Значение слова maman в рассказе детство

А
Агрегат — смесь, соединение.
Алебарда — копье с топориком в виде полумесяца.
Антропофаг — людоед.

Б

Беляк — вид зайца — зимой совершенно белой, а летом серо-бурой шерсти. Беляк по резвости тупее русака , но много изворотливее.
Бирка — палочка или дощечка, на которой зарубками, надрезами или краской кладутся знаки для счета, меры или приметы.
Борзятник — охотник при борзых.


В

Варить варом — скакать частыми скачками.
Вена (от французского слова veine) — удача, счастье в игре.
Вериги — разного вида железные цепи, полосы, кольца, носимые «спасающимися» на голом теле, для «смирения плоти».
Второчить — подвязывать позади седла что-нибудь.
Выжлятник — старший псарь, который водит стаю гончих, напускает и сзывает ее.

Г

Гинея — английская золотая монета в 21 шиллинг.
Гончая — особая порода головастых и вислоухих собак, приученных гнать по вверю стаей, с громким лаем.
Гросфатер — «старинная немецкая пляска, где за журавлиной проходкой следует резвое бешеное прыганье» (Даль).

Д
Денонфитура — поражение, банкротство.
Доезжачий — служитель, обучающий гончих собак, заведующий стаей; в его ведении псари.
Доминанта — (музыкальн. термин) пятая ступень лада относительно тоники.

Е
Егерь — охотник.
Екзекютировать — исполнять.
Ерыга — пьяница, беспутный.

З
3аотукалить — заотукать собакам — произносить учащенно вполголоса : «Ото, то, то», указывая арапником вперед на зайца, при травле зайца.
3астукать — застать, захватить врасплох.

К

Каннибал — людоед.

Клепер — порода маленьких, быстрых, крепко сложенных лошадей.
Кóлоть — мерзлая грязь по дороге.
Контрпункт — искусство подбора созвучий к данному напеву.
Корнет -рожок, конусообразный бумажный сверток.

М
Малик — небольшой след зайца (от слова малый).
Мальтретировать — плохо обходиться, обижать.
Михайлин день — 8 ноября.

Н

Низовая — лошадь с нижнего течения Волги, м. б. башкирская.


О

Остров — большое лесистое или болотистое место, окруженное со всех сторон полями, самое удобное для охоты с борзыми и гончими.
Отрыскать — кончить рыскать, перестать производить поиски-погоню.
«Отъезд» (охотн.) — охота вдали от дома.

П

Перипатетические философы — последователи аристотелевской философии.
Побочин — у казаков : возлюбленный.
Порсканье — возгласы и речитативы охотника, возбуждающие собак на травлю.
Пороша — такое время первозимья, когда снег, падая на землю, укроет ее ровным слоем, толщиною от 1-го до 4-х вершков, и затем перестает идти.

Пошевéньки — небольшие сани для городской езды.

Р
Разомкнуть — отделить одну собаку от другой, сняв двойной ошейник, смычок.
Русак — вид зайца — зимой серебристо-серый, а летом изжелто-буро-серой шерсти. Русак бежит очень резво.


С

Свора — соединение 1-4 борзых, рыскающих за одним охотником.
Сдвоить — вернуться своим следом (о зайце).
Сдвойка — двойной след зайца взад и вперед . «Двойками» и «тройками» заяц желает затерять след от преследователя и потому «двойки» верные предвестники близости «логова».
Сметка (смет) — след от четырех заячьих ног, собранных вместе, как бы в кучу — в виде большой ямки, видимой на снегу в полутора саженном , а иногда и более расстоянии от заячьего следа (вернее от «двойки»). 

Сметнуть , скинуть — дать большой прыжок в сторону.
Смычки — вид двух ошейников, раздвижные погончики которых должны быть соединены между собой прочным железным кольцом.
Сомкнуть -соединять ошейниками (смычками) собак.
Сорочка — головной убор у казачек.
Спекуляция — умозрение.
Спермацетовые свечи — свечи, сделанные из спермацета (жидкой массы черепных костей китообразных животных).
Спеть — «спеть» к волку, лисице, зайцу — бежать (о борзых).
Стремянный — борзятник, который смотрит за сворою собак владельца охоты.

У

Угонка — настижение зверя собаками и поворот его в сторону.

Ф

Фиоритуры — украшение мелодии.
Фухтель — плоская сторона сабли или тесака; удар клинком плашмя.

Ч
Черепеник — жареное в постном масле тесто, в виде стопки; шляпа в виде стопки.

Э
Экивока — двусмысленность, двоякость, обиняк.

Эпаньолка — длинношерстная французская лягавая собака, будто бы испанского происхождения.

Это был словарь незнакомых слов из повести «Детство» Л. Н. Толстого: охотничьи и музыкальные термины, слова иностранного происхождения и т.д. 

Материалы взяты из Полного собрания сочинений Толстого в 90 томах (том 1).

Лев Николаевич Толстой вложил в автобиографическую повесть «Детство» не только личные переживания, мысли и воспоминания, но и очень реалистично, с любовью, перенес образы важных людей из реальности на бумагу. Многомудрый Литрекон уже сделал анализ повести Толстого «Детство», а теперь он сконцентрировался на разборе отдельной главы — «Maman».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 О чем глава?
  • 3 Темы и проблемы
  • 4 Образ мамы
  • 5 Главная мысль
  • 6 Художественное своеобразие 
  • 7 Значение главы 

История создания

Начато произведение было во время пребывания на Кавказе — в 1951 году. Писалось оно целый год, и за этот период Толстой успел полностью изменить и отредактировать текст четыре раза. Писателю было около 24 лет, когда после публикации «Детства» на страницах популярного журнала «Современник», в 1952 году, его талант был признан современниками. Н. А. Некрасов, к примеру, сказал о восходящей «звезде» литературного мира следующее: «Это талант новый и, кажется, надежный». Так, благодаря удивительной честности и открытости, началась карьера знаменитого русского автора.

Через Николеньку Иртеньева, постепенно взрослеющего на глазах читателя, Толстой откровенно говорил о проблемах и чувствах, с которыми сталкивался каждый ребенок. Показывал он и трудности взаимоотношений с окружающими и членами семьи. Особенно трогательно изображена его связь с матерью. 

О чем глава?

Впервые мы встречаемся с Натальей Николаевной во второй главе повести под названием «Maman». Она разливает утренний чай в гостиной, когда персонажи – Николенька и Карл Иванович – входят в комнату. Неподалеку от нее, за роялем, сидит юная сестренка героя – Любочка, за игрой которой наблюдает гувернантка Марья Ивановна. 

