Значение сочинения э фромма душа человека в развитии мировой философии

метки: Человек, Подчиняться, Фромм, Война, Считать, Волчий, Выполнять, Наблюдать

Эрих Фромм «Душа человека»

Э. Фромм – видный философ и мыслитель 20 века. Являясь представителем школы неофрейдизма, Фромм затрагивал в своих работах разные аспекты и проблемы философии. Однако во всех его трактатах делается акцент на том, что началом всего является человек и отталкиваться надо именно от этого.

После прочтения работы «Душа человека», сразу стала понятна позиция автора относительно существования внутреннего мира человека и его души. Здесь душа рассматривается не так, как в произведениях древних философов (вместе или отдельно с телом человека).

В данной работе под душой подразумевается то, что есть внутри каждого человека, его мироощущение, познания и сопоставления с окружающей действительностью, как человек противопоставляет себя природе и всему живому, считает ли он себя частичкой Вселенной или его «Я» превыше всего.

Проводя психоанализ, Э. Фромм наблюдал за поведением своих пациентов и их реакцией на те или иные события. Человек является разносторонним мыслящим существом. Это выделяет его из всей живой природы. Способность к чувствам и переживаниям делает его особенным, не похожим на животных, хотя часто мы наблюдаем за тем, что такие домашние животные, как кошки и собаки также способны проявлять чувства, но они развиты у них на рефлекторном уровне, а не сознательно, как у человека разумного.

В структуре человека переплетаются биологические и культурные факторы. Типы общения, типы ориентации и патологические характеры исходят из психических потребностей человека, отсюда и сложные социальные явления. Фромм писал, что есть определенная категория людей, которые считают, что люди – это овцы, а другие считают что люди – это хищные волки. Каждые могут доказать это по своему. Например, люди-овцы подчиняются и выполняют приказы тех, кто ими командует, они идут на войну, которая им не дает ничего, кроме разрушений, однако они безоговорочно выполняют то, что им приказывают. Те люди, которые имеют сильный характер, выделяются из толпы и могут эту толпу повести за собой. Люди ведомы и подвержены влиянию. На протяжении веков человек постоянно вел кровопролитные войны и подчинял себе подобных. Такие правители, как Наполеон, Гитлер и Сталин совершали насилие не в единственном числе, были люди, которые помогали им в этом. Таким образом, получается, что Гоббс прав: «Человек человеку волк», и в наше время многие придерживаются мнения что человек злобное существо и он по сути своей убийца. Но Фромм выдвигает и такую версию: возможно есть большинство овец, которые хотят жить бок о бок с меньшинством волков и готовы подчиняться им во всем, овцы убивают, не потому что это им нравится, а потому что привыкли подчиняться, а волки, в свою очередь, чтобы побудить овец подчиняться, должны завоевать их доверие. В таком случае возникает еще один вопрос, а не делится ли человечество на две расы: волков и овец? И почему овцы с такой легкостью подчиняются волкам? А, может, все же основным в человеке является что-то волчье? Просто одни проявляют, а другие скрывают это. Скорее всего речь идет об одном человеке, в котором сочетается и волчье и овечье. Понятно, что сравнивание с волками и овцами является условным. Сущность заключается в том, делить ли людей на злых и добрых, или же все это сочетается в каждом человеке.

9 стр., 4038 слов

Философия Эриха Фромма

… в чем же, собственно, его личный вклад в философию. Прежде всего, он выступал как реформатор психоанализа. Фромм проницательный и глубокий психолог, сумевший раскрыть истоки человеческих … социального характера, отчуждением. Устранение исторических противоречий, зависящих от социальных условий жизни людей, соотносится им с построением общества, основанного на принципах гуманистической этики, …

Если рассматривать данную проблему с религиозной точки зрения, человек способен и к хорошему, и плохому. Вся его жизнь – это выбор. Надо сделать выбор между добром и злом, между жизнью и смертью. Господь не вмешивается в его решение, однако дает посланцев, чтоб наставлять на путь истинный. Точка зрения, что зло является проявлением обстоятельств, и изменив их, добро будет рождаться автоматически, повлияла также на мышление Маркса и его последователей. Однако многочисленные войны 20 века подталкивают к рассуждению о том, что человек – это зло, и он склонен к дурному. Мнение о том, что войны являются результатом действия психологических сил, ошибочно. Но не стоит недооценивать деструктивные силы человека. Фромм прекрасно это наблюдал при общении с тяжелобольными пациентами. Работая с ними делая всевозможные разработки, Фромм пришел к мнению, что глобальной опасностью для человечества является не изверг или садист, а нормальный человек, который наделен огромной властью.

В этой книге получают развитие идеи, к которым я уже обращался в своих более ранних произведениях. В работе «Бегство от свободы»  я исследовал проблему свободы в связи с садизмом, мазохизмом и деструктивностью; между тем клиническая практика и теоретические размышления привели меня, как я полагаю, к более глубокому пониманию свободы, а также различных видов агрессивности и деструктивности.

