Содержание
- КАКОЙ СМЫСЛ АВТОР ВЛОЖИЛ В НАЗВАНИЕ РАССКАЗА?
- СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- СМЫСЛ ФИНАЛА РАССКАЗА
Главная тема творчества русского, советского писателя В. М. Шукшина – жизнь простого деревенского человека. Один из самых известных рассказов Шукшина — рассказ «Срезал». Не случайно автор выбрал такое название для своего произведения.
КАКОЙ СМЫСЛ АВТОР ВЛОЖИЛ В НАЗВАНИЕ РАССКАЗА?
«Срезать» — в просторечии значит: «поставить на место», «унизить», «публично опустить в глазах других людей». Как колосок, срезанный серпом, падает на землю, так один человек теряет свою репутацию в результате хамского и резкого обращения с ним другого человека.
Смысл названия рассказа «Срезал» полностью соответствует его содержанию.
СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Герои произведений Шукшина часто недовольны своей жизнью, они не хотят быть «как все», мириться с одинаковостью и стремятся показать свою индивидуальность очень необычными поступками. Таких шукшинских героев называют «чудиками». Именно чудиками, а не чудаками.
«Чудики» живут среди обычных людей, в обычном мире. Но в них накапливается столько нереализованного потенциала, что в обыденной среде им тесно и душно. Эта огромная душевная сила пытается вырваться наружу и устремится к идеальному миру. Такие персонажи чувствуют свою чудаковатость, но не находят поддержки и понимания со стороны окружающих.
Обычно шукшинские «чудики» очень наивные, добродушные, трогательные люди. Но ситуацию, описанную в рассказе «Срезал», комичной назвать нельзя. Скорее она трагикомична.
Герой рассказа Глеб Капустин – тоже чудик. Но чудик злой, хамоватый и жестокий, к тому же имеющий претензию на роль лидера в своем социуме. Деревенский житель Капустин чувствует свою нереализованность и никчемность. Очевидно, жизненные обстоятельства не дали ему возможности получить образование, вырваться из деревни и совершить что-то значимое, что сделало бы его известным. А, возможно, исполнению мечты помешала банальная лень и нежелание упорно потрудиться.
Среди местных мужиков Глеб чрезвычайно популярен. Его умение «срезать» городских жителей, приезжающих в деревню — это зрелище яркое. Все они являются постоянными зрителями представлений, на которых Глеб Капустин является единственным актером. Для мужиков Глеб – очень умен, начитан и всесторонне развит. На самом деле этот человек невежественен, а образован весьма поверхностно. В основном, посредством чтения газет и журналов. К тому же у Глеба хорошо «подвешен язык», которым он умело владеет в дискуссиях. Типичный холерический темперамент помогает ему быстро реагировать на реплики и вопросы, что также способствует выполнению «миссии» по унижению собеседника.
Глеб ненавидит всех, кто когда-то уехал из родной деревни, занял свою нишу в жизни, «поднялся». Он пытается самоутвердиться за счет других. В основном, это городские образованные люди, которым он доказывает, что все их образование ничего не стоит.
В деревню к матери приезжает погостить на лето Константин Иванович Журавлев, ученый человек, кандидат наук, филолог. Ученый не загордился, не стал надменным. Он относится к землякам с должным уважением и почтением, несмотря на довольно высокое положение в обществе. Возможно, поэтому Константин Иванович проигрывает в споре с деревенским демагогом, что просто не позволяет себе опускаться до его уровня.
Глеб заранее готовится к «спектаклю», собирает вокруг себя зрителей – деревенских мужиков. Он и ведет-то представление по законам жанра. Задавая глупые вопросы о «проблемах шаманизма» и прочей ерунде, он подводит беседу к ее кульминации. Значения вопросов, которые он сам же задает образованному человеку, Глеб совершенно не понимает. Тем более, их не понимает собеседник. Дурацкие вопросы ставят Константина в тупик, и он не хочет на них отвечать. Именно этого и надо Глебу: показать, что раз ученый человек не отвечает, значит, он не знает ответа.
СМЫСЛ ФИНАЛА РАССКАЗА
В финале рассказа Глеб произнес фразу о том, что он любит «щёлкнуть по носу образованных». Не задирайся, мол. Унизив таким образом земляка, Глеб возвысился сам.
Но возвысился — то он в чьих глазах? – Только лишь в глазах таких же, как и сам, завистливых м злобных людей. Да еще в своих собственных. Теперь он может шествовать по деревне с гордо поднятой головой, не понимая при этом, что все его злорадство и пафос на самом деле ровным счетом ничего не стоит.
