(666 слов) Николай Васильевич Гоголь был известным русским писателем, критиком, поэтом, публицистом. Его признали одним из классиков отечественной литературы. За свой творческий путь автор создал около тридцати произведений. Зачастую он продолжал над ними работать и после того, как они были опубликованы. В 40-е — 50-е гг. девятнадцатого столетия Гоголь выступал в качестве яркого представителя критического реализма. Он внес очень большой вклад в русскую литературу. Попытаемся выяснить, в чем же заключается значение творчества Николая Гоголя для отечественной литературы.
Творчество Николая Васильевича обычно делят на несколько периодов. Первый из них начался в 1829 году и закончился в 1835. Здесь прослеживается интерес к юмору и сатире, а также любовь автора к фольклору и его переосмыслению в современных реалиях. Северная столица встретила писателя очень холодно. Гоголь в этот период познал немало проблем, трудностей и невзгод. Известно, что он хотел стать артистом, но у него ничего не вышло. Пробиться в другие творческие сферы было непросто. И автор с тоской вспоминал о малой родине. В этот период Гоголь создал такие известные сборники, как «Миргород», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и так далее.
Второй этап длился с 1836 по 1842 годы. Данному периоду творчества была свойственна склонность к реалистичному воспроизведению действительности и ее анализу. Гоголь в своих произведениях использовал сатирические и гротескные приемы, но исключительно ради наиболее полного погружения в социальные проблемы. В это время автор создаёт свои самые известные произведения: «Мертвые души» и «Ревизор». В данный период Николай Васильевич высмеивал такие общественные пороки, как пошлость, карьеризм, чинопочитание, стремление к обогащению и так далее.
Третий этап — это период с 1842 по 1852 год. Автор стал более зрелым и серьезным. Гоголь размышлял над многими религиозными, философскими и нравственными вопросами. В это время он трудился над вторым томом «Мертвых душ», а также работал над публицистическим произведением под названием «Выбранные места из переписки с друзьями».
Рассмотрим более детально своеобразие творчества писателя. Вклад Николая Васильевича в развитие русского литературного языка очень велик. Автор использовал неологизмы, просторечия, диалектизмы, заимствованные слова, чтобы, по его собственному выражению, «подснастить речь». Его произведения разошлись на цитаты и крылатые выражения. По сей день очень меткими и хлесткими выглядят его сатирические описания российской действительности. Так, например, интересные народные слова и выражения можно встретить в известной повести Гоголя «Шинель»: пошло на лад, осадился сивухой, запускать пыль, дело в шляпе и другие. Зачастую в своих произведениях Николай Васильевич использовал и профессиональную терминологию, а также разговорно-бытовую речь чиновничества. Гоголь пополнял литературный язык также за счёт украинизмов. В некоторых произведениях писатель использовал украинскую лексику и фразеологию. Можно заметить, что Гоголь вводил в повествование оборванные и незаконченные предложения. Не закончив одну мысль, автор сразу же переходил к другой. Произведениям Гоголя также присущи образные сравнения.
В своих творениях Николай Васильевич разрабатывал новые и совершенствовал существующие комические средства. Каламбуры были одним из любимых средств создания комического эффекта. Кроме того, в своем творчестве Гоголь мастерски соединял лирическое и сатирическое начало.
Центральное место в произведениях Николая Васильевича всегда занимал человек. Автор описывал человеческую жизнь при помощи фольклорных традиций. Основу произведений Гоголя составляли легенды, предания, народные сказания. Создавая свои произведения, писатель зачастую соединял фантастический мир с реальным. Подобное двоемирие было свойственно раннему периоду творчества Гоголя. В сравнении и контрасте автор правдиво демонстрировал читателю реальную действительность с присущими ей пороками.
Николай Васильевич был основоположником нового направления в литературе, которое называлось «натуральная школа». Данное направление возникло в 40-х годах, в эпицентре его внимания находилась социальная действительность. «Натуральная школа » предполагала изображение простых людей и тех проблем, с которыми они сталкиваются. Главным образом этого течения стал «маленький человек». Он занял почетное место и в творчестве Гоголя. Акакий Акакиевич, капитан Копейкин и другие жертвы системы вызывали у писателя сочувствие.
Таким образом, значение творчества Гоголя в отечественной литературе огромно. Писатель смог усилить остроту критического изображения реальности и подобрать верные краски для изображения российского общества. Он искренне верил в силу русского народа, а потому смог проникнуть в его ментальность и дать ей характеристику, которая актуальна и сегодня. Николай Васильевич внес в литературу особый юмор, которому присуще высокое чувство гуманности. Не секрет, что произведениями Николая Васильевича восхищались многие художники и композиторы. Так, благодаря повести «Тарас Бульба» Репин написал известную картину «Запорожцы», а Римский-Корсаков создал оперы «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь».
Автор: Виктория Комарова
Значение Н. В. Гоголя в истории русской литературы
Творчество Гоголя имело исключительное значение в истории русской литературы. По утверждению Белинского и Чернышевского, Гоголь стал основателем целого направления в русской литературе, так называемой “натуральной школы” 40-х годов.
“Натуральная школа”, сложившаяся в 40-х годах, разнородная по общественно-политическим взглядам ее представителей, объединялась тем, что в центр внимания ставила социальную действительность. Характерными чертами натуральной школы явилось, во-первых, изображение людей простых, из средних и низших слоев населения; во-вторых, разработка преимущественно прозаических форм творчества: романа, очерка, повести; в-третьих, демократизация литературного языка через введение разговорной речи провинциального дворянства и чиновничества, речи крестьянской, купеческой, мещанской и т. п.
Гоголь оказал сильное влияние на развитие сатирического творчества Герцена, Некрасова, Чернышевского и особенно – Салтыкова-Щедрина.
Свободолюбие, героизм, показанные Гоголем в “Тарасе Бульбе”, общий жизнеутверждающий тон его ранних повестей, живописные пейзажи, народнопоэтическая основа рассказов были восприняты от Гоголя и молодым Горьким в романтических произведениях.
Велико значение Гоголя в развитии русского литературного языка. Вслед за Пушкиным он обратился к речи народа. Он боролся за чистоту и самобытность русского языка. Этим качеством своего языка Гоголь оказал влияние и на Тургенева как автора “Записок охотника”, и на Островского, и на Некрасова.
Салтыков-Щедрин учился у Гоголя приемам сатирического разоблачения дворянско-чиновничьей России.
Творчество Гоголя вдохновляло русских композиторов и художников. Мусоргский написал на сюжет Гоголя оперу “Сорочинская ярмарка”, Римский-Корсаков -“Майская ночь”, “Ночь перед Рождеством”, Чайковский -“Черевички”. Репин создал свою знаменитую картину “Запорожцы” не без влияния “Тараса Бульбы”.
Место и значение Гоголя в истории мировой литературы определяется ролью, которую он сыграл в развитии русской литературы, занявшей в XIX веке ведущее место в художественном творчестве всего человечества.
Продолжая традиции Пушкина, Гоголь внес в историю русской и мировой литературы особый реализм. Он усилил остроту критического изображения действительности, он верил в русский народ, в его великое будущее.
Наконец, значительный вклад Гоголя в литературу – тот особый юмор, в основе которого лежит высокое чувство гуманности: горький смех сквозь слезы.
Loading…
Значение Н. В. Гоголя в истории русской литературы
Периодизация творчества
Гоголевское творчество можно разделить на несколько периодов. Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя тесно связаны друг с другом.
Первый этап, который длился с 1829 по 1835 годы, связан с юмористическими жанрами и приемами. Этот период принято называть «петербургским». Петербург невесело встретил Н. В. Гоголя, уже тогда ему пришлось столкнуться с жизненными невзгодами и проблемами. Это позволило увидеть писателю реальность со всеми ее отрицательными чертами. Н. В. Гоголь мечтает о другой, счастливой жизни. За петербургский период вышли сборники Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и «Арабески». Это связано с тем, что в воображении писателя рисовались картины народной жизни, которые в основном были связаны с Украиной.
Второй период, длящийся с 1836 по 1842 годы, отличался своей реалистичностью, причем Н. В. Гоголь для отображения реальной действительности использовал сатирические приемы. Этот этап связан с написанием и публикацией комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души».
Здесь Н. В. Гоголь поднимает проблемы, связанные с человеческими пороками: стремление к богатству и чинам, коррупция, пошлость, чинопочинание, низость и тупость. Смех над этими качествами стал орудием борьбы с человеческими пороками.
Третий этап, продлившийся с 1842 по 1852 годы, связан с внутренним миром писателя, его желанием размышлять на философские, религиозные и нравственные темы. Находясь за пределами Родины в полнейшем одиночестве, Н. В. Гоголь обращается к религии, переосмысливая при этом все свое творчество.
Помимо работы над вторым томом «Мертвых душ», в котором писатель хотел показать положительные черты отрицательных персонажей, Н. В. Гоголь работает и над публицистическим произведением: «Выбранные места из переписки с друзьями». В этой книге отобразился весь духовный кризис Н. В. Гоголя. Болезнь, а также творческая слабость давали о себе знать: писатель сжег второй том «Мертвых душ», а через некоторое время Н. В. Гоголь скончался.
