Знакомство детей со сказками А.С.Пушкина
Подготовила Шульгина И.Г
Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. Сказки оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие детей, развивают их воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас ребенка, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.
Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?
Знакомство со сказками Пушкина рекомендуется начинать с двухлетнего возраста. В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее. Для начала вполне достаточно читать сказки Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из «Сказки о царе Салтане. » о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев «в чешуе, как жар горя». Нельзя без внимания оставить и знаменитое «У лукоморья», где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.
Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста.
В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.
Как правильно читать сказки Пушкина?
Наиболее популярные сказки Пушкина. Это достаточно объемные произведения, читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи. Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.
«У лукоморья дуб зелёный…» — вступление к поэме «Руслан и Людмила. Благодаря этим первым строкам перед нами открывается чудесный мир, где живут русалки, Кощей, Баба Яга, кот ученый, невиданные звери и сам автор мирно соседствуют и даже обмениваются легендами. Они хорошо понимают друг друга, потому что всех их объединяет русский дух. Этот отрывок готовит читателя к волшебному миру дальнейшего рассказа и словно роднит с его персонажами.
Сказка о царе Салтане — стихотворное произведение. В сказке рассказывается, как три сестры вошли в царскую семью. Одна из них стала царицей, обещав родить богатыря, а две другие стали свояченицами государя. Зависть сестёр почти губит молодую царицу с сыном. Отправленные в бочке по морю, царица с наследником чудом избегают гибели, а после знакомства с царевной лебедью их жизнь налаживается. Сказка говорит, что победа добра над злом, завистью, сплетнями и жестокостью неизбежна.
«Сказка о рыбаке и рыбке»любимая детьми вот уже в течение двух веков. В ней повествуется о необычайной удаче простого рыбака, которой воспользовалась его жена. Сказка учит благодарности, умеренности, осуждает жадность и гордыню.
«Сказка о попе и работнике его Балде. В ней говорится, как обычный парень Балда нанимается к попу за символическую плату -дать хозяину в конце несколько щелчков. Сильный Балда завоёвывает расположение всей семьи священнослужителя, трудится исправно, но срок его службы подходит к концу. Как и чем заплатит поп за труд своему работнику? Сказка учит ценить труд, призывает быть щедрым, сообразительным, целеустремленным и верным слову.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».Когда царь женится во второй раз, новая супруга завидует красоте его повзрослевшей дочери, о какой твердит её волшебное зеркальце. Царица велит чернавке увести царевну в лес и погубить. Царская дочь находит терем, где проживают братья-богатыри, и становится им «сестрицей». Сказка учит вере в добро, верности слову и любви.
Сказка о золотом петушке — стихотворное произведение. Сказка расскажет о необычайном подношении, какой сделал звездочет царю Дадону и последствиях такого подарка. Мудрец подарил старому государю золотого петушка, который «просыпался» тогда, когда на царство надвигались недруги. За такую услугу звездочет просил исполнить одно его желание в будущем. Убережет ли волшебный стражник Дадона и его государство от гибели, прочтите вместе с ребенком. Сказка учит держать слово, жить в согласии с другими и не забывать об ответственности.
Автор: Варфоломеева Нина Валентиновна
Педагогический проект
«Знакомство с А. С. Пушкиным и его сказками»
I этап: целеполагание.
• Задачи взрослого:
Познакомить детей с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.
Уточнить и обогатить представления детей о сказках А. С. Пушкина, помочь почувствовать своеобразие их языка; вызвать желание услышать другие произведения этого поэта.
Закрепить знания детьми структуры сказок. Рассмотреть разные издания сказок, познакомить с художниками- иллюстраторами.
Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость встречи с знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с силами зла.
Совершенствовать память, дикцию. Способствовать развитию связной речи детей.
• Задачи ребёнка:
Научиться запоминать отрывки из произведений А. С. Пушкина и рассказывать их наизусть.
Уметь драматизировать сказки по ролям с помощью воспитателя с использованием различных театров.
Вырабатывать выразительность речи.
• Задачи родителей:
Принять активное участие в художественной выставке по сказкам А. С. Пушкина.
Вспомнить с детьми название и содержание знакомых им сказок писателя.
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Воспитывать у ребёнка потребность рассматривать книгу и иллюстрации.
• Участники проекта:
дети, педагоги, родители.
II этап.
Разработка проекта.
1. Важность данной проблемы.
Дать понять детям, что А. С. Пушкин – самый любимый поэт из наших писателей классиков. Стихи и сказки Пушкина каждый раз читаются всё с таким же интересом и с такой же радостью, как будто знакомишься с ними в первый раз.
Реализуя свой проект, мы взрослые вместе с детьми знакомимся произведениями А. С. Пушкина. Многие из его стихотворений связаны непосредственно с самой жизнью поэта.
Пожелать детям на всю жизнь сохранить незабываемое впечатление от чудесных произведений А. С. Пушкина, чтобы они полюбили его и как поэта и как человека.
2. Методический и наглядный материал:
Конспекты занятий, бесед.
Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина
Чтение сказок А. С. Пушкина
«Что за прелесть эти сказки! »
Беседа «Знаем ли мы сказки».
Инсценирование отрывков из сказок «О мёртвой царевне и 7 богатырях»,
«Сказка о рыбаке и рыбке».
Выставка знакомых и любимых книг
Аппликация «Золотой петушок»
Выставка рисунков
Плакат «Там на неведомых дорожках»
Викторина по сказкам А. С. Пушкина
3. Атрибуты для игровой деятельности.
Д/и «Сложи сказку из кубиков»
Н/и «О золотом петушке»
Костюмы для инсценировки.
