Золотая антилопа чья сказка

Чем-то сказка напоминает «Серебряное копытце» Павла Бажова. Заимствовал автор что-то из индийского фольклора или это просто похожие образы, неизвестно. Зато известно, когда и где жила Золотая антилопа, как ее звали и даже какого пола она была. Более того, известно, где эта антилопа похоронена.

…В провинции Шейхупур (Пакистан) стоят остатки летней резиденции монгольских императоров. Комплекс называется Хиран Минар, а его минарет построен в честь любимой антилопы четвертого падишаха империи Великих Монголов — Абуль-Фатх Нур ад-дин Мухаммад Джахангира («Покоритель мира»).

Переводится «Хиран Минар» как «Башня антилопы». Иногда переводят как «Башня оленя», но это неверно, просто на хинди слово hiran имеет несколько значений. Ошибка даже закралась в статью в русскоязычной Википедии:

Хиран Минар

Хиран Минар
Фото: ru.wikipedia.org

…до наших дней сохранился внушительных размеров водоём для водопоя животных, сооружённый в Шейхупуре по приказу Джахангира в память о его умершем любимом олене…

А в англоязычной статье о Хиран Минаре его называют «Башней оленя» (The Deer Tower), но любимого питомца падишаха называют верно — антилопой.

Когда падишах Джазангир был еще принцем-шехзаде, то звали его попроще — Султан Салим Бахадур.

Как-то во время охоты Султан сумел загнать живым самца индийской газели-чинкары (очень грациозный и быстрый вид антилоп). Принц привязался к животному и оставил его жить у себя в летней резиденции. Назвали антилопу Мансраж — «Король антилоп».

Башня антилопы

Башня антилопы
Фото: ru.wikipedia.org

Антилопа сопровождала императора в поездках, на охоте и во время отдыха. Когда же Мансраж умер, опечаленный Джахангир приказал построить минарет, а в нем соорудить гробницу для антилопы.

При жизни питомца в Хиран Минаре построили огромный искусственный пруд размером 229 на 273 метра. В пруд можно спускаться по ступеням и плавать. Сегодня это один из аттракционов: туристы катаются по пруду на лодках и катамаранах. В XVII же веке в пруду устраивали охотничьи игры, причем зачастую довольно жестокие.

Как же и почему Мансраж стал прообразом сказочной антилопы, ведь выбивать золото из земли он не умел?

Сейчас по пруду катаются на катамаранах

Сейчас по пруду катаются на катамаранах
Фото: ru.wikipedia.org

Все дело в копытах и подковах: по приказу императора антилопе набили золотые подковы, а копыта позолотили. Когда грациозное и стремительное животное скакало по степи, копыта сверкали на солнце, и со стороны действительно казалось, что из-под ног антилопы вылетают гроздья золотых самородков.

Сначала в народ пошла молва, что император так богат, что сделал своему любимцу золотые копыта. Позже слух изменился. Стали говорить, что это из-за способности антилопы выбивать золото Джахангир имеет столько богатств.

Когда и где придумали сказку о Золотой антилопе?

Фото: pixabay.com

Постепенно монголы оставили Индию и Пакистан, и дальше история сказки развивалась уже индусами и пакистанцами. Друг антилопы превратился в её врага и сменил титул с императора на раджу.

Жадным Джахангир как раз не был, но характер у него был не сахар. Всё-таки покорять мир, оставаясь добрым, сложно…

Время чтения: 26 мин.

Давным-давно жил в Индии могущественный и богатый раджа. Он был так богат, что сам не мог сосчитать своих сокровищ: бескрайние земли, роскошные дворцы, сундуки, полные драгоценных камней и золотых монет. Всё, что только можно пожелать, было у раджи, но при этом он оставался очень жадным и жестоким. По одну сторону его трона стоял одноглазый палач с мечом. Когда повелитель гневался, палач тут же казнил подданного, не разбирая, виноват он или прав. А по другую сторону трона раджи стоял маленький и жалкий на вид человечек – брадобрей. Но он был гораздо опаснее палача, так как днем и ночью нашептывал повелителю всё, что происходило в его владениях. И казалось, никто не мог укрыться от зорких глаз коварного доносчика. И вот однажды придворный брадобрей в базарный день увидел простого деревенского мальчика-сироту, который проезжал мимо торговых рядов на буйволе. Этот буйвол – единственное, что осталось сироте в наследство. Каждое утро мальчик запрягал своего кормильца и ехал на нем в поле, чтобы работать на раджу. Его путь всегда лежал через базарную площадь. Вот и в это утро сирота как обычно сидел верхом на своем буйволе и пел.

Солнце на́ небе встает,
За собой меня зовет,
Нам с тобой, дружок, пора,
Торопиться со двора.
Ручеек несет водицу,
Чтобы нам с тобой напиться,
И поет нам ветерок:
«За дела берись, дружок!»

Так беззаботно пел деревенский мальчик, проезжая мимо торговцев, которые наперебой зазывали в свои лавки покупателей:

Сладкие бананы, сладкие бананы, для тех, у кого денег полны карманы…

Подносы, тарелки, чашки, кувшины – лучшие на всём базаре, не проходите мимо…

И только хитрый брадобрей, один на всем базаре, ничего не пел и даже не говорил, а только слушал, чтобы потом донести всё радже. В конце базара под соломенным навесом он принимал тех, кто по богаче. Внимательно прислушивался и присматривался ко всему, что творилось вокруг. Иногда так увлекался, что даже забывал о своей работе.

