Знак бекар в музыке как пишется

Сегодня будем разговаривать о том, что такое диез, бемоль и бекар, и о том, какие вообще есть знаки альтерации в музыке, и что вообще означает это слово «альтерация».

Давайте для начала очень кратко все поясним, а потом уж будем разбираться основательно. Начнем с последнего нашего вопроса, а именно – Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ». То есть этот термин всегда характеризует либо существование нескольких разных вариантов явления или предмета, либо какое-то изменение.

В музыке АЛЬТЕРАЦИЯ – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются ДИЕЗАМИ, а пониженные – БЕМОЛЯМИ.

Знаки альтерации

Как то мы с вами уже отмечали, что НОТЫ – это записанные звуки, то есть графические знаки. И для записи основных нот в разных октавах применяется нотный стан, ключи, линейки. А для записи измененных нот тоже есть свои знаки – ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ: диезы, бемоли, бекары, дубль-диезы и дубль-бемоли.

знаки альтерации - диез, бемоль, бекар, дубль-диез, дубль-бемоль

Знак ДИЕЗ выглядит как решетка на клавиатуре телефона или, если хотите, как маленькая лесенка, он говорит нам о повышении ноты. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса».

Знак БЕМОЛЬ сигнализирует нам о пониженной ноте, он похож на английскую или на латинскую печатную букву «бэ» (b), только нижняя часть этой буковки заострена (похоже на перевернутую капельку). Бемоль – это французское слово, хотя и с латинской этимологией. Образован термин очень простыми элементами: «бе» – это и есть буква «бэ» (b), а «моль» значит «мягкий», то есть бемоль – это всего лишь «мягкая б».

Знак БЕКАР – очень интересный знак, он отменяет действие бемолей и диезов и говорит о том, что нужно играть обычную ноту, не повышенную и не пониженную. По написанию бекар слегка угловатый, он похож на цифру 4, только закрытую сверху не треугольником, а квадратиком, а еще он тоже похож на букву «бэ» (b), только «оквадраченную» и со штрихом вниз. Название «бекар» имеет французское происхождение и переводится как «квадратная бэ».

Знак ДУБЛЬ-ДИЕЗ, есть и такой, применяется для двойного повышения ноты, он представляет собой диагональный крестик (почти такой крестик, какой пишут, когда играют в крестики-нолики), только с расширенными, слегка ромбовидными кончиками.

Знак ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, соответственно, говорит о двойном понижении ноты, принцип записи этого знака такой же, как и у английской буквы W (дубль V), просто рядышком помещаются не один, а сразу два бемоля.

действие знаков альтерации

Как диезы и бемоли меняют ноты?

Начнем, пожалуй, вот с такого наблюдения. Каждый, кто посмотрит на клавиатуру пианино, заметит, что на нем есть белые и черные клавиши. И с белыми то клавишами обычно все понятно, именно на них можно сыграть всем знакомые нотки ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Чтобы найти ноту ДО на пианино, мы ориентируемся по черным клавишам: там, где черных клавиш две, слева от них и находится нота ДО, а уж все остальные ноты идут от ДО подряд. Если вы пока еще плохо разбираетесь с клавишами пианино, рекомендуем к изучению материал «Расположение нот на фортепиано».

нота до на клавиатуре пианино

А для чего тогда нужны черные? Только лишь для ориентации в пространстве? А вот на черных-то как раз играются так называемые диезы и бемоли – повышенные и пониженные ноты. Но об этом чуть позже, а сейчас нужно разобраться с принципом. Диезы и бемоли повышают или понижают ноты на ПОЛУТОН. Что это значит и что такое полутон?

Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. А на клавиатуре пианино полутон – это расстояние от одной клавиши до ближайшей соседки. Причем тут учитываются и белые, и черные клавиши – без пропусков.

Полутона образуются, когда мы поднимаемся с белой клавиши на следующую черную, или когда, наоборот, спускаемся с какой-то черной на ближайшую белую. А еще есть полутона между белыми клавишами, вернее между звуками МИ и ФА, а также СИ и ДО. Посмотрите внимательно на эти клавиши – между ними нет черных, ничто их не разделяет, значит, они тоже друг другу самые близкие и между ними тоже расстояние в полутон. Рекомендуем эти два необычных полутона (МИ-ФА и СИ-ДО) запомнить, они вам потом не раз еще пригодятся.

полутона на клавишах фортепиано

Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано

Если диез повышает ноту на полутон (или можно еще сказать на половину тона), то это значит, что когда мы играем диез на фортепиано, нужно взять ноту на полутон выше (то есть соседку основной). Например, если нужно сыграть ДО-ДИЕЗ, то мы играем ближайшую черную клавишу от ДО, которая находится справа от белой ДО (то есть берем полутон в сторону повышения). Если нужно сыграть РЕ-ДИЕЗ, то поступаем точно также: играем следующую клавишу, которая выше на полутон (черная справа от белой РЕ).

А что делать, если рядом справа черной клавиши нет? Вспомните-ка наши белые полутона МИ-ФА да СИ-ДО. Как сыграть МИ-ДИЕЗ, если справа от нее в сторону повышения нет черной клавиши, и как сыграть СИ-ДИЕЗ, у которой такая же история? А все по тому же правилу – берем ноту справа (то есть в сторону повышения), которая на полутон выше. Ну и пусть она будет не черной, а белой. Бывает и такое – белые клавиши здесь друг друга выручают.

Посмотрите на картинку, здесь на клавишах пианино подписаны все диезы, какие есть в октаве:

диезы на клавиатуре фортепиано

А уж про бемоли вы, наверное, догадались сами. Чтоб сыграть бемоль на пианино, нужно взять клавишу на полутон ниже (то есть в сторону понижения – слева). Например, если нужно сыграть РЕ-БЕМОЛЬ, то берем черную клавишу слева от белой РЕ, если МИ-БЕМОЛЬ, то слева от белой МИ. И, конечно, в белых полутонах снова нотки друг друга выручают: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с СИ.

На картинке подписаны теперь все бемоли на клавишах фортепиано:

бемоли на клавиатуре фортепиано

Что с дубль-диезами и дубль-бемолями?

А дубль-диезы и дубль-бемоли – двойные повышения и двойные понижения, конечно же, изменяют ноту сразу на два полутона. Два полутона – это две половины тона. Если соединить две половины чего-нибудь, то получится что-то одно целое. Если соединить два полутона, то получится один целый тон.

Таким образом, получается, что ДУБЛЬ-ДИЕЗ повышает ноту сразу на целый тон, а ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ понижает ноту на целый тон. Или на два полутона, если вам так нравится больше.

дубль-бемоль и дубль-диез

Как говорить и как писать?

ПРАВИЛО №1. Вот мы все говорим: ДО-ДИЕЗ, РЕ-ДИЕЗ, МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Но писать в нотах нужно по-другому, наоборот – ДИЕЗ-ДО, ДИЕЗ-РЕ, БЕМОЛЬ-МИ, БЕМОЛЬ-ЛЯ. То есть знак диез или бемоль ставится перед нотой заранее, словно предупреждающий знак для автомобилиста. После ноты ставить бемоль или диез уже поздно, потому что уже сыграна белая нотка, потому что уже получилась фальшь. Поэтому обязательно писать нужный знак следует перед нотой.

