Значение имени феоктиста петровна в рассказе ангелочек

автор: Одинцова Елена Сергеевна

учитель русского языка и литературы МБОУ Вачская СОШ

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Андреева “Ангелочек”

ФИО преподавателя Одинцова Елена Сергеевна

МБОУ Вачская СОШ ,

6  класс

Урок внеклассного чтения по рассказу Леонида Андреева «Ангелочек» 

Цели урока: 

  • Знакомство  учащихся с именем и творчеством Л. Андреева 
  • Формирование навыков составления характеристик героев, используя метод лингвокультурологического анализа текста 

                     (выделение   концептуальных слов).

  • Понимание  учащимися   идейно-художественного своеобразия текста и авторского замысла (работая с концептуальными словами).

Регулятивные УУД

  1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
  2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения. 

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6.Пользоваться словарями, справочниками.

7.Осуществлять анализ и синтез.

8.Устанавливать причинно-следственные связи.

9.Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 

7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Личностные результаты

  1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
  2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Предварительная подготовка к уроку

  1. Прочитать рассказ дома.
  2. Индивидуальное задание: раскрыть значение имен: Александр, Феоктиста Петровна, Иван Саввич (работа со словарём имен)


                                                                Ход урока

  Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Теоретическое обоснование
1 2 3 4
  1. Актуализация знаний
  1.  Обращение к портрету писателя. Вступительное слово о писателе. (презентация)
  • Проверка первичного восприятия текста*(таблица приложение1)

-Ваше первое впечатление от прочитанного?

-Понравились ли герои рассказа?

-О чем этот рассказ?

-Что при прочтении привлекло ваше внимание?

-Как вы отнеслись к финалу рассказа?

-Какой атмосферой проникнуто произведение?

-Какие вопросы возникли у вас после чтения рассказа?

Итоги проверки содержания фиксируются в таблице

(приложение  1)

 Учащиеся слушают объяснение учителя. Знакомятся с биографией 

автора.

Участие во фронтальном опросе и выполнение индивидуального задания по содержанию рассказа.

 Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

Личностные результаты: Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Познавательные УУД:

Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

Строить рассуждения

 

II. Постановка проблемы

  • Развитие умений.
Учитель читает финальную часть рассказа:

    «… ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. …..Вот ангелочек встрепенулся, словно для полёта,  и упал с мягким стуком на горячие плиты…»

Что это? Исчезла ещё одна игрушка, восковой ангелочек? Или произошла трагедия, последствия которой ужасны? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить. Мы попытаемся понять предназначение ангелочка на этой «грешной и страдающей земле». 

Постановка целей  урока.

 Работа над непонятной лексикой.

Важным шагом на пути к правильному пониманию текста является работа с непонятной лексикой. Во время чтения учащиеся выписывают или подчеркивают в тексте слова, лексические значения которых им неизвестны. На этом этапе либо учитель объясняет значение слов, либо учащиеся работают с толковыми словарями. Если слово многозначное, учащиеся должны определить, в каком значении оно употреблено в данном контексте.

 

Учащиеся пытаются определить проблему и цели урока.

Учащиеся выписывают слова с неизвестным лексическим значением. Осуществляют частичный поиск лексических значений в толковых словарях, оnline- словарях в Интернете.

 

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Пользоваться словарями, справочниками.

Обратимся к началу рассказа.

«Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называлось жизнью».

  • Почему то, что делал Сашка, «называлось», а не было жизнью?
  • Как он мстит жизни?

Огромное влияние на ребенка оказывает его семья. Давайте посмотрим, что собой представляли отец и мать героя.

Задание: Опишите  героев, используя слова из текста (работа в группах ; заполнение  рабочего листа)

Рассказ о матери.

Рассказ об отце.

Мы и раньше говорили, что имя влияет на человека, и часто писатели выбирают имена героям, чтобы раскрыть характер полнее.

  • Случайны ли имена у Л.Андреева?

Имена нам как бы «подсказывают» положение, которое занимает

 тот или иной герой в семье.

 

Учащиеся дают следующие ответы:

– это существование: и дома, и в школе;

– постоянно наказывают;

– выносит грубость, оскорбления;

– мстит жизни;

Учащиеся обобщают сказанное и делают вывод:

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

 Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 

Осуществлять анализ и синтез.

Строить рассуждения.

Сашка бросает вызов жизни, окружающим, НО! Понимает, что делает плохо, потому что рисует на себя карикатуры.

Учащиеся  работают в группах, выполняют  задание рабочие листы

Результат работы 1 группы

Мать:

-высокая, грузная женщина;

-грубая, бьет сына;

-любит выпить;

-с презрением относится к мужу и сыну.

Результата работы 2 группы

Отец:

-когда-то пил (жизнь привела к тому, что спился);

-теперь болен;

-молчаливый, тихий;

-думает о человеческой жизни с ужасом;

-любит Сашку, старается защитить его.

Раскрываю значение имен героев рассказа.

Иван Саввич (милостивый старец, греч.)

Александр (защитник, мужчина)

Феоктиста Петровна (основательная каменная глыба)

Учащиеся делают вывод, что имена героев выбраны неслучайно.

Познавательные УУД:

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации –текстовую и концептуальную.

Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 

Осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в разных формах

Пользоваться словарями и справочниками.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Работа с текстом произведения

  • С кем сравнивает автор Сашку? Почему? Подтвердите словами из текста.
Записи на рабочем листе.

Учащиеся отвечают на вопросы, выбирают ключевые слова. Обращают внимание на повтор некоторых слов. Делают определенные выводы.

 С волчонком. «Озлоблен»; «Когда Сашка злится, у него появляется оскал, похожий на волчий»; « Он кусается, огрызается»; «Он одинок»

  • Как вы думаете, чего же не хватает Сашке для того, чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой?
– Чего-то светлого, теплого, не похожего на его окружающий мир.
Мальчик попадает на рождественский праздник в дом  к богачам Свечниковым.

  • Меняется ли Сашка в этом светлом, чистом доме, не похожем на его дом? Почему нет?
-Сашка не меняется, а становится ещё злее. Он чувствует себя чужим.
Но в доме есть нечто прекрасное и светлое, новое и не похожее ни на что другое. Это ёлка.

  Работа в группах

Задание: Прочтите  описание ёлки.

  • Является ли ёлка светлым и тёплым, чего не хватает Сашке?
  • Подчеркните в тексте слова, которые показывают эту отчужденность.
«…она бросала сильный свет без теней… Ёлка ослепляла его своей красотой и крикливым наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть её так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что  чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови». 