У истоков развития русского литературного языка после Пушкина стоял Н.В. Гоголь. В.Г. Белинский, определяя значение Гоголя в истории русского литературного языка, подчеркнул его заслуги в развитии стилей прозы: «Можно сказать без преувеличения, что Гоголь сделал в русской романтической прозе такой же переворот, как и Пушкин в поэзии». Следовательно, значение Гоголя определяется в первую очередь тем огромным вкладом, который он внес в развитие прозаических стилей русского литературного языка. Известно, что после Гоголя появилась блестящая плеяда писателей-прозаиков (Гончаров, Тургенев, Толстой, Салтыков-Щедрин и др.).
Гоголь в 40-е – 50-е гг. – один из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе, использующий в своих произведениях многообразные языковые средства устной и письменной речи.
Он шире, чем Пушкин и Лермонтов, раздвинул границы языка художественной литературы для принятия различных средств живой народной речи, и особенно ее лексических средств: диалектизмов, слов бытовой крестьянской речи, городского просторечия, профессионализмов, жаргонизмов. Пушкину, как известно, не были свойственны резкие приемы типизации на основе социальных и территориальных диалектизмов, профессионализмов и арготизмов. Возможность этого пути только намечалась в творчестве Пушкина. Гоголь же по сравнению с Пушкиным значительно раздвигает круг использования разнообразных пластов разговорной народной речи, вводит в свои произведения и украинизмы, и элементы социальных и профессиональных жаргонов, и черты речевого областничества.
В плане раздвижения границ русского литературного языка и привлечения новых источников, обогащающих литературный язык, он в ряде случаев пошел дальше Пушкина. В качестве этих источников сам Гоголь называет две речевые стихии: церковно-библейский язык и бесчисленные народные наречия русского языка.
В основном Гоголь черпал новые средства выражения из бесчисленных наречий русского народа, под которыми он подразумевал не столько местные диалекты, сколько различные социально-речевые стили, характерные для запорожцев, крестьян, духовных лиц, для чиновничества, старосветских помещиков, для городского просторечия.
Широко представлено в творчестве Гоголя городское просторечие – язык необразованных слоев городского населения.
Струя городского просторечия пронизывает слог повестей «Шинель», «Записки сумасшедшего». Просторечие используется не только в речи персонажей, но и в собственно авторской речи. Например, в повести «Шинель»: несколько под куражем; осадился сивухой, одноглазый черт; дело в шляпе; водилась блажь; пошло на лад; запускать пыль; на вид казистей; заламывать цены; распечен генералом
; в повести «Записки сумасшедшего»:
кислая мина; ералаш в голове; метаешься, как угорелый; будь в разнужде; хоть тресни; рожа, что плюнуть хочется; делать экивоки; увиваться; шибко; расклеил нос; дебошничать
.
Среди различных социально-профессиональных отслоений городского просторечия значительное место занимает и жаргонно-просторечная манера, характерная для мещанско-купеческой среды. Например, иноязычные слова в искаженном виде в языке свахи Феклы из «Женитьбы»: рефинат, елтаж, великатес, эзекухутор, субтильность
; из речи Ноздрева:
эмпирей
.
Гоголь использует многие элементы купеческо-торгашеского жаргона: # барыш, магарыч, вылетать в трубу; не обманешь – не продашь; продать с барышом; угол
(= 25 рублей);
по рукам
.
У Гоголя широко представлена профессиональная и терминологическая лексика различного типа: чиновничье-приказной среды; охотничья терминология («Мертвые души»), терминология карточных игроков (в речи Ноздрева; в пьесе «Игроки»).
Сохранились записные книжки Гоголя, в которые он записывал лексику, употребительную у собаководов и обозначавшую породу, цвет, клички, достоинства и недостатки собак. Почти весь этот словарный материал входит затем в художественный текст «Мертвых душ».
Кроме профессиональной терминологии, Гоголь вносил в свои записные книжки многие слова, относящиеся к крестьянскому быту. Среди прочих записей имеются специальные разделы, посвященные лексике, отражающей различные проявления быта русской деревни: устройство крестьянской избы и ее деталей (# конек, застрех, подвилка
– «чердак»,
лбище
– «фронтон»); названия кушаний; слова, связанные с хлебной продажей, хлебопашеством (#
острожье, клади хлебные, переметины
); характерные прозвища крестьян; обозначения трудовых процессов; пословицы и поговорки.
Гоголь, записывая характерные для русской народной речи слова и выражения, связанные с различными сторонами хозяйственной и общественной жизни народа, обогащал свою художественную палитру словами, непосредственно отражающими действительность.
В «Мертвых душах» широко представлены крестьянско-диалектные и профессиональные лексические и фразеологические формы. Например, бытовая крестьянская лексика, обозначающая предметы сельскохозяйственного обихода, сельскохозяйственные процессы, продукты сельскохозяйственного труда: подготовка семян, переборка хлеба, пересушка, сев, посевы, жатва, молотьба, запашка, метать стога, класть клади, амбар, рига, скотный двор, гумно
. В поэме можно найти большое количество ботанических терминов и слов широкого распространения, обозначающих растения, их части, процессы развития растений, в том числе и злаков. Бытовая лексика, обозначающая предметы деревенского и городского обихода, также имеет в поэме большой удельный вес. Широко представлены народно-разговорные слова: #
когдашний, канунешний, корги, лежанка, малый, молвь, отвродье, прискучил, родич, россказни, смазливый
; диалектизмы: #
пришипился
(= притих),
шаль
(= блажь).
Использование различных социально-речевых жаргонов у Гоголя становится оружием социальной сатиры.
Гоголь неодобрительно относился к салонно-дворянскому жаргону, в котором русский язык смешивался с французским. В «Мертвых душах» Гоголь изобразил жеманный жаргон дам города N, которые не говорили «я высморкалась, я вспотела, я плюнула»
, а заменяли эти слова более изысканными оборотами:
«я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка»
; вместо
«этот стакан воняет» – «этот стакан нехорошо себя ведет»
. Сатирически изображая носителей салонной речи, Гоголь пародийно воспроизводил жаргонные элементы в ней, т.н. «галантные обороты», которыми в светском обществе стремились «облагородить русский язык», выбрасывая «почти половину русских слов», вставляя французские слова.
Гоголь пародировал и церковно-богословский жаргон, который культивировался в среде священнослужителей в семинариях и бурсах и который тоже отличался набором некоторых специфических слов и выражений архаично-книжного характера. Использование церковно-религиозной лексики придает образу персонажа сатирический и юмористический оттенок, например, образ поповича в «Сорочинской ярмарке». Книжные и церковно-богословские слова и выражения из культовой сферы использовались в сочетании с обиходно-бытовыми и общеупотребительными с целью создания юмористического эффекта.
Жаргонно-бурсацкая лексика в повести «Вий» служит целям создания типических и характерных образов.
Жаргон Ноздрева отличается невероятной пестротой: он пересыпан колоритным просторечием, «армейскими» словечками, картежными терминами и охотничьими выражениями.
С наибольшей полнотой и с наибольшим сатирическим блеском использует Гоголь чиновничий жаргон как в его официальном, так и в бытовом вариантах. Примером может служить рассказанная поч.
Писатель остроумно пародировал канцелярско-чиновничий жаргон, который служил средством маскировки мысли, запутывания ее. Канцелярско-деловые элементы Гоголь использовал в речи персонажей как средство их характеристики и как средство юмора и сатиры, например, в речи городничего, в речи Ивана Ивановича.
Гоголь широко использует языковые средства деловых стилей в прямом и пародийном плане. Слова, словосочетания, выражения, свойственные деловым документам, канцеляризмы, рассматриваемые как атрибуты письменных документально-канцелярских стилей, употребляемые в речи чиновников, необходимые для описания быта чиновников, широко употребляются в пьесе «Ревизор», в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», в повести «Шинель», в поэме «Мертвые души». Пародирование делового документа прослеживается в жалобе Ивана Ивановича в Миргородский суд и в бумаге, полученной Чичиковым от полковника Кошкарева, что служит средством создания иронии.
Гоголь прекрасно изучил быт чиновничества. Элементы чиновничье-канцелярского стиля выполняли у Гоголя различные функции: служили материалом для создания речи персонажей и употреблялись пародийно-иронически, выступая как речевые средства сатиры.
Гоголь талантливо пародирует канцеляризмы, которые отличались особой структурой предложений, которая культивировалась в документально-канцелярских стилях, множеством придаточных с устаревшими архаичными союзами, с отглагольными существительными, а также пунктуальностью и точностью, принятой в официальных документах.
Наряду с пародированием канцеляризмов Гоголь использовал многие атрибуты разговорно-бытовой речи чиновничества для речевой характеристики персонажей. Городничий, начиная официальную беседу с подчиненными, употребляет ряд выражений документально-делового характера.
Пародирование жаргонной речи и приемы использования характерных жаргонизмов позднее будут встречаться в языке Островского, Салтыкова-Щедрина, Чехова и др.
Еще один источник пополнения языка Гоголя – украинизмы.
