Квинтилиан – автор риторических наставлений
Другая
яркая фигура римского красноречия —
Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36—96 гг. до н.
э.), знаменитый ритор, адвокат, автор
пространного сочинения «Образование
оратора». Уже из самого названия видно,
что автор не сводил красноречие к сумме
риторических правил, а призывал к
всестороннему воспитанию оратора,
который должен быть мудрецом,
высоконравственным и образованным
человеком.
Главным
объектом восхищения и подражания
Квинтилиана был Цицерон. У них можно
увидеть много общего. Оба различали три
стиля красноречия и признавали три
«великие цели»; оба делили работу над
речью на пять этапов согласно
древнегреческой риторической традиции.
Оба утверждали, что риторика — это и
наука, и искусство, задумывались над
соотношением природного дара и специальной
подготовки в красноречии. Но позиции
этих двух теоретиков красноречия не
идентичны. Для Цицерона оратор — прежде
всего мыслитель, а основа риторики —
философия. Квинтилиан же на первое место
ставил стилистику и требовал от оратора
мастерства в этой области. Он восхвалял
чувство меры и считал, что из трех
направлений ораторского искусства —
азианского, аттического, родосского —
лучшим является аттическое: «Пусть
красноречие будет великолепно без
излишеств, возвышенно без риска…, богато
без роскошества, мило без развязности,
величаво без напыщенности; здесь, как
и во всем, вернейший путь — средний, а
все крайности — ошибки». Цицерон выступал
против школярства, за практическое
образование на форуме (место для народного
собрания, площадь, центр политической
и культурной жизни римского народа);
для Квинтилиана эталон образовательной
системы — риторская школа. Цицерон
обращался со своими, речами к народу на
форуме; Квинтилиан ориентировался на
узкий круг образованных ценителей.
Вместе с тем оба ритора внесли ценный
вклад в развитие ораторского искусства,
в теорию красноречия.
Заключение
На
протяжении всего периода античной
культуры риторика предопределяла не
только стиль речи, но и в значительной
степени образ мыслей и поведения, т. е,
философию жизни. Труды древних ораторов
по риторике оказали огромное влияние
на все дальнейшее развитие теории
ораторского искусства, они внесли
значительный вклад и на развитие
практического красноречия.
В
своих трудах ораторы поднимают проблемы,
актуальные и сегодня. Их интересовал
вопрос о том, что необходимо хорошему
оратору, и сделали вывод, что совершенный
оратор должен обладать природным
талантом, памятью, иметь навык и знания,
быть образованным человеком и актером.
Если
для греков главное в риторике — искусство
убеждать, то римляне больше ценили
искусство говорить хорошо. Риторика,
родившаяся в Древней Греции и получившая
развитие в Древнем Риме, не погибла
вместе с античной цивилизацией, а
продолжала жить в Средние века и «Новое
время».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Детали файла
Имя файла: | 1343.02.01;Т-Т.01;2 |
Размер: | 120 Kb |
Дата публикации: | 2015-03-09 03:37:52 |
Описание: | |
Культура речи и деловое общение — Тест-тренинг
Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов): Верны ли утверждения? |
|
Для скачивания этого файла Вы должны ввести код указаный на картинке справа в поле под этой картинкой —> | |
ВНИМАНИЕ: | |
Нажимая на кнопку «Скачать бесплатно» Вы подтверждаете свое полное и безоговорочное согласие с «Правилами сервиса» | |
метки: Оратор, Знаменитый, Адвокат, Красноречие, Риторика, Образование, Сочинение, Пространный
В своей истории красноречия он рисует продуманную картину исторического прогресса и постепенного восхождения красноречия от ничтожества к совершенству. Красноречие для Цицерона — по-прежнему не самоцель, а лишь форма политической деятельности, и судьба красноречия неразрывно связана с судьбой государства. Развитие римского красноречия, считает Цицерон, определяется прежде всего внутренними причинами, широтой и глубиной усвоения греческой культуры и развитием культуры римской. На примерах критического разбора речей греческих и римских ораторов он еще раз утверждает идеи, которые высказаны им в трактате «Об ораторе».
«Оратор» — завершающее произведение риторической трилогии Цицерона. Вначале он рисует образ совершенного оратора, однако делает оговорку: «Создавая образ совершенного оратора, я обрисую его таким, каким, быть может, никто и не был».
В этом трактате больше всего Цицерон говорит о словесном выражении и о ритме, что диктуется его стремлением доказать аттицистам — а именно по этим вопросам шел спор — свою правоту: он стремился отстоять свое право на величественный и пышный слог, отведя упреки в азианстве и обличив недостаточность и слабость проповедуемой аттицистами простоты. Он выдвигает в качестве аргумента эллинистическое учение о трех стилях красноречия: высоком, среднем и простом. Простой стиль призван убедить, средний — усладить, высокий — взволновать и увлечь слушателя.
