Значение сказки колобок у славян


Сказка про колобка.

А теперь обратимся к исходному, подлинному тексту древней сказки «Колобокъ», где «коло» – это круг и «бок» какого-то круга. То есть мы видим бок какого-то круга, который ещё сам ходит по кругу. Посмотрите, читая сказку, на щит Числобога и Вам Всё будет понятно.

Попросил Рас Деву:

— Испеки мне Колобок.
Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.
Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему – Лебедь:
— Колобок-Колобок, я тебя съем!
И отщипнул клювом кусочек от Колобка.
Катится Колобок дальше. Навстречу ему – Ворон:
— Колобок-Колобок, я тебя съем!
Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел.
Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь:
— Колобок-Колобок, я тебя съем!
Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.
Катится Колобок, катится по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему – Волк:
— Колобок-Колобок, я тебя съем!
Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился.
Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит:
— Колобок-Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Лисонька, – только и успел проговорить Колобок, а Лиса его – “ам”, и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни «почти ватрушкой», как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить.

Колобок – это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Недаром русский народ повсюду славился своим образным мышлением. Сказка о Колобке – это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца (Луны) по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). «Замес» Колобка – полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идёт на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) – «съедают» часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остаётся – Мидгард-Земля (по современному – планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Наши Предки, выводя детей на улицу, показывали им, что вот там такое-то созвездие (чертог), там такое-то… И дети видели, как колобок катится по небу и как исчезает. Образ этой сказки был понятен ребёнку. С помощью этой сказки дети получали начальные познания в астрономии: они днём видели Солнце, а теперь им показывали ночное небо, Месяц, небесные Чертоги (т.е. созвездия) и они образно изучали звёздную карту Мира. Другие сказки также раскрывали перед детьми образы различных природных явлений.

Славянские дети в отличие от христианских детей, запуганных с детских лет, не боялись Природы. Почему не боялись? Потому что знали, что нас породил РОД, а всё, что при нём – есть ПРИРОДА и всякое явление Природы подвластно воле Богов. А раз мы дети Божьи, значит, эти явления подвластны и нам. Но понятие властвовать означало – ЗНАТЬ.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. – Это про Небеса и Ярило-Солнце. Интересно, как бы современные сказочные новоделы изобразили бы красного Колобка? Подмешали румян в тесто?

Можете сравнить нашу сказку с современными данными о последовательном изменении освещённости Луны. Нигде Вы не найдёте связи с чертогами (созвездиями), как бы только освещённость Луны и всё.

Система Земля-Луна-Солнце

Отображение жизни в сказочных образах.

Луна по своему пути вокруг Земли освещается Солнцем, она сама не светится.

1. новолуние, 3. первая четверть, 5. полнолуние, 7. последняя четверть.

Последовательное изменение видимой луны на небе

Отображение жизни в сказочных образах.

Луна проходит следующие фазы освещения:

новолуние — состояние, когда Луна не видна (состояние 1 на рисунке)
· первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.

первая четверть — состояние, когда освещена половина луны (состояние 3 на рисунке)
полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком (состояние 5 на рисунке)
последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны (состояние 7 на рисунке)
Чтобы отличить первую четверть от последней, находящийся в северном полушарии может использовать следующие правила: Если лунный серп в небе похож на букву «С», то это — луна «Стареющая», то есть это последняя четверть. Если же он повёрнут в обратную сторону, то, мысленно приставив к нему палочку, можно получить букву «Р» — луна «Растущая», то есть это первая четверть.

Растущий Месяц обычно наблюдается вечером, а стареющий — утром.

Следует заметить, что вблизи экватора Месяц всегда виден «лежа на боку», и данный способ не подходит для определения фазы, а в южном полушарии фазы луны проходят в обратном порядке.

Для детишек ещё пара-другая загадок:

Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц)

Молодой был – молодцом глядел, под старость устал – меркнуть стал, новый родился – опять развеселился. (Месяц)

Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто её не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце)

Кто на свете всех богаче? (Земля)

Мы с Вами уже говорили, что славянские созвездия (Чертоги) не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете – 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с зодиакальным знаком Льва.

