Значение комедии для современников и следующих поколений сочинение

Сочинение. Значение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Комедия (Недоросль) и смешила зрителей, и учила, и воспитывала их в «Недоросле». Фонвизин смело выступил на борьбу с общественным «злонравием». Автор смотрел на писателя как на «стража общего блага». Он указывал как сатирик на те недостатки русской действительности, которые волновали и беспокоили в его эпоху всех передовых, просвещенных людей России. И проблема воспитания человека и гражданина, и неотложность пересмотра вопроса о крепостном праве, и необходимость Борьбы с распущенностью общественных нравов — все это были бальные, злободневные задачи времени, поставленные самой жизнью и требовавшие разрешения. Фонвизин разрешал их в духе гуманных, прогрессивных идей. Комедия его заставляла думать над этими вопросами, будила гуманные чувства, возбуждала негодование против угнетения человеческой личности, толкала к критике деспотизма и самодержавия. Так высокая идейность комедии определила ее важную общественную роль уже в эпоху Фонвизина, Комедия не утеряла, однако, своей ценности и в последующие Эпохи. Недаром почти через полстолетия после появления комедии Пушкин называл Фонвизина «другом свободы» и писал о «Недоросле», что в нем «сатирик превосходный громил невежество в комедии народной». Герцен писал, что смех Фонвизина «далеко отозвался, разбудил целую фалангу великих насмешников, и их-то смеху сквозь слезы литература обязана своими крупнейшими успехами и большего частью своего влияния в России». В истории русской реалистической драмы комедия «Недоросль» занимает чрезвычайно почетное место. Она, во-первых, родоначальница обличительно-реалистической русской драмы, во-вторых, лучшая русская комедия ХVIII века. Живые образы комедии «Недоросль» были первыми яркими опытами реализма в русской драматургии. Из всех пьес XVIII века недаром только «Недоросль» прочно держится на сцене нашего театра. «Недоросль» открывает собой блестящий ряд комедий, вошедших в золотой фонд русского театра. За «Недорослем» у нас появились «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя и многочисленные комедии Островского. Фонвизин — Грибоедов — Гоголь –Островский — таков основной путь русской комедии ХIХ века. А. Эерчанинов, Н. Порфиридов

Идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль», т.е. те важные вопросы, которые Фонвизин поставил в ней, обусловили большое общественное значение комедии, прежде всего в эпоху Фонвизина. Со страниц комедии, со сцены театра прозвучал смелый голос передового писателя, гневно громивший основные язвы и недостатки жизни того времени, призывавший к борьбе с ними. Комедия рисовала подлинные картины жизни; как в хороша отполированном зеркале, показывала живых людей, дурных и хороших, и тем вызывала на борьбу с первыми и на подражание последним. Она просвещала сознание, воспитывала гражданские чувства, звала к действию. Но общественная ценность комедии не упала и в последующее время. Такой вопрос, как крепостное право, был злободневен, актуален до 1861 г. Фонвизин показал губительное действие крепостного права на психологию и помещиков и крепостных и тем самым, обнажая все зло его, действовал в интересах народа. Недаром Пушкин из всех произведений ХVIII в. только «Недоросль» назвал «народной комедией» и «единственным памятником народной сатиры». Велико значение «Недоросля» и в истории русской реалистической драмы. Из всех драматических произведений ХVIII в, одна только эта комедия Фонвизина удержалась на сцене театра и в ХIХ и в ХХ вв. и не сходит со сцены даже в наши дни. Жизненность образов, исторически верное изображение людей и быта ХVIII в., естественный, живой разговорный язык, искусное построение сюжета комедии — все эта объясняет Бессмертие комедии Фонвизина. «Недоросль» Фонвизина является родоначальником русской, по выражению Горького, «обличительно-реалистической» комедии, комедии социально-политической. Продолжая эту линию, в ХIХ в. появятся такие замечательные комедии, как «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя. С. Флоринский

«Недоросль» — эта мастерски созданная бытовая и общественно-политическая комедия-сатира, ярко рисующая жизненный уклад провинциального дворянства времен ЕкатериныII и гневно обличающая абсолютизм и крепостничество. Она родилась в разгар политической борьбы автора, сторонника дворянской либеральной оппозиции, с неограниченным самодержавием императрицы и произволам дворянского большинства. Но Фонвизин как художник стал в своей пьесе выше исходной, классово-групповой точки зрения. Он хотел обличать людей, а не общественно-политический строй. Однако нарисованная им картина крепостнического быта была насыщена столь горячим негодованием, что оно прозвучало мощным призывом к освобождению, — и не только к отвлеченно-просветительскому освобождению личности от невежества и бескультурья, но и к конкретно-историческому освобождению народа от его угнетателей. В этом заключалось объективное общественное значение «Недоросля», которое комедия не могла утратить, по меньшей мере, до реформы 1861 г. Фонвизин, «сатиры смелой властелин», был действительно «другом свободы» (Пушкин). Вместе с тем широкий охват жизни, глубокое проникновение в характеры, острота и важность поставленных проблем возвысили «Недоросль» как художественный памятник эпохи. «Недоросль» — важнейшая веха в развитии русской литературы, намечавшая в нашей драматургии поиски новых путей. Формально еще не порывая с классицизмом, используя средства народного фарса и западноевропейской предреволюционной буржуазной драмы, Фонвизин становился «одним из первых наших критических реалистов» (Горький). Вслед за Новиковым он прокладывал пути художественному реализму Грибоедова («Горе от ума»), Пушкина (провинциальное дворянство в романе (Евгений Онегин») и Гоголя («Ревизор»). А. Кайев Как сатиру, «Недоросль» надо признать сильной и меткой; ее значение далеко не исчерпывается осмеянием невежества и некультурности общества; она идет дальше и затрагивает крепостное право. Правда, сам Фонвизин далек оттого, чтобы отрицать крепостное право в самом его принципе; он вооружается лишь против жестокого обращения с крестьянами, тем не менее каждое циничное, бесчеловечное слава Простакавой и ее брата Скотинина резко выставляет наружу все уродство этого порядка. В этом отношении комедия «Недоросль» является выдающимся произведением и ее можно поставить наряду с «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя. Н. Дюнькин, А. Новиков

