Значение нервной системы для организма рассказ для 4 класса

Слайд 1

НЕРВНАЯ СИСТЕМА Выполнили: Рябчик Максим и Гусев Антон 4 «В» класс, школа №14

Слайд 2

НЕРВНАЯ СИСТЕМА Нервная система играет важную роль в регуляции функций организма. Она обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем. При этом организм работает, как единое целое. Нервная система осуществляет связь организма с внешней средой. Нервная система собирает информацию, которая поступает из различных рецепторов и посылает организму сигналы о том, что он должен делать. Значение Нервной системы

Слайд 3

Нервная ткань Нервная система образована нервной тканью, которая состоит из нейронов и мелких клеток-спутников. Нейроны — главные клетки нервной ткани: они обеспечивают функции нервной системы. Клетки-спутники окружают нейроны, выполняя питательную, опорную и защитную функции, их в 10 раз больше, чем нейронов.

Слайд 4

Нейроны Нейрон состоит из тела и отростков. Различают два типа отростков: дендриты и аксоны. Отростки могут быть длинными и короткими. Дендриты (греч. дендрон — дерево) — короткие, сильно ветвящиеся отростки, по которым нервные импульсы поступают к телу нервной клетки.. Аксоны , (греч. Аксис — отросток) — длинный, мало ветвящийся отросток, по которому импульсы идут от тела клетки. Каждая нервная клетка имеет только 1 аксон, длина которого может достигать нескольких десятков сантиметров. Длинные отростки покрыты оболочкой из жироподобного вещества белого цвета. Их скопления в центральной нервной системе образуют белое вещество. Короткие отростки и тела нейронов не имеют такой оболочки. Их скопления образуют серое вещество.

Слайд 5

Взаимосвязь нейронов По дендритам нервные импульсы поступают к телу нервной клетки. По аксонам импульсы идут от тела клетки. Три вида нейронов: Чувствительные нейроны , передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. Двигательные нейроны , передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. Вставочные нейроны осуществляют связь между чувствительными и двигательными нейронами в спинном и головном мозге.

Слайд 6

НЕРВЫ Нервы — скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой. По ним импульсы идут к центральной нервной системе и обратно к органам. В теле взрослого человека более 75 км нервов.

Слайд 7

Отделы нервной системы

Слайд 8

Периферический отдел нервной системы К периферическому отделу относятся нервы и нервные узлы. Часть нервной системы, которая регулирует работу скелетных мышц, называют соматической . Посредством соматической нервной системы человек может управлять движениями, произвольно вызывать или прекращать их (мы можем бегать, прыгать, сгибать и разгибать руки и ноги). Часть нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов (сердца, желудка, желез и т.д.), называют автономной . В автономной нервной системе различают два отдела : симпатический и парасимпатический . Например, симпатический нерв усиливает и ускоряет работу сердца, а парасимпатический — замедляет и ослабляет ее.

Слайд 9

Рефлекторная работа нервной системы Во время рефлекторной реакции рецепторы рабочих органов передают сигналы в центральную нервную систему, которая контролирует, реакция органов.

Слайд 10

Центральный отдел нервной системы Центральный отдел представлен головным и спинным мозгом, защищенным оболочками из соединительной ткани.

Слайд 11

Головной мозг Головной мозг расположен в полости черепа. В головном мозге, имеется белое и серое вещество. Белое вещество образует проводящие пути. Они связывают головной мозг со спинным. Благодаря проводящим путям вся центральная нервная система функционирует как единое целое. Серое вещество располагается внутри белого вещества. Кроме того, серое вещество, покрывая полушария мозга, образует кору.

Слайд 12

Спиной мозг Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале. Он имеет вид длинного белого шнура диаметром около 1 см. Спинной мозг выполняет 2 основные функции: рефлекторную и проводниковую. Рефлекторная функция спинного мозга обеспечивает движение. Через спинной мозг проходят рефлекторные дуги, с которыми связано сокращение скелетных мышц тела. Проводниковая функция , белое вещество спинного мозга обеспечивает связь всех отделов центральной нервной системы. Нервные импульсы, поступающие в спинной мозг от рецепторов, передаются в головной мозг. Из головного мозга импульсы поступают в спинной мозг и оттуда — к органам.

