ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
муниципальное общеобразовательное учреждение
«школа № 116 города донецка»
Конспект открытого урока по литературе
для 5 класса
«Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
Народная мораль в характере и поступках героев.
Образ невесты-волшебницы»
Подготовила:
учитель украинского языка и литературы
МОУ «Школа №116 г.Донецка»
Сташевская И.Е.
г.Донецк
Цели:
повторить структурные элементы сказки, виды народных сказок;
учить анализировать и делать выводы, раскрывать тему и проблематику прочитанной сказки; характеризовать персонажей сказки; оценивать поступки сказочных героев и выражать собственное отношение к ним в развернутой форме;
развивать умения пересказывать, формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы,
формировать навыки работы с иллюстрациями и текстом, выразительного чтения;
воспитывать нравственные качества, эстетические чувства, интерес к произведениям устного народного творчества, формировать представления о подлинных ценностях.
Оборудование: учебник, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал, цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку … (пять).
Девиз нашего урока: “ Пожелаем друг другу успеха!”
ІІ. Постановка цели и задач.
— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать над содержанием сказки. Нам предстоит определить мораль в характере героев, рассмотреть образ невесты-волшебницы.
ІІІ. Проверка домашнего задания.
1.Беседа.
— Что такое сказка?
— Для чего нужны чудеса в сказках?
— Какие виды народных сказок вам известны?
— Расскажите о построении сказок.
— Назовите свойства сказки:
– особая композиция (зачин, счастливый конец),
– добро всегда побеждает зло,
– герою помогают волшебные помощники,
– прием троекратного повтора,
– особые речевые обороты.
— Есть ли в прочитанной сказке присказка? А зачин? Прочитайте его.
— Что такое постоянные эпитеты? Приведите примеры из сказки.
— Назовите любимых героев русских народных сказок.
— Понравилась ли вам сказка «Царевна-лягушка»? Почему?
— К какому виду сказок она относится?
— Назовите героев сказки.
— Кто из героев понравился вам больше всего и почему?
— Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?
2. Индивидуальные сообщения учеников.
Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.
Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.
Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу.
Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.
3. Задание «Исправь ошибки».
Ученик 5 класса, наспех выполняя домашнее задание, перепутал план русской народной сказки «Царевна-лягушка». В тетради пятиклассника было написано следующее:
План русской народной сказки «Царевна-лягушка»
1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.
2. Иван-царевич и «старый старичок».
3. Иван-царевич и Баба Яга.
4. Сватовство царевичей.
5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пир).
6. Спасение Василисы Премудрой.
Помоги ученику исправить ошибки.
4. Лексическая работа.
Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.
Лытать — уклоняться от дела, бегать работы
Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества
Кручиниться – горевать, печалиться
Тужить – горевать, тосковать, печалиться
Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый
Молвить – говорить, сказывать
Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо
Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь
IV. Анализ сказки.
1. Проблемный вопрос «Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?»
Индивидуальное сообщение ученика.
Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.
В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).
Притча.
«Упали две лягушки в кувшин с молоком. Одна лягушка не нашла в себе силы бороться и сразу утонула. А вот вторая решила побороться за жизнь, и так активно барахталась и била лапками и хотела выбраться, что взбила масло и выпрыгнула из кувшина!»
-Почему второй лягушке удалось выжить?
У всякой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки бы не было. Необычные ситуации и положения – особые приметы любой сказки.
— Где нашли невест старшие братья?
— Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
(Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь»).
— Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)
Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка: в танце Василиса, спрятавшая в рукав объедки, не просто творит мир, а оживляет, воскрешает: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.
2.Первое испытание «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ».
— Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?
-Зачитайте описание того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета…»
— Что особенного в этом описании? (Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка).
— Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)
Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.
— Что означают слова царя: «Вот этот хлеб только в большие праздники есть»?
— Как они характеризуют героиню?
-Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших).
— Недаром говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
— У вас на столах листики с изображением каравая, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.
3.Второе испытание. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ».
— Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками соткать ковер?
(Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)
— Почему важно умение жены рукодельничать?
От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (предметы интерьера), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.
— Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой (женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама).
-Произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер (изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность»).
Где кольнет иглой раз — |
-Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)
-Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич? (В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй – «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.)
— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
— Что означают слова царя: « А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!»
— Какую из невесток характеризует пословица «Красна пава перьем, а жена уменьем». Как вы ее понимаете? Кто такая пава? (самка павлина)
— А сейчас, разукрасьте ковер, нарисованный на ваших листочках.
— Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?
Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.
— Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток? (Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери).
4.Третье испытание. «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ».
(Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)
— Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)
— Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?
— С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой? (Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)
— Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.)
— Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?
Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.
Также стоит отметить о числе «3» в христианском мире. Крестьяне – люди, глубоко верующие, помнят о том, что в церкви нужно креститься три раза, отдавать земной поклон трижды и т.д.
5. Литература и изобразительное искусство.
-Рассмотрите репродукции картины В. Васнецова «Пир» и И.Я.Билибина «Царевна-лягушка».
— Какой вы представляли героиню?
— Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?
( Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки).
V. Итог урока.
1. Творческое игра “ Следствие ведут Знатоки”.
Задания для трёх групп.
1 группа: заполнить таблицу по композиции сказки.
Любая сказка состоит из композиции.
присказка |
За тридевять земель, в тридесятом государстве |
зачин |
Жил-был |
концовка |
«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» |
2 группа: распределить по видам сказочных героев.
– По характеру герои делятся на положительных и отрицательных
(Иван-царевич – Кощей Бессмертный).
– По обладанию волшебными способностями герои делятся на реальных и волшебных (царь, сыновья, жены –Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга)
3 группа: раскрыть особенности волшебной сказки.
(волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец).
Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя; волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы); присутствие волшебного помощника (старый старик); волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный.
2. Обобщающая беседа.
— Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.
— Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана? (Сжег лягушечью кожу)
(Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)
-Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу? (Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту).
— Как поступил Иван?(Своевольно)
—Какие мудрые слова сказал ему старичок?(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было).
— Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея? (Ивану было бы не справиться без зверей-помощников).
— Почему звери помогали Ивану-царевичу? (Он их пожалел, и они его пожалели)
— Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?
— Русский народ даже такую пословицу сложил:
«За добро добром и платят».
3. Тестирование.
1) Сказка «Царевна-лягушка»:
Р) бытовая С) волшебная Т) о животных
2) Иван- царевич нашел свою стрелу:
К) в топком болоте Л) В боярском тереме М) на купеческом дворе
3) Все приказы царя Василиса Премудрая выполняла:
А) сама , так как была рукодельницей
Б) с помощью матушек, нянюшек и красных девушек
В) вместе с Иваном – царевичем
4) Отцом Василисы Премудрой является:
Е) Змей-Горыныч Ж) Чудо-Юдо З) Кощей-Бессмертный
5) Иван-царевич проявил по отношению к медведю , селезню , зайцу и щуке:
И) Равнодушие К) Милосердие Л) Презрение
6) Лягушка превратилась:
А) В царевну Б) В жабу В) В птицу.
КЛЮЧ : 1. С 2. К 3. А 4. З 5. К 6. А
VI. Домашнее задание (на выбор).
1.Написать письмо-пожелание одному из героев сказки.
2.Написать сенкан на выбор: Царевна-лягушка, Иван-царевич, царь, звери.
VII. Рефлексия. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.
Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале:
«5» — Я — молодец, у меня все получилось …
«4» — Я неплохо постарался, но мог бы и лучше, только нужно…
«3» — У меня сегодня не получилось, потому что…
Урок литературы в 5 классе
по теме «Царевна-лягушка-сказка о мудрости и красоте»
тип урока: урок обобщения знаний
Цель: « Формирование национального самосознания через приобщение к духовно- нравственным ценностям русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Задачи:
-выявить основную идею произведения через поиск ответа на вопрос: «В чем истинная красота и мудрость в народном понимании?»-метапредметные результаты
-формировать умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления прочитанной сказки; личностные
-развивать умение раскрывать внутренний мир героев и выявлять лучшие черты характера; предметные в ценностно-ориентационной сфере
-учить определять изобразительно-выразительные средства языка (меткости народной речи), понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания сказки ; предметные в познавательной сфере
-формировать умение и работать в группе; коммуникативные
Личностными результатами обучающихся, формируемыми при изучении темы «Царевна-лягушка-сказка о мудрости и красоте» являются:
-
формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к отечеству, уважительного отношения к русским сказкам, культуре других народов.