правило правописания знаков альтерации

ПРАВИЛО №2. Любой знак нужно ставить точно на той же линейке, где пишется сама нота. То есть знак должен быть рядышком с ноткой, он словно стражник охраняет ее. А вот диезы и бемоли, которые написаны не на тех линейках или вообще летают где-нибудь в космосе – неправильные.

правило правописания диезов и бемолей перед нотами

Ключевые и случайные диезы и бемоли

Диезы и бемоли, то есть знаки альтерации, бывают двух видов: КЛЮЧЕВЫЕ и СЛУЧАЙНЫЕ. В чем же разница? Сначала про случайные знаки. Тут все понятно должно быть уже по названию. Случайные – это те, которые попадаются в нотном тексте случайно, как гриб в лесу. Случайный диез или бемоль играют только в том музыкальном такте, где он вам попался, а в следующем такте – играют уже обычную белую нотку.

Ключевые знаки – это те диезы и бемоли, которые выставлены в особом порядке рядом со скрипичным или басовым ключом. Такие знаки, если они есть, ставятся (напоминаются) на каждой нотной строчке. И действие у них особое: все нотки, которые отмечены диезами или бемолями при ключе играются как диезы или бемоли до самого конца музыкальной пьесы.

Например, если после скрипичного ключа поставлены два диеза – ФА и ДО, то везде, где нам попадутся ноты ФА и ДО, мы будем их играть диезами. Правда, иногда эти диезы могут быть отменены случайными бекарами, но это, как вы уже знаете, только на один раз, а потом они снова играются как диезы.

Или другой пример. После басового ключа поставлены четыре бемоля – СИ, МИ, ЛЯ и РЕ. Что будем делать? Правильно, везде где нам попадутся эти ноты, играем их бемолями. Вот и вся премудрость.

ключевые и случайные знаки альтерации

Порядок диезов и порядок бемолей

Между прочим, ключевые знаки никогда не выставляются после ключа как попало, а всегда в строго установленном порядке. Эти порядки каждый уважающий себя музыкант должен запомнить и всегда знать. Порядок диезов такой: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. А порядок бемолей – это тот же порядок диезов, только шиворот-навыворот: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.

порядок диезов и порядок бемолей

То есть, если рядышком с ключом стоят три диеза, это обязательно будут ФА, ДО и СОЛЬ – первые три по порядку, если пять, то ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ и ЛЯ (пять диезов по порядку, начиная с начала). Если после ключа видим  два бемоля, то это обязательно будут бемоли СИ и МИ. Понимаете принцип?

А теперь еще одна важная вещь. Дело в том, что ключевые знаки выставляются не только в определенном порядке, но еще и всегда на одних и тех же линейках. На картинке, которая будет представлена ниже, вы увидите правильное расположение на нотном стане всех семи диезов и семи бемолей в скрипичном и басовом ключе. Смотрите и запоминайте, а еще лучше – перепишите несколько раз к себе в нотную тетрадь. Набейте руку, как говорится.

порядок диезов в скрипичном и басовом ключах

Обозначение диезов и бемолей по буквенной системе

Вы, наверное, уже слышали, что существует система буквенного обозначения звуков. По этой системе ноты записываются буквами латинского алфавита: C, D, E, F, G, A, H. Семь букв соответствуют семи нотам ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А вот для обозначения измененных нот вместо слов диез и бемоль к буквам прибавляют суффиксы IS (диез)и ES (бемоль). Подробнее об этом и о том, какие есть особенности и исключения из правил, вы можете почитать в статье «Буквенное обозначение нот».


А теперь – музыкальное упражнение. Для того, чтобы лучше запомнить, что такое диез, бемоль и бекар и в чем их сила, вместе с ребятами из ансамбля «Непоседы» разучите песню Л. Абеляна из сборника «Забавное сольфеджио» про эти знаки (смотрите видео).

Бемоли, диезы и бекары музыканты называют знаками альтерации. А что означает это слово и зачем нужны эти знаки?

Слово альтерация имеет один корень со словом альтернатива, которое означает возможность выбора. Слово «altus» в переводе с латыни означает «высокий». Получается, знаки альтерации дают музыканту право выбора и возможность менять высоту звучания ноты. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Содержание статьи:

  • Музыкальный строй – немного истории
  • Диез, дубль-диез
  • Бемоль, дубль-бемоль
  • Бекар
  • Ключевые и Случайные диезы, бемоли
  • Как правильно писать диезы и бемоли
  • Буквенное обозначение нот, диезов и бемолей
  • Квинтовый круг — что это?

Музыкальный строй

Чтобы разобраться, что такое бемоли и диезы, а также научиться ими пользоваться,  нам придется окунуться в прошлое. Но не переживайте, зарываться в подробностях мы не станем, остановимся лишь на основных моментах.

Если вы бывали на балете или посещали оперу, то помните, что перед представлением из оркестровой ямы доносятся звуки всех инструментов – это музыканты их настраивают. Само слово «настраивают» говорит нам о том, что у инструментов есть определенный музыкальный строй.

Музыкальный строй — система, в которой каждая нота звукоряда (До Ре Ми Фа Соль Ля Си) имеет конкретную высоту звука. Эта высота выражается в герцах (количество колебаний звуковой волны в секунду), поэтому музыкальный строй — это совокупность числовых соотношений.

Любой интервал (две ноты звучащие одновременно) – это совокупность двух частот. При соотношении этих частот возникает либо приятное звучание, в музыкальной терминологии – консонанс; либо терпкое и резкое — диссонанс. Послушайте как они звучат.

Консонансы:

Диссонансы:

В средневековье многие интервалы звучали как диссонансы. Некоторые тональности не использовали по той причине, что музыка в них звучала грязно и фальшиво. Поэтому музыканты избегали их и не могли использовать всю музыкальную многогранность. И все эти неудобства заключались в несовершенстве музыкального строя.

Человечество перепробовало ни один строй, прежде чем пришло к тому, коим мы пользуемся сейчас. Вот наиболее значимые из них:

  • Пифагоров строй
  • Среднетоновый строй
  • Чистый строй
  • Равномерно темперированный строй

Сначала, люди пользовались Пифагоровым строем, но он был не универсальным, потому что многие сочетания звуков давали фальшивое звучание. Затем появился Среднетоновый строй. Но и в нем нашлись изъяны — не все интервалы звучали одинаково в разных октавах. Тогда был предложен музыкальный строй называемый Чистым. В этом строю звукоряд также был разделен на 12 полутонов, но из-за математической ошибки, не все частоты звукоряда были совместимы. Как следствие – приятно слуху звучали лишь 6 мажорных тональностей и их параллельные миноры. В остальных тональностях музыка звучала фальшиво.

Равномерно темперированный строй был предложен еще в XVI веке. Несмотря на это, он долгое время не получал широкого распространения. Прошла еще ни одна сотня лет, прежде чем родился величайший композитор Иоганн Себастьян Бах, который популяризировал равномерно темперированный строй. Этим строем мы пользуемся и по сей день.

