Значение слова сказка и былина на какие особенности этих двух жанров указывает значение слов

 этого термина существуют и другие значения, см. Сказка (значения).Скульптура Ильи Гинцбурга: «Сказка»

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов[1]. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (не сказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, былина).Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов[2]. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народно поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза́ть»[3]. Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее использовалось слово «баснь». Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.

Светило науки — 3 ответа — 0 раз оказано помощи

 этого термина существуют и другие значения, см. Сказка (значения).Скульптура Ильи Гинцбурга: «Сказка»

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов[1]. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (не сказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, былина).Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов[2]. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народно поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза́ть»[3]. Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее использовалось слово «баснь». Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.

logo

  • Узнай значение слов ,,сказка», «былина». На какие особенности этих двух жанров указывает значение слов?

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      leahodge528

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • geometriya
    Геометрия

    2 минуты назад

    Можно ли вписать круг в четырехугольник, четыре последовательные стороны которого равны
    6 см; 9 см; 11 см и 8 см?

  • fizika
    Физика

    2 минуты назад

    Помогите с физикой. не могу понять как проецируются вектора на оси. Ньютон.

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    3 минуты назад

    Найди длины этих сторон

  • geometriya
    Геометрия

    3 минуты назад

    Построй произвольный отрезок и раздели его на 5 равных частей.

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    8 минут назад

    Какой цвет волос

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    49 минут назад

    Помогите пж

  • geometriya
    Геометрия

    55 минут назад

    помогите пожалуйста!!!!

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Былина
и сказка представляют собой разные виды
народного творчества. Мы неоднократно
имели случай убедиться, что эпос обладает
свойствами, сразу отличающими его от
всех других видов народной поэзии, и в
том числе от сказки. Сказка и былина
охватывают разные области народной
культуры, отвечают разным эстетическим
потребностям. Лучше многих других
разницу между сказкой и эпосом определил
В. Г. Белинский. Белинский пишет: «Есть
большая разница между поэмою или рапсодом
и между сказкою. В поэме поэт как бы
уважает свой предмет, ставит его выше
себя и хочет в других возбудить к нему
благоговение; в сказке поэт себе на уме:
цель его — занять праздное внимание,
рассеять скуку, позабавить других.
Отсюда происходит большая разница в
тоне того и другого рода произведений:
в первом — важность, увлечение, иногда
возвышающееся до пафоса, отсутствие
иронии, а тем более — пошлых шуток; в
основании второго всегда заметна задняя
мысль; заметно, что рассказчик сам не
верит тому, что рассказывает, и внутренне
смеется над собственным рассказом. Это
особенно относится к русским сказкам».

Это
определение Белинского следует признать
чрезвычайно тонким и проницательным.
Сказка определяется тем, что ее эстетика
основана на вымысле, нарочито подчеркнутом
именно как вымысел. В этом вся прелесть
сказки. М. Горький подчеркивал значение
ее как «выдумки». Сам народ определяет
это поговоркой: «Сказка — складка, песня
— быль». В действительность происходящих
в сказке событий не верят, и они никогда
не выдаются за действительность. Из
этого проистекает добродушный юмор,
легкая насмешка, столь характерная, как
отметил Белинский, именно для русской
сказки. Это, конечно, не значит, что
сказка оторвана от действительности.
В ней вымысел именно как вымысел
определяется исторической действительностью,
и задача исследователя сказки состоит
в том, чтобы эту связь установить. Юмор
и насмешка, свойственные сказке, делают
ее прекрасным средством сатиры.

В
эпосе отношение к изображаемому иное.
Если спросить певца, верит ли он в то, о
чем поет, большинство из певцов ответит
непоколебимой уверенностью в
действительности воспеваемых событий.
«Песня — быль». Самое слово «былина»
выдает это отношение, равно как и слово
«старина», которым народ обозначает
былины и которое означает, что все, о
чем поется, действительно было, хотя и
в глубокую старину.

Правда,
исследователь не может всецело доверять
всем показаниям певцов. Когда собиратели
или исследователи спрашивают исполнителя,
верит ли он в действительность воспеваемых
событий, то вопрос поставлен неправильно.
Исполнитель верит в жизненную и
художественную правду исполняемого, в
то, что песня не лжет. Это он и выражает
словами — «все было так, как поется».

По
этой причине сказка лучше сохраняет
доисторическую старину, чем былина, она
архаичнее ее. То, что уже невозможно как
действительность, возможно как интересная
выдумка. Поэтому, например, в эпосе змей
сменяется историческими врагами Руси,
в сказке этого не происходит. По этой
же причине в сказке сохраняются древнейшие
тотемические представления (супруг-животное,
талисманы и пр.), в эпосе эти представления
исчезают.

Но
Белинский подчеркивает еще другое
различие между сказкой и эпосом: различие
в содержании. В былине поэт «благоговеет
перед предметом своих песен». Эпос
выражает высочайшие идеалы народа и
стремится эти идеалы передать слушателям:
певец «хочет в других возбудить
благоговение».