Гоголь обильно привлекал в свои произведения лексику, фразеологию и различные экспрессивные средства украинского языка, особенно в ранних произведениях, описывающих жизнь и быт Украины, в частности, в циклах «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».
Среди украинизмов, использованных Гоголем (их около 400), преобладают существительные: # брика, будяк, горелка, люлька, оселедец, очипок, паляница, рушник, черевики, ясочка
. Меньшее количество их представляют прилагательные: #
гетьманский, дужий, рудый, смушевый
, и глаголы: #
загукать, утекать, почуять, почеломкаемся
. Используются и словосочетания, типичные для украинского языка: #
куренной атаман, лысый дидько, сельский голова
.
В числе украинизмов, употребляемых Гоголем, выделяются:
1) слова украинского языка, которым в русском языке соответствуют слова другого звукового состава, но с тем же значением: # кавун
(арбуз),
покут
(красный угол),
тендитный
(нежный);
2) слова, имеющие при общем с русскими словами корне свое значение: # вечерницы
(посиделки),
дрибушки
(мелко заплетенные косы),
смутный
(печальный);
3) слова, имеющие одинаковые корни с русскими, но при одинаковом значении оформленные украинскими аффиксами: # туркеня, Туретчина, степовая
;
4) слова, общие с русскими по составу, но иные по смыслу: # громада
(собрание, общество);
5) сложные слова, составленные из двух корней: # сутолозолотая
.
Украинизмы, использованные Гоголем, представляют следующие тематические группы лексики:
1) военно-политические термины запорожского войска, наименования органов власти, должностных лиц, профессий: # гетман, рада, сердюк, подкормий, подсудок, наймыт, небога, пан, пасичник, чумак
;
2) названия одежды, убранства, материй, украшений: # видлога, габа, запаска, кунтуш, козакин, кобеняк, очипок, очкур, плахта, свитка
;
3) названия кушаний, блюд, напитков: # варенуха, галушки, гречаники, горилка, книш, кулиш, лемишка, мнишки, паляница, пундики, путря, сировец, стегнышки, узвар
;
4) названия сооружений, строений, их частей, утвари и посуды: # дижа, каганец, комора, лембик, макитра, макагон, сволок, скрыня, скарбниця, шинок
;
5) названия отношений родства и возраста: # маты, батько, жинка, дитина, дядько, хлопцы, сынку
;
6) фамилии и прозвища людей: # Бульба, Горобець, Перерепенко, Паливода, Халява
и др.
Гоголь осознавал местную ограниченность этих слов, их непонятность для читателя, поэтому в конце предисловия к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» он поместил словарик украинских слов (84 слова). Он толковал такие слова, как бублик, баштан, варенуха
.
В 1830-е гг. украинский язык еще не сформировался в национальный литературный, поэтому Гоголь рассматривал украинские слова как диалектизмы русского языка, используя их для передачи местного колорита, в качестве этнографической лексики.
Многие из этих слов уже были отмечены словарями: # бандура, батог, бондарь, галушка, дивчина, каравай, курень, миска, пекло, переполох, хутор, хлопец, чуб
. Ряд слов впервые был зафиксирован в «Толковом словаре…» В.И. Даля: #
бублик, девчата, домовина, кавун, коржик
. Некоторые слова встречаются лишь в областных словарях: #
буханец, голодрабец, каганец, камора
.
Судьба слов, толкуемых Гоголем, неодинакова:
1) многие из них вошли в состав русского литературного языка и помещены в словари современного русского языка без помет или с пометой «разг.»
: #
бондарь, бублик, выкрутасы, девчата, каравай, коржик, миска, переполох, хутор, чуб
;
2) некоторые слова не вошли в литературный язык, но используются в художественной литературе, где описывается Украина, для создания местного колорита, в речи персонажей определенной социальной среды, в целях стилизации под фольклор: # домовина, каганец, камора, бандура, баштан, дивчина, кавун, курень, левада, чумак
;
3) многие слова, употребляемые Гоголем, не только не вошли в состав литературного языка, но и не употребляются другими авторами в художественной литературе: # чапоруха
(стопка);
порхлица
(часть мельницы);
пришипился
(притаился, присмирел);
заклекнуть
(завянуть, засохнуть).
Гоголь, продолжая пушкинское стремление синтезировать художественно ценные элементы письменной и устной речи, широко ориентировался на живой эмоциональный синтаксис русского бытового языка.
Экспрессивность разговорных структур превращает многие произведения Гоголя в задушевную, пронизанную теплым юмором, беседу с читателем.
В начале «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» присутствуют разговорные восклицательные и вопросительные предложения, интонационное выделение отдельных членов, экспрессивная эллиптичность, соединенная с разговорно-просторечной лексикой и фразеологией, позволяют буквально слышать голос рассказчика.
Разговорные вопросительные и восклицательные предложения часто встречаются в «Мертвых душах», где они вносят струю интимного общения с читателем, живого, заинтересованного разговора с ним или передают быстрые и противоречивые изменения в мыслях персонажей.
Гоголь часто пользуется такими типичными для разговорного языка конструкциями, как незаконченные, оборванные предложения. Автор словно не считает нужным или возможным по тем или иным соображениям завершить начатую мысль и переходит к следующей, новой: # «Жена его… впрочем, они совершенно довольны друг другом».
Разговорность языка создается и употреблением последовательных отрицаний с противопоставлениями, приводящих к констатации приблизительности какого-либо качества.
Разговорные частицы, вводные слова и предложения, свободный порядок слов – все это придает произведениям Гоголя тональность живого устного общения с читателем.
Проза Гоголя, как и прозаические произведения Лермонтова, оказала большое влияние на дальнейшее развитие синтаксиса осложненного простого предложения, сложного предложения и сложного синтаксического целого. В отличие от Пушкина Гоголь широко употребляет предложения с обособленными распространенными второстепенными членами, с однородными членами.
Сложные предложения имеют в прозе Гоголя такой же удельный вес, как и простые; сложноподчиненные предложения употребляются так же часто, как и сложносочиненные; конструкции с союзной связью используются наряду с бессоюзными сложными предложениями. Часто в авторском повествовании встречаются периоды.
Для прозы Гоголя характерно строение предложений, содержащих образные сравнения, которые перерастают в самостоятельные поэтические красочные картины – объемные, подробные, развернутые. Сравнения строятся обычно как сложное синтаксическое целое, как ритмически организованный период, занимающий иногда свыше 15 печатных строк.
Часто тексты прозаических произведений Гоголя представляют собой сложное синтаксическое целое с подчинительной и сочинительной связью отдельных частей этого целого, с присоединением нескольких зависимых частей к главным по способу соподчинения и последовательного подчинения с помощью союзов или без них.
В этом отношении проза Гоголя отличается от прозы Пушкина и напоминает произведения Тургенева, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Горького, дающие материал для изучения сложных синтаксических единств русского языка.
В.Г. Белинский указывал на другое качество гоголевских произведений – на их стилистическое совершенство. Он писал: «… у Гоголя есть нечто такое, что заставляет не замечать небрежности его языка, – есть слог
».
В произведениях Гоголя разрабатываются новые и усовершенствуются употреблявшиеся его предшественниками речевые средства комического. Одним из излюбленных средств создания комического у Гоголя являются каламбуры, построенные на многозначности слова, на слиянии омонимов. С этой же целью Гоголь употребляет стилистически разноплановые синонимы, выстраивает в один синонимический ряд далекие по значению слова, которые не имеют общих сем. Гоголь употребляет в качестве синонимов слова очень далекой и почти противоположной экспрессии и стилистической окраски (# сбруя
и
доспехи
,
доехал
и
отделал
,
жмурил
и
хлопал
). Это т.н. контекстные (индивидуально-авторские) синонимы. Автор сближает и употребляет как синонимы такие слова, которые в общепринятом словоупотреблении не являются эквивалентными.
Сатирическая расшифровка понятий, появление добавочных смысловых моментов, идущих вразрез с общепринятым значением слова, – также распространенное у Гоголя средство комического.
Комизм создается Гоголем и путем сочетания стилистических контрастов, резкой смены далеких, иногда прямо противоположных стилевых систем. Так, лирическое отступление о Руси и ее просторах, написанное в духе книжно-романтического, приподнято-торжественного слога, неожиданно прерывается диалогом весьма прозаического характера, с типичными для разговорной речи словами и выражениями.
В творчестве Гоголя происходит органичное соединение сатирического и лирического начал. Описание мелочей сочетается с лирическими отступлениями. Сплав различных стилевых пластов – поэтической речи и бытового просторечия, граничащего с бранной лексикой, является проявлением единства противоположных начал и служит для выражения контраста мечты и действительности, недостижимости идеала писателя.
Особенности творчества
Несмотря на разнообразие жанров, в центре произведений Н. В. Гоголя всегда стоял человек. Описание человеческой жизни происходило с помощью обращения к фольклорным традициям. Народные сказания, предания, легенды являлись основами сюжетов произведений Н. В. Гоголя.
Часто в произведениях Н. В. Гоголя реальный мир воедино соединяется с фантастическим миром. Мистические персонажи сочетаются с реальными личностями. Это указание на двоемирие говорит о романтическом направлении, характерном для раннего творчества писателя.