Теперь я могу отличать разные формы агрессивности, которые прямо или косвенно служат жизни, от злокачественной формы деструктивности — некрофилии, или подлинной любви к мертвому, являющейся противоположностью биофилии — любви к жизни и живому. В книге «Человек для себя» я обсуждал проблему этических норм, покоящихся на нашем знании человеческой природы, а не на откровениях или законах и традициях, созданных людьми. Здесь я продолжаю исследование в данном направлении, обращая особое внимание на изучение сущности зла и проблемы выбора между добром и злом. В известном смысле эта книга, главная тема которой — способность человека разрушать, его нарциссизм и инцестуальное влечение, противоположна моей работе «Искусство любить», где речь шла о способности человека к любви. Хотя обсуждение не-любви занимает большую часть данной работы, тем не менее в ней говорится и о любви, но в новом, более широком смысле — о любви к жизни. Я пытался показать, что любовь к живому в сочетании с независимостью и преодолением нарциссизма образует «синдром роста», противоположный «синдрому распада», который возникает из любви к мертвому, из инцестуального симбиоза и злокачественного нарциссизма.

Эрих Фромм — Душа человека

Мыслители XX века

Москва: Республика, 1992 г. — 430 с.

ISBN 5—250—01511—5

Эрих Фромм — Душа человека — Содержание

ВИДНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ XX СТОЛЕТИЯ

ДУША ЧЕЛОВЕКА. Ее способность к добру и злу (перевод В. А. Закса)

От автора

I. Человек волк или овца?

II. Различные формы насилия

I I I . Любовь к мертвому и любовь к живому

IV. Индивидуальный и общественный нарциссизм

V. Инцестуальные связи

VI. Свобода. Детерминизм. Альтернативность

ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ (перевод Т. И. Перепеловой)

От автора

I. Любовь искусство?

II. Теория любви

1. Любовь — разрешение проблемы человеческого существования

2. Любовь между родителями и детьми

3. Объекты любви

а) братская любовь

б) материнская любовь

в) эротическая любовь

г) любовь к себе

д) любовь к Богу

III. Любовь и ее разложение в современном западном обществе

IV. Практика любви

ЗАБЫТЫЙ ЯЗЫК. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов (перевод Т. И. Перепеловой)

От автора

I. Введение

II. Природа языка символов

III. Природа сновидений

IV. Фрейд и Юнг

V. История толкования снов

1. Ранний, не-психологический подход к толкованию снов

2. Психологический подход к толкованию снов

VI. Искусство толкования снов

VII. Символы в мифе, сказке, обычае и романе

1. Миф об Эдипе

2. Миф о сотворении мира

3. Красная Шапочка

4. Обычай субботы

5. «Процесс» Франца Кафки

ИЗ ПЛЕНА ИЛЛЮЗИЙ. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом (перевод Т. В. Панфиловой)

I. Немного личных воспоминаний

II. Общие основы

III. Концепция человека и его природы

IV. Эволюция человека

V. Человеческая мотивация

VI. Больной индивид и больное общество

VII. Понятие душевного здоровья

VIII. Индивидуальный и социальный характер

IX. Социальное бессознательное

X. Судьба обеих теорий

XI. Еще несколько мыслей по обсуждаемой теме

XII. Кредо

КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА У К. МАРКСА (перевод Э. М. Телятниковой)

I. Маркс и фальсификация его мыслей

II. Исторический материализм Маркса

III. Проблема сознания, социальной структуры и насилия

IV. Природа человека

V. Отчуждение

VI. Социализм

VII. Судьба Марксовых идей

VIII. Маркс как человек

ПРИМЕЧАНИЯ И УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

Эрих Фромм — Душа человека — ВИДНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ XX СТОЛЕТИЯ 

Долгое время имя Эриха Фромма было известно лишь узкому кругу советских читателей. Между тем Э. Фромм — видный мыслитель XX столетия. Его популярность во всем мире и влияние его идей на современное сознание значительны. Не только психоанализ, но и другие философские течения, в том числе экзистенциализм, персонализм, герменевтика, социобиология, впитали в себя духовные приобретения и открытия философа. Он дал импульс развитию гуманистического мышления нашего века. Значителен его вклад в развитие современной этики. Наконец, чрезвычайно продуктивные идеи получила от Фромма политическая философия нашего столетия.

Фромм, безусловно, энциклопедичен и разносторонен. Он обращается к различным культурам, к мифологии и религиозным текстам, к восточной религии и мировой философии. Он стремится переосмыслить исходные установки философии, этики, психологии, культурологии. При этом он никогда не утрачивает своей собственной темы, присущего ему типа рефлексии. Постоянно возвращаясь к идеям, выраженным в его первых работах, Фромм в течение долгой плодотворной жизни обогащал их.