Игрушка «Золотой петушок»
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Понимание детьми:
Понимание особенностей сказочного жанра;
Побудить детей поразмыслить над тем, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольствием их слушают и заучивают.
Умение детей:
Воспринимать на слух стихи и сказки;
Анализировать содержание прочитанных произведений;
Умение видеть добро, которое побеждает силу зла.
Знание детьми:
Истории жизни поэта;
Название и содержание знакомых им произведений писателя, определять к какому жанру относится каждое.
Развитие у детей:
Внимания, воображения;
С помощью пересказа, инсценировки развивать связную и диалогическую речь;
Вызвать желание порадоваться встрече со знакомыми героями и книгами.
Октябрь
«А. С. Пушкин — великий русский поэт»
• Занятие по развитию речи: «Знакомство с биографией А. С. Пушкина».
• Подборка и выставка книг с произведениями А. С. Пушкина.
• Беседа «Что мы знаем о А. С. Пушкина».
Ноябрь
Знакомство со сказками А. С. Пушкина
• Чтение сказок А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».
• Занятие: «Там на неведомых дорожках».
• Занятие по рисованию: «Золотая рыбка».
• Д. игра «Герои сказок А. С. Пушкина в цифрах».
• Аттракцион «Свет мой, зеркальце, скажи».
• Работа с родителями: Создание рисунков по сказкам А. С. Пушкина.
Декабрь
Знакомство с художниками- иллюстраторами
• Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.
• Познакомить с биографией и творчеством художников: Билибин И. Я. ; Маврина-Лебедева Т. А., Зворыкин Б. В., Серов В. А
• Беседа: «Знаем ли мы сказки? »
• Д. игра: «Найди то, не знаю что»
Январь
«Что за прелесть эти сказки! »
• Занятие по развитию речи: «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».
• Пантомимы:
— изобразить, как старик тянет невод из моря;
— белку, щёлкающую орешки;
— Гвидона, натягивающего стрелу;
— Балду, дающего щелчок царю в лоб.
• Инсценирование отрывков из сказок: «О рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»
• Аппликация: «Золотой петушок»
• Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 196»
Конспект беседы
«Знакомство с А.С. Пушкиным и его творчеством»
в группе общеразвивающей направленности для детей 4 – 5 лет
Подготовила: Астапенко Л.Ю.
воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Оренбург, 2021 г.
Цель: рассказать детям о великом русском поэте и писателе Александре Сергеевиче Пушкине, и познакомить с его творчеством.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; родолжать знакомить детей со сказками А. С. Пушкина; формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки; побуждать детей применять свои знания в игре, точно передавая характер героев сказок
Развивающие: развивать способность слушать и понимать художественный текст.
Воспитательные: привить любовь к сказкам и стихам А.С. Пушкина.
Предварительная работа: чтение сказок и стихотворений А.С. Пушкина; рассматривание иллюстраций к его сказкам.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте и писателе А.С. Пушкине. Он родился в дворянской семье в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. С раннего детства Александр Сергеевич был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём няня, она была мастерица петь песни и рассказывать сказки. Говор у неё был особый певучий, ведь она была простая крестьянка. Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни , с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой, а звали её Арина Радионовна. Начнёт няня рассказывать сказки, так он не шелохнётся, боится слово пропустить . А на основе сказок, которые рассказывала ему Арина Радионовна, Пушкин создал свои сказки. С этими сказками мы с вами уже начали знакомиться, а давайте ещё раз перечислим сказки, которые написал, Александр Сергеевич: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», поэма «Руслан и Людмила» и ещё можно много перечислять произведений, которые написал А.С. Пушкин.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая интересная книга у меня
Вам хочется с ней познакомиться?
Дети: -Да!
Воспитатель берет книгу, показывает детям и обращает внимание на то, что автор книги великий русский поэт А.С. Пушкин. Предлагает прослушать несколько произведений автора.
1.Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
2.У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Воспитатель: Ребята, кто из вас может назвать автора этих поэтических строк. Дети: Это Пушкин Воспитатель: Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине?
Дети: Он написал много сказок и стихов.
Ребята, а вы знаете, что сказки — это волшебная страна. Вот у Пушкина есть такая страна в поэме «Руслан и Людмила», и называется она — Лукоморье. Вот только что вы прослушали её.
Воспитатель: Вот вы услышали о волшебной сказочной стране «Лукоморье». Как вы думаете, почему эта страна сказочная?
Дети: Потому что в ней живут герои, которых не существует в нашем мире.
Воспитатель: А каких же жителей вы там узнали.
Дети: В сказке живут: кот, леший, русалка, баба Яга, Царь Кощей, тридцать витязей и дядька их морской.
Воспитатель: Ребята, а как же кот? Разве в нашем мире коты не живут?
Дети: Живут, но коты не разговаривают.
Воспитатель: Молодцы! Там живёт не простой кот, а учёный, который рассказывает сказки и поёт песни. Ребята, а вам понравилась эта волшебная страна? (Да) А давайте попробуем закрыть глаза и представить себе «Лукоморье». Представили, там красиво и интересно? А теперь нам пора прощаться со сказкой, но я вам обещаю, что мы с вами не раз ещё вернёмся в эту страну. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Дети хотите поиграть в игры.
Дети: Да.
Игра «Кто такой?» — герои в сказках Пушкина
Витязь–отважный воин
Леший – хранитель и хозяин леса
Колдун – это человек, который имеет мистические способности
Богатырь – герой, совершающий воинские подвиги
Кощей – злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия
Воспитатель: Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало
Но все Пушкинские — это
Наше вечное начало!