В равномерно темперированном строе октава делится на 12 РАВНЫХ полутонов. Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши. Взгляните:

poltona na klaviature

Как вы знаете нот в музыке всего семь: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Вот как они располагаются на клавиатуре пианино:

klaviatura pianino

Помимо белых клавиш на клавиатуре пианино существуют еще и черные. Если сосчитать сколько белых и черных клавиш в одной октаве, то получится как раз 12. Можно было бы дать каждому звуку свое имя, но исторически сложилось иначе – ввели знаки альтерации.

Альтерация – это понижение или повышение основных ступеней звукоряда, без изменения их названий.

Для повышения ступени используют знак, который называется «диез». Для понижения существует знак «бемоль». Есть и другие знаки альтерации, но обо всем по порядку.

Диез

Перед тем как мы познакомимся с диезом и научимся его использовать, взгляните на него:

Diez

Он выглядит как решетка на клавише телефона или небольшая лесенка. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса», что переводится как «острый».

Диез повышает звук ноты на полутон. Как мы сказали, альтерация – это понижение или повышение основных ступеней звукоряда, БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ИХ НАЗВАНИЙ. Следовательно, черная клавиша будет называться так же, как основная ступень, но со словом «диез». Произнося вслух название альтерированной ноты, мы будем говорить: «До диез», «Ре диез» и т. д. Но, в отличие от произношения, в нотной записи принято знак ставить ПЕРЕД нотой.

Сергей Изотов

Сергей Изотов

Музыкант, аранжировщик

Задать вопрос

Не нашли то что искали? Напишите мне об этом.

На изображении ниже вы увидите, как располагаются диезы на клавишах пианино и как они изображаются на нотном стане:

stan i klavishi

Обратите внимание, что черных клавиш 5 в то время как белых – 7. Между нотами Ми и Фа нет черной клавиши, также как между нотами Си и До. Это делит черные клавиши на группы по 2 и три, что очень удобно для визуального восприятия и позволяет быстро ориентироваться пианисту на клавиатуре.

Но из-за отсутствия двух черных клавиш Ми диез находится на клавише Фа, а Си диез – на клавише До. Это происходит потому, что расстояние между нотами Ми и Фа, Си и До составляет полтона.

Получается, Ми диез звучит как нота Фа, а Си диез – как До. Это явление, когда один и тот же звук обозначают разными нотами, называется «энгармонизм». Его можно сравнить со словами омонимами – одинаковыми по звучанию, но разными по значению.

Дубль-диез

Существует такой знак альтерации, который называется дубль-диез. Он дважды повышает ноту. То есть изменяет звучание на целый тон. Если в нотах вы увидите, скажем, ля дубль-диез, то на клавиатуре надо будет нажать клавишу Си. Это яркий пример энгармонизма. Выглядит дубль-диез как крестик, но с расширенными концами:

dubl' diez

А вот так дубль-диез выглядит в нотах:

dubl' diez v notah

Бемоль

Бемоль похож на латинскую букву «b». Слово французское, но имеет латинские корни: «бе» – означает букву «б», а «моль» – означает «мягкий». Получается, что бемоль – это «мягкая Б». Знак похож на латинскую букву «b».

 bemol

Бемоль понижает звук на полутон. Ниже вы увидите, как выглядят бемоли на нотном стане и чему они соответствуют на клавиатуре:

stan i klavishi

Вот очередной пример энгармонизма: Фа бемоль будет звучать нотой Ми. На слух вы их не отличите, хотя в нотах они будут записаны по-разному. До бемоль будет звучать как нота Си.

Дубль-бемоль

Дубль-бемоль понижает звучание ноты на целый тон. Выглядит как два бемоля расположенных друг за другом.

dubl bemol

Пример энгармонизма с помощью дубль-бемоля: Соль дубль-бемоль = Фа.

Бекар

Бекар – такой знак, который отменяет действие предшествующих знаков альтерации. То есть говорит, что нужно играть ноту в чистом виде – не пониженную, и не повышенную. Если речь идет о клавишном инструменте, то после бекара всегда следует играть белую клавишу. Бекар — французское слово, означает – «квадратная б». Наверное, поэтому сам знак выглядит как латинская буква b, только слегка угловатая, квадратная. Рисовать ее проще как цифру 4 закрытую сверху.

Bekar

Ключевые и случайные знаки

Диезы и бемоли могут быть СЛУЧАЙНЫМИ и КЛЮЧЕВЫМИ. Сперва рассмотрим случайные.

Случайными они называются как раз потому, что встречаются в нотном тексте случайно, непредсказуемо. Такие знаки действуют только в том такте, в котором написаны.

Ключевыми называются знаки, которые написаны в начале произведения, рядом со скрипичным и/или басовым ключом.  Действие таких знаков распространяется на все произведение. Например, вы увидели рядом с ключом два бемоля – Си и Ми. Теперь, когда вы встретите ноту Си или Ми, вы будете играть черную клавишу (Си бемоль и Ми бемоль). Действие ключевых знаков (или знаков при ключе, как их еще называют), может отменить бекар. Но он будет являться случайным знаком и будет действовать только в том единственном такте, где написан. Ниже приведем примеры, где есть ключевые, а также случайные знаки:

znaki al'teracii pri klyuche sluchajnye znaki al'teracii

Как правильно писать диезы и бемоли

Вы обратили внимание, что диезы и бемоли пишутся на той же линейке (или между линейками), где располагается нота, которую они изменяют:

diezy pered notoj Bemol' pered notoj

Знаки альтерации при ключе, расставляют в строгом порядке, который нужно заучить как считалочку. Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. А бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.

Если вам скажут, что при ключе стоит 4 диеза, вы можете быть уверены – это ФА ДО СОЛЬ РЕ. Если рядом с ключом увидели 3 бемоля – это СИ, МИ, ЛЯ, а если 5 бемолей? Продолжите ряд самостоятельно.

Важно запомнить, что знаки альтерации выставляются в определенном порядке, а также, записываясь при ключе, они всегда занимают одни и те же линейки. На изображении ниже вы увидите правильное расположение диезов и бемолей в скрипичном и басовом ключах:

raspolozhenie diezov na notnom stane raspolozhenie diezov na notnom stane v basovom kluche

raspolozhenie bemolej na notnom stane raspolozhenie bemolej na notnom stane v basovom klyuche

Буквенное обозначение нот и знаков альтерации

Ноты иногда называют буквами латинского алфавита. В этой системе ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ соответствуют буквам C, D, E, F, G, A, H (в американской системе нота Си обозначается звуком B). Диез и бемоль в этой системе тоже имеют буквенные обозначения: диез – is; бемоль – es.

Чтобы обозначить повышение ноты, к букве добавляют суффикс «is». Так Ре диез будет звучать как «Dis», Ля диез – «Ais» и так далее.