Слайд 13

Автономная работа нервной системы Спинной мозг вместе с головным мозгом регулирует работу внутренних органов: сердца, желудка, желез, легких, печень, мочевого пузыря и других органов. Это работа автономной нервной системы не подчиняется человека. Нельзя, например, по желанию остановить сердце, ускорить процесс пищеварения.

Слайд 14

Как заботиться о своей нервной системе Головной мозг составляет лишь 5% от массы тела Потребляет 20-25% всего кровотока организма Остановка в кровоснабжении всего на 5 минут вызывает смерть мозга и гибель всех нейронов. Поэтому правильное питание , физкультура , отсутствие вредных привычек – это идеальные условия для работы кровеносной системы, которая обеспечивает полезными веществами и кислородом нервные клетки – нейроны.

Слайд 15

И теперь несколько интересных фактов про мозг. Мозг является центральным органом человеческого тела. Он чрезвычайно сложен и изощрён. Функции мозга были рассмотрены ещё древними египтянами и греками в 400 г. до нашей эры. Гиппократ был первым, кто обнаружил, что мозг играет важную роль в ощущении и интеллекте. В настоящее время все понимают важность наличия мозга, но большинство из нас немного знают об этом. Вот несколько интересных фактов для вас. В головном мозге нет болевых рецепторов, так что мозг не может чувствовать боль. Человеческий мозг самый жирный орган в вашем теле и может состоять из не менее 60 % жира. Люди продолжают создавать новые нейроны на протяжении всей жизни в ответ на умственную деятельность. Алкоголь мешает мозгу процессом ослабления связей между нейронами.

Слайд 16

Высота позволяет мозгу видеть странные явления. Многие религии включают в себя специальные видения, которые произошли на больших высотах. Например, Моисей слышал голос, исходящий из горящего куста на горе Синай, а Мухаммеда посетил ангел на горе Хира. Об аналогичных явлениях сообщают альпинисты, но они не думают, что это что-то мистическое. Многие эффекты обусловлены снижением поступления кислорода в мозг.. На высоте 8000футов и выше, некоторые альпинисты докладывают, что что они видят невидимых спутников, свет, исходящий от самих себя или других, видят второе тело, как своё, и чувствуют такие эмоции, как страх. Кислородное голодание может активно вмешиваться в области мозга. Чтение вслух и частый разговор с маленьким ребёнком способствует развитию его мозга. Левая часть мозга контролирует правую сторону тела, а правое полушарие – левую сторону тела. Дети, которые обучаются двум языкам в возрасте до 5 лет, изменяют структуру своего мозга, и во взрослом возрасте имеют более плотное серое вещество. Во время бодрствования, ваш мозг генерирует от 10 до 23 Вт энергии, которой достаточно, для питания лампочки.

Слайд 17

Изучение одного миллиона студентов в Нью-Йорке показали, что студенты, которые ели обеды, не включающие искусственные ароматизаторы, консерванты, красители, сделали на 14% лучше тесты по IQ , чем студенты, которые ели обеды с этими добавками. Смех над какой-нибудь шуткой не та уж простая задача, так как требует деятельности в 5 различных областях мозга. Среднее число мыслей, которые проносятся в нашей голове каждый день 70000 Существует много споров, почему нам снятся сны? Одна из теорий предполагает, что сны служат нам для того, чтобы очистить мусор из нашего сознания. Гипоталамус, часть головного мозга, регулирует температуру тела так же, как термостат. Различия в весе мозга и размере не равны различиям в умственных способностях. Вес мозга Альберта Энштейна был 1230 г, что меньше, чем средней вес мозга человека.

Как работает нервная система человека


11 Мая 2012

Благодаря нервной системе в организме осуществляются многие жизненно важные процессы, как дыхание, биение сердца и пищеварение. Как осуществляется эта работа?