- Сочинения
- По литературе
- Шукшин
- Смысл названия рассказа Срезал
Смысл названия рассказа Шукшина Срезал сочинение
Рассказ носит довольно необычное название понять суть которого можно лишь полностью прочитав его. Главным героем своего рассказа В.М. Шукшин сделал простого деревенского работягу по имени Глеб Капустин, который ненавидит успешных людей, сумевших переехать из села в город и добиться успехов в карьере. Он неудачник, которого переполняет чувство зависти и собственной никчемности. От чувства собственной неполноценности и неспособности состояться в жизни он становится злым и докучает всем вокруг «интеллектуальными» беседами всячески пытаясь самоутвердиться и показать своё превосходство.
При любом удобном случае он старается унизить, запятнать и осмеять любого успешного собеседника – т.е. «срезать», отсюда и название рассказа. Свои «уникальные» знания Капустин черпал из газет, информация в которых не всегда соответствовала действительности.
Основой сюжета стал разговор Глеба Капустина с кандидатом Журавлевым Константином Ивановичем. Собрались все мужики за столом и начал Глеб «срезать» кандидата своими глупыми вопросами стараясь при этом казаться умным. Не получив от кандидата внятных по его мнению ответов он торжествовал, даже не подозревая, что оплошал сам. Наоборот он еще больше раззадорился и начал пророчить крах в карьере супруге Журавлева, которая тоже была кандидатом. Её попытки выяснить почему он так враждебно к ним относится не увенчались успехом.
Подобными дебатами он подпитывал свой «исключительный» ум, пытался проучить зазнавшихся именитых гостей, тешил своё самолюбие, даже не осознавая насколько глупо он порой выглядел и что тем самым он лишь выставлял на показ свою слабость, подлость и бездарность. Самое страшное, что сам он считал себя во всем абсолютно правым и справедливым, всякий раз «срезая» кого-либо он испытывал неподдельную гордость. Он был уверен, что является своего рода народным защитником, который разоблачает псевдоученых.
В силу его характера и враждебного отношения к окружающим он не смог не создать семью, не получить приличную работу, не выехать из села, у него никогда не будет настоящих друзей, ведь единственное чувство на которое он способен это зависть. Никто не знает, как скоро деревенским «зрителям» надоест эта забава, как скоро им наскучит наблюдать за тем как Капустин «срезает» успешных людей, но однажды это все — таки случится и тогда он возможно найдет себе новых «зрителей» или в корне изменит своё отношение к тем, чья жизнь полная противоположность его.
Также читают:
Картинка к сочинению Смысл названия рассказа Срезал
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Уход за домашними животными
В этом году родители подарили мне на день рождения двух крысят. Они купили их в зоомагазине вместе с книжкой по уходу за грызунами. Я давно мечтала о домашних питомцах, поэтому очень обрадовалась такому «пушистому» подарку.
- Сочинение Память сердца
Для того чтобы разобраться, что же такое память сердца, необходимо дать определение. Конечно же, для каждого человека память сердца – это что-то свое, уникальное.
- Сочинение по картине Герасимова Полдень. Теплый дождь
Александр Михайлович Герасимов — русский, советский живописец, рисовал он в основном в стиле социалистический реализм. Поэтому все его картины получались действительно, будто ожившие холсты.
- Анализ сказки Иван крестьянский сын и Чудо-юдо 5 класс
В сказке «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» с первых же строк привлекает образ главного героя. Несмотря на то, что парень самый младший среди братьев, он не собирается оставаться в стороне, когда все начинают готовиться к бою с неведомым чудищем.
- Сочинение Темы поэмы Пушкина Полтава
«Полтава» Александра Сергеевича Пушкина – это одна из самых значимых поэм в его творчестве. Это произведение автор создавал на протяжении 1828 года. Исторические события захватывают период Полтавской битвы, произошедшей в 1709 году.
Сочинение-рассуждение на тему: Смысл названия рассказа В.М. Шукшина «Срезал»
Василий Макарович Шукшин создал огромную галерею народных образов. Одним из его любимых героев является деревенский мужик-чудик, от которого веет добротой, искренностью, любовью к людям, ко всему живому. Но в рассказе «Срезал» перед нами совершенно другой главный герой. В этом особенность произведения.