Чтобы понизить ноту, добавляем суффикс «es». Соль бемоль – «Ges», Ре бемоль – «Des». Однако Ми бемоль принято называть «Es», а не «Ees»; Ля бемоль — «As», а не «Aes». А для ноты Си бемоль ввели отдельную букву — «B».

В американской системе нота Си всегда обозначается буквой «B», а Си бемоль записывают как «B» со значком бемоля:

bukvennoe oboznachenie noty Si

В таблице ниже, вы найдете буквенные обозначения нот, а также их альтерированные названия:

bukvennoe oboznachenie not

Буквенную систему обозначения звуков, особенно любят музыканты эстрадных направлений. Правда, они привыкли упрощать все еще больше, поэтому аккорд по умолчанию считают мажорным, а если нужно указать его минорный окрас, они добавляют букву «m». Так Ми минор будет Еm, Ми мажор просто Е, а До диез минор – C#m. Например:

primer cifrovki

Музыканты с академическим образованием для обозначения мажора и минора используют слова dur и moll соответственно. Аккорд Ре бемоль мажор можно записать как Des dur, а аккорд До диез минор — Cis moll. Но чаще термины dur и moll используют для обозначения тональностей.

Если вы не знакомы с понятием «тональность», советую прочитать эту статью.

Когда мы называем какую-либо тональность, мы, по сути, обозначаем тонику и лад. Допустим, тоника Ми бемоль, а лад – мажор. Такую тональность мы называем «Ми бемоль мажор». Но тональности также можно называть в буквенной системе. Так Ми бемоль мы заменим буквами «Es», а мажор — словом «dur». Получится Es dur.

И раз уж мы заговорили о тональностях, мне бы хотелось еще раз обратиться к альтерации.

Любая черная клавиша считается альтерированной до тех пор, пока мы не обладаем сведениями о тональности. Без этих данных, мы по умолчанию находимся в тональности До мажор или Ля минор, где звукоряд состоит из всех белых клавиш, а любая черная клавиша является повышенной или пониженной ступенью лада. Однако в условиях конкретной тональности, альтерацией будет называться отклонение от данного звукоряда. Например, в тональности Соль мажор, нота Фа диез является основной ступенью, поэтому она не будет считаться альтерированной.

На этом у меня все. Надеюсь вы разобрались с тем, что такое диезы, бемоли и бекары и теперь знаете как их использовать. А если у вас остались вопросы по данной теме, готов на них ответить. Пишите в комментариях, давайте разбираться вместе! Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

знаки альтерации

Содержание статьи

  • 1 Знаки альтерации в музыке. Общая информация 
  • 2 Какие существуют знаки альтерации 
    • 2.1 Диез 
    • 2.2 Бемоль
    • 2.3 Знак отмены альтерации
  • 3 Какую функцию выполняют
    • 3.1 Ключевые
    • 3.2 Случайные (встречные)
  • 4 Для чего нужны дополнительные знаки
    • 4.1 Дубль-диез
    • 4.2 Дубль-бемоль
  • 5 Таблица знаков альтерации 

Знаки альтерации в музыке. Общая информация 

Знаки альтерации – это музыкальные символы, которые изменяют основные ступени звукоряда.  При альтерации эти ступени изменяют свою высоту. После того, как нота изменяется, к ней добавляется название знака, который мы применили. 

Какие существуют знаки альтерации 

Какие знаки альтерации используют, чтобы изменить высоту звука. 

Диез 

Обозначается в виде решётки «#». Он повышает ступень (ноту) на половину тона. Как и все остальные, выставляется перед нотой. 

знаки альтерации в музыке

Бемоль

Представлен в виде маленькой латинской буквы «b». С помощью «» мы понизим ступень на ½ тона. 

знаки альтерации в музыке

Знак отмены альтерации

Согласно названию, «» выполняет функцию отмены всякого знака альтерации, и вместо какого-либо из них мы играем основной звук. 

знак отмены альтерации

Какую функцию выполняют

Ключевые

Ключевые знаки альтерации в музыке выставляются в начале строки на нотоносце. Они обозначают знаки в тональности, которые будут играться всё время, пока звучит эта тональность. Обычно произведение играется в одной и той же, но часто бывает, что в середине или в конце, тон может поменяться. Тогда знаки выставляются заново (те, которые требуются). 

Случайные (встречные)

В зависимости от замысла композитора, ноты могут повышаться и понижаться в любом моменте (согласно музыкальным законам гармонии). Они могут изменяться по хроматизмам, менять лад и так далее. Для всего этого и придуманы случайные знаки, которые встречаются по пути произведения. Каждый такой знак играется после момента выставления до конца тактовой черты. Если нужно сыграть его в следующем такте, то он прописывается ещё раз. 

Для чего нужны дополнительные знаки

Дубль-диез

Обозначается крестиком «Х» и повышает ноту на два полутона или на 1 тон. Дубль диез отсчитывается от чистой неальтерированой ноты, не смотря ни на какие знаки при ключе.

Пример:  Произведение изначально играется в тональности «cismoll» (до — диез минор). При ключе уже стоит «фа# — до# — соль# — ре#». Композитор хочет повысить ноту фа (которая у нас с диезом) на полтона фактически сделать «соль». Если бы при ключе не было знаков, мы бы просто приписали #. Однако, мы держим в уме, что у нас «#», поэтому выставляем «x» (double sharp), как если бы сделали это к «чистой» фа. 

Дубль-бемоль

♭♭знак альтерации, который понижает ступень на тон. Также записывается, как «Double flat». Аналогично с дубль диезом, можно взять бемольную тональность, скажем, gmoll (соль минор). При ключе уже стоят «си , ми ». Но автор решил в каком-либо такте понизить ми на полтона. Для этого он пишет около ноты «♭♭». 

Таблица знаков альтерации 

Знак альтерации  Обозначение  Что делает с нотой 
Диез  #  Повышает на ½ тона 
Бемоль    Понижает на ½ тона 
Бекар    Отменяет знаки альтерации 
Дубль диез  x  Повышает на 2 полутона (1 тон) 
Дубль бемоль  ♭♭  Понижает на 2 полутона (1 тон) 

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Знаки альтерации

Урок о том, что такое диез, бемоль и бекар, и о том, какие вообще есть знаки альтерации в музыке, и что вообще означает это слово «альтерация».

Что такое альтерация в музыке?

Это обозначение происходит от латинского слова, которое имеет корень «альтер». В переводе с латинского alter значит «другой». То есть этот термин всегда характеризует либо существование нескольких разных вариантов явления или предмета, либо какое-то изменение.

В музыке альтерацияизменение обыкновенных нот. А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих нот.

Как то мы с вами уже отмечали, что ноты – это записанные звуки, то есть графические знаки. И для записи основных нот в разных октавах применяется нотный стан, ключи, линейки.

А для записи измененных нот тоже есть свои знаки – знаки альтерации: диезы, бемоли, бекары. Существуют еще дубль-диезы и дубль-бемоли,но мы их не будем рассматривать.

Таким образом,повторим еще раз — знаки, которые используются на нотоносцах — это знаки альтерации, то есть повышения и понижения звука на полтона: диез, бемоль и бекар.