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (Интернет-ресурсы, словари, энциклопедии).
Метапредметные результаты проявятся в:
-
умении понимать проблему.
-
подборе аргументов для подтверждения собственной позиции, умении формулировать выводы.
-
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать.
-
умении самостоятельно организовать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.
Предметные результаты состоят в следующем:
1.В познавательной сфере:
-
понимание ключевых проблем русской народной сказки;
-
выявление заложенных в сказке вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современное звучание;
-
умение анализировать сказку: понимать и формировать идею, нравственный пафос, характеризовать ее героев;
-
определение в сказке элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания сказки;
-
владение литературоведческой терминологией ( сказка, вид сказки, композиция, постоянные эпитеты и др.)
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской сказки, сопоставление их со сказками других народов;
-
формирования собственного отношения к русской сказке, её оценке;
3. В коммуникативной сфере:
-
восприятие на слух сказки, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
-
умение пересказывать с использованием образных средств русского языка, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания, уметь вести диалог;
-
написание домашних и классных творческих работ на темы, связанные с проблематикой сказки « Царевна-лягушка».
4. В эстетической сфере:
-
понимание образной природы сказки ,эстетическое восприятие сказки.
-
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов сказки «Царевна-лягушка».
Оборудование к уроку:
Учебник «Литература» Г. С. Меркин, 5 класс, ООО «Русское слово»
Мультимедийный проектор
Презентация к уроку
Задания и памятки для групп
Кластер
Толковые словари С. И. Ожегова, В. И. Даля, словарь синонимов под редакцией Л.А. Чешко
Интернет -ресурсы
Иллюстрации художников Билибина, Васнецова к сказке
Этапы урока:
1.Орг.момент (деятельность учителя)
2.Проверка домашнего задания
3.Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний
4. Постановка учебной задачи
5.Решение учебной задачи
6. Рефлексия
7. Домашнее задание
Эпиграф к уроку : Сказка-ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
А. С. Пушкин
Ход урока:
-
Орг. момент Обучающиеся сидят по группам (4 группы)
Приветствие учителя. Здравствуйте, ребята!
2 . Проверка дом задания . На предыдущем уроке были розданы задания по группам. Группы представляют домашнее задание
1 гр- Заполнение таблицы с использованием плана сказки
— Какие пункты плана соответствуют экспозиции, завязке, развитию сюжета, кульминации, развязке?
Композиция волшебной сказки |
||
Экспозиция |
Причины, которые породили завязку |
Сватовство, приказы царя |
Завязка |
Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу |
«Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно» |
Развитие сюжета |
Поиск потерянного или недостающего |
Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой |
Кульминация |
Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки |
Иван-царевич убивает Кащея |
Развязка |
Преодоление потери или недостачи |
Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Прекрасной |
2 гр.- читает ответы на задание 5 стр. 48, найденные фрагменты, ритмично звучащие и отвечает на вопрос «Зачем они введены в сказку»?
3 гр. Рассказывает о сказителях , представляет фрагмент аудиозаписи в исполнении сказителя .
4 гр. — Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?
Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.
В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).
Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в рукав объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.
3.Мотивация к учебной деятельности. Актуализация старых знаний.
На столах лежат индивидуальные таблички для рефлексии
знаю |
Хочу узнать |
узнал |
Орг. момент |
После дом .задания |
В конце урока |
(Табличка заполняется по ходу урока)
Прочитайте эпиграф к нашему уроку,
Найдите ключевые слова в этом высказывании.
(Сказка, ложь, намек, урок)
-Какие понятия вы можете объяснить, какие вызывают трудность?
