Значение сказок в жизни человека

Консультация

«Значение сказок в жизни человека».

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок» — Альберт Эйнштейн

Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Все мы видим, как сказка воспринимается детьми: молча и завороженно, без критики и обсуждений.

Накапливая в себе мудрость прежних поколений, сказки обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую. Стоит отметить, что сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка, на его поведение на протяжении всего детского возраста, начиная с пеленок.

 Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, присказками. Чуть позже, после двух лет, начинается настоящее воспитание сказкой. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что дети разного возраста по-разному воспринимают сказку. Дошкольный возраст  (от 3 до 7) – это период активного становления художественного восприятия ребенка.

Так, например, в младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) восприятие сказки (ее понимание) напрямую зависит от личного опыта ребенка, который у него еще очень ограничен. При восприятии в центре внимания ребенка находится главный герой.

Детей интересует его внешность, действия, поступки. Но так как сами представить это дети чаще всего не могут, то нуждаются в наглядной опоре – иллюстрациях. Одной из особенностей детского восприятия является то, что ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его мотива.

В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) расширяется круг представлений ребенка, обогащается жизненный опыт, знания.

В этом возрасте интенсивно развивается воображение и речь. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события. Уже не обязательно использование иллюстраций к каждому повороту событий сказки, но они по-прежнему несут положительную функцию.

Существует несколько аспектов, раскрывающих развивающее влияние сказок:

1. Сказка – это инструмент ненавязчивого обучения

Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме.

Серьезные нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не достигая своей цели. В то же время с помощью сказочных героев можно объяснить им все те же прописные истины, но сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме. Сказки по праву считают мощнейшим инструментом обучения детей.

Все дело в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация (например, сложно объяснить ребенку, почему он должен делиться игрушками с другими детьми, а вот сказать, что он жадина из какой-нибудь сказки, сразу сделает свой результат, так как быть антигероем ребенку не захочется).

2. Сказки закаляют характер

В сказках очень ярко даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость… Постепенно, без давления со стороны взрослых, дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания.

«Сказки не рассказывают  детям о существовании  драконов. Дети уже знают, что драконы существуют. Сказки рассказывают детям, что драконов можно победить».— Г.К.Честерон.

Между прочим, тот факт, что в конце сказочных историй добро торжествует над злом, является важнейшим фактором в воспитании детей. Понимая эту простую, известную всем с детства истину, ребенок будет чувствовать себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды воспринимать как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу духа.

3. Сказки помогают вовремя увидеть психологические проблемы

Воспитательное значение сказок проявляется также в том, что они способны оказывать влияние на формирование личностных качеств. В детском возрасте психика еще нестабильна, граница между добром и злом слегка размыта. Поэтому родителям необходимо прислушиваться к своим детям и их сказочным предпочтениям.

Возможно, что любимые и не любимые ребенком персонажи указывают на зарождающиеся эмоциональные проблемы малыша. В этом случае с помощью той же сказки вполне можно немного скорректировать развитие детской психики, направить ее в мирное русло. Очень важно совместно обсуждать прочитанное, обращать внимание ребенка на какие-то ключевые моменты, разъяснять непонятное.

4. Сказка объединяет

Помимо того, что сказка является эффективным средством воспитания ребенка, способным решать множество задач, она также объединяет родителей и их детей, дает возможность просто приятно провести время и отдохнуть от суеты реального мира. В этом возрасте дети осмысленно воспринимают сюжет, устанавливают простые причинно-следственные связи. Характеризуя героя, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и личный опыт.

Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:

Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка? Почему, чем младше ребенок, тем больше ему интересны сказки о животных?

Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки? Может ли волшебная сказка испугать малыша и нанести вред его психическому развитию? В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе хотя бы простейшую схему развития мышления ребенка.

До двух лет ребенок проходит первую стадию интеллектуального развития, названную сенсо-моторной. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными действиями, познавая окружающий мир через органы чувств, движения собственного тела и манипуляции с предметами. На него воздействует только то, что он непосредственно ощущает, видит, слышит.

Первый год жизни ребенка — это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни и пестушки, потешки и стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.

Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребенок может «помыслить» о том, что он ощущал, видел, делал и запомнил.

Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями пока мало доступен для детского понимания.

Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, с помощью которых он усваивает жизненно важную информацию в условиях безопасности и отсутствия давления со стороны взрослых. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами, что помогает ребенку изобретать новые способы взаимоотношений с окружающим предметным и живым миром.

Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать.

Иначе говоря, к двум-трем годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Ребенок может «помыслить» об отделенном от его действий образе. Однако именно это достижение интеллектуального развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок.

Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.

Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное — чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции.

То есть, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может «помыслить» о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

За сказочными образами стоят различные символы, пришедшие из глубины веков.

Ребенку они более понятны, чем взрослому. Многолетняя привычка к логическому мышлению вырвала взрослого из мира символов. Это — главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком.

В сказке всегда есть четкая граница: это — Добро, а это – Зло. Этот персонаж — плохой, а этот — хороший. И малыш узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям детей. Это — источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности.

Воображение — это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого дети учатся понимать окружающий мир, наполнять его смыслом.