Пока мама разговаривает со старым учителем, мальчик любуется ее красотой и теплотой, скрытой внутри. Поприветствовав друг друга и обсудив причину слез Николеньки, они расходятся по делам. Краткое содержание всей повести «Детство» по главам Вы найдете здесь.

Темы и проблемы

Центральная тема, затрагиваемая автором в этой главе – роль матери в жизни ребенка. Женщина предстает перед нами очень заботливой, нежной, понимающей матерью, которая всю свою жизнь посвятила воспитанию детей. Она остается поддержкой и опорой для героя даже тогда, когда становится для него лишь воспоминанием. То светлое, что он видел с раннего детства, хранится в его сердце до самого конца.  

«Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе»

Проблема, поставленная в этой главе и развивающаяся по ходу сюжета, состоит в том, что эту безмятежную и милую женщину гнетут какие-то «грустные мысли», которые она тщится отогнать от себя прочь. Потом, уже в других главах, мы узнаем, что отец Николеньки не был идеальным семьянином. Он имел свою личную жизнь вне дома и пользовался благосклонностью женщин. А его супруга была обречена держать в себе обиду и горе, чтобы дети росли в счастливом неведении. В этом заключается подвиг этой женщины — самоотречение ради сохранения мира в доме.

Образ мамы

Сам Толстой затем отмечал, что образ матери является для него примером некоего недостижимого идеала. Вот что он писал о собственной маме: 

«Как реальное физическое существо, я не могу себе представить ее «…» в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знал о ней, — все прекрасно…»

Даже портрет Натальи Николаевны из повести он рисует не полностью. Видны лишь «карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь» и «рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал». Герой не способен отыскать в памяти полную картину, да ему это и не нужно. Намного ценнее для него оказываются те светлые эмоции и ощущения, которые она ему дарила. 

Наталья Николаевна очень добра, приветлива, сдержана и ласкова. Все свое время она посвящает детям. С самого утра она наблюдает за тем, как занимается музыкой ее дочь. Героиня образована, знает несколько языков, превосходно разбирается в этикете. Дома она играет роль хозяйки и всегда находит силы для поддержки близких.

Главная мысль

Отношения с самыми близкими людьми для каждого ребенка – родителями – непосредственно влияют на то, каким человек он в конце концов вырастет. Если он с детства был окружен лаской и добротой, то, скорее всего, такие ощущения он постарается дарить окружающим. Благодаря мягкости и чуткости матери Николенька учится любви и отзывчивости, а это очень важно для формирования достойной личности. Такова основная идея главы «Maman».

Важный нравственный смысл Л.Н. Толстой вложил в главу «Maman», создав образ идеальной матери. Для автора именно ласковая и добрая Наталья Николаевна — «милый идеал» женщины. Ее роль он видит в семье и воспитании нового поколения. 

Художественное своеобразие 

Наиболее часто употребляемыми средствами выразительности в главе «Maman» являются эпитеты. Особенно отчетливо это видно в моментах, когда герой описывает внешность матери, выражение ее лица, реакцию на происходящее («посмотрела пристально», «она разговаривала с нами дружески», «нежная рука» и др.). Они помогают читателю не только вообразить, какой была женщина, но и понять, какие чувства испытывал к ней Николенька. Ведь именно его глазами мы видим близких.

Также эпизод отличается глубоким психологизмом. Он проявляется во внутреннем монологе персонажа, его размышлениях.

«Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно…»

Значение главы 

Именно в главе «Maman» мы видим, какое место занимает мать в жизни Николая, и как он к ней на самом деле относится. Она является для него одним из самых значимых людей. В воспоминаниях о ней нет никаких темных тонов или негатива. Словно настоящий ангел, она оберегает своего сына, и на это он отвечает ей искренней привязанностью. Оттого ее потеря впоследствии так сильно меняет героя.

В этой главе автор знакомит нас с человеком, который сильно повлиял на формирование характера главного героя. Каждый его день начинался с общения с мамой, каждое свойство его души было воспитано и взлелеяно ею. Поэтому данная глава находится в самом начале повести и является одной из самых значимых в «Детстве».

Автор: Инна Колокольникова

Маман

Маман
Маман
ж. нескл. 1. Начальница привилегированного женского закрытого учебного заведения (в Российском государстве до 1917 г.)

Толковый словарь Ефремовой.

2000.

.

Синонимы:

Смотреть что такое «Маман» в других словарях:

  • маман — нескл., ж. maman f. 1. устар. То же, что мама. БАС 1. Пардоне моа, ма бель демуазель, что за поспешностью моей маман не смогла прилично выдержать своего костюма. 1827. Приезжий из столицы. // Пантеон 1840 3 42. Молодых же девушек считают даже и… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • маман — сущ., кол во синонимов: 21 • мама (53) • маманька (18) • маманюшка (17) • …   Словарь синонимов

  • маман жанет — * maman Jeanette. эмигр. Не хватает косы, увековеченной Репиным, но Париж не Ясная Поляна и больше подошла бы Maman Jeannette гладильная доска, раздвигающаяся как козлы. Ремизов Учитель музыки. // Лепта 1992 3 13 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Маман, Йосеф — Рав Йосэф бен Моше Маман (Маймон) Эль Магрибий (ивр. יוסף ממן‎) (1773 1854)  раввин, уроженец города Тетуан в Марокко. Содержание 1 Биография 2 Литература 3 …   Википедия

  • маман — мам ан, нескл., жен …   Русский орфографический словарь

  • гран-маман — * grand maman. Бабушка. Не беспокойтесь, маман! сказала старшая невестка. Мои дети будут отлично воспитаны: ни слова не будут учить по русски, и вас не иначе будут кликать, как гран маман . 1839. Квитка Основьяненнко Пан Халявский 331. Все эти… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • бель-маман — * belle maman. Теща или свекровь. Ср. бельмер. Сама Ольга Елпидифоровна не сочла нужным соваться с первого разу на глаза приезжему и не прерывала его приятного tête à tête с будущею belle maman; бойкая особа где то хохотала на другом балконе с… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • бон маман — bonne maman. шутл. Добрые матушки. Но в эту саму минуту оканчивался котильон .. Дамы шли в левый угол, сильно помахивая веерами, а кавалеры в буфетную. Совершалась на этот раз без команды последняя фигура бала: les dames à gauche, dans les bras… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Миллионер из трущоб — Slumdog Millionaire …   Википедия

  • Slumdog Millionaire (фильм) — Миллионер из трущоб. Slumdog Millionaire Жанр Мелодрама / Драма / Криминал Режиссёр Дэнни Бойл Лавлин Тандан …   Википедия

Цель: Знакомство с автобиографической трилогией. Анализ главы «Maman», «Детство».