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый сундук, словно по волшебству появился в нашей группе. Давайте подойдём и посмотрим, что в нём.
Вам ребята я дружок
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В этом сундучке волшебные предметы. Кто угадает из какой сказки эти
предметы и кому они принадлежат.
Итак (достаю зеркальце). Из какой сказки этот предмет и чей он?
Дети: Это зеркальце из «сказки о мёртвой царевне».
Верно: Верно.
«Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду расскажи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Воспитатель: (Достаю рыбку). Из какой сказки этот предмет?
Дети: Из сказки о золотой рыбке.
Воспитатель: Правильно, ребята.
Воспитатель: (Достаю петушка). Из какой сказки этот предмет?
Дети: Из сказки «О золотом петушке».
Воспитатель: Как петушок предупреждал о беде? «Ку-ка – ре –ку, царствуй лёжа на баку.»
Воспитатель: Дети, вам понравилось играть?
Дети: Да!
Воспитатель: Так о ком мы с вами сегодня говорили?
Дети: О поэте Александре Сергеевиче Пушкине.
Воспитатель: Какие сказки написал А.С. Пушкин?
Дети: Он написал «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» …
Воспитатель: Завершим мы наше сегодняшнее знакомство с А.С. Пушкиным.
просмотром мультипликационного отрывка из сказки: « Сказка о рыбаке и рыбке».
Воспитатель: Дети! Вам понравилось сказка.
Дети: Да!
Путешествие по страницам сказок А. С. Пушкина.
Средняя группа
Воспитатель МБДОУДСКВ № 21 «Елочка» Кравченко Г. П.
Цель: Познакомить детей с великим русским поэтом А. С. Пушкиным; вызвать чувство радости от прослушивания его стихов.
Программные задачи:
Расширять знания детей о А.С.Пушкине.
Продолжать знакомить детей со стихами А. С. Пушкина.
Упражнять в выразительном чтении стихов поэта.
Учить узнавать произведения А. С. Пушкина по иллюстрациям.
Помочь почувствовать своеобразие языка А.С Пушкина.
Развивать речь, память. воображение, мышление.
Воспитывать интерес к чтению, любовь к творчеству А.С.Пушкина.
Словарная работа: поэт, русская поэзия, литературные сказки, Лукоморье.
Предварительная работа: Чтение и заучивание наизусть отрывков из сказок А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане…» («Ветер по морю гуляет…», «Ель растёт перед дворцом…», «За морем царевна есть…»), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» («Свет, наш солнышко…», «Месяц, месяц, мой дружок…», «Ветер, ветер. ты могуч…»), рассматривании иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина, художественно – творческая деятельность по произведениям поэта.
Оборудование: ИКТ, презентация по теме, книга «Сказки А. С. Пушкина», запись «Полёт шмеля» ком. Н. А. Римский – Корсаков, посылка.
Ход НОД.
Дети заходят в группу, на столе стоит посылка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришла посылка, интересно от кого она и, что там.
Воспитатель достаёт книгу «Сказки А. С. Пушкина».
Воспитатель: Это сказки А. С. Пушкина. Что вы знаете об А. С. Пушкине?
Ребята, А. С. Пушкин – это великий русский поэт. Он написал много стихов, поэм и сказок. Сказки Пушкина – это первые наши книги с них начинается наша любовь к русской поэзии. Ребята, а сейчас я расскажу вам о великом русском поэте А. С. Пушкине.
Слайд № 2. Портрет А. С. Пушкина
Воспитатель: Портрет Александра Сергеевича Пушкина всем знаком. Всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, скажет: это Пушкин.
В нашей стране нет человека, который не знал бы, не читал
Пушкина!
Александр Сергеевич Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел писать так просто и, в то же время так интересно, что многое из написанного им понятно и близко детям.
Рассказ воспитателя.
А. С. Пушкин – великий русский писатель. Он написал много стихов и сказок. Александр Сергеевич тоже был маленьким. У него была няня – Арина Родионовна.
Слайд № 3. Изображение Арины Родионовны.
Она очень любила маленького Сашу, заботилась о нём.
Слайд № 4. А. С. Пушкин в детстве.
Арина Родионовна знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные, певучие сказки. Он часто просил ещё и ещё повторить их. Саша садился у её ног на маленькую скамеечку, няня брала в руки вязание и начиналась сказка. А Саша сидит не шелохнётся, боится, слово пропустить.
Слайд № 5 А. С. Пушкин и Арина Родионовна.
Когда А. С. Пушкин стал взрослым, попросил Арину Родионовну рассказать ему, те детские сказки, он записал их. Александр Сергеевич говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Именно русские народные сказки, которые ему рассказывала няня, он использовал для написания своих замечательных литературных сказок. В его сказках добро побеждает зло. Они поучительные, весёлые и добрые. Это сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке».
Называя сказки, воспитатель показывает иллюстрации к сказкам из книги.
Воспитатель: Ребята, кто рассказывал сказки А. С. Пушкину в детстве? Как звали няню поэта? Вы запомнили, какие сказки написал А. С. Пушкин? Молодцы! А теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Под музыку Н.А.Римского-Корсакова «Полет шмеля» проводится речевая игра «Шмель»
Тут князь уменьшился, (приседают)
Шмелем он оборотился (жужжат, машут «крыльями»)
Полетел и зажужжал, (бегают)
Судно не море догнал.
Потихоньку опустился (приседают)
На корму – и в щель забился.