Из сочинений Цицерона сохранились 58 политических и судебных речей, 19 трактатов по риторике, политике и философии, свыше 800 писем – психологический докуме нт, памятник латинского разговорного языка.
Сочинения Цицерона всегда были фундаментом европейского риторического образования. Кроме их особой философичности (ибо основой риторики Цицерон считал философию), его ораторские трактаты впервые максимально полно представили классические разделы риторики: изобретение, расположение, слововыражение, память, произношение и телодвижение. Немаловажны и ценные советы по практическому овладению искусством риторики.
Он писал, что красноречием можно овладеть лишь сравнявшись в знаниях с образованнейшими людьми, тогда как ты совершенно отделяешь его от основательности знаний и видишь в нем плод известной природной способности и упражнения. Вот его некоторые требования к красноречию:
“Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний.
11 стр., 5433 слов
Красноречие Цицерона. Диалоги об Ораторах
… красноречия – ораторское искусство Марка Туллия Цицерона. Теория риторики римского деятеля изложена в пяти его сочинениях: «О нахождении», «Топика» – приложение одноименного сочинения … развить живость ума, но … будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром»[5]. Цицерон считает, что основа ораторского искусства прежде всего — глубокое знание …
…Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней.
…Никто никогда не мог достичь ни блеска, ни превосходства в красноречии без науки о речи и, что еще важней, без всестороннего образования.
В самом деле, ведь почти все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет никакой определенной области, границы которой его бы сковывали”.
Другая яркая фигура римского красноречия – Марк Фабий Квинтилиан (около 36-96 гг.), знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения “Образование оратора”. Уже по названию труда видно, что он не сводит красноречие к сумме риторических правил, а призывает к всестороннему воспитанию оратора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и образованным человеком.
Главным объектом восхищения и подражания для Квинтилиана является Цицерон. У них можно увидеть много общего. Оба различают три стиля красноречия: высокий, средний и простой, а также три “великие цели”; оба делят работу над речью на пять этапов согласно древнегреческой риторической традиции. Оба они утверждают, что риторика – это и наука, и искусство, задумываются над проблемой соотношения природного дара и специальной выучки в красноречии. Но позиции этих двух теоретиков красноречия не идентичны. Для Цицерона оратор – прежде всего мыслитель, а основа риторики – философия. Квинтилиан на первое место ставит стилистику и требует от оратора мастерства в этой области. Он восхваляет чувство меры и считает, что из трех направлений ораторского искусства – азианского, аттического, родосского – лучшим является аттическое. Именно в этом направлении, по его мнению, красноречие будет великолепно без излишеств, возвышенно без риска, богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности; здесь, как и во всем, вернейший путь – средний, а все крайности – ошибки. Цицерон выступает против школярства, за практическое образование на форуме (площадь, центр политической и культурной жизни римского города, место для народного собрания, отправления правосудия); для Квинтилиана центр образовательной системы – риторическая школа. Цицерон обращается со своими речами к народу на форуме. Квинтилиан ориентируется на узкий круг образованных ценителей. Вместе с тем оба ритора внесли замечательный вклад в развитие ораторского искусства, в теорию красноречия.
Заключение
На протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.
В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.
8 стр., 3832 слов
Риторика как искусство красноречия
… ораторы того времени Демосфен, Исократ, Сократ, Перикл. [4] ораторский искусство риторика 1. Риторика как искусство красноречия Риторика — одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии … даже врачи». Горгий определял риторику как искусство речей. Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями: 1) Риторика софистов была «манипулирующей», …
Если для греков главное в риторике — искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в Средние века и «Новое время».
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/referat/znamenityiy-ritor-advokat-avtor-prostrannogo-sochineniya-obrazovanie-oratora/
- Н.Н.Кохтев «Основы ораторской речи», Московский университет, 1992.
- Н.Н.Кохтев «Риторика», Московский университет, 1990.
3. Античные риторики. М., 1978. Античные теории языка и стиля. СПб., 1996г.
4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1976г.
5. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996г.