– Эй, осторожней, брадобрей. Смотри вместе с бородой не отрежь мне голову! – возмутился знатный торговец, когда доносчик уставился на поющего мальчишку.

– Уважаемый, я здесь ни при чем, Вы сами вертитесь во все стороны!

– Смотри не задень моих усов.

– Господин, я брею самого великого раджу, а у него самые роскошные усы во всём царстве, благодаря моим стараниям. При этом я еще успеваю развлекать его новостями и ни разу не задел ни единого волоска.

– Да на что ты там уставился?

– Мальчишка едет верхом на буйволе. Такого хорошего буйвола я никогда не видел.

– Да, что правда, то правда. Во всём нашем царстве нет такого буйвола как у этого сироты.

– Эй, мальчик. Это твой буйвол? – крикнул брадобрей.

– Мой. Я работаю на нём в поле.

– Послушай, отдай мне его. За это я буду тебя бесплатно брить, когда ты вырастешь, конечно.

– Не надо, брадобрей. Я не хочу, чтобы Вы меня брили когда-нибудь.

– Почему?

– Вы будете доносить обо мне радже. Уж лучше я совсем не стану бриться, когда выросту.

– Ах ты, негодный мальчишка. Вот я тебя… – закричал рассерженный брадобрей и швырнул свою чашку с водой на пол. – Вот, полюбуйся. Твой буйвол хвостом разбил мою чашку.

– Да, ты же сам разбил её, – ответил мальчик. – Мой буйвол не виноват.

– Я тебе покажу, негодный мальчишка. Я этого так не оставлю. Сегодня же пожалуюсь самому радже.

А раджа тем временем отправился на охоту. Важный и надменный он гордо восседал на своем коне в золотой попоне, за ним неотступно следовал одноглазый палач с мечом. Его раздвоенная борода грозно развивалась на ветру, а единственный глаз свирепо глядел по сторонам из-под тюрбана. Следом двигалась свита: подобострастные придворные и охотники, которые громко трубили в рога и гнали перед собой охотничьих леопардов. Позади всех на осле трусил рассерженный брадобрей и никак не мог догнать раджу. И вот со всех сторон раздались удары в барабаны – это загонщики стали выгонять из нор испуганных зверей. Внезапно раджа поднял руку, и всадники остановили коней.

– Смотрите, антилопа! – воскликнул раджа.

– Где? Я её не вижу, – ответил одноглазый палач. Великий раджа, позвольте, я отрублю ей голову.

– Глупец, ты только способен на то, чтобы рубить голову. А на охоте от тебя нет никакой пользы!

– Я, я, я вижу её великий раджа. Я её вижу.

– Вон она между деревьями. О как блестят её копыта. Подайте мне лук и огненную стрелу. Вперёд!

– Великий раджа, смотрите, она высекает копытами золотые монеты!

– Деньги?!

– Денежки!

– Золото!

– Это же золотая антилопа! Поймать её, во что бы то ни стало поймать!

– Смотрите, она уже скрылась в джунглях.

– Окружайте её!

– Скачите-скачите! Ловите антилопу! А я пока подберу монеты. Вторая, третья, четвёртая, пятая, шестая, седьмая, – усмехнулся брадобрей и стал набивать кошелек, пока свита раджи ринулась в джунгли.

На поле среди джунглей трудился мальчик-сирота. Навалившись на соху, он погонял своего мощного буйвола с тяжёлыми загнутыми рогами. Услышав бой баранов и ржание коней, он остановился. «Наверно, раджа снова отправился на охоту», – подумал мальчик. Вдруг из зарослей на поляну выбежала антилопа. И замерла, испугано глядя на него.

– Не бойся антилопа, я не охотник. Я спрячу тебя. Иди-иди, да не бойся. Вот смотри, огромное дерево с таким большим дуплом, что ты свободно поместишься в нём, и охотники тебя не увидят. Что это? Ты умеешь копытами высекать монеты? О, нет, мне не нужны деньги. Сейчас я брошу их вот в эти кусты, подальше, чтобы охотники не увидели и ни о чем не догадались. Прячься скорей! Вот так. Сейчас я прикрою дупло лианами, и тебя совсем не будет видно.

– Эй, мальчишка, – вдруг услышал грозный окрик за спиной мальчик.

– Великий раджа!

– Здесь пробежала антилопа. Отвечай, куда она скрылась?

– Антилопа? Антилопа побежала туда, в ту сторону, по той тропинке.

– А почему её следы кончаются здесь? Ты обманываешь меня?

– Эй, палач.

– Великий раджа, позвольте, я отрублю ему голову.

– Нет, палач, если он меня обманул, я затравлю его леопардами. Осмотреть всё вокруг!

– Великий раджа, он сказал правду. На тропинке за кустами я нашёл золотые монеты.

– Я строг мальчик, но справедлив. За то, что ты сказал правду, я щедро награжу тебя. Палач, дай сюда золотые монеты. Вот так, – сказал раджа и спрятал деньги, – а тебе, мальчик, я дарю жизнь. А теперь вперёд! Я должен поймать антилопу, – скомандовал раджа и со свитой ускакал прочь.