(Высказывания детей : знакомо понятие сказка, ложь, хотелось бы узнать что такое намек, извлечь для себя урок из сказки )
4. Постановка учебной задачи. Работа по содержанию сказки:
— Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?
Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.
-Каким прилагательным к имени наделяет народ Василису? Почему она названа Премудрой? На этот вопрос мы сможем дать ответ после работы в творческих группах.
5. Решение учебной задачи. Учитель раздает задания и памятки для групп, творческая работа в течение 15 мин
1 группа Вопрос №7 стр. 49 (Толковые словари Ожегова, Даля и словарь синонимов)
Можно ли считать незаслуженно забытыми слова:
Объясните значение слов: , кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.
Кручиниться – горевать, печалиться
Тужить – горевать, тосковать, печалиться
Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый
Молвить – говорить, сказывать
Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо
Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь
Найдите в словарях лексическое значение данных слов, подберите к ним синонимы. Найдите также толкование слова намек, подберите синоним
. 1. Слова (а также жест, поступок), предполагающие понимание по догадке. Говорить намёками. Понять молчаливый н. Тонкий н. на толстые обстоятельства (намёк на что-н. значительное, важное; разг. шутл.). 2. перен. Слабое проявление, подобие чего-н. Уловить в тишине еле слышный н. на стон. Ни намёка на усталость (нисколько не устал; разг.).
Намек `Словарь синонимов`
намек
(тонкий, прозрачный, темный), знак, указание, инсинуация, символ, двусмысленность, иносказание, недомолвка, обиняк, притча, пример, аллегория, парабола, экивок.
2 группа. Используя вопросы №2,№3 стр 48 учебника, найдите в сказке испытания царя для невесток, перескажите сжато их. Ответьте на вопрос : Какой предстает Василиса Премудрая во всех испытаниях в отличие от других невесток?
3. Используя содержание сказки, составьте маршрутную карту испытаний Ивана-Царевича. Какие черты характера помогли ему преодолеть все препятствия и вернуть Василису. ( Рабочий материал- лист А 3, фломастеры) -Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой?
Герой убежден, что внешняя красота привлекательнее внутренних достоинств. Это представление сказка не может оставить без опровержения. Герой должен искупить свою вину перед женой, которой он еще не достоин.
4.Работа с иллюстрациями И. Билибина, В. Васнецова «Пир» Сравните образ главной героини в изображении художников. — Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о героях? Совпали ли ваши представления с изображенным образом художников. Какой образ вам ближе? Составьте словесный портрет Царевны.
(Выступление групп с мини-проектами)
6. Рефлексия урока. Учитель проецирует на экран 2 иллюстрации:
Лягушка со стрелой и Василиса –Премудрая
Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.
— В чем истинная красота главной героини сказки?
(Рассуждение учеников о внешней и внутренней красоте)
Слайд зачитывает ученик : Народная мудрость гласит : не суди о человеке по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по внутреннему достоинству.
— Составление кластера: Что такое красота?
Красота
Мудрость
добрая
до
— Ребята, так о чем сказка «Царевна-лягушка»?
Сказка говорит о счастье настоящих отношений между людьми, не омраченных помыслами о знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств человека. Сказка выражает мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает.
Владимир Иванович Даль
Заключительное слово учителя: Понятие красоты В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты» ,именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.
Рефлексия: Дети заполняют графу таблицы «Что я узнал»
7.Домашнее задания: Викторина по сказке, создаем коллективную презентацию (по выбору) стр 49, рубрика «Живое слово» (по желанию).
Красота,
мудрость
Кр.
добр
Страница 11 из 56
1. О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?
Эта сказка относится к волшебным сказкам, в ней действуют волшебные герои (Василиса Премудрая. Кошей Бессмертный. Баба-яга), происходят волшебные события (перевоплощение лягушки в царевну и наоборот, смерть, таящаяся на конце иглы, танец Василисы, ее исчезновение после того, как Иван сжег лягушечью кожу, животные, говорящие по-человечески), есть волшебные предметы (ища клубочек). Главные герои сказки — Василиса Премудрая и Иван-царевич. Эта сказка о трудолюбии и упорстве, терпении и милосердии.
Смысл сказки — не суди о людях по внешности, смотри на дела, под некрасивым обличием может быть самый лучший, добрый и прекрасный человек, с красивой душой. Главное — внутренняя красота и богатство, а не внешняя оболочка. Настоящая любовь пройдёт сквозь любые испытания и обретёт счастье.
2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?
Работу невесток царь оценивал справедливо, по достоинству. Боярская и купеческая дочери, кроме высокомерия, ничему не обучены, не умеют ни хлеб испечь, ни ковер соткать. Потому и подгоревший каравай царь велит псам дворовым отнести, а про сырой и кособокий, говорит, что его есть можно только от большой нужды. И ковры, сотканные старшей и средней невестками, по словам царя, годятся только лошадей от дождя покрывать да порог у ворот устлать. А вот работу Василисы царь оценивает высоко — и хлеб ее нужно только в большие праздники есть, и ковер велит только в горнице по большим праздникам расстилать.
3. Чем отличается Царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?
Царевна-лягушка отличается от невесток трудолюбием. Она не пользуется волшебством, когда нужно испечь хлеб и соткать ковер, не старается, как они переложить работу на других, на мамушек, нянюшек и красных девушек, а делает все собственноручно. Она не позволяет себе насмешек и высокомерия по отношению к старшей и средней невесток, в отличие от них.
4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?
У Ивана-царевича много Помощников. Это и старичок, подаривший ему волшебный клубочек, и Баба-яга рассказавшая о том, где таится смерть Кощея, и животные, которых он пожалел в пути.
5. Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди… »
Такие фрагменты придают сказке напевность, особую сказовую манеру. Например, «где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят..», «..катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам..», «тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто.верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл» и др.
6. Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?
Присказки нет., есть зачин (в некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына, старый старичок), есть концовка (и стали они жить дружно, в любви и согласии). В сказке много повторов (пустил стрелу старший брат, пустил стрелу средний брат, пустил стрелу Пван-паревич, подумал-подумал, шел-щшел), эпитеты, в том числе и постоянные (широкий двор, тугие луки, чистое поле, красной девицей, ковер узорчатый), гиперболы.(третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз, дуб … ветками красное солнце закрыл, поднялся великий стук да гром — весь дворец затрясся, зашатался). Все эти средства придают сказке красочность, делают ее более выразительной.
Все художественные средства делают повествование образнее, интереснее, ярче и конкретнее.
7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: печалиться, тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.
Да на мой взгляд, эти слова незаслуженно забыты:
тужить — горевать,
кручиниться — тосковать, печалиться,
слово мудреное — то, над которым нужно подумать, поломать голову,
молвить — сказать,
дивиться — удивляться,
снарядиться — собраться.
Значение этих слов понятно и без словаря, а звучат они по-особенному, придают речи плавность, напевность.
8. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что царевна-лягушка, то есть Василиса Премудрая — это центральный персонаж сказки, вокруг которого строится основное повествование. В ней же: запечатлены те черты, которые испокон веков считались главными в женщине, в человеке: трудолюбие, скромность, доброта, терпение, достоинство.
9. Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов этой сказки включён в вашу хрестоматию. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?
В одном из вариантов сказки царь в качестве испытания велит сначала сшить рубаху, потом испечь хлеб, а затем зовет к себе на пир. Василиса Премудрая выполняет задания с помощью мамок нянек, с помощью волшебства. Добавлен эпизод когда старшая и средняя невестки посылают служанку, чтобы та подсмотрела, как лягушка-царевна печет хлеб, и та прознав об этом, проявляет хитрость: нарочно делает так как не нужно (ломает печь, заливает тесто з образовавшуюся дыру). В варианте, предложенном в мультимедийном приложении, вообще нет никаких испытаний, показан только царский пир и танец Василисы Премудрой. Кощей Бессмертный не упоминается, а Василиса покидает мужа, сильно рассердившись на него за то, что тот сжег лягушечью кожу. Животные тоже несколько иные: вместо селезня — соколиха, вместо зайца — рак. Эпизода со старичком вовсе нет. Баба-яга оказывается матерью лягушки и помогает Ивану, а в яичке скрывается благосклонность Василисы: съев его., она говорит, что скучает по мужу и хочет его увидеть.