Без знаний звездочтения наши Предки не обходились в повседневной жизни. Эти знания нужны были не только для использования их в сельскохозяйственной деятельности. Рождение ребёнка под определённым созвездием определяло его характер, наклонности и способности к определённому виду трудовой деятельности. Всё это учитывалось в воспитании детей.

Источник.

  • Авторы
  • Научный руководитель
  • Файлы
  • Литература


Воробьева С.А.

1


1 г. Калуга, МБОУ «Гимназия № 24», 5 «А» класс

Кошевич О.А. (Калуга, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия № 24»)


Гудкова И. О. (Калуга, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия № 24»)

1. Русская народная сказка «Колобок».

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка , 1978-1980.

3. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов 2002.

4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т.3 1987 г.

5. Зараев А. Большой астрологический календарь. 2015

6. Кононович Э. В., Мороз В. И. Общий курс астрономии: учебное пособие/ под ред. В. В. Иванова/.

7. Прокопенко И. Тайны древних цивилизаций.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/5/28967

О, сколько мудрых мыслей в сказках скрыто!

Не стоит сказками, друзья, пренебрегать.

Советов жизненных не счесть. Но их услышав,

Мы не спешим всерьез все принимать….

А. Морозов

Во все века сказки сочинялись для того, чтобы в иносказательной форме научить человека понимать окружающий мир, явления природы, взаимоотношения между людьми.

К сожалению, многие сказки со временем утратили свой изначальный смысл. Это происходило потому, что каждый рассказчик понимал и передавал сюжет сказки по-своему. Из-за этого первично интересные и мудрые сказки, сейчас кажутся нам простыми поучительными историями.

В конце 19 и начале 20 века многие писатели специально переписывали их на новый лад, превращая мудрую историю в обычный приключенческий рассказ. После Октябрьской революции сказки и детские книжки в России вообще были запрещены. Но в устной форме сказки продолжали жить среди народа. Их снова и снова пересказывали люди своим потомкам.

Каждый из нас с детства слышал сказку «Колобок». Но мало кто знает, что эта многовековая сказка рассказывает о таком явлении природы, как цикличная смена фаз Луны.

Существуют древние книги, написанные на славянском языке. В них рассказано остроении нашей Солнечной Системы, Вселенной и всей нашей Галактики. Уже много тысяч лет назад наши предки знали о 9 планетах, вращающихся вокругСолнца. У древних славян был свой, очень удобный в обращении календарь (Бога Коляды дар),была своя письменность, азбука. Все это говорит о том, что древние славяне обладали знаниями, которые сейчас, из-за сложившихся обстоятельств,почти забыты.

Цель работы: раскрытие изначального смысла сказки « Колобок» и понимание связи смысла сказок и природных явлений, окружающих человека

Задачи работы:

– изучить литературу по данной теме;

– рассмотреть происхождение древнеславянских слов из сказки «Колобок»;

– рассмотреть законы движения Луны вокруг Земли и провести наблюдения за Луной;

– провести анкетирование, проанализировать полученные результаты, сделать соответствующие выводы;

– подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу о том, что, не смотря на широкую популярность русских народных сказок и знания их поучительного смысла, изначальный смысл остается незамеченным.

Актуальность работы заключается в том, что русская народная сказка «Колобок» рассматривается не с привычной точки зрения (когда выделяется поучительный смысл сказки), а исследуется ее изначальный смысл, что делает изучение фольклорных произведений интересным для детей.

Гипотеза

Изначально в старославянских сказках, прежде всего, отражались знания славян о строении Солнечной Системы, явлениях природы и описывались законы окружающего нас мира.

Объект исследования: русская народная сказка «Колобок»

Предмет исследования: изначальный смысл русской народной сказки «Колобок»

Методы исследования:

– изучение источников информации о сказке «Колобок»;

– чтение и построчное размышление над русской народной сказкой «Колобок»;

– анкетирование учащихся по анкете, разработанной автором;

– наблюдение за Луной.

Новизна работы заключается в том, что древнеславянская сказка «Колобок» может служить пособием для изучения фаз Луны.

