Значение слова самоеды в рассказе мальчики

Выпиши из текста произведения устаревшие слова. Объясни их значения.

В рассказе я нашёл много устаревших слов.

Их значения смотрел в толковом словаре Ожегова.

Розвальни – широкие и низкие санки без сиденья с облучком.

Башлык – шерстяная треугольная накидка, похожая на капюшон, одевалась поверх обычного головного убора.

Сюртук — старинный пиджак.

Кухарка – Прислуга на кухне, готовящая пищу.

Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.

Сочельник – вечер перед Рождеством.

Самоеды – прежнее название ненцев и некоторых других северных народов.

Верста – старинная мера длины в России, равна 1 км 6 метров.

Людская – комната для слуг при барском доме.

Приказчик – продавец в торговом заведении.

Урядник – чин офицера в Царской России.

Гостиный двор – в некоторых городах: построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.

Расскажи о семье Королёвых. Как родители и дети относятся друг к другу? Выпиши примеры из текста.

Семья Королёвых очень крепкая и любящая.

Все члены семьи добродушные и внимательные.

Мама с папой понимали друг друга с полуслова, так сказать, были «на одной волне».

Семья очень радовалась возвращению Володи:

Семья Королёвых, с часу на час поджидавшая Володю, бросилась к окнам.

Мать и тётка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю…

Между родителями и детьми были дружеские отношения, они все делали вместе:

Отец и девочки сели на стол и занялись работой, которая была прервана, приездом мальчиков.

Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки.

Это была увлекательная и шумная работа.

Изменилось ли отношение Володи к семье после побега? Запиши своё мнение.

Да, отношение мальчика к родным очень изменилось.

Наконец-то он осознал всю ценность семейных отношений.

Володя признал свою ошибку, стал более открытым и дружелюбным, начал доверять родным свои сокровенные тайны.

Почему герои решились на побег? Ответь на вопрос в учебнике (с. 134 N5) и запиши своё мнение

Чечевицын и Володя задумали побег, потому что хотели стать богатыми и знаменитыми путешественниками.

В меру своей глупости и детской наивности, они думали, что их решительности и юношеской смелости будет достаточно для этого.

Но они не могли трезво оценивать все трудности и преграды на таком пути.

Как автор относится к поступку мальчиков? Запиши своё мнение.

Писатель отнёсся к их поступку с лёгкой иронией.

Он открыто показывает, что затея мальчиков была абсурдной и нелепой.

Тем более автор осуждает героев за их самоуверенность, в результате которой они причинили боль своим родным.

Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Придумай свой рассказ на эту тему, запиши его план. Дай ему название

Рассказ на тему побега из дома для 4 класса.

План:

  1. Просьба о покупке приставки.
  2. Отказ и обида.
  3. Побег.
  4. Ночь в чужом районе.
  5. Раскаялся.
  6. Возвращение к родителям.

Как-то раз мы с родителями выбирали подарок для маминого племянника.

В магазине я увидел приставку и очень захотел такую себе.

Попросил родителей купить, но они отказали мне.

Я обиделся, вышел из магазина и побежал.

Бежал, не оглядываясь, и в какой-то момент понял, что не знаю, где нахожусь.

Это был чужой район, и мне некуда было идти. Я присел на лавочку, обида на родителей не давала мне вернуться.

Наступала ночь, а я по-прежнему был зол на маму с папой.

И тут меня осенило!

Они всегда мне во всём помогают и поддерживают, а я обиделся на них из-за приставки.

Возможно, у них нет денег на такую покупку, ведь нужно ещё приобрести подарок.

Наверняка из-за моей глупости родители сильно переживают и обыскались меня.

Я быстренько встал у лавочки, зашёл в круглосуточный магазин и узнал, где нахожусь.

Там мне подсказал, как добраться домой и даже дали денег на проезд.

Вернувшись, домой, я увидел маму со слезами на глазах и взволнованного папу.

Они кинулись мне на шею и крепко обняли.

Я осознал свою ошибку, помирился с родителями и больше никогда так не поступлю.

Ведь родители — это моя защита и опора, это люди, что дарят нежность и крепкую любовь.

Подсказка:

  • Ответы к учебнику 4 класс 1 часть Мальчики стр. 133 — 134
  • Читательский дневник «Мальчики»
  • Краткая биография Антона Чехова и презентация

_______

Ответы к стр. 34 — 35

  • Выпиши из текста произведения устаревшие слова. Объясни их значения.