Учащиеся высказывают свое мнение и делают выводы.

угрюм, печален;

– елка была враждебной ему, хотелось толкнуть ее;

забился за рояль

Познавательные УУД:

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации –  текстовую и концептуальную.

Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 

Излагать содержание прочитанного.

Осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 

Однако вечер все-таки пронес мальчику радость: он увидел АНГЕЛОЧКА.

Чтение  описания ангелочка.

Работа с данным эпизодом.

«Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие лица и вещи. Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала, на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, неопределяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству».

Дает ли автор точное описание ангелочка?

Что общего между Сашкой и ангелочком?

Чувствуют ли остальные необычность ангелочка?

Учащиеся слушают чтение отрывка. 

Выделяют ключевые слова.

Ответы учащихся:

-нет, внешность не описывается, показаны чувства, которые ангелочек вызывает у Сашки.

– оба чужды в этом мире: Сашка забивается в угол – ангелочек прячется в гуще ветвей.

– нет, для взрослых – красивая игрушка, дети вообще его не замечают

Личностные результаты

 Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Познавательные УУД:

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации –  текстовую и концептуальную.

Излагать содержание прочитанного.

Осуществлять анализ и синтез.

Личностные результаты

 Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Чтение учителем под музыку отрывка из рассказа:

«Обе руки Сашки, которыми он взял ангелочка, казались цепкими и напряженными, как две стальные пружины, но такими мягкими и осторожными, что ангелочек мог вообразить себя летящим по воздуху.

   — А-ах! — вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки, и на глазах его сверкнули две маленькие слезинки и остановились там, непривычные к свету. Медленно приближая ангелочка к своей груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости. Казалось, что когда нежные крылышки ангелочка прикоснутся к впалой груди Сашки, то случится что-то такое радостное, такое светлое, какого никогда еще не происходило на печальной, грешной и страдающей земле.

   — А-ах! — пронесся тот же замирающий стон, когда крылышки ангелочка коснулись Сашки. И перед сиянием его лица словно потухла сама нелепо разукрашенная, нагло горящая елка, — и радостно улыбнулась седая, важная дама, и дрогнул сухим лицом лысый господин, и замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка.

   Но в следующую минуту картина резко изменилась. Съежившись, как готовящаяся к прыжку пантера, Сашка мрачным взглядом обводил окружающих, ища того, кто осмелится отнять у него ангелочка.

  — Я домой пойду, — глухо сказал Сашка, намечая путь в толпе. — К отцу».

    • Что значит ангелочек для Сашки?
  • Как меняется Сашка?

Учащиеся слушают чтение отрывка. 

Выделяют ключевые слова.

–  это чудо, мечта

Личностные результаты

 Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Работа в группах. 

Заполнение рабочего листа

Задание:

Из отдельных эпизодов  текста подберите слова, с помощью которых  прослеживается душевная эволюция Сашки. 

Начало рассказа// Ёлка в доме Свечниковых//Сашка увидел ангелочка//Сашка взял ангелочка в руки//

Учащиеся выписывают ключевые слова , с помощью которых  прослеживается душевная эволюция Сашки. 

Заполняют рабочий лист.

Начало рассказа

«волчонок», озлобленный, дерется, кусается, грубит взрослым, одиночество, не живет – существует;

Ёлка в доме Свечниковых

«волчонок», «высокомерие», «угрюм и печален», враждебное отношение ко всем, «забился за рояль», отчужденность;

Сашка увидел ангелочка

«глаза блеснули изумлением», «непонятный восторг», «милый, милый ангелочек», падает в пропасть, хватается за последнее;

Сашка взял ангелочка в руки

«замирающий вздох», «две маленькие слезинки», «тихая и кроткая улыбка», «чувство неземной радости», «что-то радостное и светлое пришло в его душу».

Учащиеся выстраивают цепочку, составленную из слов-концептов.

Анализируют душевную эволюцию Сашки. 

Высказывают свое мнение.

Делают вывод об изменениях в душе Сашки.

Личностные результаты

 Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Познавательные УУД

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации –  текстовую и концептуальную.

Осуществлять анализ и синтез.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 

  • Одинок ли Сашка в  своем чувстве?

Задание: (с подбором слов из текста)

Заполнение на рабочих листах.

АНГЕЛОЧЕК ДЛЯ

ОТЦА                              САШКИ

АНГЕЛОЧЕК ДЛЯ

ОТЦА ( человека, который отжил)

-воспоминание о прекрасном прошлом;

-«голос из этого чудного мира спустился в черную душу»;

«внес луч света в комнату и черную душу человека».

АНГЕЛОЧЕК ДЛЯСАШКИ (человека, который только начинает жить)

-«обретает мечту», надежду на будущее;

«ушли в прошлое и больной отец, и пьяная мать»;

-мрак обид, жестокостей, унижений и злобствующей тоски;

-«тосковало, плакало и радовалось сердце»;

-Он начинал жить.

Познавательные УУД

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации –  текстовую и концептуальную.

Осуществлять анализ и синтез.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 

ΙΙΙ. Итог.
  • Какими ложатся спать Сашка и его отец?

«Не потому ли автор здесь опустил занавес, что пробуждение старика и мальчика должно оказаться страшнее смерти?»                                                                                          Н.К.Михайловский

Как вы думаете: прав ли критик?

(ответы учащихся)

Для Л. Андреева ангелочек – символ. Это символ мечты, и мечту эту нужно лелеять и хранить в своём сердце бережно.

Рассказ автобиографичен. Нечто подобное произошло в детстве с писателем. Мечты хрупки, но они оставляют глубокий след в душе, а может быть, и изменяют душу полностью. 

Как вы думаете, проснётся ли Сашка другим человеком?

счастливые, успокоенные, может быть Сашка впервые увидит прекрасный сон…

Ответы учащихся.

Личностные результаты Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Познавательные УУД

Устанавливать причинно-следственные связи.

Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 

ΙV. Домашнее задание. По выбору:

1) Нарисуйте ангелочка, который отразил бы душевное состояние Сашки в конце рассказа.

2) Одинаково ли  воспринимали воскового ангелочка герои произведения?

3) Прочитайте стихотворение А. Блока «Сусальный ангел»; сравните героев этих произведений, их отношение к ангелочку.

Учащиеся выбирают вариант домашнего задания.