Воспитатель: Когда вы станете старше, вы ещё многое узнаете о А. С. Пушкине, познакомитесь и прочитаете сказки и стихи великого поэта. А пока мы знакомимся с отрывками из них. Давайте вспомним, какие стихи А. С. Пушкина вы знаете? Я покажу вам картинки, вы вспомните стихотворение и выразительно расскажите его.
Слайд № 6 «Ветер, ветер, ты могуч»
Слайд № 7 «Ветер по морю гуляет»
Слайд № 8 «Месяц, месяц, мой дружок»
Слайд № 9 «Ель стоит перед дворцом»
Слайд № 10 «За морем царевна есть»
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот сколько стихов А. С. Пушкина вы знаете наизусть. Они нравятся вам? Скажите, как зовут поэта, который написал такие прекрасные стихи? Вы только начали знакомиться с прекрасными стихами великого поэта, подрастая, вы будете ближе и подробнее знакомиться с творчеством Александра Сергеевича Пушкина.
Ребята, а мы же так и не узнали кто, прислал нам посылку.
Воспитатель осматривает посылку, там письмо. Показать картинку на конверте. (Изображение дуба с котом Учёным ).
Воспитатель: Как вы думаете откуда пришла посылка? Посылка пришла к нам из Лукоморья. Помните что такое Лукоморье? А кто придумал Лукоморье? (Сказочная страна, о которой написал А. С. Пушкин).
Воспитатель заглядывает в конверт.
Воспитатель: Ребята, здесь для нас письмо.
Письмо: «Здравствуйте дорогие , ребята , я знаю, что вы читаете, заучиваете наизусть стихи великого, русского поэта А. С. Пушкина. Я очень рад, что вы любите его творчество. Я посылаю вам красочную книгу со сказками А. С. Пушкина, чтобы вы их читали, рассматривали иллюстрации, и ещё больше любили пушкинские стихи и сказки. Кот Учёный, живущий в волшебном Лукоморье, про которое написал великий Пушкин.»
Воспитатель: Ребята от кого это письмо? Где живёт кот Учёный? Кот не только подарил нам книгу, он прислал раскраски по сказкам А. С. Пушкина, чтобы вы хорошо их запомнили.
Слайд № 2.
Воспитатель: Свой рассказ о А. С. Пушкине я закончу словами:
Это Пушкин, это чудо, это прелесть без конца
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало.
Но все Пушкинские – это
Наше вечное начало.
По страницам сказок А. С. Пушкина
PPTX / 3.74 Мб
Сложно найти человека, который не знает о творчестве Пушкина, кто не прочел в своей жизни ни одного его стихотворения или отрывка из прозы. Произведения этого русского поэта изучают в школе, его сказки читают мамы своим малышам. Если со стихами Пушкина все понятно – знатоки ими восхищаются, влюбленные учат наизусть, то сказкам отводится особое внимание. Чему учат сказки Пушкина, чем они примечательны и почему нравятся детям – эти вопросы стоит рассмотреть отдельно.
Содержание
Загадочный и чудесный мир сказок
Мудрость в сказках Пушкина
Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?
Сказки Пушкина (список всех сказок)
На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?
- «Сказка о попе и работнике его Балде»
- «Сказке о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о царе Салтане»
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- «Сказка о золотом петушке»
- «Руслан и Людмила»
- «Жених»
А. С. Пушкин острый интерес к русской народной сказке стал проявлять только в последнее десятилетие своей жизни. Долгими часами он мог сидеть и записывать то, что ему баила няня Арина Родионовна. В основном материалом сказок Пушкина стало именно то, что рассказывала няня, т.е. русские народные сказки, передаваемые из уст в уста.
Народная сказка совсем не обязательно предназначена для детей. Ее важнейшим назначением было занимать слух и ум простых крестьян долгими зимними вечерами, когда они собирались в избу каждый со своим рукоделием. И А. С. Пушкин свои сказки писал для всех. Наверняка, он удивился бы, если бы узнал, что со временем основными читателями его сказок станут дети. Но, конечно же, сказки Пушкина для детей!
Нынешний мир русского детства немыслим без сказок Пушкина. Пушкин для детей настолько свой, что когда в 1937 в Москве памятник поэта хотели перенести из сквера на более освещенное место, дети не позволили это сделать.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина с детства нас завораживают яркостью, живописностью, динамизмом, неповторимой самобытной стихией русского народного языка. Все они блестяще театрализованы и экранизированы.
Загадочный и чудесный мир сказок
Что такое сказка? Энциклопедии и взрослые образованные люди ответят, что это литературный жанр, народный фольклор, основанный на вымысле. Но для любого ребенка сказка – это манящий чудесный мир, где животные и птицы умеют говорить, где добро всегда победит зло.
По мнению детских психологов, сказки способны сформировать в детях понятие добра и зла, ответственность за свои поступки, сказки учат детей искать различные способы решения той или иной проблемы. Интересная и увлекательная сказка способна научить малыша сочувствию, позволит понять отличия хороших поступков от плохих намного быстрее, чем куча нотаций и замечаний родителей и воспитателей.
Для маленьких деток очень важна легкость восприятия информации и сказки, написанные в стихотворной форме, привлекают внимание малыша простотой и красочностью образов. Сказки А. С. Пушкина – не исключение. Они запоминаются надолго и именно их вспоминают в первую очередь взрослые, думая, что бы почитать своему ребенку.
Мудрость в сказках Пушкина
Сказкам в творчестве Пушкина уделено не так много внимания, как теме любви или природы. Но образы, созданные поэтом, настолько удивительны и реалистичны, что не дают оторваться от чтения и дают волю воображению. Ребенку легко представить и «ученого кота» и «дуб зеленый» и богатырей, выходящих строем из волн моря.
Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Произведения Пушкина для детей оказывают огромное влияние на их эмоциональное развитие, развивают воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.
Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?
Знакомство со сказками великого русского поэта рекомендуется начинать с двухлетнего возраста.
В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее. Малышам будут интересны герои сказок Пушкина, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придет понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удается им выпутываться из сложных ситуаций.
Для начала вполне достаточно читать Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из «Сказки о царе Салтане…» о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев «в чешуе, как жар горя». Нельзя без внимания оставить и знаменитое «У лукоморья», где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.
Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.
Все сказки Пушкина детям доступны и в мультипликационном варианте. Можно посмотреть их с малышом, но насколько интереснее именно читать эти удивительные истории и дать возможность ребенку самому представлять себе, как выглядят главные герои, что их окружало.
Сказки Пушкина (список всех сказок)
Не все знают, какие сказки написал Пушкин, ведь их гораздо больше общеизвестных нам с детства. О некоторых из них, наверняка, не знают не только дети, но и многие взрослые.
Вот список сказок Пушкина:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»,
- «Сказка о попе и о работнике его Балде»,
- «Сказка о золотом петушке»,
- «У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»),
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
- «Сказка о медведихе»,
- «Песнь о вещем Олеге»,
- «Царь Никита и сорок его дочерей»,
- «Жених».
На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?
Наиболее известны и популярны 5 сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи.
Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.
«Сказка о попе и работнике его Балде»
«Сказка о попе и работнике его Балде» расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей, следует обратить особое внимание на Балду. Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной» — в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки.
За все надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.
«Сказке о рыбаке и рыбке»
Насколько плохо и себе дороже быть жадным Пушкин описал в «Сказке о рыбаке и рыбке». С одной стороны, вознаграждается сочувствие Старика по отношению к рыбке и, с другой стороны, справедливо наказывается жадность его жены. Как бы ни хотелось быстрее пройти путь от «разбитого корыта» до «владычицы морской», но по велению Золотой Рыбки это не сделать.
Пушкин великолепно преподал урок того, как легко потерять все, поддавшись глупости и жадности.
Конечно же, «Сказка о рыбаке и рыбке» — пушкинская сказка сказок. Говорят, что это сказка Пушкина о муже и жене, о том, как не должны выстраиваться отношения между мужем и женой. Муж поставлен в семье главой и представляет собой разумное начало. Именно его задача корректировать эмоциональность и импульсивность жены. Интересно, что в сказке три действующих лица – старик, старуха и рыбка, а в названии присутствует только рыбак и рыбка. Основой жизни христианина является умение себя ограничивать во всем: еде, питье, сне, удовольствиях, любых благах жизни. Тридцать три года старик и старуха умели довольствоваться малым – даже жили в землянке. А тридцать три года означают зрелость человеческой личности.
Вот идеальная семья: старик ловит рыбу, старуха прядет пряжу, оба довольствуются тем, что Бог пошлет. Но вот Бог посылает испытание: золотую рыбку, которая может исполнить любое желание. Старик удивлен, напуган, он отпускает золотую рыбку, так как бескорыстен. Но своим безволием, слабохарактерностью старик позволяет настолько раздуться гордыне старухи, что она, в конце концов, желает стать «владычицей морской», считай самим Богом. Раздулась, как пузырь, и лопнула. Старик не выдерживает испытания властным характером старухи, старуха не выдерживает испытания чудом. И оба оказываются у разбитого корыта.
Фразеологизм «разбитое корыто» ребенок, наверняка, вспомнит в своей жизни не единожды.
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о царе Салтане» – самая-самая волшебная, самая феерическая из всех пушкинских сказок. Чудеса в ней просто фейерверком следуют одно за другим. Но самое интересное это то, что в ней нашли отголоски исторические предания, хранительницей которых была Арина Родионовна. Няня Пушкина была родом с русского Севера, где еще помнили сказания о Киевской Руси. Присказка «мимо острова Буяна в царство славного Салтана» описывает древний торговый путь из Варяг в Греки. Жители русского Севера, поморы, хранили в своих преданиях память об острове Рюген, самом крупном в Балтийском море, принадлежавшем немцам. До немцев здесь жили руги или русы. Когда-то остров носил название Руян. Остров перестал быть русским, когда пресеклась русская княжеская династия в ХIII веке. Впоследствии остров был датским и шведским. Но жители русского Севера сохраняли память в фольклоре об острове. Название Руян преобразовалось в Буян.
Эта сказка Пушкина для детей начинается с того, что царь-батюшка, гуляя в крещенский сочельник, подслушивает разговор трех девиц о том, что бы каждая из них сделала, если бы стала женой царя. Царю Салтану понравились слова третьей девицы о том, что она родила бы царю богатыря. В традиционном обществе, и в родовом и в христианском, деторождение считалось основной ценностью, никак не сравнимой с ценностью пиров или драгоценными одеяниями.
Царь берет в жены третью девицу, первую берет во дворец в качестве поварихи, а вторую – в качестве ткачихи. Царь уходит на войну, у царицы через 9 месяцев рождается необыкновенный сын. И вот тут повариха с ткачихой расставляют свои коварные сети, чтобы погубить ненавистную царицу с ее сыном. Замурованные в бочке царица и царевич приплывают на чудесный остров, который становится их новым домом. И что бы ни делали впоследствии злые повариха с ткачихой, чтобы обманывать царя, все их козни и хитрости не достигают своей цели, — с помощью царевны Лебедя, которую он спас, царевич Гвидон получает все чудеса света, и волшебную белочку, и тридцать трех богатырей, и саму царевну Лебедь в качестве жены. Царь Салтан приезжает посмотреть на все эти чудеса и находит свою жену и сына живыми и невредимыми. Тут, конечно, пир на весь мир и даже повариха с ткачихой великодушно прощены.