– Ускакали, – вздохнул мальчик, – ну, и натерпелась же ты страху, бедняжка. Выходи из дупла. Выходи. Охотников больше нет.

– Спасибо, мой маленький брат, – ответила антилопа.

– Ты умеешь говорить!? – удивился мальчик.

– Ты спас мне жизнь. Если тебе понадобится когда-нибудь моя помощь, приходи ко мне.

– А где я найду тебя?

– Ты найдёшь меня далеко-далеко в джунглях, у горбатой горы. Там зелёный бамбук тихо шумит «кеш-меш», «кеш-меш». Там растёт дикая слива. Там двенадцать медвежат кричат «хо-хо», «хо-хо», кувыркаются и резвятся. А когда с дерева изредка падает лист, тридцать пять тигров сбегаются, чтобы посмотреть на это чудо. Приходи, маленький братец, если ты окажешься в беде.

– Спасибо, сестричка антилопа. Я приду.

– Держи-держи, держи её крепче! – вдруг раздался крик брадобрея, который отстал от свиты и увидел, как на поляне мальчик разговаривает с золотой антилопой. – Проклятый осёл. Когда нужно скакать, он всегда начинает упираться. Эй, мальчишка, держи крепче антилопу.

– Беги, беги, сестричка – антилопа. Скорей!

– Прощай, мой маленький братец.

– А это ты, дерзкий мальчишка? Почему ты её отпустил?

– Я испугался тебя, Брадобрей.

– Не лги! Скажи, куда она убежала. Скажи! Или тебе будет хуже.

– Мне и так хуже некуда, я ведь сирота.

– О, подумаешь, сирота. Слушай, сирота, скажи мне, куда убежала золотая антилопа. И не вздумай лгать, сирота, будто ты не знаешь. Я видел, как Вы стояли, обнявшись, словно старые друзья. Ну, скажи, и я прощу оскорбление, которое мне нанёс твой буйвол, разбив мою чашку. Ну, скажи, сирота, и я дам тебе золотую монетку.

– Мне не нужна твоя монета.

– Хочешь, сирота, я дам тебе все вот эти монеты?

– Если мне не нужна одна монета, зачем мне все?

– Ага! Ты думаешь, что антилопа даст тебе больше? Скажи, где её найти? Скажи! Ах, ты смеёшься надо мной!

– Это не я. Это обезьяны хохочут на деревьях.

– И они, проклятые, с тобой заодно? Стой! – крикнул брадобрей и цепко схватил мальчика за руку.

– Пусти, пусти меня!

– Ага, попался. Теперь ты не уйдёшь. Проклятые обезьяны. Они кидают в меня кокосы! Ай, больно! Ну, я этого так не оставлю. Я пожалуюсь на вас самому радже!

Мрачен и зол был великий раджа, когда возвратился во дворец после неудачной охоты. Он всё время думал о золотой антилопе, которая так легко ускользнула от него.

– У всех раджей есть что-нибудь волшебное, – рассуждал он. У раджи на севере есть деревянный конь, который сам летает по воздуху. А у раджи на юге жена умеет превращаться в птицу. Даже у раджи на западе и то есть какая-то волшебная палочка, по взмаху которой появляются самые чудесные угощенья. Я не говорю уже о радже на востоке, у которого есть такой слон, что может заменить целую армию. И только у меня ничего нет. Нет, конечно, у меня могла бы быть эта золотая антилопа, и еще больше денег, но антилопа убежала в джунгли… Так кто же упустил мою антилопу?

– Кто упустил антилопу? Великий раджа, позволь я отрублю ему голову! – воскликнул палач.

– Кто упустил антилопу?

– Кто упустил антилопу? – эхом повторили слуги.

– Да замолчи ты, глупый палач.

– Великий раджа, – вдруг раздался подобострастный голос брадобрея. – В деревне живёт мальчик, он – сирота. Тот самый, которого Вы встретили в джунглях и так щедро одарили.

– А что я подарил мальчику?

– О, великий раджа, Вы подарили ему жизнь.

– А, да-да, я щедро одарил сироту. Ну и что же?

– Мальчик может найти антилопу.

– Мальчик может найти антилопу?

– Может, великий раджа, может.

– А ты не врёшь, брадобрей?

– Великий раджа, позвольте, я… – прорычал палач в порыве кому-нибудь снова отрубить голову.

– Замолчи палач. Начальник стражи, – обратился раджа к своему телохранителю.

– Слушаю.

– Дай брадобрею двух воинов.

– Есть!

– Брадобрей, возьми этих воинов и доставь мальчика во дворец.

– Введите мальчишку.

– Мальчишку к радже! – закричали слуги.

– Я буду судить его! – сказал раджа.

– Раджа будет судить мальчишку! Раджа будет судить мальчишку! – повторили приказ слуги.

И не успели они закончить, как стража схватила сироту и швырнула его к ногам раджи.

– Великий раджа, – обратился к грозному повелителю мальчик.

– Молчать! – перебил его брадобрей. – Сейчас раджа сейчас будет судить тебя за твои проступки!

– Итак, – надменно сказал раджа. Первое, в чем ты провинился, твой буйвол разбил чашку моего лучшего брадобрея.

– Да-да – кивал брадобрей.

– Второе… А что у нас было второе?

– Он напал на меня в джунглях, как дикий леопард, – солгал коварный доносчик.