Эти знаки обозначают повышение, понижение и отмену повышения/понижения соответственно. Они всегда ставятся перед изменяемой нотой или при ключе.

Для совершения платежа необходимо авторизоваться

Быстрая регистрация по email
Пароль будет отправлен на почту

Знак диез

Знак диез  — он говорит нам о повышении ноты. Малышу можно сказать, что он выглядит как решетка на клавиатуре телефона или, как маленькая лесенка.

Знак бемоль

Знак бемоль — сигнализирует нам о пониженной ноте, он похож на перевернутую капельку.

Знак бекар

Знак бекар – он отменяет действие бемолей и диезов и говорит о том, что нужно играть обычную ноту, не повышенную и не пониженную.


Как диезы и бемоли меняют ноты?

Если мы посмотрим на клавиатуру пианино

Клавиши

то увидим, что на нем есть белые и черные клавиши. На белых клавишах можно сыграть уже знакомые нотки: До Ре Ми Фа Соль Ля Си. А черным клавишам на пианино как раз и соответствуют диезы и бемоли.

Для лучшего понимания знаков альтерации разберем, что такое полутон?

Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками.

А на клавиатуре пианино полутон – это расстояние от одной клавиши до ближайшей соседки. Полутона образуются, когда мы поднимаемся с белой клавиши на следующую черную, или наоборот, спускаемся с какой-то черной клавиши на ближайшую белую. Также еще есть полутона между белыми клавишами, вернее между нотами Ми и Фа, а также Си и До.

Обратите внимание на две пары звуков: между ними нет чёрной клавишы — это ми-фа и си-до. В соответствии с правилом, при повышении ноты ми на полутон она будет называется ми диез, но совпадет с другой белой клавишей — фа. Нота си диез тоже будет совпадать с белой клавишей-до

Но лучше один раз услышать:

Пример альтерации — нота Соль, потом  Соль Диез (повышенная) и Соль Бемоль (пониженная)

Пример альтерации — Соль Диез (повышенная) и Ля Бемоль (пониженная) — обе дают один и тот же звук

Пример альтерации — До (Си — Малая октава), Си (До — Вторая октава), Ми (Фа — Первая октава) и Фа (Ми — Первая октава):


Тренажер

Вводите ноты и слушайте что получиться!

Доступ будет открыт после покупки курса

Для совершения платежа необходимо авторизоваться

Быстрая регистрация по email
Пароль будет отправлен на почту

Условимся о правиле: каждый новый урок начинаем с повторения пройденных ранее пьес.

Октава состоит из семи основных звуков, но разделена на 12 равных промежутков — полутонов.

Расстояние полутон встречается только между двумя парами белых клавиш: ми — фа, си — до. Полутон находится также между любой белой и рядом с ней находящейся черной клавишей. Между остальными белыми клавишами — расстояние тон, который равен двум полутонам. Для обозначения промежуточного звука между нотами до — ре, ре — ми, фа — соль, соль — ля, ля — си (это белые клавиши) применяются специальные знаки. Они называются знаки альтерации.

Это # — диез — знак повышения ноты на полтона, ♭ — бемоль — знак понижения ноты на полтона, ♮ — бекар — знак, отменяющий и диез, и бемоль.

Как правило, ноте с диезом или бемолем соответствует черная клавиша. Но есть и исключения. Например, ноты ми#, си#, фа♭ и до♭ — это белые клавиши.

Октава и знаки альтерации: диез, бемоль, бекар. Буквенные ноты

Октава и знаки альтерации: диез, бемоль, бекар. Буквенные ноты

Знаки #, ♭ и ♮ пишутся перед нотой, а знаки # и ♭ — еще и около ключа.

Знаки # и ♭, поставленные около ключа, означают, что во всей пьесе ноты, соответствующие по названиям этим знакам, надо играть с диезом или бемолем.

Знаки #, ♭, ♮» стоящие около ноты, сохраняются только в одном такте в той же октаве.

Сыграйте упражнения; не забывайте, что диез или бемоль сохраняют свое действие до тактовой черты.

Октава и знаки альтерации: диез, бемоль, бекар. Буквенные ноты

Кроме слоговой системы обозначения нот, существует еще буквенная, основанная на буквах латинского алфавита:

  • С — це — до
  • D — де — ре
  • Е — е — ми
  • F — эф — фа
  • G — ге — соль
  • А — а — ля
  • Н — ха — си
  • В — бе — си-бемоль
  • is — ис — диез
  • es — эс — бемоль
  • dur — дур — мажор
  • moll — моль — минор

Например, для обозначения ноты фа-диез частицу is (диез) присоединяют к буквенному названию ноты фа — F; получается Fis. Для обозначения ноты ре-бемоль частицу es (бемоль) присоединяют к буквенному названию ноты ре — D; получается Des.

В случаях, когда частица es следует за гласной буквой (Е, А), она сокращается; например, вместо Ees (ми-бемоль) пишется Es; вместо Aes (ля-бемоль) пишется As.

При обозначении гамм или тональностей к названию тонического звука присоединяют частицы dur (мажор) или moll (минор); например, f-moll — фа минор, Cis-dur — до-диез мажор, Es-moll — ми-бемоль минор.

Закрепляем полученные навыки.

Обратите внимание на фразировку мелодии в правой руке. Первая музыкальная фраза, как и последующие, состоит из 4 тактов. Движение звуков направляется к половинной ноте си1, которая должна прозвучать полно, певуче. Последующие четверти играются легким звуком без приседаний на сильных долях. Аналогично строится и следующая фраза. Две фразы составляют предложение. Музыкальная мысль не завершена, музыка продолжается. Последующие две фразы объединяются во второе предложение, смысловым центром которого являются половинная си2 (самая высокая нота) и следующие за ней четвертные ноты ля2 — это кульминация пьесы. Оба предложения образовали период — завершенную музыкальную мысль.

Октава и знаки альтерации: диез, бемоль, бекар. Буквенные ноты

Бекар

Бекар

У этого термина существуют и другие значения, см. Бекар (значения).

Нота с бекаром

Бека́р (фр. bécarre) — в музыкальной нотации знак альтерации ( natural ), означающий отмену ранее назначенного знака бемоль или диез для той ноты, перед которой он стоит.

Действует до конца такта.

В таблице Юникод есть специальный символ для бекара ♮ (код U+266Е).

История

В прошлом использовался знак дубль-бекар naturalnatural, отменявший двойную альтерацию (дубль-бемоль или дубль-диез).

В настоящее время для этого используется обычный бекар.

См. также

  • Теория музыки

Question book-4.svg

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

 Просмотр этого шаблона Современная музыкальная нотация
Нотный стан

Акколада • Ключ • Размер такта • Ключевые знаки • Такт (реприза, вольта)

Нотные знаки

Ноты (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) • Случайные знаки альтерации (диезы, дубль-диезы, бемоли, дубль-бемоли, бекары) • Добавочные линейки • Длительность (ноты, ноты с точками, паузы) • Аббревиатура

Штрихи

Артикуляция • Аппликатура • Динамика (Крещендо, Диминуэндо) • Октавный пунктир • Мелизмы • Темпы • Интервалы • Ориентиры

Лиги

Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные

Музыка • Теория музыки • Музыкальная нотация

Категории:

  • Музыкальные термины
  • Современная музыкальная нотация
  • Элементарная теория музыки
  • Знаки альтерации

Wikimedia Foundation.
2010.

