До наших дней сохранились мифы, в которых герой выбирался из чрева чудища, вырезав у змея печень, разрезав ему живот или разведя внутри утробы костер. Так, по мнению Проппа, зародился мотив змееборства. Когда обряд ушел в прошлое, мифы превратились в сказки, а змея стали воспринимать как грозного врага.
В сказках змей выполняет две функции: утаскивает людей в царство мертвых или охраняет границу между мирами. Граница обычно проходит по огненной реке, у которой герой и бьется с Горынычем.
Похожую роль в русских сказках иногда играют Кощей Бессмертный или Вихрь. Специалисты считают, что эти персонажи могут быть взаимозаменяемыми.
Внешность змея, как правило, сказки не описывают. На это обратил внимание еще Владимир Пропп: «Мы знаем, как выглядит змей, но знаем это не по сказкам. Если бы мы пожелали нарисовать змея только по материалам сказки, то это было бы затруднительно». Говорится лишь, что Горыныч (и другие змеи) умеет летать (неизвестно, на крыльях, на коне или сам по себе), у него несколько голов (обычно от трех до двенадцати) и он может извергать огонь.
Победить его может только главный герой сказки — тот, кто в древности проходил обряд посвящения, «умирал» и возвращался в мир живых в новом качестве взрослого мужчины-охотника. «Во всем свете нет мне другого соперника, кроме Ивана-царевича… да он еще молод, даже ворон костей его сюда не занесет», — говорит Змей-Вихрь из сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое».
Одна из поздних «версий» Змея-Горыныча — змей из былин. Например, Тугарин Змеевич из былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» описывается так:
“
Собака Тугарин был Змеевич‑от.
Да Богу собака не молится,
Да князю с княгиней не кланятся,
Князьям и боярам он челом не бьет.
Вышина у собаки ведь уж трех сажон,
Ширина у собаки ведь двух охват,
Промеж ему глаза да калена стрела,
Промеж ему ушей да пядь бумажная.
Тугарин уже не был змеем в буквальном смысле, а лишь иноверным врагом. Исследователи связывают образ Тугарина с половецким ханом Тугарканом, который жил в XI веке.
Так со временем мифологический персонаж превратился в военного противника Руси, а сказочный герой, который добывал волшебную силу лично для себя, — в защитника всей родной земли.
Виктор Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. Между 1913 и 1918
Дом-музей В.М. Васнецова, Москва
Виктор Васнецов. Змей Горыныч. Эскиз. 1901
Дом-музей В.М. Васнецова, Москва
Евгений Кунгур. Змей Горыныч. 2018
Частное собрание
Иван Билибин. Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну. Эскиз иллюстрации к сборнику былин для книги Н.В. Водовозова «Слово о стольном Киеве и о русских богатырях». 1941
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Билибин. Змей Горыныч. 1912
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942
Дом ученых СО РАН, Новосибирск
Сергей Тараник. Иллюстрация к сказке Варфоломея Пестрого «Про Мишку-молодца». 2011
Частное собрание
Станислав Москвитин. Добрыня Никитич. 2002
Частное собрание
Принц и рыцарь и дракон Даниэль Хаак
Змей Горыныч из трех богатырей
Добрыня Никтичи змей Горыныч
Змей Горыныч трехголовый дракон
Змей Горыныч игрушка три богатыря
Дракон змей Горыныч
Сказочный дракон
Добрыня Никита и змей Горыныч
Змей Горыныч Санкт-Петербург
Голова змея Горыныча
Лернейская гидра тату
Змей Горыныч Славянская мифология
Дракон змей Горыныч
Огнедышащий дракон для детей
Змей Горыныч голова
Змей Горыныч с тремя головами
Драконы приколы
Трехглавый змей Горыныч
Четырехголовый змей Горыныч
Трёхглавый огнедышащий дракон Графика
Cuphead босс дракон
Дракон трёхголовый мультяшный
Змей Горыныч голова
Двухголовый дракон
Картинки клипарт чудо юдо
НЮХОХВАТ дракон
Змей Горыныч картинки
Дракончик с пламенем
Подборка из 62 красивых картинок по теме — Горыныч картинки. Смотрите онлайн или можете скачать на телефон или компьютер в хорошем качестве совешенно бесплатно. Не забывайте оставить комментарий и посмотреть другие фотографии и изображения высокого качества, например Цветок в горшке картинка, Красивые серые картинки в разделе Картинки!