– Он говорит неправду. Это он… – попытался защитить себя мальчик.

– Молчать!

– Второе, ты избил этого почтенного человека. И ты должен быть за это наказан.

– Великий раджа, позвольте я… – вмешался в разговор палач.

– Погоди палач, погоди. Мальчик заплатит мне выкуп. Мальчик, – обратился он к сироте, – ты должен заплатить десять золотых монет.

– Мне, мне золотые монеты?! – обрадовался брадобрей.

– Нет, уважаемый, выкуп всегда получает раджа, – усмехнулся повелитель. – Тем более, что ты уже получил своё. Я имею в виду, синяки и шишки.

– Но великий раджа, мне нечем платить. У меня нет ничего, кроме этого буйвола, – возразил ребенок.

– Буйвола за разбитую чашку? Нет, целый буйвол, это, пожалуй, слишком много. Палач, отруби буйволу заднюю ногу.

– О, великий раджа, требуй от меня, чего хочешь, только пусть мой буйвол останется жив.

– Хорошо. Я милостив. Повелеваю, если к восходу солнца ты не принесёшь мне десять золотых монет, брадобрей получит ногу буйвола, а я – всё остальное. Ступай! – воскликнул раджа во весь голос и тихо добавил: – А ты брадобрей, отправляйся вслед за ним. Он пойдёт за деньгами к антилопе, и мы узнаем, где она прячется.

– Слушаю, великий раджа, – поклонился брадобрей и тайком пошел за мальчиком.

Печально опустив голову, брел сирота по пыльной деревенской дороге. Далеко за его спиной остался роскошный дворец раджи, где суровая стража неусыпно стерегла его буйвола, единственного друга и кормильца. Буйвола заперли в огромную, прочную клетку и повесили на ней тяжелый замок. Сирота не знал, как вызволить друга из беды, родных у него не было, и тогда он решил обратиться за помощью к золотой антилопе. Его путь лежал через родную деревню, где все сочувствовали ему и старались помочь кто, чем мог.

– Здравствуй, малыш, – приветствовал его сосед – бедный гончар. – Я слышал о твоём горе. Чем же тебе помочь?

– Спасибо за заботу, дядя гончар. Я сам справлюсь.

– Эй, соседка, – крикнул гончар проходившей мимо женщине.

– Что тебе надо, гончар?

– Вот тебе кувшин, который я только что сделал. Налей в него молока, – сказал он крестьянке и протянул кувшин.

– А! С радостью! – ответила женщина, взглянув на сироту. – На, малыш, возьми с собой в дорогу.

– Спасибо, добрая женщина. До свидания.

– Счастливого пути, малыш.

И мальчик отправился дальше на поиски золотой антилопы. Он уходил всё дальше в непроходимые джунгли и узкая тропинка, по которой он шел, наконец, совсем исчезла. Солнце опускалось всё ниже. Заросли становились всё гуще. В сумерках мальчик спотыкался о корни деревьев, которые как змеи, кольцами вились перед ним, цепкие лианы его за плечи, пытаясь остановить, громадные папоротники преграждали дорогу, но мальчик шёл, шёл и шёл к своей цели. А за ним по пятам крался хитрый брадобрей. Трусливо озираясь по сторонам, он перебегал от одного дерева к другому и не спускал глаз с мальчика. Вдруг мальчик остановился и поднял голову вверх.

– Птичка-птичка, почему ты так громко кричишь? – спросил он маленькую птаху. – Что-нибудь стряслось с твоими птенцами? Да не щебечи ты так, я ничего не могу понять. Что? Змея напала на твоё гнездо? Бежим скорей туда. Я помогу.

– Глупец, – прошептал брадобрей, выглядывая из-за древа. – Сейчас его ужалит змея, и я никогда не узнаю, как найти антилопу.

Птаха привела мальчика к своему гнезду.

– Не тронь птенцов, змея! – закричал он хищной твари. – Не трогай птенцов! Я дам тебе взамен вот это сладкое молоко! Вот, смотри, сейчас из этого листа я сделаю тебе чашу, налью в нее молока, и ты выпьешь его. Прошу тебя, не ешь птенцов. Вот молоко. Пей.

Почувствовав аромат свежего молока, змея забыла о птенцах и принялась лакомиться молоком.

– Спасибо тебе, маленький братец, – прочирикала благодарная птичка. – Зачем ты пришёл к нам, в джунгли?

– Я ищу золотую антилопу. Не знаешь ли ты дороги к горбатой горе?

– Знаю. Иди за мной. Я покажу тебе дорогу.

– Спасибо птичка, спасибо!

– Вон вдалеке горбатая гора. Золотая антилопа живёт там. Эта дорога приведет тебя к ней. Прощай, мальчик, а я полечу к своим малюткам.

– Спасибо, тебе птаха. Лети, лети! – сказал мальчик и помахал ей рукой.

Но только он попрощался с птичкой, как чуть не провалился в глубокую яму.

– Что это? Яма? И кто-то уже попал в эту ловушку. Сейчас посмотрим, – сказал он и заглянул в яму. – Да это тигрята и совсем маленькие! – воскликнул он. Не плачьте тигрята, я вас освобожу. Вот большой сук – взбирайтесь по нему. Вот так, молодец. А теперь ты. Ну, ещё немного, ещё, ещё. И ты маленькая, держись за ветку крепче. Я тебя вытащу. Смелей, малютка. Вот и все здесь. Вот, да вы уже научились мурлыкать. Смотрите больше не падайте в яму… Ой, Тигрица!