Читая «Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», следует обратить внимание на выразительные женские образы — мать Гвидона и царевну Лебедь; на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих сердец.
Зависть и ложь сестер и бабки Бабарихи привели к страданиям и трудностям царицы и ее сына, но, как и полагается в сказке для детей Пушкина, побеждает любовь и прощение.
Не стоит верить никому на слово, ведь злые помыслы недругов могут испортить жизнь и привнести в нее много неприятных и неправильных решений.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Чудесная «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» создана на фоне интересных жизненных обстоятельств Пушкина, – в ту пору поэт был горячо влюблен и сватался к Н. Гончаровой. Не ошибемся, если скажем, что все те положительные качества, которыми писатель наделил царевну, присущи были его невесте.
Царевна прекрасна собой, она не белоручка, — в терему у семи богатырей она все хозяйство взяла на свои плечи, она скромна, «тиха», верна царевичу Елисею. Ей противостоит царица-мачеха, которая хоть и красива внешне, но имеет гордый, злобный и завистливый характер. Основным ее занятием является самолюбование, «самоистуканство». Царевич Елисей воплощает собой верность. Он похож на богатыря, который ради поиска любимой, бесстрашно отправляется на край света и на равных обращается со стихиями – Солнцем, Месяцем, Ветром. Добро и любовь побеждает: Елисей находит царевну, разбивает хрустальный гроб, и царевна оживает. Зло наказано: царица-мачеха умирает от злобы и зависти.
Сюжетная основа этой сказки для детей Пушкина созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя её, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.
В «Сказке о мертвой царевне» Пушкин ведет историю о победе верности и добродетели над гордыней и злобой.
Скромная красавица-царевна мешает жить коварной и тщеславной царице. Все попытки извести молодую соперницу не могут привести к требуемому результату. Ведь в помощниках у справедливости и природа, к которой обращается за советом Елисей, и сила богатырей, по-джентльменски отнесшихся к случайно забредшей к ним красавице. Долгая история заканчивается счастливо и это характерно для любой детской сказки Пушкина.
«Сказка о золотом петушке»
Чему учит сказка о Золотом петушке?
История про царя Дадона учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.
Главному герою предлагается помощь, взамен на ответную услугу в будущем. Царь с радостью принимает подарок, не думая, чем ему это может обернуться. А задуматься стоило, ведь неизвестно, что в дальнейшем могут потребовать за оказанное одолжение. Эта беспечность обошлась ему дорого, так как сдержать слово, данное мудрецу он не смог. Мораль такова: не давай обещаний, если не знаешь, сможешь ли сдержать обещание, а если уж дал слово – то держи его.
«Руслан и Людмила»
Сказочная поэма «Руслан и Людмила» погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство.
Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.
«Жених»
Малоизвестная сказка-баллада «Жених» предназначена для более старших детей. Это произведение знакомит юных читателей с народными песнями и самим обрядом свадьбы. Своеобразный жанр произведения раскрывает коварную сущность жениха-злодея и духовную победу невесты Наташи над ним.
С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только о сказках Пушкина, прочитанных в раннем детстве, не забудут уже никогда. Они помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.
В заключение важно отметить, что литературные сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.
Счастливы те детки, которым еще предстоит открывать мир пушкинских сказок, входить в неведомую страну, где «У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом».
Сказки Пушкина для детей — поистине кладезь народной мудрости. Они должны занять достойное место не только на книжной полке, но и в сердце каждого ценителя русской литературы.
Викторина для детей на тему — Сказки А.С. Пушкина
Проект «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина» |
Вид проекта | Групповой, творческий |
Разработчик проекта | Паздникова Олеся Николаевна, воспитатель |
Цели и задачи проекта | Цель проекта: Формирование у детей интереса к книгам, литературным произведениям. Задачи: — знакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина; — воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них; — способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта; Читайте также: Матрёшка и её история. Воспитателям детских садов на занятие — развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности; — прививать любовь к родному языку. Умение эмоционально-эстетически воспринимать произведения русской классической литературы. |
Сроки реализации проекта | Краткосрочный с 09. 02.2016 по 24.02.2016г. |
Этапы реализации проекта | 1 этап.
Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
2 этап:
3 этап: Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов. |
Участники проекта | Воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители. |
Ожидаемые результата проекта | В ходе реализации данного проекта у детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У детей повышается интерес к произведениям А.С.Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, творчества (в лепке и рисовании), умение преодолевать трудности в общении. Игра-драматизация на основе литературных произведений становится одним из средств развития детского творчества. У родителей появляется стремление учиться быть родителями, принимать участие в жизни группы, в различных мероприятиях ДОУ. |
Ресурсное обеспечение проекта | Интернет-ресурсы (слайды, мультфильмы), материальные ресурсы (приобретение и изготовление пособий). |
Актуальность
Ввиду особой значимости духовной основы для развития личности в детские годы взрослый должен стараться воспитывать в современном ребенке грамотного читателя, приобщить его к русской литературе, воспитать высококультурного и творческого человека. Использование проектного метода в организации образовательного процесса в ДОУ обусловлено принципами дошкольного образования, отраженные в ФГОС и мне бы хотелось рассмотреть эту тему в контексте проектной деятельности.
Вид проекта: групповой, творческий, краткосрочный.
Цель проекта: формирование у детей интереса к книгам, литературным произведениям.