Н. В. Гоголю с мастерством удавалось описывать реальную действительность, для которой свойственны коррупция и чинопочитание, разделение людей на бедных и богатых. Проблемы, поднятые писателем, до сего дня остаются актуальными, что и является причиной бессмертности произведений Н. В. Гоголя.
Значение Н. В. Гоголя в истории русской литературы
Творчество Гоголя имело исключительное значение в истории русской литературы. По утверждению Белинского и Чернышевского, Гоголь стал основателем целого направления в русской литературе, так называемой «натуральной школы» 40-х годов.
«Натуральная школа», сложившаяся в 40-х годах, разнородная по общественно-политическим взглядам ее представителей (Белинский, Герцен, Тургенев, Гончаров и другие), объединялась тем, что в центр внимания ставила социальную действительность. Характерными чертами натуральной школы явилось, во-первых, изображение людей простых, из средних и низших слоев населения; во-вторых, разработка преимущественно прозаических форм творчества: романа, очерка, повести; в-третьих, демократизация литературного языка через введение разговорной речи провинциального дворянства и чиновничества, речи крестьянской, купеческой, мещанской и т. п.
Гоголь оказал сильное влияние на развитие сатирического творчества Герцена, Некрасова, Чернышевского и особенно — Салтыкова-Щедрина.
Свободолюбие, героизм, показанные Гоголем в «Тарасе Бульбе», общий жизнеутверждающий тон его ранних повестей, живописные пейзажи, народнопоэтическая основа рассказов были восприняты от Гоголя и молодым Горьким в романтических произведениях.
Велико значение Гоголя в развитии русского литературного языка. Вслед за Пушкиным он обратился к речи народа. Он боролся за чистоту и самобытность русского языка. Этим качеством своего языка Гоголь оказал влияние и на Тургенева как автора «Записок охотника», и на Островского, и на Некрасова. Салтыков-Щедрин учился у Гоголя приемам сатирического разоблачения дворянско-чиновничьей России.
Творчество Гоголя вдохновляло русских композиторов и художников. Мусоргский написал на сюжет Гоголя оперу «Сорочинская ярмарка», Римский-Корсаков — «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», Чайковский — «Черевички». Репин создал свою знаменитую картину «Запорожцы» не без влияния «Тараса Бульбы». Материал с сайта //iEssay.ru
Место и значение Гоголя в истории мировой литературы определяется ролью, которую он сыграл в развитии русской литературы, занявшей в XIX веке ведущее место в художественном творчестве всего человечества.
Продолжая традиции Пушкина, Гоголь внес в историю русской и мировой литературы особый реализм. Он усилил остроту критического изображения действительности, он верил в русский народ, в его великое будущее.
Наконец, значительный вклад Гоголя в литературу — тот особый юмор, в основе которого лежит высокое чувство гуманности: горький смех сквозь слезы.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
- роль творчества гоголя в русской литературе
- вклад гоголя в литературу
- какой вклад в историю внес гоголь
- роль гоголя в истории русской литературы
- вклад гоголя в развитие русской литературы
Интересные ответы
- Основные сражения Великой Отечественной Войны (1941-1945)
Великая Отечественная Война – единственная война XX века, охватившая весь мир. Нет войны длиннее и страшнее, и даже не менее ужасающие Афганская и Чеченская войны меркнут по сравнению с ней. - Окружающий мир
- Джек Лондон — сообщение доклад 5, 6 класс кратко
Одним из известных американских писателей, прославившихся своими рассказами и романами, где присутствует много приключений и путешествий, является Джек Лондон. Жизненный путь автора удивительных произведений, - Гранит — сообщение доклад (2, 6 класс окружающий мир)
Гранит относится к горным породам, образовавшимся в процессе застывания магмы. Это очень твердый материал. Гранит является основанием всех континентов, он широко распространен на Земле. А вот в Космосе его нигде нет - Акулы — сообщение доклад
Акулы относятся к классу хрящевых рыб и подклассу пластиножаберных. Выделяется 350 видов акул. Большинство из них – хищники, но некоторые (наиболее крупные китовая и гигантская акулы) питаются планктоном.
- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Творчество Гоголя
За свою жизнь Николай Васильевич Гоголь создал множество прекрасных произведений. На его книги повлияли фольклорные традиции, обычаи и ритуалы, а также народное творчество: былины, легенды, сказки, поверья, песни.
Наиболее ярко народный быт запорожцев описывается в произведениях, входящих в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Знакомясь с этими произведениями, читатель воссоздает в своей голове реальные сцены народной жизни украинцев. В рассказах и повестях много сказочных элементов. Они гармонично сочетаются с эпизодами из реальной жизни. Таким образом, создается настоящая сказка.
Апогей описания народного быта и жизни достигается в повести «Тарас Бульба». Произведение повествует о жизни запорожского казака Тараса Бульбы и двух его сыновей. Они отправляются служить с отцом и начинается война. Один из них, Андрий, полюбил польскую панночку, отдал все сердце возлюбленной и предал Отечество, отрекся от отца и родины. Отцу, Тарасу Бульбе, стыдно, что его сын так поступил, ведь теперь Андрий сражается на стороне врага. В конце концов он убивает Андрия. Но есть у Тараса Бульбы еще один сын — Остап. Он очень сильный и верный казак. Остап лишен эмоциональности и чувственности, которые присущи его брату. Он действует твердо и решительно, но в конце попадает в плен поляков. Они казнят его перед глазами Тараса Бульбы. Ему очень горестно терять сына.
Многие высказывания из «Тараса Бульбы» стали крылатыми выражениями. Например, «Я тебя породил — я тебя и убью», «Есть ещё порох в пороховницах!».
Все творчество Гоголя можно разделить на две части. Все перечисленные произведения составляют первую часть, народную. Но Николай Васильевич много писал и про жизнь чиновников, «маленьких людей», про произвол власти. Писатель высмеивал пороки современного ему общества. Например, алчность, глупость, скудоумие, презрение к образованию, глупость, ханжество. Таких произведений у писателя очень много. Это и «Петербургские повести», и комедия «Ревизор», и поэма «Мертвые души», с которыми нам только предстоит познакомиться в будущем.
Но все произведения Николая Гоголя связаны мыслью о том, что добро всегда победит зло, что свет всегда побеждает тьму. Автор искренне в это верил и пытался донести эту правду до читателя. Таким образом, произведения Гоголя воспитывают в людях доброту, милосердие, справедливость и ответственность.
Н. В. Гоголь — «поэт жизни действительной»
Тема: Н. В. Гоголь — «поэт жизни действительной»
Цели: – расширить знания учащихся о личности писателя, о секретах гоголевского художественного стиля; познакомить с историей создания повести «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»;
– развитие аналитического мышления учащихся;
– воспитание интереса к творчеству русских писателей, уважения к культурному наследию.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
– 1. О чём заставляет нас задуматься стихотворение «Выхожу один я на дорогу»? Какие чувства у нас вызывает? (О проблемах жизни и смерти. Чувства грусти и умиротворения.)
– 2. В каком году было написано стихотворение «Выхожу один я на дорогу»? Каким образом факты из жизни дополняют наше представление о стихотворении? (Летом 1841г., незадолго до трагической гибели поэта. В стихотворении как будто звучит своеобразное предсказание о скорой смерти и вечной славе поэта)
– 3. Каким видится герою мироздание в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»? В какой точке пространства ощущает себя герой?(Ощущает себя в центре вселенной, слиты воедино Земля–Небо–Человек )
– 4. В чём особенности композиции стихотворения «Выхожу один я на дорогу», особенности его исполнения? (Каждое первое предложение последующей строфы дополняет смысл последнего предложения предыдущей (Цепная связь): И звезда с звездою говорит – В небесах торжественно и чудно. Строфы пронумерованы – каждая строфа раскрывает свою маленькую подтемку: 1. Вступление. (Ночь тиха.), 2. Боль и грусть, 3. Желание уснуть, 4. Живой сон, 5. Концовка. (Вечное пение, темный дуб). Мелодичность, напевность, загадочность стихотворения.
– 5. В чём смысл стихотворения «Завещание»? Какова его предыстория? (Исповедь умирающего от ран армейца. Написано под впечатлением от сражений на Кавказе, куда Лермонтов дважды был сослан. Главная идея – зачем затеваются войны?)
– 6. С помощью каких слов и приёмов автор пытается передать внутренний мир героя стихотворения «Завещание»? (Монолог, самокритика героя («моей судьбой, // Сказать по правде, очень // Никто не озабочен.», верен царю, краю родному, любит родных, не хочет опечалить их, простил в душе соседку, с которой давно расстались, которая забыла его: «Пускай она поплачет… // Ей ничего не значит.)
– 7. Какие чувства овладевают лирическим героем в стихотворении «Узник»? (Романтические мечты о свободе, о красавице младой, о коне.)
– 8. Раскройте предысторию написания стихотворения «Узник».
Осенью 1840 г. вышел первый сборник произведений М. Ю. Лермонтова, составленный им самим. На 3-ем месте в нём было стихотв. «Узник».
