Башкирская сказка «Алтын-сака золотая бабка»
Жанр: народная волшебная сказка
Главные герои сказки «Алтын-сака золотая бабка» и их характеристика
- Алтын-сака. Молодой юноша. Храбрый, ловкий, охотник.
- Старик. Его отец, коневод, кочевник.
- Убыр. Ведьма. Жадная, страшная, жестокая.
- Конь. Буланый. Красивый, могучий, верный.
- Собаки. Верные, храбрые, зубатые.
- Лиса. Добрая, хитрая, благородная.
План пересказа сказки «Алтын-сака золотая бабка»
- Борода в озере
- Требование убыр
- Забытая бабка
- Выбор коня
- Поднятый биток
- Погоня на коне
- Погоня пешком
- Покусанный конь
- Алтын-сака на дубе
- Три лисицы
- Ворон и сорока
- Помощь воробьев
- Собаки
- Победа
Кратчайшее содержание сказки «Алтын-сака золотая бабка» для читательского дневника в 6 предложений
- Пообещал старик за свое спасение отдать убыр сына, да поспешил откочевать в новое место.
- Алтын-сака забыл свою золотую бабку и решил вернуться.
- Он выбрал коня, поднял бабку с земли и за ним погналась убыр.
- Алтын-сака залез на дуб, а убыр стала дуб пилить.
- Но лиса трижды обманывала убыр и выбрасывала топор.
- Воробьи позвали собак, а собаки загнали убыр в озеро и там убили.
Главная мысль сказки «Алтын-сака золотая бабка»
Без друзей плохо, с друзьями хорошо.
Чему учит сказка «Алтын-сака золотая бабка»
Сказка учит не давать опрометчивых обещаний, прислушиваться к советам, следить за поведением животных. Учит не возвращаться за забытыми вещами. Учит помогать друг другу.
Отзыв на сказку «Алтын-сака золотая бабка»
Очень интересная сказка, в которой ловкий юноша Алтын-сака чудом спасся от колдуньи убыр. Он бы обязательно погиб, если бы не добрые и сострадательные звери, которые ему помогли просто так. Это благородная помощь мне понравилась в сказке больше всего.
Пословицы к сказке «Алтын-сака золотая бабка»
Хороша помощь вовремя.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
Без беды друга не узнаешь.
И комар лошадь свалит, если волк подсобит.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Алтын-сака золотая бабка»
Жили-были старик со старухой и был у них сын, Алтын-сака, пор прозвищу Золотая бабка. Бабкой его называли за то, что был у мальчика золотой биток, и он лучше всех играл в битки.
Однажды, старик отец погнал табун лошадей на водопой. А кони упираются, к воде не подходят. Решил старик проверить, что пугает в озере лошадей. Наклонился к воде, а оттуда убыр, ведьма, высунулась и за бороду его схватила.
Просит старик отпустить его, лошадей и баранов обещает, а убыр требует то, что у него в доме одно. Согласился старик отдать это, отпустила его убыр. И только по дороге домой, понял старик, что ведьма требовала у него сына, Алтын-сака.
Решил старик перекочевать подальше. Только уехали на новое место, хватился Алтын-сака своей золотой бабки. Забыл его на старом кочевье. Решил Алтын-сака за битком вернуться, а старик рассказал ему про убыр.
Но не испугался Алтын-сака, стал совета у отца спрашивать, на каком коне ему лучше ехать.
Старик посоветовал сыну побренчать уздой и конь сам подойдет.
Побренчал юноша уздой, подошел к нему тощий жеребенок. Побренчал Алтын-сака уздой второй раз. Опять тот же жеребенок идет. Видит юноша, делать нечего, придется на жеребенке ехать. Стал его взнуздывать и седлать, а жеребенок сразу в прекрасного жеребца превратился, лучшего во всем табуне.
Спросил конь, куда ехать надо, и посоветовал поднять бабку не слезая с него, чтобы убыр юношу не схватила.
Вернулся Алтын-сака к старому кочевью, а там убыр у костра сидит. Стал Алты-сака просить вернуть золотую бабку, а ведьма ему предлагает самому биток взять. Изловчился Алтын-сака, прямо со спины коня поднял биток и прочь поскакал.
Рассердилась убыр, плюнула, появилась огромная черная лошадь. Пустилась убыр в погоню. Да только лучше конь у Алтын-сака, все быстрее вперед летит.
Еще пуще рассердилась ведьма, сожрала своего коня, пешком в погоню кинулась. Догнала Алтын-сака, стала коня кусать. Конь и говорит юноше, что скакать больше не может, и сейчас в озеро прыгнет. А всаднику советует на дуб забраться и подождать, пока раны на ногах у коня заживут.
Так и сделали. Конь в озеро нырнул. Алтын-сака на дуб забрался.
Прибежала убыр, плюнула, топор появился. Зуб изо рта вытащила, топор наточила, стала дуб рубить. Прибежала лисица, пожалела юношу. Упросила убыр помочь ей дуб срубить. Убыр отдала лисе топор, и сама спать легла.
Лисица топор в воду выбросила, щепки к дубу приставила, дуб целым стал.
Проснулась убыр, видит дуб снова целый. Новый топор наплевала, новый зуб вытащила, опять рубить стала. Снова лисица бежит. На этот раз черная. Опять верит лисе убыр, и спать ложиться.
Просыпается, снова топора нет, а дуб целый. Еще раз плюется убыр, еще один зуб вытаскивает. И снова лисица, на этот раз белая.
И опять выбросила лиса топор в воду, срастила дуб, и Алтын-сака сказала, что больше ни чем помочь не сможет. И так три раза шкуру перекрашивала.
Снова убыр принялась рубить дуб, последний зуб изо рта вытащила. Видит Алтын-сака, схватит его убыр. Стал ворона просить за своими собаками слетать. Ворон отказался, сказав, что если юношу убьют, то и ему пожива будет. И сорока отказалась. А стайка воробьев мигом за собаками слетала, и к дубу собак привела.
Стали собаки убыр кусать, а та от них в воду прыгнула. Собаки и говорят Алтын-сака, что если вода в озере покраснеет, значит убила их убыр, а если почернеет, значит они убыр убили. И прыгают в озеро.
Вода сперва покраснела, это убыр одной собаке ухо оторвала. Потом почернела, это собаки убыр загрызли.
Вылезли из озера собаки, выскочил конь, и все вместе вернулись в кочевье. Собрали старик со старухой гостей, пир устроили. Девять дней и ночей гуляли.
Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавской «Саге об Олаве Святом», наиболее полно сохранившейся в составе свода Снорри Стурлусона «Круг Земной» (XIII в.). Согласно этой саге, около 1023 года норвежские викинги, которых вел знаменитый Торир-Собака, совершили поход в Биармию. На реке Двине им удалось узнать местонахождение святилища божества местных племен бьярмов — Йомали (Юмалы) — и тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.
О поклонении населения древних коми Золотой бабе упоминается в русских летописях в связи с сообщением о смерти Стефана Пермского (1396 год). Более подробные известия о Золотой бабе появляются в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI века о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В «Сочинении о двух Сарматиях» (1517 год) М.Меховский помещает идола за Вяткой «при проникновении в Скифию». У последующих авторов (С.Герберштейн, 1549 год; А.Гваньини, 1578 год; Д.Флетчер, 1591 год) Золотая баба находится уже вблизи устья Оби.
В описаниях идола Золотой бабы говорится:
о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок — внук (С. Герберштейн);
об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок — внук (А. Гваньини);
о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках (Д. Флетчер).
Изображение статуи с ребёнком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba) имеется на некоторых западноевропейских картах Русского государства XVI в. в нижнем течении Оби.
В работах русских учёных XVIII века. (Г. Ф. Миллер, И. И. Лепехин) появляется сообщение о том, что Золотая баба — древнее божество коми, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками коми.
Давно-давно жил один старик со старухой. У них был один только сын, по имени Золотая Бабка (Алтын-сака). У этого мальчика была золотая бабка — биток; он играл с ребятами в бабки и всегда выигрывал.