Нервная система человека работает непрерывно. Как сохранить её здоровой?

Зачем нужна нервная система?

Нервная система человека выполняет сразу несколько важнейших функций:
— получает информацию о внешнем мире и состоянии организма,
— передает информацию о состоянии всего тела в головной мозг,
— координирует произвольные (сознательные) движения тела,
— координирует и регулирует непроизвольные функции: дыхание, сердечный ритм, кровяное давление и температуру тела.

Как она устроена?

Головной мозг – это центр нервной системы: примерно такой же, как процессор в компьютере.

Провода и порты этого «суперкомпьютера» — спинной мозг и нервные волокна. Они пронизывают все ткани тела, как большая сеть. Нервы передают электрохимические сигналы из разных участков нервной системы, а также других тканей и органов.

Кроме нервной сети, называемой периферической нервной системой, есть также вегетативная нервная система. Она регулирует работу внутренних органов, которая не контролируется сознательно: пищеварение, сердцебиение, дыхание, выделение гормонов.

Что может навредить нервной системе?

Токсичные вещества нарушают протекание электрохимических процессов в клетках нервной системы и приводят к гибели нейронов.

Особенно опасны для нервной системы тяжелые металлы (например, ртуть и свинец), различные яды (в их число входят табак и алкоголь), а также некоторые лекарственные препараты.

Травмы происходят, когда повреждаются конечности или позвоночник. В случае переломов костей близко расположенные к ним нервы оказываются раздавлены, пережаты или даже разорваны. Это приводит к боли, онемению, потере чувствительности или нарушению двигательной функции.

Подобный процесс может происходить и при нарушении осанки. Из-за постоянного неправильного положения позвонков защемляются или постоянно раздражаются нервные корешки спинного мозга, которые выходят в отверстия позвонков. Подобные защемления нерва могут происходить также в районах суставов или мышц и вызывать онемение или боль.

Другой пример защемления нерва – так называемый туннельный синдром. При этом недуге постоянные мелкие движения кисти приводят к защемлению нерва в туннеле, образованном костями запястья, через который проходят срединный и локтевой нерв.

На функции нервов влияют и некоторые заболевания, например, рассеянный склероз. В течение этой болезни разрушается оболочка нервных волокон, из-за чего в них нарушается проводимость.

Как сохранить нервную систему здоровой?

1. Придерживайтесь здорового питания. Все нервные клетки покрыты жировой оболочкой – миелином. Чтобы этот изолятор не разрушался, в пище должно быть достаточное количество здоровых жиров, а также витамина D и В12.

Кроме того, для нормальной работы нервной системы полезны продукты, богатые калием, магнием, фолиевой кислотой и другими витаминами группы В.

2. Откажитесь от вредных привычек: курения и употребления алкоголя.

3. Не забывайте о прививках. Такое заболевание, как полиомиелит поражает нервную систему и приводит к нарушению двигательных функций. От полиомиелита можно защититься с помощью вакцинации.

4. Больше двигайтесь. Работа мышц не только стимулирует деятельность головного мозга, но и улучшает проводимость в самих нервных волокнах. Кроме того, улучшение кровоснабжения всего тела позволяет лучше питаться и нервной системе.

Родителям на заметку

Если малыш недосыпает, работа его нервной системы нарушается. Здоровый сон очень важен для ребенка – выучите его основные правила.

5. Тренируйте нервную систему ежедневно. Читайте, разгадывайте кроссворды или гуляйте на природе. Даже составление обычного письма требует использования всех основных компонентов нервной системы: не только периферических нервов, но и зрительного анализатора, различных отделов головного и спинного мозга.

Специалисты рекомендуют посвящать написанию рукописных текстов не менее 15 минут в день, стараясь выводить при этом буквы как можно аккуратнее.

Самое важное

Чтобы организм функционировал правильно, нервная система должна хорошо работать. Если ее работа нарушается – качество жизни человека серьезно страдает.

Тренируйте нервную систему ежедневно, откажитесь от вредных привычек и питайтесь правильно.