В 1837 г. поэт находился под арестом в здании Главного штаба за вольные изречения в стихотворении «Смерть поэта», посвящённом гибели А. С. Пушкина. К арестованному Лермонтову допускали только камердинёра, который приносил хлеб. Поэт велел ему заворачивать хлеб в серую бумагу. На клочьях этой бумаги с помощью вина, печной сажи спички Лермонтов написал несколько стихотворений, в том числе и «Узник».
– 9. Каков пафос стихотворения «Узник»? (Пафос протеста, вольности.)
– 10. В чём своеобразие стихотворения «Воздушный корабль»? (Тюремные стихотворения, романтизм, в основе баллада австрийского поэта Цедлица «Корабль призраков», поводом стали слухи о перевозе праха Наполеона с Острова Святой Елены в Париж, историч. события, возврат в прошлое)
– 11. Что объединяет и в чём различие стихотворений «Она не гордой красотою» и «Нет, не тебя так пылко я люблю»? (Про любовь и то и то, но в 1-м восхищение любимой, во 2-м угасшие чувства, годы написания не совпадают: 1832, 1841)
– 12. Какие чувства у вас вызвало стихотворение «Ангел»?
- Изучение нового материала.
Тема нашего урока Н. В. Гоголь – «поэт жизни действительной» (В. Белинский)
Открываем тетрадки, запишем основные события жизни поэта. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детские годы писателя прошли в родовом имении Гоголей-Яновских в деревне Васильевке, недалеко от Сорочинцев. Его отец, Василий Афанасьевич, небогатый помещик, был страстным поклонником искусства, любил книги, театр, писал стихи и комедии.
Первоначальное образование Гоголь получил в своей родной Васильевке у домашнего учителя-семинариста. В 1819 году Гоголя отдали учиться в Полтавское уездное училище, а через два года он был принят в Нежинскую гимназию высших наук.
В гимназии Гоголь с удовольствием занимался рисованием, много читал, принимал деятельное участие в выпуске гимназических журналов «Звезда» и «Метеор литературы». В них он помещал свои стихи, рассказы, повести, но ни одно из этих произведений до нас не дошло, и лишь по воспоминаниям его товарищей мы знаем, что гимназисты читали их с увлечением.
Несколько позже Гоголь увлекся занятиями в драматическом кружке. С большим успехом он играл, например, роль Простаковой в комедии «Недоросль». Учителя и товарищи пророчили ему театральную будущность. Гоголь мечтал посвятить себя государственной службе. В одном из писем в конце 1827 года он писал: «Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага». Решив отдать все свои силы служению родине, мечтая о большой государственной деятельности, Гоголь по окончании гимназии уезжает в Петербург.
Но столица встретила юношу холодно. Все его попытки найти себе место чиновника в Петербурге оказались тщетными, и у него оставалась лишь одна надежда — на литературную работу. В 1829 году под псевдонимом В. Алова он издает поэму в стихах «Ганс Кюхельгартен». Поэма представляла собой слабое подражание напыщенно романтическим произведениям, сюжет ее был неоригинален, надуман.
Критика встретила поэму сурово. Гоголь был близок к отчаянию. Ему казалось, что все мечты его рухнули, и он решил отправиться за границу. Прожив некоторое время в Любеке, он понял, что вне России для него жизни нет, что укрыться от себя он нигде не сможет, и возвратился в Петербург.
Только в конце 1829 года ему, наконец, удается поступить мелким чиновником в департамент государственного хозяйства. Но служба не удовлетворяла Гоголя, так как он не увидел в ней осуществления своих высоких помыслов. Все больше и больше его влекли искусство и литература.
Летом 1830 года Николай Васильевич начал посещать занятия в Академии художеств и одновременно собирал материал для задуманных рассказов и повестей из жизни Украины.
Первое из этих произведений появилось в «Отечественных записках» в 1830 году. Это была повесть «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Читатели и критики приняли ее хорошо, и, воодушевленный успехом, Гоголь стал упорно работать над новыми произведениями. Вскоре он сблизился с Дельвигом, Жуковским, Плетневым, а затем и с Пушкиным.
При содействии критика Плетнева он получает место преподавателя истории в Патриотическом институте и, таким образом, оставляет службу в департаменте.
В сентябре 1831 года вышла в свет первая часть книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Критика и читатели встретили книгу восторженно. Высокую оценку дал ей Пушкин.
Через полгода выходит в свет вторая часть «Вечеров», встреченная читателями и передовой критикой не менее восторженно, чем первая.
Работая над рассказами из украинской жизни, Гоголь увлекся историей Украины. Летом 1832 года он поехал к себе на родину, в Васильевку, проездом побывал в Москве, где подружился с актером Щепкиным.
После этой поездки Гоголь работал особенно энергично и в 1835 году выпустил в свет «Арабески» и «Миргород», которые закрепили за ним славу первоклассного русского писателя.
Белинский назвал эти книги «самым необыкновенным явлением в нашей литературе» и посвятил Гоголю статью «О русской повести и повестях Гоголя».
В «Миргород» вошли повести: «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Вий»; историческая повесть «Тарас Бульба», замысел которой связан с изысканиями Гоголя в области истории и деятельностью профессора истории Петербургского университета.
В сборник «Арабески» включены повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего». К ним примыкают опубликованная в журнале «Современник» сатирическая повесть «Нос» и «Петербургские повести».
Занятия историей Гоголь вскоре оставил, так как убедился, что его точка зрения на историю расходится с официальной. Он оставил кафедру в университете и занялся только литературной работой. Ближайшим советником и руководителем Гоголя в этот период стал Пушкин. В одной из бесед Александр Сергеевич подсказал ему сюжет комедии «Ревизор».
Гоголь закончил эту комедию в 1836 году. В том же году она была поставлена на сцене и имела исключительный успех, но против нее резко высказались реакционные журналисты, которые увидели в комедии злую карикатуру на чиновничество. Журнальная травля, начатая против Гоголя, сильно подействовала на писателя, и он решил на время покинуть столицу, «разгулять свою тоску». В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл 12 лет, до 1848 года. Гоголь жил в Германии, Франции, Швейцарии и Италии. Несколько раз за эти годы он приезжал в Россию.
В Риме он узнал о смерти Пушкина. Глубоко потрясенный этим известием, он писал: «Все наслаждение моей жизни исчезло вместе с ним… невыразимая тоска!».
Пережив горечь утраты, Гоголь принялся за работу над поэмой «Мертвые души», и в мае 1842 года первая часть поэмы вышла из печати. Поэма получила высокую оценку Белинского, Герцена, но реакционная критика яростно напала на нее, увидев в ней «унижение русских людей». Озлобленные нападки и самые противоречивые оценки поэмы сильно волновали Гоголя.
Следуя своему замыслу, он стремился во второй части поэмы создать образы положительных героев из чиновно-дворянской среды, но сделать ему это не удалось. Результаты работы над продолжением поэмы все больше не удовлетворяли писателя. К лету 1845 года главы второй части «Мертвых душ» были готовы, но Гоголь их сжег.
В 1846 году Гоголь выпускает в свет книгу «Выбранные места из переписки с друзьями».
В 1847 году он снова принимается за создание второго тома поэмы «Мертвые души», однако, несмотря на огромное напряжение, работа продвигается крайне медленно.
В 1848 году Николай Васильевич возвращается в Россию, но, даже освеженный новыми впечатлениями от русской жизни, уже не может осуществить своих творческих замыслов. Тяжелые переживания и творческие неудачи ослабляют здоровье писателя. В ночь на 4 марта 1852 года, в состоянии глубокого нервного потрясения, он сжег вместе с разными своими бумагами и новый вариант второго тома «Мертвых душ». Утром 21 февраля (4 марта) Гоголя не стало. Похоронен он в Москве, на Даниловском кладбище. В наше время останки Гоголя перезахоронены на кладбище Новодевичьего монастыря.
- Закрепление нового материала
– Что нового вы узнали о творчестве Николая Васильевича Гоголя? Назовите его наиболее известные произведения
Д/з. С. 253–291 (проч. статью о Гоголе и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
«Гоголь-XXI век»: Как Гоголь сочинил Россию, а мы досочинили Гоголя
Путь Николая Гоголя не оборван, а не завершен, недосочинен.
У Гоголя нет ни одного произведения, где бы не встречалось слова «сапоги». Да и в письмах, в какой бы загранице он не был, обязательно спросит у друзей, а какие в России носят сапоги. Наверное, это важно для будущих маркетологов.
В наше время Николай Васильевич и все, что связано с ним — становится брендом. Модный «Гоголь-центр», разнообразные корчмы «Тарас Бульба», бесчисленные сорта карамелек, появившихся еще в дореволюционные времена (кто не знает, что Гоголь обожал сладкое и мог в один присест слопать банку варенья).
Возможно, когда-нибудь на рынке появятся макароны «Гоголь» (Николай Васильевич и макароны очень любил), и обязательно — свечи от геморроя «гоголь» (ну кто не знает, что писатель собирал по всему миру рецепты от геморроя) и сапоги «Гоголь». А может быть и еще какие нибудь изделия под называнием, например, «Вий».