Что же привлекло к его работам столь большое внимание? В чем его собственный вклад в философию? Прежде всего, он выступал как реформатор психоанализа. Фромм — проницательный и глубокий психолог, сумевший раскрыть истоки человеческих страстей, мотивы человеческого поведения. Он придал психоанализу историческое измерение. Анализируя возможности раскрепощения человека, Фромм проявил богатейшее социологическое воображение. Тончайшие механизмы психики он исследовал на фоне многомерного социально-исторического контекста.

В чем проявилось реформаторство Фромма в психоанализе? Прежде всего в том, что, в отличие от Фрейда, философ считал человеческую природу обусловленной главным образом исторически, не преуменьшая при этом роли биологических факторов. Он отказался от установки Фрейда, будто проблема человека может быть правильно сформулирована в терминах противопоставления биологических и культурных факторов.

Фрейд считал, что человек является закрытой системой, «вещью в себе». По его мнению, природа наделила человека определенными, биологически обусловленными стремлениями, и развитие личности служит реакцией на удовлетворение или фрустрацию этих стремлений.  Фромм же показал, что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям, к природе и к самому себе. Согласно его воззрениям, человек — изначально социальное существо. Следовательно, ключевая проблема психологии состоит не в раскрытии механизма удовлетворения или фрустрации отдельных инстинктивных стремлений, а в отношении индивида к миру.

Различие между биологическим подходом Фрейда и социальным мышлением Фромма значительно и радикально. Фрейд понял роль бессознательной психосексуальной энергии в жизни человека. Он справедливо подчеркивал, что она оказывает воздействие на все сферы деятельности личности — и эмоциональную, и интеллектуальную. Согласно же Фромму, фрустрация или эрогенность сами по себе не приводят к закреплению соответствующих установок в личности человека. Значение фантазий и физических ощущений состоит не в наслаждении и не в сублимации этих наслаждений, а в том, что они выражают стоящее за ними специфическое отношение к миру.

Фрейд исходил из глубокого убеждения в порочности человеческой природы. Фромм отверг эту посылку. Он показал, что такие идеалы, как истина, справедливость, свобода, хотя они часто оказываются лишь пустыми словами или рационализациями, могут быть подлинными стремлениями человека. Анализ, который игнорирует эти стремления в качестве динамических факторов, всегда ошибочен.

Создатель психоанализа ограниченно понимал секс, а тем более любовь, нежность. Фромм, в отличие от Фрейда, показывал, что экономические, психологические и идеологические факторы находятся в сложном взаимодействии. Они не являются простым рефлексом сексуальности. Человек реагирует на изменения внешней обстановки тем, что меняется сам. Психологические факторы, в свою очередь, способствуют дальнейшему развитию экономического и социального прогресса. Известно, что Фромм пытался гуманизировать психоанализ. По его мнению, именно Фрейд стал впервые исследовать личность как некую тотальность. Он открыл особый метод наблюдения за человеком, который позволял анализировать свободные ассоциации, ошибочные действия, символические акты поведения. Вместе с тем психоанализ — не только метод управляемой интроспекции. Его можно считать своеобразной исповедью, когда больной, направляемый специалистом, раскрывает свои мысли, желания, тягостные или предосудительные воспоминания и освобождается, таким образом, от их вредного воздействия. Он дополняется истолкованием и критикой некоторых объективных актов поведения, смысл которых ускользнул от внимания традиционной психологии. В частности, психоанализ дал возможность доказать, что сны имеют смысл. Он даже позволил разгадать этот смысл. В классической древности, как известно, снам придавали огромное значение, считая их предсказаниями будущего. Современная Фрейду наука изгнала сны в область предрассудков и суеверий, объявила их простым «телесным» актом, своего рода судорогой глубоко спящей психики. В своей работе «Забытый язык» Фромм обращается к анализу снов и мифов, подчеркивая, что для древних миф играл совсем иную роль, нежели в наши дни. Люди, жившие в развитых цивилизациях Запада и Востока, рассматривали сны и мифы как важнейшее выражение души. Неспособность понимать их оценивалась как неграмотность. Между тем сны — это универсальное явление человеческой жизни. Оценивая обширный арсенал символов, Фромм пытался типологизировать их, создавая реальную основу для сопоставления различных форм забытого языка.

Эти открытия Фромма во многом изменили направленность психоанализа, обеспечили новый виток его развития. Они позволили использовать методику неофрейдизма для анализа социально-исторической динамики. Философу удалось создать целую галерею социальных типажей и характеров; он пытался осмыслить общественные, политические коллизии века. Вполне естественно, что это привело его к потребности выявить гуманистический потенциал идей К. Маркса.

Эрих
Фромм (1900-1980), немецко-американский
философ, психолог и социолог, представитель
неофрейдизма — видный мыслитель ХХ
столетия. Его философская антропология
включает в себя психоаналитические,
экзистенциальные, собственно
антропологические, марксистские идеи,
а так же древние мистические традиции
и идеи восточного оккультизма.