Наличие в комедиях Фонвизина реального материала русской действительности в замечательном художественно-сатирическом его претворении составляет основную ценность «Недоросля», одного из самых долговечных произведений нашей литературы ХV111 в.; именно эта делает Фонвизина, по словам Горького, родоначальником «великолепнейшей и, может быть, наиболее социально плодотворной линии русской литературы — линии обличительно-реалистической». Фонвизин наполнял формы своих комедий ярким и непосредственным содержанием, почерпнутым прямо из окружающей действительности. Вяземский рассказывает в своей книге о Фонвизине со Слов современников писателя следующий характерный случай. Приступая к написанию явления коры между Скотининым, Митрофаном и Еремеевной (Скотинин хочет побить Митрофана, Еремеевна, «остервенясь», становится на его защиту»), Фонвизин «пошел гулять, чтобы в прогулке обдумать его. У Мясницких ворот набрел он на драку двух баб, остановился и начал «сторожить природу». Возвратясь домой с добычею наблюдений, начертал он явление свое и вместил в него слова «зацепы», подслушанное им на поле битвы» (Еремеевна угрожает Скотинину: «У меня и свои зацепы востры»). Писать с натуры, прислушиваться к живому народному говору — это не метод писателя-классициста. «Недоросль» был высшим творческим взлетом Фонвизина. После «Недоросля», уже разбитый параличам, Фонвизин пробовал и еще писать в драматической форме. Сохранилось несколько попыток этого рода. В частности, дошла до нас еще одна комедия Фонвизина «Выбор гувернера». На она далеко уступает во всех отношениях не только «Heдорослю», но и «Бригадиру». Говоря об историко-литературном значении Фонвизина, следует особо подчеркнуть очень Большую роль, которую он сыграл в развитии нашего литературно-прозаического языка. Батюшков недаром именно с ним связывает необразование» нашей прозы. В этом отношении большое значение имеют не только комедии Фонвизина, но и начала его мемуаров-исповеди Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» и даже его частные письма из-за границы, язык которых отличается замечательной ясностью, сжатостью и простатой, значительно опережая в этом отношении даже «Письма русского путешественника» Карамзина. Д. Благой

Сочинение: Дворянство в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

(352 слова) Один из самых значимых русских драматургов XVIII столетия, Денис Иванович Фонвизин в 1782 году завершает работу над пьесой «Недоросль», в которой очень ярко и комично изображает представителей российского дворянства.

Действие комедии происходит в деревне Простаковых. Фонвизин одним из первых обращается к приему говорящих фамилий. Простаковы – жена, муж и сын их Митрофан – главные герои пьесы, но не по количеству их реплик или важности фигур, но по силе и яркости сатирического изображения.

Госпожа Простакова, несмотря на то, что она женщина, является как бы главой семьи: она больше всех говорит, чаще приказывает, держит в страхе всех, в особенности своего мужа. Фамилия говорит нам, что, несмотря на статус, она очень простая, «незатейливая»: нет у нее никаких мыслей, идеалов… Да что там, она и читать-то не умеет! Единственное светлое чувство, на которое она способна – это любовь к сыну, да и та не идет ему во благо.

Митрофан – он же недоросль – молодой дворянин, не получивший документа об образовании, не любящий никого, не умеющий ничего, живущий только для своих желаний: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Отец семейства — вообще существо любопытное. Обратим внимание, что если у Простаковой перед именем стоит обращение госпожа, то у самого Простакова нет ни обращения, ни имени. Реплик у него тоже практически нет – всего 36 фраз на всю пьесу — за него все говорит жена. Выражаясь современным языком, можно сказать, что он «просто подкаблучник».

Еще один пример нелицеприятного дворянина – брат госпожи Простаковой Скотинин. Заметим, что и сестра его до замужества была Скотининой, что тоже наложило отпечаток на ее характер. Скотинин – человек малообразованный, интересующийся только своими свиньями и деньгами.

Казалось бы, уже этих деталей вполне достаточно, чтобы составить себе впечатление о дворянстве в целом, и будет оно, мягко говоря, не очень приятным. Но Фонвизин идет дальше и описывает героев, на фоне которых дворянство еще сильнее падает в наших глазах. Молодая бедная девушка Софья, в противоположность Митрофанушке, добра, деятельна, любит своего дядю. Стародум, на контрасте с Простаковыми, очень честный, мудрый и рассудительный, и своего положения добился сам. Правдин со своей говорящей фамилией – укор вечно обманывающим помещикам.

Фонвизин изображает довольно разных дворян по своему полу, возрасту, характеру, но в каждом из них есть такое количество недостатков, чтобы высмеять дворянство всей России, НедоРоссии.

Сочинение на тему значение комедии недоросль в наше время

Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой» и столь же твёрдой моралью: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Поэтому честным учителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана за то, что «он дитя не неволит». В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но и образом бессердечия. Пока мать – полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, выдумывает объяснение: «Так мне жаль стало… тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Когда же за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становится откровенным: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Это, конечно, совсем не смешно, а страшно, и такое предательство – худшее наказание злому невежеству. «Вот злонравия достойные плоды!» – подводит итог Стародум. Грубость лексики выдаёт в Митрофане жестокосердие и злую волю; непросвещённость души ведёт к лени; грубость чувств низводится к чисто животным инстинктам. В сцене драки Скотинин называет Митрофана «чушкой проклятой». Всем своим поведением и речами Митрофан оправдывает слова Стародума: «Невежда без души – зверь». Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно», невеждой и безнравственным существом. Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” написана на исходе XVIII века. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово “недоросль” не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл. Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности. До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь “недоросли”. Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители “девичьих”. Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему. Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. “Похожий на мать”… Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала “ценою подешевле”, да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: “…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!” “Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!” Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия. В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына. Простакова думает, что со своим умом Митрофан “залетит далеко”, забывая народную мудрость: “Что посеешь, то и пожнешь”. Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила. К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает “гарнизонной крысой”, а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг. Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась “у разбитого корыта”, Простакова бросается к сыну с возгласом: “Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!” — и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: “Да отвяжись, матушка, как навязалась!” “Злонравие” сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей. Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль “быть полезным своим согражданам” в эти головы прийти не может. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение “недоросля”. Настроения Митрофана всецело разделяет его мать. “Пока Митрофанушка еще в недорослях, — рассуждает она, — пока его и понежить, а там лет через десяток как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится”. Много ли таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: “Не кручинься, моя матушка, не кручинься: каков тфой тражайший сын — таких на сфете миллионы”. “Мы видим, — говорит Стародум, — все несчастные следствия дурного воспитания”. Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде всего семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

Актуальность комедии “Недоросль” в наши дни

Недоросль — во времена Фонвизина так называли дворянских детей, не получивших минимального образования. Искоренить безграмотность в «благородном сословии» попытался ещё Петр Первый, в 1714 году издавший указ, приказывающий дворянским детям учить хотя бы грамоту, арифметику и закон Божий. Тем, кто не осилил этого минимума, запрещалось жениться и занимать высокие государственные посты.

Современное ироничное значение слова «недоросль» появилось именно благодаря комедии Дениса Ивановича. Она была создана в 1782 году, во времена Екатерины Второй, которая вошла в историю как великая просветительница. Несмотря на петровский указ, вопрос образования и воспитания дворянства всё ещё стоял в ту эпоху очень остро. Именно ему, в основном, посвящено произведение.

Автору удалось ярко и иронично показать начало этого исторического процесса — облагораживание и окультуривание русского дворянства. В лице недалёкой и жестокой помещицы Простаковой, её бесхребетного мужа и скучающего сына Фонвизин отображает целую эпоху, когда главными заботами помещиков были лишь деньги и бездумная власть.