10. Прочитайте сказку «Чего на свете не бывает». Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она «смеётся»?
Сказка «Чего на свете не бывает», относится к бытовым сказкам. Действующие лица в ней — люди. События происходят в обыденной, повседневной обстановке, никакого волшебства в ней нет. Эта сказка «смеется» прежде всего над спесью, высокомерием и тщеславием барина, которому легче деньги отдать. Нежели признать, что барин может у холопа пеленки стирать, над его глупостью и жадностью.
Живое слово
Сочините сказку и расскажите ее в классе. Выберите, к какому виду она будет относиться. В ней должны быть присказка, зачин, концовка.
==
Цель: создать условия для духовно-нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины.
Задачи:
- выявление основной идеи сказки;
- формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа;
- воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях;
- понимание смысла сказки, что в жизни русские люди любили друг друга, стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и следовать правилу «за добро добром и платят».
Оборудование: мультимедийная презентация, картинки.
Словарь: глупость, зависть, злость, каравай, пир, карета, тридесятое царство, ларец, Кощей, Василиса Премудрая, Иван-царевич.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Сядьте правильно. Слушайте внимательно. Говорите правильно. Сейчас урок литературного чтения. На уроке мы будем говорить, думать, читать, отвечать на вопросы, рисовать.
– Что мы будем делать?
– Мы будем …
2. Cлуховая перекличка
– Как меня слышишь, …?
– Назови любые сказки, которые ты знаешь?
3. Фонетическая ритмика
– Какой контрольный звук на этой неделе? («Ж-З»)
– Слушайте и повторяйте.
Слоги: | Слова: |
жа-за | жаба– забор |
жу-зу | журнал – зубы |
жи-зи | жираф – зима |
(Речевой материал на доске. Слоги и слова сначала произносит учитель, потом вместе с учениками, потом один из учеников повторяет самостоятельно).
4. Основная часть
– Ребята сегодня на уроке мы будем разбирать сказку Царевна-лягушка, которую вы читали дома. (слайд 1)
– Давайте вспомним, кто написал сказку Царевна-лягушка? У нее есть автор? Правильно ребята это русская народная сказка, у нее нет автора.
– Назовите главных героев сказки? Иван-царевич, Василиса Премудрая, Кощей. Посмотрите на картинки и покажите мне этих героев. (слайд 2)
– Давайте начнём разбирать сказку с самого начала, чтобы вам было все понятно.
– Каким образом Иван-царевич нашел свою суженую? (Стрела указала) (слайд 3)
– Откройте тетради и нарисуйте стрелу, которую поймала лягушка.
– Ребята, а вы как думаете, почему Иван-царевич лягушку в жены то взял, ведь он не знал, что она царевной окажется? (Потому что батюшка сказал: «Куда стрела упадет, там и ваша суженая». Иван-царевич ослушаться отца не смел. В этом выражалось послушание Ивана-царевича своему отцу).
– После свадьбы всех сыновей, какое было первое задание царя? Давайте найдем в сказке и прочитаем. А теперь нарисуйте в тетрадях каравай хлеба, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса. (слайд 4)
– Какое было второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками соткать ковер? Найдите и прочитайте, что сказал царь, когда увидел ковер Василисы? (слайд 5)
– Давайте найдем в сказке третье задание царя? (И тут же отдал царь новый приказ: чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими женами. Хочет царь посмотреть, которая из них лучше танцует).
– Ребята, посмотрите на рисунок царевны в танце. Прочитайте слова, которые написаны внизу под рисунком. «А сама-то величава, выступает будто пава». Как вы понимаете эти слова? (слайд 6)
– Догадались, почему третье испытание для невесток – танец? (В танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и внутреннее достоинство, и… скромность.)
– Посмотрите на картинку и вспомните, что складывала в рукава Василиса, и что у нее получилось, когда она пошла танцевать?
