Знание всего дороже чему учит сказка

Сказка

«Знания всего дороже»

Автор: Когда – то, в давние времена, жил один старик, и у
него был сын,   мальчик пятнадцати лет от роду. Надоело молодому джигиту сидеть
дома без дела, и он стал просить отца:  

Джигит:   — Отец,
у тебя есть триста таньга?

Дай мне, из них сто, и я поеду в чужие края, посмотрю, как там живут
люди.

Отец:  — Эти
деньги, я берег для тебя.

Если они нужны для того, чтобы начать торговлю, бери и
поезжай.

Автор:  Джигит взял сто таньга и поехал в соседний город. Стал
он ходить по городским улицам и зашел в какой-то сад. Смотрит, в саду стоит
высокий дом.

              Заглянул в окно и видит: сидят в этом доме за
столами молодые люди и чем-то занимаются.

              Заинтересовался
джигит. Остановил прохожего и спрашивает:

Джигит:  — Что это за дом и что здесь делают?

Прохожий: — Это школа, и в ней обучают письму.

Автор: Захотелось и нашему джигиту научиться письму.

             Вошел он в дом и разыскал учителя.

Учитель: — Что тебе надо?

Джигит: — Я хочу обучиться письму.

Учитель: — Это похвальное желание и мы охотно научим тебя
письму.

Но ведь мы обучаем не бесплатно.

Есть ли у тебя сто таньга?

Джигит: — Да, есть.

Автор: Джигит тут же отдал свои сто таньга и стал обучаться
письму.

                 Через год, он так хорошо овладел грамотой, что
мог писать быстро и красиво – лучше всех учеников.

Учитель: — Теперь тебе больше нечего делать у нас. Возвращайся
домой.

Автор: Вернулся джигит в свой город. Отец и мать спрашивают
его:

Отец: — Ну, сынок, рассказывай, много ли ты нажил добра за
этот год?

Джигит: — Отец, сто таньга не зря пропали, на них я научился
грамоте.

Сам знаешь, без грамоты торговать
невозможно. 

Автор: Покачал отец головой.

Отец: —  Ну, сынок, видно, немного у тебя ума в голове!

                 — Научиться грамоте, ты научился, а что толку?

                 — Думаешь, тебя за это большим начальником
назначат?

                          — Одно скажу, совсем ты глупый!

Джигит: — Отец, это не так!

Будет польза от моей грамоты!

Дай мне, еще сто таньга.

Поеду я в другой город и начну торговать.

В этом деле грамота мне очень пригодится.

Автор: Послушал его отец, дал ему еще сто таньга. На этот
раз джигит отправился в другой город. Ходит он по городу и все осматривает.
Заходит в сад. Видит дом, а из дома доносится музыка. Спрашивает он у одного
прохожего:

Джигит: — Что делают в этом доме?

Прохожий: — Здесь учатся играть на скрипке.

Автор: Пошел джигит искать учителя. Тот спрашивает его:

Учитель: — Что тебе надобно?

Джигит: — Пришел учиться играть на скрипке.

Учитель: — Мы, не обучаем даром.

Если сможешь заплатить сто таньга в год,
будешь учиться.

Автор: Джигит, не задумываясь, отдал учителю свои сто
таньга и начал учиться. За год он так научился играть на скрипке, что никто не
мог тс ним сравниться. Больше ему здесь делать было нечего, и он возвратился
домой. Приехал джигит домой, отец и  спрашивает:

Отец: — Где же деньги, которые ты выручил от торговли?

Джигит: — И в этот раз я не нажил денег, зато научился играть
на скрипке.

Автор: Рассердился отец.

Отец:
Хорошо выдумал!

Ты что же хочешь, за три года промотать все,
что я нажил за всю мою жизнь?

Джигит: — Нет, отец, я не зря промотал твои деньги.

В жизни и музыка понадобится.

Дай мне еще сто таньга.

— В этот раз я тебе много добра наживу!

Автор: Взял сын деньги и поехал в третий город – добра
наживать. Приехал он в город и пришел осмотреть его. Ходит, всюду заглядывает
на каждую улицу. Вошел в большой сад. В саду стоит высокий дом, а в доме за
столом, сидят какие-то люди. Все они хорошо одеты, и все они делают что-то
непонятное. Подозвал джигит прохожего и спрашивает:

Джигит:Что
делают люди в этом доме?

Прохожий: — Они учатся играть в шахматы.

Автор: Захотелось и нашему джигиту обучиться этой игре. Вошел
он в дом и разыскал учителя.

Учитель:Зачем
ты пришел? Что тебе нужно?

Джигит:Хочу
научиться играть в эту игру.

Учитель:Что
ж, учись. Только, мы даром не учим.

Надо заплатить сто таньга.

Есть деньги – будешь учиться.

Автор: Отдал джигит сто таньга и начал учиться игре в
шахматы. За год он стал таким искусным игроком, что ни один человек не мог
обыграть его. Простился джигит со своим учителем и думает:

Джигит:Что
ж, мне теперь делать?

К отцу возвращаться нельзя – с чем я к нему
приеду?

Автор: Стал он искать для себя какое-нибудь дело. И узнал
он, что из этого города уходит торговый караван в дальние, чужие страны.

Пришел молодой джигит к хозяину этого каравана
– высокопочитаемому  господину Баши, и спрашивает:

Джигит: — О,
Ваше высокопочитаемость, господин Баши, не нужен ли вам, работник при караване?

Господин Баши: — Да, очень нужен нам работник.

Возьму тебя, буду кормить и одевать.

Автор: Сговорились они, и стал молодой джигит —
работником при караване господина Баши. На другое утро, караван вышел из города
и отправился в долгий путь.

       Шли они долго, миновали много мест и попали в
пустынные края. Здесь лошади у них устали, люди уморились. Всем хотелось пить,
а воды нет. Наконец, они находят старый. Заброшенный колодец. Заглянули в него
– вода виднеется глубоко-глубоко, поблескивает как маленькая звездочка.
Привязывают караванщики к длинной веревке ведро и спускают его в колодец.
Вытянули ведро, а оно пустое. Опускают снова – не набирается вода. Долго они
мучились, потом веревка совсем оборвалась, и ведро осталось в колодце. Тогда
господин Баши и говорит джигиту:

Господин Баши: — Ты, моложе нас всех, джигит.

Давай мы привяжем, тебя и спустим на веревке
в колодец.

Ты и ведро достанешь и узнаешь, почему это
вода не набирается.

Автор: Привязывают караванщики к поясу джигита веревку и
спускают его в колодец. До самого дна спустили. Смотрит джигит в колодец, там
совсем нет воды, а то, что блестело, оказалось золотом.

Джигит нагрузил ведро золотом и дернул за
веревку, чтоб его вытаскивали. Вытянули караванщики ведро, а там золото,
обрадовались несказанно. Не думали они, что такое богатство найдут! Опять
спустили ведро, джигит опять наполнил ведро до краев золотом. Пятнадцать раз
опускали и поднимали караванщики ведро. Наконец дно колодца потемнело – не
осталось там и крупинки золота. Теперь, в ведро сел сам джигит и сделал знак.
Чтобы его подняли. Стали караванщики поднимать его, а господин Баши думает:

Господин Баши: — А зачем нам поднимать этого джигита?

  — Ведь он скажет, что это золото нашел он и что
оно       принадлежит мне.

  — И нам его не отдаст, возьмет
себе. 

  — Так пусть лучше, чтобы его
не было здесь!

Автор: Перерезал он веревку и молодой джигит упал на дно
колодца.

             Когда джигит пришел в себя, стал
он осматриваться вокруг и увидел в стенке колодца железную скобу. Дернул за
скобу – открылась дверь. Вошел он в эту дверь и очутился в маленькой комнате.
На постели лежал какой-то умирающий худой и бородатый старик. А возле него была
скрипка. Джигит взял скрипку и решил проверить, исправна ли она. Скрипка
оказалась исправной. Он и думает:

Джигит: — Все равно мне погибать на дне этого колодца.