6. Аристотель и античная литература. М., 1978г
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/referat/znamenityiy-ritor-advokat-avtor-prostrannogo-sochineniya-obrazovanie-oratora/
Содержание:
- Софисты — учителя риторики
- Сократ и Платон — создатели теории «истинного красноречия»
- Аристотель и его риторика
- Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве
- Квинтилиан – автор риторических наставлений
- Заключение
Предмет: | Русский язык |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 03.07.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по русскому языку на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
«Слово — великий правитель, который, обладая очень маленьким и совершенно невидимым телом, делает замечательные вещи. Потому что он может одолеть страх, уничтожить печаль, привить радость и пробудить сострадание», — очень точно и образно заметил один из древнейших просветителей философов Горгий. Тем не менее, слово является не только наиболее важным средством воздействия на других. Это дает нам возможность познать мир, подчинить силы природы.
Слово является мощным средством самовыражения, этой насущной потребностью каждого из людей. Но как это использовать? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовывать слушателей, влиять на их решения и действия, привлекать их на свою сторону? Какую речь можно считать наиболее эффективной?
Ответ на эти и другие вопросы, связанные со способностью овладеть словом, дает риторика (от греческого искусство красноречия) — наука об умении «убеждать, увлекать и восхищать» речь (Цицерон).
А кто этот оратор? В «Словаре современного русского языка» (в 17 томах) мы читаем это определение этого слова:
- человек, профессионально занимающийся искусством красноречия;
- человек, произносящий речь;
- вестник чего-либо;
- человек с даром речи.
Вероятно, нам не нужно убеждать нас в том, что каждый школьник, ученик, который готовит сообщения для уроков или занятий кружка, говорит на школьных и классных собраниях, на церемониальных актах и т. д. У всех нас, вероятно, было не раз. беспокойтесь о своих неудачных речах или скучайте, слушая ораторских товарищей. Но в то же время, конечно, каждый может вспомнить яркую, интересную, увлекательную речь лектора, любимого учителя или одного из его сверстников.
Софисты — учителя риторики
Древняя Греция считается местом рождения красноречия, хотя ораторское искусство было известно в Египте, Вавилоне, Ассирии и Индии. В древности живое слово было очень важным: владение им было наиболее важным способом достижения авторитета в обществе и успеха в политической деятельности. Древние греки высоко ценили «дар богато украшенного». Они благоговейно слушали «тихого» пилосийского царя Нестора и восхищались Одиссеем: «Речь вырвалась изо рта, как метель».
Долгое время ораторское искусство существовало только в устной форме. Образцы речей, даже самых лучших, не были записаны. Только софисты, «наставники мудрости», во второй половине 5 в. до н.э. введена письменная фиксация выступлений. Софисты путешествовали по городам и за определенную плату учили искусству спора и «превращению самого слабого аргумента в самый сильный». Они считали своей задачей научить студентов «говорить хорошо и убедительно» по вопросам политики и морали, для чего они заставили их запоминать целые речи как образцы для подражания. Основное место в софистике занимала теория убеждения.
Термин «софизм» был создан методами доказательства, используемыми софистами; сегодня он используется для определения ситуации, доказательств, правильных по форме, но ложных по сути. Параллельно с практическим красноречием софисты начали развивать теорию ораторского искусства — риторику. Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике было связано с именами софистов Корака и его ученика Тисия из Сиракуз (V век до нашей эры).
Софист Горгий из Леонтины (485-380 до н.э.) получил признание и внес вклад в теорию красноречия. Горгий сосредоточился на вопросах стиля. Чтобы усилить психологическое влияние речи, он использовал стилистические средства оформления, известные как «фигуры горгиев».
Среди них такие как антитеза (выраженный контраст понятий), оксюморон (комбинация противоположных по смыслу понятий), деление предложений на симметричные части, рифмование окончаний, аллитерация (игра с согласными), ассонансы (повторение похожих гласных с целью гармонии и выразительности). Современники Горгия — софисты Фразимах, Протагор и др. — продолжали развивать и обогащать теорию красноречия. Благодаря работе софистов риторика получила большое признание и вошла в круг наук, обязательных для граждан.
Сократ и Платон — создатели теории «истинного красноречия»
К риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины и потому доступное только философу. Эта теория красноречия представлена в диалоге «Федр», в котором представлен разговор философа Сократа с юношей Федром. Суть теории заключается в следующем: «Прежде чем начать говорить о каком-либо предмете, вы должны четко определить этот предмет»
Далее, по мнению Сократа, необходимо знать правду, то есть суть предмета:
- «Прежде всего, вам нужно знать правду о любой вещи, о которой вы говорите или пишете;
- уметь все определять соответственно с этой истиной;
- подлинное искусство речи не может быть достигнуто без знания истины»;
- «Тот, кто не знает правды, но преследует мнения, искусство речи, по-видимому, будет нелепым и неумелым».
