Значение сказки иван царевич и серый волк

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.

Основной темой сказки является поиск счастья.

Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.

Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.

Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.

Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства. 

Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.

Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Популярные сегодня темы

  • Сочинение-миниатюра Иван Флягин Русский богатырь

    Для нас образ богатыря рождает творчество народа, его мудрость и верования. Так былины повествуют нам о таких радетелях земли русской, как Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.

  • Главные герои рассказа Тургенева Певцы сочинение

    В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» рассказчик оказывается в селе, в котором соревнуются два местных артиста. В нем показана обыкновенная крестьянская жизнь, своеобразно связанная с искусством.

  • Сочинение Анализ рассказа Тапер Куприна

    «Тапер» — произведение Куприна, суть которого заключается в том, что истинный талант рано или поздно будет обнаружен и представлен широкой публике.

  • Главные герои рассказа Хамелеон — характеристика персонажей

    Особенностью юмористического рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» является отсутствие описания автором своих героев. Характеристику героям можно дать лишь по их фамилиям и поступкам. Рассказ не большой по размеру

  • Образ и характеристика Петра Муромского из повести о Петре и Февронии

    Князь Петр — главный герой произведения Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор —  это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак волшебной сказки.

 Троекратный повтор  — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца,  готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  — Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;

— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;

 — Коня Ивана съедает Волк,  который становится помощником Ивана;

 — Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;

 — Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;

 — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 — Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;

 — Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.

 — Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг.        Измученная скачкой Елена Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.   Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина  более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.

Анализ русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк» для читательского дневника

14.08.2022

Иван Царевич и серый волк

В статье вы найдете анализ известной русской сказки под названием «Иван-царевич и Серый волк», в который мы включили: краткое содержание, перечень главных героев с описанием, главную мысль произведения (мораль), личный отзыв (впечатления от прочитанного), план пересказа, список незнакомых слов с расшифровкой и подходящие пословицы.

P.S. Комментарии читателей после текста тоже очень советую почитать — много интересных мнений.

Жанр: волшебная сказка.

Краткое содержание (сюжет)

У царя Берендея было три сына. И росло в его саду чудесное деревце с золотыми яблочками. А по ночам кто-то повадился яблочки воровать. Старший и средний сын не смогли определить вора, так как проспали в карауле всю ночь, вместо того, чтобы следить. А младший, Иван-царевич, увидел, что яблоки срывает Жар-птица. Ему даже удалось выдернуть у нее перо, которое ярко светилось в темноте.

И захотелось Берендею заполучить красивую птицу целиком. Все три брата отправились на ее поиски.  В первую же ночь Иван-царевич лишился коня – им поужинал Серый волк. Но чтобы царевич не огорчался сильно, волк пообещал ему помощь в поимке Жар-птицы.

Сел Иван на волчью спину и поскакали они к терему другого царя, Афрона. Волк велел царевичу ночью пробраться в терем, вытащить Жар-птицу, а золотую клетку не трогать. Но не захотел Иван следовать совету, взял и клетку, из-за чего был пойман. Царь Афрон обещал отпустить царевича, если тот украдет для него золотого коня из царства Кусмана.

Поскакали царевич и волк к Кусману. Хитрый зверь снова рассказывает Ивану, как украсть коня и не попасться. Для этого нужно не прикасаться к золотой уздечке. Но опять царевич не стал следовать совету мудрого волка, взял уздечку и был пойман. Царь Куман пообещал помиловать Ивана, если тот привезет ему Елену Прекрасную, дочь царя Далмата.

Поскакал царевич на волке к Далмату. Но тут волк сам крадет девушку, поэтому в этот раз они не попадаются. Иван-царевичу очень понравилась Елена прекрасная, он не хочет ее отдавать. Тогда волк превращается в нее, Кусман отдает коня, а Иван убегает с девушкой. Волк снова превращается в себя, и они едут в царство Афрона.

Поскольку царевичу жалко отдавать и коня тоже, волк превращается в коня, Афрон отдает Жар-птицу.

Волк сбегает от Афрона и прощается до поры до времени с царевичем.

Братья, позавидовав удачливому младшему брату, убивают его и забирают трофеи. Но его воскрешает Волк при помощи живой и мертвой воды, после чего разрывает братьев на кусочки. Иван-царевич возвращается домой с подарками для отца и женится на Елене. И потом живут они долго и счастливо 🙂

Главные герои с кратким описанием:

Иван-царевич – самый главный герой. Младший сын царя Берендея, трудолюбивый, смелый, исполнительный, но не слишком умный и практичный. Не слушает мудрых волчьих советов, из-за чего несколько раз попадает в беду.

Царь Берендей – отец трех царевичей. Его сложно назвать хорошим отцом – двое сыновей выросли убийцами, ради прихоти – желания обладать Жар-птицей — посылает сыновей в опасное и незаконное путешествие, т.к. птицу нужно украсть.