Задачи проекта:
- знакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина;
- воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
- способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
- развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности;
- прививать любовь к родному языку, умение эмоционально-эстетически воспринимать произведения русской классической литературы.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.
Продолжительность проекта: (с 09.02. по 24.02 2016 г.)
Материалы и оборудование: книги о поэте и писателе А.С.Пушкине, литературный материал по теме проекта, иллюстрации, пазлы, кубики, аудиокассеты, материалы для продуктивной деятельности, магнитофон, компьютер, игры по сказкам.
Основные формы реализации проекта:
- чтение художественной литературы;
- интегрированные занятия;
- продуктивная деятельность («Художественное творчество»);
- музыкальные гостиные;
- игры –импровизации, хороводные игры;
- просмотр мультфильмов по произведениям А.С. Пушкина;
- викторина.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
1. Обсуждение целей и задач проекта.
2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
3. Работа с родителям по теме проекта.
2 этап – основной:
1. Планирование работы воспитателей с детьми.
2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам.
3. Пропаганда знаний о влиянии художественной литературы на развитие ребёнка для родителей воспитанников.
4. Создание базы данных о сказках Пушкина А.С.:
— оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
— организация тематических выставок, создание фотогазет.
3 этап – заключительный:
Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
План реализации проекта:
1-й этап (с 09.02 – 24.012.2016)
Планируемые мероприятия | Сроки реализации | Ответственный |
Составление плана работы и разработка конспектов по областям НОД («Лепка», «Коммуникация», «Социализация»). | февраль 2021 г. | воспитатель |
Пополнение и подборка материала по теме. Подборка музыкального материала. | в течение первой недели февраля | Воспитатель, родители Муз. руководитель |
Привлечение родителей к созданию выставки «Мои любимые сказки А.С. Пушкина» | февраль 2021г. | Воспитатели, родители |
2-й этап (8.02. – 18.02.2016)
Мероприятия | Задачи | Ответственный |
Интегрированное занятие «Рассказы о А.С. Пушкине» | Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С.Пушкина; воспитывать любовь и интерес к творчеству поэта; обогащать и развивать словарный запас детей, обращать внимание на выразительность и поэтичность пушкинских строк. | Воспитатель |
Художественное творчество: лепка Тема «У Лукоморья дуб зеленый» |
Учить детей создавать коллективную пластическую композицию по мотивам литературного произведения А.С. Пушкина; учить планировать и распределять работу между участниками; совершенствовать технику лепки; развивать способности к композиции; формировать коммуникативные навыки. | воспитатель |
Социализация: Беседа на тему: «Я поведу тебя в музей» |
Расширять знания детей о музеях; создать радостное эмоциональное отношение от произведений А.С.Пушкина; прививать любовь к искусству. | воспитатель |
Чтение художественной литературы: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» |
Способствовать развитию художественного восприятия текста; учить понимать поэтический язык А.С.Пушкина; прививать любовь к Родине, к её истокам; развивать память. | Воспитатель, Муз. руководитель |
ОБЖ: «Ничего не бери у чужих людей» по сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» |
Учить детей избегать контактов с незнакомыми людьми на улице. | Воспитатель |
Беседа « А.С. Пушкин: семья поэта» |
Расширять кругозор детей; вызвать интерес к жизни и творчеству поэта и его семьи. | Воспитатель |
Художественное творчество: рисование Тема «Мой любимый сказочный герой» |
Развивать образное представление; продолжать учить передавать в рисунке образы сказочных героев, их характерные черты; закреплять умение использовать в работе разные изобразительные средства; | воспитатель |
Совместная деятельность «Загадки ученого кота» |
Закреплять знание о произведениях Пушкина; развивать логическое мышление; | воспитатель |
Беседа «Как художники иллюстрировали «Сказку о царе Салтане» |
Вызвать у детей интерес к творчеству художников-иллюстраторов (Ю.Васнецов, Билибин), их оригинальности, умение по-своему видеть произведения А.С. Пушкина; развивать умение сравнивать и сопоставлять характеры и образы, изображенные художниками. | Воспитатель |
Выставка Художественное творчество: рисование Тема «Иллюстрации к книге «Сказка о царе Салтане» |
Создать условия для изображения детьми сказочных персонажей по мотивам литературного произведения А.С.Пушкина; развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции; поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность в поиске средств художественно-образной выразительности. | воспитатель |
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данного проекта у детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У детей повышается интерес к произведениям А.С.Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, творчества(в лепке и рисовании), умение преодолевать трудности в общении. Игра-драматизация на основе литературных произведений становится одним из средств развития детского творчества.У родителей появляется стремление учиться быть родителями, принимать участие в жизни группы, в различных мероприятиях ДОУ.
Эффективность реализации проекта:
Вывод:
Литература.
- А.С.Пушкин. «Стихи и сказки». Изд.Детская литература, М.,1974г.
- А.Самарцев. А.С.Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.
- И.Токмакова. Поговорим с тобой о А.С.Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
- Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
- К.Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.
- Н.И.Попова. Музей-квартира А.С.Пушкина. Лениздат, 1989г.
- Журналы «Дошкольное воспитание» № 6-97 г., № 6-98 г., № 6-99 г., № 2, № 6-2000г.
- Л.М. Жукова. История о великом поэте Пушкин. Изд. Белый город, М., 2003г.
- Л.Жукова. Я памятник воздвиг себе нерукотворный… Стихи о жизни, любви и красоте. Изд. Белый город, М., 2001г.
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Издательский дом «Цветной мир».
- О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»; Санкт-Петербург, ДЕТСТВО ПРЕСС 2010.