Задачи:

  • расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя;
  • познакомить с историей появления автобиографической трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность»;
  • рассмотреть изображение детства как особой, ответственной поры в жизни человека;
  • проследить за моральным развитием Николеньки, показать нравственный смысл поступков героя;
  • помочь ученикам задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми;
  • уметь анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства использует автор для выражения чувств, эмоций, переживаний своего героя.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и приёмы:

  • рассказ, эвристическая беседа;
  • проблемно-поисковый, исследовательский.

Оборудование:

  • проектор;
  • компьютер;
  • слайдовая презентация;
  • рисунки детей на тему «Детство»
  • карточки для работы.
  • фрагменты фильма «Детство. Отрочество. Юность » (1973 год, постановка П.Фоменко).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Стадия вызова

1) Актуализация опыта: Здравствуйте, ребята! (Звучит музыка из фильма «Детство. Отрочество. Юность » (1973 год, постановка П.Фоменко).Давайте вспомним, какие этапы проходит человек в своём развитии? Дома в тетрадях вы должны были нарисовать силуэт человека. Впишем туда этапы развития человека, напишем с большой буквы, добавим кавычки: «Детство», «Отрочество», «Юность», «Молодость»…(на доске учитель в заранее нарисованный силуэт помещает карточки с этапами развития человека). Именно из таких частей должен был состоять роман «Четыре эпохи развития» никому не известного двадцатитрёхлетнего юноши. Повесть «Молодость» так и не была написана, но три остальные части, составившие трилогию (слово «Молодость» с доски убрать, к словам «Детство», «Отрочество», «Юность» добавить фигурные скобки, подписать на доске — трилогия), появились в печати, и многие увидели в молодом человеке «прекрасную надежду русской литературы». Спустя годы, современники писали: «Величайший и единственный гений современной Европы, величайшая гордость России …» (А.Блок). «Лицо его – лицо человечества» (Д.Мережковский). «Не зная …, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком» (М.Горький) Слайд 1.

Как вы думаете, ребята, о ком эти слова были сказаны? (Дети высказывают предположения). Да, конечно, о Льве Николаевиче Толстом, писателе мировой величины. Что-нибудь о нём помните?

Рассказ ученика. ( Слайд 2). Л.Н.Толстому было 23 года, когда он решил написать историю своей жизни, проследить процесс духовного развития человека. Он находился тогда на распутье: прерванная учёба в Казанском университете, неудачные попытки реформ в Ясной Поляне, родовом имении, доставшемся ему после смерти родителей, материальные трудности, отсутствие ясной цели в жизни, раздумья о будущей судьбе… В это время Толстой находился на Кавказе, куда перебрался по совету брата Николая, чтобы заново обрести себя. Первая часть трилогии, повесть «Детство», появилась в журнале «Современник» в сентябре 1852 года (автору было всего лишь 24 года) под заглавием «История моего детства» и за подписью: Л.Н. Заглавие, данное редакцией без ведома Толстого, ему не понравилось. Он посчитал его противоречащим «мысли сочинения». Л.Н.Толстой говорил: «Кому интересна история моего детства?» Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть носит автобиографический характер лишь отчасти (дописать к слову «трилогия» слово «автобиографическая», дать перевод слова) Слайд 3. Л.Н.Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.

2) Создание проблемной ситуации.

Ребята, а вам интересно узнать, почему в 23 года Л.Толстой решил писать о детстве, а не о молодости? Каким было детство великого гения? (Дети высказывают своё мнение).

Запишем тему урока: Л.Н.Толстой (1828 – 1910). Автобиографическая трилогия. Повесть «Детство». Более подробно остановимся на главе « Maman» и «Детство». Слайд 4.

3) Осознание и формулирование проблемы:

— Ребята, кто мечтает поскорее вырасти?

— А кто хочет быть вечным ребёнком?

Все мечтают поскорее вырасти. А для чего тогда детство и нам, и Льву Николаевичу Толстому?

Давайте попробуем сформулировать вопросы, на которые хотим получить ответы в ходе нашего урока. Это и станет целью нашего урока.

Почему Л.Н.Толстой решил писать о детстве?

Каким было детство великого писателя?

Роль матери в формировании личности писателя?

Какова роль детства в жизни человека?

Как показывает Л.Н.Толстой формирование характера главного героя?

У Л.Н.Толстого есть свой секрет, раскрыв который, научимся понимать писателя. Каков «секрет» Л.Н.Толстого? (Слайд 5)

3. Стадия содержания

Построение знаний.

1) Выбор методов исследования: Ребята, где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (Дети высказывают предположения, называя, конечно, повесть «Детство»).

2) Сбор информации:

1. Эвристическая беседа.

— Какие ассоциации вызывает у вас это слово «детство»? (Ребята называют слова – ассоциации). 1, 3 группа – люди;3,4 группа – предметы, учреждения; 5, 6 группа — чувства, эмоции. (Слайд 6)

Вы нарисовали иллюстрации-ассоциации к слову «детство». ( Оформлена выставка). Учитель обращает внимание на то, кто и что ассоциируется у детей со словом «детство».

Какова роль детства в жизни каждого человека? Для чего нам детство?

Л.Толстой в повести «Детство» писал: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. (Слайд 7).

Воспоминания о детстве «возвышают душу», т.е. заставляют быть лучше, походить на прекрасных людей, встретившихся на жизненном пути, помнить и любить самых близких людей – мать и отца. (Обучающиеся высказывают своё мнение).

Слайд 8.

Детство – очень ценное и важное время в жизни человека: Во-первых, это самое счастливое и беззаботное время. Во-вторых, тебя окружает искренняя любовь и забота самых близких и родных людей. В-третьих, в детстве формируется характер человека

Как происходит становление характера ребенка? Кто влияет на этот процесс? (Дети  высказывают своё мнение). Слайд 9.

2. Рассказ учителя. Действительно, основную роль в формировании характера человека играет семья, родители, атмосфера, в которой он растёт.

По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в1830 году, Николай Ильич, их отец, – в 1837 году. Воспитательницей детей после смерти родителей стала их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого.(10)

С 1841 года дети жили в Казани у тётушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. Дом, где рос маленький Лёвушка, не сохранился. Но попытаемся представить, как выглядела детская (слайд 11). Туристы со всего мира посещают его Яснополянский дом. Он более позднего времени строительства (слайд 12), так выглядит одна из комнат (слайд 13).