Синонимы:

Полезное

Смотреть что такое «Бекар» в других словарях:

  • бекар — а, м. bécarre m. муз. Знак, отменяющий действие диеза или бемоля. Михельсон 1883. Бекар, Бекварт или Бекварта. Название знака в музыке употребляемого, который изображают так <следует изображение знака>.. и показывает, что нота, перед… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • БЕКАР — Музыкальный знак, восстановляющий пониженный или повышенный тон в первоначальном виде. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БЕКАР нотный значок, восстановляющий в прежнем виде повышенный или пониженный… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • БЕКАР — БЕКАР, бекара, муж. (франц. beccare) (муз.). 1. Знак, уничтожающий действие предшествующего диеза или бемоля, восстанавливающий основное значение ноты. 2. в знач. неизм. прил. (после названия ноты), без повышения и понижения, без бемоля и диэза.… …   Толковый словарь Ушакова

  • БЕКАР — (французское becarre) (музыкальное), знак нотного письма (), отменяющий повышение или понижение звука на полутон или на целый тон …   Современная энциклопедия

  • БЕКАР — (франц. becarre) (музыкальное) знак, отменяющий повышение или понижение какой либо ступени звукоряда на полутон или на целый тон …   Большой Энциклопедический словарь

  • бекар — сущ., кол во синонимов: 4 • знак (138) • неудача (125) • отказ (35) • …   Словарь синонимов

  • Бекар — (французское becarre) (музыкальное), знак нотного письма ( ), отменяющий повышение или понижение звука на полутон или на целый тон.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • БЕКАР — Дать бекар кому. Жарг. муз. Отказать кому л. в чём л. БСРЖ, 57. Сесть на бекар. Жарг. муз. Шутл. Попасть в полосу неудач. Максимов, 30. /em> Бекар нотный знак, отменяющий действие предшествующего диеза или бемоля …   Большой словарь русских поговорок

  • Бекар —         (франц. becarre, букв. квадратное Б; лат. В quadratum), знак отказа от альтерации той или иной ступени звукоряда. Б. означает понижение ступени на полутон после диеза и повышение на полутон после бемоля, а также понижение на тон после… …   Музыкальная энциклопедия

  • бекар — а; м. [франц. bécarre] Муз. Нотный знак, отменяющий действие предшествующего диеза или бемоля и восстанавливающий основное значение ноты. Поставить б. □ в функц. опр. Нота ре б. * * * бекар (франц. bécarre) (муз.), знак альтерации ), отменяющий… …   Энциклопедический словарь

♮ Музыкальный знак бекар

Нажмите, чтобы скопировать и вставить символ

Значение символа

Музыкальный знак бекар. Разные символы.

Символ «Музыкальный знак бекар» был утвержден как часть Юникода версии 1.1 в 1993 г.

Свойства

Версия 1.1
Блок Разные символы
Тип парной зеркальной скобки (bidi) Нет
Композиционное исключение Нет
Изменение регистра 266E
Простое изменение регистра 266E

Кодировка

Кодировка hex dec (bytes) dec binary
UTF-8 E2 99 AE 226 153 174 14850478 11100010 10011001 10101110
UTF-16BE 26 6E 38 110 9838 00100110 01101110
UTF-16LE 6E 26 110 38 28198 01101110 00100110
UTF-32BE 00 00 26 6E 0 0 38 110 9838 00000000 00000000 00100110 01101110
UTF-32LE 6E 26 00 00 110 38 0 0 1847984128 01101110 00100110 00000000 00000000

В этой статье продолжим разговор о нотной грамоте – будем изучать знаки альтерации. Что такое альтерация? Альтерация – это изменение основных ступеней звукоряда (основные ступени – это до ре ми фа соль ля си). Что конкретно изменяется? Меняется их высота и чуть-чуть название.

Диез – это повышение звука на полтона, бемоль – понижение его на полтона. После того, как нота изменена, то к её основному названию просто прибавляется одно слово – соответственно, диез или бемоль. Например, до-диез, фа-диез, ля-бемоль, ми-бемоль и т.д. В нотах же диезы и бемоли обозначаются специальными знаками, которые тоже называются диезами и бемолями. Используется и ещё один знак – бекар, он отменяет всякую альтерацию, и тогда, вместо диеза или бемоля, мы играем основной звук.

Посмотрите, как это выглядит в нотах:

знаки альтерации, диез, бемоль, бекар

Что такое полутон?

Теперь разберёмся во всём подробнее. Что же за полутоны такие? Полутон – это кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками. Давайте рассмотрим всё на примере клавиатуры фортепиано. Вот перед вами октава с подписанными клавишами:

клавиши фортепиано

Что мы видим? Белых клавиш у нас 7 штук и на них располагаются основные ступени. Вроде бы между ними и так довольно краткое расстояние, но, тем не менее, между белыми клавишами есть чёрные. Чёрных клавиш у нас 5. Получается, что в общей сложности в октаве 12 звуков, 12 клавиш. Так вот, каждая из этих клавиш по отношению к ближайшей соседней располагается на расстоянии полутона. То есть, если мы сыграем подряд все 12 клавиш, то мы сыграем все 12 полутонов.

Теперь, думаю, понятно, как можно повысить или понизить звук на полутон – вместо основной ступени просто берётся соседняя сверху или снизу, в зависимости от того, понижаем или повышаем мы звук. Подробнее о том, как играть диезы и бемоли на фортепиано, читайте в отдельной статье – «Как называются клавиши пианино».

Дубль-диез и дубль-бемоль

Кроме простых диезов и бемолей в музыкальной практике применяется дубль-диезы и дубль-бемоли. Что такое дубли – это двойные изменения ступеней. Другими словами, дубль-диез повышает ноту сразу на два полутона (то есть на целый тон), а дубль-бемоль – понижает ноту на целый тон (один тон – это два полутона).

знаки альтерации, дубль-диез, дубль-бемоль

Бекар – это знак отмены альтерации, он действует по отношению к дублям абсолютно так же, как и к обычным диезам и бемолям. Например, если мы сыграли фа-дубль-диез, а затем через некоторое время перед нотой фа появляется бекар, то мы играем «чистую» ноту «фа».

Случайные и ключевые знаки

Что ещё нужно знать о диезах и бемолях? Диезы и бемоли бывают случайными и ключевыми. Случайные знаки альтерации – это те, которые действуют только в том месте, где они применены (только внутри одного такта). Ключевые знаки – это диезы и бемоли, которые выставляются вначале каждой строки и действуют на протяжении всего произведения (то есть каждый раз, когда встречается такая нота, которая отмечена диезом в самом начале). Ключевые знаки записываются в определённом порядке, подробнее об этом вы можете почитать в статье «Как запомнить ключевые знаки».

Итак, подведём итоги.