Процесс сочинения сказки — одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему — идеальному — миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния.

Таким образом, сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Роль сказки в жизни человека

Детство каждого человека ассоциируется со сказками. Сказка берет свое начало еще из глубины веков – той поры, когда существовало устное народное творчество.

Устное народное творчество считается неиссякаемым источником для нравственного, патриотического, трудового, эстетического воспитания. Для многих русских писателей и поэтов сказка явилась источником творчества, любви к своему народу, к окружающему, ощущения таинственности и красоты природы. Все знают, какое влияние оказала Арина Родионовна, которая открыла перед маленьким Сашей мир народной песни, сказок. О неподражаемой прелести вечеров, наполненных таинственными образами няниных сказок, Пушкин писал в стихотворении « Сон »

Сказки являлись своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психиатрии задолго до того, психотерапия получила свой статус. В сказках и притчах в образной форме показывается, как человек может помочь себе преодолеть различные невзгоды и трудности, сделать свою жизнь полноценной, оставаясь при этом самим собой.

Сказки оказывают большое влияние на формирование личности человека.

Герои сказок проходят через испытания. На примере героев сказок у читателя развиваются такие качества личности как смелость, сила воли, умение понимать другого человека и др. Сказка всегда имеет хороший конец, потому что нужно верить в хорошее, в волшебство. « Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок».

Роль сказки в жизни человека.

Писатель Виктор Кротов дает такое определение сказки: « Сказка – это честная выдумка, честный вымысел. Удивительно то, что это не уменьшает ее способности отражать жизнь, а скорее увеличивает его». Действительно, сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Герои сказок летают на коврах – самолетах, за одну ночь осушают болота, строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей. Это удивительное сочетание правды и вымысла.

Все сказки учат добру. В любом, даже в самом страшном сказочном мире находится герой, который, проявляя необыкновенную силу, храбрость и выдержку, сражается с самыми невероятными чудовищами. При этом он совершает свои героические поступки, как правило, защищая или спасая кого – то. Ему помогают различные существа и предметы. В качестве помощников положительного героя в волшебных сказках выступают мудрые старики, старухи, фантастические существа, богатыри. Помощниками положительных героев в волшебных сказках являются и животные, и звери, и птицы: добрый «сивка – бурка», « утка с золотым яйцом», «чудесная курица» и т. д. Или даже неодушевленные предметы: скатерть самобранка, сапоги — скороходы, живая или мертвая вода. Эти существа или предметы отвечают добром на проявленное по отношению к ним добро.

Человек маленький он или большой должен ориентироваться в жизни. Но прежде чем человек научится ориентироваться во внешней жизни, ему важно ориентироваться в жизни внутренней, т. е. хочу сказать о формировании личности человека. На внутреннюю ориентацию и работает сказка. Мир сказок можно назвать маскарадом. Вильям Шекспир как – то сказал: « Сказка дает нам возможность примерять на себя самые различные маски. Примеряя сказочную маску, мы чувствуем, что именно эта маска, этот персонаж важен для нас. Так происходит наше знакомство с некоторым живым существом в нашей душе, родственным этому персонажу». В нашем внутреннем мире, как и в мире сказочном живут Смелость и Трусость, Жадность и Щедрость, Мелочность и Великодушие, Вера и Рационализм, и множество других персонажей. Сказочная игра учит нас замечать их как сказочных и как внутренних персонажей, помогает нам освоиться среди них и управляться с ними. Сказка помогает нам выбирать свой идеал и держаться за него – хотя бы внутренне. Но без внутренней верности идеалу невозможно и внешнее служение ему.

Люди разных возрастов любят читать сказки. Смысловые оттенки сказок, предпочитаемы в том или ином возрасте отличаются. Например, сказки для маленьких. В них маленький слушатель постигает устройство окружающего мира от простого к более сложному – через сравнения и соотношения. В сказке « Три медведя» четко расписано соотношение между размером предмета и возрастом персонажей и что Машеньке подходит то, что соответствует ее возрасту, -Мишуткины принадлежности; в «Репке» — порядок персонажей « от велика до мала». В этих сказках создается структура интеллекта.

Много сказок об отношениях с окружающими: о любви, дружбе, взаимовыручке, жестокости, эгоизме, коварстве и пр. Например, «Гуси – лебеди», « Царевна – лягушка» т. д.

Человек в 10-14 лет, читая сказки, через призму воображения пытается определить свое место и свои ценности в реальной жизни. Интересными в этом возрасте являются приключенческие сказки: « Пеппи –Длинный чулок»,

« Приключения Электроника», «Гарри Поттер» и др.

Фэнтези, приключения, детективы – это сказки для взрослых. Период веры в чудо сменяется реалистическим восприятием действительности. Одни взрослые, читая сказки, отдыхают, для других сказки как бы перестают существовать, третьи сами создают сказки.

Взрослые читают сказки своим детям, знакомят с системой человеческих ценностей и отношений, с правилами и нормами поведения в обществе.

На закате жизни человек читает сказки внукам и правнукам.

Сказки помогают взрослым и детям стать близкими, научиться понимать друг друга, доверять. Ведь именно сказка является тем невидимым мостиком между ними в том смысле, что взрослым так часто не хватает времени поговорить с малышом. Рассказывая сказки, они хоть на миг могут ощутить чувства ребенка. Для взрослых это возможность говорить с ребенком, не только поучать. В ответ ребенок больше доверяет взрослым. Поэтому сказки из глубины веков являлись неиссякаемым источником воспитания важнейших человеческих качеств.

В современной жизни появилось понятие сказкотерапия. Посредством сказкотерапии можно работать с агрессией, неуверенностью в себе, застенчивостью, с проблемой стыда, вины, лжи. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чему – то нереализованному, обучит методам самопомощи, позволяющим справиться с конфликтом, проблемами и жизненными трудностями. В результате у человека появляется чувство защищенности, произойдет раскрытие внутреннего и внешнего мира.

Сказку можно назвать средством приобщения человека к жизни.

Мои сказки.

«Мы вместе, нам хорошо».

Жили- были мама с папой. У них была дочь. Мама и папа целый день работали, и у них не хватало времени, чтобы пообщаться с дочкой.

А дочь росла. Она чувствовала себя одинокой, ей не хватало общения. Однажды вечером вернувшись с работы, мама вошла в комнату дочери. Она посмотрела на спящую дочку и увидела под глазами еще не высохшие слезы. Мама своими теплыми руками погладила волосы дочери. « Как же много времени потеряла. Ведь я не замечала, как растет моя дочь»,- прошептала мама. Она оглянулась вокруг и увидела на стене картины, нарисованные дочерью. На одной из них был нарисован дом, рядом цветы и зеленая трава, голубое небо и яркое солнце. А в центре картины изображена девочка, которая идет, взяв за руки отца и мать. Улыбающиеся лица на картине как будто говорили: « Мы вместе, нам хорошо». Мама показала картину дочери ее отцу. Оставив все дела, они решили погулять вместе с дочерью. Папа поднял дочку на руки, стал ей рассказывать интересные истории. Мама тоже внимательно слушала и тихо радовалась, наблюдая за счастливыми лицами мужа и дочери. Для нее этот день казался необыкновенным. Девочке больше никогда не было одиноко.

Радустик и Грустик.

Жили — были в лесу близнецы – кролики. Одного звали Радустиком, другого Грустиком. Когда они выросли, им пришлось покинуть отчий дом. Они стали искать для себя нору. Радустик был веселым, радостным, общительным. У него было много друзей, которые помогли ему найти нору на краю леса. Грустик же жил в старой норе ежика, в ней было холодно. Он был пугливым, неуклюжим, грустным, всегда чего-то боялся.

Однажды Радустик позвал Грустика в гости, но тот боялся выходить из норы, целыми днями сидел дома. Малейший шорох, шелест травы приводил его в ужас, он представлял страшные картины.

Как – то ночью пошел сильный дождь. Нора Грустика не выдержала, обрушилась. Он оказался один, было темно и сыро. Вдруг он услышал шорох, это был ежик. Ежик позвал Грустика к себе. На этот раз ему не было страшно, потому что он почувствовал теплое к себе отношение.

Наступило утро, все сильнее пригревало солнце. Страшный мир, каким его представлял Грустик, оказался светлым и добрым. Постепенно у него появлялись новые друзья. Радустик присмотрел для Грустика хорошую нору рядом с речкой, и они стали жить, радуясь каждому новому дню.

Нельзя отчаиваться, грусть и радость живут рядом. Радустик всегда придет и напомнит, что наступит новый день, все будет хорошо.

В лесу стоял старый пень. Он был одиноким и никому не нужным. Рядом стоящие его давние друзья дуб и осина позабыли его. Мир ему казался мрачным. Вечерами он вспоминал свою молодость и грустил.

Однажды к пню подошел маленький ежик.

— Здравствуй, дядя пень, — поздоровался ежик.

— Здравствуй, малыш. А что ты здесь один делаешь? – обеспокоился пень.

Ежик рассказал, что ищет норку. Он попросил помощи. Пень очень обрадовался просьбе ежика, ведь его никто никогда не просил о помощи. Он предложил под его корнем вырыть норку. Так они стали жить вместе. Ежику было хорошо в теплых объятиях пня, особенно зимой, а пень был счастлив, потому что у него был друг.

После долгой зимы, наступила весна. Из-под снега вновь появился пень, проснулся ежик. Ежик был благодарен своему другу, рассказывал свои сны.

Вдруг пень почувствовал, что под корнем что-то тихо шевелится, попросил ежика посмотреть. Слабенький, маленький росточек нового деревца тянулся к солнышку. Ежик и пень помогли ему выбраться из-под корня. Вскоре вокруг расцвели цветы, к цветам потянулись бабочки. Мир был так прекрасен. Пень счастлив, потому что вокруг него друзья, которым он нужен.

На поляне под небольшим кустиком жил – был уж. Он целыми днями ползал по лесу и грустил, глядя в небо. Однажды его заметил пролетающий лебедь, опустился к змее.

— Почему ты такой грустный?- спросил лебедь.

— Ах! Как бы я хотел взлететь на небо, посмотреть с высоты на мир, да крыльев нет.

Лебедь пожалел ужа и придумал, как показать ему землю с высоты.

— Уж, давай я тебе помогу. Ляг на мою спину, я тебя прокачу.

— Ура! – закричал уж, — теперь мне все будут завидовать.

Белый лебедь поднялся в небо. Уж был счастлив, сбылась его мечта. Перед ним открылся необъятный мир, это было прекрасно. Он вдруг понял, что он часть этого прекрасного, что нельзя грустить, нужно жить и радоваться окружающему.

Уж был скользким, он обвился вокруг шеи лебедя, чтобы не упасть. Лебедь чувствовал боль и вскоре опустился на землю. Уж и змея, были разные, но они подружились, потому что понимали друг друга. Не надо грустить. Достаточно оглянуться вокруг, ведь рядом может оказаться другой человек, которому нужна твоя помощь, мечту которого ты можешь исполнить. А он поможет тебе. Мечты сбываются, нужно верить.

Собачка

Жила – была собачка. Ребята назвали ее Бобби. Собачка жила в грязном подвале большого дома. Она была красивой, детям хотелось ее приласкать, но собака никого не подпускала к себе, рычала. Поэтому дети стали ее бояться. Вечером собака уходила в грязный, холодный подвал.

В доме жил одинокий старый человек. К нему никто не приходил, поэтому часто выходил из дома и подолгу сидел на скамейке. Увидев Бобби, он попробовал ее подозвать. Девочка, проходившая мимо, остановила деда:

— Не трогайте ее, она очень злая.

Старик посмотрел на собачку и сказал:

-Нет, она не злая, она испугана. Наверное, ее кто-то сильно обидел. В каждой живой душе есть что-то доброе.

— Она сможет найти себе друга?- спросила девочка.

— Я знаю, как с ней подружиться,- улыбаясь, ответил старик и пошел домой.

Через несколько минут он вышел из дома и вынес кастрюлю с горячим супом. Бобби осторожно подошла, огляделась и стала есть.

Старик каждый день кормил собаку. Собачка привязалась к людям, стала доверять. Старик взял собаку домой. Они очень подружились, часто выходили гулять. Дети перестали ее опасаться и весело играли с ней. Бобби тоже нравилось играть. Она поняла, что не все так в жизни плохо, есть хорошие люди, которые могут помочь в трудную минуту и, которым можешь быть нужным.

Зеркало.

Жила – была девочка. Она боялась всего. У нее не было друзей, и училась плохо. Девочка боялась отвечать у доски, боялась сделать ошибку. Она пыталась скрыть свой страх, поэтому старалась казаться злой. Девочка не думала о будущем, жила лишь прошлым. Ее мучили сомнения, всегда о чем-то жалела, ночами плакала.

Однажды она проснулась, услышав голос: «Поверь в себя!»

«Действительно, сколько можно скрывать от себя и других, что я боюсь. Я должна признать свой страх. Что я могу сделать, чтобы себе помочь?» -подумала девочка. Она посмотрела в зеркало и представила, что стоит на краю пропасти. Ей было страшно, она боялась упасть. Она представила, что это вовсе не пропасть, а лишь небольшая расщелина и ей нужно сделать один только шаг. Она смотрела вперед, подумала, что это ее будущее и прыгнула. Получилось! Ей стало хорошо. Она поверила, что может победить страх, все в ее руках.

С тех пор девочка стала хорошо учиться, у нее появилось много друзей.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, люди интуитивно тянутся к знаниям, заложенным в сказках. В последние годы сказки и притчи стали применять в качестве психотерапевтического вмешательства во внутреннюю картину мира человека. Они помогают разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения человека.

Как сказка влияет на жизнь человека

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Антонюк Я.Д. 1


1МБОУ СОШ №45 г.Белгорода

Шурыкина Т.С. 1


1МБОУ СОШ № 45 г.Белгорода


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

«Эх, жаль, что сказка так быстро закончилась!» – думаю я каждый раз, закрывая книгу. Во-первых, не хочется расставаться с любимыми героями. А, во-вторых, только в сказке бывают чудеса и волшебство. Но мои родители говорят, что чудес и в нашей жизни хватает, а волшебниками могут стать самые обычные люди. Чтобы узнать, так ли это на самом деле, я решил провести собственное исследование.

Актуальность. Современные дети не слушают взрослых, часто грубят, никого не жалеют, не умеют сопереживать. Может быть, в этом виноваты родители, у которых совсем нет времени на то, чтобы поиграть, почитать, просто поговорить с детьми? Вот и получается, что всё свободное время дети проводят с гаджетами, играют в жестокие виртуальные игры. А может быть, дети не любят сказки и поэтому не знают, что нужно быть послушным, вежливым, трудолюбивым и добрым? Мы считаем, что наш проект поможет родителям и детям стать ближе, ценить добро и совершать добрые поступки.

Начиная работу, мы выдвинули гипотезу: сказки учат не только верить в добро, но и совершать добрые поступки.

Цель нашего проекта – исследовать влияние сказок на жизнь человека.

Для достижения цели были поставлены задачи:

— изучить литературу о роли сказки в жизни человека;

— провести наблюдение и анкетирование учащихся 2 «Б» класса и их родителей;

— разработать рекомендации для детей и родителей, которые помогут школьникам ценить добро и совершать хорошие поступки.

