Эпопея Севастополя в жизни и творчестве Л.Н. Толстого
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Олейникова В.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1»
Ерощева И.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Лев Николаевич Толстой…
Он создавал бессмертные романы,
В них отразив людское бытие.
Добро и зло, войну и мир,
Смысл жизни
И мироощущение свое.
Его герои с нами и поныне,
И с ними человек прожить готов,
Жизнь, полную волнующих событий,
В прекрасном мире, созданном из слов.
Это стихотворение принадлежит выпускнице лицея Яне Шумило. Оно опубликовано в сборнике работ учащихся лицея «В поисках зеленой палочки» в 2004 г. (проект «Яснополянские встречи»). Мне хотелось продолжить работу в этом направлении, и темой своей исследовательской работы я выбрала «Эпопея Севастополя в жизни и творчестве Л.Н.Толстого».
Предметом изучения стали «Севастопольские рассказы» Толстого — трилогия, посвященная событиям обороны Севастополя 1854-1855 гг. Они являются не только свидетельством очевидца и участника событий, но и отражением миропонимания писателя, который стремился в своих рассказах ответить на ряд важных вопросов – о войне как моральном испытании человека, об исторической роли народа, о его духе, мужестве и патриотизме. Показывая Крымскую войну без прикрас, Л.Н.Толстой утверждает, что исход борьбы решает нравственный облик народа, высота его духа, отношение к Родине. В одном из рассказов – «Севастополь в декабре месяце», писатель так оценил значение событий Крымской войны: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».
Целями своей работы я определила:
1) изучить факты, связанные с участием Л.Н.Толстого в обороне Севастополя;
2) рассмотреть «Севастопольские рассказы» как источник, свидетельство участника событий обороны Севастополя, составить сравнительную таблицу «Три момента борьбы»;
3) оценить влияние этих событий на формирование мировоззрения писателя, его взглядов (рассказы, дневники, письма писателя).
Историю нашего Тульского края невозможно представить без имени Льва Николаевича Толстого. Писатель с мировым именем, выдающийся мыслитель и общественный деятель родился 28 августа 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна, родовом имении своей матери. С Ясной Поляной будет связана вся его жизнь.
Готовясь к работе, 10 марта мы побывали в Ясной Поляне, работали в библиотеке в доме Волконских, посетили дом-музей. Это помогло мне не только расширить библиографию по теме, но и почувствовать атмосферу этого места, в котором проходило формирование личности великого писателя, рождался мир его произведений и героев.
Меня всегда волновал вопрос: какие обстоятельства приводят графа Толстого на военную службу в ряды действующей армии, сначала на Кавказ, потом на бастионы Севастополя? Отвечая на это вопрос можно назвать следующие причины:
— Отношение к военной службе и выполнению патриотического долга в семье Толстых, влияние отца и старшего брата. Отец Толстого – Николай Ильич (1794-1837) — после изгнания армии Наполеона из России был участником заграничных походов русской армии, «битвы народов» у Лейпцига, попадал в плен, из которого был освобожден при взятии Парижа.
Старший брат Николай (1823-1860), офицер-артиллерист действующей армии, в декабре 1850 г. приехал в долгосрочный отпуск с Кавказа и пригласил младшего брата присоединиться к военной службе.
— еще одной причиной, возможно, была неудовлетворенность собой, стремление вырваться из привычной обстановки, свойственной молодости поры кутежей, карт, случайных попутчиков, надежды на то, что военная служба приучит его к порядку, поможет измениться к лучшему;
— стремление начинающего писателя не только быть свидетелем исторических событий, но и их прямым участником;
— патриотические чувства Льва Николаевича. В письме к брату Сергею Николаевичу от 3 июля 1855 года Толстой перечислил причины, побудившие его добиваться перевода в Крымскую армию: «отчасти для того, чтобы видеть эту войну, отчасти для того, чтобы вырваться из штаба …, «а больше всего, из патриотизма, который в то время, признаюсь, сильно нашел на меня».
В рассказе «Севастополь в августе», младший из братьев Козельцовых – Володя 17-ти лет, рассказывает брату как попросился на войну: «я затем просился, что все-таки совестно жить, когда тут умирают за Отечество». Вероятно, таковы были мысли самого Толстого.
На представленных фотографиях 1851 г. Лев и Николай Толстые. Здесь писателю 23 года. Это год его поступления на военную службу на Кавказе. Осенью, сдав в Тифлисе экзамен, он поступил юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казачьей станице Старогладовской на берегу Терека, участвовал в сражениях с горцами, подвергался опасностям военной жизни.
В середине XIX века между Россией с одной стороны и Османской империей, а также рядом европейских государств с другой, возникли разногласия, касающиеся разделения сфер влияния на Черном море и на Ближнем Востоке (так называемый восточный вопрос). Этот конфликт в результате привел к вооруженному противостоянию, получившему название Крымская (Восточная) война (1853 – 1856 гг.). Этапы войны представлены на слайде. В апреле 1854 г. в войну вступают британские и французские войска, и Россия была вынуждена вести войну против коалиции европейских государств, имевших превосходство в военном и техническом отношении. Главным местом удара войск союзников был выбран Севастополь. Блокада города началась в сентябре 1854 года. В ходе осады союзники провели шесть массированных артиллерийских бомбардировок города с суши и моря. Обороной руководили три знаменитых русских адмирала: В.А. Корнилов, В.И. Истомин и П.С. Нахимов.
В конце 1853 года, Толстой обратился к генералу М. Д. Горчакову, который приходился ему дальним родственником, с просьбой о переводе его в действующую армию и получил назначение в Дунайскую армию. Некоторое время он служит при штабе армии в Кишиневе.
Когда началась осада Севастополя, Толстой в чине подпоручика по собственному желанию перевелся в Крымскую армию. У него не возникало ни малейшего сомнения в том, что война, которую ведут русские войска против вторгшегося в родную землю неприятеля, есть дело вполне справедливое и нравственно законное, а взятие Севастополя противником будет означать «погибель всего того благого, что кровью приобрела Россия».
Писатель за свою жизнь трижды был в Крыму: 1) неоднократно во время обороны Севастополя в 1854-1855 гг.; 2) в марте 1885 г; 3) в 1901-1902 гг.
Подробную хронологию пребывания Толстого в Крыму мы нашли на сайте Центральной городской библиотеки имени Л.Н. Толстого г. Севастополя. Эти материалы были подготовлены в 2013 г. к 185-летию со дня рождения Толстого. Крым в это время был в составе Украины, но севастопольцы бережно хранили память о героических страницах нашей общей истории.
В ноябре и декабре 1854 г. 26-летний подпоручик артиллерии Толстой несколько раз выезжает в осажденный Севастополь. Первый раз он прибыл в город из Кишинева 7 ноября 1854 года и пробыл там до 15 ноября. 5 декабря Толстой со взводом солдат ездил в Севастополь за орудиями.«Чудо как хорош Севастополь! — восклицает он, вспоминая о своей поездке. Каким был Севастополь в это время мы можем представить благодаря картинам И. Айвазовского, панораме Франца Рубо «Оборона Севастополя», фотографиям той поры.