Рассказ ученицы. На духовное формирование будущего писателя наиболее сильное влияние в детстве оказала мать, точнее воображаемый её образ. Толстой не помнил своей матери, ведь она умерла, когда ему не было и двух лет.

В часто повторявшихся рассказах родных и знакомых мальчик никогда не слышал о матери плохого слова – напротив, все говорили о её доброте, чуткости, выражали свою любовь к ней за её справедливое отношение ко всем в доме. «Мария Николаевна, матушка Толстого, столкнувшись с несправедливостью, бывало, вся покраснеет, заплачет, но никогда не скажет грубого слова».

Из оставшихся после смерти матери писем и записных тетрадей Толстой имел основание заключить, что она была умна, хорошо образованна, начитанна, знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, хорошо играла на фортепьяно, обладала некоторым художественным талантом. Сама писала (слайд 15, 16).

Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери. В повести Л. Толстого мама главного героя умирает, когда ему исполнилось 10 лет. Вероятно, потеряв мать в раннем возрасте, хотя бы в художественном произведении попытался продлить её дни, воскресить её образ.

Давайте послушаем, какой предстаёт маман в повести.

Какой он её видит? (Чтение наизусть отрывков из повести подготовленными учениками)

Ребята, мы прослушали отрывки из повести, дома вы должны были прочитать главы «Маман» и «Детство». Вам понравились отрывки из произведения?

У Толстого — писателя есть свой секрет и своя тайна, которую мы с вами начнём разгадывать. Обратите внимание: какая форма речи используется? (Монолог).

Работа с текстом главы «Детство» и «Маман» (распечатки)

  • 1 группа: отношение мамы Николеньки к слугам (глава «Маман»)- с большим уважением, заботой.
  • 2 группа: найти предложения и словосочетания, где звучат слова «любовь», «любить», выделить их в тексте, посчитать количество, определить их роль (В «Детстве» Толстого всё погружено в море любви, разлитой вокруг Николеньки: все его любят и он любит все. Сердце этого десятилетнего мальчика полно любви к окружающим людям, и он щедро делится ею с близкими)
  • 3 группа: охарактеризовать речь, манеру общения матери и сына (отметить слова и словосочетания, как мальчик обращается к маме и мама обращается к сыну) : «моя душечка», «мой ангел».
  • 4 группа: чувства, мысли, действия мамы, отношение к сыну; («пальчики её быстро шевелятся и щекотят меня». «Целует меня в лоб и кладёт на колени»)
  • 5 группа: чувства, мысли, действия мальчика, отношение к маме; «по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам».
    Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в себе все черты матери писателя.
  • 6 группа: о чём думает Николенька, что его волнует, заботит, из-за кого он переживает? (О Карле Иваныче, о родителях)

— Какой представляется матушка Николеньке?

— Найдите строки повести, описывающие внешность maman. («Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только её карие глаза  выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня».) (с. 151)

— Отчего лицо матери становилось удивительно прекрасным?

— Что говорит Толстой о красоте лица? Найдите и прочитайте эти строки. («Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно».) (с. 152)

— Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то почему?

— Каковы взаимоотношения Николеньки с матерью?

— Вспомните, что ещё говорит герой, вспоминая улыбку матери? Найдите эти слова и прочитайте. («Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе».)  (с. 152)

— О чём говорят эти слова?

— Как мама называет Николеньку? («Мой ангел», «моя душечка».)

— Чем же он ей отвечает? Как это характеризует его?

Вывод: Образ матушки.

О матери Николенька Иртеньев вспоминает с нежностью, любовью и благодарностью, как о чем-то самом светлом в своей жизни. С детства врезались в память мальчика звуки ее голоса, сладкого и приветливого, нежный, ласковый взгляд, «чудесные, нежные» руки матери. Николенька угадывал присутствие матери даже во сне: «по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам».

Обращения матери к сыну всегда очень ласковые: «моя душечка», «мой ангел».

С любовью относясь к детям, мать старалась воспитывать их разносторонне. Дети много читали, учились игре на фортепиано, танцам. (Фрагмент фильма)

Нежность натуры матери проявляется и в ее отношениях к своей няне, а затем экономке Наталье Савишне. Желая отблагодарить женщину за ее любовь и преданность, мать выдала ей вольную.

Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в себе все черты матери писателя. (Слайд Лев Толстой )

Образ Николеньки Иртеньева.

Образ во многом автобиографический. С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. В первой автобиографической повести Толстого «Детство» её герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Сердце этого десятилетнего мальчика полно любви к окружающим людям, и он щедро делится ею с близкими. Как трогательна его забота об учителе Карле Ивановиче: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».

Любит Николенька и природу: часами готов он наблюдать за суетливой жизнью муравейника, любоваться полетом бабочек, вдыхать аромат цветов.

Однако мальчики — не ангелы, и Николенька, как и все его сверстники, балуется и озорничает. Но, совершив какой-нибудь проступок, «грех», Николенька искренне и глубоко раскаивается, переживает.

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство» Николенька Иртеньев— сложный и противоречивый персонаж. Автор описывает его некрасивым, взъерошенным мальчиком десяти лет, который постоянно страдает «сознанием своей глупости». Однако очень быстро становится понятно, что на самом деле он весьма умен и отличается тонкой душевной организацией.

Любое, даже незначительное событие оставляет глубокий след в сердце Николеньки.

Николенька очень впечатлительный. Выдумав, что ему привиделся дурной сон, «будто мама умерла и ее несут хоронить», он расстраивается и всем своим существом погружается в переживание своих мрачных мыслей.

Вместе с тем мальчик склонен к сочувствию и сопереживанию. Раздумывая над судьбой своего наставника, он искренне жалеет его: «Бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает, он сирота». (Фрагмент фильма)

— Ребята, а вы всегда критически оцениваете свои поступки. Были ли поступки, за которые вы себя осуждаете? (Учащиеся вспоминают случаи из своей жизни). Таким образом, большую, если не основную роль, в формировании личности играет самовоспитание (вернуться к слайду 9). Об этом забывать не стоит. (У Л.Н.Толстого из 90 томов собраний сочинений 13 томов составляют дневники. Читая их, мы видим, как Л.Н.Толстой постоянно, в течение всей своей жизни, работал над собой. Последняя запись сделана за 4 дня до смерти).