– А теперь найдем в сказке как пошли танцевать жены других сыновей царя. (Пошли танцевать жены старших царевичей. Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали; как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.)
– О чем говорит такое поведение невесток? (Об их глупости и завистливости)
– После пира, что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей?
– Как поступил Иван? (Своевольно) (слайд 7)
– Какие мудрые слова сказал ему старичок? (Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было)
– Какую мысль народ хотел донести до нас словами этого старичка? (Нельзя поступать своевольно, неразумно. Необдуманный поступок может привести к беде)
– Что дал Ивану старичок? (слайд
– Нарисуйте клубочек, за которым пошел Иван-царевич.
– Каких зверей встретил Иван-царевич на своем пути, выбери картинки.(слайд 9)
– Почему Иванушка не тронул ни медведя, ни селезня, ни зайца, щуке помог? (Пожалел, сжалился)
– Скажите ребята, какой Иван? (добрый, жалостливый, умный)
– Куда затем привел клубочек Ивана?
– Ребята, расскажите о бабе-яге какая она в этой сказке, найдите описание в тексте. (слайд 10)
– Какую тайну рассказала Ивану баба-яга?
– Когда Иван нашел дуб, кто ему помогал? Этот дуб – воплощение добра или зла? Как вы думаете, одному Ивану-царевичу одолеть это зло? Где находилась Кощеева смерть? Нарисуйте на вершине дуба ларец, в котором находится Кощеева смерть. (слайд 11)
– Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея?
– Почему звери помогали Ивану-царевичу? (Он их пожалел, и они его пожалели)
– Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?
– Русский народ даже такую пословицу сложил: «За добро добром и платят».
– А теперь давайте вспомним всю сказку, и попробуем по сюжетным картинкам восстановить порядок действий в этой сказке.
5. Итог урока
– На уроке мы вспомнили и разобрали волшебную сказку Царевна-лягушка, нарисовали много рисунков и восстановили всю сказку по порядку.
– А теперь скажите мне ребята, какая главная мысль этой волшебной сказки? (слайд 12) (надо быть добрым ко всем и добро к тебе вернётся, добро всегда побеждает зло)
– Ребята вам понравился урок, было интересно?
Презентация
О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?
Сюжет сказки повествует о трех сыновьях, которые выбирают себе жен. Младшему сыну выпадает жениться не на девушке, а на лягушке, которая впоследствии оказывается заколдованной Василисой Прекрасной. Узнав о способностях Царевны-Лягушки Иван Царевич решил избавиться от лягушачьей шкурки, но это приводит к тому, что Иван отправляется на поиски жены, которая попадает к Кощею Бессмертному. Справившись со всеми трудностями, Иван одерживает победу.
Сказка относится к волшебным, так как в сюжете сказки присутствуют элементы превращения человека в животное и наоборот.
Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?
Царь решил проверить, какие жёны достались сыновьям и велел каждой, сшить по рубашке, испечь по хлебу и на пиру себя показать. Рукоделие царь оценил по-достоинству: рубашку от жены старшего сына-«в черной избе носить.»,среднего-» только, в баню ходить»,а от лягушки рубашка-«в праздник её надевать ′Хлеба двух старших жён, ,царь отослал в людскую, а от Василисы премудрой — «Вот это хлеб, только, в праздник его, есть. «Царь признал, что старшие жёны и рукодельницы никудышные, и хозяйки нерадивые, а жена Ивана-царевича .всем хороша: и умением, и красотой, и мудростью, и потешить народ танцем умеет.
Этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери.
Чем отличается Царевна-Лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?
Царевна-Лягушка – добрая, заботливая, мудрая, трудолюбивая. В сказке описываются не только привлекательная внешность героини, но и ее необычные способности.
Невестки предстают как завистливые, коварные , злые, ленивые.
Премудрой её начинают называть тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.
Кто помогает Ивану-Царевичу найти Василису Премудрую?
Медведь, селезень, заяц, щука
Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди…»
«Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай рыхлый да мягкий». «Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят»?
Эти строки звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность.
В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.
Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?
Присказка — отсутствует.