Серый волк – животное-помощник. Мудрый, сильный и хитрый. Преданно служит Ивану-царевичу в благодарность за съеденного коня.

Два брата-царевича – старший и средний. Жадные, ленивые и жестокие. Не выполняют поручение отца, убивают брата из-за красивых трофеев.

План-пересказ:

1.Воровство золотых яблок из сада царя Берендея.

2.Иван-царевич находит Жар-птицу, ворующую яблоки, вырывает у нее перо.

3.Иван с двумя братьями уезжает на поиски волшебной птицы.

4.Потеря коня, знакомство с Серым волком.

5.Главный герой пытается украсть Жар-птицу.

6.Главный герой пытается украсть златогривого коня.

7.Волк крадет Елену Прекрасную.

8.Волк превращается в Елену Прекрасную, Иван-царевич забирает у Кусмана коня.

9.Волк превращается в коня, царевич забирает у Афрона Жар-птицу.

10.Убийство Ивана-царевича старшим и средним братом.

11.Воскресение волком царевича.

12.Месть братьям.

13.Возвращение Ивана к отцу домой, женитьба на Елене Прекрасной.

Главная мысль сказки (мораль, чему учит):

Я думаю, что основных мыслей в этой сказке три.

Во-первых, сказка учит тому, что сложное и опасное дело невозможно осуществить одному, без помощников и поддержки. Если бы Ивану-царевичу не помогал Серый волк, он не смог бы добыть ни Жар-птицу, ни коня златогривого, ни Елену Прекрасную. Его, скорее всего, посадили бы в тюрьму или казнили.

Во-вторых, сказка учит слушаться более мудрых и опытных. Главный герой не послушал волка ни в первый, ни во второй раз, поэтому попал в неприятности.

В-третьих, мы видим, что смелый и упорный человек получает все. Младший сын и перо Жар-птицы заполучил, и саму птицу, и коня волшебного, и невесту красивую. А ленивые и жадные братья погибли.

Отзыв, мои впечатления:

Сказка интересная, но не моя любимая. Можно сказать, что в ней нет ни одного положительного героя. Иван-царевич – вор и похититель царевны, чуть было не погибает из-за своей жадности. Его отец, царь Берендей, просит своих сыновей похитить для него Жар-птицу. Не купить, обменять или попросить отдать, а украсть. Хотя, напомню, что цари — люди не бедные. Другие правители, Афрон и Кусман, соглашаются отпустить Ивана тоже только в обмен на преступление – он должен своровать коня для одного и похитить человека для другого. Волка, хоть он служит царевичу и спасает его, можно назвать соучастником преступлений. Два других царских сына – убийцы. Как видите, в этом произведении абсолютно нет примеров для подражания. И очень жаль Елену Прекрасную – ее согласия на брак никто не спрашивал.

Мой любимый эпизод – это воскрешение Ивана-царевича при помощи мертвой и живой воды. Я очень надеюсь, что медицина будущего сможет изобрести лекарства, подобные этим волшебным водам. И воскрешение умерших людей перестанет быть просто эпизодом из сказки.

Неизвестные слова с расшифровкой:

Караулы – охрана

Похитник – вор

Задолить («сон задолит») – здесь в значении «одолевать».

Пригорюнился – расстроился, огорчился.

Гуж – специальная петля, которая соединяет оглоблю с дугой в конской упряжке. Служит для управления лошадьми.

Чудится – мерещится, кажется.

Подходящие пословицы и поговорки:

Долг платежом красен.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Кто к нам с мечом придет, тот от него и погибнет.

Скупой платит дважды.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Корысть глаза слепит.

Жадность последнего ума лишает.

Не зная броду, не суйся в воду.

Всяк хочет взять, да никто не хочет дать.

Где растяпа и тетеря, там не прибыль, а потеря.

Анализ других русских сказок для читательского дневника:

Белая уточка

Гуси-лебеди

Два Мороза

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::


Сказки для детей. «Иван Царевич и серый волк».

Сказки для детей. «Иван Царевич и серый волк».Большинство сказок являются высокохудожественными литературными произведениями. Дети любят сказки. Они способствуют их эмоциональному и нравственному развитию. Слушая сказки, дети «примеряют на себя» образ главного героя или героини – смелых, красивых, борются вместе с ними за правду.

Сказки для детей младшего возраста – это еще и способ общения с родными людьми, т.к. слушая сказку, малыш слышит голос близкого человека, учится различать голосовые интонации и их значение. Постигая смысл того или иного сказочного произведения, дети учатся сопереживать героям, искренне радоваться успехам и достижениям других, жалеть и защищать слабых, помогать им. Также, и, наверное, это самое важное, что дают сказки – у ребенка зарождается чувство веры в справедливость: зло всегда должно быть наказано.