Четко и ясно изложено в диалоге о построении речи. Во-первых, в начале речи должно быть введение, во-вторых — утверждение, в третьем — свидетельство, в четвертом — правдоподобные выводы. Возможно подтверждение и дополнительное подтверждение, опровержение и дополнительное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.
Ценной в теории красноречия Платона является идея влияния речи на душу. По его мнению, говорящий «должен знать, сколько видов имеет душа», поэтому «слушатели такие-то и такие-то». А что за речь, как она влияет на душу.
Итак, согласно Платону, подлинное красноречие основано на знании истины. Зная суть вещей, человек приходит к правильному мнению о них, а зная природу человеческих душ, у него появляется возможность внушить свое мнение зрителям.
Аристотель и его риторика
Достижения греческого ораторского искусства были обобщены и доведены до нормы энциклопедистом древности Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Он сделал это в своей «Риторике», состоящей из трех книг.
Первая книга исследует место риторики среди других наук, рассматривает три типа речей: совещательные, эпидемические и судебные. Целью этих выступлений является добро, категориями которых являются добродетель, счастье, красота и здоровье, удовольствие, богатство и дружба, честь и слава, способность говорить и действовать хорошо, природные таланты, науки, знания и искусство, жизнь, справедливость. Целью судебных выступлений является обвинение или оправдание, они связаны с анализом мотивов и действий человека. В основе эпидемических речей лежат концепции прекрасного и позорного, добродетели и порока; их цель — хвалить или осуждать.
Вторая книга рассказывает о страстях, нравах и общих методах доказательства. Говорящий, по словам Аристотеля, должен эмоционально влиять на слушателей, выражать гнев, пренебрежение, милосердие, враждебность к ненависти, страх и смелость, стыд, благосклонность, сострадание, негодование.
Третья книга посвящена проблемам стиля и конструкции речи. Учение Аристотеля о стиле — это учение о способах выражения мыслей, составления речи. Он требовал от стиля, прежде всего, фундаментальной и глубокой ясности: «Достоинство стиля заключается в ясности, это подтверждается тем фактом, что, поскольку речь не ясна, она не достигнет своей цели».
Конструкция речи, по мнению Аристотеля, должна соответствовать стилю, должна быть понятной, простой, понятной каждому. Обязательными структурными частями речи он назвал: предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ-изложение фактов, доказательства, заключение. Работа Аристотеля по риторике оказала огромное влияние на дальнейшее развитие теории красноречия. Риторика Аристотеля затрагивает не только ораторское искусство, оно посвящено искусству убедительной речи и фокусируется на способах воздействия на человека с помощью речи.
Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве
Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.
Самым ярким и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей.
Из трех основных видов красноречия у Цицерона представлены два: политическое и судебное. Он выработал свой особый стиль, средний между азианизмом и умеренным аттикизмом. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных периодов, изменение — по необходимости — стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов.
Достижения античной риторики и свой собственный «практический опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести.
Особо он подчеркивал связь содержания и словесной формы: «Всякая речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без слов лишается ясности».
Квинтилиан – автор риторических наставлений
Другая яркая фигура римского красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36—96 гг. до н. э.), знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения «Образование оратора». Уже из самого названия видно, что автор не сводил красноречие к сумме риторических правил, а призывал к всестороннему воспитанию оратора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и образованным человеком.
Главным объектом восхищения и подражания Квинтилиана был Цицерон. У них можно увидеть много общего. Оба различали три стиля красноречия и признавали три «великие цели»; оба делили работу над речью на пять этапов согласно древнегреческой риторической традиции. Оба утверждали, что риторика — это и наука, и искусство, задумывались над соотношением природного дара и специальной подготовки в красноречии. Но позиции этих двух теоретиков красноречия не идентичны.
Для Цицерона оратор — прежде всего мыслитель, а основа риторики — философия. Квинтилиан же на первое место ставил стилистику и требовал от оратора мастерства в этой области. Он восхвалял чувство меры и считал, что из трех направлений ораторского искусства — азианского, аттического, родосского — лучшим является аттическое: «Пусть красноречие будет великолепно без излишеств, возвышенно без риска…, богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности; здесь, как и во всем, вернейший путь — средний, а все крайности — ошибки».
Цицерон выступал против школярства, за практическое образование на форуме (место для народного собрания, площадь, центр политической и культурной жизни римского народа); для Квинтилиана эталон образовательной системы — риторская школа. Цицерон обращался со своими, речами к народу на форуме; Квинтилиан ориентировался на узкий круг образованных ценителей. Вместе с тем оба ритора внесли ценный вклад в развитие ораторского искусства, в теорию красноречия.
Заключение
На протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.
В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.
Если для греков главное в риторике — искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в Средние века и «Новое время».