Стадия рефлексии. О чём мы говорили сегодня? (О роли детства в жизни человека. Представили, каким было детство самого Л.Н.Толстого, ведь повесть носит автобиографический характер. Поняли, какую роль в жизни Л.Н.Толстого играла мать. Как показывает Толстой формирование личности? Кто влияет на формирование личности ребёнка? Познакомились с главным героем и его учителем.).

Работа в группах. (Слайд 20) А сейчас, работая в группах, попытаемся написать синквейны, подвести итоги нашей работы (учитель напоминает правила написания синквейна, приводит пример). Слайд 21.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример синквейна:

Лев Толстой,
Великий и непревзойдённый,
Пишет, удивляет, восхищает.
Вряд ли до конца когда его поймём –
Гения!

1,5 вариант работают со словом «детство»; 2, 4 — со словом «Мама», 3, 6 – Николенька Иртеньев. Полученные синквейны зачитать вслух. Отметить наиболее удачные.

Ребята, на столах у вас лежат смайлики (весёлые и грустные). Выберите одну из карточек: если урок понравился – с весёлым лицом, не понравился – с грустным лицом. Положите мне на стол.

4. Домашняя работа

  1. Дочитать отрывок из повести «Детство», данный в хрестоматии, до конца.
  2. Напишите письмо своему воображаемому другу и расскажите ему о Николеньке Иртеньеве.

Значение слова «МАМАН» найдено в 13 источниках

МАМАН

маман ж. нескл. Начальница привилегированного женского закрытого учебного заведения (в Российском государстве до 1917 г.).

маман
сущ., кол-во синонимов: 21
• мама (53)
• маманька (18)
• маманюшка (17)
• маманя (24)
• мамаша (36)
• мамашечка (16)
• маменька (22)
• мамонька (21)
• мамочка (23)
• мамулечка (21)
• мамулька (16)
• мамуля (27)
• мамунька (12)
• мамуня (12)
• мамусенька (18)
• мамусечка (18)
• мамуся (22)
• мамушка (38)
• мамыса (14)
• мамысь (16)
• мать (67)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
мама, маманька, маманюшка, маманя, мамаша, мамашечка, маменька, мамонька, мамочка, мамулечка, мамулька, мамуля, мамунька, мамуня, мамусенька, мамусечка, мамуся, мамушка, мамыса, мамысь, мать

МАМАН нескл., ж. maman f. 1. устар. То же, что мама. БАС-1. Пардоне моа, ма бель демуазель, что за поспешностью моей маман не смогла прилично выдержать своего костюма. 1827. Приезжий из столицы. // Пантеон 1840 3 42. Молодых же девушек считают даже и не куклами; ведь иныя куклы глаза закрывают и говорят «Papa» и «Maman«.Л. Ростопчина Падучая звезда. // РВ 1886 10 676. Поразительно, когда ночью раненые стонут: «Maman«. В. Ропшин (Б. Савинков) Из рассказов о войне. // Кр. новь 1926 4 102.

2. Начальница привилегированного женского закрытого учебного заведения в дореволюционной России. БАС-1. Девицы страстно любили пансион, maman и классных дам. Говорилин Необыкн. поединок. // Повести 19 40-е гг. 2 218. — Я попрошу вас прислать Медведеву ко мне после ужина .. я поговорю с ней. — О, maman! Она ведь вам, такому ангелу, в состоянии наговорить грубостей! <классная дама — начальнице института о воспитаннице>. А. Л. Из детства. // СВ 1886 4 1 107. Явилась даже какая-то почтенная пожилая дама с большим носом, истыканным черными точками, с усиками, девицы звали ее то madame, то maman, и она тоже стала успокаивать Останокова, называя его цыпочкой и котиком. А. М. Федоров Земля. // РБ 1903 1 1 24.|| разг. Начальница гимназии. Я была почти экстерна, и maman всегда отпускала меня без всяких формальностей. Балобанова Восп. 51. — Лекс. БАС-1: мама/н.

Синонимы:

мама, маманька, маманюшка, маманя, мамаша, мамашечка, маменька, мамонька, мамочка, мамулечка, мамулька, мамуля, мамунька, мамуня, мамусенька, мамусечка, мамуся, мамушка, мамыса, мамысь, мать

1) Орфографическая запись слова: маман
2) Ударение в слове: мам`ан
3) Деление слова на слоги (перенос слова): маман
4) Фонетическая транскрипция слова маман : [мм`ан]
5) Характеристика всех звуков:
м [м] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
а а — гласный, безударный
м [м] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
а [`а] — гласный, ударный
н [н] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный


5 букв, 3 звук

Синонимы:

мама, маманька, маманюшка, маманя, мамаша, мамашечка, маменька, мамонька, мамочка, мамулечка, мамулька, мамуля, мамунька, мамуня, мамусенька, мамусечка, мамуся, мамушка, мамыса, мамысь, мать

1) специалист (пpофессионал);2) өз ісінің маманы мастер своего дела (своей специальности); су маманы болғым келеді хочу стать специалистом-гидрологом;- түрлі мамандар дайындайтын курс курсы по подготовке различных специалистов;- тіл маманы языковед

Ударение в слове: мам`ан
Ударение падает на букву: а
Безударные гласные в слове: мам`ан

Начальная форма — Маман, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, именительный падеж, имя, мужской род, одушевленное

МАМАН ж. нескл. Начальница привилегированного женского закрытого учебного заведения (в Российском государстве до 1917 г.).

парное к жаман;
аялы жаман-маман эмес жена у него не какая-нибудь плохенькая.

специалистмамандарша талдайтын –разбирался как специалист

Ман Маман Мама Амман Аман Мана

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


14

Почему в повести детства толстого глава называется маман

2 ответа:



0



0

Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда Льву исполнилось полтора года. В повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму. Герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало»<span>. Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в </span>образе maman<span> некий идеал женщины-матери.</span>



0



0

Толстой хорошо знал немецкий и поэтому для разнообразия вставлял немецкие слова такие как maman

Читайте также

От лица ежа- Я самый обычный еж. Живу в густом лесу где много хвойных деревьев. Рядом протекает река Волга. Как красиво любоваться её, ведь даже в самый грустный день она поднимает настроение! В нашей семье трое детей. Я самый младший и я еще не многое что умею. Мы ежи должны опасаться лис и волков, ведь они бы не прочь полакомиться ежами. Но нас так просто не съешь, как только мы видим опасность то сразу съеживаемся и становимся как маленький колючий шар. Мы едим разных червяков, слизней, гусениц, жуков, змеек,а также мы едим различные фрукты и ягоды. Вот и вся наша замечательная жизнь в лесу!