Тема воспитания и образования, поднятая писателем, остаётся актуальной и сегодня. В наше время школьное образование стало общепринятой нормой, а доступ к практически любой информации можно получить с мобильного телефона. Но многие подростки по-прежнему не заинтересованы в познании мира. При изобилии и доступности развлекательных телепередач, игр и соцсетей, интерес к реальным знаниям сохраняется у меньшинства.

Проблемы лени и отсутствия любознательности могут определяться и воспитанием. Как раз такой случай показывает нам «Недоросль». У Митрофана нет такого обилия развлечений, как у современных подростков, но учёбы он упорно избегает…

Госпожа Простакова действует, на первый взгляд, непоследовательно: нанимает для своего сына трёх учителей, но в течение трёх лет не делает ничего, чтобы мальчик всё-таки начал заниматься. Но учителя для неё — просто вопрос престижа, как купленные дипломы и сертификаты в современном мире. Сама безграмотная, женщина то и дело с презрением отзывается о науке и уверена, что Митрофанушка прекрасно проживёт без неё. Это и есть настоящая причина того, что юноша не научился читать за годы учёбы: он убеждён матерью, что это скучно и бесполезно. Главное, чему учит его мать — эгоизм: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми». В семье Митрофана нет примера даже уважительного отношения к людям: Простакова ни в грош не ставит не только крепостных, но даже равных по происхождению: своего мужа и потенциальную невестку Софью. Любезна она лишь с теми, от кого желает получить выгоду. К сожалению, такое поведение и сегодня показывают люди, которым дана власть над другими, пусть и небольшая. В скучной жизни малообразованного человека унижение более слабых — одно из любимых развлечений. И мы видим, что Митрофанушка хорошо усвоил урок, научившись беззастенчиво заискивать перед своим «начальством»: «ты так устала, колотя батюшку».

Чрезмерная опека и потакание капризам детей приводит всё к тем же результатам, что и двести лет назад. Подростки теряют интерес к жизни, при этом остаются неприспособленными к труду и здоровым взаимовыгодным отношениям с другими людьми. При этом родители всё хотят, чтобы их отпрыски были успешны в жизни, но до последнего надеются, что всё решится само собой: «Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?».

Деньги — ещё одна вечная тема в литературе. Именно денежный вопрос составляет главную интригу комедии. Борьба Простаковой и Скотинина за приданое Софьи, о которой девушка не подозревает до последнего момента, дарит читателю несколько комических моментов.

В своём произведении Фонвизин осуждает общество, воспитывающее людей с низким уровнем гражданской ответственности. Когда такие личности становятся частью государственной системы, государство не может процветать. С сожалением приходится признать, что именно эта проблема всё ещё наиболее актуальна в нашей стране. Создаётся впечатление, что большинство государственных постов по-прежнему занимают «Простаковы», хоть и более образованные, но столь же жадные и равнодушные к людям и миру.

Проблемы, поднятые в комедии

Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.

Фонвизин подобрал очень смелые и оригинальные для написания пьесы «Недоросль». Смысл названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.

Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.

Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, — это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат — представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.

Так освещена проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени.

Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин очень подробно рассматривает в произведении «Недоросль». Смысл названия комедии во многом связан с пробелами в этой сфере. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, является приговором воспитанию Скотининых и Простаковых.

Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого — служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.

Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.

Значение слова «недоросль»

Итак, попробуем разобраться, что означает слово «недоросль». Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения. Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку. Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.

Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.

Значение имени главного героя

Буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобен ей. Так и есть. Мать мальчика — лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.

Смысл названия пьесы «Недоросль» открывается в еще большей степени после осознания того, что имя подобрано автором не случайно.

Идейный смысл комедии «Недоросль»

На первый взгляд произведение является обычной бытовой пьесой – линеен и завязывается вокруг замужества Софьи. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и теперь живет на попечении помещицкой семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта» решает выдать Софью без ее согласия замуж за своего брата – Скотинина. Однако новость, что девушка стала наследницей огромного состояния, а со дня на день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в роли нового жениха своего сына-недоросля Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.

Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий. Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он является самым комичным персонажем пьесы – наиболее смешные сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще, в «Недоросли» есть только два, смешных персонажа, – Митрофан и Скотинин. Они веселят своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, вместо того, чтобы говорить несуразные вещи.

«Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, жестокая и грубая к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит отрады ни в своем «беспросветном дураке»-муже, ни в сыне, которого слепо любит. Даже ее высказывания о том, как нужно правильно считать (сцена урока Цыфиркина) забавны, но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и влиятельности в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако если мужчина отстаивает гуманистические, высокоморальные идеалы, то Простакова является носителем «своей», помещицкой морали, предписывающей наибольшую ценность денег и чинов перед жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.

Основной смысл «Недоросля» состоит именно в этом противопоставлении двух радиально противоположных взглядов – новых, гуманных, просветительских и устаревших, помещицких. Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этого злонравия в самом воспитании – Простакова и Скотинин переняли свои взгляды от родителей и передали их Митрофану так же, как в Софье были заложены основы гуманизма еще ее родителями.

Чему комедия может научить ребенка

Выше были изложены основные моменты, которые Фонвизин хотел донести до читателей в пьесе «Недоросль». Характеристика комедии не может быть полной без обозначения того, чему данное произведение может научить ребенка.

На примере Митрофанушки, которого высмеивает автор, ученик восьмого класса может прийти к пониманию, насколько важно учиться, быть самостоятельным, ответственным.

Актуальность данной комедии проявляется в том, что ее часто ставят в театре. Зрители разных возрастов с удовольствием смотрят ее, смеются и, конечно, делают необходимые выводы.

Недоросль — во времена Фонвизина так называли дворянских детей, не получивших минимального образования. Искоренить безграмотность в «благородном сословии» попытался ещё Петр Первый, в 1714 году издавший указ, приказывающий дворянским детям учить хотя бы грамоту, арифметику и закон Божий. Тем, кто не осилил этого минимума, запрещалось жениться и занимать высокие государственные посты.

Современное ироничное значение слова «недоросль» появилось именно благодаря комедии Дениса Ивановича. Она была создана в 1782 году, во времена Екатерины Второй, которая вошла в историю как великая просветительница. Несмотря на петровский указ, вопрос образования и воспитания дворянства всё ещё стоял в ту эпоху очень остро. Именно ему, в основном, посвящено произведение.

Автору удалось ярко и иронично показать начало этого исторического процесса — облагораживание и окультуривание русского дворянства. В лице недалёкой и жестокой помещицы Простаковой, её бесхребетного мужа и скучающего сына Фонвизин отображает целую эпоху, когда главными заботами помещиков были лишь деньги и бездумная власть.

Тема воспитания и образования, поднятая писателем, остаётся актуальной и сегодня. В наше время школьное образование стало общепринятой нормой, а доступ к практически любой информации можно получить с мобильного телефона. Но многие подростки по-прежнему не заинтересованы в познании мира. При изобилии и доступности развлекательных телепередач, игр и соцсетей, интерес к реальным знаниям сохраняется у меньшинства.