– Тигрица… – Испуганно сказал брадобрей, высунувшись из-за дерева. – Сейчас она съест мальчишку, а потом и меня. Скорей назад, брадобрей, домой, во дворец! Мальчишка погиб. Во дворец! – только успел выкрикнуть испуганный доносчик и припустил назад. А тигрица подошла к мальчику и, благодарно склонив голову, сказала:

– Спасибо тебе, маленький братец. Как ты очутился в джунглях ночью совсем один?

– Я ищу золотую антилопу, тигрица. Мне надо пройти на горбатую гору.

– Садись ко мне на спину, – ответила тигрица. – Я тебя мигом отнесу.

Мальчик взобрался к тигрице на спину, и она, сделав несколько огромных прыжков, принесла его к подножью горбатой горы. – Прощай, маленький брат, – сказала она. – Дальше иди один.

Мальчик поклонился тигрице и радостно воскликнул:

– Горбатая гора! Вот она! Вот зелёный бамбук, медвежата и дикая слива. Антилопа! Антилопа! Сестричка антилопа! Где ты?

– Здравствуй, мой маленький брат, – ответила ему золотая антилопа, спустившись с высокой скалы из-под самых облаков.

– Как я рад, что нашёл тебя.

– Что случилось, маленький братец? Ты плачешь? Ну, не плачь, не плачь. Расскажи о своём горе.

– Раджа убьет моего буйвола, если к восходу солнца я не принесу ему десять золотых монет.

– Ну, в этой беде я тебе помогу. Вот. Вот эти деньги.

– Спасибо сестричка антилопа. Я знал, что ты выручишь меня.

– Маленький брат, послушай, не возвращайся к радже, оставайся здесь, в джунглях.

– Нет, сестричка антилопа, я не могу остаться. Ведь я должен выручить моего буйвола. Мне надо успеть до восхода солнца отдать эти монеты радже. Надо торопиться.

– Но ты не успеешь к сроку… Хорошо, садись мне на спину – я домчу тебя.

– Спасибо, сестрица!

– Погоди братец, вот сделай из этого бамбука дудочку. Если я буду тебе нужна, поиграй на ней три раза, и я появлюсь.

– Спасибо сестричка – антилопа.

– Ну, а теперь держись крепче.

И тут подул ураганный ветер. Зашумел зеленый бамбук, закачались верхушки деревьев. Антилопа полетела высоко над джунглями прямо ко дворцу раджи.

Когда испуганный брадобрей вернулся во дворец раджи, уже светила луна. Заикаясь от страха, он рассказал повелителю, как неотступно следовал за мальчиком и непременно нашёл бы антилопу, если бы не страшная тигрица.

– Она набросилась на мальчишку и на моих глазах растерзала его на мелкие куски, – нашептывал он радже, когда вдруг среди ночи раздался стук в дверь.

– Кто это там? Впустить! – приказал раджа.

– Это я, великий раджа, – сказал мальчик.

– Ты? Мальчишка, которого только что растерзала тигрица на мелкие куски?

– Великий раджа, вот то, что ты приказал мне принести. – сказал сирота и протянул деньги. – Теперь ты отдашь моего буйвола?

– Ага! Я знаю, кто тебе дал эти монеты. Ну, скажи где антилопа? Если ты не скажешь, где золотая антилопа, мой палач отрубит тебе голову.

– Великий раджа, позвольте… – вмешался сонный палач.

– Как же так, ты – раджа, а не знаешь, что друзей не предают? Нет, я не скажу, где антилопа, – гордо ответил мальчик повелителю.

– Не скажешь?

– Не скажу!

– Раз мальчишка упорствует, палач, отруби ему голову.

– Наконец-то! – обрадовался палач.

– Стойте! Он прячет какую-то дудку. Может быть, в ней кроется тайна, – воскликнул хитрый брадобрей.

– Это моя дудка. Отдайте мне её! – крикнул мальчик.

– Отдайте дудку мне, – сказал раджа и подул в дудку. И тут посреди царского дворца появилась золотая антилопа.

– Ты звал меня, мой маленький брат?

– Золотая антилопа… – прошептал удивленный раджа.

– Они обманули тебя, антилопа. Беги отсюда! Беги скорей! – только успел крикнуть ей мальчик.

– Палач, я приговариваю этого упрямого мальчишку к казне.

– Я готов.

– Слышишь, антилопа?

– Чего ты хочешь от него? – спросила золотая антилопа.

– Золото! Много золота!.

– Отпусти мальчика и я дам тебе золото, – ответила антилопа.

– Отпустите мальчишку! Пусть убирается отсюда! Стража, пропустите его, – сказал раджа, антилопа уже у нас…

– Иди, маленький братец, ничего не бойся, – промолвила золотая антилопа.

– Я не уйду без тебя, – ответил мальчик.

– Не бойся за меня, маленький брат. Они не причинят мне зла… Сколько тебе нужно золота, великий раджа?

– Много. Очень много…

– А если его будет слишком много?