Мы разговаривали об альтерации: узнали, что такое альтерация и какие бывают знаки альтерации. Диез – это знак повышения на полтона, бемоль – это знак понижения ноты на полтона, а бекар – знак отмены альтерации. Кроме того, существуют так называемые дубли: дубль-диез и дубль-бемоль – они повышают или понижают звук сразу на целый тон (целый тон – это два полутона).

Вот и всё! Желаю вам дальнейших успехов в освоении музыкальной грамоты. Заходите к нам чаще, будем разбирать другие интересные темы. Если вам понравился материал, нажимайте «Мне нравится» и делитесь информацией с друзьями. Сейчас предлагаю вам немного отвлечься и послушать хорошую музыку в прекрасном исполнении блестящего пианиста современности Евгения Кисина.

Людвиг ван Бетховен – Рондо «Ярость по поводу потерянного гроша»

Вверх

  • Знаки альтерации — определение

  • Описание знаков альтерации.

    • Запись повышенных или пониженных звуков — диезов и бемолей

    • Знаки альтерации на клавиатуре фортепиано

    • Знаки альтерации на нотном стане

  • Ключевые знаки

    • Таблица знаков альтерации и тональностей

  • Двойное повышение или понижение звуков (дубль-диез и дубль-бемоль)

Знаками альтерации в музыке называют условные знаки. Их ставят в нотной записи перед нотой (или после ключа). Они указывают на повышение или понижение любого из основных звуков октавы. Знаков альтерации пять:

  • диез
  • бемоль
  • дубль диез
  • дубль бемоль
  • бекар

Обозначение знаков музыкальной альтерации:

знаки альтерации - как выглядят

С помощью знаков альтерации записывают звуки октавы, которые не имеют самостоятельных названий и соответствуют черным клавишам фортепиано
или черным кнопкам баяна. При альтерации звук сохраняет свое основное название, к которому добавляется название знака альтерации: до-диез, ми-бемоль, фа-дубль-бемоль, ре-дубль-диез и т. д.

Описание знаков альтерации. Запись повышенных или пониженных звуков

Диез показывает повышение основного звука на полтона. Его пишут перед нотой, на том самом месте (на линиях или между ними), где расположена и соответствующая нота:

диез на нотном стане

Бемоль -снижает основной звук на полтона. Его также пишут перед нотой, на том самом месте, где стоит соответствующая нота:

бемоль-обозначение на нотном стане

Черных клавиш или кнопок в пределах октавы пять, и каждая из них соответствует повышенному или пониженному основному звуку, между которыми она
расположена. Звуки, соответствующие этим клавишам (кнопкам), имеют два разных названия и записываются двумя способами. Например, звук между до
и ре может быть записан как до — диез (потому что он выше на полтона), а также как ре-бемоль (потому что он ниже ре на полтона). То именно касается и других измененных звуков. Итак, звуки записываются по-разному, а практически по высоте — одинаковые.

Знаки альтерации — Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано

диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано

Такое равенство двух звуков по высоте при различной записи их называется энгармонизмом (от гр. энгармониоз — слаженный, сходящийся), а звуки -энгармоничными. Это явление позволяет изменять любой звук основного звукоряда, не обращая внимание на то, есть ли рядом с основным звуком черная клавиша (кнопка) или нет. Итак, Ми-dies энгармонически равный звуку фа, фа-бемоль — звуку ми, си-диез — звуку до, до-бемоль — звуку си

энгармонизм знаков альтерации - бемолей и диезов на клавиатуре фортепиано

Знак альтерации пишут на нотном стане перед нотой, которую надо изменить, и он действует на нее в пределах всего такта и одной октавы. По тактовой черте действие знака альтерации прекращается. Когда же изменен звук повторяется во втором или других тактах еще раз, его пишут снова со знаком альтерации.

знаки альтерации диезы и бемоли на нотном стане

Ключевые знаки

Чтобы упростить нотное письмо, диезы и бемоли, которые многократно повторяются на протяжении всего произведения, пишут один раз —  в начале музыкального произведения на нотном, стане после ключа перед размером соответственно к нотам, которые надо повысить или снизить. Их называют ключевыми знаками, и они всегда однородны. Количество их может быть разным, но больше семи диезов или бемолей при ключе практически не бывает.

порядок диезов и бемолей

Порядок диезов: фа — диез, до — диез, соль-дівз, ре — диез, ля — диез, ми — диез, си — диез.

Порядок бемолей: cи-бемоль, ми — бемоль, ля-бемоль, ре — бемоль, соль — бемоль, до — бемоль, фа — бемоль: 

Таблица знаков альтерации и тональностей

таблица знаков альтерации

Рассмотрим несколько примеров

запись диезов и бемолей и исполнение звука

Из примера 1 видно, что когда при ключе стоят два Диеза, то вместо основных фа и до следует выполнять фа-диез и до-диез на протяжении всего произведения, независимо от того, в какой октаве эти фа и до написаны. То же касается и бемолей, как это видно из примера 2. 

Если в нотной записи возникает потребность повысить или снизить какой-то звук на короткий отрезок времени, этот знак к ключу не выносят,
а ставят его перед соответствующей нотой. Он называется дополнительным, или случайным, и действует лишь на ту ноту, перед которой стоит,
или на несколько одинаковых нот в пределах одного такта.

дополнительный диез

Бекар

Бекар отменяет действие любого из знаков альтерации независимо от того, ключевой это знак или дополнительный. Пишется он перед нотой и действует
также лишь на ту ноту (или несколько одинаковых нот), перед которой стоит, в пределах одного такта.

бекар в музыке

Двойное повышение или понижение звуков

При двойном повышении или понижении звуков, то есть на целый тон, применяют дубль-диез и дубль-бемоль. Дубль-диез показывает повышение звука на два полутона, то есть на целый тон. Отдельных клавиш, кнопок или ладов для воспроизведения этих звуков музыкальные инструменты не имеют. Поэтому,
чтобы получить, например, ре-дубль-диез, равный по высоте звуку ми, нажимают клавишу (кнопку), которая соответствует звуку ми.

дубль диез

Дубль-бемоль показывает снижение звука на два полутона, то есть на целый тон. Чтобы получить, например, ре-дубль-бемоль, что по высоте соответствует звуку до, нажимают клавишу (кнопку), которая соответствует звуку до.

дубль бемоль

Бекар отменяет действие дубль-диеза или дубль-бемоля целиком или частично. При полной отмене действия этих знаков звук понижается (или повышается) на два полутона, и нота, перед которой стоит бекар, приобретает свое первоначальное значение. Если надо отменить двойное повышение или снижение лишь на полтона, перед нотой оставляют только один диез или бемоль (см. пример ниже, такт 3).

отмена двойного повышения

Бекары, дубль-диезы и дубль-бемоли к ключу не выносят и применяют как дополнительные знаки.