Проблемы лени и отсутствия любознательности могут определяться и воспитанием. Как раз такой случай показывает нам «Недоросль». У Митрофана нет такого обилия развлечений, как у современных подростков, но учёбы он упорно избегает…

Госпожа Простакова действует, на первый взгляд, непоследовательно: нанимает для своего сына трёх учителей, но в течение трёх лет не делает ничего, чтобы мальчик всё-таки начал заниматься. Но учителя для неё — просто вопрос престижа, как купленные дипломы и сертификаты в современном мире. Сама безграмотная, женщина то и дело с презрением отзывается о науке и уверена, что Митрофанушка прекрасно проживёт без неё. Это и есть настоящая причина того, что юноша не научился читать за годы учёбы: он убеждён матерью, что это скучно и бесполезно. Главное, чему учит его мать — эгоизм: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми». В семье Митрофана нет примера даже уважительного отношения к людям: Простакова ни в грош не ставит не только крепостных, но даже равных по происхождению: своего мужа и потенциальную невестку Софью. Любезна она лишь с теми, от кого желает получить выгоду. К сожалению, такое поведение и сегодня показывают люди, которым дана власть над другими, пусть и небольшая. В скучной жизни малообразованного человека унижение более слабых — одно из любимых развлечений. И мы видим, что Митрофанушка хорошо усвоил урок, научившись беззастенчиво заискивать перед своим «начальством»: «ты так устала, колотя батюшку».

Чрезмерная опека и потакание капризам детей приводит всё к тем же результатам, что и двести лет назад. Подростки теряют интерес к жизни, при этом остаются неприспособленными к труду и здоровым взаимовыгодным отношениям с другими людьми. При этом родители всё хотят, чтобы их отпрыски были успешны в жизни, но до последнего надеются, что всё решится само собой: «Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?».

Деньги — ещё одна вечная тема в литературе. Именно денежный вопрос составляет главную интригу комедии. Борьба Простаковой и Скотинина за приданое Софьи, о которой девушка не подозревает до последнего момента, дарит читателю несколько комических моментов.

В своём произведении Фонвизин осуждает общество, воспитывающее людей с низким уровнем гражданской ответственности. Когда такие личности становятся частью государственной системы, государство не может процветать. С сожалением приходится признать, что именно эта проблема всё ещё наиболее актуальна в нашей стране. Создаётся впечатление, что большинство государственных постов по-прежнему занимают «Простаковы», хоть и более образованные, но столь же жадные и равнодушные к людям и миру.

Фонвизин родился и вырос в Москве, затем переехал в Петербург, где служил в Иностранной коллегии, был дипломатом. Он горячо любил Россию, служил её интересам, её народу. Основу современного ему общества — крепостничество, неограниченную власть одних людей над другими — считал огромным злом, которое калечит души тех и других. Очень образованный человек, переводчик, автор стихов и басен, талантливый сатирик и драматург, в своих произведениях Фонвизин высмеивал жёсткость, грубость, невежество помещиков, их лицемерие и низменные интересы.

Актуальность проблемы образования

Чтобы понять, насколько образования, которую поднимает Фонвизин в своем произведении, нужно понимать, что происходит в современном обществе.

Безусловно, школа в наши дни не всегда способна пробудить интерес ребенка к обучению. Кроме того, многие родители стремятся дать образование, потому что так надо, для галочки, нередко донося это понимание до чада.

В результате получается, что и в наше время проблема, обозначенная автором комедии «Недоросль», не потеряла своей актуальности.

История написания

Замысел написания пьесы «Недоросль» появился у Фонвизина после его продолжительного нахождения во Франции. В этой стране театральное искусство в то время было на недостижимой высоте для России. Писателя особо вдохновляли комедии, которые высмеивали пороки разных представителей французской аристократии.

Писатель Фонвизин

Являясь дворянином, Фонвизин также был идейным противником некоторых слоев правящего класса России. Написав комедию во французском стиле, писатель хотел сказать о проблемах дворянского мещанства. Главная задача автора — осуждение пороков правящего сословия. При этом он пытается показать правильные нравственные ориентиры — патриотизм, честность, нравственность.

«Недоросль» — комедия из пяти действий. Первая сцена состоит из шести явлений. Это экспозиция, где описана примерка кафтана. После идет завязка любовной и социальной сюжетной линии — сообщение от Стародума и появление Правдина. В третьем и четвертом эпизодах развивается любовный сюжет. Кульминацией всех линий является похищение Софии.

Развязки описаны в пятом акте: общественная линия оканчивается тем, что над поместьем установлена опека, а любовный сюжет статичен, поскольку Софья соединяется с Милоном.

Значение имени главного героя

Буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобен ей. Так и есть. Мать мальчика — лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.

Смысл названия пьесы «Недоросль» открывается в еще большей степени после осознания того, что имя подобрано автором не случайно.

Жанр и направление

«Недоросль», безусловно, относится к направлению классицизма, которое отличается своими идеалами: здесь долг выше чувств, а разум — страсти. Так, невзирая на просьбы Простаковой, Правдин лишает ее власти над крестьянами. Службу он ставит выше сострадания. Проводя анализ «Недоросля» Фонвизина, можно выделить особенности классицизма в произведении:

  1. Практически все герои имеют «говорящие» фамилии.
  2. В произведении сохраняется единство времени и места.
  3. Описанные пороки имеют локальный характер, порицаются только отдельные представители дворянского класса, при этом государство описывается в положительном ключе.

Жанр произведения — комедия. Свое место в повести занимает сатирическое направление, но юмор не очень резкий. В первую очередь писатель хочет не осудить, а при помощи смеха заставить людей задуматься.

Проблема нравственного упадка

Рассуждая о том, какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», нельзя забывать и о том, что важную роль в этом вопросе играет проблема нравственного упадка дворян. Фонвизин отразил картину жизни дворянства того времени. Такое явление было распространено повсеместно. Воспитывая себе подобных, ощущая власть, дворяне становились деспотами и издевались над своими подчиненными. Именно такую картину читатель наблюдает в «Недоросли».

Фонвизин не просто констатирует факт, но пытается найти причины происходящему. Самоуправство и жестокость, невежество и безрассудность, потакание тому, кого боишься – вот причины того, что имеющие власть становятся грубыми и безжалостными, растят себе подобных, занимаются их воспитанием с точки зрения глупых предрассудков. В итоге – поколение за поколением только деградация. Что может вырасти из Митрофанушки, которые имеет перед глазами пример родителей? Только такой же как они человек: либо жестокий и хитрый как мать, либо бесхарактерный и слабовольный, как отец.

Краткое содержание

Митрофан изо всех сил пытается завершить свою учебу

Сюжет произведения описывает семью помещиков, погрязших в самодурстве и порочности. Юный Митрофан изо всех сил пытается завершить свою учебу и сдать экзамены, но у него недостаточно для этого способностей и совершенно нет желания. Мать все это видит, но ей без разницы, сможет ли развиваться сын. Она хочет, чтобы все осталось по-старому, любой прогресс для нее неприемлем.