                 — Дай хоть поиграю в
последний раз!

Автор: и только джигит заиграл, как бородатый старик тихонько
приподнялся, сел и молвил:

Старик: — О, сын мой, откуда ты взялся, на мое счастье?

                — Если бы не эти звуки скрипки, я был бы уже мертв в
эту минуту.

                — Ты вернул мне жизнь и силы.

                — Я —  владыка, этого подземелья и исполню все,
что ты хочешь! 

Джигит: — О, отец, мне не надо ни золота, ни серебра, никаких
богатств!

Прошу тебя только об одном – помоги мне
подняться из этого колодца и догнать караван!

Автор: И только он высказал эту просьбу, как старик подхватил
его и вынес из колодца и понес в ту сторону, куда ушел караван. Старик
распрощался с джигитом и поблагодарил его.

       Скоро
джигит догнал караван, и как ни в чем не бывало, пошел вместе с
караваном. Господин Баши струсил и думал, что джигит будет бранить его и
упрекать, но джигит не сказал, ни одного слова, будто ничего и не и случилось.
Идет с караваном, работает как все, такой же приветливый, как прежде. Однако,
господин Баши успокоится не может:

Господин Баши: — Этот джигит, видно очень хитрый!

Сейчас он ничего не говорит, а когда в город придем,
непременно потребует у меня свое золото. 

Автор: И вот, когда до города осталось два дня пути, дает
господин Баши джигиту письмо, и приказывает оседлать лошадь и быстрее ехать
вперед.

Господин Баши: — Отвезешь это письмо моей жене – получишь от нее
богатый подарок!

Автор: После этих слов господин Баши хитро ухмыльнулся.

             Решил джигит прочитать письмо
господина. В своем письме баши посылал привет жене и дочери и сообщал. Что в
этот раз возвращается с большим богатством. «Но, чтобы это богатство все
осталось в наших руках – писал господин Баши, вы должны, при помощи какой-нибудь
хитрости погубить джигита, который доставит вам это письмо.

       Прочел, это письмо джигит и решил, как
следует проучить господина баши, за его коварство. Стер джигит, последние
строчки письма и написал почерком господина Баши, такие слова:

       «Благодаря этому джигиту, я возвращаюсь
к вам с большим богатством. Пригласи всех родных и соседей, и немедленно выдай
нашу дочь замуж за этого джигита. Чтобы к моему приезду все было исполнено как
я приказываю».

       Это письмо джигит и вручил жене
господина Баши. Усадила она джигита и стала его угощать, а сама вскрыла письмо
мужа и читает его. Прочитала она письмо, пошла в комнату своей дочери –
красавцы и говорит ей:

Жена Баши: — Вот дочка, отец пишет, чтобы я выдала тебя
замуж за этого джигита.     — Согласна ли ты?

Дочка: — Слово отца, для меня закон, я согласна!

Автор: Сейчас же стали готовить всякие кушанья и
подарки.
Созвали всех  родных и соседей и выдали девушку замуж за
джигита.

            Через два дня, возвращается домой караван
господина Баши. Работники выгружают мешки с товарами и складывают их во дворе.
Господин Баши спрашивает свою жену:

Господин Баши: — А где, наша дочка?

                            — Почему она меня не встречает?

Видно, в гости куда уехала?

Жена Баши: — Куда ей ехать?

  — По твоему велению, я выдала ее замуж за джигита, которого ты
отправил ко мне с письмом. Она дома со своим мужем.

Господин Баши: — Что ты говоришь глупая!

— Я же приказал тебе, чтобы  ты
хитростью извела этого джигита.

Жена Баши: — Зря бранишь меня. Вот это письмо.

             — Прочитай его сам, если мне не веришь! (и
подает письмо мужу
).

Господин Баши:Я хотел его уничтожить!

Избавиться от него, а вышло все не так, не по
– моему!

Автор: Притворился господин Баши добрым, ласковым. Приходит он с женой к
джигиту и говорит:

Господин Баши:Дорогой мой зять, я виноват перед тобой!

                            — Не гневайся , прости меня!

Джигит: — Ты был рабом моей жадности.

Ты бросил меня в глубокий колодец, и только
благодаря доброму старику я не погиб там.

                      — Что ты
не затевай, что ни выдумывай, погубить меня не сможешь! Лучше и не пытайся!

Автор: На другой день, джигит заложил тройку лошадей
и со своей молодой женой поехал кататься. Едут они по широкой красивой улице и
подъезжают к прекрасному дворцу. Во дворце горят разноцветные огни. Перед
дворцом стоят люди, все о чем-то переговариваются, смотрят на дворец.

Джигит:Что за дворец и почему здесь собралось так много людей?

Жена джигита: — Это дворец нашего падишаха.

Падишах объявил, что выдаст свою дочь за
того, кто обыграет его в шахматы. Проигравшему джигиту отрубают голову. Много
уже здесь погибло джигитов из-за дочери падишаха! А обыграть его никто не
может.

Джигит: — Зайду и я к падишаху, сыграю с ним в шахматы.

Жена джигита: — Не ходи!

                            — Если зайдешь, непременно потеряешь
голову!

Джигит: — Не бойся, останется цела моя голова.

Автор: Вошел джигит во дворец. Там сидят визири, за столом –
падишах – перед ним – шахматная доска.

Падишах: — Зачем пришел?

Джигит: — Пришел сыграть с тобою в шахматы.

Падишах: — Я тебя все равно обыграю и тогда тебе, отрубят
голову.

Джигит: — Отрубят, так отрубят.

Падишах: — Будь по — твоему!

                   — И вот мое условие: если я выиграю три партии –
тебе отрубят    голову!

                   — Если, ты, выиграешь – выдам за тебя дочь.

Автор: Подают они друг другу руку в присутствии всех визирей
и начинают играть.

Первую партию выиграл падишах. И вторую – выиграл
падишах. Радуется он.

Падишах: — Я же предупреждал тебя, что пропадешь ты!

                   — Осталось еще раз проиграть и тебе снимут голову.

Джигит: — Там видно будет!

                   — Давай играть дальше!

Автор: Третью партию выиграл джигит.

Падишах: — Сыграем еще раз!

Джигит: — Хорошо!

                   — Сыграем, если тебе хочется.

Автор: И опять выиграл джигит.

Падишах: — Еще раз сыграем!

Автор: Сыграли еще раз и снова, выиграл джигит.

Падишах: — Ну, если хочешь, бери мою дочь. А если, выиграешь еще
одну партию – отдам полцарства.

Автор: Стали они играть. Снова партию выиграл джигит.
Разошелся падишах и говорит:

Падишах: — Давай сыграем еще партию!

                   — Выиграешь – отдам все царство.

Автор: визири его уговаривают, а он не слушает их. Снова джигит
выигрывает.

         Дочку падишаха, джигит не взял, а все его
царство взял.

         Вызвал джигит к себе отца, и стали они жить
все вместе.

         И я у них был,  вчера вернулся.

         Поиграли, поплясали, поели – попили, усы
намочили, а в рот ничего не попало.

 В конце мероприятия ведущий предлагает занять
свои места в зале и просит их ответить на следующие вопросы:

1.    
О чем это сказка ?

2.    
Какими качествами должен
обладать человек чтобы стать счастливым и богатым?

3.    
Какие знания приобрел
джигит?

Знание всего дороже татарская сказка

Сылу и Галим

Сказка учит выработке таких качеств как трудолюбие и смелость, которые пригодятся в жизни. Знакомитесь с татарским национальным фольклором читая сказку. Как молодой джигит и жену себе добыл и царство в придачу.


«Знание всего дороже»

Когда-то в давние времена жил один старик и у него был сын, мальчик пятнадцати лет от роду. Надоело молодому джигиту сидеть дома без дела, и он стал просить отца:

— Отец, у тебя есть триста таньга. Дай мне из них сто, и я поеду в чужие края, посмотрю, как там живут люди. Отец и мать сказали:

— Эти деньги мы бережём для тебя. Если они нужны для того, чтобы начать торговлю, бери и поезжай.

Джигит взял сто таньга и поехал в соседний город. Стал он ходить по городским улицам и зашёл в какой-то сад. Смотрит, в саду стоит высокий дом. Заглянул в окно и видит: сидят в этом доме за столами молодые люди и чем-то занимаются.

Заинтересовался джигит. Остановил прохожего и спрашивает:

— Что это за дом и что здесь делают?

Прохожий говорит:

— Это школа, а в ней обучают письму.

Захотелось и нашему джигиту научиться писать. Вошёл он в дом и разыскал старшего учителя.

— Что тебе надо? — спросил старший учитель у него.

— Я хочу обучиться письму, — ответил джигит.

Учитель сказал:

— Это похвальное желание, и мы охотно научим тебя писать. Но ведь мы обучаем не бесплатно. Есть ли у тебя сто таньга?

Джигит тут же отдал свои сто таньга и стал обучаться письму.

Через год он так хорошо овладел грамотой, что мог писать быстро и красиво — лучше всех учеников.

— Теперь тебе больше нечего делать у нас, — сказал учитель. — Возвращайся домой.

Вернулся джигит в свой город. Отец и мать спрашивают его:

— Ну, сынок, рассказывай, много ли ты нажил добра за этот год.

— Отец, — говорит джигит, — сто таньга не зря пропали, за них я научился грамоте. Сам знаешь, без грамоты и торговать невозможно.

Покачал головой отец:

— Ну, сынок, видно, не много у тебя ума в голове! Научиться грамоте ты научился, а что толку? Думаешь, тебя за это большим начальником назначат? Одно скажу: совсем ты глупый.

— Отец, — отвечает джигит, — это не так! Будет польза от моей грамоты. Дай мне ещё сто таньга. Поеду я в другой город, начну торговать. В этом деле грамота мне очень пригодится.

Послушал его отец, дал ему ещё сто таньга.

На этот раз джигит отправился в другой город. Ходит он по городу, всё осматривает. Заходит и в сад. Видит: стоит в саду большой, высокий дом, а из дома доносится музыка.

Спрашивает он у одного прохожего: Что делают в этом доме?

Прохожий отвечает:

— Здесь учатся играть на скрипке.

Пошёл джигит, разыскал старшего учителя. Тот спрашивает его:

— Что тебе надобно? Зачем пришёл? Пришёл учиться играть на скрипке, — отвечает джигит.

— Мы не обучаем даром. Если сможешь заплатить сто таньга в год, будешь учиться — говорит учитель.

Джигит, не задумываясь, отдаёт ему свои сто таньга и начинает учиться. За год он так научился играть на скрипке, что никто не мог с ним сравниться. Больше ему здесь делать нечего, надо возвращаться домой.

Приехал он — отец и мать спрашивают его:

— Где же деньги, которые ты выручил от торговли? И в этот раз я не наживал денег, — отвечает сын, — зато научился играть на скрипке.

Рассердился отец:

— Хорошо выдумал! Ты что же, хочешь за три года промотать всё, что я нажил за всю мою жизнь?

— Нет, отец, — говорит джигит, — я не зря промотал твои деньги. В жизни и музыка понадобится. Дай мне еще сто таньга. В этот раз я тебе много добра наживу!

Отец говорит:

— Последние сто таньга у меня остались. Хочешь — бери, хочешь — не бери! Больше у меня ничего для тебя нет!

Взял сын деньги и поехал в третий город — добро наживать.

Приехал он в город и решил осмотреть его. Ходит всюду заглядывает в каждую улицу.

Вошёл и в большой сад.

В саду стоит высокий дом, а в этом доме за стеши сидят какие-то люди. Все они хорошо одеты, и все они делают что-то непонятное.

Подозвал джигит прохожего и спрашивает:

— Что делают люди в этом доме?

— Они учатся играть в шахматы, — отвечает прохожий

Захотелось и нашему джигиту обучиться этой игре. Вошёл он в дом, разыскал главного.

Тот спрашивает:

— Зачем ты пришёл? Что тебе нужно?

— Хочу научиться играть в эту игру, — отвечает джигит!

— Что ж, — говорит главный, — учись. Только мы даром не учим, надо заплатить учителю сто таньга. Есть деньги — будешь учиться.

Отдал джигит сто таньга и начал учиться игре в шахматы. За год он стал таким искусным игроком, что ни один человек не мог обыграть его.

Простился джигит со своим учителем и думает:

«Что же мне теперь делать? К родителям возвращаться нельзя — с чем я к ним приеду?»

Стал он искать для себя какое-нибудь дело. И узнал он, что из этого города уходит какой-то торговый караван в далёкие чужие страны. Пришёл молодой джигит к хозяину этого каравана — караван-баши и спрашивает:

— Не нужен ли вам работник при караване?

Караван-баши говорит:

— Нам очень нужен работник. Возьмём тебя, будем кормить и одевать.

Сговорились они, и стал молодой джигит работником. На другое утро караван вышел из города и отправился в долгий путь.

Шли они долго, миновали много мест и попали в пустынные края. Здесь лошади у них устали, люди заморились, всем хотелось пить, а воды нет. Наконец находят они один старый, заброшенный колодец. Заглянули в него — вода виднеется глубоко-глубоко, поблёскивает, как маленькая звёздочка. Привязывают караванщики к длинной верёвке ведро и спускают в колодец. Вытянули ведро — пустое. Опускают снова — не набирается вода. Долго они так мучились; а потом верёвка совсем оборвалась, и ведро осталось в колодце.

Тогда караван-баши говорит молодому джигиту:

— Ты моложе нас всех. Привяжем тебя и спустим на верёвке в колодец — ты и ведро достанешь и узнаешь, почему это вода не набирается.

Привязывают к поясу джигита верёвку и спускают в колодец. До самого дна спустили. Смотрит джигит: в колодце совсем нет воды, а то, что блестело, оказалось золотом. Джигит нагрузил золотом ведро и дёрнул за верёвку: вытаскивайте! Вытянули караванщики ведро с золотом — обрадовались несказанно: не думали, что такое богатство найдут! Опять спустили ведро, джигит опять наполнил его до краёв золотом. Пятнадцать раз опускали и поднимали ведро. Наконец дно колодца потемнело — не осталось там и крупинки золота. Теперь в ведро сел сам джигит и сделал знак, чтобы его поднимали. Стали караванщики поднимать его. А караван-баши думает:

«Стоит ли поднимать этого джигита? Он скажет: «Золото это нашёл я, оно принадлежит мне». И нам его не отдаст, возьмёт себе. Так лучше, чтобы его не было здесь!»

Перерезал он верёвку, и молодой джигит упал на дно колодца…

Когда джигит пришёл в себя, стал он осматриваться вокруг и увидел в стенке колодца железную скобу. Дёрнул за скобу — открылась дверь. Вошёл он в эту дверь и очутился в маленькой комнатке. Посреди этой комнатки на постели лежал какой-то умирающий худой и бородатый старик. А возле старика была скрипка. Джигит взял скрипку и решил проверить, исправна ли она. Скрипка оказалась исправной. Он и думает:

«Всё равно мне погибать на дне этого колодца — дай хоть поиграю в последний раз!»

Настроил скрипку и стал играть.

И только джигит заиграл, как бородатый старик тихонько приподнялся, сел и молвил:

— О сын мой, откуда ты взялся, на моё счастье? Если бы не звуки скрипки, я был бы уже мёртв в эту минуту.

Ты вернул мне жизнь и силы. Я — владыка этого подземелья и исполню всё, что ты хочешь!

Джигит говорит:

— О бабай, мне не надо ни золота, ни серебра, никаких богатств! Прошу тебя только об одном: помоги мне подняться из этого колодца и догнать караван! И только он высказал эту просьбу, как старик подхватил его, вынес из колодца и понёс в ту сторону, куда ушёл караван. Когда караван был уже на виду, старик распрощался с джигитом и поблагодарил его за то, что тот возвратил его к жизни. А джигит горячо поблагодарил старика за помощь.

Скоро джигит догнал караван и как ни в чём не бывало пошёл вместе с караванщиками. Караван-баши сильно струсил и думал, что джигит будет бранить его и упрекать за коварство, но джигит не сказал ни одного гневного слова, будто ничего и не случилось. Идёт с караваном, работает, как все; такой же приветливый, как и прежде.

Однако караван-баши успокоиться не может, и злобные мысли его не оставляют. Думает он:

«Этот джигит, видно, очень хитрый! Сейчас он ничего не говорит, а когда в город придём, непременно потребует у меня своё золото».

И вот, когда до города осталось всего два дня пути, даёт караван-баши джигиту письмо, приказывает сесть верхом на лошадь и быстро ехать вперёд.

— Это письмо отвези моей жене — получишь от неё богатый подарок! — сказал он, а сам как-то нехорошо улыбнулся.

Джигит сейчас же отправился в путь. Подъехал он к самому городу и думает:

«У этого караван-баши нет ни стыда, ни совести: оставил он меня в колодце на верную гибель, присвоил себе всё золото, которое я достал. Как бы не подвёл он меня и теперь!»

И решил джигит прочитать письмо караван-баши. В своём письме караван-баши посылал привет жене и дочери и сообщал, что в этот раз возвращается с большим богатством. «Но чтобы это богатство всё осталось в наших руках, — писал караван-баши, — вы должны при помощи какой-нибудь хитрости погубить джигита, который доставит вам это моё письмо».

Прочёл джигит письмо караван-баши и решил как следует проучить его за коварство и за бесстыдство. Стёр он последние строчки письма и написал почерком караван-баши такие слова: «Благодаря этому джигиту я возвращаюсь к вам с большим богатством. Пригласи всех родных и соседей и немедленно выдай нашу дочь замуж за джигита, который доставит это письмо. Чтобы к моему приезду всё было сделано, как я приказываю!»

Это письмо джигит и вручил жене караван-баши. Усадила она джигита, стала его угощать, а сама вскрыла письмо мужа и читает.

Прочитала она письмо, пошла в комнату своей дочери-красавицы и говорит ей:

— Вот, дочка, отец пишет, чтобы я выдала тебя замуж за этого джигита. Согласна ли ты?

А девушке джигит с первого взгляда понравился и полюбился. Она говорит:

Слово отца для меня закон, я согласна!

Сейчас же стали готовить всякие яства и напитки, созвали всех родных и соседей, пригласили муллу и муэдзина — и выдали девушку замуж за джигита. И девушка рада, и джигит рад, и все довольны и веселы: такая хорошая свадьба была!

Через два дня возвращается домой караван-баши. Работники выгружают тюки с товарами, складывают их во дворе. Караван-баши даёт распоряжения и входит в дом. Жена ставит перед ним всякие угощения, хлопочет. Караван-баши спрашивает:

— А где же наша дочь? Почему она меня не встречает? Видно, в гости куда-нибудь уехала?

Куда ей ехать! — отвечает жена. — По твоему велению я выдала её замуж за джигита, который привёз нам твоё письмо. Сейчас она сидит со своим молодым мужем.

Что ты говоришь, глупая! — закричал караван-баши. — Я же приказал тебе, чтобы ты какой-нибудь хитростью извела этого джигита.

Жена говорит:

— Зря бранишь меня. Вот твоё письмо. Прочитай его сам, если мне не веришь! — и подаёт письмо.

Схватил караван-баши письмо, смотрит — его почерк, его печать. Стал он с досады грызть кулак:

— Я хотел его уничтожить, избавиться от него, а вышло всё не так, не по-моему! Да уж раз дело сделано, не переделаешь его. Притворился караван-баши добрым, ласковым. Приходит он с женой к джигиту и говорит:

— Дорогой мой зять, я виноват перед тобой! Не гневайся, прости меня!

Джигит отвечает:

— Ты был рабом своей жадности. Ты бросил меня в глубокий колодец, и только благодаря доброму старику я не погиб там. Что ты ни затевай, что ни выдумывай, погубить меня не сможешь! Лучше и не пытайся!

На другой день джигит заложил тройку и со своей молодой женой поехал кататься. Едут они по широкой красивой улице и подъезжают к прекрасному дворцу. Во дворце горят разноцветные огни, перед дворцом стоят люди, все о чём-то переговариваются, смотрят на дворец. Джигит спрашивает:

— Что это за дворец и почему здесь собралось так много людей?

Жена говорит ему:

— Это дворец нашего падишаха. Падишах объявил, что выдаст свою дочь за того, кто обыграет его в шахматы. Проигравшему отрубают голову. Много уже погибло здесь молодых джигитов из-за дочери падишаха! А обыграть его никто не может; нет на свете второго такого искусного игрока!

— Зайду и я к падишаху, сыграю с ним в шахматы, — говорит джигит.

Стала молодая жена плакать, стала упрашивать его: Не ходи. Если зайдёшь, непременно потеряешь голову! Успокоил её джигит.

— Не бойся, — говорит, — останется цела моя голова. Вошёл он во дворец. А там сидят визири, сидит за столом падишах, перед ним шахматная доска. Увидел падишах джигита и спрашивает:

— Зачем пришёл?

Джигит говорит:

— Пришёл играть с тобою в шахматы.

— Я тебя всё равно обыграю, — говорит падишах, — и тогда отрублю тебе голову!

— Отрубишь так отрубишь, — говорит джигит, — а сейчас давай играть.

Падишах говорит:

— Будь по-твоему! И вот моё условие: если я выиграю три партии — отрубаю тебе голову; если ты у меня выиграешь три партии — выдам за тебя дочь.

Подают они один другому руку в присутствии всех визирей и начинают играть.

Первую партию выиграл падишах. И вторую партию выиграл падишах. Радуется он, говорит джигиту:

— Я же предупреждал тебя, что пропадёшь ты! Осталось тебе ещё один раз проиграть, и снесут тебе голову!

— Там видно будет, — отвечает джигит. — Давай играть дальше.

Третью партию выиграл джигит. Поморщился падишах, говорит:

— Сыграем ещё раз!

Хорошо, — отвечает джигит, — сыграем, если тебе хочется.

И опять выиграл джигит. Падишах говорит:

— Ещё раз сыграем!

Сыграли ещё раз, и снова джигит выиграл. Падишах говорит:

— Ну, если хочешь, бери мою дочь. А если выиграешь ещё одну партию — отдам тебе полцарства.

Стали играть. Снова партию выиграл джигит. Разошёлся падишах и говорит:

— Давай сыграем ещё партию! Выиграешь — отдам всё царство.

Визири его уговаривают, а он и слушать не хочет.

Снова джигит выиграл.

Дочку падишаха он не взял, а всё его царство взял. Вызвал джигит к себе родителей, и стали они жить все вместе.

Я у них был — сегодня ходил, вчера вернулся. Поиграли, поплясали, поели-попили, усы намочили, а в рот ничего не попало.

Когда-то в давние времена жил один старик, и у него был сын, мальчик пятнадцати лет от роду. Надоело молодому джигиту сидеть дома без дела, и он стал просить отца:
— Отец, у тебя есть триста таньга. Дай мне из них сто, и я поеду в чужие края, посмотрю, как там живут люди.
Отец и мать сказали:
— Эти деньги мы бережём для тебя. Если они нужны для того, чтобы начать торговлю, бери и поезжай.
Джигит взял сто таньга и поехал в соседний город. Стал он ходить по городским улицам и зашёл в какой-то сад. Смотрит, в саду стоит высокий дом.
Заглянул в окно и видит: сидят в этом доме за столами молодые люди и чем-то занимаются.
Заинтересовался джигит. Остановил прохожего и спрашивает:
— Что это за дом и что здесь делают? Прохожий говорит:
— Это школа, а в ней обучают письму. Захотелось и нашему джигиту научиться писать.
Вошёл он в дом и разыскал старшего учителя.
— Что тебе надо? — спросил старший учитель у него.
— Я хочу обучиться письму,— ответил джигит. Учитель сказал:
— Это похвальное желание, и мы охотно научим тебя писать. Но ведь мы обучаем не бесплатно. Есть ли у тебя сто таньга?
Джигит тут же отдал свои сто таньга и стал обучаться письму.
Через год он так хорошо овладел грамотой, что мог писать быстро и красиво — лучше всех учеников.
— Теперь тебе больше нечего делать у нас,— сказал учитель.— Возвращайся домой.
Вернулся джигит в свой город. Отец и мать спрашивают его:
— Ну, сынок, рассказывай, много ли ты нажил добра за этот год?
— Отец,— говорит джигит,— сто таньга не зря пропали, за них я научился грамоте. Сам знаешь, без грамоты и торговать невозможно.
Покачал головой отец:
— Ну, сынок, видно, не много у тебя ума в голове! Научиться грамоте ты научился, а что толку? Думаешь, тебя за это большим начальником назначат? Одно скажу: совсем ты глупый!
— Отец,— отвечает джигит,— это не так! Будет польза от моей грамоты. Дай мне ещё сто таньга. Поеду я в другой город, начну торговать. В этом деле грамота мне очень пригодится.
Послушал его отец, дал ему ещё сто таньга.
На этот раз джигит отправился в другой город. Ходит он по городу, всё осматривает. Заходит и в сад. Видит: стоит в саду большой, высокий дом, а из дома доносится музыка.
Спрашивает он у одного прохожего:
— Что делают в этом доме? Прохожий отвечает:
— Здесь учатся играть на скрипке.
Пошёл джигит, разыскал старшего учителя. Тот спрашивает его:
— Что тебе надобно? Зачем пришёл?— Пришёл учиться играть на скрипке,— отвечает джигит.
— Мы не обучаем даром. Если сможешь заплатить сто таньга в год, будешь учиться,— говорит учитель.
Джигит, не задумываясь, отдаёт ему свои сто таньга и начинает учиться. За год он так научился играть на скрипке, что никто не мог с ним сравниться. Больше ему здесь делать нечего, надо возвращаться домой.
Приехал он — отец и мать спрашивают его:
— Где же деньги, которые ты выручил от торговли?
— Ив этот раз я не наживал денег,— отвечает сын,— зато научился играть на скрипке.
Рассердился отец:
— Хорошо выдумал! Ты что же, хочешь за три года промотать всё, что я нажил за всю мою жизнь?
— Нет, отец,— говорит джигит,— я не зря промотал твои деньги. В жизни и музыка понадобится. Дай мне ещё сто таньга. В этот раз я тебе много добра наживу!
Отец говорит:
— Последние сто таньга у меня остались. Хочешь— бери, хочешь — не бери! Больше у меня ничего для тебя нет!
Взял сын деньги и поехал в третий город — добро наживать.
Приехал он в город и решил осмотреть его. Ходит всюду, заглядывает в каждую улицу. Вошёл и в большой сад. В саду стоит высокий дом, а в этом доме за столом сидят какие-то люди. Все они хорошо одеты, и все они делают что-то непонятное.
Подозвал джигит прохожего и спрашивает:
— Что делают люди в этом доме?
— Они учатся играть в шахматы,— отвечает прохожий.
Захотелось и нашему джигиту обучиться этой игре. Вошёл он в дом, разыскал главного. Тот спрашивает:
— Зачем ты пришёл? Что тебе нужно?
— Хочу научиться играть в эту игру,— отвечает джигит.
— Что ж,— говорит главный,— учись. Только мы даром не учим, надо заплатить учителю сто таньга. Есть деньги — будешь учиться.
Отдал джигит сто таньга и начал учиться игре в шахматы. За год он стал таким искусным игроком, что ни один человек не мог обыграть его.
Простился джигит со своим учителем и думает:
«Что же мне теперь делать? К родителям возвращаться нельзя — с чем я к ним приеду?»
Стал он искать для себя какое-нибудь дело. И узнал он, что из этого города уходит какой-то торговый караван в далёкие чужие страны. Пришёл молодой джигит к хозяину этого каравана — караван-башй — и спрашивает:
— Не нужен ли вам работник при караване? Караван-баши говорит:
— Нам очень нужен работник. Возьмём тебя, будем кормить и одевать.
Сговорились они,и стал молодой джигит работником.
На другое утро караван вышел из города и отправился в долгий путь.
Шли они долго, миновали много мест и попали в пустынные края. Здесь лошади у них устали, люди заморились, всем хотелось пить, а воды нет. Наконец находят они один старый, заброшенный колодец. Заглянули в него — вода виднеется глубокоглубоко, поблёскивает, как маленькая звёздочка. Привязывают караванщики к длинной верёвке ведро и спускают в колодец. Вытянули ведро — пустое. Опускают снова — не набирается вода. Долго они так мучились, а потом верёвка совсем оборвалась, и ведро осталось в колодце.
Тогда караван-баши говорит молодому джигиту:
— Ты моложе нас всех. Привяжем тебя и спустим на верёвке в колодец — ты и ведро достанешь и узнаешь, почему это вода не набирается.
Привязывают к поясу джигита верёвку и спускают в колодец. До самого дна спустили. Смотрит джигит: в колодце совсем нет воды, а то, что блестело, оказалось золотом.
Джигит нагрузил золотом ведро и дёрнул за верёвку: вытаскивайте! Вытянули караванщики ведро с золотом — обрадовались несказанно: не думали, что такое богатство найдут! Опять спустили ведро, джигит опять наполнил его до краёв золотом. Пятнадцать раз опускали и поднимали ведро. Наконец дно колодца потемнело — не осталось там и крупинки золота. Теперь в ведро сел сам джигит и сделал знак, чтобы его поднимали. Стали караванщики поднимать его. А караван-баши думает:
«Стоит ли поднимать этого джигита? Он скажет: «Золото это нашёл я, оно принадлежит мне». И нам его не отдаст, возьмёт себе. Так лучше, чтобы его не было здесь!»
Перерезал он верёвку, и молодой джигит упал на дно колодца…
Когда джигит пришёл в себя, стал он осматриваться вокруг и увидел в стенке колодца железную скобу. Дёрнул за скобу — открылась дверь. Вошёл он в эту дверь и очутился в маленькой ком-
натке. Посреди этой комнатки на постели лежал какой-то умирающий худой и бородатый старик. А возле старика была скрипка. Джигит взял скрипку и решил проверить, исправна ли она. Скрипка оказалась исправной. Он и думает:
«Всё равно мне погибать на дне этого колодца — дай хоть поиграю в последний раз!»
Настроил скрипку и стал играть.
И только джигит заиграл, как бородатый старик тихонько приподнялся, сел и молвил:
— О сын мой, откуда ты взялся, на моё счастье? Если бы не звуки скрипки, я был бы уже мёртв в эту минуту. Ты вернул мне жизнь и силы. Я — владыка этого подземелья и исполню всё, что ты хочешь!
Джигит говорит:
— О отец, мне не надо ни золота, ни серебра, никаких богатств! Прошу тебя только об одном: помоги мне подняться из этого колодца и догнать караван!
И только он высказал эту просьбу, как старик подхватил его, вынес из колодца и понёс в ту сторону, куда ушёл караван. Когда караван был уже на виду, старик распрощался с джигитом и поблагодарил его за то, что тот возвратил его к жизни. А джигит горячо поблагодарил старика за помощь.
Скоро джигит догнал караван и как ни в чём не бывало пошёл вместе с караванщиками. Караван-баши сильно струсил и думал, что джигит будет бранить его и упрекать за коварство, но джигит не сказал ни одного гневного слова, будто ничего и не случилось. Идёт с караваном, работает, как все; такой же приветливый, как и прежде.
Однако караван-баши успокоиться не может, и злобные мысли его не оставляют. Думает он:
«Этот джигит, видно, очень хитрый! Сейчас он ничего не говорит, а когда в город придём, непременно потребует у меня своё золото».
И вот, когда до города осталось два дня пути, даёт караван-баши джигиту письмо, приказывает сесть верхом на лошадь и быстрее ехать вперёд.
— Это письмо отвези моей жене — получишь от неё богатый подарок! — сказал он, а сам как-то нехорошо улыбнулся.
Джигит сейчас же отправился в путь.
Подъехал он к самому городу и думает:
«У этого караван-баши нет ни стыда, ни совести: оставил он меня в колодце на верную гибель, присвоил себе всё золото, которое я достал. Как бы не подвёл он меня и теперь!»
И решил джигит прочитать письмо караван-баши. В своём письме караван-баши посылал привет жене и дочери и сообщал, что в этот раз возвращается с большим богатством. «Но чтобы это богатство всё осталось в наших руках,— писал караван-баши,— вы должны при помощи какой-нибудь хитрости погубить джигита, который доставит вам это моё письмо».
Прочёл джигит письмо караван-баши и решил как следует проучить его за коварство и за бесстыдство. Стёр он последние строчки письма и написал почерком караван-баши такие слова: «Благодаря этому джигиту я возвращаюсь к вам с большим богатством. Пригласи всех родных и соседей и немедленно выдай нашу дочь замуж за джигита, который доставит это письмо. Чтобы к моему приезду всё было сделано, как я приказываю!»
Это письмо джигит и вручил жене караван-баши. Усадила она джигита, стала его угощать, а сама вскрыла письмо мужа и читает.
Прочитала она письмо, пошла в комнату своей дочери-красавицы и говорит ей:
— Вот, дочка, отец пишет, чтобы я выдала тебя замуж за этого джигита. Согласна ли ты?
А девушке джигит с первого взгляда понравился и полюбился. Она говорит:
— Слово отца для меня закон, я согласна!
Сейчас же стали готовить всякие яства и напитки, созвали всех родных и соседей — и выдали девушку замуж за джигита. И девушка рада, и джи-
гит рад, и все довольны и веселы: такая хорошая свадьба была!
Через два дня возвращается домой караван-баши. Работники выгружают тюки с товарами, складывают их во дворе. Караван-баши даёт распоряжения и входит в дом. Жена ставит перед ним всякие угощения, хлопочет. Караван-баши спрашивает:
— А где же наша дочь? Почему она меня не встречает? Видно, в гости куда-нибудь уехала?
— Куда ей ехать! — отвечает жена.— По твоему велению я выдала её замуж за джигита, который привёз нам твоё письмо. Сейчас она сидит со своим молодым мужем.
— Что ты говоришь, глупая!—закричал караван-баши.— Я же приказал тебе, чтобы ты какой-нибудь хитростью извела этого джигита.
Жена говорит:
— Зря бранишь меня. Вот твоё письмо. Прочитай его сам, если мне не веришь! — и подаёт письмо.
Схватил караван-баши письмо, смотрит — его почерк, его печать.
Стал он с досады грызть кулак:
— Я хотел его уничтожить, избавиться от него, а вышло всё не так, не по-моему!
Да уж раз дело сделано, не переделаешь его. Притворился караван-баши добрым, ласковым. Приходит он с женой к джигиту и говорит:
— Дорогой мой зять, я виноват перед тобой! Не гневайся, прости меня!
Джигит отвечает:
— Ты был рабом своей жадности. Ты бросил меня в глубокий колодец, и только благодаря доброму старику я не погиб там. Что ты ни затевай, что ни выдумывай, погубить меня не сможешь! Лучше и не пытайся!
На другой день джигит заложил тройку и со своей молодой женой поехал кататься. Едут они по широкой красивой улице и подъезжают к прекрас-
ному дворцу. Во дворце горят разноцветные огни, перед дворцом стоят люди, все о чём-то переговариваются, смотрят на дворец. Джигит спрашивает:
— Что это за дворец и почему здесь собралось так много людей?
Жена говорит ему:
— Это дворец нашего падишаха. Падишах объявил, что выдаст свою дочь за того, кто обыграет его в шахматы. Проигравшему отрубают голову. Много уже погибло здесь молодых джигитов из-за дочери падишаха! А обыграть его никто не может, нет на свете второго такого искусного игрока!
— Зайду и я к падишаху, сыграю с ним в шахматы,— говорит джигит.
Стала молодая жена плакать, стала упрашивать его:
— Не ходи. Если зайдёшь, непременно потеряешь голову!
Успокоил её джигит.
— Не бойся,— говорит,— останется цела моя голова.
Вошёл он во дворец. А там сидят визири, сидит за столом падишах, перед ним шахматная доска.
Увидел падишах джигита и спрашивает:
— Зачем пришёл? Джигит говорит:
— Пришёл играть с тобою в шахматы.
— Я тебя всё равно обыграю,— говорит падишах,— и тогда отрублю тебе голову!
— Отрубишь так отрубишь,— говорит джигит,— а сейчас давай играть.
Падишах говорит:
— Будь по-твоему! И вот моё условие: если я выиграю три партии — отрублю тебе голову; если ты у меня выиграешь три партии — выдам за тебя дочь.
Подают они один другому руку в присутствии всех визирей и начинают играть.
Первую партию выиграл падишах. И вторую выиграл падишах. Радуется он, говорит джигиту:
— Я же предупреждал тебя, что пропадёшь ты! Осталось ещё раз проиграть, и снесут тебе голову!
— Там видно будет,— отвечает джигит.— Давай играть дальше.
Третью партию выиграл джигит. Поморщился падишах, говорит:
— Сыграем ещё раз!
— Хорошо,— отвечает джигит,— сыграем, если тебе хочется.
И опять выиграл джигит. Падишах говорит:
— Ещё раз сыграем!
Сыграли ещё раз, и снова джигит выиграл. Падишах говорит:
— Ну, если хочешь, бери мою дочь. А если выиграешь ещё одну партию — отдам тебе полцарства.
Стали играть. Снова партию выиграл джигит. Разошёлся падишах и говорит;
— Давай сыграем ещё партию! Выиграешь — отдам всё царство.
Визири его уговаривают, а он не слушает.
Снова джигит выиграл.
Дочку падишаха он не взял, а всё его царство взял. Вызвал джигит к себе родителей, и стали они жить все вместе.
Я у них был — сегодня ходил, вчера вернулся. Поиграли, поплясали, поели-попили, усы намочили, а в рот ничего не попало.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Чему учат сказки?

Чему учат сказки? Первые книги, с которыми знакомится юный читатель, это сказки. Именно с помощью сказок дети начинают различать добро и зло, а так как в сказках добро всегда побеждает зло, то ребенок начинает понимать, что лучше быть добрым человеком. Сказки влияют на мировоззрение юного читателя, именно из них он черпает много полезной информации, позволяющей в упрощенной форме узнать окружающий мир.

В сказках всегда есть четкая граница поведения плохих и хороших персонажей. На примере героев волшебных произведений создается свой образ положительного человека, которому ребенок начинает следовать. Сказки влияют на формирование характера, на основные принципы понимания справедливости, честности и порядочности. Добрые книжки учат добру, рассказывают о настоящей дружбе, которой не страшны ни какие преграды.

В детстве моей любимой книжкой была «Дядя Федор, пес и кот». Эта книжка учит дружбе, взаимопомощи. Она говорит о том, что не стоит сдаваться перед трудностями, их всегда можно преодолеть. В книжке очень много небольших историй, каждая из которых учит смекалке, взаимоподержке.

В каждой сказке присутствует поучительная мораль. Так, например, «Снежная Королева» рассказывает о настоящей дружбе, способной растопить любой лед. «Морозко» обращает внимание на то, что важно быть добрым, вежливым, не боятся труда. Красная шапочка предостерегает ребенка в том, что бывает опасно разговаривать с незнакомцами. А Иванушка учит не быть жадным и оставаться всегда самим собой. Сказки учат нас не судить о других по внешности. Ведь зеленая лягушка может предстать в образе прекрасной девушки, а страшное чудовище оказаться заколдованным принцем. Учат слушаться родителей, уважительно относитеься к словам старших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), применять смекалку («Конек Горбунок»).

Читать сказки полезно не только детям, но и взрослым. Ведь взрослея, мы забываем о чудесах и волшебстве, которое окружает нас. И сказки способны напомнить об этом, вернуть в детство. В них легко можно найти ответы на сложные вопросы, возникающие в повседневной жизни.

Сказка ложь, да в ней намек… Чему учат сказки

Народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок «учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины. Это учебник жизни, переданный нам в наследство нашими предками. К сожалению, в погоне за модными тенденциями многие забывают о том, чему учат русские народные сказки.

Смысл, спрятанный от нас

Главный персонаж колобок учит нас:

· Избегать неприятности хитростью.

· Хвастовство все-таки может привести к тому, что на твоём пути может попасться какая-нибудь «лиса», которая окажется хитрее тебя.

· Окружающие не всегда могут быть настроены к вам позитивно. В действительности рядом могут оказаться лицемеры.

В этой сказке мы четко видим добро и зло. Где дед, бабка, колобок добро, а остальные персонажи зло. Но изначально сказка колобок была еще более загадочна. Колобок был олицетворением луны, который катился по небосклону и каждое созвездие, а в сказке звери, откусывали от него по кусочку.

Герои русских народных сказок

Восприятие литературного произведения происходит через героя. На положительных героев русских сказок малыш стремится быть похожим, отрицательных — боится, победителей — уважает, обиженных — жалеет. Наблюдая за перипетиями сюжета, ребенок знакомится с социальными нормами поведения. Учится оценивать поступки, внешний вид, поведение человека. Устоявшиеся народные образы сказочных персонажей русских сказок демонстрируют ребенку, обладая какими личными качествами можно добиться успеха. Мужество, храбрость, незаурядный ум, смекалка, доброта — неизменные характеристики главного положительно героя. (Иван-Царевич из сказки о царевне-лягушке, странствующий солдат из сказки «Каша из топора», стрелец из истории о Жар-Птице, Крошечка-Хаврошечка). Благодаря положительным качествам из любой ситуации он выходит победителем. А злые, жадные и ленивые всегда остаются с носом. Они обычно теряют что-то важное и наказаны по заслугам (Кащей Бессмертный, Чудо-Юдо, жадный король из сказки о Жар-Птице, дочка-лентяйка из сказки «Морозко», Змей Горыныч).

Смысл, спрятанный от нас

Изначально сказка «курочка Ряба» была намного длиннее, и история была в ней другая. Когда разбилось яйцо, в деревне начались настоящие страсти: попадья пироги выкинула, сорока ноги поломала, а в одной из версий, кто-то даже повесился. Видимо один из рассказчиков решил не пересказывать всю эту ужасную историю и придумал хороший финал. Так сказка дошла до наших дней, но совсем лишилась какого-либо смысла.

Специалисты, которые исследуют фольклор, имеют разные мнения по поводу этой сказки. Одни говорят, что яйцо олицетворяет созидание и разрушение мира. Дед с бабкой смотрят на него, радуются, как бы созидают мир. Само по себе яйцо означает рождение, золото олицетворяет смерть, мышка, разбивающая яйцо, как посредник между двумя мирами, жизнью и смертью.

Некоторые специалисты проводят параллель между сказкой и историей из библии про Адама и Еву. Где они бабка с дедкой, а яйцо — яблоко. Еще одна версия, что бабка с дедкой олицетворяют в сказке старость. Они настолько слабы, что не могут разбить яйцо, а мышка разбила. Возможно, эта сказка о взаимосвязи событий, когда люди раздувают из мухи слона, и от этого начинают страдать люди. Вот такая казалось бы небольшая сказка, которую мы читаем своим детям и вот так много смыслов может быть заложено в ней. Остается только выбрать то, что кажется наиболее подходящим вариантом.

Сказка — семейный психолог

Русская сказка в ненавязчивой форме открывает важные жизненные истины.

Вот то, чему учат народные сказки:

  • строить семейные отношения, любить свою семью

(«Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»);

  • ценить настоящую дружбу

(«Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»);

  • не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, слушать старших

(«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);

  • бороться с человеческими пороками: ленью, жадностью, скупостью, глупостью

(«Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей»);

  • решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда

(«Ивашечка», «Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»);

  • побеждать зло добром

(«Бычок — соломенный бочок», «Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» ).

К тому же в сказке отражается эпоха, время, быт, нередко, оценка политических событий. И даже это еще далеко не все, чему учит сказка при правильной ее подаче. Например, старших детей на примере сказки можно учить анализировать, рассуждать, подмечать, сопоставлять вымысел с реальностью.

Вариант 2

Сказки, конечно, учат. В них нет, как в баснях, такой уж морали – в конце отдельной строкой, но всё и так понятно. Общее направление – это учиться добру, побеждать зло.

В сказках, понято, всё просто. Вот если бы в жизни всё так было: добро и зло, белый и черный… Сказка учит проходить препятствия, побеждать зло, не поддаваться злым чарам. Учат находить свою любовь, смело идти вперёд, помогать всем. Не бояться.

Но они не учат анализировать, почему, например, Кощей злой. Может, у него была несчастная любовь, травма в детстве… Не просто так он таким стал. То есть мы учим основы. В жизни, думаю, нужно применять осторожно эти уроки. Просто дальше они усложняются. Так ведь во всём – сначала мы учим базу, а после уже усложняем.

В принципе, все сказки похожи тем, что добро побеждает. Бедный трудяга получает помощь (обычно волшебную), отправляется в путь (а на это нужна смелость), встречает разные трудности, всех побеждает… И ещё герой встречает разных существ волшебных. Обычно они ему помогают, хотя иногда нужно пройти испытания. Вот, например, баба Яга. Страшная, но могущественная. Может и съесть! Но если ей помочь, то подарит, например, клубочек, который дорогу показывает. Говорят, что подобное и в жизни бывает, но только, конечно, Яга уже не бабка, а, например, завуч… И в конце сражаешься с чудовищем, побеждаешь, становишься принцем. То есть происходит превращение.

И ещё я слышал, что сказки намекают на внутреннее путешествие. То есть ты стараешься понять себя, раскрыть в себе новые качества… Встречаешься со своими «драконами», хотя бы со страшным зверем – Лень. Побеждаешь его, а тогда становишься «принцем», то есть открываешь новые качества, добиваешься цели.