(И не я придумала, что Николай Васильевич был первым писателем, затронувшим тему либидо. Его «Вий» — это не Вий, а нечто хтоническое, явившееся мстить Хоме, покатавшемуся на панночке и укатавшего ее до смерти).
Как все гоголевские герои, возродившиеся после смерти и ставшие чем-то большим, чем они были при жизни, оживает и Гоголь. Еще несколько лет назад филолог Юрий Манн заметил, что упомянуть Николая Васильевича в числе любимых авторов становится хорошим тоном. (О любви к Гоголю говорят даже спортсмены). Ну а оставлять в своих романах гоголевский след — излюбленный прием писателей. То у Иванова в «Блуда и МУДО» мелькнет слово «чичить» от Чичикова, то у Водолазкина в новом «Брисбене» появится герой по фамилии Яновский. Гоголем становится и то, что к Гоголю имеет очень мало отношения. Например, абсурдный сериал «Гоголь» с Сашей Петровым или текст «Дурной приговор», написанный нейросетью «Яндекса» про пекаря Харитона, заключившего нехороший договор с нечистой силой.
Смешнее всего и трогательнее всего в этом смысле — попытка перенести гоголевские локации на российскую землю. А таких попыток — немало. В коттеджном строительстве существует тип дачного дома «гоголь», где-то в Подмосковье высится жилой комплекс «Гоголь-парк» и — как самое алогичное, элитный поселок Диканька в Тверской области, построенный в виде украинских хат и распроданный давным-давно. Ну да, некоторые гоголевские идеи, которые раньше казались абсурдными (вроде огромного моста через пруд, по краям которого должны стоять торговки) ныне оказываются востребованным бизнес-проектом. Однако поселок Диканька — это апофеоз идиотизма. О какой нормальной жизни можно говорить в поселке с таким названием…
Любимое слово Гоголя — поприще. В свой литературный опыт он вкладывал служение поприщу, служению некой дороге. Отсюда и патологическая любовь к сапогам и патологическая бесприютность.
Если сходить в Третьяковку на выставку Репина, можно увидеть там редко выставляющееся страшное полотно «Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ»
Фото: Евгения КОРОБКОВА
Он выдумал Украину так, что она ею стала, он создал Петербург так, что Петербург стал собой. А потом он решил выдумать Россию, чтобы замкнуть космос, чтобы в нем стали частью общего пейзажа Малороссия и Петербург. И не смог. «Гоголь вывинтил какой-то важный винт из русского корабля», — вот самое, наверное, известное высказывание Розанова на эту тему.
Отличие гоголевской Украины от его же России не только в разнице между украинским «Вием» и хлипким петербургским «Носом». В мифе об Украине писателю удалось создать образ дома, но пытаясь создать миф о России, Гоголь этого дома не создал.
Если сходить в Третьяковку на выставку Репина, можно увидеть там редко выставляющееся страшное полотно «Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ». Задолго до того как в моду вошли незаконченные романы, Николай Васильевич создал свой незаконченный роман. Никто не знает, каким он задумывал финал «Мертвых душ», но очевидно, что финала быть не может. Невозможно представить, что Чичиков со своим кучером Селифаном однажды приедут домой. Его Чичиков был Одиссеем без Итаки.
Путь Гоголя не оборван, а не завершен, недосочинен. И поэтому забавны и трогательны попытки воспроизвести гоголевские локации на Российской земле. Россия безмерна, в ней нет дома, но есть путь, долгий, бесконечный путь, в котором и заключен смысл.
- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Творчество Гоголя
За свою жизнь Николай Васильевич Гоголь создал множество прекрасных произведений. На его книги повлияли фольклорные традиции, обычаи и ритуалы, а также народное творчество: былины, легенды, сказки, поверья, песни.
Наиболее ярко народный быт запорожцев описывается в произведениях, входящих в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Знакомясь с этими произведениями, читатель воссоздает в своей голове реальные сцены народной жизни украинцев. В рассказах и повестях много сказочных элементов. Они гармонично сочетаются с эпизодами из реальной жизни. Таким образом, создается настоящая сказка.
Апогей описания народного быта и жизни достигается в повести «Тарас Бульба». Произведение повествует о жизни запорожского казака Тараса Бульбы и двух его сыновей. Они отправляются служить с отцом и начинается война. Один из них, Андрий, полюбил польскую панночку, отдал все сердце возлюбленной и предал Отечество, отрекся от отца и родины. Отцу, Тарасу Бульбе, стыдно, что его сын так поступил, ведь теперь Андрий сражается на стороне врага. В конце концов он убивает Андрия. Но есть у Тараса Бульбы еще один сын — Остап. Он очень сильный и верный казак. Остап лишен эмоциональности и чувственности, которые присущи его брату. Он действует твердо и решительно, но в конце попадает в плен поляков. Они казнят его перед глазами Тараса Бульбы. Ему очень горестно терять сына.
Многие высказывания из «Тараса Бульбы» стали крылатыми выражениями. Например, «Я тебя породил — я тебя и убью», «Есть ещё порох в пороховницах!».
Все творчество Гоголя можно разделить на две части. Все перечисленные произведения составляют первую часть, народную. Но Николай Васильевич много писал и про жизнь чиновников, «маленьких людей», про произвол власти. Писатель высмеивал пороки современного ему общества. Например, алчность, глупость, скудоумие, презрение к образованию, глупость, ханжество. Таких произведений у писателя очень много. Это и «Петербургские повести», и комедия «Ревизор», и поэма «Мертвые души», с которыми нам только предстоит познакомиться в будущем.
Но все произведения Николая Гоголя связаны мыслью о том, что добро всегда победит зло, что свет всегда побеждает тьму. Автор искренне в это верил и пытался донести эту правду до читателя. Таким образом, произведения Гоголя воспитывают в людях доброту, милосердие, справедливость и ответственность.
2 вариант
В плеяду великих русских писателей вписано имя Николая Васильевича Гоголя. Местом его рождения была деревня Сорочинцы, в родном имении Васильевка. С самого детства он был поклонником мистики, у него была болезнь тафофобией. Он боялся, что его могут похоронить заживо. Мистика появляется почти во всех его произведениях. Он приобрел известность, сначала как критик и только потом как писатель. Он пробовал себя в различных литературных жанрах. У писателя вышло примерно тридцать произведений. Но лучшим его произведением считается повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Книги Гоголя не похожи и не связаны между собой. Все они различаются стилем, героями и местами действий. Это разные люди среди них и деревенские жители, как Вакула и Солоха. И столичные люди, как художник Чартков. Так же присутствуют жители небольших провинциальных городков.
Во всех сюжетах переплетаются русский язык с украинской мовой. Гоголь с большой любовью описывает жизнь простого народа. Особенно это видно в описании жизни городничего и его жены, которые только и делают, что едят и пьют.
Гоголь тщательно прописывает мелочи: образы героев, место событий описаны с мельчайшими подробностями. Даже имена своим героям он дает необычные: Бобчинский и Добчинский, Замухрышкин, Довгочхун
Многие герои из разных произведений стали нарицательными. К примеру, Плюшкин означает скупова человека, Хлестаков символизирует обман, а Салоха деревенскую чаровницу.
В произведениях Гоголя много разной «нечисти». Самое мистическое произведение «Вий». Писатель уверял, что это произведение не его фантазия, а реальная история, произошедшая в одном из украинских сел. Гоголь верил в то, что нечистая сила живет везде, вареники при помощи взгляда попадают в рот, утопленницы могут разговаривать.
По его книгам изучают русский язык и литературу. По многим произведениям писателя сняты фильмы и сказки. Эти фильмы актуальны и в наше время.
Мистика сопровождала Гоголя в течение всей его жизни. Гоголь всегда будет непревзойденным мистиком XIXвека.
Проблемы, которые поднял писатель, актуальны по сей день, чем и объясняется бессмертность произведений Н. В. Гоголя.
Также читают:
Картинка к сочинению Творчество Гоголя
Популярные сегодня темы
- Сочинение Образ Манюшки в рассказе Паустовского Телеграмма
Манюшка – соседская девчушка, дочка сапожника с колхоза. Она жила в селе, аристократичная редкость ее никак не касалась. Зачастую посещала Катерину Петровну также могла помочь ей: доставляла водичку с колодца
- Сочинение Нравственный идеал в романе Преступление и наказание Достоевского
В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский отразил свой нравственный идеал в человеке. Как утверждал великий писатель, основой жизни является доброта и любовь.
- Сочинение по картине Петрова-Водкина Селедка
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – это автор многих картин, он сильный, своеобразный, необыкновенный художник с собственным уникальным видением на цвета, формы, композиции.
- Сочинение на тему Сентябрь
Я не люблю времена года, когда сильно жарко или сильно холодно. Лето и зима — это мои самые нелюбимые сезоны. Но как только наступает осень или весна, я стараюсь максимально радоваться тому, что происходит на улице
- Сочинение Шурочка в повести Поединок Куприна характеристика, образ
Пожалуй, главным женским образом в повести Куприна «Поединок», является Шурочка. Полное имя героини — Александра Петровна Николаева. Она замужем за поручиком Николаевым
О значении Гоголя в истории русской литературы
Научные работы →
Воропаев В. А. д.ф.н., проф. фил. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва) / 2009
1 апреля нынешнего года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя1. Для России, русской культуры это знаменательная дата. Интерес наших соотечественников к творчеству Гоголя никогда не угасал. В чем секрет такой популярности? Гоголь не только классик русской литературы, но и великий патриот России. «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русской, – писал он своему другу графу Александру Петровичу Толстому. – Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русской Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви» (VIII, 300).