Простаковы взяли на попечительство сироту Софию. Хоть девушка приходится им родственницей, но она отличается воспитанностью и жизненными взглядами. Она наследница большого имения, которое присмотрел для себя дядюшка Митрофана Скотинин, являющийся заядлым охотником. Женитьба — способ получить наследство Софии, поэтому Простаковы пытаются уговорить ее на выгодное замужество.

Стародум, дядя Софии, посылает племяннице письмо. Простакова ужасно недовольна этой выходкой родственника, поскольку все считали, что он умер в Сибири. Свойственные для ее натуры высокомерие и лицемерие выражаются в обвинении «обманного» послания, якобы любовного. Безграмотные помещики скоро узнают настоящее содержание письма от постояльца Правдина. Он говорит семье об оставленном наследстве в Сибири, которое может давать целых 10 тысяч дохода в год.

После этого у Простаковой и появляется идея отдать Софью за Митрофана, чтобы присвоить богатое имение. Но ее планы нарушает офицер Милон, который проходил мимо деревни с солдатами. Он встречается со старинным товарищем Правдиным, последний, как выяснилось, работает членом наместнического управления. Он наблюдает за помещиками, которые грубо обращаются с крестьянами.

Девушка Софья

Милон рассказывает о симпатии к одной девушке, которую увезли в неизвестном направлении после смерти родственника. Неожиданно он видит Софью — она и есть та самая старая любовь. Девушка поведала ему о предстоящем замужестве с Митрофанушкой. От этого жених впадает в ярость, но затем постепенно успокаивается после подробного рассказа о будущем «муже».

Приезжает дядя Софьи. Он знакомится с Милоном и принимает решение племянницы. Одновременно с этим имение Простаковых отдают на государственное попечительство по причине грубого обращения с крепостными. Пытаясь найти поддержку, мать обнимает сына. Однако Митрофан проявляет невежество и грубит, после чего мать теряет сознание. Придя в себя, она жалостливо говорит: «Погибла я совсем». А Стародум, показывая на нее, сказал: «Вот злонравия достойные плоды!».

Значение слова «недоросль»

Итак, попробуем разобраться, что означает слово «недоросль». Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения. Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку. Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.

Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.

Характеристика главных персонажей

Митрофан, Скотинин и Простаковы представляют собой старое дворянство, в котором процветают необразованность, жестокость и культ финансовых ценностей. Софья, Правдин, Милон, Стародум являются представителями нового поколения. Их основные моральные составляющие — любовь, добродушие, сострадание, тяга к познаниям. Описание главных персонажей кратко:

Стародум пытается воспитать «свою кровиночку»

  1. Митрофанушка — молодой человек, чья глупость, необразованность и невозможность реального анализа не позволяют стать умным человеком. «Не хочу учиться, а хочу жениться» — принцип, полностью отображающий его характер.
  2. Простакова — жестокая, безалаберная, лукавая женщина с большим количеством недостатков и отсутствием уважения ко всем, кроме своего сыночка Митрофана. Ее воспитание является лишь подтверждением устойчивости консерватизма, который не позволяет развиться дворянству.
  3. Софья — образованная и добрая девушка, ставшая белой вороной в обществе завидующих и лживых людей.
  4. Скотинин — яркий пример «говорящей» фамилии. Он больше напоминает неотесанного и грубого скота, чем воспитанного человека.
  5. Стародум пытается воспитать «свою кровиночку» другим способом — Софья для него уже не малышка, а сформировавшийся человек. Он позволяет ей сделать свободу выбора, тем самым научив ее правильным жизненным основам. В этом персонаже писатель отображает человека, прошедшего через все сложности жизни и ставшего «достойным родителем» и примером для молодого поколения.

В чем суть концовки

Смысл последней реплики Стародума в «Недоросле» заключается в том, что Простакова пожинает плоды своего воспитания. У нее вырос эгоистичный, корыстный, ленивый сын. Он никого не любит, кроме себя. Поэтому неудивительно, что Митрофан отказывается помогать матери. Стародум утверждает, что от юноши не будет проку на службе. Фонвизин на примере недоросля показал моральный упадок дворянского сословия. Воссоединением Софьи и Милона писатель показал победу здравого смысла над невежеством.

Удивительно, насколько проблемы, поднимаемые в классических произведениях 19-20 веков, актуальны во все времена. Хорошо бы смысл «Недоросля» заставлял задумываться современных родителей. Ведь сегодня и тут и там растут «Митрофанушки», имеющие все блага по щелчку пальцев, считающие лишь материальное ценным. Достойные плоды злонравного воспитания.

Тематика и проблематика

Делая внимательно анализ комедии «Недоросль», можно увидеть, что воспитание нового дворянства — главная тематика произведения Фонвизина. Это некий намек на пропадающие моральные начала в человеке, который боится преобразований. Дворяне воспитывают своих детей по старой схеме, не обращая внимания на то, какое у них будет конечное образование. Но избалованные люди, которые не учили азов, не могут взять на себя заботу о семье. Также раскрываются и другие темы:

  1. Свобода выбора. Она видна во взаимоотношениях Софьи и Стародума. Дядюшка позволяет девушке делать свой выбор, он не ограничивает ее собственными убеждениями, которые смогут повлиять на ее мировоззрение, воспитывая в Софье идеал дворян.
  2. Проблема семьи. Невзирая на грубость по отношению к крестьянам, Простакова обожает своего сына, который этого совершенно не ценит. Его поведение — классический пример неблагодарности, являющейся следствием избалованности.
  3. Крепостничество. Моральное разложение мещанства во время крепостничества — логичный результат неправильной политики императора. Дворяне обленились, им не нужно трудиться, чтобы обеспечить себя. За них все делают крепостные. При этом устройстве у помещиков нет стимула работать и учиться.
  4. Глупость и невежество. Эти качества лишают главных персонажей духовности, их мир очень ограничен и связан с финансовой стороной жизни. Они ничем не интересуются, кроме собственных примитивных увлечений.
  5. Алчность. Жажда финансового благосостояния перекрывает доступ к моральным ценностям. Простаковы зациклены на власти, им без разницы, будет ли их Митрофанушка счастлив. Для них главное — это богатство.

Актуальность комедии “Недоросль” в наши дни

Недоросль — во времена Фонвизина так называли дворянских детей, не получивших минимального образования. Искоренить безграмотность в «благородном сословии» попытался ещё Петр Первый, в 1714 году издавший указ, приказывающий дворянским детям учить хотя бы грамоту, арифметику и закон Божий. Тем, кто не осилил этого минимума, запрещалось жениться и занимать высокие государственные посты.

Современное ироничное значение слова «недоросль» появилось именно благодаря комедии Дениса Ивановича. Она была создана в 1782 году, во времена Екатерины Второй, которая вошла в историю как великая просветительница. Несмотря на петровский указ, вопрос образования и воспитания дворянства всё ещё стоял в ту эпоху очень остро. Именно ему, в основном, посвящено произведение.