Развивающий и воспитывающий потенциал сказок

Сказки, как и любые литературные произведения, способствуют речевому развитию детей, учат их формулировать свои мысли. Помимо этого, сказки имеют огромное значение в формировании творческих способностей детей. Когда ребенок слушает или сам читает сказку, происходит процесс формирования творческого потенциала, развивается образное и абстрактное мышление.

Несомненно, первыми, самыми важными и авторитетными для ребенка воспитателями являются его родители, но и воспитательная ценность литературных произведений бесспорно очень велика. С самого раннего возраста, как только ребенок начинает слушать сказки, запускается процесс его самовоспитания.

Особенности русских народных сказок

Передаваемые из уст в уста русские народные сказки соединили в себе мотивы былин и Библии. В народных сказках отражены представления наших предков об окружающем их мире, который полон загадок и неожиданностей. В сказках русского народа органично сочетаются древние традиции Руси, язычества и раннего христианства. Таким образом, знакомясь со сказками, ребенок начинает изучать историю своей страны, ее обычаи. Кроме того, каждая сказочная история несет в себе глубокий поучительный смысл, в чем заключается ее огромное воспитательное значение.

Во многих русских народных сказках главным героем становится Иван Царевич. Он попадает в различные сложные ситуации. Например, Иван Царевич в одной из сказок добывает молодильные яблоки («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»), в другой – ловит Жар-птицу («Иван Царевич и серый волк»), еще в одной из сказок сражается с Чудом-Юдом («Иван − коровий сын).

Подсознательно, изучая опыт Ивана Царевича, ребенок представляет и себя в различных трудных условиях и учится находить выход из них. Так сказки для детей позволяют накапливать в подсознании юных читателей способы решения различных жизненных ситуаций. Сказки простым доступным детям языком повествуют о главных законах жизни не только в сказочном, но и вполне реальном обществе, о том, как важно быть добрым и справедливым, ставить высокие цели и добиваться их реализации во благо близких людей и всего общества.

Сказка «Иван Царевич и серый волк»

Как и многие другие сказки для детей, «Иван Царевич и серый волк» имеет поучительный смысл, который так важен в формировании личностных качеств ребенка.

  • Во-первых, Иван Царевич не выдержал искушения золотой клеткой, за что и был наказан. Малыш усвоит на будущее такой урок: никакие материальные ценности не смогут принести счастье и заменить свободу.
  • Во-вторых, другом Царевича в сказке становится волк, имеющий в большинстве сказок скверную репутацию. А в сказке «Иван Царевич и серый волк» этот самый волк символизирует преданность, мудрость и силу. Значит, тот, о ком ходит дурная молва, может стать настоящим другом. Нужно внимательнее относиться к окружающим, и они помогут тебе в трудной ситуации – такой вывод может сделать ребенок, послушав сказку.
  • В-третьих, на примере главного героя дети смогут научиться не унывать, когда неожиданно могут обрушиться неприятности, не отступать перед трудностями и проявлять настойчивость. Нужно искать выход из опасного положения. Ведь Иван Царевич продолжал бороться за Жар-птицу и красавицу Елену.
  • В-четвертых, в этой сказке ярко проиллюстрирован пример того, что усердие и ответственность всегда будут вознаграждены.
  • В-пятых, финалом сказки становится свадьба – символ любви, жизни и продолжения рода. Именно этот факт формирует в ребенке семейные ценности и жизненные приоритеты.

Размышляя над сказкой Иван Царевич и серый волк, предложите ребенку мысленно представить образы царевича, Жар-птицы, волка, пусть малыш расскажет, каким ему видится тридевятое царство, дремучий лес и волшебный сад. Возможно, чтение сказки позволит пробудить в ребенке не выявленные способности к живописи, музыке, литературе и другим видам искусства. Если ребенку захочется нарисовать Ивана Царевича или какой-либо эпизод из этой сказки, написать продолжение или свою версию сказки, такие стремления нужно всячески поощрять.

В.А. Жуковский под впечатлением народной сказки «Иван Царевич и серый волк» создал свою собственную поэтическую версию этого произведения, которое получило название «Сказка о Иване Царевиче и сером волке». В. В. Васнецов создал живописное полотно, иллюстрирующее сказку. И в наши дни сюжет сказки остается актуальным: режиссер В. Торопчин создал мультфильм по мотивам сказки «Иван Царевич и серый волк».

Таким образом, можно отметить огромное влияние сказок на развитие творческих способностей человека, как взрослого, так и совсем юного.

Закладки:

Теги:

  • Материалы по теме:

    … loading images

  • Значение сказки в формировании личности ребенка
  • Значение сказки в жизни человека
  • Значение семьи для человека сочинение
  • Значимость русского языка сочинение
  • Значение языка в жизни человека сочинение рассуждение