Это письмо, названное Гоголем «Нужно любить Россию» и включенное в книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», было запрещено цензурой и не печаталось при жизни автора. Оно и сегодня, к сожалению, не так широко известно. Да и сама книга, о которой много написано, едва ли понята в своей сути. В ней Гоголь во всеуслышание высказал свои взгляды на веру, Церковь, царскую власть, Россию, слово писателя. Он выступил в роли государственного мыслителя, стремящегося к наилучшему устройству страны, установлению единственно правильной иерархии должностей, при которой каждый выполняет свой долг на своем месте и тем глубже сознает свою ответственность, чем это место выше.
Все вопросы жизни – бытовые, общественные, государственные, литературные – имеют для Гоголя религиозно-нравственный смысл. Признавая и принимая существующий порядок вещей, он стремился к преобразованию общества через преобразование человека. «Общество образуется само собою, общество слагается из единиц, – говорил он. – Надобно, чтобы каждая единица исполнила должность свою. <…> Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство» (ХIII, 443).
Гоголь указал на два условия, без которых никакие благие преобразования в России невозможны. Прежде всего, нужно любить Россию. А что значит – любить Россию? Писатель поясняет: «Тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, – нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином во всем смысле этого слова» (VIII, 441).
Не должно также ничего делать без благословения Церкви: «По мне, безумна и мысль ввести какое-нибудь нововведение в Россию, минуя нашу Церковь, не испросив у нее на то благословенья. Нелепо даже и к мыслям нашим прививать какие бы то ни было европейские идеи, покуда не окрестит их она светом Христовым» (VIII, 284). Для Гоголя понятие христианства выше цивилизации. Залог самобытности России и главную ее духовную ценность он видел в Православии.
Гоголь учил сознательному, ответственному отношению к жизни. Незадолго до смерти (в письме к протоиерею Матфею Константиновскому 1850 г. ) он говорил: «Хотелось бы живо, в живых примерах, показать темной моей братии, живущей в мире, играющей жизнию, как игрушкой, что жизнь – не игрушка» (ХIV, 179). Современный человек во многом утратил представление о том, для чего он живет, что ему делать со своей жизнью. Раньше он это понимал через православную веру, которая учит чувству ответственности.
Фольклорные образы и сюжеты, почерпнутые из преданий, народных песен и дум, сочетаются в произведениях Гоголя с жизненным реализмом, образуя неповторимый художественный синтез. Великий знаток человеческой души, доподлинно знавший, как неискоренимо зло в человеческой натуре, он был также гениальным лириком, тонко и проникновенно умевшим чувствовать красоту родной природы и величие человеческого духа.
Гоголь воспел героическое прошлое казачества, рыцарскую преданность Отечеству и вместе с тем в поэтическом песенном образе неудержимо несущейся птицы-тройки выразил уверенность в великом духовном будущем своей страны и народа. Для него русский и малороссиянин – близнецы-братья, призванные к тому, чтобы составить «нечто совершеннейшее в человечестве» (ХII, 419).
Что касается художественного стиля Гоголя, то он стремился выработать его таким, чтобы в нем сливались стихии церковнославянского и народного языка. Это подтверждается, в частности, собранными им «Материалами для словаря русского языка», где представлены слова и диалектные, и церковнославянские. По Гоголю, характерное свойство русского языка – «самые смелые переходы от возвышенного до простого в одной и той же речи» (VIII, 233). При этом он подчеркивал, что под русским языком разумеет «не тот язык, который изворачивается теперь в житейском обиходе, и не книжный язык, и не язык, образовавшийся во время всяких злоупотреблений наших, но тот истинно русский язык, который незримо носится по всей Русской земле, несмотря на чужеземствованье наше в земле своей, который еще не прикасается к делу жизни нашей, но, однако ж, все слышат, что он истинно русский язык…» (VIII, 358).
Эти мысли легли в основу характеристики Гоголем русского языка в статье «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность», которую по праву можно назвать эстетическим манифестом писателя. «Необыкновенный язык наш есть еще тайна <�…> – говорит Гоголь. – Он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны – выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека…»(VIII, 408–409).
Не удивительно, что Гоголь отчасти и проник в тайну этого рождающегося языка. Приобретая драгоценный опыт, он стремился поделиться им с друзьями-литераторами, например, Николаем Языковым, которому писал в 1843 г. из Бадена: «В продолжение говения займись чтением церковных книг. Это чтение покажется тебе трудно и утомительно, примись за него, как рыбак, с карандашом в руке, читай скоро и бегло и останавливайся только там, где поразит тебя величавое, нежданное слово или оборот, записывай и отмечай их себе в материал. Клянусь, это будет дверью на ту великую дорогу, на которую ты выдешь! Лира твоя наберется там неслыханных миром звуков и, может быть, тронет те струны, для которых она дана тебе Богом» (ХII, 205).
Сохранившиеся тетради выписок Гоголя из творений святых отцов и богослужебных книг свидетельствуют о том, что ему хорошо известна была христианская книжность. Судя по всему, он искал путей к тому, чтобы стать духовным писателем в собственном смысле этого слова. Духовная, церковная литература по форме имеет ряд отличий от литературы светской, хотя между этими видами словесности имеются некоторые общие приемы, в том числе и художественные. Но духовное творчество имеет строго определенную цель, направленную к объяснению смысла жизни по христианскому вероучению. Такое творчество основывается на Священном Писании и имеет определенные признаки. Писатель, взявшийся решать вопросы сокровенной жизни «внутреннего человека», сам должен быть православным христианином. Он обязан также основательно знать предшествующую традицию церковной литературы, а она корнями уходит в Святое Евангелие – источник духовного слова, резко отличающийся по своей направленности от основы, породившей художественную литературу во всем разнообразии ее проявлений. Наконец, для церковного писателя необходима живая вера в Промысл Божий, в то, что во Вселенной все совершается по непостижимому замыслу ее Создателя. В своем зрелом творчестве Гоголь приблизился именно к такому пониманию целей литературы.
Назначение искусства, считал Гоголь, – служить «незримой ступенью к христианству», ибо современный человек «не в силах встретиться прямо со Христом» (VIII, 269). По Гоголю, литература должна выполнять ту же задачу, что и сочинения духовных писателей, – просвещать душу, вести ее к совершенству. В этом для него – единственное оправдание искусства. И чем выше становился его взгляд на искусство, тем требовательнее он относился к себе как к писателю.
Суть творческого развития Гоголя заключается в том, что от чисто художественных произведений, где литургическая, церковная тема была как бы в подтексте, он переходит к ней непосредственно в «Размышлениях о Божественной Литургии», сочинениях, подобных «Правилу жития в мире» (собственно духовная
проза), и в публицистике «Выбранных мест из переписки с друзьями». К новым жанрам зрелого творчества Гоголя можно отнести и составленные им молитвы, а также систематизированные выписки из творений святых отцов и учителей Церкви – труды, характерные скорее для такого писателя-аскета, каким был, например, святитель Игнатий (Брянчанинов), чем для светского литератора. Молитвы Гоголя, написанные во второй половине 1840-х гг., свидетельствуют о его богатом молитвенном опыте и глубокой воцерковленности его сознания.
В постижении тайны проникновенного лиризма церковной поэзии, осознании значения церковнославянского языка в формировании русского литературного языка Гоголь опередил свое время. Для Гоголя русский литературный язык – единственный и прямой наследник церковнославянского языка, который в славянским мире иногда называли русским и который был общеславянским книжным (литературным) языком. «Честь сохранения славянского языка, – говорил он, – принадлежит исключительно русским». Как-то в разговоре со своим земляком О. М. Бодянским, профессором истории и литературы славянских наречий Московского университета, Гоголь сказал: «Нам, Осип Максимович, надо писать по-русски <�…> надо стремиться к поддержке и упрочению одного, владычного языка для всех родных нам племен. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня – язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан…»
В конце жизни, осенью 1851 г., по возвращении из Оптиной Пустыни Гоголь посетил на Покров Свято-Троицкую Сергиеву лавру, чтобы помолиться о своей матери в день ее именин. Там он вместе с отцом Феодором (Бухаревым) посетил студентов Московской Духовной академии. «Студенты приняли его с восторгом, – вспоминал архимандрит Феодор. – И когда при этом высказано было Гоголю, что особенно живое сочувствие возбуждает он к себе тою благородною открытостью, с которой он держится в своем деле Христа и Его истины, то покойный заметил на это просто: «Что ж? Мы все работаем у одного Хозяина»».
Несмотря на краткость сказанных Гоголем слов, он все же выразил перед будущими пастырями важную мысль о том, что чувствует свою общность с ними в служении Христу.