Выше
мы уже видели, что идейным содержанием
эпоса является кровная связь человека
с родиной, служение ей. В сказке,
преимущественно в волшебной сказке,
содержание может быть иным. Если в эпосе
герой побивает змея и тем спасает Киев
от бедствия, то сказочный герой побеждает
змея, чтобы жениться на освобожденной
им девушке.

События
классической былины происходят всегда
на Руси. События сказки могут локализоваться
«в некотором царстве», «в некотором
государстве». И хотя в конечном итоге
события русской волшебной сказки также
происходят на Руси, не это подчеркивается
в ней. Идейное содержание сказки —
моральный облик русского человека, его
жизненные, бытовые идеалы, его борьба
не только с врагами родины, но со злом
во всех его видах. Художественными
воплощениями этого зла служат как самые
фантастические существа, вроде ведьм,
кощеев, змей, так и самые реалистические,
как поп, помещик и царь. Но борьба со
злом, борьба за правду, справедливость,
составляет также и содержание эпоса,
хотя в основном сказка и былина охватывают
разные виды борьбы. Из этого следует,
что при всем различии между сказкой и
былиной между ними может иметься
близость, может происходить сближение
в народной среде, и этим объясняется,
что в числе былин русского эпоса имеются
такие, которым свойственна сказочная
окраска, которые имеют сказочный
характер.

Степень
близости между былиной и сказкой может
быть различной. Рассмотренные нами
былины, в особенности ранние, как песни
о Садко или о Потыке, до некоторой степени
тоже имели сказочный характер. Но есть
группа былин, которые стоят к сказке
еще ближе, чем былины, уже рассмотренные
нами. Со сказкой их сближает то, что тон
большинства из них — полушуточный,
слегка иронический. В рассмотренных
нами былинах торжествовала идея Киевского
государства, Киевской Руси; в былинах
рассматриваемой группы вопрос так не
стоит. Киевской Руси в них не угрожают
ни змей, ни Тугарин, ни Идолище, герои
не подвергаются опасности со стороны
разных чаровниц. Колдуний на Руси уже
нет, и они туда не проникают. Но такие
«отравщицы» есть еще в далеких странах,
куда едет, например, Глеб Володьевич. В
былинах этой группы часто разрешаются
сложные вопросы семейного и личного
порядка, как в былине об Илье Муромце и
сыне, о Ставре Годиновиче и его жене и
г. д. В них как и в сказке, герой проявляет
свои высокие моральные качества, свою
находчивость, силу и смелость. От близости
со сказкой былина приобретает
развлекательный характер. Исполнение
ее давало отдых от тяжелого крестьянского
труда, вносило в трудную жизнь струю
праздничности и иногда веселья. Но и в
этих случаях былина не служила развлечением
для развлечения. В ней высказана народная
мысль и мораль, народная оценка
человеческих характеров и поступков.

Все
это показывает, что такие былины, хотя
они и прекрасны в художественном
отношении, все же не типичны для собственно
героического эпоса. Из них только одна
отличается суровостью и монументальностью:
это былина о бое Ильи с сыном. Она из
всех былин промежуточного характера
наиболее близка к собственно героическим
песням, хотя не менее близка она и к
сказкам. Сказочный характер остальных
выражен более ярко. Все это дает
исследователю героического эпоса право
рассматривать их менее обстоятельно,
чем собственно героические былины.

Былины
сказочного характера в меньшей степени
подвержены изменениям, чем собственно
героические былины.

Вследствие
указанных свойств былин данной группы
датировка их, даже в том условном смысле,
в каком это оговорено выше, весьма
трудна. В огромном большинстве случаев
сюжеты таких былин весьма древние. Часто
они восходят еще к общинно-родовому
строю. Такие сюжеты, как сюжет мужа на
свадьбе своей жены («Добрыня и Алеша»),
боя отца с сыном («Илья и Сокольник»)
относятся к древнейшим русским сюжетам.
Это дает право утверждать, что они
имелись в русской народной поэзии уже
в самом начале образования Киевской
Руси. Та же можно сказать и о других
былинно-сказочных сюжетах. Все они
чрезвычайно древние и с этой стороны
относятся к ранним русским былинам.
Обработка же их и некоторые детали
относятся к более позднему времени, что
должно устанавливаться в каждом случае
отдельно. Но все это не колеблет
утверждения о раннем образовании этих
былин в репертуаре русского эпоса.
Наряду с этими ранними сказочными
былинами имеется ряд поздних былин
сказочного содержания, представляющих,
собственно, уже не столько былины,
сколько сказки в былинной метрической
форме.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


  • 0




Узнай значение слов «Сказка»,»Былина».На какие особенности этих двух жанров указывает значение слов?

  • Комментариев (0)



  • 0


Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Былины (стрины) —героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков. вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

  • Комментариев (0)

  • Значение слова самоеды в рассказе мальчики
  • Значение слова народные сказки
  • Значение слова инда очи в сказке пушкина
  • Значение слова бабка из сказки конек горбунок
  • Значение русского языка сочинение рассуждение