Взгляды
Э. Фромма на природу человека изложенные
в его труде Душа человека. Ее способность
к добру и злу.

Одни
полагают, что люди — это овцы, другие
считают их хищными волками. — пишет
Фромм — Обе стороны могут привести
аргументы в пользу своей точки зрения.
Тот, кто считает людей овцами, может
указать хотя бы на то, что они с легкостью
выполняют приказы других людей, даже в
ущерб себе. Он может также добавить, что
люди снова и снова следуют за своими
вождями на войну, которая не дает им
ничего, кроме разрушения, что они верят
любой несуразице, если она излагается
с надлежащей настойчивостью и подкрепляется
авторитетом властителей — от прямых
угроз священников и королей до вкрадчивых
голосов более или менее тайных
обольстителей. Кажется, что большинство
людей, подобно дремлющим детям, легко
поддается внушению и готово безвольно
следовать за любым, кто, угрожая или
заискивая, достаточно упорно их
уговаривает. Человек с сильными
убеждениями, пренебрегающий воздействием
толпы, скорее исключение, чем правило.
Он часто вызывает восхищение последующих
поколений, но, как правило, является
посмешищем в глазах своих современников.

Однако
Фромм тут же замечает, что если большинство
людей — овцы, то почему они ведут
жизнь, которая этому полностью
противоречит? История человечества
написана кровью. Это история никогда
не прекращающегося насилия, поскольку
люди почти всегда подчиняли себе подобных
с помощью силы. Он справедливо указывает
на то, что Талаат-паша не сам убил миллионы
армян, и так же Гитлер не один убил
миллионы евреев, а Сталин — миллионы
своих политических противников. Эти
люди были не одиноки, — говорит Фромм —
они располагали тысячами других людей,
которые умерщвляли и пытали, делая это
не просто с желанием, но даже с
удовольствием.

Такой
мыслитель, как Гоббс, из всего этого
сделал вывод: homo homini lupus est — человек
человеку — волк. И сегодня многие из
нас приходят к заключению, что человек
от природы является существом злым и
деструктивным, что он напоминает убийцу,
которого от любимого занятия может
удержать только страх перед более
сильным убийцей.

Фромм
находит этому явлению другое объяснение,
которое заключается в том, что меньшинство
волков живет бок о бок с большинством
овец. Волки хотят убивать, овцы хотят
делать то, что им приказывают. Волки
заставляют овец убивать и душить, а те
поступают так не потому, что это доставляет
им радость, а потому, что они хотят
подчиняться. Кроме того, чтобы побудить
большинство овец действовать, как волки,
убийцы должны придумать истории о
правоте своего дела, о защите свободы,
которая якобы находится в опасности, о
мести за детей, заколотых штыками, об
изнасилованных женщинах и поруганной
чести.

Этот
ответ звучит убедительно, но и после
него у Э. Фромма остается много сомнений,
и он ставит следующий вопрос: Не означает
ли он, что существуют как бы две
человеческие расы — волки и овцы? И
дальше: если это не свойственно их
природе, то почему овцы с такой легкостью
соблазняются поведением волков, когда
насилие представлено в качестве их
священной обязанности? Может быть,
сказанное о волках и овцах не соответствует
действительности? Может быть, и в самом
деле отличительным свойством человека
является нечто волчье и большинство
просто не проявляет этого открыто? А
может, речь вообще не должна идти об
альтернативе? Может быть, человек —
это одновременно и волк, и овца, или он —
ни волк, ни овца?

Понятно,
что вопрос о том, является ли человек
волком или овцой, — это лишь заостренная
с помощью образов формулировка вопроса,
который является основополагающим в
социальной антропологии и этике, а
именно: что есть человек — является
ли он по своему существу злым и порочным,
или он добр по своей сути и способен к
самосовершенствованию?

Таким
образом, следуя по цепи вопросов, Фромм
раскрывает глубину затронутой проблемы.
И чем дальше он продвигается тем больше
и глобальнее вопросы встают на его пути.
Это вынуждает его проанализировать
проблему в историческом разрезе:

С
точки зрения Ветхого завета человек
способен и к хорошему, и к дурному, он
должен выбирать между добром и злом,
между благословением и проклятием,
между жизнью и смертью. Бог никогда не
вмешивается в это решение. Он помогает,
посылая своих посланцев, пророков, чтобы
наставлять людей, каким образом они
могут распознавать зло и осуществлять
добро, чтобы предупреждать их и возражать
им. Но после того как это уже свершилось,
человек остается наедине со своими
«двумя инстинктами» — стремлением к
добру и стремлением к злу, теперь он сам
должен решать эту проблему.

Развитие
христианства шло иначе. По мере становления
христианской веры появилась точка
зрения, согласно которой неповиновение
Адама было грехом, причем настолько
тяжким, что он погубил природу самого
Адама и всех его потомков. Теперь человек
не мог больше собственными силами
освободиться от этой порочности. Только
акт божьей милости, появление Христа,
умершего за людей, может уничтожить эту
порочность и спасти тех, кто уверует в
него.