Индивидуальность вот что обеспечивает

Мальчик: очень добрый, жизнерадостный, бескорыстный, трудолюбивый, выносливый, отважный, верный друг.

У мальчика за всю повесть существует не одно душевное состояние, сначала когда его бьёт отец, обманывает мачеха: у него боль, стойкость,. В середине когда он первый решается залезть в часовню, сам начинает разговор и речь краткая ,выразительная, тактичная: он чуть -чуть напуган, растерян. Когда Машутка заболевает: страх, сострадания, переживание.

<em><u>Основной смысл</u></em> былины в справедливости, в том, что победу можно праздновать после честного поединка, а «татарчёнок» (в былине именно так написано это слово) хотел убить Илью Муромца, когда он спал, потому что «А разбудить его — не сладити». Проснулся Илья Муромца от удара подлого и «снес с него злодея буйну голову
<span>По его могучи́ плеча́.»</span>

<span>они ненавязчиво учат добру

</span>В давние времена жила в одной деревне женщина, и было у неё две дочери Большая и Маленькая. Сёстры были совсем разными. Большая была грубая и злая, да ещё и жадная. А Маленькая ко всем относилась с добротою и была кроткого нрава.
Послала однажды мать Маленькую по воду к колодцу, что был неблизко от деревни. Та отправилась не переча.
Дошла до колодца, стала воду набирать, вдруг видит, нищенка идёт, вся в лохмотьях. А на самом-то деле это была вовсе не нищенка, а волшебница. Она хотела узнать, добрая ли душа у девочки, вот и прикинулась нищенкой.
— Дитя моё, я очень хочу пить. Дай старушке хоть капельку воды!
— Подожди немножко, бабушка, отозвалась Маленькая. Я только вытащу ведро.
Набрала девочка воды и напоила старушку.
— Добрая у тебя душа, девочка,- сказала женщина, напившись. За это дам тебе подарок. Пусть отныне, как станешь ты смеяться, у тебя изо рта будут сыпаться жемчужины!
Сказала это старушка и исчезла. А у Маленькой с тех пор изо рта сыпались жемчужины всякий раз, как она смеялась.
За это люди прозвали её Ма Пале, что значит жемчужинка .
Старшая сестра, Большая, выспросила у Маленькой, как всё было, и стало ей очень завидно. Решила она тоже сходить к колодцу по воду. Глядишь, старушка волшебница и её одарит.
Отправилась Большая к колодцу, стала воду зачерпывать, глядь старая нищенка подходит, просит у Большой напиться.
Но в душе у старшей сестры не было жалости к людям.
— Вот ещё, буду я всякой нищенке воду подавать! И не подумаю! Даже близко ко мне не подходи!
— Ты злая и бессердечная девочка! молвила волшебница. К тому же завистлива, завидуешь своей сестре. Так пусть же всякий раз, как ты засмеёшься, изо рта у тебя выскакивают жабы!
<span>С тех пор старшей сестре проходу не стало от насмешек односельчан, и называли её теперь не иначе как Ма Пха-пьоу, что значит жаба .</span><span>

</span>

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 38.

Тема. Анализ глав повести Л.Н.Толстого «Детство»: «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания».

Цель:

· выявить значение толстовской идеи стремления к совершенствованию, к единению людей в любви, то есть в Боге, проявившееся в главах повести «Maman» и «Детство»;

· формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, умения строить устное высказывание, работы с текстом;

  • формировать первоначальные представления о философском содержании учения Л.Н.Толстого.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, его целей и задач.

2. Анализ главы «Maman».

2.1.Слово учителя.

В письмах к тетушке в период работы над повестью «Детство» раскрываются настроение и переживания молодого Толстого, имеющие исповедальный характер: «.Я очень далек от веселия. но я столь же далек от скуки, потому что занят, но, кроме того, я вкушаю еще более высокое, более сильное удовольствие. это сознание спокойной совести, сознание более высокой, чем прежде, оценки самого себя, сознание движения во мне добрых великодушных чувств. Было время, когда я тщеславился моим умом, моим положением в свете, моим именем, но теперь я знаю, я чувствую, что если есть во мне что-нибудь хорошее и что если есть за что благодарить провидение, так это за доброе сердце, чувствительное и способное любить.»

• Какие слова обращают на себя внимание в этих воспоминаниях?

«Доброе сердце, чувствительное и способное любить».

Воплощением добра и любви для Толстого стали две женщины, неразрывно связанные друг с другом, — maman и Наталья Савишна в повести «Детство». Образы этих героинь отражают процесс поиска молодым Толстым «самого себя», «человеческого идеала», «встречи самого себя» обновленного. Центральным образом является образ матери. Ей посвящены главы: «Maman», «Детство», «Письмо», «Горе» и ряд эпизодов, сцен в других главах. Образ матери помогла создать творческая интуиция писателя, а также «рассказы о ней других» людей и ее письма.

В воспоминаниях Толстой писал: «Как реальное физическое существо, я не могу себе представить ее. Я отчасти рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знал о ней, — все прекрасно (она, очевидно, духовно была выше отца.)».

2.2. Обращение к иллюстрации художника К. Клементьевой. Эпизод «Семейный вечер». Что вы можете рассказать о семье, изображенной на иллюстрации?

Это дружная семья, со своими давно сложившимися традициями и устоями. Младшие с уважением и любовью относятся к старшим; родители заботливы по отношению к детям.

2.3. Образ матери.

  • Найдите в тексте описание портрета матери. Выразительное чтение от слов «Когда я стараюсь вспомнить матушку…» до слов «.но общее выражение ускользает от меня».

• Какие слова являются ключевыми в данном описании?

Доброта, любовь, нежность.

• Искомый идеал совершенства, составляющими которого являются добро и любовь, определил и принципы создания портрета maman в повести, в котором выделяются значимые черты: глаза (как зеркало души) улыбка, голос. Найдите в тексте описание улыбки и голоса maman.

Выразительное чтение

— от слов «Когда матушка улыбалась.» до слов «.если она портит его, то оно дурно»;

— от слов «Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки.» до слов «.я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно».

2.4. Слово учителя.

Прекрасная душа отражается и в глазах, и в звуках голоса, и в улыбке. Присутствие ее в мире ощущает Николенька Иртеньев и после смерти матери.

3. Художественный пересказ и анализ главы «Горе».

3.1. Беседа.

• Какие чувства испытывает Николенька?