Автору удалось ярко и иронично показать начало этого исторического процесса — облагораживание и окультуривание русского дворянства. В лице недалёкой и жестокой помещицы Простаковой, её бесхребетного мужа и скучающего сына Фонвизин отображает целую эпоху, когда главными заботами помещиков были лишь деньги и бездумная власть.

Тема воспитания и образования, поднятая писателем, остаётся актуальной и сегодня. В наше время школьное образование стало общепринятой нормой, а доступ к практически любой информации можно получить с мобильного телефона. Но многие подростки по-прежнему не заинтересованы в познании мира. При изобилии и доступности развлекательных телепередач, игр и соцсетей, интерес к реальным знаниям сохраняется у меньшинства.

Проблемы лени и отсутствия любознательности могут определяться и воспитанием. Как раз такой случай показывает нам «Недоросль». У Митрофана нет такого обилия развлечений, как у современных подростков, но учёбы он упорно избегает…

Госпожа Простакова действует, на первый взгляд, непоследовательно: нанимает для своего сына трёх учителей, но в течение трёх лет не делает ничего, чтобы мальчик всё-таки начал заниматься. Но учителя для неё — просто вопрос престижа, как купленные дипломы и сертификаты в современном мире. Сама безграмотная, женщина то и дело с презрением отзывается о науке и уверена, что Митрофанушка прекрасно проживёт без неё. Это и есть настоящая причина того, что юноша не научился читать за годы учёбы: он убеждён матерью, что это скучно и бесполезно. Главное, чему учит его мать — эгоизм: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми». В семье Митрофана нет примера даже уважительного отношения к людям: Простакова ни в грош не ставит не только крепостных, но даже равных по происхождению: своего мужа и потенциальную невестку Софью. Любезна она лишь с теми, от кого желает получить выгоду. К сожалению, такое поведение и сегодня показывают люди, которым дана власть над другими, пусть и небольшая. В скучной жизни малообразованного человека унижение более слабых — одно из любимых развлечений. И мы видим, что Митрофанушка хорошо усвоил урок, научившись беззастенчиво заискивать перед своим «начальством»: «ты так устала, колотя батюшку».

Чрезмерная опека и потакание капризам детей приводит всё к тем же результатам, что и двести лет назад. Подростки теряют интерес к жизни, при этом остаются неприспособленными к труду и здоровым взаимовыгодным отношениям с другими людьми. При этом родители всё хотят, чтобы их отпрыски были успешны в жизни, но до последнего надеются, что всё решится само собой: «Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?».

Деньги — ещё одна вечная тема в литературе. Именно денежный вопрос составляет главную интригу комедии. Борьба Простаковой и Скотинина за приданое Софьи, о которой девушка не подозревает до последнего момента, дарит читателю несколько комических моментов.

В своём произведении Фонвизин осуждает общество, воспитывающее людей с низким уровнем гражданской ответственности. Когда такие личности становятся частью государственной системы, государство не может процветать. С сожалением приходится признать, что именно эта проблема всё ещё наиболее актуальна в нашей стране. Создаётся впечатление, что большинство государственных постов по-прежнему занимают «Простаковы», хоть и более образованные, но столь же жадные и равнодушные к людям и миру.

Кувшинова Е.Н. МОУ «Средняя школа №29» г. Ярославль

Урок «Значение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» для современников и последующих поколений» (литература, 8 класс)

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать содержание комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Понимание ключевых проблем, отраженных в комедии. Понимание связи комедии с эпохой её написания, выявление заложенных в нем нравственных ценностей и их современного звучания.

Формирование навыка осмысленного чтения и адекватного восприятия. Умение анализировать литературное произведение: проблемы, герои комедии.

Владение литературоведческими терминами.

Личностные: Формирование средствами урока нравственно – эстетических представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям. Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные:
 познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, учебник (Литература 8 кл., под ред. В.Я. Коровиной), раздаточный материал

Наглядно-демонстрационные материалы: презентация

Используемые технологии: технология проблемного диалога, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный, частично – поисковый.

Межпредметные связи: история, русский язык, театр.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

  1. Организационно-мотивационный  этап урока

Определение темы урока

Добрый день!

Ребята, а вы любите театр?

Комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»  уже более двухсот лет.  Но до сих пор комедия имеет большой успех. Она входит в программу прочтения в рамках школьной программы, кроме того, является произведением, которое выбирают режиссеры  для постановки на театральных сценах нашей страны.

Почему пьеса до сих пор с успехом идет  во многих театрах России и, похоже, ей, по мнению литературных и театральных критиков,  суждена еще долгая сценическая жизнь?

Тема урока: Значение комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» для современников и последующих поколений. (1 слайд)

Говорят о значимости и актуальности комедии, приводят доводы, подтверждающие этот факт.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Проверка домашнего задания

Создание мотивационной установки

Вы знакомы с сюжетом комедии и с ее персонажами. О характере персонажей говорит и его внешний облик, и его поступки, и его речь. Фонвизин наделяет своих героев особенными фамилиями. Кроме того автор  вкладывает в их реплики, глубокий смысл.

Обратимся к записям ваших тетрадях, прочитаем наиболее понравившиеся фразы героев комедии.

Отражает ли речь героев особенности их характера? Докажите.

Помимо спектаклей, которые мы можем лицезреть на сценах театров, существуют их киноверсии.  Посмотрим фрагмент такой киноверсии, режиссером которой является Виталий Иванов. А сам спектакль был показан на сцене Малого академического театра г.Москвы (слайд 2).

Фрагмент.

Обращение к теории литературы: Говорящие фамилии.

Отвечают, ссылаясь на записи  тетради

Процессуально-содержательный этап

Проблема воспитания и образования

Каких героев пьесы вы узнали героев пьесы?

На материале данного фрагмента действительно ли речь отражает особенности характера героя?

О какой проблеме, по-вашему, можно говорить после просмотра фрагмента?

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ, фиксируем НА ДОСКЕ

Актуальна и значима ли эта проблема для современных людей? Почему?

Обратимся к тексту комедии, а именно к третьему действию, явлению первому. Прочитаем диалог Стародума и Правдина.

Какие фразы отражают позицию героев к проблеме воспитания и образования?  (СЛАЙД 3).

К каким современным ситуациям могли бы быть применимы эти фразы?

Приведу свой пример.

СЛАЙД 4.

Фразы, произнесенные, например, госпожой Простаковой говорят не только о ее характере. Они напрямую отражает проблемы комедии.

Приводят факты, обмениваются мнениями. Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение

Обращение к тексту худ.произведения

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Указывают на  моду на образование.

Анализируют пример (статистика на слайде)

Анализ проблемы и ее отражения в современном мире

Работа по теории литературы

Вы заметили, что все фразы, названные нами, произносит Стародум.

Как вы думаете, с чем это связано?

Один из вас обратился к справочнику литературоведческих терминов

Резонёр (от франц. raison — разумное основание) — персонаж, не принимающий участия в развитии действия, а рассуждающий (подчас в длинных речах) о происходящих событиях, действующих лицах, историческом времени и пр. В речах резонёра выражал своё мнение автор.