Глеб Капустин — простой деревенский работяга: «Толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный». Он очень отличается от добродушного русского мужика, которым славится наше село и к которому Василий Шукшин относится с большой любовью и теплотой. Но талантливый русский писатель очень любил этот рассказ и выделял его из всего сборника, потому что для него было важно описать и такого типичного представителя народа. Ведь не стоит идеализировать «чудика» Шукшина, есть такие, как Глеб: жестокие, мстительные, завистливые демагоги, которые несут в себе злость и ненависть к чужим успехам и уверены в своей правоте.
Название рассказа «Срезал» звучит довольно необычно, так как одним глаголом редко кто обозначает литературное художественное произведение. Но оно полностью передает суть произведения. Главная проблема в рассказе «Срезал» — это зло, осознающее себя, как добро, и жестокость, находящая сочувствие. В центре повествования находится разговор между Глебом и Константином Ивановичем, где Капустин срезает, по мнению мужиков и его самого, кандидата. Причем сюжет построен так, что с самого начала перед читателем предстает Глеб, и автор пишет о его уникальной способности срезать знатных приезжих жителей деревни Новой. Шукшин рассказывает, как он постоянно срезает именитых гостей, и мы тоже с нетерпением ждем, что будет дальше. Многие не любили Капустина за это, но были и другие, которым нравилось каждый раз смотреть на этот спектакль, и они сразу шли с ним на такие встречи. Эти мужики тянулись к нему из-за его непохожести на них, он знал многое, о чем они даже не слышали, мог устраивать такие выволочки ученым людям, на что у них не хватило бы ни смелости, ни знаний. Хотя мы видим, что знания Глеб черпает из газет, в которых не всегда говорится о настоящих проблемах. Его сведения очень поверхностны, он не понимает сути вещей, о которых говорит, и поэтому в глазах Константина Ивановича и его жены он сначала смешон, потом они думают, что он просто «демагог-кляузник», затем не понимают, чем вызвана эта ненависть.
Глеб презирает всех знатных приезжих, так как считает, что он умнее их, что они все зазнались: «Нас, конечно, можно тут удивить: подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов…». Он «катит бочку» на всех, кто чего-то добился, считает своим долгом «щелкнуть по носу» и указать им на их нескромность и невежество. Капустин не хочет вглядеться в людей, он не ведет диалог, а просто «прет», не видя и не слыша ничего. Он считает себя правдорубом и неким защитником простого народа от таких псевдоученых, которые ничего не слышали о важной проблеме шаманизма.
Весь рассказ строится вокруг умения срезать, но мы видим, что не срезал. Да, в этот раз Глеб не срезал. Да, и в прошлые встречи, наверняка это было не так. Он просто обидел гостеприимных Константина Ивановича, его мать и жену.
Такие Капустины, несомненно, встречались и Василию Шукшину в его родной деревне, а может и в других. Ведь он вырос в простой крестьянской семье и всего добился сам, а это часто вызывает не только любовь и восхищение, но и злобу и зависть.
Автор: Юлия Курганова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
«Срезал» — читательский дневник по рассказу В. Шукшина
Рассказ «Срезал» Василия Шукшина был написан и опубликован в 1970 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Шукшин Василий Макарович
Название произведения: «Срезал»
Жанр: рассказ
Год написания: 1970
Издательство: Художественная литература
Год издания: 1984
Главные герои и их краткая характеристика
Глеб Капустин — демагог, человек необразованный, глупый, но любит поговорить с умным видом. Кумир местных мужиков. Самодовольный, напрочь лишенный чувства такта и самокритики.
Константин Иванович — кандидат наук, филфак. Умный, образованный, не привыкший к беспредметному разговору. Легко теряется в неожиданных ситуациях.
Валя — его жена, кандидат наук.
Агафья Журавлева — мать Константина.
Краткое содержание и сюжет
В деревню Новая приехал Константин Иванович, проведать мать, Агафью Журавлеву. Ученый, кандидат наук. С ним приехала жена, тоже кандидат наук, и дочь школьница. А вечером мужики ждали Глеба Капустина, начитанного и ехидного мужика сорока лет, который имел обыкновение срезать ученых гостей, приезжающих в деревню к родне. Мужики ждали таких вечеров, как спектакля.
В прошлом году Глеб срезал полковника, с которым разговорился о войне 1812 года. Полковник забыл фамилию графа, велевшего сжечь Москву, и Глеб торжествовал. Матери знатных людей сильно не любили за это Глеба. И вот Глеб пошел к бабке Агафье проведать кандидатов. Мужики толпой шли за ним. Глеб шел и грозился, намекая на то, что разных кандидатов развелось, как собак не резанных.