Практическая значимость: сказка «Колобок» в игровой форме объясняет детям, как изменяется Луна в течение месяца: как она убывает и растет.Произведение может быть использована для изучения созвездий нашей Вселенной.

Было проведено занятие «Что мы знаем о Луне» с учениками 1–4-х классов МБОУ «Гимназия № 24» г. Калуги с использованием материалов научной-исследовательской работы автора «Изначальный смысл сказки» Колобок». Древнеславянская сказка, какучебное пособие для изучения цикла Луны».

II. Основная часть

1. Теоретическая часть

1.1. Возникновение древнеславянской сказки « Колобок» и ее изначальный смысл

Чтобы понять древние сказки и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей, живших в древние времена, когда и появлялись сами сказки.

Это были времена, когда по старинным преданиям наши предки жили на северном материке.

С давних времен известна поговорка:

«Сказка ложь, да в ней намек! Кто познает – тем урок».

Как лучше всего сохранить и передать информацию (или «урок») потомкам?

Носители информации могут быть разными. Сказки, сказы, былины – один из видов передачи информации из поколения в поколение. Русские народные сказки – это наше наследие, наша культура. Сказки рассказывают и читают дедушки и бабушки своим внучатам, мамы и папы своим детям перед сном и на досуге.

Одной из первых сказок, которую родители рассказывают своим детям, является Колобок. Почему?

Сказка содержит яркие образы животных, легко и просто рассказывает о приключениях симпатичного для всех героя – Колобка. Слушая сказки, дети учатся мыслить образно, что очень помогает им потом в жизни. Сказка про Колобка живет уже не одну тысячу лет. Из поколения в поколение рассказывают ее люди.

Существует английская народная сказка, в которой главного героя зовут Джонни-Пончик. Это аналог русского Колобка. А самым распространенным «коллегой» Колобка можно назвать Пряничного (Имбирного) человечка из США. Но в настоящее время рассказывается неполная и измененная версия старой русской народной сказки.

А какой же была полная версия сказки?

Главное отличие заключается в том, что в старой сказке убегает Колобок от зверей не целым. Каждый встреченный зверь откусывает от Колобка по куску. И до Лисы докатывается только его маленькая долька.

Вспомним сюжет сказки «Колобок» подробнее. История начинается, когда дед просит бабу испечь ему колобок. Баба помела-поскребла по сусекам, замесила тесто и испекла колобок. Дальше Колобок оживает и сбегает навстречу приключениям. По пути ему встречаются разные звери, которые пытаются съесть Колобка, но он ото всех убегает. И только хитрой лисе удается обмануть и съесть главного героя сказки.

Это современный вариант сказки, но более ста лет назад она звучала по-другому. Вот один из древних текстов знакомой нам сказки:

Попросил Дед испечь Колобок.

Она по амбарам по Сварожьим помела,

По сусекам по Чертожьим поскребла,

Слепила Колобок, испекла и на окошко Рады стыть положила.

Пошел Звездный дождь, опрокинул Колобка,

Покатился он по Перунову пути, да по древнему пути:

Вепрь кусочек откусил, Ворон отклевал, Медведь бок примял, Волк часть съел,

Пока Лиса совсем не съела.

В этом тексте встречаются незнакомые нам слова и выражения. На сегодняшний день мы не употребляем их и не знаем их смысла. Раньше Сварожьим кругом называли круг зодиакальных созвездий. В нем было 16 созвездий, а сейчас их всего 12. И назывались они тоже по-другому. Это были созвездия в основном животных и птиц: Лебедя, Ворона, Вепря, Лисы– имена богов – покровителей этих созвездий.

vorob1.tif

vorob2.tif

Теперь становится понятно, о чем рассказывается в приведенном нами отрывке сказки. Мы догадываемся, что наш Колобок – не просто булочка, а что-то созданное на небе, среди созвездий. После создания он начинает свое движение из одного созвездия в другое, при этом в каждом из них он оставляет «кусочек своего бока».

Зная, что именно так ведет себя спутник Земли – Луна, мы понимаем, что эта сказка о ней.