Зачин — развернутый .
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич».
Нарушение запрета — Иван-Царевич нарушил запрет, он сжег лягушиную кожу, что повлияло на дальнейшую его судьбу.
«Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне».
Многократное троичное повторение — присутствует в сказке, и таким образам развивает сюжет, вносит интригу и украшает речь.
«Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото».
«Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня».
Концовка — простая.
«И стали они жить дружно, в любви и согласии».
Язык сказки:
Встречаются эпитеты:
«буйну голову», «красных девушек», «столы дубовые», «скатерти узорчатые», «скатерти браные», «чистое поле», «месяц ясный», «синее море», «добрый молодец», «горькими слезами», « живая вода», «тугие луки».
Сказочные формулы:
«Диву дался», «узорами мудреными», «ни в сказке сказать, ни пером описать» .
Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.
Кручиниться – горевать, печалиться
Тужить – горевать, тосковать, печалиться
Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый
Молвить – говорить, сказывать
Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо
Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь .
Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.
Известно, что сказка «Царевна-Лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов включён в вашу хрестоматию. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?
В различных вариантах сказки «Царевна-Лягушка» отличаются присказки, концовки. Но какими бы разными они ни были, все они достигают своих целей: присказки показывают мастерство сказочника, готовят к слушанию сказки, пробуждают интерес к ней; концовки же остроумно завершают сказки, создают счастливый конец.
Варианты присказок: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у них было три сына, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать.» «Давным-давно жил был царь. Было у него три сына.» «В стары годы, в старопрежни, у одного царя было три сына — все они на возрасте.» «В старые годы у одного царя было три сына.»
Варианты концовок: «После того они жили вместе и долго и счастливо.» «все обрадовались, стали жить да быть да животы наживать — на славу всем людям», «… и жили долго и счастливо до глубокой старости», «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
В одних вариантах Иван быстро находит свою стрелу, а в других долго ищет: «Пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша» (вариант народной сказки), «А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шел, шел, дошел до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу» (вариант А.Н.Толстого).
3. По-разному выполняет наказ царя-свекра Василиса Премудрая. В одних вариантах ей помогают «мамки-няньки» или «тетушки, наставницы», а в других она сама принимается за работу: «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай» (вариант М.А.Булатова). В сказках положительные герои достигают желаемого благодаря своему трудолюбию, поэтому правильнее, наверное, когда Василиса Премудрая сама трудится, тем более родилась она не только умной, но и умелицей.
4. Есть варианты, где Василиса Премудрая представлена как мудрая, хитрая девушка. Когда соперницы решили подсмотреть ее работу, она сумела их легко обмануть: «Лягуша смекнула это, замесила квашню, скатала, печь сверху выдолбила, да прямо туда квашню и опрокинула. Горнишна увидела, побежала, сказала своим барыням, царским невесткам, и те так же сделали. А лягушка хитрая только их провела, тотчас тесто из печи выгребла, все очистила, замазала, будто ни в чем не бывала» (вариант Афанасьева А. Н.).
Невестки выполняют три наказа царя-свекра. Первые два наказа в сказках разные: в некоторых вариантах царь приказывает сначала испечь хлеб, а потом соткать ковер, а в других первый наказ — сшить рубашку, второй – испечь пирог. А третий наказ одинаков везде. Василиса Премудрая, наделенная чудодейственным свойством, на глазах зрителей производит чудеса, превращая вино в озеро, а кости — в живых лебедей.
Сравнив сказку «Царевна-лягушка» в разных вариантах, можно сделать вывод, что все они учат добру, трудолюбию, целеустремленности и заключили в себя мудрость и житейский опыт, накопленные человечеством.
В электронном приложении найдите сказку «Чего на свете не бывает». Прочитайте её. Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она «смеётся»?
Сказка «Чего на свете не бывает» относится к бытовым. В сказке высмеивают, вышучивают, обличают, наказывают господина за жестокость, спесь, жадность, безделье и глупость. Ненормальное, хотя и обыденное, жизненное явление, когда паразитирующий барин пользуется всеми жизненными благами, и породило богатую выдумку.