Фромм
видит опасность в том, что чувство
бессилия, охватывающее сегодня как
интеллигента, так и среднего человека,
может привести к тому, что они усвоят
новую версию порочности и первородного
греха и используют ее для рационализации
взгляда, согласно которому война
неизбежна как следствие деструктивности
человеческой природы. Подобная точка
зрения, — пишет он — нередко козыряющая
своим необыкновенным реализмом, является
заблуждением по двум причинам. Во-первых,
интенсивность деструктивных устремлений
ни в коем случае не свидетельствует об
их неодолимости или даже доминировании.
Во-вторых, предположение, что войны
являются в первую очередь результатом
действия психологических сил, ошибочно.

Не
стоит, однако, думать, что Фромм, обладающий
длительным опытом практикующего
психоаналитика, может недооценивать
деструктивных сил в человеке. Он видя
эти силы в действии у тяжело больных
пациентов, конечно же знает, насколько
трудно бывает приостановить или направить
их энергию в конструктивное русло, но
все же он настаивает на том, что войны
возникают по решению политических,
военных и экономических вождей для
захвата земель, природных ресурсов или
для получения торговых привилегий, для
защиты от реальной или мнимой угрозы
безопасности своей страны или для того,
чтобы поднять свой личный престиж и
стяжать себе славу. Эти люди не отличаются
от среднего человека: они эгоистичны и
едва ли готовы отказаться от собственных
преимуществ в пользу других, но вместе
с тем они не выделяются ни особой
злобностью, ни особой жестокостью. Когда
такие люди, которые в нормальной жизни
скорее содействовали бы добру, чем злу,
приходят к власти, повелевают миллионами
и располагают самым страшным оружием
разрушения, они могут нанести огромный
вред. В гражданской жизни они, вероятно,
разорили бы конкурента. В нашем мире
могучих и суверенных государств (причем
«суверенный» означает: не подчиняющийся
никаким моральным законам, которые
могли бы ограничить свободу действий
суверенного государства) они могут
искоренить всю человеческую расу. Исходя
из всего вышесказанного, Э. Фромм делает
следующий вывод: Главной опасностью
для человечества является не изверг
или садист, а нормальный человек,
наделенный необычайной властью.

Итак,
ответив на первый вопрос: человек —
волк или овца, Фромм понимает следующую
тему: что лежит в основе человеческого
ценностной системы человека и направляет
его действия:

Я
хотел бы остановиться на трех феноменах,
которые лежат, по моему мнению, в основе
наиболее вредной и опасной формы
человеческого ориентирования: на любви
к мертвому, закоренелом нарциссизме и
симбиозно-инцестуальном влечении.
Взятые вместе, они образуют «синдром
распада», который побуждает человека
разрушать ради разрушения и ненавидеть
ради ненависти. Я хотел бы также обсудить
«синдром роста», который состоит из
любви к живому, любви к человеку и к
независимости. Лишь у немногих людей
один из этих двух синдромов получил
полное развитие. Однако нет сомнения в
том, что каждый человек движется в
определенном, избранном им направлении:
к живому или мертвому, к добру или злу.

В
результате своих теоретических
исследований, Фромм приходит к следующим
выводам:

1.
Зло — это специфический человеческий
феномен. Во зле человек теряет сам себя
при трагической попытке освободится
от тяжести своего человеческого бытия.

2.
Степени зла соответствует степень
регрессии. Наибольшим злом являются те
побуждения, которые направлены против
жизни: любовь к мертвому; инцестуально-симбиозные
устремления возвратиться в лоно матери,
к земле, к неорганическому; нарциссическое
самопожертвование, которое делает
человека врагом жизни именно потому,
что он не может покинуть тюрьму своего
собственного «Я» (см. схему).

3.
Зло также существует и в меньшей степени,
что соответствует и меньшей регрессии.
В таком случае речь идет о дефиците
любви, разума, о недостатке интереса и
нехватке мужества.

4.
Человек склонен идти назад и вперед,
иначе говоря, он склонен к добру и злу.
Когда обе склонности еще находятся в
равновесии, он свободен выбирать, если
предположить, что он может осознать
свою ситуацию и способен к серьезным
усилиям. Тогда он может выбирать между
альтернативами, детерминированными,
со своей стороны, общей ситуацией, в
которой он находится. Однако если его
сердце ожесточилось до такой степени,
что его склонности больше не уравновешены,
он больше не свободен в выборе. В цепи
событий, которые ведут к утрате свободы,
последнее решение обычно не дает человеку
возможности свободного выбора; при
первом решении еще существует возможность,
что он свободно выберет путь к добру,
если предположить, что он сознает
значение этого первого решения.