Розвальни – сани.
Башлык – это тёплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки – суконный капюшон с длинными концами.
Сени – нежилое помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.
Калоши – прочная резиновая обувь с низким верхом, надеваемая поверх туфель или ботинок для защиты от грязи и влаги.
Самоеды – старое название народов, говорящих на самодийских языках, – ненцев.
Кучер – работник, который правит запряжёнными в экипаж лошадьми; возница.
Людская – помещение, предназначенное для дворни, слуг при барском, помещичьем доме.
Флигель – небольшое здание (обычно жилое) на одной территории с более крупным зданием, во дворе оного; боковая пристройка к основному зданию.
Приказчик – человек, служащий по найму у купца или в каком-нибудь торговом заведении, выполнявшее поручения торгового характера, занимавшееся по доверенности хозяина торговлей в магазине.
Урядник – унтер-офицер в казачьих войсках армии Российского государства до 1917 г.

  • Расскажи о семье Королёвых. Как родители и дети относятся друг к другу? Выпиши примеры из текста.

Володю, приехавшего из гимназии на зимние каникулы, ожидали с нетерпением и радостью: «Володичка приехали! — завопила Наталья… Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам…». Атмосфера встречи была шумная, суматошная, радостная. Особую роль в создании этой радостной атмосферы играют звуковые впечатления, переданные автором: «сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали… — Гав! Гав! — ревел басом огромный чёрный пёс, стуча хвостом по стенам и по мебели… Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две».

Другой отрывок, где семейство Королёвых мастерит украшения для ёлки: «Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался».) И мама Володи участвует в этой «увлекательной и шумной работе»: «Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала: — Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?» Отец «принимал позу оскорблённого человека, но через минуту опять восхищался».

Можно сделать вывод, что такая атмосфера — дружная, весёлая, немного шумная, но добрая — характерна для этой семьи. То, что Володя всегда был частью этой общей атмосферы, подтверждают строки: «В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору…».

  • Изменилось ли отношение Володи к семье после побега? Запиши своё мнение.

Побег научил Володю ставить перед собой реальные, выполнимые цели: беречь родителей и близких людей, не подвергать свою жизнь опасности.

УСТНО: Володя угнетён мыслями о предстоящем побеге, на душе у него неспокойно. Он не может открыто проявлять свои чувства, не может поделиться своими переживаниями с родными. Во втором описании возвращения Володи домой (уже после побега) Володя, наконец, может быть самим собой и дать волю своим чувствам: «Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею». По-настоящему Володя вернулся домой только теперь.

Для Володи побег в Америку — это скорее несчастье, чем осуществление мечты. В начале рассказа Володя находится под сильнейшим влиянием Чечевицына: он копирует поведение своего гимназического товарища, у них общие тайны и секреты, тогда как жизнью родных обычно внимательный мальчик не очень-то интересуется: «В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чём-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту».

Однако затем, накануне побега, Володя понимает, насколько серьёзное и опасное дело они затевают; он начинает думать о чувствах родных, мамы, отца, просит заступничества и прощения у Бога: «— Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!.. — Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко… Володя заплакал так горько…». Володя очень тяжело переживал своё безвыходное положение  (он не мог отказаться от побега, чтобы не подвести товарища), причём ему было жалко не себя, а маму.

Когда «испытание» окончилось, Володя чувствует не только невероятное облегчение, но и сильное нервное потрясение: «Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею… Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе».

  • Почему герои решились на побег? Ответь на вопрос в учебнике (с. 134 № 5) и запиши своё мнение.

Мальчики совершенно разные: Чечевицын – целеустремленный, смелый, решительный. Володя – нерешительный. Чтение приключенческих романов Майн Рида привело к тому, что мальчики решили сбежать. Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую очень любил. Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.

УСТНО: За два дня до побега и Володя, и его товарищ Чечевицын воодушевлены предстоящим путешествием: Чечевицын разрабатывает маршрут побега, рассуждает, каким образом они будут жить в далёкой Америке: «— Сначала в Пермь… — тихо говорил Чечевицын… —  оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей… Лишь бы в Америку попасть… Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом». Володя мечтает добраться до Калифорнии, где им обоим предстоит «сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации». Причем Володя увлечён не меньше Чечевицына: «Володя и Чечевицын … в увлечении перебивали друг друга».
Однако накануне сочельника до Володи стало доходить, что их побег из дома на другой континент — не только увлекательное путешествие, полное сражений, в конце которого их ожидают плантации и красавицы: «…томный, пухлый, как укушенный пчелой», он «угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел… в детской он остановился перед иконой, перекрестился и сказал: — Господи, прости меня грешного!» Вечером Володя в полной мере понял всю серьёзность происходящего: «К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестёр».
«Я… я не струсил, а мне… мне маму жалко… Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить».