Приложение1

Итоги проверки первичного восприятия содержания можно оформить в виде таблицы:

Кол –во учеников Авторский замысел Оригинальность толкования Не справились с работой
Понят  Частично понят Искажен 

Рабочий лист по рассказу Л.Андреева «Ангелочек»

(заполненный ответами учащихся)

  • Почему то, что делал Сашка, «называлось», а не было жизнью?

( выпишите из текста слова, подтверждающие данное определение)

– это существование: и дома, и в школе;

– постоянно наказывают;

– выносит грубость, оскорбления;

– мстит жизни.

  • Огромное влияние на ребёнка оказывает его семья. Давайте посмотрим, что представляли собой отец и мать героя.

Задание: Опишите героев, используя слова из текста

Мать                                                                           Отец

-высокая, грузная женщина;

-грубая, бьет сына;

-любит выпить;

-с презрением относится к мужу и сыну.

-когда-то пил (жизнь привела к тому, что спился);

-теперь болен;

-молчаливый, тихий;

-думает о человеческой жизни с ужасом;

-любит Сашку, старается защитить его.

  • Имя влияет на человека. Часто писатели выбирают имена героям, чтобы раскрыть характер полнее.
  • Случайны ли имена  в рассказе Л.Андреева?

(работа со словарём имен)

Иван Саввич (милостивый старец, греч.)

Александр (защитник, мужчина)

Феоктиста Петровна (основательная каменная глыба)

  • С кем сравнивает автор Сашку? Почему? Подтвердите словами из текста.

 С волчонком (озлобленный; когда злится, у него появляется оскал, похожий на волчий; кусается, огрызается; «он одинок».

  1. Как вы думаете, чего не хватает Сашке для того, чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой?

 Светлого, доброго, заботы, любви окружающих.

  1. Праздник в доме богачей Свечниковых.

Описание ёлки.

«…она бросала сильный свет без теней… Ёлка ослепляла его своей красотой и крикливым наглым блеском бесчисленнымх свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть её так, чтобы она повалилаь на эти светлые головки. Казалось, что  чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови». 

  • Является ли ёлка светлым и тёплым, чего не хватает Сашке?
  • Подчеркните в тексте слова, которые показывают эту отчужденность.

«презрительное высокомерие», «волчонок», «угрюм, печален», елка чужда, враждебна ему, «чьи-то железные руки взяли его сердце и вынимают из него последнюю каплю крови»

  1. Из отдельных эпизодов текста подберите слова, с помощью которых прослеживается душевная эволюция Сашки.

Начало рассказа// Ёлка в доме Свечниковых//Сашка увидел ангелочка//

Сашка взял ангелочка в руки//

     Начало рассказа

«волчонок», озлобленный, дерется, кусается, грубит взрослым, одиночество, не живет – существует;

Ёлка в доме Свечниковых

«волчонок», «высокомерие», «угрюм и печален», враждебное отношение ко всем, «забился за рояль», отчужденность;

Сашка увидел ангелочка

«глаза блеснули изумлением», «непонятный восторг», «милый, милый ангелочек», падает в пропасть, хватается за последнее;

Сашка взял ангелочка в руки

«замирающий вздох», «две маленькие слезинки», «тихая и кроткая улыбка», «чувство неземной радости», «что-то радостное и светлое пришло в его душу».

Душевная эволюция Сашки

Начало рассказа Ёлка в доме Свечниковых Сашка увидел ангелочка Сашка взял ангелочка в руки
Волчонок Волчонок Изумление Слезинки
Злоба Угрюм Восторг Тихая улыбка
Грубость Печален Милый Неземная радость
Одиночество Вражда Умиление Свет
Отчужденность
  1. Одинок ли Сашка в  своем чувстве?

Задание: (с подбором слов из текста)

АНГЕЛОЧЕК ДЛЯ
ОТЦА    (человек, который отжил) САШКИ     ( человек, который только                                                                                                                           начинает жить)                           
-воспоминание о прекрасном прошлом;

-«голос из этого чудного мира спустился в черную душу»;

«внес луч света в комнату и черную душу человека».

-«обретает мечту», надежду на будущее;

«ушли в прошлое и больной отец, и пьяная мать»;

 -мрак обид, жестокостей, унижений и злобствующей тоски;

-«тосковало, плакало и радовалось сердце»;

-Он начинал жить.

План

1.Тема.

2. Цель.

3.Эпиграф.

4.Запись в тетради.

5. Биография.

6.Рисунки.

7.Карточки.

8.Чтение финала.(что это, исчезла игрушка, трагедия-ужасны, предназначение.

9.Начало рассказа.

Почему?

Как мстит

10.На ребёнка оказывает..

Характеристики матери

Отца

11.Имена

Мы раньше говорили имя влияет.

12.С кем автор

Почему?

Чего не хватает?

Дом Свечниковых.

Меняется ли

Но в этом

13.Описание ёлки.

14.Средства выразительности

Мы видим ёлка не дает

15.Физкульминутка.

16Ёлка не даёт радости

17.Описание ангелочка

Почему автор не даёт

Что общего?

Чувствуют ли другие

18.Сашка идёт домой

Что значит ангелочек     ?

Как меняется

19.Эпиграф.

20. Мультфильм

Что мы можем сказать

21.Сценка

Что мы видим

Какими ложатся люди

22. Стих.

23.Фин. сцена.

Встреча начало или конец чуда

25.для андреева ангел – символ. Мечта

26.художницы

Карточки

27.Синквейн

28.Д.з.

29.рефлексия.

30.дневники

УРОК ПО РАССКАЗУ Л. АНДРЕЕВА «АНГЕЛОЧЕК»

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с именем Л. Андреева.
  2. Поработать над анализом образа главного героя не с точки зрения оценки его поведения, а с точки зрения его душевных переживаний.
  3. Помочь детям почувствовать трагедию Сашки и его отца.
  4. Обратить внимание на художественное своеобразие рассказа.

Оборудование урока:

  1. Портрет Леонида Андреева.
  2. Детский рисунок с изображением ангелочка.
  3. Пластинки.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Дать задание прочитать рассказ дома.
  2. Поручить ученику, умеющему рисовать, изобразить на рисунке ангелочка.
  3. Дать индивидуальное задание — монологические ответы по теме «Отец Сашки», «Мать Сашки» — двум ученикам.
  4. Индивидуальное задание: раскрыть значение имен: Александр, Феоктиста  Петровна, Иван  Саввич.

Ход урока

 Организационный момент.

I.Сообщение темы урока.

Здравствуйте,ребята. Присаживайтесь.

(Слай № 1)

Ребята, тема нашего урока «Хрупко счастье…» по рассказу Л.Андреева «Ангелочек»…

(Слайд № 2  )

Учитель:

  Цель нашего урока познакомиться с биографией Л.Андреева и его творчеством, мы проанализируем образ  главного героя с точки зрения его душевных переживаний.

Попробуем почувствовать трагедию Сашки и его отца

(Слайд № 3  )

А эпиграфом нашего урока станут слова И.Бунина.

Юля, прочитай эпиграф .

И в созерцании впервые

Дитя признало красоту,

Лелея грезы золотые

И чистой радости мечту.

                      И.Бунин

Сегодня на уроке мы с вами должны будем понять о какой красоте идёт речь.

II. Записи темы и эпиграфа в рабочих тетрадях.

Учитель:

Откройте тетради, запишите число, тему и эпиграф урока.

(Слайд № 4  )

III. Сообщение о писателе.

Учитель:

Дома вы работали по группам. И первой группе было поручено найти информацию о Л.Андрееве.Кто желает ответить. Алина.

Леонид Николаевич Андреев — большой русский писатель. Жил в России на рубеже XIX и XX веков (1871 —1919). Начал писать рассказы, которые носили демократический, реалистический характер, например, «Бергамот и Гараська». Затем в его творчестве усиливаются религиозные мотивы. Но сочувствие обездоленным не оставило писателя до конца жизни… Обратимся к его рассказу «Ангелочек».

Спасибо, Алина, ты подготовил содержательную информацию о писателе. Садись, оценка «5»

Учитель:

Ребята, у нас в классе есть девочки, которые могут выразить свои чувства, эмоции, впечатлении с помощью кисточки. Катя и Юля на  этом уроке покажут своё творчество. Приступайте к работе.

— А Настя и …….будут работать по карточкам. Раздаточный материал.

(Слайд №  5 )

IV. Чтение финальной части рассказа.

Ученик:«…ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. Лампа, оставленная по настоянию Сашки, наполнила комнату запахом керосина и сквозь закопченное стекло бросала печальный свет на картину разрушения. Ангелочек как будто шевелился. По розовым ножкам его скатывались густые капли и падали на лежанку. К запаху керосина присоединился тяжелый запах топленого воска. Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты…»

Пауза. 

Слайд №  6

V. Фронтальный опрос.

Учитель:

Что это? Исчезла еще одна игрушка, восковой ангелочек? Или произошла трагедия, последствия которой ужасны? На эти и многие другие вопросы нам предстоит ответить. Мы попытаемся понять предназначение ангелочка на этой «грешной и страдающей земле».

Учитель:

Обратимся к началу рассказа. Прочтите первое предложение:

Ученик:

«Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется» жизнью».

Слайд №  7

Учитель:

Почему то, что делал Сашка, «называлось», а не было жизнью?

Ученик:

Вся его жизнь — сплошные страдания. Он не жил, а существовал. В школе его постоянно наказывали, дома — тоже.

Учитель:

Как он мстит жизни?

Слайд №  8

Ученик:

Сашка начинает делать все назло. Сам он осознает, что ведет себя плохо, так как рисует карикатуры на себя и окружающих людей.

Учитель:

Несомненно, на ребенка оказывает огромное влияние его семья. Давайте посмотрим, что собой представляли отец и мать героя.

VI.

Учитель:

Ребята некоторые из вас  готовили характеристики отца и матери.

Учитель:

Расскажите подробно об отце Сашки и его матери. Кто готов отвечать?

Дается характеристика героев (два монологических ответа, заранее подготовленные).

Слайд №  9

1) Рассказ о матери. (Катя, Юля).

Слайд №  10

2) Рассказ об отце. (Саша).

Учитель:

Из ответов ребят мы видим, что наш герой жил в непростых условиях. Дома ему было некомфортно, он не видел в семье любви заботы и ласки.

VII. Фронтальный опрос.

Учитель:

Ребята, мы и раньше говорили, что имя влияет на человека, и часто писатели выбирают имена героям, чтобы раскрыть характер полнее. Вы дома искали значение имен. Случайны ли имена у Л. Андреева? Что они означают?

Учитель:

Кто готов ответить?

Ученик:

Иван Савич (Иван — Божья милость, Иван несёт ощущение чего-то доброго и светлого. Они преданны  своей семье, дружелюбны и трудолюбивы, милостивый Савелий дословно «тяжкий труд», выпрошенный евр.)

Александр (защитник, мужчина, «защитник людей», «защита мужественная».)

Слайд №  11

Феоктиста Петровна (основательная каменная глыба). Феоктист хитер, раздражителен, может взрываться по пустякам, изрядный лентяй. Он не очень хорошо ладит с людьми, не любит выслушивать чужое мнение. Богом созданная. Петра: скала, утес, каменная глыба..

Спасибо. Хорошо. Постарались.

Учитель:

— Имена нам как бы «подсказывают» положение, которое занимает тот или иной герой в семье.

Учитель:

— С кем сравнивает автор Сашку? Почему?

Ученик:

Сашка сравнивается с волчонком. Он озлоблен. Когда Сашка злится, у него появляется оскал, похожий на волчий. Он кусается, огрызается. Сашка одинок.

Учитель:

— Как вы думаете, чего же не хватает Сашке для того, чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой?

Ученик:

Сашке не хватает чего-то светлого, теплого, не похожего на окружающий его мир. Молодец!!!!

Учитель:

Мальчик попадает на рождественский праздник в дом к богачам Свечниковым.

Меняется ли Сашка в этом светлом, чистом доме, не похожем на его дом? Почему нет?

Ученик:

Сашка не меняется, а становится еще злее. Он чувствует себя чужим среди этих маленьких миленьких деток. Они его боятся. Софья Дмитриевна покровительствует ему, т.е. заботится свысока, не пуская в свою жизнь.

Учитель:

— Люди не принимают Сашку. Но в доме есть нечто прекрасное и светлое, новое и не похожее ни на что другое. Это — елка.

Давайте прочитаем описание ёлки.

VIII. Чтение отрывка «Описание ёлки».

Слайд №  12,13,14,15

Ученик:

«…она бросала сильный свет без теней… Елка ослепляла его своей красотой и крикливым наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг неё чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».

Учитель:

Хорошо!!! Присаживайся

Учитель:

— Ребята, как вы думаете, является ли елка тем светлым и теплым, чего не хватает Сашке?

Ученик:

Елка так же чужда Сашке, как и дом, и люди в этом доме.

IX. Работа 3-й группы. «Средства выразительности».

Учитель:

Кто у нас искал средства выразительности в отрывке? Какие приёмы использует Леонид Андреев для того, чтобы показать эту отчужденность?

Кто готов ответить?

Слайд №  16 ( не сразу)

Ученик:

 Писатель  использует художественные средства, которые усиливают отчуждение (ребята находят и читают): «крикливый наглый блеск свечей», «чуждая», «враждебная» (эпитет), «ослеплять красотой»(метафора), «бросала свет» (олицетворение), «чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови» (метафора ). Спасибо, ребята, молодцы, я довольна вашим ответом.

Слайд №  17

Физкультминутка

Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт.

Гриша, будет показывать упражнения, а вы повторяйте за ним.

Прилетели ангелочки – становились на носочки!

Вверх руками потянулись  и друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили – в стороны направили

Наклонились до земли – словно тяжести несли.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Поскакали в высоту, чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули, плечи развернули

Повели руками чуть над головами.

Ангелочкам уж пора сделать добрые дела!

Учитель:

Итак, мы видим, что и елка не дает Сашке ощущения счастья. Однако вечер все-таки принес мальчику радость: он увидел ангелочка

X. Чтение описания ангелочка.

Давайте найдём в тексте фрагмент, когда Сашка увидел ангелочка.

Слайд №  18 (не сразу)

Ученик:…Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули  изумлением,  и  лицо  мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. На обращенной  к  нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла  ее  изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был  восковой  ангелочек,  небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его  прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он  казался живым  и  готовым  улететь.  Розовые  ручки  с  изящно  сделанными  пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие  лица  и вещи. Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала, на нем печать  иного  чувства,  не  передаваемого  словами,  неопределяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда  знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем  отца, чем все остальное. Полный недоумения, тревоги, непонятного  восторга,  Сашка сложил руки у груди и шептал:

     — Милый… милый ангелочек!

     И чем внимательнее он смотрел,  тем  значительнее,  важнее  становилось выражение ангелочка. Он был бесконечно далек и не похож на все, что его здесь окружало. Другие игрушки как будто гордились тем, что они  висят,  нарядные, красивые, на этой  сверкающей  елке,  а  он  был  грустен  и  боялся  яркого назойливого света, и нарочно скрылся в темной зелени, чтобы никто  не  видел его. Было бы безумной жестокостью прикоснуться к его нежным крылышкам.

Учитель:

Ребята, как вы считаете, даёт  ли нам автор точное описание ангелочка?

Ученик:

Нет. Важна не его внешность, а то, какие чувства он вызывает в близкой ему душе. Правильно.

Учитель:

Что общего между Сашкой и ангелочком?

Ученик:

Оба они чужды этому миру. Ангелочек отличается от остальных игрушек скромностью, незаметностью. Сашка забивается в темный угол, подальше от ослепляющих огней. Ангелочек «прячется» на темной стороне елки среди гущи ветвей.

Учитель 

Чувствуют ли остальные необычность ангелочка?

Ученик:

Для взрослых — добрая, красивая игрушка. Дети — вообще не замечают. Сашка же преображается на глазах у всех. Совершается маленькое чудо.

   Учитель: Найдите в тексте эпизод, когда Сашка, наконец получает желаемое.

 Обе  руки  Сашки,  которыми  он  взял  ангелочка,  казались  цепкими  и напряженными, как две стальные пружины, но такими мягкими и осторожными, что ангелочек мог вообразить себя летящим по воздуху.

     — А-ах! — вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки,  и на  глазах  его  сверкнули  две  маленькие  слезинки  и  остановились   там, непривычные к свету. Медленно приближая  ангелочка  к  своей  груди,  он  не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая  в чувстве неземной радости. Казалось,  что  когда  нежные  крылышки  ангелочка прикоснутся к впалой груди Сашки, то случится что-то такое радостное,  такое светлое,  какого  никогда  еще  не  происходило  на  печальной,  грешной   и страдающей земле.

     — А-ах! — пронесся тот же замирающий  стон,  когда  крылышки  ангелочка коснулись Сашки. И  перед  сиянием  его  лица  словно  потухла  сама  нелепо разукрашенная, нагло горящая елка, — и  радостно  улыбнулась  седая,  важная дама, и дрогнул сухим лицом лысый господин, и замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между  неуклюжим,  выросшим  из  своего  платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка.

     Но  в  следующую  минуту  картина  резко  изменилась.  Съежившись,  как готовящаяся к прыжку пантера, Сашка мрачным взглядом обводил окружающих, ища того, кто осмелится отнять у него ангелочка.

     — Я домой пойду, — глухо сказал Сашка, намечая путь в толпе. — К отцу.

Учитель:

Что значит ангелочек для Сашки?

Ученик:

Это чудо, мечта, красота.

Слайд № 19

Учитель:

Обратимся к эпиграфу. Как вы думаете, почему мы взяли к нашему уроку это эпиграф?

Ученик:

Этот эпиграф более точно описывает внутреннее состояние героя, поэтому он очень подходит  нашему уроку.

Учитель: Как меняется Сашка?

Ученик:

Сашка обретает мечту, цель в жизни, следовательно, он начинает жить по-настоящему. Ангелочек поднимает его над этим миром. Он пробуждает в мальчике душу.

Слайд №  20,21

Видеосюжет (4 мин.)

Учитель:

Ребята, я предлагаю посмотреть отрывок из мультипликационного фильма «Ангелочек». Как этот эпизод изобразили аппликаторы.

Учитель:

Просмотрев отрывок, Что мы можем сказать о чувствах Сашки?

Ученик: У Сашки появилась надежда, радость, мечта.

Слайд №  22

Инсценирование

     — Хорош? — спрашивал шепотом Сашка.

     Он держал ангелочка в отдалении и не позволял отцу дотрагиваться.

     —  Да,  в  нем  есть  что-то  особенное,  —  шептал   отец,   задумчивовсматриваясь в игрушку.

     Его лицо выражало то же сосредоточенное внимание и радость, как и  лицо Сашки.

     — Ты погляди, — продолжал отец, — он сейчас полетит.

     — Видел уже, — торжествующе ответил Сашка. — Думаешь, слепой? А  ты  на крылышки глянь. Цыц, не трогай!

     Саша наставительно шептал:

     — Экая, братец, у тебя привычка скверная за все руками хвататься.  Ведь сломать можешь!

Учитель:

Ребята, что мы увидели? Одинок ли Сашка?