Можно сказать, что сказки, так как они много раз повторялись всё новым поколениям уже так вошли в сознание и подсознание, что влияют на человечество. Главное, что они учат добру, хорошему ещё до религии, до государства…

2, 5 класс

Живое слово

Перечислять достоинства языка и стиля народных литературных произведений можно до бесконечности, и это тоже то, чему учат сказки:

  • невероятная музыкальность,
  • поэтичность,
  • образность,
  • мелодичность,
  • напевность,
  • остроумие,
  • искрометность,
  • фразеологизмы и фразы, ставшие крылатыми.

Впитывая с младенчества лучшие образцы живого родного слова, ребенок учится красиво и грамотно строить свою речь, правильно применять средства художественной выразительности, пополняет словарный запас. И вместе с тем, еще до школы усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Те немногие названия русских народных сказок, упомянутые в статье, конечно, не отражают всего разнообразия русского сказочного творчества. Сказочных сюжетов в русском фольклоре зафиксировано около тысячи. Многие из них имеют литературную обработку В.И. Даля, А.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева. Выбирая сборники сказок под редакцией этих выдающихся знатоков родного слова, родитель и педагог могут быть уверенны, что чтение принесет ребенку максимальную пользу.

Русская сказка — это энциклопедия, пособие по воспитанию, путеводитель по жизни. Сказочные герои русских сказок наставляют детей на правильный путь, а неповторимый слог учит быть метким, кратким, но выразительным в речи.

Сказки и миф. Чему учат русские сказки? — видео

Взаимопомощь

Положительный герой, как правило, берется за выполнение непосильной, казалось бы, работы. Одному ему явно не справиться. В том, что он одерживает победу, немаловажная роль друзей героя, которые всегда приходят на помощь в трудную минуту. Это могут быть люди, звери, птицы, рыбы. Потому что герой всегда помогает тем, кто встретился ему на пути и попросил о помощи. Таким образом, сказки обучают ребенка ценить дружбу и верить во взаимопомощь. Есть даже произведения, посвященные именно этому чувству. Например, «Репка» или «Теремок», где звери и люди оказывают помощь друг другу.

2.« Мальчик, который кричал «Волк»

Развлечением для мальчика, главного персонажа этой сказки, было врать людям из своей деревни про волка, который якобы собирается съесть отару овец, которую пас мальчик. Он кричал: «Волк!», но на самом деле никакого волка не было, когда люди из деревни приходили на помощь. Мальчика забавляла эта ситуация и он смеялся над теми, кто пришел к нему на помощь. Случилось так, что однажды волк таки пришел, чтобы поживиться отарой овец. Когда мальчик стал звать на помощь, никто из деревни не обратил на это внимания, так как все решили, что мальчик опять врет. В конечном итоге, он потерял всех своих овец. Мораль этой сказки такова: Никогда не подрывай доверие людей, так как восстановить его порой очень сложно.

Сказкотерапия

Рассмотрев основные архетипы и смыслы русских сказок, вернемся к сказкотерапии (более подробно ознакомиться с этой темой вы можете в другой нашей статье – «Сказкотерапия как метод психологической коррекции»). Ее суть — воздействие на подсознание человека. Мы выяснили, что в основе каждой истории лежат универсальные архетипы, при помощи которых терапевт может проработать любую ситуацию, просто рассказывая историю.

Еще более действенный метод, который часто используют сказкотерапевты в работе со взрослыми, — придумывание собственных историй. Чтобы добиться желаемых изменений в жизни, надо в первую очередь изменить себя, но далеко не каждый понимает эту необходимость и осознанно к этому стремится. Сказка помогает постичь собственный внутренний мир и найти варианты решений назревшего конфликта, внутреннего или внешнего. Узнавая в сказочном персонаже себя или придумывая нового героя, человек не полностью отождествляет себя с ним и тем самым получает возможность свободно выразить все свои тайные желания, переживания и мысли, обычно скрытые глубоко в подсознании («это не про меня — значит, можно»). Навь — это не только мир мертвых, это еще и подсознание, где, общаясь со своим внутренним героем, можно встать на путь трансформации.

Подобно Ивану-царевичу, человек попадает в волшебный мир, где он не скован рамками условностей и поэтому может найти нестандартные способы решения своих проблем. В результате терапии он самостоятельно отыскивает пути выхода из затруднительных ситуаций, понимает, какими ресурсами обладает сам, а с чем не может разобраться без посторонней помощи. Итог — сознание человека изменяется, мысли роятся в голове даже после того, как сказка окончена. А это значит, что положительные изменения не заставят себя ждать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Звери, птицы, рыбы

Интересно, что животные в сказках русского народа являются олицетворением человеческих качеств. Даже сложились своеобразные штампы, одинаковые для многих произведений.

Лиса — обманщица, плутовка. Воплощает в себе плохие качества: склонность к обману, воровству, уловкам. Она притворяется слабенькой и убогой, чтобы получить желаемое, пускает в ход все свое красноречие, чтобы добиться своего (пример — сказка «Лиса и Волк»). Но часто лиса и получает заслуженное наказание за свои обманы, если ее хитрости причиняют вред героям.

Волк — жадный, злобный, но в то же время глупый. Он легко поддается в сети обмана более хитрых персонажей (Лисы, Колобка, Зайца). Часто в русских сказках можно встретить противостояние Волк-Лиса. В некоторых сказках Волк еще и олицетворение смерти (так как он частенько кого-либо съедает). Но добрые персонажи почти всегда его побеждают.

Мелкие зверушки в русских сказках (мыши, зайцы) — добры, но и трусливы. Зачастую они помогают главному герою, являются хорошими друзьями.

«Гадкий утенок»

«Гадкий утенок» — это сказка, написанная датским прозаиком и поэтом, автором всемирно известных сказок для детей и взрослых, Гансом Кристианом Андерсоном (1805-1875). В сказке рассказывается о маленьком утенке, которого постоянно обижают другие обитатели птичьего двора. Но это продолжается недолго, так как со временем маленький утенок превращается в прекрасного белого лебедя – самую красивую птицу среди всех. Эта сказка нравится как взрослым, так и детям, потому что здесь показан личностный рост, превращение, изменение в прекрасную, более лучшую сторону.
Сказка, вместе с тремя другими произведениями Андерсона, впервые была опубликована 11 ноября 1843 года в Копенгагене, Дания, и была очень критично воспринята публикой. Однако, сказку сразу включили в репертуар оперного театра, по мотивам сказки был поставлен мюзикл, а так же был снят анимационный фильм. Это произведение не относится ни к фольклору, ни к народным сказкам, так как было придумано Гансом Кристианом Андерсоном.

Это одна из тех сказок, прочитав которые, мы понимаем, что мы не такие, какими кажемся на первый взгляд. Все мы разные, все мы отличаемся друг от друга, но одно дело – знать, что ты не такой, как остальные, другое же – удивляться собственному, неожиданному, прекрасному перевоплощению. Каждый из нас должен научиться прощать себе былые ошибки, учиться меняться в лучшую сторону и стремиться к саморазвитию и самопознанию.

Волшебные превращения

Еще один часто встречающийся сюжет в народных сказках — превращения. Брошенный гребень становится дремучим лесом, а зеркальце — озером. Василиса Премудрая по своей воле умеет не только сама превращаться в различных животных (в овечку, утку, голубку), но и обращать возлюбленного Ивана-царевича в пастуха, попа в селезня.

Часто человек превращается в животное или чудовище не по своей воле («Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»). Спасти его может только тот, кто за уродливой внешностью разглядит прекрасную душу, тогда он получит в награду любовь и счастье.

  • Знаменитые фразы из сказок
  • Знаменитые сказки в россии
  • Знаменитые сказки братьев гримм сказки
  • Знаменитые русские сказки 4 класс внеклассное чтение
  • Знаменитые русские народные сказки