Гостей встретили радостно, накрыли стол. Глеб сел и улыбнулся. Первым делом он выяснил, что Константин работает на филфаке и сразу спросил его о первичности духа и материи. Костя ответил, что первична материя. А Глеб уже заинтересовался понятием невесомости, сравнительно недавно открытым При этом Глеб упомянул стратегическую философию и Костя разволновался — такой философии не существовало.
Но Глеба это не смутило и он спросил, нет ли растерянности среди философов в связи с открытием невесомости. Кандидат засмеялся и позвал жену. Глеб же вдруг заинтересовался проблемой шаманизма у народов крайнего севера. Костя не мог понять серьезно говорит он или нет, но ответил, что такой проблемы нет. Глеб снова засмеялся и спросил про Луну и возможность ее искусственного происхождения. А потому ему было интересно, готовы ли ученые к встрече с инопланетянами, знают ли они, как найти с ними общий язык.
Глеб принялся развивать свою теорию контакта, а кандидат переглянулся с женой. Глеб это заметил и буквально взлетел. Он только и ждал этого момента. Он сразу спросил, умеют ли они читать газеты, потому что кандидатство — это не костюм, а поток информации распространяется неравномерно.
Костя явно растерялся, а мужики посмеивались. Кандидат сказал, что Глеб сорвался с цепи и покатил бочку. Но Глеб перебил его и сказал, что жаргон может плохо кончится, а они здесь, в деревне, и телевизор смотрят, и газеты читают.
Кандидат назвал Глеба демагогом-кляузником. А Глеб сказал, что за всю жизнь ни одной кляузы не написал, а просто любит щелкать людей по носу, чтобы они были скромнее.
Валя, жена Кости, спросила, в чем Глеб видит их нескромность. И Глеб сказал, что об этом они сами должны подумать, и вообще им следует выезжая в народ быть более подготовленными, а то можно легко в дураках остаться. А потом победно усмехнулся и вышел из избы.
Мужики восторженно потянулись следом, говоря, что Глеб здорово причесал Константина Ивановича, срезал. Они даже жалели кандидата, восхищаясь Глебом. А Глеб назавтра обязательно спросит их мнение о кандидате, и великодушно заключит, что кандидатам полезно думать на досуге, чтобы не брать на себя слишком много.
Очень краткое содержание для читательского дневника
В деревню к матери приехал сын Костя, его жена и дочь, все умные и образованные. Глеб Капустин любил срезать именитых гостей, как полковника, забывшего о том, кто сжег Москву. Глеб пришел к Агафье в гости и стал говорить на темы философии. Он удивил и насмешил кандидатов наук, но считал, что поставил из в тупик. Глеб говорит откровенные глупости и Костя теряется, не зная как разговаривать с идиотом. Глеб торжествует, и мужики поздравляют его с очередной победой.
План пересказа
- Ученые гости
- Глеб Капустин — местный авторитет
- Полковник и сожженная Москва
- Глеб идет в гости
- Разговор о философии
- Разговор об инопланетянах
- Торжество Глеба
Основная мысль
Образованность и интеллигентность слишком слабы, чтобы выдерживать напор малообразованных, но беспардонных наглецов, видящих свое призвание в демонстрации собственной значимости.Убедить в чем-то дурака просто невозможно.
Чему учит
Рассказ учит не быть о себе слишком высокого мнения, учит скромности, учит пользе систематических знаний. Учит уметь спорить и отстаивать свою точку зрения. Учит сохранять спокойствие в сложных ситуациях. Учит с юмором относится к глупостям, изрекаемым с умным видом.
Отзыв и что понравилось
Мне понравился этот рассказ, хотя в нем и нет положительных героев. Глеб — демагог, понятия не имеющий о том, о чем так умно говорит. Он мастер играть пустыми словами, но при этом думает, что говорит что-то умное. Мужики в деревне все сплошь темные и необразованные. Кандидат легко теряется, отступает, не умеет себя сдерживать, слишком близко принимает к сердцу невежество простого человека. Но читается рассказ с интересом.
Вывод и мое мнение
Урок рассказа заключается в том, что жестокостью и словесными баталиями ничего не достичь. Люди могут такого человека уважать, но не любить. Когда человеком движет зависть — разрушаются отношения. Важно радоваться успехам других, хвалить за достижения. Тогда будет процветать мир и любовь. В то же время интеллигентному человеку не стоит опускаться до уровня ниже, оскорбляя пустословов. Доказывать правоту нужно поступками, а не словами.
Пословицы
- Слышал звон, да не знает откуда он.
- Ученье — свет, а неученье — тьма.
- Всех дураков на свете не переучишь.