Чувства героя противоречивы: он искренне скорбит, однако мысли его обращены к тому, что он видит вокруг. Он видит лица людей, слышит их голоса, оценивает их поведение.

  • В какой момент герой наиболее искренен в проявлении чувства скорби?
  • Выразительное чтение фрагмента главы «Горе» от слов «Я смотрел и чувствовал, что какая-то непонятная, непреодолимая сила притягивает мои глаза к этому безжизненному лицу.» до слов «.чтобы утешить и благословить меня».
  • Чем объясняется вера Николеньки Иртеньва в незримое присутствие матери рядом с ним?

В образе матери для героя заключены непреходящие явления, живущие вечно в этом мире — любовь и доброта. Вот почему герой испытывает «какое-то высокое, неизъяснимо-приятное и грустное наслаждение».

3.2. Слово учителя.

Доброта, любовь, святость для Л.Н. Толстого синонимы. О святости maman как земного воплощения доброты свидетельствуют ряд эпизодов повести.

3.3. Выразительное чтение от слов «Так ты меня очень любишь?» до слов «.уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом».

• Какие предчувствия испытывает мать Николеньки?

Сознание скорого ухода из жизни.

4. Художественный пересказ главы «Письмо».

  • Какие качества характера maman проявляются в письме?

Искренняя любовь к мужу и детям составляет смысл существования героини. Она с горечью думает о том, что придется пережить им в будущем.

  • Выразительное чтение фрагмента главы «Письмо» от слов «В этом письме была вложена французская записочка Мими следующего содержания.» до слов «После уж все пошло хуже да хуже».

Слово учителя.

Эти эпизоды свидетельствуют об «избранности» матери Богом, о той высокой миссии, которую она выполняет на земле, являясь воплощением любви и добра.

5. Художественный пересказ и анализ главы «Наталья Савишна».

• Обращение к иллюстрациям.

А. Вестфален. Иллюстрация к повести «Детство». Наталья Савишна.

К. Клементьева. Иллюстрация к эпизоду «В комнате Натальи Савишны».

• Сравните иллюстрации. Кому из художников, с вашей точки зрения, более точно удалось воссоздать особую атмосферу повести, передать характеры героев?

• На какие качества характера Натальи Савишны обращает наше внимание автор?

Способность любить, доброта, преданность, умение жертвовать собой.

• Выразительное чтение эпизода от слов «Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ее двадцатилетние труды и привязанность.» до слов «.а что, счастлива ли она? довольна ли?».

Слово учителя.

Высший смысл бытия и в то же самое время всепобеждающая мощь его — это любовь. И в каждом проявлении любви к людям раскрывается подлинная человечность. Любовь для Толстого — это проявление божественной сущности.

6. Художественный пересказ и анализ главы «Последние грустные воспоминания».

• Как переносят горе бабушка и Наталья Савишна?

Обе искренне скорбят. Боль бабушки столь сильна, что она на время впадает в беспамятство.

Скорбное чувство утраты не способно сломить дух Натальи Савишны. С христианским терпением она переносит душевную боль. Помня о том, что уныние — смертный грех, она находит в себе силы заниматься привычными будничными делами.

• Выразительное чтение от слов «Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни.» до слов «.чтобы вечно заставить сожалеть о них?.».

III. Подведение итогов урока.

— Как вы понимаете последние строчки повести?

Герой повести «Детство», сталкиваясь с миром, познавая ложь, неискренность, порок, пытается сохранить в себе память о добрых, любящих и любимых им людям, чтобы преодолеть соблазны, искушения (тщеславие, гордыню) и сохранить в себе человека. Память о встрече с двумя любящими сердцами открывает для героя путь к познанию самого себя.

Слово учителя.

Повесть «Детство» — это начало становления Толстого-писателя и Толстого-философа, создавшего этику любви. С точки зрения толстовской этики жизнь человека должна определяться стремлением к самосовершенствованию, способствующему единению других людей в любви, т.е. в Боге.

IV. Домашнее задание.

1.Прочитать повесть В.Г Короленко «В дурном обществе». Составить вопросы к первым трём главам.

2.Индивидуальные задания:

-подготовить выразительное чтение фрагмента книги В.Г. Короленко «История моего современника»;

-подготовить сообщение о картинах русских художников, посвященных детям.

3.Групповые задания:

1 группа. Найти в тексте III главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к маленькой сестренке.

2 группа. Найти в тексте III главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к отцу.

3 группа. Найти в тексте III главы эпизоды, рассказывающие об увлечениях Васи.

Содержимое разработки

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 38.

Тема. Анализ глав повести Л.Н.Толстого «Детство»: «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания».

Цель:

  • выявить значение толстовской идеи стремления к совершенствованию, к единению людей в любви, то есть в Боге, проявившееся в главах повести «Maman» и «Детство»;

  • формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, умения строить устное высказывание, работы с текстом;

  • формировать первоначальные представления о философском содержании учения Л.Н.Толстого.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, его целей и задач.

2. Анализ главы «Maman».

2.1.Слово учителя.

В письмах к тетушке в период работы над повестью «Детство» раскрываются настроение и переживания молодого Толстого, имеющие исповедальный характер: «…Я очень далек от веселия… но я столь же далек от скуки, потому что занят, но, кроме того, я вкушаю еще более высокое, более сильное удовольствие… это сознание спокойной совести, сознание более высокой, чем прежде, оценки самого себя, сознание движения во мне добрых великодушных чувств. Было время, когда я тщеславился моим умом, моим положением в свете, моим именем, но теперь я знаю, я чувствую, что если есть во мне что-нибудь хорошее и что если есть за что благодарить провидение, так это за доброе сердце, чувствительное и способное любить…»

• Какие слова обращают на себя внимание в этих воспоминаниях?

«Доброе сердце, чувствительное и способное любить».

Воплощением добра и любви для Толстого стали две женщины, неразрывно связанные друг с другом, — maman и Наталья Савишна в повести «Детство». Образы этих героинь отражают процесс поиска молодым Толстым «самого себя», «человеческого идеала», «встречи самого себя» обновленного. Центральным образом является образ матери. Ей посвящены главы: «Maman», «Детство», «Письмо», «Горе» и ряд эпизодов, сцен в других главах. Образ матери помогла создать творческая интуиция писателя, а также «рассказы о ней других» людей и ее письма.

В воспоминаниях Толстой писал: «Как реальное физическое существо, я не могу себе представить ее. Я отчасти рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знал о ней, — все прекрасно (она, очевидно, духовно была выше отца…)».