5.
Вплоть до точки, в которой у него больше
нет свободы выбора, человек ответствен
за свои действия. Но ответственность
является только этическим постулатом,
и часто речь идет лишь о рационализации
желания авторитарных инстанций иметь
возможность наказать человека. Именно
потому, что зло есть нечто вообще
человеческое, ибо оно представляет
потенциал регрессии и потерю нашей
гуманности, оно живет в каждом из нас.
Чем больше мы осознаем это, тем меньше
мы в состоянии сделаться судьями над
другими людьми.

6.
Все мы детерминированы тем, что родились
людьми и потому всегда стоим перед
задачей принимать решения. Вместе с
нашими целями мы должны выбирать и наши
средства. Мы не можем полагаться на то,
что кто-то нас освободит, но мы должны
постоянно сознавать тот факт, что
неправильные решения отнимают у нас
возможность освободить самих себя.

Мы
должны на деле достичь осознания самих
себя, чтобы иметь возможность выбрать
добро, но это самосознание не поможет
нам, если мы потеряли способность быть
до глубины души взволнованными бедой
другого человеческого существа, дружеским
взглядом, пением птиц и свежей зеленью
травы. Если человек равнодушен к жизни,
то больше нет надежды, что он выберет
добро. Его сердце действительно
ожесточилось настолько, что его «жизнь»
закончилась. Если бы это случилось со
всей человеческой расой или ее наиболее
могущественными членами, это могло бы
привести к угасанию жизни человечества
в ее самый многообещающий момент.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Эрих Фромм «Душа человека»

Э. Фромм – видный философ и мыслитель 20 века. Являясь представителем школы неофрейдизма, Фромм затрагивал в своих работах разные аспекты и проблемы философии. Однако во всех его трактатах делается акцент на том, что началом всего является человек и отталкиваться надо именно от этого.

После прочтения работы «Душа человека», сразу стала понятна позиция автора относительно существования внутреннего мира человека и его души. Здесь душа рассматривается не так, как в произведениях древних философов (вместе или отдельно с телом человека). В данной работе под душой подразумевается то, что есть внутри каждого человека, его мироощущение, познания и сопоставления с окружающей действительностью, как человек противопоставляет себя природе и всему живому, считает ли он себя частичкой Вселенной или его «Я» превыше всего.

Проводя психоанализ, Э. Фромм наблюдал за поведением своих пациентов и их реакцией на те или иные события. Человек является разносторонним мыслящим существом. Это выделяет его из всей живой природы. Способность к чувствам и переживаниям делает его особенным, не похожим на животных, хотя часто мы наблюдаем за тем, что такие домашние животные, как кошки и собаки также способны проявлять чувства, но они развиты у них на рефлекторном уровне, а не сознательно, как у человека разумного.

В структуре человека переплетаются биологические и культурные факторы. Типы общения, типы ориентации и патологические характеры  исходят из психических потребностей человека, отсюда и сложные социальные явления. Фромм писал, что есть определенная категория людей, которые считают, что люди – это овцы, а другие считают что люди – это хищные волки. Каждые могут доказать это по своему. Например, люди-овцы подчиняются и выполняют приказы тех, кто ими командует, они идут на войну, которая им не дает ничего, кроме разрушений, однако они безоговорочно выполняют то, что им приказывают. Те люди, которые имеют сильный характер, выделяются из толпы и могут эту толпу повести за собой. Люди ведомы и подвержены влиянию. На протяжении веков человек постоянно вел кровопролитные войны и подчинял себе подобных. Такие правители, как Наполеон, Гитлер и Сталин совершали насилие не в единственном числе, были люди, которые помогали им в этом. Таким образом, получается, что Гоббс прав: «Человек человеку волк», и в наше время многие придерживаются мнения что человек злобное существо и он по сути своей убийца. Но Фромм выдвигает и такую версию: возможно есть большинство овец, которые хотят жить бок о бок с меньшинством волков и готовы подчиняться им во всем, овцы убивают, не потому что это им нравится, а потому что привыкли подчиняться, а волки, в свою очередь, чтобы побудить овец подчиняться, должны завоевать их доверие. В таком случае возникает еще один вопрос, а не делится ли человечество на две расы: волков и овец? И почему овцы с такой легкостью подчиняются волкам? А, может, все же основным в человеке является что-то волчье? Просто одни проявляют, а другие скрывают это. Скорее всего речь идет об одном человеке, в котором сочетается и волчье и овечье. Понятно, что сравнивание с волками и овцами является условным. Сущность заключается в том, делить ли людей на злых и добрых, или же все это сочетается в каждом человеке.