На чтение 6 мин Просмотров 4.6к. Опубликовано 07.06.2013
Обновлено 23.05.2018

Приветствую уважаемые читатели блога BigSong.ru. В этой части мы рассмотрим что такое диез, бекар, бемоль, но для начала нам нужно будет вспомнить материалы 1 части этого курса «Нотной грамоты». Это строение октавы:

Фрагмент клавиатуры

Фрагмент клавиатуры

На рисунке выше мы видим основные семь ступеней – это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Теперь обратите внимание, что между белыми клавишами до и ре соседствует черная клавиша. Эта клавиша расположена с правой стороны от клавиши до и с левой стороны от клавиши ре. Этот момент мы намеренно акцентируем, так как одна и та же клавиша (нота) находится либо с правой стороны, либо с левой стороны: это всё зависит, от какой соседствующей клавиши смотреть.

Сейчас это соседство клавиш (т.е. нот) рассмотрим с точки зрения музыки в программе Fl Studio или используя пианино (фортепиано, midi-клавиатуры) и т.д. Самое главное нам нужно видеть эти клавиши. Запустите программу Fl Studio и в пошаговом секвенсоре добавьте vst плагин Fl Keys (т.е. пианино) или же если у вас есть фортепиано, то вы можете, проверить нас, нажимая клавиши и слушая высоту звука.

В Fl studio чтобы увидеть все ноты нужно зайти в Piano Roll.

нотная грамота часть 4

Итак: сейчас мы рассматриваем ноты, что находятся в пределах 1-ой октавы. Нота (до) по звучанию ниже ноты (ре). И соответственно, нота (ре) по звучанию выше ноты (до). Ну а между этими нотами (до) и (ре) находится ещё одна нота, которая на клавиатуре представлена чёрной клавишей. Звук, этой чёрной клавиши выше ноты (до) и ниже ноты (ре) т.е. середина этих звуков.

Знаки альтерации: диез, бекар, бемоль.

Что такое Диез? Диез это повышение основной ступени на полтона. Например, рассмотрим звук чёрной клавиши, что находится рядом с нотой (до). Звук, что издает черная клавиша,  будет выше на полтона — это явление называют словом диез. Запомните, что повышение звука на полтона называют, словом диез. Этот звук считается производной ступенью, и поэтому у него нету своего названия. В таком случае используется название основной ступени. В нашем примере это будет –до-диез.

Диез обозначается символом решётки, посмотрите ниже на рисунок:

do_diez

Обозначение диеза

На этом рисунке обозначили ноту до-диез. Без решетки будет (до), а с решеткой (до-диез).

Что такое Бемоль? Бемоль – это понижение основной ступени на полтона. Например, рассмотрим эту же черную клавишу относительно ноты (ре). Звук черной клавиши будет ниже на полтона звука (ре). Это явление называется, словом бемоль. Оно также является производной ступенью и не имеет своего названия и использует название основной ступени. В нашем случае это будет ре-бемоль.

На рисунке ниже приводим обозначение бемоля:

re_bemol

Обозначение бемоля

Я думаю что вы уже поняли что одна и та же нота т.е. черная клавиша может иметь разные названия в зависимости от какой ступени смотреть. В нашем примере как я писал выше, черная клавиша может иметь название либо «до-диез» либо «ре-бемоль» – это зависит от той ноты, что мы берем за основу.

Что такое дубль-бемоль и дубль-диез? При повышении основной ступени на два полутона (т.е. тон) называют дубль-диезом. А при понижении основной ступени на два полутона (т.е. тон) называют дубль-бемолем. Редко используется, но знать надо, что такое тоже есть.

Вот Вам простенький пример: до-дубль-диез — это нота ре. А ре-дубль-бемолем является нота до.

Что такое Бекар? Символ бекара отменяет действие диеза или бемоля. Ниже на рисунке в каждом такте перед третьей нотой стоит этот символ. Он обозначается решёткой похожей на диез, но  отличной от неё.

melodiya_s_bekarom

Бекар

Теперь давайте прочитаем эти ноты. Читать надо слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре (здесь перед нотой стоит знак бекар — который отменяем бемоль, что установила вторая нота), и снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (здесь также знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), нота до.

Что такое Альтерация?  Альтерация это повышение и понижение звуков.

Рассмотрим зону действия знаков альтерации.

Зона действия знака альтерации, которая стоит перед нотой, действует на весь такт. Эти знаки называются случайными. Этот случайный знак будет действовать на все данные ноты той же октавы внутри текущего такта, либо до следующего случайного знака, либо до смены тональности.

Знаки альтерации: диез, бекар, бемоль.

Зона действия знаков альтерации

Давайте прочитаем ноты. Также слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре-бемоль, ре-бемоль (здесь перед 1-ой нотой ре стоит знак бемоль. Он будет действовать до конца такта, и понижать следующие ноты ре на полтона). Второй такт: ре, до-диез, до-диез, до-диез (зона действие знака бемоль из первого такта закончилось в первом такте, и поэтому второй такт начинается с ноты ре. Далее перед следующей нотой до стоит знак диез, что действует до конца второго такта и будет повышать последующие ноты до на полтона).

Важное замечание.

Действие знака будет распространяться непосредственно на ноту, перед которой он поставлен. В нашем случае в 1-ом такте знак бемоль действует только на ноту ре 2-ой октавы. Но если бы в первом такте была бы еще нота ре 1-ой или 3-ей октавы, то знак бемоль на них бы не действовал.

Эти знаки альтерации (бемоль и диез) могут стоять не только перед нотой, но также при ключе. Вот такие знаки альтерации называются ключевые.

Ключевые знаки альтерации располагаются в начале каждого нотоносца справа от ключа и действуют на все ноты, что записаны на соответствующих линейках в этом нотоносце, до смены ключевых знаков. Также внутри такта действие ключевых знаков могут отменяться случайными знаками. Действие ключевых знаков будет распространяться на все произведение.

Вот пример использования диезов при ключе:

Знаки альтерации: диез, бекар, бемоль.

Использования диезов при ключе

Ключевые знаки показывают нам, что все ноты, что расположены в соответствующих линиях нотоносца присутствующих в ключе знаков альтерации, должны будут воспроизводиться с повышением или понижением на полутон.

В нашем примере (см. рисунок выше), диезы расположены между 3-ей и 4-ой линейками нотного стана (место звука «до») и на 5-ой линейке (звук «фа»). А это означает, что все ноты до и фа, которые будут встречаться в произведении, должны будут быть повышены на полутон. Причем, не важно, в какой октаве расположены эти звуки: все ноты (до) и (фа) должны играться как до-диез и фа-диез (конечно же, если перед этими нотами не стоит знак бекар).

 Подведем итоги 4 части. Сегодня мы узнали, про такие знаки альтерации: диез, бекар, бемоль. А также рассмотрели зону действия знаков альтерации.

  • Знайте вот что не безделка ель в лесу под елью белка из какой сказки
  • Знаешь ли ты спектакли и кинофильмы на сюжеты народных сказок 3 класс
  • Знаешь ли ты растения изображенные на рисунках подготовь рассказ о каком нибудь из этих
  • Знаешь ли ты какие нибудь восточные сказки перескажи одну из них постарайся употребить
  • Знаешь ли ты как написать отзыв о прочитанном рассказе 2 класс