- Свяжись с дураком, сам дурак будешь.
- Дураку хоть кол на голове теши, он все свое несет.
Словарь новых и незнакомых слов
Кандидат — младшая учёная степень, а также лицо, имеющее эту степень.
Филология — совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
Диалектика — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Шаманизм — ранняя форма религии, основывавшаяся на представлении о сверхъестественном общении служителя культа — шамана — с духами во время ритуала.
Кляузник — человек, занимающийся мелочными ссорами, дрязгами из-за сплетен, интриг.
Значение слова «срезать»
СРЕ́ЗАТЬ, сре́жу, сре́жешь; прич. страд. прош. сре́занный, —зан, -а, -о; сов., перех. (несов. среза́ть и срезывать).
1. Отделить каким-л. режущим инструментом. Срезать цветок. Срезать провода. Срезать мозоль. □ Взлетали косы, и стройными рядами ложилась срезанная густая трава. С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука. Комсомольцы лопатами срезали дерн, утоптали землю. Лидин, Дорога в горах. || Сбить, сорвать (ударом, выстрелом и т. п.). Рухнула срезанная снарядом грот-мачта и свалилась за борт. Новиков-Прибой, Цусима. Полсела пришло к плотине смотреть, как пройдет первый ледоход и не срежет ли напрочь плотину. Замойский, Лапти.
2. Убить, сразить (снарядом, пулей). Ловкий выстрел срезал гуся. Шишков, Угрюм-река. Серегин видел, как падали срезанные пулями люди на капитанском мостике и на палубе. Степанов, Порт-Артур. || перен. Разг. Поставить в крайне тяжелое, затруднительное положение. Новое несчастье срезало его, как говорится, окончательно, и он совершенно упал духом. Писемский, Фанфарон.
3. перен. Разг. Сократить или уменьшить размеры чего-л. Срезать лимиты. Срезать ставку. □ Хлеб срезан до четырехсот граммов (военный паек). Вишневский, Дневники военных лет.
4. перен. Резкими словами, замечаниями оборвать чью-л. речь, привести в замешательство. [Пеночкин] при случае дать себя знать и робкого человека озадачить и срезать любит. Тургенев, Бурмистр. — Неужели ты находишь это остроумным? Я смешался и замолчал. — Перед Любой, перед Любой так меня срезал папа! Вересаев, В юные годы.
5. (несов. также резать). Разг. Провалить на экзамене. — Весной я завалил экзамен. — Все лето занимался. А осенью он [профессор] опять меня срезал на разных мелочах. Трифонов, Студенты.
6. (несов. также резать). Спорт. Ударом по касательной заставить двигаться (мяч) вбок, в сторону.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СРЕ’ЗАТЬ, е́жу, е́жешь, сов. (к среза́ть и к срезывать). 1. что. Отре́зать или обре́зать сверху. С. корку с сыра. С. кожу бритвой. С. концы веток. 2. перен., кого-что. Провалить на экзамене (школьн. арго). Его срезал преподаватель физики. 3. перен., кого-что. Резко и грубо оборвать чью-н. речь замечанием, репликой (разг.). 4. что. В различных играх в мяч — ударить по мячу режущим, скользящим ударом так, чтобы мяч на лету крутился и, ударившись о землю, отскочил под углом (спорт.). ◊
СРЕЗА’ТЬ, а́ю, а́ешь. Несов. к сре́зать.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сре́зать
2. отделить резанием, обре́зать верхнюю часть чего-либо
4. перен. разг. убить или сбить выстрелом, броском
6. перен. разг. оборвать резким замечанием, привести в замешательство; сконфузить ◆ В прошлом году Глеб срезал полковника — с блеском, красиво. Шукшин, «Срезал», 1970 г. (цитата из НКРЯ)
7. перен. разг. поставить неудовлетворительную оценку, провалить на экзамене
8. спорт. резко ударить по мячу, направив его вбок, по косой, или вниз, ко крутой траектории (в спортивной игре)
среза́ть
2. отделять резанием, обрезать верхнюю часть чего-либо
4. перен. разг. убивать или сбивать выстрелом, броском
6. перен. разг. обрывать резким замечанием, приводить в замешательство; конфузить
7. перен. разг. ставить неудовлетворительную оценку, проваливать на экзамене
8. спорт. резко бить по мячу, направляя его вбок, по косой, или вниз, ко крутой траектории (в спортивной игре)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отродясь — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
источники:
https://obrazovanie365.ru/chitatelskij-dnevnik/srezal-rasskaz-v-shukshina
https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C