Если рассматривать данную проблему с религиозной точки зрения, человек способен и к хорошему, и плохому. Вся его жизнь – это выбор. Надо сделать выбор между добром и злом, между жизнью и смертью. Господь не вмешивается в его решение, однако дает посланцев, чтоб наставлять на путь истинный. Точка зрения, что зло является проявлением обстоятельств, и изменив их, добро будет рождаться автоматически, повлияла также на мышление Маркса и его последователей. Однако многочисленные войны 20 века подталкивают к рассуждению о том,  что человек – это зло, и он склонен к дурному. Мнение о том, что войны являются результатом действия психологических сил, ошибочно. Но не стоит недооценивать деструктивные силы человека. Фромм прекрасно это наблюдал при общении с тяжелобольными пациентами. Работая с ними делая всевозможные разработки, Фромм пришел к мнению, что глобальной опасностью для человечества является не изверг или садист, а нормальный человек, который наделен огромной властью.



Ключевые слова: психоанализ, русская литература, игровое насилие, реактивное насилие, философская система, классификация форм насилия.

Большое внимание в «Душе человека» Фромм уделяет исследованию стремления к власти как основной причины насилия в человеческом обществе. Кроме того, мыслитель дает собственную классификацию форм насилия, объясняет движущие силы каждой из них. Также он вводит такие антагонистические понятия как «синдром распада» и «синдром роста», в самой книге он старается объяснить почему у людей один из синдромов выражен более или менее ярко. Эриха Фромма можно смело отнести к категории мыслителей-гуманистов. Сам он определял свое учение как гуманистический психоанализ», «диалектический гуманизм», «радикальный гуманизм».

Философскую систему (диалектического гуманизма) Фромма отличает то, что он исследует психику индивида на фоне историко-социального контекста. Фромм, в отличие от Фрейда, с самого начала рассматривает человека не как закрытую систему, не как «вещь в себе», а как социальное существо. Для мыслителя в первую очередь интересно отношение индивида к миру, к другим людям и самому себе. Вклад мыслителя заключается в том, что ему удалось создать необычайную галерею социальных типажей и характеров, которая помогает анализировать социально-исторические коллизии человечества [1, С.7].

Фромм отстаивал идеи о многогранном развитии человека как живого, мыслящего и чувствующего существа. Именно человек является отправным пунктом во всей философской системе американского мыслителя. Тем не менее он не впадает в крайности и не идеализирует, не обожествляет человека, напротив, философ подчеркивает, что человек своими руками развратил общество, растерзал природу, развил некрофильские тенденции. Такие мысли изложены в работах «Из плена иллюзий», «Душа человека», а его первая книга «Бегство от свободы» была посвящена тоталитаризму, который автор осуждает. Такие же идеи в своих произведения развивали русские классики. В чем связь трудов Фромма и произведений русской литературы нам и предстоит определить в этой статье.

Итак, Фромм, считает, что человек-это биосоциальное существо, которое должно решать главную проблему, проблему своего существования. Вся научная деятельность мыслителя посвящена мучительному и напряжённому постижению тайны человека.

Первую главу своего труда Фромм назвал «Человек. Волк или овца». Волки и овцы — это условное название двух социальных типажей. Так, овцы — это ведомые люди, которые соглашаются на все распоряжения вышестоящих либо из-за природного страха, либо из-за желания быть покорными чужой воли. Волки же — это люди с сильными убеждениями, которые сопротивляются воздействию толпы и которые могут управлять ею.

Фромм размышляет может ли человек быть от природы злым или добрым, или это формируется постепенно и зависит от многих обстоятельств. Чтобы лучше это понять он обращается к проблеме первородного греха, вернее к точкам зрения об этой проблеме.

Так, в иудейской традиции неповиновение — Адама — это первый шаг человека на пути к формированию собственной жизни, а вовсе не грех. Это всего лишь новая возможность человека выбирать между злом и добром, между хорошим и дурным.

Мыслители Ренессанса и гуманисты Просвещения развивали идею о принципиальной доброте человека. Над ней же затем работал Маркс, который считал, что на доброту человека прямым образом влияют окружающие его обстоятельства и стоит изменить их в лучшую сторону, то и в человеке проявится все хорошее. Однако события XX века: Первая и Вторая мировые войны, атака Хиросимы, гонка вооружений повлияли на то, что многие утратили веру в человека, подчеркивали его врожденную склонность к дурному, его кровожадность.

По мнению самого Фромма, главную опасность представляет вовсе не вся толпа, а тот, кто руководит толпой, т. е. властители. В обычной жизни они могут быть хорошими и порядочными людьми, но, когда они повелевают миллионами, их эгоизм проявляется в полной мере и они способны многое разрушать, используя огромные человеческие ресурсы, внушая овцам чувства страха и ненависти [2 с.17].

Главный вопрос, которым задается автор в этой главе, не лежит ли в глубоких слоях личности человека, например, исполняющего приказ нажать кнопку атомной бомбы, деструктивные импульсы или глубокое безразличие к самой жизни?