Ученик:

Сашка несет ангелочка отцу, и тот разделяет чувство сына. Но если для Сашки ангелочек — это надежда, это мечта о прекрасном будущем, то для Ивана Саввича ангелочек — прекрасное прошлое.

«…услышал млеющий голос из того чудного мира, где он жил когда-то и откуда он был навеки изгнан…», «спустился… в черную душу человека, у которого было отнято все…»

Учитель:

Какими ложатся спать эти люди?

Ученик:

Умиротворенными,   счастливыми,   успокоенными.   И, может быть, Сашка впервые в своей жизни увидит прекрасный сон.

 Пауза.

Слайд №  23,24,25,26

Учитель:

Ночь. Тишина. У киота Тихо лампада сияет.

Светлый и радостный кто-то

Детский покой охраняет.

Очи, как звезды мерцай,

Дивною блещут красою

Кудри, до плеч ниспадая

Светлою вьются волною

Он из надзвездного мира

В мир поднебесный явился.

Рея в пространствах эфира,

К детской постели спустился.

Вея крылом белоснежным

В милые, сонные глазки,

Голосом тихим и нежным

Шепчет он дивные сказки…

Слайд №  27Ученик:

Не привыкайте к чудесам —

Дивитесь им, дивитесь!

Слайд №  28Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Слайд №  29Приглядывайтесь к облакам,

Слайд №  30Прислушивайтесь к птицам,

Слайд №  31Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

Слайд №  32За мигом миг, Слайд №  33за шагом шаг

Слайд №  34Впадайте в изумленье.

Все будет так — и все не так

Слайд №  35Через одно мгновенье.

Учитель:

Но… хрупко счастье.

     А  ангелочек,  повешенный  у  горячей  печки,   начал   таять.   Лампа, оставленная гореть по настоянию Сашки, наполняла комнату запахом керосина  и сквозь закопченное стекло  бросала  печальный  свет  на  картину  медленного разрушения. Ангелочек как будто шевелился. По розовым ножкам его скатывались густые капли и падали на лежанку. К запаху  керосина  присоединился  тяжелый запах топленого воска. Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты.  Любопытный  прусак  пробежал,  обжигаясь,вокруг бесформенного слитка, взобрался на  стрекозиное  крылышко  и,  дернув усиками, побежал дальше.

     В завешенное окно пробивался синеватый свет  начинающегося  дня,  и  на дворе уже застучал железным черпаком зазябший водовоз.

Учитель:

Как вы, ребята, думаете, чем станет для Саши встреча с ангелом: началом или концом чуда?

Ребята высказывают свое мнение.

Учитель:

Для Л. Андреева ангелочек — символ. Это символ мечты. И мечту эту нужно лелеять и хранить в своем сердце бережно. Рассказ автобиографичен. Нечто подобное произошло в детстве с писателем. Мечты хрупки, но они оставляют глубокий след в душе, а может быть, и изменяют душу полностью.

Учитель:

Катя и Юля  уже выразили свои чувства на ватмане и готовы поделиться  с нами.

Девочки, прикрепите свои работы на доске.

Ответ девочек.

Учитель:Девочки, вы обе молодцы.У вас получились замечательные работы.

Оценка работы по карточкам.

Слайд №  36

Составление синквейна.

Учитель:Ребята, давайте попробуем составить синквейны по прочитанному рассказу.(2 мин.)

Учитель:Работу закончили. Предлагаю послушать синквейн каждой группы.

Ученики читают.

Слайд №  37Домашнее  задание

Учитель:

А. Блок, прочитав рассказ, написал стихотворение «Сусальный ангел». Дома вам предстоит сравнить героев этих произведений и их отношение к ангелочку.

Слайд №  38 Рефлексия.

Учитель:Спасибо,ребята, за урок.У вас на столе лежат ёлочные украшения разных цветов. Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к ёлочке красную шарик, если не понравился – голубой”. Если у вас создалось светлое, приятное чувство, то жёлтый. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

Цвета, соответствующие настроению:

красный — восторженное;

желтый — светлое, приятное;

голубой- неудовлетворенное,                            

Ребят, получившие оценки поднесите дневники.

Укажите средства выразительности.

…Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули  изумлением,  и  лицо  мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. На обращенной  к  нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла  ее  изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был  восковой  ангелочек,  небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его  прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он  казался живым  и  готовым  улететь.  Розовые  ручки  с  изящно  сделанными  пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие  лица  и вещи. Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала, на нем печать  иного  чувства,  не  передаваемого  словами,  неопределяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда  знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем  отца, чем все остальное. Полный недоумения, тревоги, непонятного  восторга,  Сашка сложил руки у груди и шептал:

     — Милый… милый ангелочек!

     И чем внимательнее он смотрел,  тем  значительнее,  важнее  становилось выражение ангелочка. Он был бесконечно далек и не похож на все, что его здесь окружало. Другие игрушки как будто гордились тем, что они  висят,  нарядные, красивые, на этой  сверкающей  елке,  а  он  был  грустен  и  боялся  яркого назойливого света, и нарочно скрылся в темной зелени, чтобы никто  не  видел его. Было бы безумной жестокостью прикоснуться к его нежным крылышкам.

Укажите средства выразительности.

   …Обе  руки  Сашки,  которыми  он  взял  ангелочка,  казались  цепкими  и напряженными, как две стальные пружины, но такими мягкими и осторожными, что ангелочек мог вообразить себя летящим по воздуху.

     — А-ах! — вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки,  и на  глазах  его  сверкнули  две  маленькие  слезинки  и  остановились   там, непривычные к свету. Медленно приближая  ангелочка  к  своей  груди,  он  не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая  в чувстве неземной радости. Казалось,  что  когда  нежные  крылышки  ангелочка прикоснутся к впалой груди Сашки, то случится что-то такое радостное,  такое светлое,  какого  никогда  еще  не  происходило  на  печальной,  грешной   и страдающей земле.

     — А-ах! — пронесся тот же замирающий  стон,  когда  крылышки  ангелочка коснулись Сашки. И  перед  сиянием  его  лица  словно  потухла  сама  нелепо разукрашенная, нагло горящая елка, — и  радостно  улыбнулась  седая,  важная дама, и дрогнул сухим лицом лысый господин, и замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между  неуклюжим,  выросшим  из  своего  платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка.

     Но  в  следующую  минуту  картина  резко  изменилась.  Съежившись,  как готовящаяся к прыжку пантера, Сашка мрачным взглядом обводил окружающих, ища того, кто осмелится отнять у него ангелочка.