Для решения поставленных задач мы использовали методы исследования:

— теоретический – изучение литературы по выбранной теме;

— практический – наблюдение и анкетирование;

— обобщение результатов, выводы.

Объект исследования: сказки.

Предмет исследования: влияние сказки на жизнь человека.

Глава 1. Теоретическая часть

Сказка – выдумка или реальность?

Изучив литературу по выбранной теме, мы выяснили, что сказка сопровождает человека всю жизнь: малышам читают и рассказывают сказки родители, а когда дети вырастают, они снова отправляются в сказочный мир вместе со своими детьми.

Сказки бывают разные: народные, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколения, и авторские, их сочиняют писатели; бытовые – в них описываются реальные ситуации из жизни людей, про животных – в них героями становятся звери, которые действуют, как люди и волшебные сказки, в которых много приключений, тайн, чудес и волшебников.

Часто сказочные герои используют волшебные предметы, которые помогают им пройти все испытания. В наше время благодаря научным разработкам многие выдуманные волшебные предметы стали реальностью. Например, самоходная печь Емели – это автомобиль, гусли-самогуды – музыкальный центр, живая и мертвая вода – яды и лекарства, волшебное зеркальце – смартфон, серебряное блюдечко да наливное яблочко – телевидение и Интернет.

Мечты о волшебных предметах превратили в часть нашей жизни известные российские ученые. Например, Александр Попов (1859-1906) изобрел радиоприемник; Александр Можайский (1825-1890) первый в мире создал самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека; Арсений Горохов (род. в 1935 г.) разработал первый российский персональный компьютер.

Мы пришли к выводу, что с помощью сказки люди пытались объяснить непонятные явления окружающего мира, найти выход из трудной ситуации, передать опыт младшим поколениям. Многие сказочные предметы стали реальностью, а современные волшебники – это люди, которые своим трудом и знаниями превращают сказку в быль.

В чем секрет волшебной сказки?

Волшебная сказка – наш друг, советчик и учитель.

Сказку можно считать настоящим другом, потому что она проверена годами, с ней всегда интересно проводить время, она всегда приходит на помощь, если нам нужно получить совет или ответ на какой-то вопрос.

Сказка – это хороший советчик. Волшебная сказка всегда даст дельный совет:

— слушать родителей, чтобы не случилась беда (русская народная сказка «Гуси-Лебеди»);

— быть вежливым и доброжелательным (русская народная сказка «Морозко»);

— любить труд (В. Одоевский «Мороз Иванович»);

— ценить дружбу (А. Волков «Волшебник Изумрудного Города»);

— сочувствовать и помогать людям (В. Катаев «Цветик-семицветик), и т.д.

Сказка – наш добрый учитель, потому что учит думать: «Почему случилась беда?», «Как найти выход из трудной ситуации?», «Кто поступил правильно, а кто – нет?»

Мы пришли к выводу, что главный секрет волшебной сказки в том, что она не дает прямых ответов на вопросы, а только незаметно намекает. Каждый из нас должен сам найти ответы и сделать свой выбор: совершать зло или добро.

Большая польза маленькой сказки

В нашей семье сказки любят, читают и сочиняют для других людей. Для тех, кому грустно, трудно и больно.

А присказкой к нашим семейным сказкам служат такие слова:

«Стать волшебником – не сложно.

Ты попробуй! Оглянись!

И поймешь: добавить можно

Лучик солнца в ЧЬЮ-ТО ЖИЗНЬ».

Моя сестра Ксения – волонтер. Она собирает и доставляет наборы для рисования детям, которые в больнице лечатся от страшной болезни. Занимаясь рисованием, дети ненадолго забывают о боли и становятся счастливее (приложение 1).

Моя сестра Валерия – хореограф. Она учит танцевать ребят-инвалидов, которые не могут даже ходить. Танцуя в инвалидном кресле, они радуются и начинают верить в то, что жизнь может быть яркой (приложение 2).

Продолжая эту семейную традицию, я тоже решил стать волшебником.

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…»

Сначала мы нашли тех, кто ждет чудо – детей из бедных семей. Для этого мы использовали не наливное яблочко с серебряным блюдечком, а Всемирную Сеть Интернет.

Далее мы нарисовали новогодние открытки и собрали сладкие подарки. Для этого использовали не скатерть-самобранку, а бумагу, цветные карандаши и сладости из ближайшего магазина.

Затем мы доставили подарки в Центр гуманитарной помощи для детей. Дорогу к нему нам указал не волшебный клубок, а современный GPS-навигатор (приложение 3).

Мы пришли к выводу, что сказка учит нас дружить, любить, различать добро и зло. Волшебство – это добро, которое мы делаем для других людей. А стать волшебником может любой человек. Для этого нужны не волшебная палочка или цветик-семицветик, а желание и доброе сердце.Глава 2. Результаты и обсуждение

Чтобы выяснить, какое влияние оказывает сказка на жизнь человека, мы решили провести наблюдение и анкетирование.

На первом этапе мы провели наблюдение и выяснили, что в классе дети забывают говорить друг другу и взрослым вежливые слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», могут обидеть одноклассника и не извиниться.