2.2. Обращение к иллюстрации художника К. Клементьевой. Эпизод «Семейный вечер». Что вы можете рассказать о семье, изображенной на иллюстрации?

Это дружная семья, со своими давно сложившимися традициями и устоями. Младшие с уважением и любовью относятся к старшим; родители заботливы по отношению к детям.

2.3. Образ матери.

  • Найдите в тексте описание портрета матери. Выразительное чтение от слов «Когда я стараюсь вспомнить матушку…» до слов «…но общее выражение ускользает от меня».

• Какие слова являются ключевыми в данном описании?

Доброта, любовь, нежность.

• Искомый идеал совершенства, составляющими которого являются добро и любовь, определил и принципы создания портрета maman в повести, в котором выделяются значимые черты: глаза (как зеркало души) улыбка, голос. Найдите в тексте описание улыбки и голоса maman.

Выразительное чтение

— от слов «Когда матушка улыбалась…» до слов «…если она портит его, то оно дурно»;

— от слов «Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки…» до слов «…я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно».

2.4. Слово учителя.

Прекрасная душа отражается и в глазах, и в звуках голоса, и в улыбке. Присутствие ее в мире ощущает Николенька Иртеньев и после смерти матери.

3. Художественный пересказ и анализ главы «Горе».

3.1. Беседа.

• Какие чувства испытывает Николенька?

Чувства героя противоречивы: он искренне скорбит, однако мысли его обращены к тому, что он видит вокруг. Он видит лица людей, слышит их голоса, оценивает их поведение.

  • В какой момент герой наиболее искренен в проявлении чувства скорби?

  • Выразительное чтение фрагмента главы «Горе» от слов «Я смотрел и чувствовал, что какая-то непонятная, непреодолимая сила притягивает мои глаза к этому безжизненному лицу…» до слов «…чтобы утешить и благословить меня».

  • Чем объясняется вера Николеньки Иртеньва в незримое присутствие матери рядом с ним?

В образе матери для героя заключены непреходящие явления, живущие вечно в этом мире — любовь и доброта. Вот почему герой испытывает «какое-то высокое, неизъяснимо-приятное и грустное наслаждение».

3.2. Слово учителя.

Доброта, любовь, святость для Л.Н. Толстого синонимы. О святости maman как земного воплощения доброты свидетельствуют ряд эпизодов повести.

3.3. Выразительное чтение от слов «Так ты меня очень любишь?» до слов «…уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом».

• Какие предчувствия испытывает мать Николеньки?

Сознание скорого ухода из жизни.

4. Художественный пересказ главы «Письмо».

  • Какие качества характера maman проявляются в письме?

Искренняя любовь к мужу и детям составляет смысл существования героини. Она с горечью думает о том, что придется пережить им в будущем.

  • Выразительное чтение фрагмента главы «Письмо» от слов «В этом письме была вложена французская записочка Мими следующего содержания…» до слов «После уж все пошло хуже да хуже».

Слово учителя.

Эти эпизоды свидетельствуют об «избранности» матери Богом, о той высокой миссии, которую она выполняет на земле, являясь воплощением любви и добра.

5. Художественный пересказ и анализ главы «Наталья Савишна».

• Обращение к иллюстрациям.

А. Вестфален. Иллюстрация к повести «Детство». Наталья Савишна.

К. Клементьева. Иллюстрация к эпизоду «В комнате Натальи Савишны».

• Сравните иллюстрации. Кому из художников, с вашей точки зрения, более точно удалось воссоздать особую атмосферу повести, передать характеры героев?

• На какие качества характера Натальи Савишны обращает наше внимание автор?

Способность любить, доброта, преданность, умение жертвовать собой.

• Выразительное чтение эпизода от слов «Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ее двадцатилетние труды и привязанность…» до слов «…а что, счастлива ли она? довольна ли?».

Слово учителя.

Высший смысл бытия и в то же самое время всепобеждающая мощь его — это любовь. И в каждом проявлении любви к людям раскрывается подлинная человечность. Любовь для Толстого — это проявление божественной сущности.

6. Художественный пересказ и анализ главы «Последние грустные воспоминания».

• Как переносят горе бабушка и Наталья Савишна?

Обе искренне скорбят. Боль бабушки столь сильна, что она на время впадает в беспамятство.

Скорбное чувство утраты не способно сломить дух Натальи Савишны. С христианским терпением она переносит душевную боль. Помня о том, что уныние — смертный грех, она находит в себе силы заниматься привычными будничными делами.

• Выразительное чтение от слов «Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни…» до слов «…чтобы вечно заставить сожалеть о них?..».

III. Подведение итогов урока.

— Как вы понимаете последние строчки повести?

Герой повести «Детство», сталкиваясь с миром, познавая ложь, неискренность, порок, пытается сохранить в себе память о добрых, любящих и любимых им людям, чтобы преодолеть соблазны, искушения (тщеславие, гордыню) и сохранить в себе человека. Память о встрече с двумя любящими сердцами открывает для героя путь к познанию самого себя.

Слово учителя.

Повесть «Детство» — это начало становления Толстого-писателя и Толстого-философа, создавшего этику любви. С точки зрения толстовской этики жизнь человека должна определяться стремлением к самосовершенствованию, способствующему единению других людей в любви, т.е. в Боге.

IV. Домашнее задание.

1.Прочитать повесть В.Г Короленко «В дурном обществе». Составить вопросы к первым трём главам.

2.Индивидуальные задания:

-подготовить выразительное чтение фрагмента книги В.Г. Короленко «История моего современника»;

-подготовить сообщение о картинах русских художников, посвященных детям.

3.Групповые задания:

1 группа. Найти в тексте III главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к маленькой сестренке.

2 группа. Найти в тексте III главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к отцу.

3 группа. Найти в тексте III главы эпизоды, рассказывающие об увлечениях Васи.

4



-80%

Скачать разработку

Сохранить у себя:

Анализ глав повести Л.Н.Толстого «Детство»: «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания». (28.91 KB)

Похожие файлы

  • «Повесть о житии и храбрости благородного великого князя Александра Невского»

  • «Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов»

  • Конспект урока «Хорь и Калиныч». Образы крестьян в рассказе Тургенева»

  • Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе.

  • Читательский дневник (Литературные аргументы для ОГЭ/ЕГЭ, сочинений)

  • Значение сказок в жизни человека
  • Значение сказки медведь на воеводстве
  • Значение сказки курочка ряба
  • Значение сказки колобок у славян
  • Значение сказки иван царевич и серый волк