Однажды отец его пошел на озеро поить скотину; пригнал табун на воду, а скотина не пьет: хвостами и ногами болтает и бородами трясет, а не пьет. В воде кто-то хватал скотину за бороду и начинал тянуть за губу. Это была старуха убыр (колдунья, ведьма).
Старик сказал ей: «Пусти мою скотину, не держи!» — «Отдай мне то, что у тебя одно только!» — «Стадо баранов отдам, отпусти!» — говорил старик. — «Нет, что одно только у тебя, то отдай!» — Старик: «Ну, отдам!» — говорит. — Тогда отпустила скотинку.
Старик решил тогда перекочевать с семьей на другое место. Взял на прежнем месте зарыл в золу золотую бабку сына и уехал.
Перекочевали они в другую землю. Сын и спрашивает отца: «Отец, где моя золотая бабка?» — Отец ответил: «Спроси у матери». — Спросил матери. Та сказала: «Она осталась в той земле, где мы прежде жили; в золу захоронили ее».
Сын спрашивает отца: «На какую лошадь садиться мне? (Чтобы ехать за золотой бабкой)». — Отец ответил: «Тряси арканом, тряси уздой!» — Сын тряс арканом, тряс уздой — один худой жеребенок взглянул на него. — «Отец, отец, на какую лошадь мне садиться?» — «Ай, е…» Говорил ведь я тебе: тряси арканом, тряси уздой!» — Стал опять трясти арканом, потом уздой — давешний плохой жеребенок опять взглянул на него. Тогда он оседлал этого жеребенка, сел на него — и стала хорошая лошадь. Сел и поехал.
Поехал, видит: какая-то старуха сидит и играет с его золотой бабкой. — «Бабушка, дай мне золотую бабку!» — «Нет, дитятко, у меня спина болит; слезай, бери сам!» — В это время лошадь у мальчика повернулась на коленках, взяла у убыра золотую бабку и убежала.
Тогда старуха убыр плюнула — стал пест, харкнула — стала ступа; села на пест верхом и погоняет ступой, гонит следом за Золотой Бабкой. Золотая Бабка сидел на малой буланой лошади, а убыр — на большой буланой. Едут. Лошадь у убыра пристала и запела:
Буланый братец, подожди!
Ноги у меня пристали!
Та отвечает:
Буланый братец, не буду ждать.
Пусть пристают твои ноги!
Убыр слушала, слушала да и говорит: «Что это такое?!» — Взяла да и съела свою лошадь.
Потом и молодой буланко остановился и сказал Золотой Бабке: «Теперь я не могу больше идти. Ты садись вот на это дерево!» — Сказал и нырнул в воду.
Старуха убыр пришла, плюнула — сделался брусок (точило), харкнула — сделался топор. Рубит то дерево, на котором сидит Золотая Бабка, и поет. Половину срубила. Пришла лисица и говорит: «Эй, бабушка, брось рубить! Давай я дорублю». — Убыр: «Нет, нет! Я сама дорублю!» — Лисица опять: «Эй, бабушка, брось! Давай я дорублю!» — Отдала, сама легла спать. Убыр старуха спит, а лисица топор и брусок бросила в воду, нас… на рубленное место, и дерево вновь стало цельным.
Старуха убыр встала: «Что это видят мои глаза?!» — Потом плюнула — стало точило, харкнула — стал топор; начала рубить. Половину срубила, прибежала другая лисица: «Эй, бабушка! Брось, я дорублю!» — Убыр: «Нет! Сейчас была одна (лисица), обманула меня и убежала». — «Нет, я не обману! Та какая была, бабушка? Красная? Я не обману!» — Тогда старуха отдала топор, сама легла спать. Лиса топор и точило бросила в воду, нас… на рубленное место, и дерево стало целым.
Старуха встала: «Что это видят мои глаза?» — Потом плюнула — стало точило, харкнула — сделался топор; начала рубить. Половину срубила; прибежала еще лисица: «Бабушка, давай я буду рубить!» — «Нет, два раза обманули меня и убежали», — сказала старуха. — «Какие же они были, бабушка?» — Убыр: «Одна красная, а другая черная». — «А я, видишь, другой масти. Та была вся черная — и сверху черная, и снизу черная — зло она думает; а я вся светленькая, не думаю зла». — «Ну, нет, так руби!» — сказала старуха и легла спать. — Лисица топор и точило бросила в воду, на рубленное место нас… и оно стало целым.
Убыр встала: «Что это видят мои глаза?» — Потом плюнула — стало точило, харкнула — стал топор, и начала рубить.
На вершину этого дерева к мальчику прилетела ворона и говорит. «Аккулак и Саккулак (собаки) поклон тебе прислали». — Парень в ответ: «Ты скажи моим собакам, чтобы они пришли ко мне». — Ворона на то: «Нет, пусть тебя убьет убыр: мне достанется тогда хоть одна ложка крови».
Потом прилетел к мальчику воробей: «Аккулак и Саккулак поклон тебе прислали», — «Скажи им: пусть они придут ко мне». — Воробей: «Если увижу, скажу». — А старуха убырналила Аккулаку и Саккулаку в уши свинцу. Воробей этот свинец выклевал.
Пыль поднялась по дороге. Старуха убыр увидела ее и спрашивает Золотую Бабку: «Парень, парень, что это за пыль на дороге?» — «Это, бабушка, тебе радость, а мне горе!» — (А на самом деле) это собаки бегут во всю прыть.
Старуха опять спрашивает: «Парень, парень, что это за пыль на дороге?» — «Тебе радость, а мне горе».
Аккулак и Саккулак прибежали. Старуха убыр бросила топор в воду и сама в воду нырнула.
Аккулак и Саккулак сказали мальчику: «Если мы убьем убыра, черная кровь пойдет; если убыр убьет нас, бурая кровь пойдет». — Сказали и нырнули в воду. Через несколько времени бурая кровь пошла; мальчик заплакал. Потом через некоторое время черная кровь пошла; мальчик засмеялся.
Потом Аккулак и Саккулак вышли из воды; убыра убили. Бурая кровь пошла сначала потому, что убыр оторвала собаке ухо.
Вслед за собаками вышла из воды и лошадь, на которой ехал мальчик вперед. Золотая Бабка сел на нее и поехал. Приехал домой и сделал майдан на девять дней; лошадь свою пустил бегунцом. Стал жить еще богаче.
Когда-то, давным-давно, жили старик со старухой. У них был всего один сын, Алтын-сака — золотая бабка. Звали его так потому, что у него была золотая бабка — биток. В бабки он играл лучше всех — никто не мог его обыграть.
Как-то раз старик отправился на озеро поить лошадей. Пригнал табун к воде, а лошади гривами и хвостами трясут, копытами бьют, ржут тревожно, от озера отступают: кто-то хватает их за гривы, тянет за губы — пить не дает.
«Что там такое? — думает старик. — Надо посмотреть».
Только он нагнулся к воде — кто-то хвать его за бороду! Попробовал старик вырваться — не может.
Видит старик — вцепилась ему в бороду сама старуха убыр — ведьма. Стал он просить ее:
— Эй, убыр, отпусти меня, не держи! Стадо баранов тебе за это дам!
— Не нужны мне твои бараны! — отвечает убыр.
— Табун коней тебе дам, только отпусти!
— И коней твоих мне не нужно.
— Что же тебе тогда дать?
— Дай мне то, что у тебя только одно в юрте.
Старик в испуге и не подумал, что это у него одно в юрте.
— Хорошо, — говорит, — отдам, только отпусти!
Отпустила его убыр и сказала:
— Смотри, от меня нигде не спрячешься: везде разыщу!
Вернулся старик домой и тут только догадался, чего требовала у него убыр: ведь один-то у него был только сын, Алтын-сака.
Загоревал старик, а жене и сыну ничего не рассказал. Только одно сказал:
— Надо нам подальше откочевать, здесь места плохие!
Перекочевали они подальше, поставили юрту. На другой день Алтын-сака хватился своей золотой бабки:
— Где моя золотая бабка?
Отец говорит:
— Видно, осталась там, где мы прежде жили. Только ты туда не езди: там тебя убыр схватит.
И рассказал все, что с ним у озера было.
Выслушал Алтын-сака слова отца и говорит:
— Не боюсь я убыр! Не схватит она меня! Скажи только: на какой лошади мне ехать?
Стал отец отговаривать сына, а тот на своем стоит: не боюсь убыр, поеду. Видит отец — не отговоришь его.
— Ладно, — отвечает, — будь по-твоему, поезжай! Ступай в табун, тряхни короком, побренчи уздой — какая лошадь к тебе подойдет, на той и поезжай.
Пошел Алтын-сака к табуну. Потряс он короком, побренчал уздой, и сейчас же к нему подбежал шершавый тощий жеребенок. Отогнал его Алтын-сака, пошел к отцу и спрашивает:
— Отец, скажи, на какой лошади мне ехать?
— Говорю ведь тебе: тряхни короком, побренчи уздой! — отвечает отец.
Снова Алтын-сака пошел к табуну. Тряхнул он короком, побренчал уздой — опять подбежал к нему тот же самый жеребенок.
— Видно, на нем и ехать надо, — сказал Алтын-сака.
Только прикоснулся он рукой к шее жеребенка — тотчас спала с жеребенка свалявшаяся грязная шерсть. Только надел узду — жеребенок стал сильным и гладким. Только вывел его из индека — жеребенок превратился в статного, рослого коня. Только наложил седло — превратился конь в лучшего скакуна во всем табуне. Спрашивает он Алтын-сака:
— Куда едешь, егет?
— Еду на прежнюю нашу кочевку, за моей золотой бабкой, — отвечает Алтын-сака.
— Там тебя ждет злая убыр, — говорит конь. — Скажет она тебе: — «Спустись с коня, возьми свою бабку». Ты ее не слушай, не слезай с меня. Слезешь — погибнешь, сожрет тебя убыр! Будь ловче сокола — нагнись и схвати свою золотую бабку.
Поскакал Алтын-сака на своем коне на прежнюю кочевку. Смотрит: старуха убыр сидит у огня, греет руки. Алтын-сака говорит:
— Бабушка, отдай мне мою золотую бабку!
— Эй, сынок, — отвечает убыр, — вот твоя бабка, спустись с коня, возьми ее сам, а у меня спина болит, не могу встать.
И показала золотую бабку.
Конь в это время пригнулся к земле, а Алтын-сака изловчился и схватил бабку. Поскакал его буланый коь что есть силы. А убыр завыла от злости, вскочила, плюнула раз — появилась черная толстая лошадь, плюнула еще раз — появились поводья. Вскочила убыр на свою лошадь и пустилась в погоню за Алтын-сака.
Скачет Алтын-сака на своем буланом коне, а убыр — на своей толстой черной лошади. вот-вот нагонит его, вот-вот схватит! Только у ее лошади подвернулась нога. Захрапела она, захромала, стала отставать.
Дергает убыр черную лошадь за поводья, бьет ее пятками в бока, а лошадь все тише и тише идет.
Разозлилась убыр, да с досады и съела свою лошадь. Съела и пустилась в погоню бегом.
Бежит убыр, сама себя подгоняет — бьет себя кулаками и по спине и по бокам. Настигла она буланого коня, укусила его за правую ногу. Поскакал конь на трех ногах. А убыр не отстает — опять догнала коня, укусила его за левую ногу. Собрал конь последние силы, стал уносить Алтын-сака от убыр. Да не много у него силы осталось.
Доскакал он до озера и говорит:
— Не могу я больше бежать! Спрячусь от убыр в озеро, а ты поскорее взберись вот на тот дуб. Заживут мои ноги — повезу тебя дальше.
Сказал это конь и нырнул в озеро. А Алтын-сака быстро взобрался на дуб, что рос возле озера, и уселся на самой вершине.
Прибежала убыр, увидела Алтын-сака на дубу и кричит:
— Попался теперь, стащу тебя вниз, съем тебя!
Плюнула она раз — появился топор. Вытащила убыр изо рта зуб и давай точить на нем топор. Наточила и принялась рубить дуб. Щепки так во все стороны и летят.
Прибежала на шум лисица и спрашивает:
— Эй, бабушка, зачем рубишь дуб?
— Или не видишь, кто на дубу сидит? — спрашивает убыр. — Срублю дуб, схвачу этого егета и съем его!
Взглянула лисица на дуб, видит — сидит на вершине хороший егет. Пожалела его лисица и говорит убыр:
— Старая ты! Зачем мучаешь себя? Дай я за тебя дуб срублю!
— Нет, нет! — говорит убыр. — Я сама дуб срублю, сама егета съем!
А лисица не отстает от нее:
— Я дуб срублю, а ты егета съешь!
Дала убыр лисице топор, а сама легла под дубом, да сейчас же и заснула. Убыр спит, храпит — изо рта, из носа у нее искры сыплются, дым валит. А лисица тем временем и топор и зуб-точило в озеро бросила, собрала все щепки и приложила к порубленному месту. Поплевала, полизала — щерки тотчас и приросли, стал дуб опять целым.
Сделала это лисица и говорит:
— Ну, егет, прощай! — и убежала.
Проснулась убыр, глянула на дуб и говорит:
— Что это видят мои глаза? Дуб опять цел, будто я его и не рубила!
Обругала убыр лисицу, потом плюнула раз — появился топор. Вытащила убыр изо рта второй зуб — принялась точить топор. Точит, а сама поглядывает на Алтын-сака и говорит:
— Срублю дуб, съем тебя!
Наточила убыр топор, стала дуб рубить. Летят щепки во все стороны, трясется дуб, еще немного порубить — и свалится.
Прибежала лисица и спрашивает:
— Что делаешь, бабушка?
— Дуб рублю.
— Зачем рубишь?
— Хочу вот этого егета достать — съесть!
Лисица говорит:
— Не утруждай ты себя! Разреши мне дуб срубить!
— Нет, нет! — ворчит убыр. — Сама срублю! Сама егета съем!
— Я для тебя дуб срублю, а ты егета съешь! — говорит лисица.
— Нет! — кричит убыр. — Не дам тебе топор! Была здесь одна лисица, тоже обещала мне помочь, да обманула меня!
— А какого она цвета? — спрашивает лисица.
— Рыжая она! — отвечает убыр.
— А ты, бабушка, не верь рыжим, — говорит лисица. — Рыжие — все обманщицы. Верь только нам, черным лисицам!
Глянула убыр — лисица и вправду черная. Отдала она лисице топор, а сама легла и тотчас захрапела — изо рта, из нса искры у нее сыплются, дым валит.
Черная лисица топор и зуб-точило в озеро бросила, щепки к рубленому месту приложила, поплевала на них, полизала их, они и приросли крепко. Опять дуб стал целым. Попрощалась лисица с Алтын-сака и убежала.
Немного спустя проснулась убыр. Взглянула на дуб и давай кричать:
— Что это видят мои глаза? Дуб опять цел!
Плюнула убыр — появился топор. Вытащила она у себя изо рта третий зуб — стала точить топор. Наточила и принялась дуб рубить. Рубит, а сама и егета и лисицу на чем свет стоит ругает. Рубила—рубила убыр, до половины дуб перерубила. Смотрит Алтын-сака вниз и думает:
«Не спастись мне теперь от убыр!..»
Глядь — бежит белая лисица. Подбежала к дубу и говорит убыр:
— Бабушка, давай я помогу тебе — буду дуб рубить!
— Убирайся прочь, пока цела! — кричит убыр. — Уже два раза обманули меня лисицы и убежали!
— Какие они были, бабушка? — спрашивает лисица.
— Одна рыжая, другая черная, — отвечает убыр.
— Не верь, бабушка, рыжим и черным, — говорит лисица, — они всех обманывают. Верь только нам, белым полевым лисицам! Я тебя не обману, я помогу тебе!
Дала убыр лисице топор и легла спать. А лисица бросила топор и зуб-точило в озеро, собрала быстро щепки и приложила их на рубленое место. Поплевала, полизала — они и приросли.
— Ну, егет, — говорит лисица, — три раза я тебе помогала, и черной и белой глиной шкуру красила, чтобы убыр меня не узнала. А теперь больше ничем не могу тебе помочь!
Попрощалась и убежала.
Проснулась убыр и закричала:
— Что это видят мои глаза? Дуб будто никогда и не рубили!
Плюнула она — появился топор. Вытащила изо рта последний зуб — стала топор точить. Наточила и давай дуб рубить. Рубит и бормочет:
— Теперь никаких помощников не возьму! Сама управлюсь!
Летят щепки во все стороны, качается дуб, скрипит — вот-вот рухнет.
Видит Алтын-сака — не спастись ему от убыр. Сидит он, раздумывает: что делать? Вдруг прилетел ворон и сел на вершину дуба.
Стал Алтын-сака просить ворона:
— Эй, друг ворон! Ты везде летаешь, везде бываешь. Лети на наше новое кочевье, найди моих собак Аккулака и Актырнака, скажи им, чтоб бежали ко мне на помощь!
— Не полечу, — отвечает ворон. — Пусть тебя схватит убыр: будет тогда и мне пожива!
Уселся на ветку, стал ждать.
Смотрит Алтын-сака по сторонам: не будет ли откуда помощи? В это время подлетела к дубу сорока. Алтын-сака говорит ей:
— Эй, друг сорока! Везде ты летаешь, везде бываешь. Лети на наше новое кочевье, скажи моим собакам Аккулаку и Актырнаку, чтоб бежали скорее ко мне на помощь!
— Зачем полечу? — отвечает сорока. — Когда убыр будет есть тебя, перепадет и мне что—нибудь!
Еще больше загоревал Алтын-сака.
«Скоро конец мне!» — думает.
В это время появилась у него над головой стайка воробьев. Алтын-сака говорит им:
— Эй, друзья, серые воробышки! Летите на наше новое кочевье, найдите моих собак Аккулака и Актырнака, скажите им: хочет убыр погубить вашего хозяина!
— Найдем! Найдем! Скажем! Скажем! — зачирикали воробьи и улетели быстро.
Прилетели воробьи на кочевку, нашли собак. А собаки всюду бегали, давно уж разыскивали своего хозяина и так устали, что упали как камни и заснули. Стали воробьи клевать их в уши, стали будить. Разбудили и давай чирикать:
— Эй, Аккулак и Актырнак! Бегите скорее к большому дубу, что растет возле озера, спасайте своего хозяина — убыр его съесть хочет!
Вскочили Аккулак и Актырнак и помчались на помощь Алтын-сака. Воробьи над дорогой летят, собаки вслед за ними по дороге бегут, пыль поднимают.
Завидела убыр пыль и спрашивает Алтын-сака:
— Егет, егет, посмотри, что это за пыль на дороге?
— Это мне на радость, а тебе на горе! — отвечает Алтын-сака.
Заслышала убыр топот собачьих ног и спрашивает:
— Егет, егет, что за гром это гремит?
— Это мне на радость, а тебе на горе! — отвечает Алтын-сака.
В это время Аккулак и Актырнак подбежали, кинулись на убыр и давай ее рвать да кусать. Убыр испугалась, бросила топор в озеро и сама туда же нырнула. Собаки говорят Алтын-сака:
— Сейчас и мы за убыр в озеро нырнем, а ты смотри на воду: если мы убыр убьем — вода в озере почернеет; если убыр нас убьет — вода красной станет.
Сказали и бросились в озеро.
Забурлило озеро, волнами покрылось.
Смотрит Алтын-сака — покраснела вода. «Ну, — думает, — убила убыр моих собак!» Еще раз глянул, видит — стала вода черной. Обрадовался Алтын-сака, засмеялся и слез с дуба. Тут Аккулак и Актырнак вышли из воды, стали отряхиваться.
— Почему вода в озере сначала покраснела? — спрашивает их Алтын-сака.
Актырнак говорит:
— Потому что убыр стала одолевать нас и оторвала мне ухо, да мы скоро расправились с ней!
Вслед за собаками вышел из озера и буланый конь.
— Ну, — говорит, — садись на меня, егет, повезу тебя домой!
Вернулся Алтын-сака на кочевку живой и невредимый. Обрадовались отец и мать, устроили большой пир. Созвали на пир всех родных и всех знакомых. Девять дней ели, девять дней пили, девять дней веселились.