«Сказки Пушкина» проект по художественной литературе (подготовительная группа)
Проект
«Сказки А. С. Пушкина»
в подготовительной группе
воспитатель: Горбушина Т.Б.
Актуальность проекта. Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль в развитие речи дошкольника. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другого вида творчества, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, происходит обогащение эмоций. Огромно его воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, сказки и стихи А. С. Пушкина воздействуют на личность детей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Творчество А. С. Пушкина помогает развить ребенку высокий уровень культуры речи, способствует развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность. Задача взрослых познакомить детей с творчеством поэта, как можно раньше и сделать его стихи, сказки частью внутреннего мира ребенка. Проблема проекта: • Дети проявляют интерес к сказкам, однако необходимо разнообразить представления дошкольников о разных видах сказок. • Недостаточно высокий уровень читательского интереса, читательской культуры детей. Проблемные вопросы: • Любите ли вы сказки и почему? • Какую пользу они приносят? • Нужны ли сказки в жизни? • Кто пишет сказки? Цель: Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С. Пушкина. Задачи: Образовательные: • Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. • Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью. • Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст. Развивающие: • Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта. • Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка. • Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности. Воспитательные: • Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта. • Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию. Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель. Сроки реализации: 1 месяц Ожидаемый результат: • Знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. • Понимание морали каждой сказки, знакомство с человеческими пороками и добродетелью. • Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, умение слушать и понимать художественный текст. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Тип проекта: информационно-познавательный, творческий. Вид проекта: творческий. Методы проекта: • Наблюдения: групповые, индивидуальные; • Наглядные: иллюстрации, картины; • Словесные: беседы, чтение художественной литературы. Форма проведения: игровая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, выставка книг, детских рисунков, выполненных в разных техниках ( рисование, аппликация, аппликация с использованием различных материалов на темы произведений А. С. Пушкина. Виды работы: • Отбор художественной литературы. • Подбор иллюстративного материала. • Организованная и неорганизованная деятельность. • Совместная и самостоятельная деятельность. • Создание уголка по теме проекта. • Презентация проекта. Подготовительный этап. • Анкетирование родителей и опрос детей о том, какие книги дома читают; есть ли в домашней библиотеке произведения А. С. Пушкина. • Обсуждение целей и задач проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. • Составление плана работы. • Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта. • Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей. Основной этап. Организованная деятельность. Беседы с детьми: • Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? • Для чего нужны сказки? • Какие бывают сказки? • Мое отношение к сказкам. • Какая ваша самая любимая сказка? Почему? • Чему учат сказки? • Почему в сказках животные разговаривают? Художественная литература. Чтение: • «У Лукоморья дуб зеленый… ». • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». • «Сказка о царе Салтане». • «Сказка о рыбаке и рыбке». • «Сказка о Золотом петушке». • «Сказка о Попе и работнике его Балде» Заучивание: • стихов А. С. Пушкина: «Волшебница-зима» «Уж небо осенью дышало… » Отрывок из стихотворения «Зимний вечер» Занятия Сроки 1. «Александр Сергеевич Пушкин — великий русский сказочник». Цель: Расширить и углубить знания детей о великом русском поэте А. С. Пушкине и его творчестве для детей; приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка. Октябрь 2. « Чтение отрывков из сказок А.С.Пушкина ». Цель: Формирование интереса и положительного отношения к творчеству А. С. Пушкина. Октябрь 3. Лепка «Золотая рыбка». Цель: Закреплять знания детей овальной формы, приемов лепки: раскатывание прямыми движениями ладони, лепка пальцами. Закрепить приёмы раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями, научить изобржать чешуйки рыбки способом раскатывания пластилина круговыми движеними и сплющивания. Учить детей логически мыслить. Вызвать у детей желание любоваться красотой рыбок. Воспитывать аккуратность в работе. Октябрь 4. «Путешествие по сказкам Пушкина». Цель: Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно. Закрепить знания о творчестве А. С. Пушкина, его стихах и сказках. Октябрь Игра – фантазия «Если б я поймал золотую рыбку». Конкурс чтецов (отрывки из произведений А. С. Пушкина). Игра – драматизация «У Лукоморья дуб зеленый… » Игра «Сказка наоборот» Художественно – продуктивная деятельность Рисование «Там, на неведомых дорожках… ». Лепка «Жители сказок А. С. Пушкина». Коллективная аппликация «Золотая рыбка». Выставка рисунков «Моя любимая сказка» • Выставка детских работ «Сказки А. С. Пушкина в картинках». Создание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина Д/и: • «Найди предмет из сказок • А. С. Пушкина» • «Узнай сказку по иллюстрации» • «Сложи сказку» • «Найди отличия» Выставка книг с произведениями А. С. Пушкина. Игры: • «Доскажи словечко» • «Кто такой? » Октябрь Работа с родителями. • Пополнение и подборка материала по теме для книжного уголка. • Совместная работа родителей и детей по созданию альбома ««Ах! Что за прелесть эти сказки! » • Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта. • Консультация для родителей «Сказки А. С. Пушкина в жизни ребенка» Заключительный этап. • Анализ результатов проделанной работы (отчёт и фотоотчёт по реализации проекта)
Вывод: Данный проект должен решить следующие поставленные задачи. • Беседы, обсуждения, участие в различных видах деятельности наравне со взрослыми — расширить кругозор воспитанников, сплотить детский коллектив. • Вызвать у детей желание читать сказки, быть добрее, верить в волшебство. • Подключить родителей воспитанников к проектной деятельности, вовлечь в живое и непосредственное участие на всех этапах проекта. Литература: • А. С. Пушкин. «Стихи и сказки». Изд. Детская литература • И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Издательский дом «Цветной мир».
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )