Значение сказок для детей

Статья на тему: «Значение сказок в жизни ребенка».

Сказка — это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. Это первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается в период дошкольного детства. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь. И у каждого она разная. А почему? В чем здесь глубинный смысл?

В каждой прочитанной нами сказке, можно найти, как и полный перечень человеческих проблем, так и пути и способы их решения. Подсознательный выбор сказки отражает проблематику личностных моментов в жизни человека, их стремлений и убеждений. Известный американский психолог Эрик Берн еще в середине ХХ века доказывал, что с помощью сказок возможно даже запрограммировать будущее ребенка.

Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд — они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный смысл вложенного замысла в сказку. И чем короче сказка, тем больше она имеет объем вложенной в нее информации. А в таком случае сказки не менее нужны родителям, чем их детям.

Как пример — предлагаю разобрать сказку «Колобок». Все, вы, хорошо помните, как колобок убегает из дома, чтобы увидеть мир. Безусловно, что он имеет большую тягу к приключениям. По характерологическим признакам он является энергичным, коммуникабельным, достаточно активным, подвижным, живым, имеет хороший характер и безграничное желание узнать что-то интересное, неизвестное. Тип темперамента — скорее, сангвиник.

На пути к неизведанным приключениям он встречает несколько персонажей, которые становятся ему помехой. Но Колобок умеет договариваться с каждым — даже самого отрицательного героя из сказки смог убедить отпустить его. Со временем, уже будучи уверенным в себе, как сформировавшаяся личность, путешественник теряет бдительность, его самоуверенность, дерзость подавляет такие психологические процессы, как внимательность и наблюдательность — и его, с помощью обмана, съедает Лиса.

Данный сюжет сказки встречается в сказках многих народов мира. Он является поучительным, потому что несет в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам.

Какие уроки можно из этой сказки вынести и чему научить ребенка, рассказывая ее:

1) Не терять чувство самоконтроля. Всегда можно найти выход из ситуации и противостоять тому, кто оскорбляет: позвать на помощь друзей, проявить хитрость. Ведь Колобка мог бы еще съесть Заяц, если бы наш герой не схитрил: «Давай, я тебе песенку спою!» Или все же, просто убежать, — так и поступал каждый раз Колобок, пропев песенку.

2) Не доверять первому встречному. В жизни встречаются разные люди, как доброжелательные, так и наоборот. На всякий случай, всегда нужно быть на все готовым, ведь не всегда нехорошие люди прямо и откровенно дают понять: «Я тебя съем!» Большинство, в отношении к вам, могут поступить, как хитрая Лисичка, усыпить вашу бдительность лестью и искусно сыгранной добротой; поэтому, здесь стоит быть очень осторожным, чтобы разгадать намерения людей.

3) Выбирать правильный путь в жизни. Об этом стоит с ребенком говорить в самом конце. Ведь Колобок был испечен с соответствующей целью, Дедушка и Бабушка возлагали на него свои надежды, а наш непослушный герой испортил жизнь и себе и им. У каждого человека есть свои способности, это является признаком назначения каждого в этом мире. Согласно данным признакам и призванию души — люди, как правило, стараются выбирать себе профессию, вид деятельности, занятие. И, безусловно, сделав правильный выбор профессии — человек сможет реализовать свои таланты в жизни, а своими успехами приносить большую пользу себе, родным и обществу, и получить от своей профессиональной деятельности еще и удовольствие. Самоутвердиться.

Как итог:

— Не спешите отказывать. Когда вас просят «поскрести по сусекам», а вы знаете, что там ничего нет, — все равно поскребите. Бабушке хватило муки на Колобка …

— Не оставляйте детей без присмотра. Ведь Колобок — не кто иной, как малыш, который, как только Бабушка отвернулась, спрыгнул с подоконника и отправился в лес!

— Не забывайте о своем детстве. Почему главный герой сказки так безрассудно решился на приключения? Наверное, потому, что ему стало одному довольно грустно лежать на подоконнике. Поэтому, не стоит спешить ругать ребенка за непослушание, а лучше вспомните, как сами хотели когда-то в детстве почувствовать себя «взрослым и самостоятельным», говоря, по желанию мамы помочь: «Я сам!».

Рекомендации:

* Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день — это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.  Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам.

Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо. 

*Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.

Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.

Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

* Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «… и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.

* Не стоит читать грустные сказки ребенку на ночь. Потому что тяжело будет представить, что ребенку может присниться после такой сказки.

— Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.

Педагог-психолог: Л. В. .Левичева,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Улыбка»

г.о. Луховицы Московской области

Роль
сказки в жизни дошкольника

«Сказка — ложь, да в ней намёк…»

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко
обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно
детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное
место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст
«возрастом сказок».

Сказка — это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени
содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка — это. Прежде всего,
произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань
между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их
психологическим особенностям.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем
самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по
своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не
любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на
то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них
нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия
создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует
формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют
себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть
лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Художественное восприятие является активным для детей дошкольного
возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего,
человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей
старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер:
они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во
внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью
воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его
избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно
так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»).

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного
возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю,
страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и
не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира,
выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает
оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим
пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

По словам В.Г.Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться
чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки
обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь
в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет
больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую
берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и
многое другое.

Сказка может нарисовать разные картины природы:

                    
красоту
летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные,
листики шумят золотые…» (Хаврошечка);

                    
картину
зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни,
ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост…» (Лисичка-сестричка и серый волк).

Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы
воспринимаются детьми ^ эмоционально, и, быть может, впервые дети начинают
понимать, как прекрасен окружающий их мир.

Многие
родители иногда недооценивают роль сказки в формировании личности ребенка.

На самом деле сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и
воспитания каждого ребенка.

Дошкольный возраст — это возраст сказки. Сказка должна входить в жизнь
каждого ребенка с самого раннего возраста и сопровождать его на протяжении
всего дошкольного возраста.

Чем полезны сказки? Во-первых, слушая сказку, ребёнок получает Красивый и
правильный образец речи, что очень важно для речевого развития. Сказка помогает
правильно строить диалог с собеседником. Сказка помогает развивать связную
речь. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи, потешки
гораздо быстрее начинают правильно говорить.

Также сказки являются источником новых незнакомых ребенку слов, на
которые важно обращать внимание, объяснять значение и, тем самым, увеличивать
его словарный запас. Также благодаря рассказыванию сказок, ребенок в дальнейшем
учится последовательно передавать сюжет,    т. е. — пересказывать.

Во-вторых, сказки являются уроками нравственности. Ведь сказочные герои
бывают очень разные: добрые — злые, ласковые — грубые. С их помощью можно
показать детям плохое и хорошее, как можно поступать, а как нельзя. Сказка учит
сопереживать, развивается фантазия, мышление, творческий потенциал, память.

В-третьих, сказка — это способ общения с малышом на понятном им языке.

Почему дети любят сказки?

Дети дошкольного возраста с трудом отличают реальность от вымысла,
поэтому волшебство сказки завораживает и сюжет разворачивается прямо там, где
вы читаете сказку. Сказочные образы — лиса, петух, волк — оживают, умеют
разговаривать, тем самым развивают детскую фантазию. Фантазировать детям очень
полезно, так как фантазия помогает развивать интеллект у ребенка. Читать сказку
лучше всего перед сном, когда ребенок устал и его ничего не будет отвлекать от
прослушивания.

Какие сказки НУЖНО ДЕТЯМ читать? Самыми традиционными являются народные
сказки, переходящие из поколения в поколение.

Главное — правильно выбирайте ребенку сказки для чтения, в первую очередь
учитывая возраст ребенка и возможные особенности развития. Прежде чем
рассказывать сказку детям, проанализируйте ее сами, так как часто можно
встретить непонятные выражения или слова для детского слуха. Также в некоторых
сказках можно увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить
или .

огорчить ребенка.                                                                   „ _

С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии.
В этот

период благоприятно использовать игру, где ребенок сам придумывает
концовку сказки.

Можно поиграть в Игру «Новые сказки»                                

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событии в
ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в
стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герои. Например,
в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на море. А что
произойдет, если там появится еще и злой волшебник. Фантазируйте вместе с
детьми.

ЧТЕНИЕ СКАЗОК РАЗВИВАЮТ МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ РЕБЕНКА.

Игра «Звукорежиссеры» поможет вам как бы «озвучить” понравившуюся
картинку из сказки. Для этого прочитайте сказку, рассмотрите иллюстрации и
остановитесь на самой яркой для ребенка. Предложите вашему ребенку вспомнить,
что говорили герои в данный момент.

Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку,
останавливаемся перед развязкой и предлагаем придумать концовку. В этот период
следует ребенку покупать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся  ему по душе. С
пяти до семи лет, как правило, ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом,
приключенческая литература.

Но если ваш ребенок не проявляет интереса к слушанию, а в дальнейшем и к
чтению сказок, не огорчайтесь, ведь ем можно предложить поиграть со сказкой и
сделать домашний мини-театр своими руками. И вы обязательно убедитесь, что время,
проведенное в беседе с ребенком, откроет вам много нового о вашем ребенке.

Рекомендации родителям по чтению сказок детям

1. Не забудьте познакомиться со сказкой предварительно

2. Постарайтесь найти и объяснить все сложные и непонятные слова,
встречающиеся в тексте (можно в процесс или после рассказывания)

3. Сказку лучше рассказывать, чем читать, старайтесь очень выразительно,
передавая речь героев, выделять интонационным голосом, жестом, мимикой
особенности интонации.

4.Делайте паузы, логические ударения, выделяйте главные слова, идею
произведения.

5. После прочтения побеседуйте с ребенком (обсудите поведение персонажей,
мотивы их поступков, рассмотрите при этом иллюстрации из книги)

6. Можно рассказать сказку еще раз.

 Прочитайте ребенку:

·       
Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка

·       
Про
Иванушку дурачка

·       
Жихарка

·       
Привередница

·       
Красная
шапочка

·       
Три
поросенка

·       
Бременские
музыканты

·       
Петушок и
бобовое зернышко

·       
Лисичка-сестричка
и волк

·       
Лиса и
козел

            Дорогие
родители! Читайте детям сказки! Тем самым вы общаетесь с ним, обясняете, что
хорошо, что плохо и почему. Воспитываете своего ребенка на примере
положительных героев.  Сказка учит доброте, преданности, уважению, поэтому ребёнок
хочет подражать любимым героям. Учиться различать добро и зло.

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса,
волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку.
Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не
уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим
содержанием сказки дают детям знания о природе.

Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты
присущи тому или иному зверю. Ведь многие интересные особенности поведения
животных, произрастания растении, суть некоторых явлений неживой природы,
недоступны для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка. Детям старшего
дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных
условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах,        ^

добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе.
Результаты исследовании детей дошкольного возраста показывают, что первичные
представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно
под влиянием сказки. Впечатления детских лет — самые яркие и устойчивые, они
оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Известный зоолог, доктор
биологических наук А.Г.Баяников вспоминает, что прочитанная ему в детстве
сказка о мальчике, которому фея помогла найти и увидеть гнёзда всех птиц, взяв
с него обещание, не трогать их, во многом определила его отношение к природе и
выбор жизненного пути.

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко
эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей
мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные
признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда
педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих
качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на
протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки
начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих
взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка для ребенка — это не что иное, как средство постижения жизни,
способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок
общества.

Можно смело говорить о том, что сказкам принадлежит большая роль в
развитии личности ребенка. Дети рано приучаются правильно оценивать явления,
дела и поступки. В каждой сказке есть мораль, которая необходима ребенку, ведь
он должен определить свое место в жизни, усвоить морально — этические нормы
поведения в обществе.

Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение
«слушать» формируется у дошкольников в процессе воспитания, при
активном воздействии взрослого и достигает все оолее высокого уровня, по мере
того, как развивается и совершенствуется мышление детей, обогащается их
словарь, развивается воображение. Поэтому в воспитании детей необходимо
обращаться к средствам художественной литературы и устного народного творчества
для развития различных сторон личности ребенка. Можно сказать, что сказка — это
важное средство развития личности ребенка, средство эстетического и
нравственного воспитания детей. Она влияет на формирование нравственных чувств
и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических
чувств.

Общеизвестно воздействие сказки на умственное и эстетическое развитие
ребенка. Велика ее роль и в развитии речи детей. Сказка, также как и другие
произведения устного народного творчества, открывает и объясняет ребенку жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает
мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы
родного языка.

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что
педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической,
но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление
познавательной деятельности эмоции в корне неверно, эмоциональная сфера и
познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание
истины невозможно. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют .
слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает:
«Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как
бывает в жизни?» Уже беседа взрослого с ребенком, содержащая ответ на этот
вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный
материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок
распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиции
и даже на бытовые мелочи.

Конечно, образовательное значение сказок зависит и от рассказчика. Умелые
рассказчики всегда моменты всегда стараются использовать, ставя в ходе рассказывания
сказки вопросы вроде. Как вы думаете, ребята, сколько было всего котлов?
Сколько горшков? и т. п.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры,
заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и
мультфильмы с упрощенным стилем пересказа известных сказок, часто искажающие
первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из
нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает
детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия
сказки.

Важной составляющей в воспитании ребенка является непосредственное чтение
сказок, их рассказывание, обращение к героям сказок, проживание их поступков.

Идя в ногу со временем можно привлечь и заинтересовать детей общением со
сказками, используя компьютерные презентации, что, как известно, быстрее
привлекает внимание детей, чем просто рассматривание книги. Используя эти
презентации, можно не только познакомиться с героями, но и выполнять
определенные действия, которые способствуют быстрому запоминанию событий и
героев.

Литература:

1.      Рыжова
Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: —
«Линка-пресс», 2002.-200с.

2.      Сидловская
О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду,
2001.-№3.-с.80-83-.,’

3.      Шорыгина
Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.-104с.

4.      Экологические
сказки./ Сост. Фадеева Г.А.- Волгоград: Учитель, 2004.-57с.

5.      Экологическое
воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л.Н. — М.: АРКТИ,
2003.-72с.        1

Оглав­ле­ние

  • Сказка – не обман, а тайна
  • Читаем, обго­ва­ри­ваем, разыг­ры­ваем — моделируем
  • При­мер сказки
  • И еще о роли сказки в вос­пи­та­нии ребенка
  • Раз­ви­ва­ю­щий аспект
  • Позна­ние мира
  • Видео­при­меры доб­рых дет­ских сказок:

Дети — суще­ства каприз­ные и тре­бо­ва­тель­ные. Что не так, они не пове­рят. не захо­тят. А вот сказка, кото­рую не обя­за­тельно только читать, а и сочи­нять, может помочь в вос­пи­та­нии ребенка.

Есть такая при­сказка: народ ска­жет, как завя­жет. А ведь и правда, житей­ская муд­рость, познан­ные истины, мет­кие харак­те­ри­стики, наблю­де­ния, что пере­хо­дят из поко­ле­ния в поко­ле­ние в виде ска­за­ний, сти­хо­твор­ных строк, ска­зок, посло­виц, при­ска­зок и пого­во­рок, имеют вели­чай­шую силу и смысл. Напри­мер, вот такие выра­же­ния: «слово может больно уда­рить, а может и спа­сти», или «сказка ложь, да в ней – намек – доб­рым молод­цам урок». Что это, как не пси­хо­ло­ги­че­ская помощь тем, кто попал в затруд­ни­тель­ное поло­же­ние или ищет ответы на свои вопросы? Дру­гими сло­вами — терапия.

Сказка – не обман, а тайна

emelya - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольниковЕсли взрос­лые сами выби­рают, что им читать или слу­шать, то малень­кие дети довер­чиво впи­ты­вают то, чем напич­каны роди­тель­ские головы. Вот только нота­ции в виде дли­тель­ных нра­во­уче­ний о пра­ви­лах пове­де­ния и смысле жизни, пере­сы­щен­ные пре­муд­рыми цита­тами, как пра­вило, если не отпу­ги­вает дошко­лят, то вызы­вает у них оттор­же­ние и раз­дра­жён­ное непонимание.

Как же тогда доне­сти им заклю­чен­ную в слове муд­рость? Как помочь побо­роть свои страхи, ком­плексы, потерю веры в себя или дру­зей. Напри­мер, когда сади­ков­ская подружка вдруг ни за что ни про что под­няла на смех (да еще и перед всей груп­пой!) за при­вычку спать с люби­мой игруш­кой, у кото­рой уже потре­па­лись ушки! Или дру­жок, хва­ста­ясь новым транс­фор­ме­ром, насту­пил на обо­жа­е­мого сол­да­тика! Когда мама никак не пони­мает, что пенка на горя­чем молоке — нево­об­ра­зимо ужас­ное, никак не про­гла­ты­ва­ю­ще­еся нечто, от чего еще страшнее.

Вот тут-то и выру­чает сказ­ко­те­ра­пия для дошкольников!

lisa i juravl - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

Сказка – это все­гда тайна, интрига, кото­рую так хочется раз­га­дать! Её с оди­на­ко­вым вни­ма­нием и жела­нием готовы часы напро­лет слу­шать и супер актив­ные жив­чики, и флег­ма­тично непо­во­рот­ли­вые мол­чуны. Вол­шеб­ство – заво­ра­жи­ва­ю­щее действие.

Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем

Для гар­мо­нич­ного раз­ви­тия лич­но­сти малень­кого чело­века нужны и важны вся­кие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь зна­ко­мим его с пред­ме­тами, поня­ти­ями, тра­ди­ци­ями. Это отстра­нён­ная – не жиз­нен­ная ситу­а­ция, участ­во­вать в кото­рой для ребенка попро­сту нет смысла.

Сказ­ко­те­ра­пия дает им воз­мож­ность поучаст­во­вать в люби­мой или про­сто инте­рес­ной сказке, домыс­ли­вая сюжет, разыг­рать её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Вопло­щая её, мы исполь­зуем сказку, как инстру­мент для исправ­ле­ния бес­по­ко­я­щей дошко­ленка ситу­а­ции, кор­рек­ти­руем модель его пове­де­ния, набело пере­пи­сы­вая сце­на­рий раз­бу­ше­вав­шихся в его малень­кой, но лич­ной жизни проблемы.

При­ме­ряя роль глав­ного (конечно же!) героя на себя ребе­нок, во-первых:

  • четко демон­стри­рует зата­ив­ши­еся в его душе страхи и сомнения;
  • пока­зы­вает, каким он видит реше­ние проблем;
  • сам (!) выпу­ты­ва­ется из слож­ных жиз­нен­ных кол­ли­зий, в кото­рые попа­дает герой.

Во-вто­рых, под­би­рая при­меры ска­зок, мы можем:

  • акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние ребенка на кон­крет­ной — сию­ми­нут­ной ситуации;
  • кор­ректно и доступно ука­зать на оши­боч­ность выбран­ной линии поведения;
  • помочь ему изба­виться от той или иной привычки;
  • пока­зать, что суще­ствует и дру­гая линия пове­де­ния — воз­мож­ность добиться жела­е­мого результата.

Ска­жем, ребе­нок ката­стро­фи­че­ски боится тем­ноты – нахо­дим или при­ду­мы­ваем муже­ствен­ного героя, кото­рый одним своим взгля­дом и вздо­хом побеж­дает самые чер­ные козни тем­ного цар­ства. Ребя­те­нок любит при­врать, и ему уже никто не верит на слово? — рас­ска­зы­ваем сказку об ове­чьем пас­тушке и вол­ках. Или же вме­сте с ним создаем героя, кото­рый до того заврался, что забыл как его зовут и при­шлось вру­нишке заново зна­ко­миться с собой и чест­ным сло­вом, чтобы найти свое место в жизни.

При­ду­мы­вая, а глав­ное – детально обго­ва­ри­вая (!) с малы­шом ска­зоч­ные исто­рии, в кото­рых эго­и­стич­ные или под­лые поступки имеют ярко нега­тив­ную окраску, мы тем самым нена­вяз­чиво и вме­сте с тем очень настой­чиво фор­ми­руем его непри­я­тие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кри­чит, не читает какие-то непо­нят­ные взрос­лые морали, и не ста­вит в угол, она так­тично вос­пи­ты­вает и дает ответ на любой вопрос! И вме­сте с тем помо­гаем крохе, обна­ру­жив­шему в своем окру­же­нии неспра­вед­ли­вость или обман, дру­гие какие-то отри­ца­тель­ные каче­ства, нахо­дить в себе силы про­ти­во­сто­ять им с досто­ин­ством и добром.

В‑третьих, сказ­ко­те­ра­пия помо­гает укре­пить связь между ребят­ней и их роди­те­лями. Они же вме­сте тво­рят вол­шеб­ную исто­рию — чудо. И только от их сов­мест­ного реше­ния зави­сит судьба героев!

Пример сказки

Если ваше дитя никак не освоит необ­хо­ди­мость гово­рить «вол­шеб­ные» слова, не любит счи­таться не с чьим мне­нием, кроме сво­его соб­ствен­ного, делает мно­гое напе­ре­кор, попро­буйте про­чи­тать ему сказку о непо­слуш­ной мышке.

Жила-была мышка. Любила она, чтобы все вокруг нее кру­ти­лись – уго­ждали да убла­жали. Ста­ра­лись роди­тели да стар­шие сестры и бра­тья поба­ло­вать малень­кую, да насту­пила пора гото­вить запасы на зиму – нужно было покру­титься. Звали они с собой маля­вочку, а та губы надула, хвост отвер­нула – не хочет помо­гать, желает только из норки выйти да погу­лять. Но роди­тели её не выпус­кают – страш­ным котом пугают, что наверху живет, да добав­ляют: «Стар­ших ты не ува­жа­ешь, доб­рых слов не зна­ешь – сиди дома!». И ушли.

Скучно стало серень­кой. Что делать? Стала она тай­ком от всех ход себе наружу рыть – и выскольз­нула из норки!

Целый день путе­ше­ство­вала шило­хво­стая по дво­рику, кото­рый казался огром­ным ска­зоч­ным лесом. Мышка ведь малень­кая – даже тра­винка и та выше её.

Ближе к вечеру заур­чало у неё в пустом животе – есть захо­те­лось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по пер­вому же капризу. Смот­рит, какой-то пуши­стый зве­рек пьет из миски сметану.

— Подвинься, — про­бур­чала она котенку (а это был именно он!).

— Зачем? – уди­вился он.

— Есть хочу.

— А разве ты не зна­ешь вол­шеб­ные слова: «пожа­луй­ста, изви­ните, раз­ре­шите…», или хотя бы «здрав­ствуйте»?

— Вот еще, — фырк­нула мышь. – Хочу есть и все тут – без вся­ких слов.

— Нет, так дело не пой­дет, — мяук­нул коте­нок. – Мне не жалко сме­таны, — он даже ото­дви­нулся, — но ты посту­па­ешь очень некрасиво.

— Ах так, — разо­зли­лась голод­ная мышка. И как схва­тит коте­ночка за усики, как дер­нет их – вся голо­венка его в сме­тану нырнула.

— Мама! – запла­кал ни за что ни про что оби­жен­ный котенок.

— Что тут слу­чи­лось? – над мис­кой выросла боль­шая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты изма­зался-то весь, — она осуж­да­юще пока­чала голо­вой, выли­зы­вая мор­дашку мальца.

— Это не я, — захны­кал он.

— А кто же? – удив­ленно огля­ну­лась кошка.

— А вот она! – коте­нок, раз­ма­зы­вая рес­нич­ками сме­тану, пока­зал лап­кой на при­та­ив­шу­юся под листоч­ком подо­рож­ника проказницу.

— Мышь?! – глаза мамы-кошки вспых­нули хищ­ным огнем, шерсть взды­би­лась, еще мгно­ве­нье и…

— Ой-ой-ой! – виз­жала мышка, падая в норку, кото­рая на её сча­стье была прямо под ней.

Мама, папа, бра­тья, сестры – бро­си­лись к ней.

— Там! Там, — дро­жала мышка, ука­зы­вая на ког­ти­стую лапу, пыта­ю­щу­юся раз­рыть землю вокруг норы, — чудище: лох­ма­тое, хво­ста­тое, зубатое…

— Кошка‑а! – испу­ганно выдох­нула ее родня, стре­ми­тельно отбе­гая вглубь норы.

Когда нако­нец-то все успо­ко­и­лось, мама вдруг спросила:

— А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыс­кали, да только землю, раз­бро­сан­ную у входа, нашли.

— Я… Я, — рас­те­рянно лепе­тала мышка.

Хотела она соврать, но мамины глаза так вни­ма­тельно смот­рели на дочку, что вра­нье выле­тело из головы. Ска­зала она всю правду, несмотря на то, что боя­лась: сей­час ей попа­дет! Но мама лишь про­шеп­тала: «Я так верила тебе, доченька». Отвер­ну­лась и заплакала.

Никто и ничего больше не ска­зал мышке. Все мол­чали. Но от этого стало ей как-то особо горько. И каза­лось, что тишина ей шеп­чет что-то такое, что обя­за­тельно нужно понять и запом­нить. Только где искать это «что-то»? Огля­ну­лась мышка по сто­ро­нам, при­смот­ре­лась к своим род­ным и их дру­зьям: как они обща­ются, как посту­пают – не врут, усту­пают друг дружке, при­вет­ливо улы­ба­ются, всем помо­гают и не забы­вают сами побла­го­да­рить за помощь…

И тогда мышка поняла, что если ты хочешь, чтобы к тебе отно­си­лись по доб­рому и хоро­шему (а не про­сто бало­вали, потому что ты меньше всех), учись быть веж­ли­вой и ува­жай жела­ние дру­гих, нико­гда и никому не делай зла, и раз тебе дове­ряют – не обмани дове­рие – вто­рой шанс дается не часто.

И как только она это осо­знала, появи­лись у нее много дру­зей и подру­жек. И больше мышка нико­гда не скучала!

И еще о роли сказки в воспитании ребенка

Сказка в жизни ребенка имеет колос­саль­ное зна­че­ние. Она ста­но­вится сред­ством раз­ви­тия и вос­пи­та­ния бук­вально с пер­вого дня жизни крохи и сопро­вож­дает его вплоть до под­рост­ко­вого воз­раста. Осо­бенно велика ее роль в вос­пи­та­нии детей млад­шего дошколь­ного возраста.

Сказка про­буж­дает все доб­рое, что есть в душе малыша, фор­ми­рует нрав­ствен­ные цен­но­сти и любовь к чте­нию, учит пра­виль­ному обще­нию, раз­ви­вает эмо­ци­о­наль­ную сферу и речь.

Сов­мест­ное чте­ние помо­гает роди­те­лям и детям сбли­зиться, лучше понять друг друга, достав­ляет удо­воль­ствие от общения.

kolobok - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольниковСказка явля­ется неотъ­ем­ле­мым эле­мен­том нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния. Оно осно­вано на вос­при­я­тии таких базо­вых фило­соф­ских поня­тий, как добро и зло. Язык сказки досту­пен для ребенка, поз­во­ляет легко объ­яс­нить ему раз­ницу между пло­хим и хорошим.

Отно­ше­ния между пер­со­на­жами и сюжет помо­гают понять при­чины поступка и его послед­ствия. Сказка пока­зы­вает пря­мую зави­си­мость между нрав­ствен­ными каче­ствами чело­века и кон­крет­ными жиз­нен­ными ситу­а­ци­ями, в кото­рые он попа­дает. Она учит самому цен­ному каче­ству – уме­нию сопе­ре­жи­вать, пони­мать дру­гого человека.

Сказка фор­ми­рует основы пра­виль­ного пове­де­ния, навыки обще­ния, то есть имеет важ­ней­шее соци­аль­ное зна­че­ние. Для фор­ми­ро­ва­ния нрав­ствен­ных цен­но­стей ребенка очень важны ком­мен­та­рии, кото­рые роди­тели дают во время сов­мест­ного чте­ния. Не менее важ­ным вос­пи­та­тель­ным момен­том явля­ется обя­за­тель­ная победа добра над злом. Хоро­шие герои все­гда тру­до­лю­бивы, смелы, кра­сивы, сме­ка­ли­сты, честны. Иден­ти­фи­ци­руя себя с ними, ребе­нок пере­ни­мает высо­кие нрав­ствен­ные каче­ства, учится нахо­дить пра­виль­ные реше­ния, думать позитивно.

Развивающий аспект

Ска­зоч­ное про­из­ве­де­ние раз­ви­вает у детей важ­ней­шие ком­му­ни­ка­тив­ные и интел­лек­ту­аль­ные навыки:

  • образ­ное мышление;
  • актив­ную речь;
  • вни­ма­ние;
  • уме­ние связно выра­зить мысль;
  • твор­че­ские спо­соб­но­сти и фантазию;
  • все виды памяти;
  • уме­ние пра­вильно исполь­зо­вать мимику.

Реплики пер­со­на­жей тре­ни­руют арти­ку­ля­ци­он­ный аппа­рат и обо­га­щают сло­вар­ный запас. Раз­ви­ва­ется куль­тура речи, фор­ми­ру­ется навык пра­виль­ного про­из­но­ше­ния мало­упо­тре­би­тель­ных слов. Если сказка рус­ская народ­ная, то в речь ребенка орга­нично вхо­дят посло­вицы и пого­ворки. Так, бла­го­даря фольк­лору малыш вовле­ка­ется в про­стран­ство народ­ной культуры.

kurochka ryaba - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольниковМно­го­чис­лен­ные вари­анты исполь­зо­ва­ния лите­ра­тур­ного мате­ри­ала дают крохе воз­мож­ность пол­но­стью рас­крыть свой потен­циал. Выра­зи­тель­ное чте­ние, теат­ра­ли­зо­ван­ная поста­новка, куколь­ный или паль­чи­ко­вый театр, рисо­ва­ние – про­иг­ры­вать сюжет можно раз­ными спо­со­бами. Ребе­нок чув­ствует радость, твор­че­скую сво­боду, душев­ный подъем, ста­но­вясь жите­лем ска­зоч­ного мира.

Познание мира

Важ­ней­шее зна­че­ние сказки еще и в том, что с ее помо­щью малыш видит мир в его целост­но­сти. Про­жи­вая сюжет про­из­ве­де­ния, он учится сопо­став­лять, ана­ли­зи­ро­вать, делать выводы, исполь­зуя не скуч­ный дидак­ти­че­ский мате­риал, а погру­жа­ясь в мир уди­ви­тель­ных пер­со­на­жей – кра­соч­ный, живой, напол­нен­ный зву­ками и красками.

Ни одна деталь не укро­ется от вни­ма­ния малыша. Мама, в сотый раз рас­ска­зы­вая одну и ту же исто­рию, может упу­стить какую-то реплику или пово­рот сюжета, но ребе­нок – нико­гда. Для него каж­дое слово напол­нено смыс­лом, а сло­вес­ные «про­рехи» гро­зят раз­ру­ше­нием ска­зоч­ного мира.

masha i medved - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольниковДело в том, что дошко­лята вос­при­ни­мают вымы­сел как реаль­ность. Они пере­но­сят все ска­зоч­ные пред­меты в при­выч­ное окру­же­ние своей ком­наты, дома, улицы, так как иного не могут себе пред­ста­вить. Это отлич­ная тре­ни­ровка интел­лекта, так как само­сто­я­тельно при­ду­мать фан­та­сти­че­ский мир малышу очень сложно, его мыш­ле­ние пред­метно. Сказка, таким обра­зом, ста­но­вится пер­вой про­стей­шей моде­лью мира, фор­ми­рует миро­воз­зре­ние и одно­вре­менно – уме­ние фантазировать.

Пси­хо­логи реко­мен­дуют исполь­зо­вать сказки для реше­ния пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем, избав­ле­ния от стра­хов. Суще­ствует пре­крас­ная мето­дика сказ­ко­те­ра­пии, кото­рая поз­во­ляет малышу почув­ство­вать себя уве­рен­нее, рас­статься с ком­плек­сами, внут­ренне изме­ниться. Ребе­нок будет иден­ти­фи­ци­ро­вать себя с тем ска­зоч­ным пер­со­на­жем, кото­рый наи­бо­лее бли­зок ему по нрав­ствен­ным и лич­ност­ным каче­ствам. А это бес­цен­ный мате­риал для работы пси­хо­лога или вни­ма­тель­ного, любя­щего родителя.

Сказка учит не только радо­ваться добру. Важен и тот отри­ца­тель­ный опыт, о кото­ром узнает малыш. До поры до вре­мени он не дол­жен поки­дать пре­делы своей домаш­ней все­лен­ной, кото­рая дает защиту и тепло, иначе можно встре­титься с нешу­точ­ной опас­но­стью («Золушка», «Коло­бок», «Три поро­сенка», «Заюш­кина  избушка»). Слова не все­гда прав­дивы, а зна­чит, не сле­дует верить на слово чужим людям. Кри­ти­че­ское мыш­ле­ние, кото­рое фор­ми­руют такие сказки, помо­жет ребенку при­ме­нить на прак­тике эле­мен­тар­ные пра­вила безопасности.

Роль сказки в раз­ви­тии и вос­пи­та­нии ребенка настолько велика, что без нее трудно пред­ста­вить себе взрос­ле­ние совре­мен­ного дошколь­ника. Доб­рые и злые, щед­рые и ску­пые, хит­рые и про­сто­душ­ные герои ска­зоч­ного про­из­ве­де­ния все­гда должны быть рядом с малы­шом. Именно они дают ему необ­хо­ди­мую опору в жизни, учат отли­чать добро от зла, раз­ви­вают фан­та­зию и интеллект.

Видеопримеры добрых детских сказок:




Сказка играет в жизни детишек огромную роль. Это удивительный мир Волшебства. Погружаясь в этот мир, ребенок соприкасается с частичкой себя непознанного. Непосредственное восприятие в момент прочтения сказки позволяет ему заглянуть в его собственное сердце, на поверхности окажутся глубинные подсознательные моменты.

Чему учит сказка

Мама читает сказку детямЕсли обратиться к нашей истории, то можно отметить, что в старину, когда ребенок совершал проступок, его не брались сразу наказывать, а заводили с ним разговор, наставляя на стезю правую. После это ребенок мог обдумать свое поведение, сделать соответствующие выводы и уже не повторять ошибок.

Такое же значение имеет и сказка для воспитания и развития ребенка. Через сказку малыш получает опыт старшего поколения. Она способствует расширению восприятия мира ребёнком, обогащает духовно, дает знания о жизни и ее законах, способствует развитию фантазии и закладывает творческое начало. Воображение помогает ему входить в роли персонажей из сказки, проживать будто на собственном опыте сюжеты реалий сказки, что делает его мышление более гибким и развивает интуитивное восприятие мира. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, опытом. Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста, это их стихия.

Сказка полезна и интересна ребенку. Она предоставляет ребенку возможность представить себя на месте всех героев сказки. От главного персонажа до самого незначительного второстепенного и даже на месте отрицательного героя. Важно, что ребенок может идентифицировать и отождествить себя с героем и, прожив на страницах сказки все его поступки, оценить их результаты и последствия.

Главный герой сказки на своем примере учит малыша активно действовать в любой жизненной ситуации, не опускать руки, не уходить в сторонку. Ему приписываются самые лучшие качества человека: храбрость, смелость, находчивость. И качество, которое теряется в последнее время, — доброта.

В сказках, есть четкое разделение героев на положительные и отрицательные, что дает возможность ребенку понять что такое плохо, что такое хорошо и сформировать правильную систему ценностей.

Сказки пронизаны волшебством, окутаны таинственностью. Написаны поэтическим, образным и метафоричным языком. Они дают ребенку новые ощущения и впечатления.

Девочка выбирает книжку со сказкамиХорошая добрая сказка всегда заканчивается хорошо, что бы не происходило на протяжении всего повествования. Добро побеждает зло. Отрицательные герои изменяются, что-то осознают, получают то, что заслужили или исчезают из мира данной сказки. Положительные герои тоже меняются, приобретая новые качества, и продолжают жить в мире сказки уже в каком-то другом обличие. Все это формирует оптимистическое отношение к жизни и чувство справедливости.

Все события в сказке стройно и логично вытекают один из другого и ребёнок легко улавливает причину и следствие каждого происходящего события.

Любая сказка в своей основе имеет сразу несколько пластов и поэтому, прочитанная в разном возрасте, будет восприниматься по-разному и решать разные задачи.

Рекомендации по прочтению сказок

Умение читать сказки — это тоже искусство. Чтобы был эффект от прочтения сказки родителями полезно учесть несколько моментов.

  • Сказку можно читать, а можно рассказывать. Но важно это делать с выражением, выделяя кульминационные моменты интонацией или делая многозначительную паузу. Это даст вам возможность вместе отправиться в захватывающее, полное приключений путешествие, усилит вашу взаимосвязь и, кроме того, даст вам возможность наблюдать за реакциями ребенка на протяжении всего повествования.
  • Читать нужно негромко, медленно и четко произносить слова. От этого зависит как сформируется речь вашего ребенка, словарный запас и правильное построение предложений.
  • Постарайтесь не вносить какие-либо изменения в повествование народных сказок с учетом нашей реальности, если вы пересказываете сказку. Такие дополнения и трансформации могут запутать ребёнка и внести затруднения в восприятие сказочного мира. Но это ни в коем разе не отменяет придумывание вами сказок для своего малыша.
  • Читать лучше оригинальные произведения. Укороченные и упрощенные варианты очень часто искажают не только смысл сказки, но и нарушают целостность образов героев.
  • Не раздражайтесь, когда ребенок начинает задавать вопросы. Терпеливо объясняйте то, что его волнует или то что ребенок не может понять.
  • Не читайте за один раз больше одной сказки. Ведь ребенку нужно пропустить ее через себя, чтобы понять смысл произведения.
  • Предоставляйте выбор сказки самому ребенку. Если он часто хочет слушать одну и ту же сказку, значит она необходима для его сознания в данный момент, а в подсознании происходит какая-то важная работа.
  • Удержитесь от объяснения ребёнку смысла прочитанной или рассказанной сказки. Лучше чтобы он сам все осознал. Но вы можете задавать наводящие вопросы, приводить сравнения или примеры.

Мама читает сыну сказку

Взрослые часто забывают о том, что были маленькими детьми и как с нетерпением ждали повествования очередной сказки. Поэтому не жалейте своего времени и чаще отправляйтесь с вашим ребенком в это увлекательное путешествие. Там вас ждет мир радости, любви, спокойствия, смелости и много такого, чего порой недостает в нашей жизни. И возможно вы вместе сможете пригласить это в свою реальность.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детей».

«И нельзя без сказки нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

Сказка — как много волшебства доброты заложено в этом слове. С волшебным миром сказок ребенок знакомится в самом раннем возрасте. И несомненно сказка является необходимым этапом психического развития ребенка. » Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» — так писал В. Сухомлинский. Такие понятия как «добро» и «зло» — очень важны в воспитании ребенка, и легче всего объяснить это малышу через героев сказок. Важно чтобы ребенок понимал и осознавал ограничения этих нравственных понятий. Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить. Учит доброте и помощи. С помощью сказок ребенок учится самостоятельно анализировать поступки героев, разделяя их на положительные и отрицательные. Сказка — одно из доступных средств, для развития эмоции ребенка, взаимоотношения со всем окружающим миром. Мир сказок — это мир мечты и фантазии. Не лишайте своего малыша этого волшебного мира, ведь с верой в чудеса с легкостью можно преодолеть все трудности. Читайте детям сказки, вместе размышляйте над поступками героев, придумывайте свои сказки — и это несомненно будет лучшим «тренажером» в формировании личности вашего ребенка. Знакомство со сказкой, помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны. Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Сказка — прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей. Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам, у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям. Самые удивительные события, необычайные превращения — обычны в сказке. Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их. Сегодня сказка играет важнейшую роль в развитии воображения у ребенка, воспитывают у детей любовь к книге. Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное — развиваются всесторонне. Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Сказки способствуют развитию эмоций, формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка. Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой, скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции. Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества. Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой, после каждой прочитанной сказки, надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и вместе с ребенком пробовать анализировать сказку, задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев.

Уважаемые родители! Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите с вашими детьми, о чем вы прочитали!

Думаю, что этот материал вам пригодиться и поможет!

Сказки — это эффективный инструмент для развития фантазии, обучения детей разрешению конфликтов, толерантности к другим людям, формирования любви к природе и животным. При прослушивании интересных историй у малышей развивается воображение, память и увеличивается словарный запас. 

О том, почему полезно читать сказки детям, поговорим далее в статье.

Зачем детям читать сказки: 7 причин

Значение сказок особенно велико в детском возрасте. Волшебная сила героев, мифических существ и сокровищ погружает ребёнка в мир фантазии. Сказки развивают отзывчивость, доброту и нравственность. Они вызывают интерес и любопытство. Ребёнок задаёт вопросы, развивает сюжетную линию, пытается предположить «а что, если бы…». 

Польза сказок для детей в том, что такие истории не только позволяют увлекательно провести время, но и учат различать добро и зло. Детская литература помогает малышам понять, что значит быть человеком, почему нужно и важно беречь природу и животных. Ежедневное чтение прекрасно развивает воображение и мышление. Цель родителя — поощрять любопытство малыша и давать ему новую «пищу для размышлений».

Смотрите познавательное видео о важности личного примера при формировании у ваших детей любви к чтению. Полезные советы можно почерпнуть здесь: «Что делать если ребёнок не любит читать?».

Польза чтения сказок детям

Перечислим ещё причины, зачем детям читать сказки:

  1. Учат справляться с проблемами. 
  2. Формируют толерантность.
  3. Повышают эмоциональную устойчивость.
  4. Дают понимание добра и зла.
  5. Приучают брать на себя ответственность за поступки.
  6. Развивают воображение и словарный запас.
  7. Прививают любовь к учёбе.

Теперь разберём эти причины подробнее.

Учат справляться с проблемами

Чему учат сказки? Выдуманная история обычно представляют собой проблему или конфликт, который персонажи пытаются разрешить. Герои часто совершают несколько попыток, прежде чем добиваются успеха, что делает их примерами настойчивости и непоколебимости на пути к достижению цели. Рассказы помогают детям ориентироваться в жизни и не бояться трудностей. 

Например, читая украинскую народную сказку «Кирило Кожум’яка» ребёнок научится справляться с проблемами, решать их с помощью смекалки и доброты. В конце повествования главный герой побеждает злого Дракона, женится на прекрасной Принцессе.

Формируют толерантность

Народные сказки, с неповторимым колоритом и особыми традициями, есть во многих культурах. Читайте детям сказки разных народов, чтобы показать всевозможные устои, привычки и особенности. Важно не зацикливаться на прочтении одного и того же рассказа. Даже если ребёнок просит почитать знакомую ему, любимую историю, предложите новую. Это помогает развивать мышление, воображение, учит принимать мир во всём его разнообразии. 

Как пример, украинская народная сказка «Кривенька качечка» учит толерантному отношению к пожилым людям. Интересна она будет детям 3-5 лет.