– Глупое животное. Золота слишком много не бывает…

– Хорошо. Но помни, если ты остановишь меня и скажешь «Довольно», всё твоё золото превратится в глиняные черепки. – И антилопа принялась звонко бить своими волшебными копытцами, из-под которых в разные стороны полетели золотые монеты.

– Золото!

– Деньги!

– Денежки! – повсюду раздавались изумленные голоса придворных и жадного раджи…

– Вот оно! Ещё! Больше! Я хочу быть самым богатым, самым могущественным раджей в мире. Антилопа, ещё золото! Вот оно, моё золото! – кричал раджа, а золото тем временем все вылетало и вылетало из-под копыт антилопы и вскоре заполнило весь дворец до самой крыши. Его было так много, что ничего не было видно кроме золота и нечем было дышать.

– Слишком много. Золото затопило весь дворец. Доволь… – чуть было не сорвалось с губ задыхавшегося от жадности раджи, но он не договорил это слово. – Эй, мальчишка, – взмолился он. – Прикажи, о добродетельный мальчик, своей антилопе остановиться.

– Скажи это сам, великий раджа.

– Нет, я не могу! Тогда всё это золото превратиться в глиняные черепки. Послушай, мальчик, возьми буйвола, возьми половину моего царства, только прикажи своей антилопе остановиться. Пощади. Антилопа! Помогите! Спасите! Довольно! Довольно! Довольно!

И как только раджа выкрикнул волшебное слово, всё его богатство превратилось в глиняные осколки.

– Что это? – в ужасе воскликнул повелитель. – Золото превратилось в черепки! Всё золото. Я нищий, нищий. Спасите!

– Спасай себя сам, а то я отрублю тебе голову, – усмехнулся палач в ответ своему бывшему владыке.

– А мы теперь пойдём служить к другому радже, – поддержал его коварный брадобрей. И оба пошли прочь из дворца.

– Пойдём и мы, мой маленький брат. Нам нужно ещё освободить твоего буйвола.

– Пойдём, сестричка – антилопа, – кивнул мальчик. Они открыли замок на клетке и освободили буйвола. Мальчик обнял своих верных друзей и все трое зашагали из дворца в родной дом по дороге, залитой золотым утренним солнцем…

В 1954 году по мотивам индийских сказок в СССР сняли мультфильм «Золотая антилопа». Главным героем был мальчик-бедняк, а его другом и помощником стала антилопа, умеющая выбивать копытами золотые самородки.

***

«Золотая антилопа» — советский рисованный мультфильм 1954 года режиссёра Льва Атаманова по мотивам индийских сказок. Мальчик-сирота спас волшебную антилопу, способную ударом копыт из искр делать золото, от раджи, когда тот охотился на неё. Когда жадный раджа и его слуги схватили мальчика, требуя рассказать, где живёт Золотая антилопа, она появилась и преподала урок жадному радже.

В «Золотой антилопе» хорошо передана атмосфера индийской сказки. Не лишены сказочного обаяния образы мальчика и самой антилопы, поэтично рассказано об их бескорыстной дружбе. Образ Раджи очень выиграл от того, что его озвучивал первоклассный актер Рубен Симонов. На него надели тюрбан, халат, и он ходил, согнувшись, руки за спину, как потом его герой на экране. Симонов много привнес в эту роль — характерную походку, жесты, интонации ненасытного хитрого Раджи.

***

Чем-то сказка напоминает «Серебряное копытце» Павла Бажова. Заимствовал автор что-то из индийского фольклора или это просто похожие образы, неизвестно. Зато известно, когда и где жила Золотая антилопа, как ее звали и даже какого пола она была. Более того, известно, где эта антилопа похоронена.

…В провинции Шейхупур (Пакистан) стоят остатки летней резиденции монгольских императоров. Комплекс называется Хиран Минар, а его минарет построен в честь любимой антилопы четвертого падишаха империи Великих Монголов — Абуль-Фатх Нур ад-дин Мухаммад Джахангира («Покоритель мира»).

Переводится «Хиран Минар» как «Башня антилопы». Иногда переводят как «Башня оленя», но это неверно, просто на хинди слово hiran имеет несколько значений. Ошибка даже закралась в статью в русскоязычной Википедии: «…до наших дней сохранился внушительных размеров водоём для водопоя животных, сооружённый в Шейхупуре по приказу Джахангира в память о его умершем любимом олене…»

Хиран Минар

А в англоязычной статье о Хиран Минаре его называют «Башней оленя» (The Deer Tower), но любимого питомца падишаха называют верно — антилопой.

Когда падишах Джазангир был еще принцем-шехзаде, то звали его попроще — Султан Салим Бахадур.

Как-то во время охоты Султан сумел загнать живым самца индийской газели-чинкары (очень грациозный и быстрый вид антилоп). Принц привязался к животному и оставил его жить у себя в летней резиденции. Назвали антилопу Мансраж — «Король антилоп».

Башня антилопы

Антилопа сопровождала императора в поездках, на охоте и во время отдыха. Когда же Мансраж умер, опечаленный Джахангир приказал построить минарет, а в нем соорудить гробницу для антилопы.

При жизни питомца в Хиран Минаре построили огромный искусственный пруд размером 229 на 273 метра. В пруд можно спускаться по ступеням и плавать. Сегодня это один из аттракционов: туристы катаются по пруду на лодках и катамаранах. В XVII же веке в пруду устраивали охотничьи игры, причем зачастую довольно жестокие.

Как же и почему Мансраж стал прообразом сказочной антилопы, ведь выбивать золото из земли он не умел?

Сейчас по пруду катаются на катамаранах

Все дело в копытах и подковах: по приказу императора антилопе набили золотые подковы, а копыта позолотили. Когда грациозное и стремительное животное скакало по степи, копыта сверкали на солнце, и со стороны действительно казалось, что из-под ног антилопы вылетают гроздья золотых самородков.

Сначала в народ пошла молва, что император так богат, что сделал своему любимцу золотые копыта. Позже слух изменился. Стали говорить, что это из-за способности антилопы выбивать золото Джахангир имеет столько богатств.

Постепенно монголы оставили Индию и Пакистан, и дальше история сказки развивалась уже индусами и пакистанцами. Друг антилопы превратился в её врага и сменил титул с императора на раджу.

Жадным Джахангир как раз не был, но характер у него был не сахар. Всё-таки покорять мир, оставаясь добрым, сложно…

Олег Банцекин

Это утверждённая версия страницы. Она же — наиболее свежая версия.

Золотая антилопа

Золотая антилопа

Сценарист

  • Николай Абрамов
  • Николай Эрдман
  • Композитор

  • Владимир Юровский
  • Страна

  • Союз Советских Социалистических Республик СССР
  • Продолжительность

  • 31 минута
  • Золотая антилопа — советский анимационный фильм, созданный режиссёром Львом Атамановым на студии «Союзмультфильм» в 1954 году.

    По мотивам индийских сказок.

    Сюжет[править]

    Мальчик-сирота спас волшебную антилопу, способную ударом копыт из искр делать золото, от раджи, когда тот охотился на неё. В благодарность антилопа пообещала помочь мальчику, если с ним случится беда, и рассказала, как её найти. Хитрый цирюльник всё подслушал и донёс радже. Когда жадный раджа и его слуги схватили мальчика, требуя рассказать, где живёт Золотая антилопа, она появилась и преподала урок жадному радже.

    Съёмочная группа[править]

    Персона Профессия
  • Лев Атаманов
  • Режиссёр
  • Николай Абрамов
  • Сценарист
  • Николай Эрдман
  • Сценарист
  • Владимир Юровский
  • Композитор
  • Александр Винокуров
  • Художник-постановщик
  • Леонид Шварцман
  • Художник-постановщик
  • Владимир Арбеков
  • Художник-мультипликатор
  • Рената Миренкова
  • Художник-мультипликатор
  • Роман Давыдов
  • Художник-мультипликатор
  • Василий Рябчиков
  • Художник-мультипликатор
  • Роман Качанов
  • Художник-мультипликатор
  • Николай Фёдоров
  • Художник-мультипликатор
  • Вячеслав Котёночкин
  • Художник-мультипликатор
  • Константин Чикин
  • Художник-мультипликатор
  • Борис Чани
  • Художник-мультипликатор
  • Дмитрий Анпилов
  • Художник-декоратор
  • Ирина Светлица
  • Художник-декоратор
  • Ольга Геммерлинг
  • Художник-декоратор
  • Константин Малышев
  • Художник-декоратор
  • Михаил Друян
  • Оператор
  • Е. Ризо
  • Оператор
  • Николай Прилуцкий
  • Звукорежиссёр
  • Лидия Кякшт
  • Монтажёр
  • Роман Качанов
  • Ассистент режиссёра
  • Лана Азарх
  • Ассистент художника
  • Гражина Брашишките
  • Ассистент художника
  • Лидия Модель
  • Ассистент художника
  • В. Шилина
  • Ассистент по монтажу
  • Галина Андреева
  • Ассистент по монтажу
  • Роли озвучивали[править]

    Актёр Актёр дубляжа Роль
  • Валентина Сперантова
  • Актёр дубляжа не указан
  • мальчик
  • Нина Никитина
  • Актёр дубляжа не указан
  • антилопа
  • Рубен Симонов
  • Актёр дубляжа не указан
  • раджа
  • Александр Грузинский
  • Актёр дубляжа не указан
  • слуга
  • Коля Тагунов
  • Актёр дубляжа не указан Роль не указана

    Переозвучка[править]

    В 2001 году мультфильм был отреставрирован и заново переозвучен компаниями ООО «Студия АС» и ООО «Детский сеанс 1». В новой версии была полностью заменена фонограмма, к переозвучанию привлечены современные актёры, в титрах заменены данные о звукорежиссёре и актёрах озвучания. Переозвучка была крайне негативно воспринята как большинством телезрителей[1][2], так и членами профессионального сообщества[3][4].