Луна движется вокруг Земли, и мы можем наблюдать четыре ее фазы:

– полнолуние, когда Луна видна полностью;

– убывание Луны, когда с каждым днем Луна становится меньше и превращается в серпик;

– новолуние, когда Луна совсем не видна;

– рост Луны, когда ее видимая часть постепенно увеличивается.

Каждой фазе Луны соответствует свое созвездие. Спутник нашей планеты за 29 дней проходит все 12 (16 по-старому) созвездий. В каждом из них Луна задерживается несколько дней, при переходе из одного в другое, меняется по размеру ее видимая часть.

При растущей Луне происходит прибавление к ней «кусочков». Это Баба «наскребла по сусекам» муки. Затем она добавляет в муку воду. Луна еще увеличивается. Когда тесто помещают в печь, оно поднимается – Луна продолжает расти. И вот Колобок испечен – наступает полнолуние. Дальше Колобок отправляется в путь по Сварожьему кругу. Он проходит созвездие Вепря, и Вепрь ему откусывает кусочек бока – Луна начинает убывать (начало 3 фазы Луны).

Затем Луна-Колобок попадает в созвездие Ворона, который тоже «отклевывает» от него кусочек. Луна продолжает уменьшаться (3 фаза Луны).

Так от созвездия к созвездию, встретившись с Медведем и Волком, Колобок превратился в тонюсенький серпик. (4-я фаза Луны). Таким он попадает в созвездие Лисы, где исчезает без следа (новолуние).

Сказка поведала нам о циклах и фазах Луны, о ее движении через созвездия зодиакального круга.

1.2. Значение слов «колобок» и «сусеки»

Теперь рассмотрим, почему же наш герой носит имя Колобок.Перелистаемзнаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка»В. И. Даля. Из него мы узнаем, что в ходу в те времена было старинное слово «коло», означающее «круг, окружность, обод, обруч; колесо».

Было и слово «колобъ», в значении «башка, скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец; небольшой, круглый хлебец; конурка, толстая лепешка, круглый пирог с толокном». Колобок – уменьшительное от слова « колоб». «Скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; клецка из пресного теста».

В тверских говорах есть слова колобу?ха – «галушка, увалень», колоба?н – «толстая лепешка», околобе?ть – «сжаться». То есть, колобком называлась толстая, круглая лепешка, изготавливаемая в виде хлебного кома, почти шара или разбухающая до формы шара к концу выпечки.

Таким образом, имя главного героя сказки продиктовано его формой. Рассмотрим еще одно незнакомое нам слово – «сусеки».

vorob3.tif

СУСЕКИ – для хранения продуктов раньше часто использовали разного вида короба или»ящики» – так называемые сусеки, иногда короб делали из цельного пня.

СУСЕК (из словаря В. И. Даля) – засек, закром, сукром, отгороженный ларь в амбаре, житнице, для ссыпки зернового хлеба

2. Практическая часть

2.1. Наблюдение

В течение двух месяцев я проводила наблюдение за Луной. Узнавала по лунному календарю, в каком созвездии находится Луна в каждом из дней. В какое время она заходит и восходит. Как происходит ее изменение по фазам.

vorob4.tif

Выяснила, что:

– в сентябре 2015 года новолуние наступило 13 числа в 09:42 , в созвездии Скорпиона;

– солнечное затмение было тоже 13 числа, в 09:55;

– полнолуние наступило 28 сентября в 05:52, в созвездии Овна;

– лунное затмение было в тот же день, в 05:42;

– в октябре этого года новолуние наступило 13 числа в 03:07, в созвездии Весов;

– полнолуние наступило 27 октября в 15:06, в созвездии Тельца.

Кроме наблюдений. Мне стало интересно: знают ли про этот вариант сказки мои одноклассники. Я провела анкетирование в своем и параллельном классе.

По его результатам, были построенные диаграммы, на которых видно, как ребята относятся к сказке.