Чтобы оставить комментарий — необходимо быть авторизованным пользователем

Задачи:

  • объяснить учащимся значение нервной системы
    для человека; познакомить с органами,
    составляющими нервную систему; дать
    представление о механизме работы головного
    мозга, о различных видах памяти; объяснить
    необходимость соблюдения здорового состояния
    нервной системы;
  • Продолжить развитие мыслительных операций:
    сравнение, анализ, обобщение; развивать
    логическое мышление, воображение, память;
  • Воспитывать внимательное отношение к своей
    нервной системе, к условиям, которые мы создаем
    для окружающих нас людей; формировать навыки
    осознанного соблюдения режима дня.

Оборудование: таблица «Нервная система
человека», муляж головного мозга, кроссворд,
тест, белый халат и шапочка врача.

I. Проверка домашнего задания.

1. Выполнение заданий теста. (Приложение
1.)

2. Решение кроссвордов на листочках. (Приложение 2.)

Работа в группах. (Командир группы отмечает
наиболее активно отвечающих).

3. Заполнить схему на доске. Индивидуальная
работа.

Класс задает дополнительные вопросы по теме.

II. Органы нервной системы.

1. Целевая установка.

  • Почему вы реагируете на укол, замечание,
    понимаете окружающих, умеете решать задачи,
    двигаетесь? Что дает вам приказания – идти,
    думать, петь, читать, говорить?
  • Ответить на этот вопрос вам поможет головоломка
    «Слово в слове». Назовите спрятавшееся слово.

ПРОМОЗГЛЫЙ

Загадки

Он все запоминает,
Смотреть, слушать, говорить,
Видеть помогает.
Работой всего нашего организма управляет. (Мозг)

Мы части тела все связали.
Тоненькими паутинками нас назвали… (нервы)

Что такое мозг?

Зачем он нужен и как устроен, вы узнаете на стр.
48-49 учебника.

2. Самостоятельная работа в парах. Чтение
текста на стр. 48 (1ряд) и 49 (2ряд). Выделение новых
понятий. Рассказать друг другу, что запомнили.

3. Подпись названия органов нервной системы.
Составление схемы на доске.

  • Какую функцию они выполняют? ( Головной мозг –
    воспринимает, узнает, осознает, запоминает,
    вспоминает, мыслит, управляет мышцами рук и
    языка. Спинной мозг – управляет работой мышц и
    внутренних органов, обеспечивает связь всех
    органов с головным мозгом. Имеет 31 пару
    спинно-мозговых нервов. Состоит из белого и
    серого вещества. Нервы – передают электрические
    сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к
    органам.)

  • Одни нервы называются сенсорными.
    Благодаря им мы можем ощущать тепло или холод,
    давление или боль. Не имея сенсорных нервов, мы бы
    ничего не чувствовали.

Другие нервы называют моторными. Они
идут к мышцам и отдают им приказы сократиться или
расслабиться. Моторные нервы управляют нашими
движениями. Эти две группы нервов действуют как
слаженная тренированная команда.

— Рассказать при помощи муляжа, как устроен
головной мозг.

(Головной мозг имеет пять отделов:

  1. Задний (продолговатый) – с центрами дыхания,
    сердечной деятельности, регуляции обмена
    веществ, защитных реакций (рвота, кашель,
    чихание), положение тела и др. Влияет на развитие
    мышления, на механизм обучаемости, сон.
  2. Средний мозг. Здесь находятся зрительные и
    слуховые рефлексы, центры глотания, жевания и др.
  3. Мозжечок – отвечает за координацию движений,
    влияет на вегетативную нервную систему.
  4. Промежуточный мозг – регулирует температуру
    тела, водный и углеводный обмен, влияет на
    деятельность желез внутренней секреции.
  5. Большие полушария (левое и правое) – состоят из
    белого и серого вещества (поверхность). Каждому
    из нас присущи два вида эмоций — положительные и
    отрицательные эмоции. Два вида памяти –
    словесно-логическая и зрительная. За них
    ответственны левое и правое полушарие головного
    мозга. В коре головного мозга есть области (зоны),
    где наиболее четко различаются виды
    раздражителей: зрительная (затылочная), слуховая
    (височная), моторная (передняя центральная
    извилина), ассоциативные области, связанные с
    речью, поведением, мышлением (лобная доля).
  • Левшами были такие всемирно известные
    художники, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и
    Пикассо, знаменитый полководец Александр
    Македонский. Знаменитый американский философ и
    математик Чарльз Сандерс (1839-1914) до того хорошо
    владел обеими руками, что мог писать одной рукой
    вопрос, а другой ответ. Сильнейшие теннисисты
    мира – левши. Оказывается, под водой левши
    ориентируются лучше, чем правши. У правшей
    наблюдается тяга к «языковым» профессиям. Было
    замечено также, если на подушке лежит левая
    половина головы, то снятся беседы, разговоры,
    споры, какое-то общение с людьми. Если же правая –
    то снятся страшные сны, беспорядочные, которые
    потом трудно вспомнить.
  • Головной мозг новорожденного имеет массу 400г, в
    возрасте 1 год – 800г, у учеников 1-4 классов – около
    1300г., у взрослого человека 1450. Средний вес
    головного мозга мужчин – 1375г, у женщин на 10%
    меньше. Если мозг имеет массу ниже 1000г у
    взрослого человека, то умственные способности
    резко падают. На питание мозга расходуется 1/5
    всей крови в организме человека. Чем больше мозг
    содержит нервных клеток, тем с более сложными
    задачами способен человек справиться.
    Человеческая речь, использование ее мозгом для
    своей работы – вот главное, чем отличается наш
    мозг от мозга любого животного.
  • Исследования ума животных показали, что самыми
    умными являются обезьяны, дельфины и бурые
    медведи, второе место заняли волки, красные
    лисицы, собаки. Из птиц самыми умными считаются
    вороны. Довольно сообразительными оказались
    черепахи, зеленые ящерицы и крысы. А вот
    земноводные и рыбы не могут решать даже самые
    простые задачи.

3. Выполнение задания №2, с.50
4. Физкультминутка

III. Если хочешь быть здоров. (Текст на стр. 51.)

Дополнительные советы «Врача Невролога»

Игра «На приеме у врача невролога» (Врач —
подготовленный ученик в костюме. Пациенты-одноклассники).

  • Регулярно и полноценно питаться: клетки мозга
    нуждаются в питании больше, чем любые другие
    клетки нашего организма. Если человек
    недостаточно или неправильно питается, это
    означает, что его мозг голодает, а голодный мозг
    «соображает» плохо.
  • Сдерживайте свой гнев. Замечено, что
    раздражительные, несдержанные дети, которые со
    всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему
    мозгу нормально развиваться.
  • Кто не умеет внимательно слушать, тот не может
    хорошо учиться, и мозг его не получает
    достаточной тренировки.
  • Читайте много хороших книг.
  • Старайтесь завести как можно больше друзей.
    Ребята, у которых много друзей, обычно знают
    больше, чем те, у которых мало друзей или вовсе
    нет.
  • Если вас что-то серьезно беспокоит, скажите об
    этом родителям. Слишком сильно переживать, долго
    чувствовать себя несчастным и скрывать это очень
    вредно, особенно для твоего мозга и нервной
    системы.

IV. Итог.

Попробуйте объяснить выражение: «Не нервничай,
нервные клетки не восстанавливаются». Как вы
думаете, почему так говорят? (В отличие от других
клеток организма клетки мозга не меняются в
течение всей жизни. Они просто погибают и на их
месте не появляются новые. Это вызывает
различные заболевания, которые приводят к потере
памяти, нарушениям движения, а иногда и к гибели
человека.

Когда нервная система отдыхает?

Что может нарушать нормальную работу нервной
системы?

Чем вы можете помочь нервной системе, чтобы она
не перенапрягалась и оставалась здоровой?

Для чего нужно выполнять режим дня?

V. Рефлексия.

Понравился ли вам урок? Что понравилось?

Кто немножко «нервничал» на уроке? Почему?

Все ли было понятно на уроке?

VI. Д/з. Стр. 58-59.

Нервная система человека


Нервная система человека

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1183.

Обновлено 29 Июля, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1183.

Обновлено 29 Июля, 2021

Человеческий организм представляет собой сложный механизм, состоящий из множества деталей. Для слаженной и полноценной его работы необходимо, чтобы каждая деталь, то есть каждый орган, каждая клеточка, слаженно работала и взаимодействовала с остальными частями тела. Контроль над этим процессом осуществляет нервная система человека.

Опыт работы преподавателем — более 48 лет.

Центральная нервная система

Нервная система объединяет все части организма в единое целое и тщательно контролирует его работу. Это очень похоже на локальную сеть, в которой все части организма соединены с мощным компьютером – центральной нервной системой (ЦНС), которая, в свою очередь, состоит из головного и спинного мозга.

Головной мозг – это важнейшая составляющая ЦНС и организма в целом. Именно благодаря этому органу человек способен обрабатывать полученную информацию и правильно реагировать на окружающую его действительность.

Головной мозг

Рис. 1. Головной мозг.

Головной мозг состоит из двух полушарий, которые отвечают за очень важные процессы жизнедеятельности человека:

  • зрение;
  • слух;
  • осязание;
  • речь;
  • обоняние и вкус;
  • чувства и эмоции;
  • поведение и мышление;
  • движение.

Каждое из двух полушарий головного мозга разделено на 4 отдела: лобный, теменной, затылочный и височный. За каждым отделом закреплены определенные функции. К примеру, лобные зоны отвечают за поведение человека и сложное мышление, а височные – за слух и обоняние.

От полушарий отходит ствол, соединяющий головной мозг со спинным. Последний очень похож на длинный шнур толщиной с палец. Он располагается внутри позвонков, которые надежно защищают его от разного рода повреждений.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Спинной мозг

Рис. 2. Спинной мозг.

Главная задача спинного мозга – передача полученной информации от нервов к головному мозгу и обратно. Он служит промежуточным звеном в выполнении важного процесса, и без него человеческий организм не смог бы полноценно функционировать.

Периферическая нервная система

От центральной нервной системы отходит огромное количество мельчайших нервов или нейронов. Они соединяются с каждым органом, каждой мышцей в организме и образуют периферическую нервную систему.

Организм человека оплетен такой густой паутиной нейронов, что, если бы соединить их в одну нить, то она выйдет в 4 раза длиннее расстояния от Земли до Луны.

Нейроны

Рис. 3. Нейроны.

Периферическая нервная система передает полученную извне информацию в спинной и головной мозг, а затем обратно к органам, мышцам или тканям. Вся информация поступает и передается в виде импульсов или сигналов. Например, когда человек дотрагивается до горячей поверхности, от кожи поступает тревожный сигнал в головной мозг о грозящей опасности. Он за доли секунды обрабатывает информацию и посылает ответный сигнал – немедленно одернуть руку. Все это действие происходит невероятно быстро.

Заключение

Что мы узнали?

При изучении темы «Нервная система человека» по программе окружающего мира 4 класса мы узнали, каково строение нервной системы, из каких органов она состоит. Мы выяснили, насколько сложной является работа нервной системы, от которой полностью зависит функциональность всего организма.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Дмитрий Федоров

    5/5

  • Дарья Пятунина

    5/5

  • Наталья Шемякина

    4/5

  • Мария Фазлиева

    5/5

  • Галина Короткова

    5/5

  • Артёём Коробовютуб

    5/5

  • Злата Жогина

    5/5

  • Лиза Грушевская

    5/5

  • Сергей Володин

    5/5

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1183.


А какая ваша оценка?

  • Значение науки в обществе сочинение
  • Значение названия романа отцы и дети сочинение
  • Значение названия пьесы гроза сочинение
  • Значение музыки в моей жизни сочинение кратко
  • Значение музыки в жизни человека сочинение