На втором этапе мы провели самонаблюдение. Для этого мы предложили детям самостоятельно себя оценивать: раздали одноклассникам бланк самонаблюдения «Свет мой зеркальце, скажи» и попросили в течение недели отмечать свои плохие и хорошие поступки.

В результате мы выяснили, что школьники знают о том, как нужно себя вести, но не всегда бывают внимательны к просьбам родных и близких (18 чел.), не жалеют их, ведут себя грубо (4 чел.), невежливо (7 чел.), ленятся (14 чел.).

Вывод: многие второклассники в общении с окружающими совершают плохие и хорошие поступки, но им нужно подумать о том, что только доброта украшает человека. А значит, нужно помогать другим, заботиться о них, сочувствовать.

На втором этапе мы провели анкетирование учеников 2 «Б» класса и их родителей. В анкетировании приняли участие 30 детей и 30 родителей.

Школьникам был задан вопрос «Какие сказки ты больше всего любишь читать?» (диаграмма 1). Как следует из данных диаграммы, большинство детей любит волшебные сказки – 14 чел. (47%), любят сказки про животных – 9 чел. (30%), про людей (бытовые) – 7 чел. (23%).

Диаграмма 1. Какие сказки ты больше всего любишь читать?

Далее респондентам был задан вопрос «Какие качества сказочных героев тебе больше всего неприятны?» (диаграмма 2). Как видно из данных диаграммы, больше всего неприятны такие качества, как злоба – 11 чел. чел. (37%) и хвастовство – 6 чел. (20%). Некоторые дети отметили также лень – 4 чел. (13%), хитрость – 3 чел. (10%) и грубость – 3 чел. (10%).

Диаграмма 2. Какие качества сказочных героев тебе больше всего неприятны?

Далее респондентам был задан вопрос «Почему добрые сказочные герои всегда побеждают?» (диаграмма 3). Как видно из данных диаграммы, 13 чел. (43%) выбрали ответ «потому что они добрые» и «трудолюбивые» – 8 чел. (27%). Только 1 чел. (3%) считает, что герои побеждают, потому что «красивые».

Диаграмма 3. Почему добрые сказочные герои всегда побеждают? Потому что они…

Отвечая на вопрос «Если бы у тебя была волшебная палочка, то какое одно желание ты хотел бы исполнить?» (диаграмма 4), респонденты указали следующие ответы: «чтобы родители разрешили завести домашнего питомца» — 1 чел. (3%), «чтобы задавали мало уроков» – 3 чел. (10%), «чтобы подарили телефон или игрушку» – 11 чел. (37%). Также были указаны такие ответы, как «чтобы родные и все хорошие люди не болели» — 6 чел. (20%) и «чтобы быстрее закончился коронавирус» — 9 чел. (30%).

Диаграмма 4. Если бы у тебя была волшебная палочка, то какое одно желание ты хотел бы исполнить? Хочу, чтобы…

Также респондентам был задан вопрос «Чему тебя научили сказки?» (диаграмма 5). Как видно из данных диаграммы, дети считают, что главное, чему научили сказки – «искать выход из трудной ситуации» – 8 чел. (27%), «дружить» — 7 чел. (24%) и «сочувствовать людям и животным» — 6 чел. (20%).

Диаграмма 5. Чему тебя научили сказки?

Вывод: второклассники любят сказки, различают такие понятия, как «добро» и «зло». Но многие дети не задумываются о том, что нужно не только читать сказки о добре, но и самим совершать добрые поступки, тогда и в жизни мы сможем победить зло.

Далее мы провели анкетирование родителей.

Респондентам был задан вопрос «Любит ли Ваш ребенок сказки?» (диаграмма 6). Как видно из данных диаграммы, по мнению родителей, большинство детей любит сказки: «да, и с удовольствием их читает, слушает, смотрит» – 18 чел. (60%), «скорее, да» – 5 чел. (17%). Только 7 чел. (23%) выбрали ответ «нет, считает, что сказки нужны только малышам» – 7 чел. (23%).

Диаграмма 6. Любит ли Ваш ребенок сказки?

Далее респондентам был задан вопрос «Какое определение сказки Вы считаете наиболее точным? Сказка – это…» (диаграмма 7). Как следует из данных диаграммы, более половины родителей выбрали ответ «одно из лучших средств воспитания» – 17 чел. (57%) и «хороший способ проведения досуга» – 8 чел. (27 %).

Диаграмма 7. Какое определение сказки Вы считаете наиболее точным? Сказка – это…

Также респондентам был задан вопрос «Часто ли Вы читаете ребенку (вместе с ребенком) и обсуждаете сказки?» (диаграмма 8). Как видно из данных диаграммы, ответ «да, достаточно часто» выбрали 9 чел. (30%). Однако большая часть родителей указала ответ «нет, к сожалению, на это совсем нет времени» – 17 чел. (57%).

Диаграмма 8. Часто ли Вы читаете ребенку (вместе с ним) и обсуждаете сказки?

Отвечая на вопрос «Как изменилось поведение Вашего ребенка под влиянием сказок?» (диаграмма 9), респонденты отметили, что дети стали «чаще проявлять заботу» – 9 чел. (30%), «больше слушать родителей» – 8 чел. (27%), «меньше капризничать» – 4 чел. (13%).