Резонёром является Стародум — один из персонажей в комедии Фонвизина «Недоросль» (1782).

Фиксируют в тетради

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Проблема беззакония крепостного права

Но не только о проблеме воспитания и образования говорит автор. Обратимся еще к одному фрагменту спектакля (СЛАЙД 6) .

Почему г-жа Простакова, Простоков и Скотинин смеются над словами Стародума?

И здесь мы определяем еще одну проблему – проблему беззакония крепостного права (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ+доска).

Что говорит касаемо этой проблемы герой-резонер?

Обратимся к тексту. Читаем  действие пятое, явление 1, снова диалог Стародума и Правдина.

Какие фразы отражают позицию героя?

СЛАйД (7)

Находит ли эта проблема отражение в современном обществе?

В доказательство значимости этой проблемы можно привести статистику Международной организации труда.

Да, крепостники (семья Простаковых-Скотининых) невежественны. Но это не дает повода унижать и оскорблять своих крепостных. Должен работать закон.

Обращение к тексту худ.произведения. Свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Анализируют предложенный учителем пример

Анализ проблемы и ее отражения в современном мире

Проблема государственной власти

Но Стародум видит истоки проблемы гораздо глубже. Продолжим чтение диалога.

В чем же видит истоки проблем беззакония Стародум?

Отсюда еще одна проблема- проблема государственной власти (тетрадь-доска). Слайд 9

А эта проблема находит отражение в современном нам обществе?

Слайд 10

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Анализ проблемы и ее отражения в современном мире

Этап закрепления

Обобщение знаний

Ряд проблем, обозначенных автором комедии, определен.

 Все названные проблемы комедии, обозначенные еще 200 лет назад,  действительно  актуальны и значимы для современного поколения,  этом мы убедились. Что же сделать для того, чтобы эти проблемы решились?

Предлагают варианты решения проблем.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Рефлексивный этап

Рефлексия содержательная. Рефлексия эмоциональная

Раскрыта ли тема нашего урока?

Что нового вы узнали на уроке?

Какой новый опыт вы приобрели?

Что будет полезно для вас на других уроках?

Получилась ли у нас дискуссия? за счет чего?

Отвечают на вопросы учителя.

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Оценивают актуальность, новизну опыта, эффективность работы на уроке и интерес к учебному занятию

Анализируют свое эмоциональное состояние и выражают его в обобщенной формулировке

Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

В качестве домашнего задания предлагаю вам работу с текстом. Но текст этот не привычен для вас: некоторые слова и предложения в нем пропущены. Ваша задача – дополнить текст необходимой информацией. (Соответствовал бы всем требованиям соответствия текста)

За наиболее полные и правильные ответы, с опорой на художественны текст, оценки сегодня получают:

Было приятно с вами работать, спасибо.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • Суть и смысл произведения Недоросль

Смысл и суть комедии Недоросль Фонвизина

Пьеса «Недоросль» является одним из ключевых произведений в творчестве Д.И. Фонвизина. Сюжет, написанный в эпоху классицизма, не утрачивает актуальности и по сей день — ведь даже в наше время, когда, казалось бы, следует уже полностью избавиться от невоспитанности, безнравственности и глупости, эти пороки продолжают культивироваться в обществе с новой силой.

Автор «Недоросля» стремится показать, что воспитание подрастающего поколения должно проводиться только через высокие идеалы и правильные моральные постулаты. Доносится эта мысль через противопоставление — существует целый набор персонажей (объединённых фамилией «Скотинины» — здесь налицо т.н. «говорящие фамилии», с помощью которых читатель уже может определить черты характера многих персонажей), которым чужды положительные качества. Для Митрофана, Простаковой и Скотинина становится важной только финансовая часть брака — в то время как сама Софья понимает, что она никогда не будет счастлива в замужестве ни со Скотининым, ни с Митрофаном. Ей по душе Милон, её возлюбленный, и если бы не вмешательство Стародума, приходящегося Софии дядей, то велика была бы вероятность получить пару, в которой сама девушка вскорости сошла бы с ума.

Обличение пороков «Скотининых» происходит через сцены жизни и реплики. В то же время остальная (просвещённая) часть персонажей помогает ещё больше обозначить негативные качества героев «Недоросли». И хотя сами Простаковы принадлежат к дворянству, которое обязано демонстрировать самые лучшие человеческие качества, их мозг уже настроен на желание удовлетворять только самые низменные потребности. Эти люди не должны быть ответственны за чужие судьбы — и уж тем более не могут каким-то образом осуждать и критиковать других людей. Но сама Простакова только и делает, что отпускает советы — в этом и заключается её невежественность: не понимая причины событий, тем не менее, на всё иметь свою точку зрения. Для Митрофана уготована такая же судьба — он и наследник, и преемник. Но если бы каждый такой «недоросль» смог получить достойное образование, то вся Россия смогла бы измениться к лучшему. И сам Д.И. Фонвизин выражает надежду, что страну всё ещё можно реформировать — если начать с воспитания подрастающего поколения.

2 вариант

Название пьесы говорит само за себя. Автор описывает быт семьи Простаковых, поднимает тему воспитания и как оно влияет на формирование человека. Нравы старого дворянства исчерпали сами себя, это и пытается показать в своем произведении Фонвизин.

«Что посеешь, то и пожнешь». К сожалению, деспотичная мать Митрофана этого не понимает и не хочет понять, поскольку сама является потомком такого воспитания. В качестве учителей у её сына обычные крепостные, вседозволенность и избалованность – киты, на которых держится образование Митрофана. Простакова далека от нравственных и моральных ценностей, её цель получше устроить сына, а не вырастить его добросовестным человеком. Она жестока и к родным, и к слугам, её единственная любовь – Митрофан. Она его слепо опекает, из-за чего он уверен в своем совершенстве, ленив и не приспособлен к жизни. Эта любовь губительна, в конечном итоге недоросль отвечает ей тем же, что видел от неё самой по отношению к другим, грубостью и равнодушием.

Суть пьесы заключается в осуждении подобного воспитания. Положение в обществе ничего не значит, если ты являешься невежественным, низменным человеком, желающим утолить свои животные потребности. Более того, такой человек не может влиять на жизни других людей и воспитывать по образу и подобию своему. Потребительский образ жизни, брать и ничего не отдавать взамен – разрушителен. Это приведет лишь к страшным последствиям и изживанию нравов.

Такими героями, как Софья, Стародум автор противопоставляет образ недоросля и всей его семьи. Софья – символ гуманности и чистоты, Стародум – символ действительно хорошего воспитания, образования. Главные ценности их жизни – добродетель, честность, справедливость. Стародум гордится своей родственницей, когда видит, что она выросла порядочной и умной девушкой. Эти черты она переняла еще от своих родителей, что доказывает важность воспитания в формировании людей.