     — Я домой пойду, — глухо сказал Сашка, намечая путь в толпе. — К отцу.

Краткое содержание «Ангелочек»

Краткое содержание «Ангелочек»

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1325.

Обновлено 10 Октября, 2022

О произведении

Рассказ «Ангелочек» Леонида Андреева написан в 1899 году. Будучи классическим вариантом «рождественского рассказа», он повествует о том, что даже кратковременное счастье способно определить дальнейшую судьбу человека, навсегда изменить его жизнь.

Произведение повествует о справедливом мальчике с непокорным нравом, который, попав на праздник и увидев воскового ангела-игрушку, преображается и обретает счастье и душевный покой.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Ангелочек» по главам, это пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в конце XIX века в канун Рождества в неназванном российском городе.

Главные герои

  • Сашка – тринадцатилетний мальчик, упрямый, ожесточенный, нелюдимый.

Другие персонажи

  • Иван Саввич – отец Сашки, слабовольный, добрый человек, тяжело больной, пьющий мужчина.
  • Феоктиста Петровна – мать Сашки, грубая, пьющая женщина.
  • Свечниковы – богатое семейство, которое всячески помогало Сашке.

Краткое содержание

Глава 1

Тринадцатилетнему Сашке безмерно надоела собственная жизнь. Ежедневные занятия в гимназии, где его постоянно ругали, а после – унизительное стояние на коленях дома делали его существование невыносимым. Сашка «обладал непокорной и смелой душой» и всегда реагировал на причиненное ему зло, за что в гимназии его прозвали Волчонком. Он «бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери», и лишь к отцу он относился уважительно.

Подобное поведение не могло продолжаться бесконечно, и перед самым Рождеством Сашку выгнали из гимназии. Он совсем распоясался и целыми днями бегал во дворе с ребятами, которых бил при каждом удобном случае.

Отец Сашки – Иван Саввич – спившийся, больной, но добродушный мужчина. Он сообщил сыну, что его пригласили на елку «богачи Свечниковы». Мальчик был очень удивлен, ведь это Свечниковы определили его в гимназию, и после его исключения не желали даже видеть своего протеже.

Из чувства гордости Сашка не собирался идти на елку в богатый дом, однако властная мать, Феоктиста Петровна, настояла на этом. Попросил Сашку навестить Свечниковых и больной отец, который когда-то давно работал у них учителем, и с тех пор считал, «что они самые хорошие люди».

Глава 2

В нарядном доме среди чистеньких, красивых детей и вежливых взрослых Сашка чувствовал себя очень неуютно. Его впечатлила большая, сверкающая елка, но «в его маленьком изъязвленном сердце» боролись не самые лучшие чувства. Неожиданно Сашка заметил на елке крошечного воскового ангелочка, которого в ту же минуту он полюбил «больше, чем отца, и больше, чем все остальное».

Мальчику пришлось унизиться до того, что он стоял на коленях, выпрашивая елочную игрушку у хозяйки дома. Когда же он стал обладателем ангелочка, все были поражены, как сильно изменилось лицо угрюмого мальчика: оно сияло неподдельным счастьем.

Глава 3

Когда Сашка вернулся домой, мать уже спала, «обессилев от целого дня работы и выпитой водки». Сашка показал ангелочка отцу, и тот заметил, что в нем «есть что-то особенное». В полной тишине они любовались прекрасным херувимом, который, казалось, «внес луч света в сырую, пропитанную чадом комнату».

Отец и сын глядели на ангелочка, и «по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца». Иван Саввич вспомнил свою первую любовь и тихонько заплакал.

Перед сном Сашка повесил ангелочка на ниточке, чтобы можно было им любоваться. Но вскоре ангелочек, «повешенный у горячей печки, начал таять». В последний миг он «встрепенулся, словно для полета», и упал на пол.

И что в итоге?

Сашка — упрашивает Свечникова подарить ему воскового ангела, который принёс ему и отцу свет и радость, а затем растаял.

Иван Саввич — глядя на воскового ангела, вспоминает свою первую любовь.

Заключение

Заключение

Своим произведением Леонид Андреев хотел показать, что даже самые жестокие, суровые сердца нуждаются в любви и светлых, искренних чувствах.

После ознакомления с кратким пересказом «Ангелочка» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Виктория Орлова

    10/10

  • Вера Шкаликова

    9/10

  • Лев Темнов

    10/10

  • Лариса Хохлова

    10/10

  • Никита Мельников

    9/10

  • Анастасия Калашникова

    10/10

  • Илья Никитин

    10/10

  • Эльмира Шарафетдинова

    10/10

  • Светлана Александрова

    10/10

  • Лада Максимова

    10/10

Рейтинг пересказа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1325.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 7 мин Просмотров 4.5к. Опубликовано 02.11.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Ангелочек» за 30 секунд и подробно по главам за 6 минут. 

Очень краткий пересказ рассказа «Ангелочек»

Главному герою было тринадцать лет в момент исключения из гимназии. Жизнь с пьющей матерью и больным отцом тяжела. Родительница наказывала сына физически, а батюшка жалел его.

Господа Свечниковы, заботящиеся о судьбе подростка, перед Рождеством пригласили его к себе на елку. На нарядной ели ребенок увидел воскового ангелочка и упросил хозяйку отдать игрушку.

Дома вместе с папой долго любовался подарком, а потом повесил фигурку над горячей печкой. Домочадцы уснули, а ангел от жара печи расплавился.

Главные герои и их характеристика:

  •  Сашка  – мальчик тринадцати лет, рано повзрослевший и уставший от жизни. Любит отца, ненавидит всех остальных людей. Подросток дерзко стремится к свободе, хотя душевно это нежный и ранимый ребенок.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Иван Саввич – папа главного героя. Ранее много пил, сейчас болен. По образованию — учитель, также работал статистом. Всю жизнь любит Софью Дмитриевну. Это чувство помогает переносить тяжелый недуг. Иван Саввич боится жену, жалеет сына.
  •  Феоктист Петровна  – мать главного персонажа. Женщина унижает мужа и сына, считая своими врагами. Злоупотребляет алкоголем, тем самым мстит супругу за его прошлые попойки.
  •  Свечниковы – богатые люди, у которых когда-то Иван Саввич работал учителем. По старой памяти господа немного помогают Сашкиной семье.
  •  Софья Дмитриевна  – сестра Свечниковой, красивая дама, прежде любящая Ивана, но выходит замуж за другого.
  •  Жена Свечникова  – хороша собой, но неискренняя.