Диаграмма 9. Как изменилось поведение Вашего ребенка под влиянием сказок?

Вывод: Многие родители понимают, что сказки оказывают огромное влияние на их детей, помогают стать лучше, воспитывают доброту. Однако, родители редко читают детям сказки, поэтому не всегда могут объяснить ребенку, что большое добро начинается с маленького хорошего поступка.

Выводы

Таким образом, в ходе проведения исследования цель достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтвердилась.

Мы пришли к выводу, что сказки оказывают огромное влияние на жизнь человека. Совершая добрые поступки, мы дарим волшебство тем, кто нас окружает, и меняемся сами: становимся человечнее и счастливее.

Результатом нашей работы стали разработанные рекомендации для одноклассников, с помощью которых они научатся честности, вежливости, трудолюбию, заботе и милосердию, а значит, будут чаще дарить добро окружающим (приложение 4). Также мы разработали рекомендации для родителей в виде памятки, которую раздали им на родительском собрании (приложение 5).

Список использованной литературы

Андрианов М.А. Беседы о нравственности в сказках и рассказах. Пособие по воспитанию детей в семье и школе. – М.: Книжный дом, 2018. – 256 с.

Гальчук А., Русинова Е. Русские изобретатели. Великие открытия. – СПб.: Питер, 2017 г. – 64 с.

Кузнецова Ю. Расчитайка. Как помочь ребенку полюбить чтение. – М.: МИФ, 2018. – 112 с.

Осипова М.Б. Книга – друг и учебник жизни // Книга в духовно-нравственном воспитании: функции, смыслы, значение: материалы семинара, посвященному Дню православной книги / отв. редактор М. В. Уманская. – Нижний Тагил: ЧОУ «Православная гимназия №11 во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского», 2017. – 86 с. – с. 29-33. https://гимназия-нт.рф

Приложение 1

Рис. 4. Добрые сказки нашей семьи: помощь больным детям

П риложение 2

Рис. 5. Добрые сказки нашей семьи: обучение ребят-инвалидов танцам

Приложение 3

 

Создание новогодних открыток

Сбор сладких подарков для детей из бедных семей

 
 

Доставка подарков в Центр гуманитарной помощи для детей

Рис. 6. Добрые сказки нашей семьи: как я стал волшебником

Приложение 4

Дорогой друг!

Советуем тебе прочитать замечательные сказки, которые подскажут тебе, как стать честным, смелым, дружелюбным, вежливым, заботливым и добрым

Аксаков С. Аленький цветочек.

Андерсен Г.-Х. Дикие лебеди. Оле-Лукойе. Снежная королева.

Бр. Гримм. Белоснежка и семь гномов. Гензель и Гретель.

Волков А. Волшебник Изумрудного Города. Тайна заброшенного замка.

Гофман Э. Щелкунчик.

Катаев В. Цветик-семицветик.

Маршак С.Я. Двенадцать месяцев.

Пушкин А.С. Сказка о золотом петушке. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Сказка о рыбаке и рыбке.

Русские народные сказки. Белая уточка. Волшебная дудочка. Волшебное кольцо. Иван-царевич и Серый волк. Морозко. Подземные царства. Царевна-лягушка.

Шведская сказка. Добром за добро.

Приложение 5

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДОБРУ

Уважаемые родители!

Вы, конечно, хотите, чтобы Ваш ребенок был счастливым. А по-настоящему счастлив только тот, кто дарит добро другим людям.

Учить добру можно по-разному: можно прочитать нотацию, а можно прочитать сказку.

Вспомните, как в детстве Вы любили сказки! Именно сказки учили Вас дружить, любить, верить в чудо, различать добро и зло. Не лишайте ребенка этой радости – читайте вместе сказки!

Нужно ли читать сказку ребенку, если он сам уже умеет читать? Нужно, потому что вместе любое дело интереснее. Попробуйте читать так: одну страницу читаете Вы, другую – ребенок. Так вы быстрее узнаете, чем закончилась сказка и как добрые герои победили злых.

Как правильно читать ребенку сказку? Не монотонно, а с выражением, играя голосом; не быстро, а размеренно. Читайте с удовольствием!

Когда и сколько читать сказки? Не менее 15 минут ежедневно, желательно в одно и тоже время, например, перед сном.

Подумайте, может быть, читая с ребенком сказку, вместе переживая за сказочных героев, вы станете еще ближе?

Прочитайте сказку о дружбе. Научите ребенка дружить, ценить друзей, поддерживать их в трудную минуту. И можете быть спокойны: Ваш ребенок никогда не будет одинок.

Прочитайте сказку о вежливости. Так Ваш ребенок научится правильно общаться с детьми и взрослыми, выходить из конфликтных ситуаций, будет приятным собеседником в любой компании.

Помогите ребенку стать волшебником – прочитайте волшебную сказку, а потом сделайте вместе какое-нибудь доброе дело: покормите бездомных животных, вырастите красивое растение, помогите родным, друзьям, соседям.

И чаще читайте сказки с детьми!