Севастополь мы видим и глазами Л.Н. Толстого. В рассказе «Севастополь в декабре» он проводит читателя по улицам, показывает картины города в первые дни осады, когда еще не было укреплений. Севастополь — это оживленное место, где все спокойно и самоуверенно заняты своим делом. Во втором рассказе — осажденный Севастополь — это уже город-крепость. Севастополь в августе мы видим глазами поручика Михаила Козельцова, возвращающегося после ранения в свой полк — это уже почти обреченный город: все те же улицы, огни, звуки, стоны, встречи с ранеными и те же батареи, но все теперь грустнее, на всем лежит «печать тяжелого ожидания, усталости и напряженности».
В письме Толстого брату Сергею от 20 ноября 1854 г. мы находим подробности осады: «Город осажден с одной стороны, с южной, на которой у нас не было никаких укреплений, когда неприятель подошел к нему. Теперь у нас на этой стороне более 500 орудий огромного калибра и несколько рядов земляных укреплений, решительно неприступных. Я провел неделю в крепости и до последнего дня блудил, как в лесу, между этими лабиринтами батарей. Неприятель уже более трех недель подошел в одном месте на 80 сажен и не идет вперед; при малейшем движении его вперед его засыпают градом снарядов.
Дух в войсках выше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства…».
Но во время своего кратковременного первого пребывания в Севастополе Толстой, кроме мужества и героизма солдат, увидел существование проблем русской армии, ее отставание от союзников: «…мы с равными, даже меньшими силами, с одними штыками и с худшими войсками в русской армии (как 6-й корпус) деремся с неприятелем многочисленнейшим и имеющим флот, вооруженным 3000 орудиями, отлично вооруженным штуцерами, и с лучшими его войсками. Уж я не говорю о преимуществе его генералов».
Весной 1855 года, когда шли самые ожесточенные бои, на Язоновский редут была переброшена 3-я легкая батарея 11-й артиллерийской бригады, в которой служил Толстой. Редут получил свое название, потому что здесь сражались моряки с брига «Язон». Подпоручик Л. Толстой дежурил на Язоновском редуте полтора месяца: с 1 апреля по 14 мая 1855 года, меняясь через четверо суток с другими офицерами батареи. Часто бывал писатель и на самом страшном место обороны передовой 4-ого бастиона (описал его в рассказе «Севастополь в декабре»).
Севастополю суждено было стать для Льва Николаевича источником творческого вдохновения. Удивительно, что в разгар активных сражений Крымской войны, он написал «Отрочество», продолжение «Детства», и, конечно, «Севастопольские рассказы».
Сопоставляя события обороны Севастополя, факты биографии писателя и анализируя «Севастопольские рассказы», мы выясняли вопросы:
Какие реальные события и моменты борьбы положены в основу рассказов.
Как менялся Севастополь и настроения его защитников в разные периоды обороны.
Как показана война и какие мысли о войне высказывает автор в каждом из рассказов.
Результаты сравнения и выводы представлены в таблице «Три момента борьбы».
«Севастополь в декабре месяце». Первоначальное его название – «Севастополь днем и ночью». Рассказ написан в форме путевого очерка.
Страшное лицо войны в рассказе предстает, когда мы вместе с писателем заходим в госпиталь, бывший прежде Севастопольским дворянским собранием, в комнату, где доктора делают перевязки и ампутации, на четвертом бастионе. Толстой предлагает нам увидеть войну «…не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем», а войну в настоящем ее выражении — в крови — в страданиях, в смерти.
Мы видим тяжело раненых больных, многие из них лишились уже рук, ног, некоторых коснулась даже первая тень смерти. Но ни на одном лице, пишет Толстой, вы не прочтете страха раскаяния, все они до единого готовы вновь идти в бой, защищать Севастополь.
Я представляю свою работу в образе медицинской сестры. И не только потому, что героиней обороны была Даша Севастопольская – одна из первых военных сестер милосердия. Сам текст «Севастопольских рассказов» свидетельствуют о том, что молодой писатель побывал на главном севастопольском перевязочном пункте. В первом рассказе, отвечая на вопросы куда, как и давно ли ранен, «старый исхудалый солдат» с ампутированной ногой рассказывает, что «вот шестая неделя пошла» со дня ранения, а ранен он был в первую «бандировку», то есть в четверг 5 октября 1854 г. Отсюда можно определить примерную дату состоявшегося в действительности разговора Толстого с раненым солдатом: один из дней с 10 по 12 ноября 1854 г.
В заключительной часть очерка Лев Николаевич Толстой выражает свое мнение о значении севастопольской обороны. Главное убеждение, которое выносится из посещения города – это убеждение в невозможности взять Севастополь, в невозможности поколебать силу русского народа, дух защитников Севастополя. И Толстой совершенно определенно называет причину этой твердости духа – «чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, — любовь к родине». Рассказ звучал как гимн русскому народу, звал всех патриотов встать в ряды защитников города.
Севастополь в мае».В мае 1855 г. произошла кровавая битва гарнизона Севастополя против осаждающей армии неприятеля за укрепления. Л.Н.Толстой не описывает этих событий, но читателю рассказа ясно, что совсем недавно здесь был кровопролитный бой, и обе стороны понесли большие потери. Днем 12 мая было объявлено перемирие «для уборки тел».
Прошло уже шесть месяцев как первое ядро просвистело с бастионов Севастополя, и многие защитники его погибли. Мы видим осажденный Севастополь и последствия тяжелого боя, много раненых и убитых на дороге, в госпитале, в цветущей долине.
В центре внимания повествования — поведение конкретных людей, русских офицеров, дворян, военных аристократов. Сущность этих людей Толстой раскрывает через их мечты о славе и наградах, через их слова и действия в реальной боевой обстановке. Писатель показывает видимость мужества, их тщеславие перед лицом смерти. В их душах нет раздумий о судьбе России, ее народа. Такой критический настрой писателя связан с тем, что, переживая за судьбу страны, он ищет причины того, почему Россия «не может изгнать дерзкой толпы врагов, вступивших в ее пределы». В это время Толстой работает над проектом о реформировании армии и обличает в рассказе тот слой офицерства, который он называет офицерами-аферистами.
Истинными героями Севастопольской обороны Толстой считает русских солдат.
Лев Николаевич высказывает мысль: «Война есть сумасшествие, и если люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания». Бессмысленность войны автор показывается и образом цветущей долины, наполненной мертвыми телами: «Сотни свежих окровавленных тел людей, за два часа полных разнообразных высоких и мелких надежд и желаний…». И образ 10-летнего мальчика, который с началом перемирия ходил по лощине и собирал голубые цветы, с любопытством глядя на трупы, лежащие на земле», подчеркивает эту мысль.
Во время перемирия выставлены белые флаги, увозят раненых. Французы и русские солдаты с любопытством стремятся друг к другу, и нет у них никакой вражды. В рассказе Толстой выступает с проповедью братства и вечной христианской любви, любви к добру и прекрасному. Он задает вопрос: неужели эти люди, исповедующие один великий закон любви, глядя на то, что они сделали, с раскаянием не упадут вдруг на колени перед Богом и со слезами радости и счастия не обнимутся, как братья? Но, нет, «белые тряпки спрятаны – и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется невинная кровь…».
Между тем, положение защитников Севастополя становится все более сложным. «Севастополь идет быстрыми шагами к своему падению, гарнизон — к своей гибели, Россия — к своему сраму», — понимает Толстой. С 15 мая по конец августа 1855 г. писатель находился уже вне Севастополя, он был назначен командиром отдельного горного взвода, расположенного на реке Бельбек в 20 верстах от Севастополя. Таким образом, закончилась опасная служба Толстого на четвертом бастионе.
4 августа 1855 года Лев Николаевич принимает участие в «неудачном, ужасном деле», сражении у Черной речки, когда русские войска были практически в упор расстреляны из пушек на склонах Федюхиных гор.
Толстой разделяет вместе с защитниками трагедию осажденного города. В последние дни боев он был снова переведен на городские позиции и 27 августа огнем своей батареи прикрывал эвакуацию войск на Северную сторону.
В рассказе «Севастополь в августе 1855 года» писатель отразил последний, самый страшный месяц 349-дневной осады, окончившийся падением Севастополя 27 августа 1855 года. Лев Николаевич начал писать рассказ в сентябре, еще будучи в Крыму, а закончил его в Петербурге 17 декабря 1855 года.
В рассказе Толстой показывает войну глазами новичка, младшего из братьев, юноши 17 лет. Володя, который вызвался добровольцем в Севастополь, преодолевает естественный для человека страх смерти, обращается к Богу, у которого просит твердости и храбрости для выполнения долга. Оба брата, и Михаил, и Владимир погибают в бою, как и многие другие защитники Севастополя.
Толстой показывает картину последних боев на Малаховом кургане и пятом бастионе. При известии о решающем штурме солдаты не дрогнули, они спокойно и деловито делали свое дело.
В ночь с 27 на 28 августа защитники города, оставшиеся в живых, по приказу начали покидать южную сторону Севастополя, переходя по мосту через бухту на северную сторону. Этот момент показан на картине Франца Рубо «Последний взгляд». Почти каждый солдат, покидая Севастополь, снимал шапку и крестился, скорбя о погибших, грозился врагам. Все были убеждены, что вскоре вернутся и изгонят неприятеля.
Падение Севастополя писатель пережил как собственную драму. В этот день 28 августа Толстому исполнилось 27 лет. Это был, по его словам, самый горький день его рождения, он «постарел на много лет». «Я плакал, когда увидел город, объятый пламенем, и французские знамена на наших бастионах», — писал Толстой тетушке Ергольской 4 сентября.
27 августа 1855 года, писатель был послан курьером в Петербург, а в ноябре 1856 года навсегда оставил военную службу, чтобы полностью посвятить себя литературному творчеству. За военную службу Толстой орденом Анны 4-й степени с надписью: «За честь», имел другие награды.
Заключительные слова одного из рассказов стали девизом всей дальнейшей литературной деятельности писателя: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души…, всегда был, есть и будет прекрасен, — правда». Особую ценность в военных рассказах Льва Николаевича Толстого имеет тот факт, что все, о чем он пишет, он видел своими глазами, пережил и прочувствовал как непосредственный участник событий. В своих рассказах о Севастополе писатель предстает перед нами как военный корреспондент, а его воображение и творческая фантазия основаны на реальных событиях.
Крымская война закончилась поражением России, но оборона Севастополя – стала не полем позора, а полем чести русского солдата, достойно и безропотно выполнившего долг защитника Отечества.
И в заключении, необходимо сказать: в 2014 г. Крым и Севастополь вернулись в состав России, что представляется большой исторической справедливостью, так как история этой земли, Севастополя неразрывно связана с героическими страницами России, с именем и творчеством нашего великого земляка, писателя Льва Николаевича Толстого.
Выводы:
В результате работы я могу сделать следующие выводы:
Лев Николаевич Толстой оказался участником обороны Севастополя, так как, уже в свои молодые годы стремился быть не только свидетелем, но и прямым участником исторических событий. Он понимал, что в Крыму будет решаться судьба России, и стремился стать в ряды защитников Севастополя, вместе с ними разделить все опасности, трудности и лишения войны.
«Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого — это эпопея, написанная им самим и его современниками. Главное в этом произведении – показать дух народа, чувство долга и патриотизм, которые особенно ярко проявляются в годы тяжких испытаний для страны. Этот дух преображает людей, способствует их духовному самосовершенствованию.
Севастопольский период в жизни Л.Н. Толстого, один из значительных этапов формирования его мировоззрения и этических принципов. Время перехода от молодости к зрелости. Видя войну изнутри, он раскрыл нам психологию человеческой души в период ее тяжелых испытаний.
Испытывая чувство гордости за русскую армию, защищавшую Отечество в борьбе с врагами, Л.Н.Толстой показывает противоестественность и бессмысленность войны, которая ожесточает человека, ожесточает человека, мешает наслаждаться жизнью и окружающим миром.
Писатель высоко оценивает значение событий Крымской войны и обороны Севастополя: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».
Список использованных источников.
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы», Москва, «Детская литература 2012 г.
Гусев Н.Н. «Л.Н.Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год.
http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/bio/gusev-materialy-1828-1855/v-sevastopole.htm.
Гусев Н.Н. Летопись жизни Л.Н.Толстого 1828-1890 гг. Гослитиздат, 1958 г.
Гусев Н.Н. Летопись жизни Л.Н.Толстого 1891-1910 гг. Гослитиздат, 1960 г.
Сергей Ченнык «Последний штурм – Севастополь. Крымская кампания (1854-1856 гг.) Восточной войны (1853-1856 гг.). Военно-исторический очерк, Часть V.
Центральная городская библиотека имени Л.Н. Толстого, Информационно-библиографический отдел. Библиографический указатель литературы (к 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого). Составитель Т.Павлова, главный библиограф. Севастополь, 2013 г.
г. Севастополь. Материалы круглого стола «К 185-ой годовщине со дня рождения Л.Н. Толстого.
Завгородняя О.А. «Севастопольские страницы жизни Л.Н. Толстого».
Скляр Н.Ф. «Севастополь в литературном творчестве Л.Н. Толстого».
С.В.Венюкова «Герои Севастополя». Страницы творческой биографии Л.Н.Толстого. Пособие для учащихся. Москва, Просвещение, 1979 г. «Севастополь. История в лицах»
С.В.Венюкова «Севастополь в жизни и творчестве Льва Толстого», «Севастополь. История в лицах»
«Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого в иллюстрациях А.В. Кокорина.
Сборник «В поисках зеленой палочки», серия «Лицей на Пушкинской». Тула – «Граф и К», 2004 г.
Просмотров работы: 1350
«Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…»
Л.Н. Толстой
Имя Льва Николаевича Толстого золотыми буквами вписано в историю всемирной литературы. Сегодня он один из самых читаемых писателей на планете.
Историю нашего города невозможно представить без имени великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Лев Толстой и Севастополь – это эпопея, написанная им самим и его современниками.
В Севастополе, на Историческом бульваре, недалеко от знаменитой Севастопольской панорамы, возвышается гранитная стела с барельефом молодого Толстого, участника героической обороны Севастополя 1854 – 1855г.г. (авторы – скульптор Г.Н. Денисов, резчик по камню И.И. Степанов).
Толстой понимал, что в Крыму будет решаться судьба России, и стремился стать в ряды защитников Севастополя, вместе с ним разделить все опасности, трудности и лишения войны.
Шел второй месяц обороны Севастополя, когда он прибыл в осажденный город. О своих первых севастопольских впечатлениях писатель говорит в рассказе «Севастополь в декабре месяце».
История войн не знала примера столь полной, быстрой и организованной подготовки города к обороне, когда противник находится в нескольких километрах от переднего края, и столь смелого решительного отпора врагу, имевшего многократное превосходство в силах. Недаром Толстой сравнивал защитников Севастополя с героями Древней Греции, а об историческом значении севастопольской эпопеи писал, «что потомство поставит ее выше других».
На 4-м бастионе Толстой провел полтора месяца, показал себя храбрым и смелым офицером.
«За нахождение во время бомбардирования на Язоновском редуте 4-го бастиона, хладнокровие и распорядительность для действий противу неприятеля» Толстой был представлен к производству в следующий чин и награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость».
4 августа 1855 года Толстой принимал участие в сражении у Черной речки.
Участие в сражении и его неудачный исход тяжело подействовали на Толстого. 24 августа, когда союзники начали шестую бомбардировку города, Толстой находился на Бельбеке. Писатель не мог оставаться в стороне и 27 августа появился в пылающем городе. Он плакал, видя «город, объятый пламенем и французские знамена на наших бастионах».
Через год Лев Николаевич ушел в отставку имея две медали: серебряную «За защиту Севастополя 1854-1855 г.г.» и бронзовую «В память Восточной войны 1853 – 1856 г.г.».
Севастопольский период в жизни Л.Толстого, один из значительных этапов формирования его мировоззрения и этических принципов. Время перехода от молодости к зрелости. Видя войну изнутри, он раскрыл нам психологию человеческой души в период ее тяжелых испытаний.
Написанные в Петербурге «Севастополь в мае 1855г.» и «Севастополь в августе 1855г.» завершили его трилогию «Севастопольских рассказов», которые произвели огромное впечатление на русское общество: в них война впервые предстала не в красивом и блестящем строе с музыкой и барабанным боем, а в крови, страданиях, противной человеческой природе. Заключительные слова одного из очерков стали девизом всей дальнейшей литературной деятельности писателя: «Герой же моей повести, которую я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красе его, всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».
Вторично в Севастополь Л.Н.Толстой приехал через тридцать лет уже всемирно известным писателем, автором «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения» и других произведений.
Прошло еще 16 лет… В сентябре 1901 года Лев Николаевич вновь побывал в Севастополе.
В 1908 году во всем мире широко отмечалось 80 — летие со дня рождения великого русского писателя. Лев Николаевич Толстой, участник обороны города и ее летописец, был избран Почетным гражданином Севастополя. Предложение об этом внесла городская управа. Городская дума рассмотрела и одобрила его. Этим горожане желали воздать дань безграничного почтения и уважения великому писателю – художнику и гуманисту в день его 80-летней годовщины. Но постановление городской думы не было утверждено министром внутренних дел П.А. Столыпиным.
Причиной отказа, скорее всего, была знаменитая статья Толстого «Не могу молчать», где он страстно и гневно выступил против смертных казней, произнес беспощадный приговор царскому самодержавию, помещичье-полицейскому государству.
С тех пор произошли большие изменения в жизни нашей страны, нашего
города. Лев Николаевич Толстой для севастопольцев навсегда остался первым Почетным гражданином города.
Уже в ноябре 1920 года возникла идея организации в Севастополе музея памяти Л.Н. Толстого. К 10-летию со дня смерти писателя была создана специальная комиссия Севастопольского Ревкома, постановившая увековечить память писателя следующими мероприятиями: присвоить Историческому бульвару имя Толстого, издать иллюстрированные «Севастопольские рассказы» по первоисточникам, отвести соответствующий особняк для музея. 3 июня 1922года в торжественной обстановке музей был открыт по улице Ленина дом 49 (бывшей Екатерининской). Заведующим музеем стал Петр Алексеевич Сергеенко (1854 – 1930г.г.). Он хорошо знал Льва Николаевича, написал книгу воспоминаний о нем и в течение сорока лет занимался сбором коллекции материалов о писателе. Именно эту коллекцию, состоящую из порядка 10,5 тысяч экспонатов, Сергеенко предложил сделать ядром будущей экспозиции музея. Предложение было одобрено как Севревкомом, так и Всероссийским отделом музеев. При музее оборудованы были две залы для публичных и закрытых заседаний. В них были установлены кинематограф и эпидиаскоп для демонстрации научных и художественно-бытовых картин. Кроме того, музей изначально задумывался Сергеенко как приют для проезжающих через Севастополь ученых и литераторов, потому он и назван был не просто «музеем», а «домом-музеем», который по замыслу заведующего по сути своей должен быть аполитичен. Подобный подход изначально не устраивал представителей городского управления и советской общественности. В результате, в конце 1924 года музей был расформирован, а коллекции изолированы. Большая их часть в 1926 году была отправлена в Толстовский музей в Москве, а то, что имело отношение к Крымской войне вошло в состав коллекции Музея Севастопольской обороны, в настоящее время Музей Черноморского флота Российской Федерации.
В том же году одна из улиц города была названа именем Л.Н. Толстого.
Отмечая 125-летний юбилей со дня рождения великого русского писателя, общественность города обратилась в Горисполком с просьбой о присвоении одной из ведущих библиотек города — Центральной городской библиотеке — имени Льва Николаевича Толстого. Решением исполкома от 1 сентября 1953 года (Протокол № 23параграф 451) постановили: именовать библиотеку в дальнейшем — Центральной городской библиотекой им. Л.Н. Толстого.
На протяжении многих десятков лет активной деятельностью библиотека оправдывает свое почетное имя.
ЦГБ им. Л.Н.Толстого — одна из старейших библиотек города. Историческая судьба ее на протяжении всего развития складывалась непросто, в отдельные периоды даже трагично. С годами изменялись ее функции, структура, но неизменным оставалось стремление быть полезной и необходимой читателям, жителям нашего города, а главное — соответствовать требованиям времени.
С 1932 года ЦГБ им. Л.Н.Толстого осуществляет методическое руководство библиотеками города.
В годы Великой Отечественной войны Севастополь был разрушен фашистами до основания, здание библиотеки сожжено, книжный фонд погиб. Сразу же после освобождения города в 1944 году библиотека была вновь открыта и временно разместилась в подвале полуразрушенного музея Черноморского флота.
Понимая важность идеологической работы, руководство Севастополя предоставляло библиотеке по возможности лучшие помещения. Три раза меняла библиотека свое местожительство, пока в 1953 году не переехала в специально выстроенное здание по проекту архитектора М. Ушаковой, по ул. Ленина, 51, где находится до настоящего времени. Это одно из красивейших зданий в центре города, которое является памятником архитектуры местного значения.
Центральная городская библиотека им. Л.Н.Толстого сегодня – это информационный, просветительский, культурный и досуговый центр города, депозитарий краеведческих изданий. Она является головной библиотекой для 40 библиотек-филиалов, которые обслуживают свыше 77 тысяч читателей, с совокупным книжным фондом около 1,5 млн. источников информации, выдавая в год более 1 млн. единиц документов.
С 1995 года использование новых информационных технологий, эффективных форм работы с читателями являются приоритетными направлениями в деятельности библиотеки. Пользователям предоставлен доступ к библиотечным информационным ресурсам и сети Интернет. ЦГБ им. Толстого имеет официальный сайт по адресу: www.svlib.ru.
К услугам пользователей — электронный каталог на текущие издания, собственные и приобретенные электронные ресурсы.
Особое внимание библиотека уделяет популяризации жизни и творчества Льва Николаевича Толстого, располагая большим фондом произведений писателя и литературы о нем разных лет издания. Особую ценность представляют книги, изданные в 1903-1958 гг.(77экз.). В коллекции библиотеки сохранились первая и вторая серии юбилейного издания писателя с 13 по 90 тома.(1949-1958 гг.)
1992 году фонд библиотеки пополнился новым репринтным воспроизведением этого полного собрания сочинений Л.Н. Толстого (91 том) московского издательства «Терра», которое было подарено Министерством культуры России.
Библиотека гордится посмертными изданиями произведений Л.Н.Толстого под ред. П.И.Бирюкова (1912-1915 гг.). Это — красиво оформленные, в коленкоровом переплете с чеканкой из металла издание произведения «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение»; «Драматические произведения» с рисунками А.П. Апсита и Л.О.Пастернака.
В 2002 году в Севастополе начат выпуск многотомного издания «Севастополь. Историческая повесть». В этих книгах публикуется все лучшее, что уже было написано о Севастополе, раритетные, редкие издания. В первом томе этого издания напечатаны «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого, презентация которого состоялась в библиотеке.
Стали традиционными ежегодные Толстовские чтения, приуроченные ко дню рождения писателя:
«Толстой – это целый мир», «Жизнь и духовная трагедия Л.Толстого», «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя…», «До последнего вздоха» (Л.Н.Толстой и С.А.Бернс), «Все счастливые семьи…» и др.
. ЦГБ им Л.Н.Толстого участвовала в Российском мегапроекте «Пушкинская библиотека», в результате которого получила около 10 тыс. экземпляров книг стоимостью 20 тыс. долларов.
Тесно сотрудничает библиотека с объединенным русским культурно-историческим центром «Отчизна» и музеем Героической обороны Севастополя: в 2005 году состоялась презентация альбома А. Лазебного «Памятные места города-героя Севастополя, связанные с именем великого русского писателя-гуманиста Л.Н.Толстого», в 2006 году с большим успехом прошел тематический вечер, посвященный 150-летию выхода в свет «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого.
Библиотеку им. Л.Н.Толстого связывает дружба с Музеем-усадьбой писателя «Ясная поляна». В дар от музея получены два выпуска (2005-2006 гг.) издания «Толстой. Новый век: журнал размышлений о Толстом, о мире, о себе» и др.
В дни празднования 180-летнего юбилея великого русского писателя в ЦГБ им. Л.Н.Толстого пройдут толстовские чтения, включающие в себя презентацию выставки-экспозиции «И боль России, взлеты и надлом сквозь сердце пропустил…», литературный вечер «Почетный гражданин Севастополя — Лев Толстой», литературно-музыкальные вечера «Севастопольская эпопея Л.Н.Толстого», «Я все тот же, и я другой» и др.
Севастопольцы бережно хранят память о Л.Н.Толстом. Здание ЦГБ им. Л.Н.Толстого украшают портрет и барельеф писателя.
В фойе библиотеки оформлен информационный стенд «Великий писатель великого народа».
В 1974 году в нише здания панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855г.г» были установлены 13 мраморных бюстов героев севастопольской обороны, в т.ч. бюст Л.Н.Толстого. В 2005 году на здании бывшей гостиницы «Кист» (современное Техническое управление ЧФ РФ), в которой останавливался писатель во время посещений города, установлена мемориальная доска (автор народный художник Украины, Почетный гражданин Севастополя Станислав Чиж).
Ежегодно лучшие произведения севастопольских и крымских литераторов отмечаются городской литературной премией имени Л.Н. Толстого. В 2008 году лауреатами премии стали севастопольцы, члены Национального союза писателей Украины Тамара Дьяченко и Виталий Фесенко.
В планах Севастопольского городского Совета — установка памятника Л.Н. Толстому возле библиотеки и создание на базе ЦГБ им. Л.Н. Толстого музея писателя.
Неизменна всенародная любовь севастопольцев к великому Толстому – писателю, мыслителю, гражданину.
О.Зданевич,
гл. библиотекарь отдела искусств
ЦГБ им. Л.Н. Толстого
История создания и цель сборника
Лев Николаевич Толстой присутствовал при обороне Севастополя и выступал очевидцем событий, поэтому он смог подробно рассказать о происходящем в городе. Когда началась Крымская война, писатель находился на службе. Ему разрешили перевестись в Севастополь и год он жил в окрестностях города.
Находясь в осаде, литератор был поражен героизмом простых людей, тогда и началась история создания «Севастопольских рассказов» Толстого. Первый очерк на эту тему он стал писать под шум орудий. Лев Николаевич считал, что русские солдаты и обычный народ, и есть та движущая сила, зарождающая героический дух.
Основная идея произведения — показать четкое различие между простыми солдатами и честолюбивыми, высокомерными офицерами, которые были способны на убийства ради получения звездочек и очередных званий. Тщеславие и лицемерие — ключевые моменты в проблематике произведения.
«Севастопольские рассказы» повлияли на формирование Толстого как автора. Писатель впервые начал говорить о простых людях, как о защитниках Родины. Лев Николаевич рассказал о войне без прикрас, читатели поняли, какие ужасные события происходили в реальной жизни.
События в декабре
Сборник начинается с рассказа «Севастополь в декабре». В нем автор описывает следующие события:
- Прохладное, красивое утро, словно на картинке. Заря, похожая на рисунок художника. Тишину нарушают лишь выстрелы. В городе происходят боевые действия, но повседневная жизнь не прерывается. На улицах суетится народ, продавцы торгуют хлебом. Люди как будто бы не замечают выстрелов и не видят проблемы.
- В госпитале происходят страшные действия. Раненые участники войны ждут, когда им помогут доктора и с ужасом смотрят, как врачи ампутируют людям ноги и руки. В этом месте сосредоточен весь кошмар происходящего. Смерть, страдания и кровавые картины сопровождают Севастополь в декабре. Месяц главные герои боятся возможной кончины, но не цепляются за жизнь перед лицом опасности.
- Молодой офицер с четвертого бастиона беспокоится не о боевых действиях, а о грязи вокруг. Работает защитный механизм, юноша еще неопытен и ведет себя излишне легкомысленно. По пути в четвертый бастион все чаще встречаются носилки с ранеными людьми. Офицер выглядит непринужденным, он рассказывает, как в землянке оказалась бомба и сразу не стало 11 человек. На лицах солдат отражены исконно русские черты — упрямство и простота.
Продолжая анализ произведения «Севастопольские рассказы», стоит кратко заметить, что именно в первом цикле истории бросается в глаза, как сильно автор стремится показать героизм простого народа. Толстой дает понять, что у врагов нет шансов поколебать силу духа русских людей.
Происходящее в мае
Прошло 6 месяцев после осады города. Дипломатам не удается прийти к соглашению. Офицер Михайлов гуляет по Севастополю и вспоминает цитаты из письма товарища. Тот рассказал, что его супруга читает о событиях, происходящих в городе и сильно гордится своим мужем. Михайлов подумал, что ему очень недостает такой поддержки. Он мечтает быть награжденным, и чтобы все газеты рассказывали об этом. Тщеславие — основное качество в его характеристике.
Офицер не заметил, как дошел до павильона с музыкой, ему захотелось поговорить с аристократами, но он не решился подойти к ним. Михайлов мечтает о повышении, но ему не нравится общаться с обычными людьми и солдатами. Наконец, офицер осмеливается подойти к аристократам, они проявляют отзывчивость и даже соглашаются вместе прогуляться. Мужчина чувствует себя счастливым.
Один из аристократов — Праскухин, не хочет попадать под обстрел. Михайлов руководит ротой на передовой, а у Праскухина требуют передать сообщение о перемещении. После того как батальон перемещается, оба офицера стремятся произвести впечатление. Праскухин погибает, а Михайлов получает ранение в голову, но отказывается от лазарета, потому что мечтает выделиться.
На следующий день аристократы гуляют по тротуару и описывают друг другу свои боевые подвиги. Объявляется перемирие. Русские бойцы и вражеские солдаты спокойно общаются, без ненависти и злости, но когда снимают белый флаг — обстановка вновь накаляется.
Рассказ об августе
Третьим и последним рассказом в цикле является «Севастополь в августе». Очерк отличается естественностью языка. В нем автор не пытается использовать литературные приемы и описывать интриги. Он просто показывает быт защитников Севастополя, рассказывает, что обычные люди не рискуют своей жизнью ради тщеславия, но и не берегут ее в критические моменты. В третьей части рассказывается следующая история:
- У офицера Володи Козелкова есть только один страх — струсить. Утром 27 августа парень снова погружается в свои мысли, боится, что его одолеет чувство страха и он станет предателем. Юноше очень не хочется умирать, ведь впереди у него вся жизнь.
- В конце августа офицер встречается со своим братом Михаилом, который уже давно являлся защитником города, но находился в отпуске из-за ранения.
- Володя приехал в Севастополь вместе с братом. Козельцов пребывает в ужасном настроении, в голове у него возникает странная картина. Ему видится, что брат погибает на поле боя, а он бросается отомстить за его кончину и умирает рядом с ним. Скоро мысли Володи станут реальностью. Его брата действительно ранят и он погибает во время перевязки. Козельцов же умирает на мортирной батарее.
- Повествование завершается тем, что русские переходят через бухту на Северную сторону.
Боевые действия велись практически год, но Толстой описал только три истории. Однако они позволяют понять полную картину происходящего. Читая краткое содержание и проводя анализ, стоит отметить, что от рассказа к рассказу все больше усиливается критический пафос, Лев Николаевич обличает героев произведения. Он все сильнее проводит черту между простыми, искренними солдатами и тщеславными офицерами.
«Севастопольские рассказы» изучают в старших классах и пишут по ним конспекты, поскольку истории содержат в себе множество ценных уроков. Произведение заложило основу реалистичному изображению войны. Писатель описывает события глазами простых людей. Этот опыт пригодился Толстому для написания романа «Война и мир». Можно с уверенностью сказать, что литератор всегда интересовался внутренним миром людей, попавших на войну, и стремился показать правдивую картину происходящего.
«Севастополь
в декабре месяце»
—
первая попытка Толстого художественно
осмыслить Крымскую войну. Сюжет очерка
складывается из непосредственных
наблюдений рассказчика, идущего по
улицам осажденного Севастополя. В его
поле зрения попадают не только военные
эпизоды, но и сцены, не имеющие, казалось
бы, непосредственного отношения к войне:
он видит, как на набережной «бабы продают
булки», русские мужики с самоварами
кричат: «Сбитень горячий», как «сидит
матрос, покуривая трубочку»… Изображение
будничного драматизма жизни военного
города составляет главную особенность
«Севастополя в декабре месяце», где
Толстой пытается «захватить все», дать
полную панораму войны.
В
первом севастопольском рассказе автор
создает
обобщающий образ народа-героя. Защитники
Севастополя— главный объект наблюдения
рассказчика. Среди
них нет главных и неглавных героев, нет
даже поименно названных лиц: это просто
«старый исхудалый солдат» и «белокурый,
с пухлым и бледным лицом человек» в
госпитале, морской офицер и матросы на
4-м бастионе.
Впервые
в рассказе появляется понятие «дух
защитников Севастополя».
Толстой
обнажает подлинную основу их героизма:
«Из-за креста, из-за названия, из угрозы
не могут принять люди эти ужасные
условия: должна быть другая, высокая
побудительная причина. И эта причина
есть чувство, редко проявляющееся,
стыдливое в русском, но лежащее в глубине
души каждого, — любовь
к родине».
В
«Севастополе в декабре месяце» заметно
усиливается объективное начало
повествования, делая
читателя непосредственным свидетелем
и невольным участником происходящего:
«вы отчалили от берега», «вы входите в
большую залу Собрания», «вам предстоит
разочарование» и т. п.
«Севастополь
в мае»
написан в несколько дней: Толстой
высказал здесь самое наболевшее, важное,
давно мучившее его. Мир человеческий,
мир природы сталкивается со страшным
бедствием, привнесенным извне, явлением,
чуждым миру и жизни.
Мы
видим, как юнкер барон Пест заколол
француза, как маленькая девочка,
десятилетняя дочь матроски, вышла «на
крылечко посмотреть на канонаду», как
умирает офицер Праскухин, как «на другой
день вечером… офицеры, юнкера, солдаты
и молодые женщины празднично гуляли
около павильона и по нижним аллеям из
цветущих душистых белых акаций», видим,
как солдаты убирают трупы в «росистой
цветущей долине» и как «все так же, как
и в прежние дни, обещая радость, любовь
и счастье всему ожившему миру, выплыло
могучее, прекрасное светило».
«Севастополь
в мае» был первым художественным
произведением Толстого, в котором столь
отчетливо проявилось обличительное
начало. Разные
пути привели в осажденный Севастополь
адъютанта Калугина и подполковника
Нефердова, князя Гальцина и ротмистра
Праскухина, барона Песта и поручика
Непшитшетского, но все
они движимы одной «гнусной страстишкой»—
тщеславием.
«Тщеславие! Должно быть, оно есть
характеристическая черта и особенная
болезнь нашего века»,— размышляет
автор. Тщеславие офицеров-аристократов
несовместимо с истинной храбростью, и
Толстой со злой иронией говорит о князе
Гальцине, считающем себя храбрецом, так
как он был на четвертом бастионе и видел
«от себя в двадцати шагах лопнувшую
бомбу», о юнкере бароне Песте, «который
был особенно горд и самонадеян со
вчерашней ночи, которую он в первый раз
провел в блиндаже пятого бастиона, и
считал себя вследствие этого героем».
Толстой раскрывает подлинную сущность
офицеров-аристократов, комментируя их
высказывания, или показывая их поведение,
когда они остаются одни, без свидетелей,
или обнажая самые сокровенные их мысли
и чувства. Впервые
в «Севастополе в мае» для раскрытия
психологии персонажа Толстой использует
«внутренний монолог»
(на-пример, предсмертные думы Праскухина,
мысли Михайлова в момент ранения).
Во
втором севастопольском рассказе впервые
в творчестве писателя нравственная
ценность человека определяется его
отношением к народу:
потому не вызывает неприязни штабс-капитан
Михайлов и таким отвратительным кажется
поручик Непшитшетский, давший волю
своему «патриотизму» в сцене с ранеными.
Обличительная
направленность «Севастополя в мае»
утверждала один из важнейших эстетических
принципов Толстого — принцип правдивого
изображения действительности.
В
августе 1855 года пал Севастополь. Толстому
поручают составить подробное донесение
о последней бомбардировке города.
Возникает замысел нового рассказа о
Севастополе. Последние часы обороны
города даны в восприятии живых людей —
защитников Севастополя.
Понятие
«мир» рассматривается здесь в нравственном
аспекте: мир человека в столкновении с
войной.
В «Севастополе
в августе…»
процесс становления героя происходит
на глазах читателя: война формирует
духовный мир человека, разрушая
романтические иллюзии суровой правдой
действительности.
В
основе сюжета «Севастополя в августе…»—
судьба братьев Козельцовых, защищающих
Севастополь и погибающих в день штурма.
История
впервые входит в частную жизнь героев
Толстого:
они становятся участниками большого
исторического события, они в рядах
защитников Севастополя решают судьбу
России.
Толстой
максимально приближает своих героев к
народной массе. Отношение солдат к
Козельцовым основывается не на вынужденном
повиновении, а на искреннем уважении к
личности командира, добровольном
подчинении его авторитету. Михаила
Козельцова
любят в роте, его «солдатики» разговаривают
с ним «весело и дружелюбно».
У
Козельцова-младшего
иначе строятся отношения с солдатами.
Мечтая о великих героических подвигах,
прямо из корпуса едет он в Севастополь.
Отчаянный страх и одиночество испытывает
17-летний Володя,
столкнувшись с действительной картиной
войны. Общение с защитниками Севастополя,
с простыми солдатами, рождает у героя
новый взгляд на происходящее, помогает
обрести стойкость и мужество. Володя
очень доволен «тем уважением, которое
ему оказывали» солдаты. «Солдатики
тоже, заметив, что барин простый»,
ведут себя с ним спокойно и непринужденно.
Во взаимоотношениях с солдатами
раскрывается характер Козельцова-младшего,
определяется его нравственная ценность.
В
третьем севастопольском рассказе нет
рассказчика: повествование более
объективно. Точка зрения автора на
происходящее становится точкой зрения
его «любимых» героев: Михаила и Володи
Козельцовых. Через их восприятие передает
Толстой многие события и эпизоды военной
жизни Севастополя. Описание войны с
позиций неопытного солдата помогает
достигнуть эффекта
остранения
— особого свойства повествования,
открытого В.Б.Шкловским в процессе
изучения прозы Л.Толстого. Остранение
— это описание предмета как совершенно
незнакомого, отвлечение от всех привычных,
связанных с ним ассоциаций, эффект
нового, неожиданного взгляда.
«Севастополь в августе…» венчает собой
цикл рассказов, посвященных обороне
Севастополя. Работая над рассказами,
Толстой не строил планов написать «цикл»
произведений: каждый рассказ создавался
как независимый и самостоятельный. И,
тем не менее, севастопольские рассказы
составляют неразрывное целое.
Рассказы
о Севастополе стали школой эпического
мастерства Толстого. Героический образ
русского народа у Толстого становится
мерилом Нравственной ценности человеческой
личности, эталоном храбрости и мужества,
мудрости и гуманности.
«Описание»
войны, задуманное Толстым, становится
в рассказе осуждением
войны. Страшны
законы этого «внешнего» мира, по которым
люди убивают друг друга, разрушают
гармонию непосредственного, цельного
внутреннего мира человека и мира природы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Текст: Ольга Разумихина
Вот диковинка: у старшеклассников что ни март, то время изучать Толстого! В девятом классе весна начинается с обсуждения повестей «Детство», «Отрочество» и «Юность», которые и принесли Льву Николаевичу, в 1850-х годах ещё никому не известному, славу выдающегося писателя; в одиннадцатом — со словесных баталий вокруг «Анны Карениной» (хотя этот роман проходят и не во всех школах). Десятиклассники же, что вполне логично, знакомятся с «промежуточным» по хронологии произведением.
Публикация «Севастопольских рассказов» в 1850-х гг. важна сразу по нескольким причинам:
- •это было первое отечественное произведение, которое автор, находящийся на военной службе, писал в режиме «реального времени» (иными словами, Л. Н. Толстой стал первым военным корреспондентом — хотя в середине XIX в. такого понятия ещё не существовало, и, более того, Николай I ответил отказом на просьбу будущего автора «Войны и мира» о выпуске регулярной воинской газеты);
- •«Севастопольские рассказы» прославляли героизм участников Крымской кампании, но в то же время показывали, насколько бессмысленна любая война — как с общечеловеческой, так и с философской точки зрения;
- •в цикле из трёх рассказов были обозначены многие темы, которые Л. Н. Толстой, уверившись, что его творчество находит отклик у массового читателя, раскрывал в дальнейших работах — в том числе в «Войне и мире». (Конечно, классик вряд ли бы отчаялся, если его произведение было бы принято с прохладцей. Так, Н.В. Гоголь нашёл в себе силы писать дальше, после того как критики разгромили его дебютную поэму «Ганц Кюхельгартен» — произведение, будем честны, и впрямь не слишком удачное. Тем более что за плечами у Толстого уже была успешная публикация «Детства» и «Отрочества». И всё же куда приятнее начинать карьеру с шумного успеха!)
Как и повести «Детство», «Отрочество» и «Юность», «Севастопольские рассказы» нельзя назвать произведением стопроцентно автобиографичным, документальным. Как первые три публикации — это история взросления Коленьки Иртеньева, который хотя и похож в чём-то на юного Толстого, но всё-таки является плодом авторской фантазии и окружён вымышленными персонажами, — так и в «Севастопольских рассказах» реальные картины города, находящегося под беспрерывным обстрелом, сменяются историями собирательных персонажей. Впрочем, это нисколько не умаляет высокой правды о доблести и трусости, гордости и отчаянии, жестокости и милосердии, присущих людям во все времена.
Но чем была вызвана Кавказская война — и какую роль в ней сыграл Л. Н. Толстой?
Экскурс в историю
Л.Н. Толстой в военной форме
Кавказская война, или, как её называли современники, Восточная война — военный конфликт, который развивался с 1853 по 1856 год. Обусловленный множеством противоречий между Россией и европейскими государствами, поначалу исключительно дипломатических, он неизбежно вылился в череду активных столкновений.
В первой половине XIX века французские власти лелеяли надежду одержать «реванш» после того, как армия Наполеона была разбита русскими войсками в 1812-м году; Англия поддерживала Францию, так как опасалась, как бы Российская Империя не стала слишком влиятельным игроком на геополитической арене. На стороне Англии также сражались войска Сардинии — государства, которого на данный момент нет на карте мира; в 1861 году (вскоре после окончания Крымской войны) оно прекратило своё существование. Чаще всего это происходит, когда страна оказывается завоёвана, но в данном случае дело обстояло наоборот: Сардиния хотела объединить под своей эгидой все итальянские княжества и как бы «превратиться» в новое государство. Англия пообещала Сардинии помощь — но только в том случае, если её войска поддержат британцев в Кавказской войне. Власти Сардинии согласились и отправили на подмогу 18 тысяч солдат; англичане в ответ выполнили обещание, так что в 1861 году, спустя пять лет после окончания Крымской войны, Сардиния присоединила ряд территорий и стала называться Италией.
На этом моменте школьник спросит: всё это ясно, но почему война называется Кавказской? Дело в том, что формальным поводом для начала войны стали комментарии Наполеона III и Николая I по поводу ситуации в Османской империи (ещё одно государство, которого больше нет; частично оно располагалось на месте современной Турции). На протяжении многих веков это было одно из величайших государств мира, но к XIX в. влияние Империи становилось всё меньшим и меньшим, так что её называли «больным человеком Европы». Неудивительно, что Франция и Россия старались «присматривать» за Османией, чтобы кто-нибудь не захватил часть её территорий. Незадолго до войны Наполеон III уверил мировую общественность в том, что Николай I хочет урвать «кусок» империи. Российский же император утверждал: он стремится просто-напросто поддержать братьев по вере (на территории современной Турции в те годы жили миллионы православных христиан), — хотя, нужно думать, политические соображения руководили им не в меньшей мере. Может, Николай I в случае победы и не присоединил бы часть Османии, но точно подчинил бы себе «местного» султана — и, значит, мог бы диктовать ему некоторые политические решения. Но, как говорится, история не знает сослагательного наклонения, — а в Крымской войне Россия потерпела поражение.
Наступательные действия европейских держав в 1954 году привели к тому, что российский город Севастополь был взят в осаду. Эта осада продолжалась немногим меньше года, так что неудивительно, что звуки выстрелов, как пишет об этом Толстой, стали для местных жителей привычными. Сам же Лев Николаевич, будучи офицером, принимал активное участие в сражениях и был награждён за храбрость двумя медалями. Выходить в бой ему было не впервой: в начале военной службы он принимал участие в ряде сражений с кавказскими горцами — и чуть не был убит ядром, врезавшимся в колесо пушки, которую он заряжал.
Любопытный факт
Л.Н. Толстой – поручик артиллерии. Фото 1854 г.
Совпадение это или нет, но большинство классиков второй половины XIX века — за исключением, пожалуй, Островского и Салтыкова-Щедрина — хотя бы раз оказывались на краю гибели либо сталкивались с преждевременной смертью близких. Фёдор Михайлович Достоевский, будучи участником якобы революционного кружка петрашевцев, был приговорён к казни через расстрел; о том, что смертельный приговор отменён, объявили в последнюю минуту, когда писатель уже стоял на эшафоте. Николай Алексеевич Некрасов, рассорившись с отцом, отправился в Петербург без гроша в кармане, чтобы поступить в университет, но не прошёл конкурс и был вынужден несколько месяцев жить на съёмной квартире; в какой-то момент тяжело заболел и больше не смог платить аренду, из-за чего его — больного! зимой! — выгнали на улицу, а после он несколько месяцев жил в ночлежке. Что до Ивана Сергеевича Тургенева, то он в возрасте четырёх лет пошёл с родителями в зоопарк, где чуть не упал в яму с медведями. Нам это кажется скорее забавным, но отцу будущего классика, который едва успел схватить мальчишку за ногу, было не до смеха.
Афанасий Афанасьевич Фет похоронил невесту, погибшую, когда её ночная одежда загорелась от пламени свечи; Фёдор Иванович Тютчев — супругу, пережившую кораблекрушение, но из-за нервного потрясения и переохлаждения заболевшую туберкулёзом и так и не сумевшую побороть коварный недуг.
Таким образом, Золотой век русской литературы, прошедший под знаком дуэлей (которые унесли жизни А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, и этот список лишь по счастливой случайности не пополнил А. С. Грибоедов), сменился эпохой, когда в судьбы писателей и поэтов то и дело вмешивалась трагическая случайность. Увы, в Серебряном веке творческим людям пришлось ещё тяжелее: некоторые из них, например Н. С. Гумилёв и О. Э. Мандельштам, были репрессированы; другие, в первую очередь С. А. Есенин и В. М. Маяковский, ушли из жизни по собственной воле.
Композиция произведения
Оставаясь верным нашим традициям и избегая спойлеров, напомним, что «Севастопольские рассказы» — цикл из трёх произведений:
- •«Севастополь в декабре месяце»;
- •«Севастополь в мае»;
- •«Севастополь в августе 1855 года».
Первая часть цикла не содержит сюжета как такового: это своеобразная «экскурсия», очень жуткая, по осаждённому городу: по его «мирным» улицам — и по множеству комнат в здании, которое некогда было городским Собранием, но теперь превращено в госпиталь. В этом здании то и дело слышатся такие разговоры:
- — Это нашу матроску пятого числа в ногу задело бомбой, <…> она мужу на бастион обедать носила.
- — Что ж, отрезали?
- — Выше колена отрезали.
Вторая и третья часть цикла расположены по принципу антитезы (противопоставления). Главные герои «Севастополя в мае» — люди тщеславные и корыстные; они либо думают только о наградах и статусе, либо и вовсе стараются всеми силами избежать опасности. К числу первых относится штабс-капитан Михайлов, который рассуждает следующим образом:
- Каково будет удивление и радость Наташи [жены], — думал он, шагая на своих стоптанных сапогах по узенькому переулочку, — когда она вдруг прочтет в «Инвалиде» описание, как я первый влез на пушку и получил Георгия. Капитана же я должен получить по старому представлению [по знакомству]. Потом очень легко я в этом же году могу получить майора по линии, потому что много перебито, да и ещё, верно, много перебьют нашего брата в эту кампанию. А потом опять будет дело, и мне, как известному человеку, поручат полк… подполковник… Анну на шею… полковник…
Центральные персонажи «Севастополя в августе 1855 года», напротив, — люди, искренне преданные Отечеству, готовые держать оборону до последнего. Это два брата, Михаил и Владимир Козельцевы: один — прославленный, уважаемый всеми подчинёнными офицер, другой — новобранец, у которого была возможность «отсидеться», но он отправился на Кавказ по собственному желанию. Эти люди не лишены мелких недостатков, но оттого не менее больно смотреть, как война ломает их судьбы.
Авторская позиция
«Севастопольские рассказы» — произведение пронзительное, но вместе с тем предельно понятное. Прославляя воинскую доблесть, автор тем не менее подчёркивает, что в цивилизованном обществе — если таковое когда-нибудь возникнет — люди больше не будут убивать друг друга. В доказательство этой мысли приводится рассуждение:
- <…> что, ежели бы одна воюющая сторона предложила другой — выслать из каждой армии по одному солдату? <…> Потом выслать другого, с каждой стороны, потом 3-го, 4-го и т. д., до тех пор, пока осталось бы по одному солдату в каждой армии (предполагая, что армии равносильны и что количество было бы заменяемо качеством). И тогда, ежели уже действительно сложные политические вопросы между разумными представителями разумных созданий должны решаться дракой, пускай бы подрались эти два солдата — один бы осаждал город, другой бы защищал его.
- Это рассуждение кажется только парадоксом, но оно верно. Действительно, какая бы была разница между одним русским, воюющим против одного представителя союзников, и между 80 тысячами воюющих против 80 тысяч? Отчего не 135 тысяч против 135 тысяч? Отчего не 20 тысяч против 20 тысяч? Отчего не 20 против 20-ти? Отчего не один против одного? <…>
И вот какой вывод делает автор:
- Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать.
Не согласиться с этим сложно — как и с тем, что произведения Льва Николаевича Толстого возымели огромное влияние на мировую общественность XIX столетия. Но нам, как представителям века XXI, стоит задаться другим вопросом: как же так получилось, что после Отечественной войны 1812 года, Кавказской войны и ряда других, более локальных столкновений, которые, очевидно, обернулись для миллионов людей величайшей трагедией, — оказались возможны и Первая мировая, и Вторая мировая войны?