Чечевицын увлечён книгами Майн Рида. Это подтверждается тем, что ему мало обсуждать будущие приключения со своим другом Володей. Оставшись наедине с Володиными сёстрами, Чечевицын говорит лишь о мустангах, индейцах, бизонах, а вопрос Кати, умеет ли он кататься на коньках, попросту игнорирует, не замечает: «Он сурово кашлянул, потёр правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:
— Вы читали Майн Рида?
— Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?
Погружённый в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос. Он ещё раз поднял глаза на Катю и сказал:
— Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.
Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:
— А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты».
Себя мальчик не считает «господином Чечевицыным, учеником второго класса». Он — «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Чечевицын настолько увлечён приключениями и далёкой Америкой, что влияет не только на Володю, но и на его сестёр: «И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев».

Чечевицын гордится своим поступком. Когда отец Володи спросил, где мальчики ночевали, «— на вокзале! — гордо ответил Чечевицын». Он продолжает жить в литературном мире своих героев, где он и в самом деле «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых»: «Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: Монтигомо Ястребиный Коготь». Но если бы Чечевицын действительно ничего, кроме равнодушия, не испытывал, он не подписался бы в Катиной тетрадке «в знак памяти».

  • Как автор относится к поступку мальчиков? Запиши своё мнение. 

Чехов относится к мальчикам по-доброму, с пониманием, хотя и даёт нам понять, что мальчики поступили плохо.

  • Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Придумай свой рассказ на эту тему, запиши его план. Дай ему название.

План:
1. Отдых на море.
2. Загадочные сталактиты и сталагмиты.
3. В поисках пещеры.
4. Встреча с родителями.

Загадочные сталактиты и сталагмиты

Однажды я с родителями и семьёй моего друга отдыхали на море. Вечером мы смотрели ночной город, а потом сидели у костра, пили чай. И папа моего друга Серёжи рассказал, что в детстве они с мальчишками недалеко отсюда нашли пещеру. Мы с Серёжкой ещё ни разу в жизни не видели настоящих сталактитов и сталагмитов и хотели на них посмотреть. И вот, отведя меня в сторонку, приятель предложил пойти, найти пещеру. Я очень боялся, что мама будет волноваться и оставил ей записку: «Скоро вернёмся. Не беспокойтесь.»
Затем мы с Серёжей отправились на поиски пещеры. Проискав пещеру часа два, поняли, что сбились с дороги и заблудились. Ночь была холодная, мы замёрзли и развели костёр. Благодаря ему нас нашли родители и очень поругали. Мама с папой очень рассердились на меня и утром, когда пошли в пещеру, нас с Серёжкой не взяли. И хотя нам было обидно, что мы так и не увидели сталактитов и сталагмитов, я был рад, что родители бросились искать нас вовремя.

ГДЗ по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

А. П. Чехов. Мальчики, с. 34 – 35

3.5 (69.64%) от 504 голосующих

logo

  • Оъясните значение слов:башлык,розвальни,сюртук,самоеды,бизон,пампасы,мустанг,индейцы,чечевицы,плантации,термит,москит,флигель,урядник,приказчик

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      natashajones843

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • geometriya
    Геометрия

    2 минуты назад

    Можно ли вписать круг в четырехугольник, четыре последовательные стороны которого равны
    6 см; 9 см; 11 см и 8 см?

  • fizika
    Физика

    2 минуты назад

    Помогите с физикой. не могу понять как проецируются вектора на оси. Ньютон.

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    3 минуты назад

    Найди длины этих сторон

  • geometriya
    Геометрия

    3 минуты назад

    Построй произвольный отрезок и раздели его на 5 равных частей.

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    8 минут назад

    Какой цвет волос

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Значение слова народные сказки
  • Значение слова инда очи в сказке пушкина
  • Значение слова бабка из сказки конек горбунок
  • Значение русского языка сочинение рассуждение
  • Значение природы для меня 3 класс сочинение