Зачем детям читать сказки на ночь

Повышают эмоциональную устойчивость

Повествование отражает реальные жизненные проблемы в фантастическом сценарии, где чаще всего побеждает главный герой. Дети, находясь в безопасной среде, следят за сюжетом, таким образом приучаются к мысли, что плохие вещи случаются со всеми. Никто не застрахован от жизненных проблем, поэтому нужно развивать умение справляться с ними. Мы читаем сказки детям для повышения эмоциональной устойчивости и развития сопереживания другим людям. 

История шведской писательницы Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» учит дружить, формирует уверенность в том, что друг не бросит, поддержит в трудную минуту. Веселый, увлекательный и понятный детям рассказ. 

Дают понимание добра и зла

Главный герой повествования играет определенную роль, которую обычный человек может не только иногда видеть в повседневности, но даже брать за основу жизненного сценария. У сказочных персонажей есть характер — они добрые, отзывчивые или злые, коварные. Таким образом, сказки формируют отношение к плохому и хорошему, учат как поступать в сложных ситуациях и находить выход из них. 

Интересные и поучительные рассказы есть у датского прозаика и поэта Ганса Кристиана Андерсена. Например, в сказках «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик» и «Гадкий утёнок» повествуется о том, как главные герои борются со злом, возникающим на их жизненном пути. Рассказы учат сочувствовать и переживать вместе с Гердой и Каем («Снежная королева»), плакать вместе с Балериной («Стойкий оловянный солдатик»), радоваться преображению утёнка в гордого лебедя («Гадкий утёнок»). 

Как проявляется недостаток родительской любви, к каким последствиям во взрослой жизни приводит такое поведение, читайте в статье: «Синдром недолюбленного ребёнка: признаки и негативные последствия».

Зачем ребёнку читать сказки? Они рассказывают простым языком о сложных жизненных ситуациях. Погружаясь в сюжет, ребёнок сопереживает главным героям, учится радоваться и горевать. Повествования учат различать добро и зло, формируют отношение к добрым и злым героям, обогащают словарный запас и развивают фантазию.

Почему нужно читать сказки

Приучают брать на себя ответственность за поступки

Собственно, урок сказки состоит в том, что сделанный нами выбор обязательно приводит к результатам. Злые и мстительные персонажи получают по заслугам, а стремление к доброте и смирению приводит к хорошему — к награде за труды, к счастливой жизни, удачному итогу путешествия. Сказки приучают брать на себя ответственность за действия и свою жизнь. 

Василий Сухомлинский — украинский писатель и педагог, его произведения не оставляют читателя равнодушными. Например, в сказке «Чому синичка плаче?» мальчик радуется новым качелям, привязанным к ветке, на которой находится гнездо синицы. Он не понимает, что ветка может сломаться, а птенцы погибнут. В конце рассказа автор задаёт вопрос читателю: «Почему синичка плачет?». И таким образом призывает к диалогу, учит брать ответственность за свои поступки. 

Если вы не знаете, как перестать винить во всех проблемах родителей, научиться ценить полученный жизненный опыт, то ищите ответы в статье: «Почему дети обвиняют родителей в своих неудачах».

Развивают воображение и словарный запас

Сказки — это одно из наилучших средств для развития воображения, но при условии, что сюжет понятен ребёнку. Дети плохо воспринимают обучение напрямую, а сюжет такой истории намекает, как лучше всего поступить в той или иной ситуации. 

Сказка английской писательницы Памелы Трэверс «Мэри Поппинс» будет интересна детям как в 3, так и в 6 лет. Увлекательная история о няне и волшебстве развивает воображение и расширяет словарный запас.

Прививают любовь к учёбе

Сказка для развития ребёнка незаменима при воспитании любви к чтению, при формировании интереса к книгам и, как следствие, к учёбе. Ребёнок жаждет узнать, что же произошло с главным героем. Он учится читать, чтобы узнать окончание истории, прочитать новую. 

В сказке Олены Скуловатовой «Книжкова крамниця» главная героиня — девочка-школьница Ярина. Она любила читать, но не имела возможности покупать новые книги, поэтому помогала в книжном магазине вытирать пыль с полок. За это ей разрешали читать новинки. Однажды хозяин магазина заболел. Ярина пошла в больницу, в которой он лежал, и стала читать ему сказки, благодаря чему владелец магазина вскоре выздоровел. Так в одном рассказе сочетаются и любовь к учёбе, и доброе отношение к другим людям.

Будьте примером для подражания, ежедневно читайте детям занимательные истории, обсуждайте сюжет, любимых героев, их поведение.

Возбуждайте интерес малыша, предлагайте самому выбрать книгу, потому что таким образом у ребёнка формируются предпочтения и интересы. Сказка побуждает к действию, закладывает основы творческого мышления.

Подробнее о том, как формируются привычки ребёнка, как воспитать уверенного в себе человека, вы узнаете в рамках онлайн-курса Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».

Изображения взяты из источников: istockphoto.com

Значимость сказки. Познавательное значение сказки

Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное — тяжеловесному, как естественное — противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас — труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка — это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это — жизнь, это — приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

Сказка — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Е.А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

Было бы неплохо, если бы искусством рассказывания сказки овладел каждый человек, воспитывающий ребенка, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны, сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.

Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести.

Сказка развивает эстетическое чувство. Для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.

Образовательная программа интегрирует знания о народах мира, особенностях их коммуникаций, способствует формированию положительных установок по отношению к ним, осмыслению содержания сказок народов мира средствами театрализованной игры, изобразительного искусства и литературного творчества.

Дети знакомятся с общим и особенным в разных культурах, выделяют ведущие признаки этноса: название, язык, этническая территория, антропологический тип (внешность), выделяют общечеловеческие ценности, а также рассматривают примеры взаимовлияния культур.

Полученные знания, умения и навыки ребёнок закрепляет через различные виды деятельности: изобразительную, литературное творчество, театрализованную игру. Некоторые занятия строятся в форме ситуационного моделирования. Дети погружаются в учебный материал, представляют себя участниками событий. Значительное внимание уделяется взаимоотношениям человека и природы. Древние традиции в материальной и духовной культуре народов рассматриваются как приспособление людей к природно-климатическим условиям их родного края.

  • Значение сказок в жизни человека
  • Значение сказки медведь на воеводстве
  • Значение сказки курочка ряба
  • Значение сказки колобок у славян
  • Значение сказки иван царевич и серый волк