Библиографическая ссылка

Воробьева С.А. ИЗНАЧАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ «КОЛОБОК». ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ СКАЗКА КАК УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦИКЛА ЛУНЫ // Старт в науке. – 2017. – № 4-3.
;

URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=794 (дата обращения: 10.01.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Славянские сказки — это зашифрованное послание наших Предков. Может быть поэтому они и сохранились до наших дней, не подвергшись уничтожению. Теперь на знакомые нам с детства сказки, можно посмотреть совершенно в другой плоскости.

Для того чтобы понять славянские сказки, необходимо вернуться к своим истокам, для начала вспомнить свой древний язык и значение каждого слова, и тогда мы получим совершенно новую информацию и знания, оставленные нам нашими Предками.

Вплоть до конца XVIII века интеллигенция и духовенство относили сказки к разряду суеверий простого народа, который неизменно изображался, как дикий и примитивный. Господствующее философско-мировоззренческое направление той эпохи — классицизм — ориентировалось на античность, сдобренную христианской цензурой, и европейский рационализм. Учиться дворянину у крестьянина нечему.

Однако в начале XIX века, вместе с движением романтизма к учёным, философам, поэтам приходит осознание того, что древнейшее мифологическое сознание во многом определяет быт и мировоззрение каждого человека. Нельзя уйти от своих корней, ибо разрыв с ними подобен отделению реки от её истока. «Изучение старинных песен, сказок, — пишет Пушкин, — необходимо для совершенного знания свойств русского языка». Начинается интенсивное изучение сохранённых в народе сказаний, становится очевидным их глубокая ценностная и мировоззренческая значимость.

Что же нам известно о сказке сегодня? Сказка — это средство формирования мировоззрения человека в традиционной славянской культуре. Наряду с объяснением нравственных ценностей, сказки содержат цельную картину мира. Эта картина мира перекликается с космологическими моделями, представленными в мифологиях разных народов мира. Таковы архетипы мировой горы, вселенского яйца, мирового древа, мотивы нисхождения героя в подземный мир или вознесения в высшие миры. Предлагаем рассмотреть космологические коды русских сказок, понять которые позволяет обращение к текстам Вед.

Учёные установили, что некогда предки славян, иранцев, индийцев, европейцев жили вместе, были единым народов с общей культурой и мировосприятием. Александр Николаевич Афанасьев в предисловии к своей книге «Народные русские сказки» писал: «Мы не раз уже говорили о доисторическом сродстве преданий и поверий у всех народов индоевропейского племени». Чтобы подчеркнуть особую близость ведической культуры, сохранившейся в Индии, и традиционной культуры славян профессор Рахул Санскритьян использовал особый термин — «индославы». Таким образом, присутствие элементов ведической космологии в славянской сказке предстаёт более, чем закономерным.

Начнём с известной каждому народной сказки «Колобок». Шар или блин в традиционной культуре — символ солнца. Масленичные блины символизируют солнце, т.к. масленица вобрала в себя языческий праздник весеннего равноденствия. На древнеславянском «коло» или «хоро» — «круг», что свидетельствует о сакральном, «солнечном» смысле танца хоровода. На санскрите также «кхала» — солнце, «гхола» — «круг», «сфера».

Колобок — символ солнца. Понять смысл движения колобка и съедания его лисой мы сможем, обратившись к ведическому представлению о солнечном затмении. В особых накшатрах — сочетаниях созвездий, демон Раху, согласно Ведам, «заглатывает» солнце, вызывая затмение. Такую же функцию в сказке выполняет лиса.

Что же символизируют встречаемые звери? Это можно понять, если помнить о том, что до начала использования греческих символов Зодиака, гороскоп славян был зооморфным. Разные звери символизировали различные созвездия. Таким образом, на уровне астрономическом сказка колобок — это изложение мифа о солнечном затмении, о движении солнца по небу. На уровне же нравственном сказка повествует о пагубности тщеславия.

КОЛОБОК

РАСШИФРОВКА РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

ДЕТЯМ И ВЗРОСЛЫМ

Сакральный смысл сказки колобок. Скрытые символы в русских сказках. Виталий Сундаков

  • Значение сказки в формировании личности ребенка
  • Значение сказки в жизни человека
  • Значение семьи для человека сочинение
  • Значимость русского языка сочинение
  • Значение языка в жизни человека сочинение рассуждение