Просмотров работы: 90

Роль сказки в жизни человека

13.03.2021

роль сказок

В статье вы найдете текст готового сочинения на тему «Волшебный мир сказки, его роль», небольшое авторское стихотворение по данной тематике, а в конце будут размещены 10 аргументов на тему значения сказок в жизни и воспитании.

Текст сочинения:

С детства мы все любим сказки. Их сочинил, «родил» сам русский народ. Они дарят людям свет, любовь, гармонию и веру в добро. Сказки пришли к нам из жизни. Они были популярны с древних времён. Люди обыгрывали разные жизненные ситуации и сюжеты, превращая их в сказочную реальность, а потом сказывали своим детям и внукам. Так и путешествовали волшебные повествования по Руси из рода в род, из «уст в уста». Их любили, на них вырастали и воспитывались целые поколения.

Сказка учит многим полезным вещам: доброте, милосердию, смелости, уверенности, честным и справедливым поступкам. Из неё можно извлечь мудрые уроки жизни, обогатить внутренний мир красотой народного мастерства.

Сказка может исцелить человека, наставить и направить его, подсказать верный путь, дать ориентир в сложной ситуации. Она наполняет душу, создаёт хорошее настроение, придаёт оптимизм, заряжает благоприятной энергией искусства. В ней живут и творят чудеса настоящие волшебники, истинные герои. Это образы добрых, сильных людей, на которых хочется быть похожим. Они справляются со всевозможными препятствиями, спасают слабых, побеждают зло.

Эти волшебные произведения убеждают нас, что каждый человек может сам творить чудеса, преодолевать даже самые сложные обстоятельства, главное — иметь доброе сердце. Благодаря силе, уму, упорству, смекалке, дружбе и правильным намерениям, можно задумать любое желание и воплотить его в реальном мире.

Воспитание ребёнка в семье начинается с ласковых бабушкиных сказок и маминой нежной колыбельной песни. Они формируют личность подрастающего человека, правильно направляя его на сложном жизненном пути. Мудрость сказок необходима в жизни, поэтому по сказкам снимают фильмы, ставят театральные постановки, поэты и художники вдохновляются сказочными произведениями в своем творчестве.

Стихотворение:

Детство открывает мир волшебный,

Возрождая святость без границ,

И струится свет добра целебный

В переливах радуг юных лиц!

Как тепло, загадочно, красиво

В русской сказке снова побывать,

Ощутить заветный мир счастливый

И чудес земную благодать!!!

Автор — Марина Александрова.

Выводы и аргументы:

Итак, роль сказок в жизни и воспитании следующая:

1.Сказки учат детей различать добро и зло.

2.Помогают познавать мир.

3.Они дают примеры для подражания, образцы поведения, читатель может идентифицировать себя с героями сказок.

4.Развивают воображение, помогают создавать внутренние образы, а значит, развивают и творческие способности.

5.Сказки помогают развитию эмоциональной сферы ребенка в наиболее доступной для него форме.

6.Дают готовые образцы для поведения в тех или иных сложных ситуациях, которые могут произойти в реальной жизни.

7.Развивают речь и интеллект детей, способствуют расширению словарного запаса.

8.Чтение сказок укрепляет близость между родителем и ребенком.

9.Как утверждают психологи, сказочные произведения снимают тревогу у детей.

10.Сказки прививают любовь к чтению.

Советую посмотреть:

Эпитеты в русских сказках

Сочинение «Социальные изменения и ролевые конфликты в «Сказке о рыбаке и рыбке» (на современный лад)»

Консультация для родителей

Значение сказок в жизни человека

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

Реальность сказочной жизни

По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.

У доброты есть лицо

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно». Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Воспитание чувств

В наше время, когда в престижные школы и даже в детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка!

Каждому возрасту — свою сказку

Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи «сказителя», помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребёнка. Следует немедленно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребенок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребенка. С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, формируется умение задавать вопросы. Если читать сказки с хорошей дикцией, чётко выговаривая все звуки, то вы обойдётесь без визитов к логопеду. Сказка ещё должна способствовать общению.

В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности, но жестокие действия, которые видит взрослый — ребенок воспринимает образно. Если ребенок неоднократно видел сцены насилия по телевизору, то он не сможет это образно воспринимать в сказках. Нужно разъяснить ребенку, что плохое обязательно должно погибнуть, тогда ему будет легче справиться с жизненными трудностями. И хотя жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадет.

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Важно и ваше к ним отношение. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней. Книжки с картинками мешают слушать сказки: ведь художник видит всё иначе, чем ваш ребенок. Обязательно надо читать заключительную фразу, это разделит сказки друг от друга. Одну и ту же сказку можно читать ребенку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда малыш поймет суть прочитанного, то она станет ему неинтересна, так как каждый может найти в сказке то, что понятно и близко ему. Через сказку можно не только прививать ребенку любовь к чтению, но ему легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо», так как малыш представляет себя положительным героем.

Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств для полноценного развития ребенка.

Педагог-психолог                                                           Н.А. Щеглова

  • Значение сказки в формировании личности ребенка
  • Значение сказки в жизни человека
  • Значение семьи для человека сочинение
  • Значимость русского языка сочинение
  • Значение языка в жизни человека сочинение рассуждение