В качестве примера, иллюстрирующего проблематику первой главы, а именно глубокое безразличие к жизни можно привести роман-антиутопию Е. Замятина «Мы». В Едином Государстве граждане служат всего лишь «колесиками и винтиками в едином государственном механизме», где все средства направлены на подавление любого развития личности, т. е. по сути они овцы, ими легко управлять, им безразлична их настоящая жизнь, они согласны на ее жалкое подобие лишь бы не принимать на себя ответственность. Иметь душу, по мнению, большинства «Нумеров»-жителей города, опасно, это значит иметь собственные мысли и непредсказуемые поступки, лишь малая часть города решается на мятеж, да и то неудачный, т. к. потом некоторые из мятежников все-таки покорно идут в лапы государственной машины. Так, можно прийти к выводу, что человек легко соглашается на разрушительные действия из-за нежелания брать на себя ответственность, нежелания обладать свободным разумом.

Таким образом, Фромм подводит нас к необходимости выяснения причин деструктивности человеческого поведения, в основе которого лежат такие явления как нарциссизм, некрофилия и симбиозно-инцестуальное влечение.

Во второй главе психоаналитик предлагает собственную классификацию форм насилия, среди которых есть игровое насилие, реактивное насилие, насилие из мести, потрясение веры. Так, игровое насилие -наименее патологичная форма, мотивацией которой является стремление человека продемонстрировать свою ловкость, а не разрушить чужую жизнь. Несмотря на то, что мотивация типажей, склонных к игровому насилию, не связана с их кровожадностью, насильники все равно не могут в полной мере контролировать волю и как следствие поступки. Образ игрового насильника можно увидеть в повести Лескова «Очарованный странник». От озорства главного героя, Голована, погибает под лошадьми монах, которого тот засек кнутом. Конечно, такой тип личности насильника способен к изменению своих качеств, из-под животных инстинктов, какими он в большей мере жил, из-под внешней бесчувственности, теплохладности в насильнике может проснуться и любовь к ближнему, и трезвое мироосознание без жажды крови. Мы знаем, что странник Лескова в конце своих мытарств все-таки смог прийти к осознанной христианской жизни и смиренно возлюбить ближнего своего [3,С.543].

Реактивное насилие, которое возникает на почве угрозы за свою жизнь либо на почве фрустрации, то есть невозможности человека удовлетворить собственные желания. Разновидностью реактивного насилия является насилие из-за зависти или ревности. Я думаю, в этой связи уместно вспомнить Владимира Ленского, героя романа «Евгений Онегин», который не может совладать с собственной ревностью, инициирует дуэль, на которой погибает.

Насилие из мести свойственно людям либо моральным калекам, людям со слабой волей либо примитивно развитым социальным группам. Так, у продуктивно живущего человека способность творить проявляется ярче нежели желание мстить. Существует тип невротиков, которые подчиняют свою жизнь мести и необязательно это маньяки. Можно вспомнить Акакия Акакиевича Башмачкина, героя гоголевской, который был настолько одержим идеей мести (в его понимании восстановление справедливости), что после смерти появлялся в Петербурге в виде привидения и стягивал с прохожих шинели и шубы. Акакий Акакиевич потому и маленький человек, что не сумел пережить ущерба и поставил во главу угла своей жизни тщетные попытки вернуть все на прежнее место путем такого насилия.

Потрясение же веры — это психологические явление, когда из-за череды мелких эмоциональных потрясений, перенесенных в детстве, а затем и в более взрослом возрасте человек теряет веру в светлую и добрую сторону жизни. Реакции на такие потрясения у людей бывают разные. Кто-то, как это не парадоксально еще больше укрепляется в собственной вере, иногда доходя до болезненных фанатических состояний. Кто-то уповает на чудо и еще усерднее молится. Так, вспомним героя романа Достоевского, Раскольникова, его путь от веры к вере был невозможно тернист, он разочаровался в справедливости общества, в самой жизни и даже в Боге. Однако как не парадоксально внутренние сомнения, межролевое напряжение, граничащее с безумством, вернули его к вере, его воля и самоосознание переродились, теперь он уверовал в Бога еще сильнее. Другой пример потрясения веры — это Печорин, ярче примера потрясения веры в жизнь, пожалуй, не найти больше в литературе: «Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой…» [7].

Таким образом, взаимосвязь русских классических произведений и трудов Фромма очевидна. И Фромм, и писатели одинаково воспринимали природу человека, считали, что в каждом из индивидов присутствует и и светлое, и темное начало.

Литература:

  1. П. С. Гуревич. «Видный мыслитель XX столетия» // «Вопросы философии
  2. Э. Фромм. Душа человека. — М.: Республика, 1992. — 430 с.
  3. Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. — 605 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игровое насилие, реактивное насилие, потрясение веры, философская система, вера, глубокое безразличие, полная мера, русская литература, самая жизнь, собственная классификация форм насилия.

  • Значение слова четами в сказке о царе салтане
  • Значение слова черница в сказке пушкина
  • Значение слова чернавка в сказке пушкина
  • Значение слова чародей в сказке о царе салтане 3 класс
  • Значение слова холят в сказке о царе салтане 3 класс