Краткое содержание рассказа «Ангелочек» подробно по главам

I

Жизнь тринадцатилетнего подростка нельзя назвать хорошей. В гимназии и семье его постоянно ругали. Вдобавок дома мальчик вечерами напролет, наказанный матерью, стоял на коленях, отчего по утрам нестерпимо болело все тело. Не ходить в гимназию ребенок не мог, поэтому с трудом шел на уроки.

Такое существование огорчало мальчика, но подрастающий человек не знал, как все прекратить, поэтому продолжал жить. Из-за стремления к свободе бил товарищей, грубил, портил школьные принадлежности, обманывал всех вокруг, кроме отца.

Если одноклассники били по лицу, то подросток раздирал больное место еще больше и начинал кричать. Еще ребенок привык рисовать карикатуры на себя, часто повторяя изображение: приземистая женщина наказывает мальчика.

Перед рождественскими праздниками Сашку выгнали из гимназии и его побила мать, а он укусил её. С этого момента началась полная свобода: единственное, что страшило, – постоянное чувство голода, потому что мать перестала его кормить, но отец утаивал для ребенка куски хлеба и отварную картошку.

Вечером, накануне Рождества, мальчик, придя с улицы, привычно выслушал грубости злой матери, ощутил от нее запах водки, и промолчал. От отца узнал, что хорошие люди, богачи Свечниковы, Сашку на елку звали. Парнишка удивился, потому что эти богачи его устроили в гимназию, а после исключения рассердились и не хотели больше видеть Сашку.

Мальчик решил остаться дома, чтобы досадить благодетелям. Иван Саввич предостерег сынишку от ошибки, но услышал упрек от сына, что сам полностью подчинился жене.

Мужчина когда-то сильно пил, за что его выгоняли со службы, произносил дома странные для жены слова, а сейчас тяжело заболел. Супруга, Феоктиста Петровна, мстила за годы унижений: сама начала пить, водить компании.

Сашка сказал, что не пойдет на елку. Угрозы матери были бесполезны. Тогда подключился отец, он ранее преподавал у господ, говорил, что Свечниковы хорошие люди, возможно Сашку опять устроят. Подумав, подросток согласился, но по другой причине: он хотел принести отцу гостинец.

II

Когда подросток пришел к господам, то увидел нарядных детей, с нетерпением ожидавших входа в зал, где стояла красавица ель. Александр с презрением оглядел малышей. Сам он чувствовал себя взрослым, да и в кармане уже лежали папиросы, взятые без спроса у старшего Свечникова.

Младший господский сын Коля предложил Саше поиграть с ружьем. Подросток взял игрушку и выстрелил пробкой по носу ребенка. Глаза маленького Свечникова наполнились слезами.

К дверям в зал подошла сестра жены хозяина Софья Дмитриевна с незнакомым представительным господином. Паренек знал, что госпожа когда-то любила его родителя, но их пути разошлись.

Дама хотела устроить Александра в ремесленное училище. При встрече с влиятельным господином мальчик вел себя дерзко, исподтишка кривляясь, однако из уважения к Свечниковым господин пообещал помочь с обучением.

Когда разрешили войти, дети окружили елку. Главный герой, угрюм и печален, смотрел по сторонам. Ему стало плохо от мыслей об одиночестве: хотя есть свой дом, но идти некуда. Сверкающая елка давила великолепием, поэтому мальчишка убежал подальше от наряженной ели.

ангелочек на елке

Неожиданно детский взгляд остановился, увидев елочную игрушку – восковой ангелочек с печальным лицом, кудряшками, крылышками. Подросток со словами «Милый ангелочек!» ходил около ели, боялся, что игрушка улетит.

Пришла хозяйка дома. Саша кинулся к госпоже, стал умолять подарить ангела. Обещал хорошо учиться, просил простить, раскаивался. Дама не соглашалась, ссылаясь на то, что елку будут убирать только через несколько дней.

Тогда мальчик упал на колени, прижал к груди руки, в глазах сверкнули слезинки. Женщина не любила сцен, поэтому сделала ребенку замечание, что так поступают только при обращении к Богу. Сашка все еще стоял на коленях, но он уже стал прежним.

Мальчик грубо потребовал отдать ангелочка. Тайная сила возымела действие: дама уступила, согласилась.

Нежность, с которой Сашка взял игрушку, поразила присутствующих. Взрослые увидели сходство черт лиц ангела и счастливого обладателя подарка.

Хорошее настроение владело дерзким подростком недолго: мальчуган снова стал похож на зверька. Постояв у ели, Сашка стал пробираться к выходу, ему нужно было домой, к отцу.

III

Атмосфера была прежней: грубая мать, уснувшая от выпитой водки, больной отец, ожидавший прихода сына и не ложившийся спать. Сашка с удовольствием показывал новую игрушку, но не позволял отцу дотрагиваться до нее.

Ангелочек поразил своей красотой Ивана Саввича, и мужчина стал думать о любви, собственных силах, здоровье. Бывший учитель полагал, что ангелочка дала ребенку Софья, которую он любил больше жизни.

Сашка не стал говорить, что игрушка – дар жены Свечникова. Эта вещь — луч света для темной, больной души Ивана Саввича. Отец спросил, видит ли Сашка сны. Тот вспомнил один незначительный. К Ивану же сновидения приходили постоянно, полные чудес и страданий.

На глаза бывшего учителя, статиста навернулись слезы. Саша с болью смотрел, как плачет большой и старый человек, жалкий отец.

Ангелочек горел мягким божественным светом. Мальчик закрепил подарок на ниточке, прикрепленной к отдушине печки. Налюбовавшись, семья легла отдыхать. Мать спала давно, ничего не слышала. В доме было тепло, игрушка начала таять. От ангелочка осталась только восковая лужица, быстро затвердевшая.

Кратко об истории создания произведения

Рассказ «Ангелочек» Л.Н. Андреев написал в 1899 году. В основе – событие детства писателя. Такой же восковой фигуркой играл сам маленький автор. Произведение посвящено супруге прозаика.

Идея рассказа показать хрупкость счастья, стремление человека стать свободным, подчеркнуть значение семьи для детей.

  • Значение имени снегурочка в сказке островского
  • Значение имени михаил сколько сейчас времени включи сказку про зайца алиса
  • Значение имени лиза в рассказе бедная лиза
  • Значение имени гульбика из сказки падчерица
  • Значение имен в русских сказках