    Озвучивание 2001 года:

    • Юльен Балмусов — раджа
    • Виталий Ованесов — палач
    • Владимир Конкин — цирюльник
    • Ирина Маликова — антилопа
    • Жанна Балашова — тигрица
    • Татьяна Канаева — мальчик
    • Борис Токарев — слон

    Награды[править]

    • 1955 — Почётный диплом за высокие художественные качества VII Каннского международного кинофестиваля
    • 1955 — Диплом Международного кинофестиваля в Дурбане (ЮАР)
    • 1955 — Диплом I Британского международного кинофестиваля в Лондоне
    • 1957 — Диплом Международного кинофестиваля короткометражных фильмов в Белграде[5]

    Аудиосказка[править]

    В 1978 году сказка «Золотая антилопа» вышла в виде детской грампластинки.[1]

    Издание на видео[править]

    • В 1980-е годы в СССР мультфильм выпущен на видеокассетах «Видеопрограммой Госкино СССР». В России начале 1990-х годов мультфильм выпущен на видеокассетах кинообъединением «Крупный план» в сборнике. В первой половине 1990-х годов также выпускался на VHS в сборнике «Лучшие Советские мультфильмы» Studio PRO Video вместе с мультфильмами «Серая Шейка», «Высокая горка» и «Рикки-Тикки-Тави», а с середины 1990-х годов мультфильм также выпущен на VHS студией «Союз Видео» в сборнике мультфильмов киностудии «Союзмультфильм».
    • С середины 1990-х по 2000-е годы выпускался сборнике мультфильмов объединения «Крупный план» на компакт-дисках Video CD компанией «Lizard». В начале 2000-х годов мультфильм отреставрирован и выпущен на DVD объединением «Крупный план», студией «Союз Видео», а также в «Золотой коллекции любимых мультфильмов» со звуком Dolby Digital (Dolby Mono 1.0, позже 2.0).
    • Мультфильм выпускался в сборнике мультфильмов «В мире сказок. Выпуск 1», Союзмультфильм, DVD, дистрибьютор «Крупный план», мультфильмы на диске: «Золотая антилопа», «Пастушка и трубочист», «Русалочка».[6]

    О мультфильме[править]

    В 50-е годы Атаманов ставит свои ставшие широко известными фильмы — сказки «Аленький цветочек» (1952) по С. Аксакову, «Золотая антилопа» (1953) по мотивам индийских сказок, «Снежная королева» (1957) по Г.-Х. Андерсену.

    В своих фильмах режиссёр умеет мастерски передать национальный колорит и особенности фольклора тех стран, где создавались сказки. Так, в «Золотой антилопе» передана атмосфера индийской сказки. Не лишены сказочного обаяния образы мальчика и самой антилопы, поэтично рассказано об их бескорыстной дружбе. Образ Раджи очень выиграл от того, что его озвучивал первоклассный актер Рубен Симонов. Фильм был дублирован во Франции и, насколько мне известно, пользовался успехом.

    — Асенин С.В.[7]

    В «Золотой антилопе» Раджу играл Рубен Николаевич Симонов. На него надели тюрбан, халат, и он ходил, согнувшись, руки за спину, как потом его герой на экране. Симонов много привнес в эту роль—характерную походку, жесты, интонации. Так у нас создавался внешний образ..

    — Из интервью художника Леонида ШВАРЦМАНА, 2003 г.[8]

    «Золотая антилопа» — настоящий анимационный шедевр … Запоминаются острые лаконичные диалоги, выразительные характеры, прежде всего образ ненасытного хитрого Раджи …

    — Малюкова Л.Л., 2013 г.[9]

    Литература[править]

    • Фильмы-сказки: сценарии рисованных фильмов Выпуск III. — М.: Искусство, 1954. — 248 с. — 90 000 экз..

    Содержание:
    К. Шнейдер «Сармико» с. 7,
    В. Сутеев «Стрела улетает в сказку» с. 25,
    В. Морозов, Н. Эрдман «Полёт на Луну» с. 49,
    М. Пащенко «Необыкновенный матч» с. 81,
    А. Зубов, А. Галич «Упрямое тесто» с. 103,
    С. Ермолинский «Стёпа-капитан» с. 113,
    В. Чаплина, Г. Скребицкий «В лесной чаще» с. 133,
    Н. Эрдман «Оранжевое горлышко» с. 149,
    Б. Бродский «Крашеный лис» с. 169,
    В. Данилов «Алёнушка» с. 179,
    Г. Гребнер «Аленький цветочек» с. 191,
    Н. Абрамов «Волшебная антилопа» с. 221.
    Иллюстрации и текст по мультфильму.

    Примечания[править]

    1. Переозвучка наших старых мультфильмов
    2. Мы против переозвучки советских мультиков!!!
    3. Директор «Союзмультфильма» Акоп Гургенович Киракосян отвечает на вопросы читателей «Ленты. Ру»
    4. НЕТ — фальсификации анимационного наследия!
    5. Сергей Капков Энциклопедия отечественной мультипликации. — М.: Алгоритм, 2006. — 816 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4 . с.79-81.
    6. DVD «В мире сказок. Выпуск 1»
    7. Асенин С.В. «Пути советской мультипликации». — В кн.: Асенин С.В. Мир мультфильма: Идеи и образы мультипликации социалистических стран. — М.: Искусство, 1986. — С. 51—52.
    8. Сергей Капков «Мастера дураковаляния». «Киноведческие записки» Вып. 80, 2006.
    9. Малюкова Л. Л. «СВЕРХ/КИНО» (Современная российская анимация. Девяностые / нулевые). — СПб: Умная Маша, 2013. — С. 267.

    Ссылки[править]

    • Золотая антилопа (англ.) на сайте Internet Movie Database
    • Золотая антилопа на сайте «Аниматор.ру»

  • Золотарев колька чемпион рассказ читать
  • Золовка как пишется золовка или правильно слово
  • Зок лесная сказка ижевск официальный сайт
  • Зоичка или зоечка как пишется
  • Зовете или завете как пишется