Фонвизин в своем произведении призывает обеспечивать своим детям правильное, высоконравственное воспитание. От этого зависит их человечность, желание развиваться и совершенствоваться во взрослой жизни. Только в этом случае ребенок сможет стать достойным членом общества, он вырастит своих детей честными, образованными людьми и с этого начнется искоренение старых нравов и методов воспитания. Перемены необходимы российскому обществу, иначе оно будет состоять из таких «недорослей».

Сочинение 3

Смысл и суть тут можно одним словом обозначить – названием! И нельзя сказать, что этот недоросль главный герой, но вокруг него всё крутится. И ведь только из текста мы понимаем, что слово это в плохом смысле использовано. Если б называлось произведение «Простушка», а речь там шла не о милой девушке, а о той, кто по своей простоте делает другим гадости, то был бы похожий эффект. Сам по себе недоросль означает, что человек до чего-то не дорос, ничего плохого в этом нет, в принципе. Но тут дело в том, что он не дорос, а считает, будто имеет право на всё. Так себя и ведёт!

Суть в этом как раз и заключается! А смысл ещё и в том, что такое поведение будет наказано. Вообще, все вредные персонажи наказаны, добро торжествует! Мамаша его (жестокая к своим крепостным) тоже за свои поступки получает наказание. Но я думаю, что самое страшное ей наказание, что её обожаемый сын, в которого она столько вложила энергии, сил и времени, готов от неё при первой опасности отказаться. То есть он её практически предаёт! Такое воспитание сделало из него эгоиста. Он думает только о своем благе. Хочет только брать от мира, ничего не отдавать взамен. Не хочет усилий прикладывать. Думает Митрофанушка, что мамины деньги (или уж папины) его всегда выручат. Репетиторы ему оценки хорошие будут ставить просто так. Связи помогут жену найти… Но он не прав! Для всего этого нет прочного основания. Чуть его проверить, так он ничего не знает. Доброго ничего не делает, талантов у него тоже нет. И друзей, конечно, нету, всех своим эгоизмом против себя настроил.

Есть в произведении мысль о том, что нельзя так воспитывать детей. Может быть, из Митрофана получился бы хороший человек. Никто ведь не вспоминает, что он был злым мальчишкой. А если и был, то у детей это бывает. За ним, всё-таки, стоит его мамочка, которая мужа не уважает, портит их сына своим обожанием. Митрофан рад только поесть… Это она внушила ему мысль о его исключительности, которая ни на чем не основана. Такое бывает, но обычно такие люди сталкиваются в итоге с реальностью. Оказывается, что они не такие уж классные, как для своих мам. Но избалованные люди всё же не агрессивны к другим так, как Митрофанушка. Он мог бы думать о себе прекрасном, что угодно. Столкнулся бы с реальностью, убедившись, что ничего не знает… Но он ведь выпендривается, верит в своё право другими командовать.

Это очень педагогическое и моральное произведение!

Суть комедии Недоросль

Пьеса «Недоросль» написал Фонвизин. Хоть комедия и веселая, она несет, глубокий смыл. Сюжет произведения актуален до сих пор, в наши дни тоже встречаются невоспитанные, безнравственные и глупые люди

Автор в этом произведение хочет показать, что детей надо воспитывать на идеалах и морали. В произведение много говорящих фамилий – Скотинины, Простаковы. От фамилии делается вывод, какие это люди, у них нет положительных качеств. Для людей с такими фамилиями важны были деньги. И если бы в судьбу главной героини не вмешался её дядя, Милон, то от брака, что со Скотининым, что с Простаковым, Софья скоро бы сошла с ума. 

Суть всей пьесы заключается в осуждении воспитания. Если ты не воспитан и невежествен, то положение в обществе не поможет, стать нормальным человеком. Такой человек не может влиять на жизнь окружающих людей. Образ жизни Митрофанушки, который берет от жизни все, а взамен ничего не дает разрушителен. Такая жизнь ведет к перерождению норм морали.  

Смысл произведения заключен в его названии. Хоть недоросль и не является главным героям, но действие всей пьесы вертится вокруг него. Читая произведение можно понять, что слово недоросль использовано в негативном смысле. В самом слове недоросль ничего плохого нет, оно означает, что человек маленький и просто не повзрослел для какой – то деятельности. А в произведение показан человек, который вырос, но в мыслях остался ещё ребенком. Но в итоге поведение его наказано. В принципе все вредные герои наказаны. Результатом воспитания недоросля стал его эгоизм, он готов отказаться о матери при первой опасности.

Пьесу можно воспринимать, как пьеса воспитания. Основная мысль пьесы, противопоставление взглядов, одни – новые прогрессивные, другие – устаревшие. Писатель говорит о том, что взгляды надо менять старому дворянству, если этого не сделать, то в России будут появляться такие недоросли, как в произведении.

В произведении прослеживается мысль о том, что детей нельзя так воспитывать. Если бы Митрофана воспитывали по-другому, то из него мог получиться хороший человек. Сейчас за ним стоит его мамаша, которая не уважает мужа, обижает прислугу и портит своего сына своим чрезмерным обожанием. Ему было внушено, что он идеален. А столкнувшись с реальностью, понимает, что он не такой хороший, как ему говорили.

Своим произведением писатель пытается показать, что детям надо давать правильное, высоконравственное воспитание. Только в этом случае ребенок сможет стать достойным членом общества.

Также читают:

Картинка к сочинению Суть и смысл произведения Недоросль

Суть и смысл произведения Недоросль

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Анализ рассказа Золотой петух Куприна

    В живописи есть отдельный жанр, который называется импрессионизмом и он заключается в том, чтобы передать впечатление от чего-либо. Художник, который работает в этом жанре

  • Сочинение на тему Самый лучший день в моей жизни (счастливый день)

    Однажды, когда мне было восемь лет, мой папа уехал на заработки в другую страну. Для меня это была большая потеря, я понимал, что он уезжает во благо, но тоска от потери, хоть и на время, близкого человека, была неописуемая.

  • Сочинение Образ женщины в русской литературе

    Глубина содержания творений всегда присутствовала в русской литературе. Русские авторы в своих сочинениях решали различные проблемы человечества, отношения между мужчиной и женщиной

  • Сочинение Что такое риск

    Человека, способного пойти на риск, считают смельчаком. Но всегда ли можно им открыто восхищаться? На мой взгляд, риск достоин уважения только тогда, когда он оправдан.

  • Сочинение В здоровом теле — здоровый дух

    Свое мнение, так сказать соображение, о правильном и здоровом образе жизни, хочу начать с воспоминаний о моем дедушке. Это был уникальный человек. Несмотря на то, что жизнь его никогда не баловала, он оставался жизнерадостным

  • Значение какого фразеологизма определено неверно как с гуся вода сказка про белого бычка выдумка
  • Значение какого фразеологизма определено неверно как с гуся вода ничего не действует сказка про
  • Значение искусства в жизни человека сочинение
  • Значение иностранных слов в русском языке сочинение
  • Змей горыныч я появляюсь в произведении где есть волшебные существа что это былина сказка ода