Константин Мочульский в книге «Духовный путь Гоголя», имея в виду значение Гоголя в истории русской литературы, писал: «В нравственной области Гоголь был гениально одарен; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть ее с пути Пушкина на путь Достоевского. Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: ее религиозно-нравственный строй, ее гражданственность и общественность, ее боевой и практический характер, ее пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы. Сила Гоголя была так велика, что ему удалось сделать невероятное: превратить пушкинскую эпоху нашей словесности в эпизод, к которому возврата нет и быть не может».
В этих словах много правды, хотя, наверное, перелом в русской литературе был не столь резок. В том же Пушкине, особенно зрелом Пушкине 1830-х гг., нельзя не заметить начал будущей русской литературы, что, кстати сказать, хорошо сознавал и Гоголь, называя поэта «нашим первоапостолом».
О значении Гоголя в истории русской литературы говорилось немало. Может быть, точнее других сказал об этом протоиерей Павел Светлов, профессор богословия Киевского университета Св. Владимира: «Мысль Гоголя о необходимости согласования всего строя нашей жизни с требованием Евангелия, так настойчиво высказанная им в нашей литературе в первый раз, явилась тем добрым семенем, которое выросло в пышный плод позднейшей русской литературы в ее лучшем и доминирующем этическом направлении. Призыв обществу к обновлению началами христианства, хранимого в Православной Церкви, был и остается великою заслугою Гоголя перед отечеством и делом великого мужества для его времени, чаявшего спасения в принципах европейской культуры».
В заключение приведем слова, сказанные новомучеником протоиереем Иоанном Восторговым на панихиде по Гоголю в 1903 г., в которых ясно видится смысл его духовного значения. «Вот писатель, у которого сознание ответственности пред высшею правдою за его литературное слово дошло до такой степени напряженности, так глубоко охватило все его существо, что для многих казалось какою-то душевною болезнью, чем-то необычным, непонятным, ненормальным. Это был писатель и человек, который правду свою и правду жизни и миропонимания проверял только правдою Христовой. Да, отрадно воздать молитвенное поминовение пред Богом и славу пред людьми такому именно писателю в наш век господства растленного слова, – писателю, который выполнил завет апостола: слово ваше да будет солию растворено
. И много в его писаниях этой силы, предохраняющей мысль от разложения и гниения, делающей пищу духовную удобоприемлемой и легко усвояемой. <…> Такие творцы по своему значению в истории слова подобны святым отцам в Православии: они поддерживают благочестные и чистые литературные предания».
При жизни Гоголя ценили прежде всего как сатирика и юмориста. Многое в его творчестве стало понятно позднее. Любое направление или течение в литературе могло по праву видеть в нем своего предтечу. Гоголь стал первым представителем глубокого и трагического религиозно-нравственного стремления, которым проникнута русская литература. Выдвинутый им идеал воцерковления русской жизни – идеал до сей поры глубоко значимый для России.
Литературное значение Гоголя огромно. Его именем назван целый период русской литературы. И все-таки в сознание современников и последующих поколений он вошел как образец русского писателя, сознающего свою ответственность за то дело, к которому призван.
Примечания
1. Согласно свидетельству матери Гоголя и его родных, он родился 19 марта, а не 20-го, как ошибочно указано в метрической книге, и соответственно день рождения писателя мы должны отмечать 1-го апреля по новому стилю. (В нашем столетии при пересчете со старого стиля на новый прибавляется 13 дней.) См. об этом: Воропаев В. Когда родился классик? // Литературная газета. М., 2009. 1–7 апреля.
2. Цит. по: Гоголь Н. В. Собр. соч. : В 9т. /Сост., подгот. текстов и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. М., 1994. Т. 8. С. 30.
3. Данилевский Г. П. Знакомство с Гоголем (Из литературных воспоминаний) // Исторический Вестник. 1886. № 12. С. 479; Данилевский Г. П. Знакомство с Гоголем // Соч. СПб., 1901. Т. 14. С. 99.
4. <�Феодор (Бухарев), архимандрит. > Три письма к Н. В. Гоголю, писанные в 1848 году. СПб., 1860. С. 5–6.
5. Мочульский К. Духовный путь Гоголя. Париж, 1976. С. 86.
6. Светлов П. Я., прот., проф. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания (Богословско-апологетическое исследование). Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1905. С. 232.
7. Кол. 4, 6.
8. Восторгов И. И., протоиерей. Честный служитель слова /Речь на панихиде по Н. В. Гоголю по случаю открытия ему памятника в гор. Тифлисе, сооруженного городским самоуправлением // Полн. собр. соч. : В 5 т. СПб., 1995. Т. 2. С. 226–227.
К списку научных работ
Первые гоголевские произведения
После учебы в гимназии Гоголь переезжает в Петербург, мечтая о карьере чиновника. Но уже тогда, в 1828 году, его никуда не желают брать на работу. Будучи человеком впечатлительным, он обиженный и расстроенный пишет поэму «Ганс Кюхельгартен», где главный герой – молодой немецкий юноша, мечтающий послужить своей родине, но его не отпускают осуществить свою мечту. Конечно же, прототипом главного героя становится сам автор. Но его литературное творение подверглось сильнейшей критики. Это очень обидело начинающего писателя. Он сжигает весь вышедший из печати тираж этого произведения.
Проанализировав причины своей неудачи, Н.Гоголь начинает понимать, что все его мечты были наивными и детскими, но когда он устраивается на работу мелким чиновником, то служба ему совсем не нравиться и он разочаровывается. Единственное, что нравится самобытному писателю в то время – это общение с литераторами, которые уже были известны. Среди них оказывается и опальный поэт Пушкин. Сказочные мотивы появляются в гоголевских произведениях этого времени. Так, в 1832 году он создает повесть, где смех играет важную роль. Когда же «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в тираж, то были высоко оценены. А.Пушкин сразу же сообщил всему миру о том, что из Гоголя выйдет толк.
В этой повести автор описывает простую жизнь украинского народа, и совсем нет в этом гоголевском произведении страданий человека, который оказывается лишним для общества. Такой сюжет для русской литературы того времени был необычен. В это время Николай Гоголь, которому не нравилась служба чиновником, бросает свою должность и решает посвятить все свое время литературе. Он увлекается изучением истории, особенно его интересует Древний мир и Средние века. В какой-то момент он решает, что должен пойти преподавать. В университете Киева он пытается выбить себе кафедру, но опять терпит неудачу. Поэтому в 1835 году он отказывается от изучения истории.
Гоголевский цикл «Петербургские повести»
После появления первого сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» автор начинает много работать, и поэтому практически сразу он выпускает еще два сборника рассказов «Арабески» и повестей «Миргород». В них идет описание и украинских поселений, и самого города Петербурга. Он пишет в это время еще несколько повестей, которые потом объединяет в общий цикл «Петербургские повести». Получается, что в этот гоголевский сборник входит пять повестей:
•Портрет. •Невский проспект. •Записки сумасшедшего. •Нос. •Шинель.
Во всех этих повестях главные герои — простые и обыкновенные люди, жизнь которых очень страшна в этом безжалостном и суровом мире. И в этих повестях впервые после пушкинского «Медного всадника» появляется образ Петербурга. Гоголевский город на Неве красив, легок, но для маленького человека он холоден и страшен. Но рядом с простым человеком, с грациозным и равнодушным городом появляются мистические и загадочные мотивы.
Писательство с этого времени становится основной деятельностью Николая Гоголя. Он относится к нему очень серьезно, видя в нем весь смысл своей жизни. Продолжая общаться с передовыми литераторами того времени А.Пушкиным и В. Жуковским, он постоянно посещает литературные круги. Все это имеет огромное влияние на его творчество. Автор работает усиленно, практически без передышки, не отдавая свое предпочтение какому-то определенному жанру. В этот период он пишет много произведений, которые потом стали известны.
Тогда же о нем заговорили и критики. На него обратил внимание и В.Белинский, который признавал талант молодого литератора.
Исключения из правил
Несмотря на такое типичное для творчества любого писателя деление, многие исследователи творчества Гоголя, считают, что, на самом деле, только два произведения можно отнести к отдельным этапам развития, а именно — к началу пути и к вершине творчества:
- 1. «Ганц Кюхельгартен» — начало творчества. Первое произведение писателя. В годы юность писателя все помещики и дворяне коротали время за кропанием стихотворных произведений на романтические темы. Не избежал этого и Гоголь. Его единственное рифмованное произведение, не вызвало восторга ни у современников, ни у будущих поколений.
- 2. «Мертвые души» — венец творения великого мастера. Произведение, называемое автором «поэма», впитала в себя весь писательский опыт Гоголя, соединила все стороны его творчества.
Особняком стоит также повесть «Шинель». Жуткий рассказ о примитивных мечтах человека в суровом мире, о его готовности отдать свою никчемную жизнь за жалкое пальто. Это произведение и теперь, несмотря на потребительское изобилие, актуально, не менее, чем во времена Гоголя.
Отдельно также хочется сказать о мистике, так или иначе присутствующей в большинстве его произведений. В «Страшной мести» и «Мертвых душах», в «Ночи перед Рождеством» и «Шинели» — мистика не только пугает читателя, но и помогает объяснить мировоззрение персонажей.