Значение слова о полку игореве в русской литературе сочинение

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Значение Слова о полку Игореве в русской литературе

Значение Слова о полку Игореве в русской литературе сочинение

Принято считать «Слово о полку Игореве» памятником всей русской литературе. Трудно осознать, что даже в десятом веке, писавшие произведение обладали высокими литературными навыками, использовали высокохудожественные приемы, с ловкостью обращались с метафорами и эпитетами. Но между учеными до сих пор идут достаточно ожесточенные споры по поводу происхождения произведения. Они находят множество не состыковок, рассказывающих о временном промежутке. Но именно благодаря этому произведению начала развиваться российская культура как таковая.

Данное произведение становится первой историко-героической поэмой. Автор кропотливо смешивает разные направления любви, он трепетно относиться к родине и окружающему миру, также описываются братские узы, которые могут быть достаточно сильными.

Нарисованная картина показывает, что народ Киева живет не только в единстве с окружающим миром и природой, но и с собственной душой. Русский князь характеризуется как человек честный и обладающий достаточной доблестью. Он готов отдать большую цену за то, чтобы защитить Родину от нападок врага.

Патриотизм становится ключевым аспектом повествования. Автор призывает народ сплотиться перед лицом проблем, выйти победителем из сложившейся ситуации. Это становится настоящим примером для современного общества отчасти лишенного патриотизма и трепетного отношения к родине.

Данное произведение поражает читателя не только содержательными моментами, но и формой преподнесения материала. Оно изначально задает достаточно высокую планку для всей русской литературы, которая будет написана после данного произведения. Автор точно изображает то, что окружающая природа способна сопереживать и поддерживать человека, который хочет пользоваться ее расположением. Она переживает не только за отдельных людей, но и за народ в целом, она готова охранять его и поддерживать.

Используются метафоры и сравнения, которые показывают, что природа может переживать о происходящем, она готова бороться, готова всеми силами способствовать тому, чтобы все разрешилось в лучшем для народа ключе.

Также произведение обладает точностью с исторической точки зрения. Автор точно изображает хронологическую последовательность, которая так же совпадает со мнением множества историков. Таким образом, данное произведение сыграло ключевую роль в становлении российской литературы, дало ему толчок для дальнейшего развития, и в тоже время поставило высокую планку для других произведений.

Вариант 2

Тема служению Отчеству была актуальна и интересна во все века. Несмотря на то, что произведение было написано в 10 веке. В то время не писалось так много произведений, как сейчас. «Слово» было одно, поэтому, всё внимание было приковано к нему.

Учёные до сих пор выдвигают гипотезы о происхождении этого произведения. Потому что, то находят исторические не стыковки, но всё точно и понятно. Это всё-таки литературное произведение, а не историческая летопись, где чётко ведётся хронология событий.

Причём, точное имя автора не известно. Это только предположение, что автор — монах, но славянского происхождения. Возможно, он сопровождал князя Игоря в походе на половцев. Видел всё своими глазами, как Игоря беспокоит междоусобица соредии отдельных удельных князей. Он, как человек военный, знает, что только собравшись в единый мощный кулак, можно победить врага. Вот он как раз, и потерпел из-за этого поражение.

Можно сказать, что автор описывает роль личности в истории Киевской Руси. А общественное и личное всегда так тесно переплетается, что невозможно отделить одно от другого.

Но «Слово» — это не историческая летопись похода князя. Русь всегда территориально была окружена врагами. Были и внутренние враги, предатели, которые за гривенник могли продать и родную мать.

Главная мысль произведения – патриотизм, любовь к Родине, единение всех сил перед лицом грядущей опасности. Эта мысль актуальна и сегодня. Россия, как никогда, находится в прицеле врагов. Они не прочь столкнуть кого-нибудь лбами, и, воспользовавшись неразберихой, «оттяпать» себе кусок территории.

У автора «Слова» даже природа выступает как действующее лицо, а не как декорация к произведению. Она способна сопереживать и поддерживать не только конкретному человеку, но и всему русскому народу в целом.

Природа использована в качестве поэтических образов. В сочетании с описываемыми событиями передаётся настрой автора, его эмоции. Она радуется победам русского войска, как женщина, печалится о погибших войнах.

Рассказ ведётся от лица автора. Он рассказывает очень эмоционально, периодически бурно восклицает. Мастерски проводит параллели между настоящим временем и прошлым. Мораль одна – перед лицом опасности надо забывать свои личные обиды друг на друга и сплачиваться.

Значение Слова о полку Игореве в русской литературе

Значение Слова о полку Игореве в русской литературе

Несколько интересных сочинений

  • Твір роздум на тему Дружба

    Що таке дружба? На це питання відповідь можуть дати всі, але тільки по-різному. Для кожної людини – це свої власні емоції, які часто просто неможливо передати. Хоча, чим-то дружба схожа з любов’ю, а багато людей взагалі, сприймають дружбу, як любов.

  • Крымов Н.П.

    Отец Крымова Н.П. – художник обучил сына первоначальным навыкам рисования. Затем, в 1904 году будущий художник поступает в Московское училище живописи. В своих работах склонялся к импрессионистскому стилю.

  • Сатира и юмор в комедии Недоросль Фонвизина

    В комедии Недоросль Д.И.Фонвизина сатире отведена немаловажная роль. Именно с помощью этого приёма автор достигает главной цели произведения — высмеивания таких пороков, как невежество, отсутствие тяги к знаниям и лень.

  • Отношение действующих лиц к Хлестакову сочинение

    Нередко, чтобы чётче и полнее обрисовать образ какого-то героя, писатели говорят в своих произведениях об отношении к ним других персонажей. Подобный приём мастерски использовал в комедии «Ревизор» и Н.В. Гоголь.

  • Сочинение на тему Человек и общество

    Человек является частицей всего общества. Еще в раннем возрасте нас учат, как жить в обществе. В обществе существуют свои правила, по которым нам приходится жить. Из общества формируется сам человек

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Значение Слова о полку Игореве в русской литературе

Значение Слова о полку Игореве в русской литературе

Произведение представляет собой исключительную ценность в развитии русской литературы, поскольку является гениальным выражением древнерусского поэтического творения, изобразившего великие исторические события прошлых лет.

В сюжетной линии произведения сочетаются патриотическая направленность, взаимосвязь с окружающей природой, а также человеческие взаимоотношения. Слово, написанное неизвестным славянским автором, по предложениям являющегося монахом, передает самобытные черты поэтического эпоса, сохраняющегося и в духовном содержании произведения, и в его формах, отличающихся близость к устному народному творчеству.

Произведение посвящено историческому походу войска киевского князя Игоря на половецкие поселения и демонстрирует, благодаря авторскому замыслу, болезненную тоску за родную землю, разобщенную междоусобными войнами. На протяжении всего повествования раскрывается авторская идея, заключенная к призыву об объединении русских земель, показывая на примере князя Игоря, потерпевшего поражение в битве, возможные последствия от существующей раздробленности государства. Ни одно из существующих в тот момент литературных произведений не содержит таких выразительного и актуального смысла, наполненного жизненной необходимостью.

Отличительной особенностью произведения является повествование о событиях с применением реалистических черт без указания на волшебные силы. Использование мифологических образов и одушевленной природы демонстрируется автором лишь в качестве поэтических образов и не является развитием описываемых событий. Сочетание природных образов с происходящими событиями передает авторский настрой, в котором чувствуются разнообразные человеческие эмоции в виде радости победы, печали, страданий, скорби. Окружающая природа голосом автора сопереживает за судьбу собственного народа, выражая свое отношение яркими, сильными художественными приемами. Именно этим произведение отличается от описания похода князя Игоря в древнерусских летописях, содержащих лишь хронологическую последовательность исторических событий.

Использование в произведении неповторимых речевых оборотов и художественных образов подталкивает в дальнейшем к развитию в русской литературе самобытно подхода к освещению различных событий, демонстрируя уникальность и гениальность великого создания славянского литератора, доказывая его связь между прошлым и будущим русского народа.

Вариант 2

«Слово о полку Игореве» произведение на историческую тему неизвестного автора. Тут всё тесно сплелось – общественное и личное. Роль личности в истории трудно переоценить и недооценить. Перед лицом надвигающейся опасности мысль о единении, о сплочении народа.

События происходят в Киевской Руси. Всё исторически подлинно, никакой подделки. Древнерусская культура  в первую очередь интересуется темой служения Отечеству. У Руси было много врагов внешних и внутренних. Поэтому, каждый князь был военноначальником, командовал дружиной. В его обязанности входила защита людей.

Он был постоянно в походах, переездах вместе со своим войском.

В древнерусской литературе было принято описывать голоса, в которых читались тоска и боль. Вот плач Ярославны на стене, в Путивле. Она беспокоится за князя Игоря, обращается к ветру, готова обернуться птицей и полететь его искать. Если он лежит на поле брани раненый, то она готова полечить его, чтобы он открыл свои очи.

Автор произведения использует природу, как что-то живое. Она радуется победам, печалится о погибших. Повествование идёт от лица автора. Он активно описывает происходящие события с бурными восклицаниями. Проводит параллели и сравнения прошлой и современной жизни. Главная мысль проста и понятна – надо объединиться и вместе бить врага.

«Слово о полку Игореве» — произведение монументальное. С точки зрения географии, в произведении описываются огромные просторы. От Великого Новгорода до Чёрного моря, и от великой русской реки Волги до Галича. В процесс вовлечены многие города, реки, речушки – вся огромная  русская земля.

Окружающие Русь народы тоже вовлечены в происходящие события. Нельзя вычленить её отдельно. Крепки связи между народами.

Интересен тот факт, существует много переводов этого произведения на современный язык. Каждый переводчик находит что-то своё, ему родное. Его перевели на многие языки мира. Почему так огромен интерес к этому произведению?

Автор простым языком объясняет прописные истины. Жить всем надо в мире, не воевать. А если пришла беда, то подниматься против неё всем миром. Один в поле – не воин.

Произведение оказало влияние на художественную литературу 18 века. Сначала Радищев в своей «Песне Всегласа». А потом Пушкин использует образ рассказчика Бояна в своей поэме «Руслан и Людмила». Там тоже Киевская Русь воюет с половцами и печенегами. А Руслан – это князь Игорь.

Также читают:

Картинка к сочинению Значение Слова о полку Игореве в русской литературе

Значение Слова о полку Игореве в русской литературе

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Горького Песня о Буревестнике сочинение

    Основной персонаж произведения представлен писателем в образе лирического героя, изображенного в качестве птицы, буревестника, олицетворяющего человека, свято верящего в жизненные идеалы и способного ради них на самопожертвование.

  • Здоровье глазами детей

    Тема здоровья и правильного образа жизни вызывает большой интерес у взрослых людей во всём мире. Про неё написано много статей, книг, снимаются передачи.

  • Сочинение на тему Роль музыки в жизни человека

    Музыка играет огромную роль в жизни человека и это не удивительно. Музыка идет с нами по жизни. Например, когда в семье рождается ребенок, мама перед сном поет колыбельную песенку и дитя сладко засыпает.

  • Сочинение по картине Шевандроновой В сельской библиотеке

    Картина Ирины Шевандроновой «В сельской библиотеке» посвящена читателям – детям. Читателей пять, они все разного возраста. По центру полотна изображены девочка и мальчик, скорее всего брат и сестра.

  • Про войну

(322 слова)

«Слово о полку Игореве» или «Песнь о полку Игореве» — монументальный памятник русской литературы. Невозможно поверить в то, что ещё в X веке люди могли владеть такими высокохудожественными оборотами речи. До сих пор учёные спорят о происхождении этой поэмы, так как есть множество фактов, указывающих на не состыковки во временном отрезке и в описанных действиях, но неизменно лишь одно — благодаря «Слову» зародилось то, что принято называть отечественной культурой.

«Слово о полку Игореве» (впервые на русской почве) представило такое направление, как историко-героическая поэма. Здесь сплетаются и любовь к родине, и близость к природе, и даже дружески-братские узы. Создается впечатление того, что киевский народ жил в единении не только с окружающим миром, но и с самим собой. Честь и доблесть — неизменные характеристики великого князя, готового ценой жизни постоять за Русь-матушку. Патриотизм — неотъемлемая составляющая часть поэмы. И именно авторский призыв к сближению народа перед лицом опасности возвращает нас в эпоху царствования князя Игоря и его верной дружины. Даже сегодня нам есть, чему поучиться у наших предков. Но только ли это имело значение для последующего развития культуры? Нет, ведь произведение поражает нас не только содержанием, но и формой, которая задала высокую планку для русской литературы. Так, например, олицетворение «солнце ему дорогу уступило» в очередной раз говорит о том, что с «благими» намерениями князя как бы созвучна сама природа. Ещё ни в одном раннем произведении не было изображено такого сильного художественного сопереживания родной природы за собственный народ.

Стоит сказать, что спустя многие века Александр Радищев в своей «Песне Всегласа» использовал данный приём: «Ветер препнул своё дыхание». Пистель использовал это для того, чтобы показать «почтение» природы перед избранными песнопевцами из различных «племян славенских».

Таким образом, речевые обороты и художественные образы «Слова о полку Игореве» подтолкнули русских литераторов к развитию и созданию самобытных приемов. Также не стоит забывать, что «Слово» является ещё и образчиком древнерусской культуры в целом. Это некий исторический справочник, который показывает нашу историю с точки зрения литературы — это и делает произведение в своём роде уникальным и неповторимым.

Автор: Алина Прошина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

(437 слов) «Слово о полку Игореве» –  один  из самых читаемых литературных памятников древности. Несмотря на то, что «Слово» было написано во второй четверти двенадцатого века, оно продолжает привлекать читателей и является обязательной частью школьной программы. В чем же ценность этого литературного произведения, почему нам так важно читать его?

Конечно, «Слово» написано прекрасным поэтическим языком. Множество образов, ярких эпитетов и метафор делают чтение увлекательным и эмоциональным. Кроме того, произведение наполнено именно народной, исконно русской поэтикой, стоящей у самых основ языка («растекался мыслию по древу», «Обильна печаль потекла среди земли Русския», «изронил ты жемчужную душу из храброго тела» и т.д.). Однако уникальная художественность текста призвана, прежде всего, обратить внимание читателя на исторический сюжет, на глубокий патриотический пафос произведения. 

В «Слове» автор описывает реальное событие отечественной истории – поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. События, описанные в поэме, происходят в период раздробленности русских земель, когда каждый из князей был хозяином личного удела и стремился к полной самостоятельности своего правления. Одним из трагических последствий подобного политического уклада на Руси стали постоянные княжеские междоусобицы и разрозненность государственных сил, на что автор слова обращает внимание еще во вступлении поэмы, противопоставляя «старое время», воспетое Бояном, время «старого Ярослава» и «храброго Мстислава», и печальное время сыновей Святослава.

Не менее болезненным следствием раздробленности и обособленничества явились частые разорительные набеги кочевников, которые разрозненные княжеские полки не всегда могли отразить самостоятельно. Так и князь Игорь решает сломить врага своими силами и отправляется в поход, чтобы защитить русскую землю от разорения и горя: «Лучше нам быть порубленным, чем даться в полон». Автор «Слова» всего в одном сюжете раскрывает основные политические процессы  исторической эпохи, а также рисует портреты реальных исторических героев и уклад их жизни, тем самым достигая удивительной точности повествования и схватывая саму логику исторического события. Мы знакомимся с отважными, но горделивыми князьями Игорем и Всевлодом, с их мудрым родственником Святославом; из его же уст узнаем краткую историю подвигов и неудач прошлых князей, начиная с Рюрика.

Однако особое историческое значение «Слово о полку Игореве», несмотря на всю его фактическую достоверность, заключается не только в том, что оно служит нам «летописью» событий эпохи. Поэма стала вместилищем русского национального характера, раскрыла развитие мысли и духа русского человека, что является неотъемлемой частью исторического наследия. Плач Ярославны и обращение Святослава к сыновьям  – это национальный гимн, призыв к единению, последний манифест угасающей Киевской Руси, и в то же время это глубоко личное слово, обращенное к оказавшимся в беде родным людям, это предчувствие беды и исполненное горем моление.

Именно  подобное переплетение образности и чувства с исторической правдивостью сюжета делает «Слово о полку Игореве» вечным памятником литературы и истории, вечным источником мудрости и наставления, в котором звучит омытый кровью призыв к сохранению единства и силы духа.

Автор: Екатерина Озаровская

«Слово о полку Игореве» или как еще его называют, «Песнь о полку Игореве» — является поистине монументальным памятником русской литературы. Очень сложно поверить в то, что ещё в X веке люди могли владеть такими высокохудожественными оборотами речи. До сегодняшнего дня не утихают споры среди учёных о происхождении этой поэмы, так как есть множество фактов, указывающих на несостыковки во временном отрезке и в описанных действиях, но все они сходятся в одном — благодаря «Слову» зародилось то, что принято называть отечественной культурой.

«Слово о полку Игореве» (впервые на русской почве) представило такое направление, как историко-героическая поэма. Здесь сплетаются и любовь к родине, и близость к природе, и даже дружески-братские узы. Создается впечатление того, что киевский народ жил в единении не только с окружающим миром, но и с самим собой. Честь и доблесть — неизменные характеристики великого князя, готового ценой жизни постоять за Русь-матушку. Патриотизм — неотъемлемая составляющая часть поэмы. И именно авторский призыв к сближению народа перед лицом опасности возвращает нас в эпоху царствования князя Игоря и его верной дружины. Даже сегодня нам есть, чему поучиться у наших предков. Но только ли это имело значение для последующего развития культуры? Нет, ведь произведение поражает нас не только содержанием, но и формой, которая задала высокую планку для русской литературы. Так, например, олицетворение «солнце ему дорогу уступило» в очередной раз говорит о том, что с «благими» намерениями князя как бы созвучна сама природа. Ещё ни в одном раннем произведении не было изображено такого сильного художественного сопереживания родной природы за собственный народ.

Стоит сказать, что спустя многие века Александр Радищев в своей «Песне Всегласа» использовал данный приём: «Ветер препнул своё дыхание». Писатель использовал это для того, чтобы показать «почтение» природы перед избранными песнопевцами из различных «племян славенских».

Таким образом, речевые обороты и художественные образы «Слова о полку Игореве» подтолкнули русских литераторов к развитию и созданию самобытных приемов. Также не стоит забывать, что «Слово» является ещё и образчиком древнерусской культуры в целом. Это некий исторический справочник, который показывает нашу историю с точки зрения литературы — это и делает произведение в своём роде уникальным и неповторимым.

Смысл “Слова о полку Игореве”

Уникальный памятник русского творчества имеет особое значение, которое живет уже ни одно столетие. Смысл «Слова о полку Игореве» в объяснении значения патриотизма русского народа. Единство княжеств в прошлые века и единение народов России сегодня – это вечная истина.

Значение “Слова о полку Игореве”

«Слово о полку Игореве» – произведение неизвестного автора. Значение описываемого исторического сюжета стала не просто вехой в истории нашего народа. Создатель памятника литературы сумел уловить самую главную истину: победить врага, можно только объединившись. Причем здесь не важно, против кого встают народы: половцы, фашисты или другие недруги. Раздробленность страны приводит к замедлению ее развития, ослаблению государства. Гениальность автора в понимании внутренней политики.

Золотое слово Святослава разъясняет князьям, что важнее: личная честь или честь русской земли. Киевский князь противопоставляет мирный труд войне, разрушение и гибель – созиданию. У автора «Слова…» своя позиция. Он верит, что благоразумие проснется в душах воинов, они вспомнят подвиги отцов, перестанут заниматься собой. Князья вернуться к сплоченности, и внутри страны наступит мир, которого испугаются враги.

Суть повести «Слово о полку Игореве» заложен в весь сюжет произведения, но особое значение имеет слово Святослава. Киевский князь просит услышать, как стонет русская земля, предупреждает о божьей каре и гневе. Святослав требует единства, прекращения междоусобиц. Из одного безрассудного похода честолюбивого воина автор выводит событие на новый уровень философских рассуждений. Он как истинный гражданин помогает понять, что такое настоящая любовь к Родине. Главным героем повести становится Русское государство, сильное и крепкое в прошлом, и разбитое на мелкие княжества в настоящем.

Тема Родины, патриотизма, единства и сплоченности перекликаются с рассказом о походе на половцев.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Вадим Акимов

    8/15

  • Nasty Fox

    14/15

  • Вика Голотюк

    15/15

  • Полина Токарчук

    9/15

  • Данута Уршуля

    15/15

  • Наталья Садовская

    11/15

  • Михаил Ничепоренко

    9/15

  • Евгений Александров

    11/15

  • Екатерина Сазонова

    14/15

  • Устиния Воронова

    9/15

Значение “Слова о полку Игореве”. Традиции русской литературы

ПЛАН

В чем заключается непреходящее значение памятника? Какие традиции русской литературы берут свое начало от “Слова…”? Почему не прекращается поток переводов “Слова…”?

“Слово” – прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения” (В. Г. Белинский).

Гениальнейшее произведение древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве” – было написано в XII веке и, пройдя труднейшее испытание временем, оно до сих пор бессмертно. “Слово о полку Игореве” близко и понятно каждому русскому человеку, по-настоящему любящему свою Родину. Оно написано с большой нежностью и любовью к русской земле и ее людям, живущим и работающим на этой земле.

“Слово о полку Игореве” представляет для нас величайшую ценность. Оно живое свидетельство великого развития культуры в Древней Руси.

В “Слове…” хранится мудрость наших предков, которые завещали ее нам, чтобы мы учились на ошибках других поколений и не повторяли их.

Идея “Слова о полку Игореве ” – единство Руси, очень важна для нас в это время, время распада великой державы.

До этого существовали лишь летописи, в которых кратко указывались только главные, важные для истории события и факты. Несомненно, поход Игоря Святославовича описан в летописях, но автор “Слова” делает это в совершенно новом для произведений древнерусской литературы стиле. Здесь появляется ряд особенностей, характерных и отличающих это произведение от других произведений Древней Руси.

Впервые в нем было использовано сопоставление природы и событий. Например, описание рассвета перед вторым сражением предвещает несчастье:

На другой день спозаранокКровавые зори свет возвещаютЧерные тучи с моря идутХотят прикрыть четыре солнца, А в них трепещут синие молнии.

В “Слове о полку Игореве” русская природа словно живая: она радуется победе русских, печалится и страдает при их поражении, скорбит над погибшими в сражении.

Повествование ведется от третьего лица или от лица вымышленного героя. Рассказчик находился и на поле боя, и в Киеве при князе Святославе, и в плену вместе с Игорем. Ритмичность в “Слове” зависит от происходящих событий, смысла, и это придает какую-то музыкальность произведению.

Есть множество различных переводов, и их поток не прекращается. Интерес к этому удивительному произведению с момента обнаружения в XVIII веке так и не иссяк. Переводчики разных эпох находят в “Слове о полку Игореве” что-то новое.

Оно поражает яркостью слов, красочностью и полнотой описаний, энергией стиля. Это одно из старейших произведений, в котором выражен взгляд на жизнь простого народа, патриотический пафос древнерусской литературы, и он дорог русскому народу и любим им.

Loading…

Значение “Слова о полку Игореве”. Традиции русской литературы

Почему "Слово о полку Игореве" называют памятником древнерусской литературы - примеры сочинений

­­Слово о полку Игореве — чистокровная воинская повесть, характерная для средневековья не только на Руси, но и в Европе. В повести воспеваются типичные воинские ценности — мужество, героизм, верность долгу, презрение к смерти, непримиримость к врагу. В то же время автор подчеркивает необходимость единства Руси и осуждает князей, которые из-за усобиц позволяют «поганым» терзать родную землю.

Автор повести до сих пор неизвестен, однако это явно дружинник высокого ранга, скорее всего боярин (в ту пору это старший дружинник, приближенный князя). Обращает внимание, что в тексте практически нет христианской символики и ссылок на Библию. Такое мог себе позволить только равнодушный к догматам церкви и чихавший на гнев церковных владык воин высокого ранга. Зато полно языческих символов, известно, что в 12 веке многие воины тайно или явно поклонялись языческим воинским богам, хотя формально были христианами.

Текст написан по горячим следам через год-полтора после описанных событий. Автор если не был участником похода, то получил информацию от кого-то из участников, поскольку ему хорошо известны все перипетии похода и такие детали, которые мог знать только очевидец. Описание сражений дано со знанием дела. Адресовано произведение соратникам — воинам-дружинникам и князьям. Церковь вряд ли одобрила бы такое произведение, а простому народу подобные рукописи были недоступны. В самом начале автор обращается к читателям словом «братие», так помимо монахов обращались друг к другу воины.

Цель произведения — с одной стороны прославить воинскую доблесть Игоря и его бойцов, с другой, осудить безумную погоню за личной славой, которая оборачивается бедой для Русской земли.


Пример сочинения 1

«Слово о полку Игореве» было написано в 1185 году. Великая Русь — огромное государ­ство, созданное великим князем Олегом, про­цветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, — после смерти последнего стало распадаться на от­дельные княжества и приходить в упадок. Киев сохранял значение центра, а киевский князь носил звание «великого князя». Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах XII века князь Свя­тослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, вновь пошел в поход на половцев. Кня­жеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. И половцы, почувствовав разоб­щенность русских князей, стали совершать ча­стые набеги на Русь. Своим походом Игорь от­крыл врагу путь на родную землю. Такрвы исто­рические факты.

«Слово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы.

Это величайшее произведение своего времени, и основная за­слуга автора в том, что ему удалось создать об­раз Руси, целого государства. Этот образ составляют и отдельные характеры русских людей, и описания природы, картины войны и мирного труда. Главным чувством, двигавшим создате­лем «Слова о полку Игореве», была любовь к Ро­дине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он противопос­тавляет смелость, доблесть, трудолюбие про­стого народа стремлению князей к власти. Младшие дружинники, куряне описаны им как «оведоми кьмети», воины «бес щитовъ съ засапожника кликомъ плъкы побеждають, звонячивъ прадеднюю славу».

В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход против половцев. Игорь хочет изба­вить Русь от ее давних врагов. В день выступ­ления происходит солнечное затмение. Не­смотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей воле.

В Путивле к войску Игоря присоединяется князь Черниговский Всеволод. Автором «Слова» он представлен как великий воин: «Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы».

Объединенными силами войска вступают на половецкую землю. Все здесь враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решите­лен, как и его воины. Они, «к славной изгото­вившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.

В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в тума­нах», русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но враг не

сломлен. Половцы ушли в степь и собирают но­вое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тя­желую битву. Другой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.

Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку:

Ночь прошла, и кровяные зори
Возвещают бедствие с утра.
Туча надвигается от моря
На четыре княжеских шатра.

С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Во время боя проявляется ратная доблесть Всеволода. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское вой­ско своим несметным количеством. Много рус­ских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. О поражении Игоря и его дружины печа­лится весь русский народ, русская земля. Оста­новленные Святославом, отцом Игоря и Всеволо­да, половцы вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: «.. .стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть». Половцы стали соби­рать дань с городов «по белке со двора».

Сильным и мудрым представлен в произве­дении великий князь Святослав. Он описывает­ся как умный, рассудительный правитель и пол­ководец. Святослав осуждает Игоря и Всеволо­да, ведь их поражение привело к учащению набегов половцев на Русь.

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с неболь­шим войском, отправившись на половцев, по­терпели неудачу.

Так Святослав приходит к мысли, что полов­цев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в «золотом слове». Князь обращается ко всем князьям на Руси: Ярославу Остромыслу, Всеволоду Суздаль­скому, Мстиславу, Роману, Ингварю. Свято­слав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призыва­ет защитить Русь от врагов, отомстить за Иго­ря и Всеволода.

Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярослав­на. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половец­кого плена. Ярославна олицетворяет всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов полов­цев. Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добира­ется до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему как к великой реке. Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, недели­мой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но безуспешно. Вся Русь ликует по случаю возвращения Игоря. Произведение за­канчивается славой князьям.

Главная идея «Слова о полку Игореве» — идея единства Руси. Раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. Пораже­ние князя Игоря Новгород-Северского показало, что поодиночке внешнего врага не победить. Это можно сделать только общими силами.


Пример сочинения 2

“Слово о полку Игореве” – удивительнейший памятник древнерусской литературы. Более восьми веков назад неизвестный автор написал эти немудреные строки, а сколько научных статей и художественных произведений последовало за ними. Ученые стремились и стремятся сейчас объяснить феномен “Слова”, точнее и полнее донести до нас его смысл.

Художники и музыканты всех времен вдохновлялись поэтическими образами древнего и неувядающего памятника нашей истории, словесности, культуры.
“Слово” не могло появиться на пустом месте.

Культура Древней Руси была чрезвычайно богата и разнообразна, о чем говорят многочисленные памятники архитектуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Культура и в религиозных формах несла в себе яркое проявление чувств и мыслей наших предков.
“Слово” вдохновлено реальными событиями русской истории. Оно рассказывает о походе на половцев храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича в 1185 году. С небольшими силами Игорь, “не сдержав молодости”, как о нем говорит летопись, отправился в тяжелый и опасный поход на половцев, мечтая дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси когда-то принадлежащие ей Земли.

Кроме Игоря в походе участвовали его сыновья, князь Рыльский и брат Всеволод буй тур. Захватить половцев врасплох, на что рассчитывал Игорь, не удалось.
Первое сраженье со “степью” оказалось удачным, а потом половцы одержали полную победу, ранили и пленили Игоря. Поражение князя имело несчастные последствия для всей Руси… Позже князю удалось бежать из плена и вернуться на родину.
Чтение “Слова” не простое занятие. Автор не придерживается в повествовании строгой последовательности событий, не подводит читателей к ним постепенно. Мы как бы сталкиваемся с ними, попадая сразу в самую гущу событий!
“Игорь ждет мила брата Всеволода. Ярый тур Всеволод! Стоишь ты в самом бою…” Автор писал “Слово” для своих современников, хорошо знавших обстоятельства похода Игоря, это позволило построить произведение фрагментарно, оттеняя главные эпизоды. Яркое, необычное начало повествования – описание затмения настраивает читателя на тревожный лад:
Солнце тьмою путь заступало, ночь,
стонущи ему грозою, птиц пробудила…

Поэтичны и красивы эпитеты “Слова”. Князья сравниваются с “четырьмя солнцами”, в бою “трепещут синие молнии” сабель, грозит “дождь стрелами”. Опираясь, вероятно, на фольклор, автор дает свое видение мира, рождая небывалый, своеобразный художественный стиль повествования.
Автор “Слова”, показав разгром войска Игоря, приводит читателей к мысли о необходимости объединения всех русских земель. В своеобразных лирических отступлениях автор осуждает недальновидность и алчность отдельных князей, сеющих смуту и раздор, ослабляющих Русь.
Почему же Игорь, виновник бедствия, прощен автором? Исходным желанием князя, побудившим его к походу, была защита и усиление Руси. Он мужественно сражается, не бросает на поле брани пеших воинов, брата, попавшего в беду. В плену Игорь томится, “не спит, Игорь бдит, мыслью поля мерит от великого Дона до Малого Донца…”.

Все это позволяет автору славить князя. Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр, прощая временные заблуждения Игоря.
В “золотом слове” Святослава, обращенном ко всем русским князьям, живет надежда на объединение русских земель во имя великой родины, сумеющей отстоять свою свободу и независимость.
Поэтичность “Слову” придает образ Ярославны. Во время традиционного плача Ярославна обращается к силам природы за помощью, как было принято в язычестве. Слова Ярославны не только традиционный плач, но и заклинание, она верит в справедливость природы, надеется на возвращение любимого, его соратников.

Нежная, любящая, Ярославна послужила прообразом многих героинь русской литературы.
Оптимистический конец “Слова” – это не только вера в победу, храбрость и силу русского воинства, но и вера в справедливость и добро как основы мира. Именно поэтому “Слово” привлекает к себе внимание художников на всем протяжении своей истории, являясь чудесным неисчерпаемым кладезем, из которого каждая эпоха берет сокровища, созвучные своему времени.


Пример сочинения 3

В «Слове о полку Игореве» говорится об историческом событии: неудачном походе на половцев князя Новгород-Северской земли Игоря Святославовича в 1185 году, в котором он потерпел поражение и потерял войско.

Загадочна история открытия и опубликования этого произведения. Рукопись в списке XVI века была найдена в одном из старых монастырей, потом она хранилась в библиотеке графа М. И. Мусина-Пушкина, который преподнес ее Екатерине II. Во время пожара в Москве в 1812 году она сгорела. Сохранился не ее подлинник, а список с оригинала, сделанный в XVIII веке.

Этот необыкновенный памятник древней русской литературы волновал умы многих историков, поэтов, просто любителей древности. П

Яркое, необычное начало повествования – описание затмения настраивает читателя на тревожный лад:
Солнце тьмою путь заступало, ночь,
стонущи ему грозою, птиц пробудила…

Поэтичны и красивы эпитеты “Слова”. Князья сравниваются с “четырьмя солнцами”, в бою “трепещут синие молнии” сабель, грозит “дождь стрелами”. Опираясь, вероятно, на фольклор, автор дает свое видение мира, рождая небывалый, своеобразный художественный стиль повествования.
Автор “Слова”, показав разгром войска Игоря, приводит читателей к мысли о необходимости объединения всех русских земель. В своеобразных лирических отступлениях автор осуждает недальновидность и алчность отдельных князей, сеющих смуту и раздор, ослабляющих Русь.
Почему же Игорь, виновник бедствия, прощен автором? Исходным желанием князя, побудившим его к походу, была защита и усиление Руси. Он мужественно сражается, не бросает на поле брани пеших воинов, брата, попавшего в беду. В плену Игорь томится, “не спит, Игорь бдит, мыслью поля мерит от великого Дона до Малого Донца…”.

Все это позволяет автору славить князя. Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр, прощая временные заблуждения Игоря.
В “золотом слове” Святослава, обращенном ко всем русским князьям, живет надежда на объединение русских земель во имя великой родины, сумеющей отстоять свою свободу и независимость.
Поэтичность “Слову” придает образ Ярославны. Во время традиционного плача Ярославна обращается к силам природы за помощью, как было принято в язычестве. Слова Ярославны не только традиционный плач, но и заклинание, она верит в справедливость природы, надеется на возвращение любимого, его соратников.

Нежная, любящая, Ярославна послужила прообразом многих героинь русской литературы.
Оптимистический конец “Слова” – это не только вера в победу, храбрость и силу русского воинства, но и вера в справедливость и добро как основы мира. Именно поэтому “Слово” привлекает к себе внимание художников на всем протяжении своей истории, являясь чудесным неисчерпаемым кладезем, из которого каждая эпоха берет сокровища, созвучные своему времени.


Пример сочинения 3

В «Слове о полку Игореве» говорится об историческом событии: неудачном походе на половцев князя Новгород-Северской земли Игоря Святославовича в 1185 году, в котором он потерпел поражение и потерял войско.

Загадочна история открытия и опубликования этого произведения. Рукопись в списке XVI века была найдена в одном из старых монастырей, потом она хранилась в библиотеке графа М. И. Мусина-Пушкина, который преподнес ее Екатерине II. Во время пожара в Москве в 1812 году она сгорела. Сохранился не ее подлинник, а список с оригинала, сделанный в XVIII веке.

Этот необыкновенный памятник древней русской литературы волновал умы многих историков, поэтов, просто любителей древности. Пушкин неоднократно возвращался к древнерусской поэме в своих записках и статьях, которую называет также «Песнь о полку Игореве». Так, он пишет: «Знатоки, видевшие ее, сказывают, что почерк ее был полу-устав XV века. Первые издатели приложили к ней перевод, вообще удовлетворительный, хотя некоторые места остались темны или вовсе невразумительны. Многие после того силились их объяснить. Но… первый перевод, в котором участвовали люди истинно ученые, все еще остается лучшим».

Высказывались сомнения в подлинности этого произведения, авторство пытались приписать то Державину, то Карамзину. Пушкин однозначно высказывается по этому поводу: «Некоторые писатели усумнились в подлинности древнего памятника нашей поэзии и возбудили жаркие возражения. Счастливая подделка может ввести в заблуждение людей незнающих, но не может укрыться от взоров истинного знатока».

Историческая подоплека событий, описываемых древним русским поэтом, такова: в 1184 году русские князья во главе с киевским князем Святославом разбили половцев. Опасность, казалось бы, отступила от Русской земли. Князь Игорь в том походе не участвовал по причине того, что поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску прибыть вовремя.

Для того времени война не была чем-то необычным. Князья сопредельных княжеств постоянно стремились таким путем увеличить свои личные владения, иногда даже призывая в союзники извечных врагов — половцев. Недальновидность князя Игоря как раз в том и состоит, что он не понимает необходимости единения, совместной борьбы с опасным врагом. В походе Игорь действовал с исключительной отвагой, но стремление к личной славе и корысть привели его к поражению, какого русские еще не знали. Игорь и его брат Всеволод оказались в плену.

Вслед за победой над Игорем половцы ринулись разорять Русскую землю. Князья были заняты раздорами, а «поганые» рыскали по Русской земле. Сама природа сочувствует пленному князю. Вот как она встречает появление кочевников: «Стоном стонет мать — сыра земля, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут».

Основной пафос «Слова о полку Игореве» — призыв автора к князьям объединиться на благо земли Русской и дружно выступить против половцев.

Ингварь и Всеволод,
И все три Мстиславовича, не худого гнезда соколы!..
Где же ваши золотые шлемы и копья польские и щиты?
Загородите полю ворота своими острыми мечами
За землю Русскую,
За раны Игоревы,
Буйного Святославовича!

Тяжесть неудачи Игоря была тем сильнее, что она подорвала значение блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей. Автор одобряет войну против иноверцев. Да иначе и не могло быть, особенно если придерживаться версии о том, что автор был участником похода. Он страстно стремится передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и надеждами.

Вот так проникновенно рисует он битву дружины Игоря с половцами:

Бился день,
Бился другой,
На третий день к полудню пали стяги Игоревы.
Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
Тут кровавого вина не достало;
Тут пир закончили храбрые русичи:
Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
Никнет трава от жалости,
А дерево с горем к земле приклонилось.

И эта беда произошла по вине Игоря, который, не прислушавшись к дурным предзнаменованиям, повел войско на гибель. Пусть косвенно, но Игорь виноват и в гибели Изяслава, сына Василькова, чью дружину тоже «крылья птиц приодели, а звери кровь полизали».

С гневным упреком обращается поэт к русским князьям: «Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели».

А в Путивле, стоя на высокой стене города, плачет по пленному Игорю Ярославна. Горе затмило для нее весь свет, а виной тому — война. Упрекает они и ветер, и солнце. Ей все равно, зачем ушел воевать ее лада; любая война приносит женам и матерям только страдания.

На Дунае Ярославнин голос слышится,
Кукушкой безвестною рано кукует:
«Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю,
Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
Утру князю кровавые его раны
На могучем его теле.

Плач Ярославны и другие яркие эпизоды свидетельствуют о том, что автор поэмы был литературно одаренным человеком. Своеобразный певучий язык «Слова…», удивительные сравнения свидетельствуют об этом.

Нет никаких сомнений в том, что «Слово…» написано патриотом своей родной земли. Теплое чувство любви к родине проявляется в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам.

Русь, весь русский народ является главным героем древней поэмы. «Слово о полку Игореве» оставляет ощущение Родины как огромного пространства: бескрайние леса, поля, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, города Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, — вся Русская земля введена в круг повествования.

Образ Родины с ее реками, городами, людьми русскими противопоставлен образу пустынной половецкой степи, «стране незнаемой», с ее болотами и «грязевыми местами».

Но как ни храбры русские воины, как ни мужественны их предводители, многочисленного врага можно победить только большой, объединенной силой. Выразителем этой идеи в поэме является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его «золотом слове», «со слезами смешанном», писатель открыто призывает к единению родной земли и прекращению раздоров.

Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. И действительно, история подтвердила, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые и стойкие защитники Родины.

Значение “Слова о полку Игореве”

«Слово о полку Игореве» – произведение неизвестного автора. Значение описываемого исторического сюжета стала не просто вехой в истории нашего народа. Создатель памятника литературы сумел уловить самую главную истину: победить врага, можно только объединившись. Причем здесь не важно, против кого встают народы: половцы, фашисты или другие недруги. Раздробленность страны приводит к замедлению ее развития, ослаблению государства. Гениальность автора в понимании внутренней политики.

Золотое слово Святослава разъясняет князьям, что важнее: личная честь или честь русской земли. Киевский князь противопоставляет мирный труд войне, разрушение и гибель – созиданию. У автора «Слова…» своя позиция. Он верит, что благоразумие проснется в душах воинов, они вспомнят подвиги отцов, перестанут заниматься собой. Князья вернуться к сплоченности, и внутри страны наступит мир, которого испугаются враги.

Суть повести «Слово о полку Игореве» заложен в весь сюжет произведения, но особое значение имеет слово Святослава. Киевский князь просит услышать, как стонет русская земля, предупреждает о божьей каре и гневе. Святослав требует единства, прекращения междоусобиц. Из одного безрассудного похода честолюбивого воина автор выводит событие на новый уровень философских рассуждений. Он как истинный гражданин помогает понять, что такое настоящая любовь к Родине. Главным героем повести становится Русское государство, сильное и крепкое в прошлом, и разбитое на мелкие княжества в настоящем.

Тема Родины, патриотизма, единства и сплоченности перекликаются с рассказом о походе на половцев.

Чем лексическое значение отличается от грамматического

Грамматическое показывает, к какой части речи относится слово, в каком оно, например, числе, падеже. Грамматическое значение слова «нога» – имя существительное, женского рода, в именительном падеже, единственном числе.

А лексическое значение – это то, как мы «понимаем» слово. Когда мы слышим или читаем слово «нога», мы сразу понимаем, что это часть тела человека или животного, нижняя «конечность», то, с помощью чего мы ходим.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Слово о полку Игореве»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Слово о полку Игореве»
  • для самых компанейских — Главные герои «Слово о полку Игореве»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Слово о полку Игореве»
  • для самых любопытных — Анализ «Слово о полку Игореве»

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

О мировом значении русской литературы

Ю.В.Лебедев К концу XIX века русская литература обретает мировую известность и признание. По словам австрийского писателя Стефана Цвейга, в ней видят пророчество “о новом человеке и его рождении из лона русской души”. Секрет успеха русской классики заключается в том, что она преодолевает ограниченные горизонты западноевропейского гуманизма, в котором, начиная с эпохи Возрождения, человек осознал себя венцом природы и целью творения, присвоив себе божественные функции. На раннем этапе гуманистическое сознание сыграло свою прогрессивную роль. Оно способствовало раскрепощению творческих сил человеческой личности и породило “титанов Возрождения”. Но постепенно возрожденческий гуманизм стал обнаруживать существенный изъян. Обожествление свободной человеческой личности вело к торжеству индивидуализма. Раскрепощались не только созидательные, но и разрушительные инстинкты человеческой природы. “Люди совершали самые дикие преступления и ни в коей мере в них не каялись и поступали они так потому, что последним критерием для человеческого поведения считалась тогда сама же изолированно чувствовавшая себя -личность”,- замечал известный русский ученый А. Ф. Лосев в труде “Эстетика Возрождения”. Русская классическая литература утверждала в европейском сознании идею нового человека и новой человечности. А. Н. Островский еще на заре 60-х годов отметил самую существенную особенность русского художественного сознания: “…В иностранных литературах (как нам кажется) произведения, узаконивающие оригинальность типа, то есть личность, стоят всегда на первом плане, а карающие личность – на втором плане и часто в тени; а у нас в России наоборот. Отличительная черта русского народа, отвращение от всего резко определившегося, от всего специального, личного, эгоистически отторгшегося от общечеловечес-кого, кладет и на художество особый характер; назовем его характером обличительным. Чем произведение изящнее, чем оно народнее, тем больше в нем этого обличительного элемента”. Жизнь личная, обособленная от жизни народной, с точки зрения русского писателя, чрезвычайно ограниченна и скудна. “Солдатом быть, просто солдатом”,- решает Пьер Безухов, ощущая в душе своей “скрытую теплоту патриотизма”, которая объединяет русских людей в минуту трагического испытания и сливает капли человеческих индивидуальностей в живой действующий коллектив, в одухотворенное целое, укрупняющее и укрепляющее каждого, кто приобщен к нему. И наоборот. Всякое стремление обособиться от народной жизни, всякие попытки индивидуалистического самоограничения воспринимаются русским писателем как драматические, угрожающие человеческой личности внутренним распадом. Достоевский показывает, какой катастрофой оборачивается для человека фанатическая сосредоточенность на идее, далекой от народных нравственных идеалов, враждебной им. Мы видим, как скудеет душа Раскольникова, все более замыкающаяся в себе, в тесные пределы своей идейной “арифметики”, как теряются одна за другой живительные связи с окружающими людьми, как разрушается в сознании героя главное ядро человеческой общности – семейные чувства. “Тюрьмой” и “гробом” становится для Раскольникова его собственная душа, похожая на усыпальницу. Неспроста возникает в романе параллель со смертью и воскрешением евангельского Лазаря из Вифании. Только самоотверженная любовь Сонечки Мармеладовой пробивает брешь в скорлупе раскольниковского одиночества, воскрешает его умирающее “я” к новой жизни, к новому рождению. Таким образом, понимание личности в русской классической литературе второй половины XIX века выходило за пределы ограниченных буржуазных представлений о ценности индивида. В “Преступлении и наказании” Достоевского опровергалась арифметически однолинейная альтернатива, провозглашенная в середине XIX века немецким философом Максом Штирнером: “Победить или покориться – таковы два мыслимых исхода борьбы. Победитель становится властелином, а побежденный превращается в подвластного; первый осуществляет идею величества и “права суверенитета”, а второй почтительно и верноподданно выполняет “обязанности подданства”. Проходя через искушение индивидуалистическим своеволием, герои Достоевского приходят к открытию, что “самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех есть… признак высочайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли” (Достоевский Ф. М. “Зимние заметки о летних впечатлениях”). В поисках “нового человека” русская литература проявляла повышенный интерес к патриархальному миру с присущими ему формами общинной жизни, в которых человеческая личность почти полностью растворена. Поэтизация патриархальных форм общности встречается у Гончарова в “Обломове” и “Обрыве”, у Толстого в “Казаках” и “Войне и мире”, у Достоевского в финале “Преступления и наказания”. Но эта поэтизация не исключала и критического отношения к патриархальности со стороны всех русских писателей второй половины XIX века. Их вдохновлял идеал “третьего пути”, снимающего противоречия между элементарным патриархальным общежитием и эгоистическим обособлением, где высокоразвитая личность оставалась предоставленной сама себе. Художественная мысль Гончарова в “Обломове” в равной мере остро ощущает ограниченность “обломовского” и “штольцевского” существования и устремляется к гармонии, преодолевающей крайности двух противоположных жизненных укладов. Поэтизируя “мир” казачьей общины с его природными ритмами в повести “Казаки”, Толстой признает за Олениным, а потом, в эпилоге “Войны и мира”, и за Пьером Безуховым высокую правду нравственных исканий, раздумий о смысле жизни, о человеческой душе, свойственных развитому интеллекту. Изображение судьбы человеческой в диалектическом единстве с судьбою народной никогда не оборачивалось в русской литературе принижением личного начала, культом малого в человеке. Наоборот. Именно на высшей стадии своего духовного развития герои “Войны и мира” приходят к правде жизни “миром”. Русская литература очень недоверчиво относилась к человеку “касты”, “сословия”, той или иней социальной раковины. Настойчивое стремление воссоздать полную картину связей героя с миром, конечно, заставляло писателей показывать жизнь человека и в малом кругу его общений, в теплых узах семейного родства, дружеского братства, сословной среды. Русский писатель был очень чуток к духовному сиротству, а к так называемой “ложной общности” – к казенному, формальному объединению людей, к толпе, охваченной разрушительными инстинктами,- он был непримирим. “Скрытая теплота патриотизма” Толстого, сплотившая группу солдат и командиров на батарее Раевского, удерживает в себе и то чувство “семейственности”, которое в мирной жизни свято хранили Ростовы. Но с малого начинался отсчет большого. Поэтизируя “мысль семейную”, русский писатель шел далее: “родственность”, “сыновство”, “отцовство” в его представлениях расширялись, из первоначальных клеточек человеческого общежития вырастали коллективные миры, обнимающие собою народ, нацию, человечество. Крестьянская семья в поэме Некрасова “Мороз, Красный нос” – частица всероссийского мира: мысль о Дарье переходит в думу о величавой славянке, усопший Прокл подобен русскому богатырю Микуле Селяниновичу. Да и событие, случившееся в крестьянской семье,- смерть кормильца – как в капле воды отражает не вековые даже, а тысячелетние беды русских матерей, жен и невест. Сквозь крестьянский быт проступает бытие, многовековая история. Стихии жизни взаимопроникаемы, “все как океан, все течет и соприкасается,- говорит Достоевский устами старца Зосимы,- в одном месте тронешь – в другом конце мира отдается”. Французский критик Мелькиор де Вогюэ, например, писал о Толстом: “…мы хотим, чтобы романист произвел отбор, чтобы он выделил человека или факт из хаоса существ и вещей и изучил избранный им предмет изолированно от других. А русский, охваченный чувством взаимозависимости явлений, не решается разрывать бесчисленные нити, связующие человека, поступок, мысль,- с общим ходом мироздания; он никогда не забывает, что все обусловлено всем”. Широта связей русского героя с миром выходила за пределы узко понимаемого времени и пространства. Мир воспринимался не как самодовлеющая, отрезанная от прошлого жизнь сегодняшнего дня, а как преходящее мгновение, обремененное прошлым и устремленное в будущее. Отсюда – тургеневская мысль о власти прошлого над настоящим в “Дворянском гнезде”, “Отцах и детях”, а также часто повторяющийся мотив безмолвного участия мертвых в делах живых. Отсюда же – апелляция к культурно-историческому опыту в освещении характера литературного героя. Тип Обломова, например, уходит своими корнями в глубину веков. Этот дворянин, обломовская лень которого порождена услугами трехсот Захаров, некоторыми особенностями своего характера связан с былинным богатырем Ильей Муромцем, с мудрым сказочным простаком Емелей и одновременно в нем есть что-то от Гамлета и печально смешного Дон Кихота. Герои Достоевского тоже хранят напряженные связи с мировым духовным опытом: над образом Раскольникова витают тени Наполеона и мессии, за фигурой князя Мышкина угадывается лик Христа. Русский реализм середины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Салтыков-Щедрин так определил, например, пафос творчества Достоевского: “По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых им, этот писатель… не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленнейших исканий человечества. Укажем хотя на попытку изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, положенную в основание романа “Идиот”,- и, конечно, этого будет достаточно, чтобы согласиться, что это такая задача, перед которою бледнеют всевозможные вопросы о женском труде, о распределении ценностей, о свободе мысли и т. п. Это, так сказать, конечная цель, в виду которой даже самые радикальные разрешения всех остальных вопросов, интересующих общество, кажутся лишь промежуточными станциями”. Поиски русскими писателями второй половины XIX века “мировой гармонии” приводили к непримиримому столкновению с несовершенством окружающей действительности, причем несовершенство это осознавалось не только в социальных отношениях между людьми, но и в дисгармоничности самой человеческой природы, облекающей каждое индивидуально неповторимое явление, каждую личность на неумолимую смерть. Достоевский утверждал, что “человек на земле – существо только развивающееся, следовательно, не оконченное, а переходное”. Эти вопросы остро переживали герои Достоевского, Тургенева, Толстого. Пьер Безухов говорит, что жизнь может иметь смысл лишь в том случае, если этот смысл не отрицается, не погашается смертью: “Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку… отчего же я предположу, что эта лестница… прерывается мною, а не ведет дальше и дальше до высших существ. Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был”. “Ненавидеть! – восклицает Евгений Базаров.- Да вот, например, ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа,- она такая славная, белая,- вот, сказал ты, Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и всякий из нас должен этому способствовать… А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?” Вопрос о смысле человеческого существования здесь поставлен с предельной остротой: речь идет о трагической сущности человеческой идеи прогресса, о цене, которой она окупается. Кто оправдает бесчисленные жертвы, которых требует вера во благо грядущих поколений? Да и смогут ли цвести и блаженствовать будущие поколения, предав забвению то, какой ценой достигнуто их материальное благоденствие? Базаровские сомнения содержат в себе проблемы, над которыми будут биться герои Достоевского от Раскольникова до Ивана Карамазова. И тот идеал “мировой гармонии”, к которому идет Достоевский, включает в свой состав не только идею социалистического братства, но и надежду на перерождение самой природы человеческой вплоть до упований на будущую вечную жизнь и всеобщее воскресение. Русский герой часто пренебрегает личными благами и удобствами, стыдится своего благополучия, если оно вдруг приходит к нему, и предпочитает самоограничение и внутреннюю сдержанность. Так его личность отвечает на острое сознание несовершенства социальных отношений между людьми, несовершенства человеческой природы, коренных основ бытия. Он отрицает возможность счастья, купленного ценой забвения ушедших поколений, забвения отцов, дедов и прадедов, он считает такое самодовольное счастье недостойным чуткого, совестливого человека. Русская классическая литература ощутила тревогу за судьбы человечества на том этапе его истории, когда, на попрании великих религиозных истин, возникла фанатическая вера в науку, в абсолютную ее безупречность, когда радикально настроенным мыслителям революционно-просветительского толка показалось, что силою разума можно разом устранить общественное несовершенство. Всеми средствами наша классическая литература стремилась удержать этот назревавший, необузданный порыв. Вспомним Платона Каратаева у Толстого, Сонечку Мармеладову, Алешу Карамазова и старца Зосиму у Достоевского. Вспомним насто-роженное отношение русских писателей к деятельному человеку. Не предчувствие ли опасности самообожествленного человеческого разума заставляло Гончарова заклеймить Штольца и едва ли не на пьедестал возвести “ленивого” Обломова? Тургенев в своем Базарове, Достоевский в своем Раскольникове, Толстой в Наполеоне не по той ли причине сосредоточили внимание на трагизме смелого новатора, безоглядного радикала, способного подрубить живое дерево национальной культуры, порвать связь времен? И даже Салтыков-Щедрин в финале “Истории одного города” предупреждал устами самодержца Угрюм-Бурчеева: “Придет некто, кто будет страшнее меня!” А в 90-е годы Чехов не уставал предупреждать российского интеллигента: “Никто не знает настоящей правды”. Но к предупреждениям русской классической литературы деятельный век войн, революций и глобальных социальных потрясений оказался не очень чутким. России суждено было пройти через этап обожествления конечных человеческих истин, через благородную в своих намерениях, но жутко кровавую в исполнении веру в революционно-преобразующий разум, способный создать рай на грешной земле. Уроки классики были полностью преданы забвению. Напряженный духовный труд Толстого и Достоевского был презрительно заклеймен как “юродство во Христе” или как реакционная “достоевщина”. Но именно Достоевский в финале “Преступления и наказания”, в пророческом сне Раскольникова, предугадал надвигающийся кризис возрожденческого гуманизма, кризис европейской цивилизации, обожествившей на исходе XIX века самое себя, решившей взять разом “весь капитал” и уж никак не желавшей “ждать милостей от природы”. В. С. Соловьев в. статьях, посвященных памяти Достоевского, сформулировал истины, к открытию которых пришла вместе с творцом “Преступления и наказания” русская классическая литература. Она показала прежде всего, что “отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют право насиловать общество во имя своего личного превосходства”. Она показала также, что “общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всенародных чувствах”. Глубочайшая народность русской классической литературы заключалась и в особом взгляде на жизнь народа, в особом отношении ее к мысли народной. Русские писатели второй половины XIX века, выступая против самообожествления народных масс. Они отличали народ как целостное единство людей, одухотворенное высшим светом простоты, добра и правды, от человеческой толпы, охваченной настроениями группового эгоизма. Особенно ясно это противостояние народа и толпы показал Толстой в романе-эпопее “Война и мир”. Уроки русской классической литературы и до сих пор еще не усвоены и даже не поняты вполне, мы еще только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. И в этом смысле русская классика все еще остается впереди, а не позади нас.

  • Значение слова лукоморье в сказке пушкина
  • Значение слова ломлива в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Значение слова лежанка в сказке пушкина
  • Значение слова лазоревый из сказки царевна лягушка
  • Значение слова куманек в сказках