Индийская народная сказка «Золотая рыба»
Жанр: волшебная народная сказка
Главные герои сказки «Золотая рыба» и их характеристика
- Старик. Рыбак,трудился всю жизнь и о многом не мечтал, быть бы сытым и одетым. Честный, умеренный в желаниях, работящий.
- Старуха. Как узнала про рыбу, стала желать все больше и больше, пока не обиделась рыба и не отобрала все подарки. Жадная и завистливая.
- Золотая рыба, повелительница вод. Справедливая и благодарная.
План пересказа сказки «Золотая рыба»
- Старик и старуха
- Золотая рыба в сетях
- Новый дом
- Просьба старухи
- Старик староста деревни
- Старуха снова требует
- Старый шалаш
Кратчайшее содержание сказки «Золотая рыба» для читательского дневника в 6 предложений
- Жили на берегу реки старик и старуха, и поймал однажды старик золотую рыбу.
- Обещала рыба старику желание выполнить и попросил он новый дом и рис.
- Все дала рыба, а старухе мало, хочет дворец, золото и старика в старосты.
- Попросил это старик и снова дала требуемое рыба
- А старуха не унимается, хочет, чтобы старик махараджей стал
- Не явилась рыба к старику, а вернувшись, он увидел снова старый шалаш.
Главная мысль сказки «Золотая рыба»
Довольствуйся тем, что имеешь и не требуй большего.
Чему учит сказка «Золотая рыба»
Эта сказка учит во всем знать меру. Не злоупотреблять благодарностью другого человека, не требовать лишнего. Учит не быть жадным.
Отзыв на сказку «Золотая рыба»
Очень красивая индийская сказка перекликается по сюжету со сказкой Пушкина «О рыбаке и золотой рыбке». В ней также старуха пострадала от своей жадности и осталась не у разбитого корыта, но у старого шалаша и в лохмотьях. Мне очень понравилась эта поучительная история.
Пословицы к сказке «Золотая рыба»
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Много хочешь — мало получишь.
Не жили богато, нечего и начинать.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Золотая рыба»
Жили на берегу реки в шалаше старик и старуха. Старик ходил на реку и ловил рыбу, тем они и кормились.
Жил в этой реке бог Джала Камани, владыка вод.
И вот однажды поймал старик в сети огромную золотую рыбу. Рыба и говорит старику человеческим голосом — отпусти меня в воду и проси за то все, что захочешь.
Задумался старик, сказал, что нет у него дома, нет одежды, нет риса, чтобы голод утолить.
Обещала золотая рыба все это дать старику.
Возвращается старик домой, узнать ничего не может. Дом красивый из бревен стоит, в доме лавки для гостей, одежды новой ворох, на столе рис дымится.
Рассказал старик старухе, как поймал он золотую рыбу и дом попросил, а старуха ругает старика. Мало ей дома, надо, чтобы слуги были, кладовые с золотом, буйволы на заднем дворе, дом, чтобы царю показать не стыдно было, да и самого старика в старосты.
Не хотел старик идти к золотой рыбе, но уговорила его старуха. Пошел старик, сослался на старуху, попросил, все что она желала.
Махнула хвостом рыба, обещала выполнить просьбу, уплыла.
Вернулся старик, а его жители деревни с барабанами встречают — староста он теперь. И дом теперь у старика — настоящий дворец, а старуха все недовольна. Месяц не прошел, снова старика к золотой рыбе посылает. Проси, мол махараджей над всей землей сделать и все тут.
Пошел старик к реке, просит, чтобы явилась к нему рыба. Долго просил, не приплыла рыба.
Вернулся старик домой, а там старый шалаш стоит, старуха в лохмотьях плачет.
Отругал старик старуху, а делать нечего. Жадничать стали, потеряли все что имели.
Тема: Бродячие истории.
ЦЕЛЬ:
учить обобщённому пониманию смысла сказок « «Золотая рыба», «Сказка о рыбаке и рыбке» на основе их сравнительного анализа.
ЗАДАЧИ:
• формировать умение сравнивать похожие по сюжету произведения —«Золотая рыба» (индийская народная), « «Сказка о рыбаке и рыбке» (А. С. Пушкин);
• на основе сравнительного анализа формировать умения: определять сюжет произведения; чувствовать и понимать его образный язык, выражать своё отношение к героям;
понимать смысл произведения;
соотносить похожие по сюжету произведения;
• формировать творческие умения: графически иллюстрировать прочитанное; творчески преобразовывать сказочный текст; создавать собственный текст на основе прочитанного;
• обогащать словарный запас учащихся, развивать
связную речь, внимание, логическое мышление, умение рассуждать и обосновывать свою точку зрения;
• формировать нравственные понятия, добрые чувства;
• развивать познавательный и читательский интерес;
Познавательные УУД
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
-устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
-проводить сравнение, и классификацию по заданным критериям;
Регулятивные УУД
—умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
—умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
—умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).
Коммуникативные УУД
—составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
— умения владеть монологической и диалогической формами речи.
— высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
—строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.
—договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
сравнительная таблица на каждую группу карточки на каждого учащегося для оценивания выступающих (красного и синего цвета); цитат А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки! «,презентация к уроку.
Ход урока
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Учитель распределяет учащихся класса на две группы.
На разминке каждая команда должна составить стихотворение по предложенным словам.
1 группа: (Улетели, Не, слышен, дальние, осень, птицы, Наступила, края, песен, В, соловья.)
Наступила осень
Не слышен песен соловья
Улетели птицы
В дальние края
2 группа :(Под, шелестят, ногами, золотые, листья, По, ветру, летят, Листья, Ветер, рвёт.)
слайд1
Ветер листья рвёт
По ветру летят
Листья золотые
Под ногами шелестят
слайд 2
ІІ. СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ
Звучит музыка «В мире много сказок…».
слайд 3
ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Учитель. Ребята мы закончили изучение бродячих историй и сегодня мы с вами подведём итог. Я приглашаю вас в гости к сказкам, которые вы читали к сегодняшнему уроку. Отгадайте их по отрывку. Каждая команда получает карточку с написанным отрывком из сказки. Задание: определить, из какой сказки отрывок, назвать, кто её написал, в какой стране жил автор.
Задание 1-ой группе « Эх, жена, жена… Говорил ведь я тебе: много хочешь – мало получишь! Говорил я тебе: старуха, не жадничай, потеряешь и то, что имеешь. Ты моих слов тогда не слушала, а вышло-то по-моему! Так чего же теперь плакать?. («Золотая рыба». Индийская народная сказка)
Слайд 4
Задание 2-й группе
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(«Сказка о рыбаке и рыбке». А. С. Пушкин. Россия)
Слайд 5
Учитель. Все эти сказки появились в разное время, в разных странах. Интересно, есть ли в них что-то общее? Ответить на этот вопрос нам поможет сравнительная таблица. Посмотрите внимательно на неё и определите цель нашего урока.
Дети. Мы должны сравнить эти сказки, найти сходства и отличия.
Учитель. Прежде чем мы начнём нашу работу, я попрошу вас доказать, что все эти произведения являются сказками. Дети с помощью опорной схемы на слайде находят в текстах следующие признаки: зачин, волшебные числа, повторы, образные выражения, устаревшие слова, волшебное существо, волшебные превращения, финал, урок. Слайд 6
.)
Учитель. Сравнивать сказки мы будем по группам, выполняя различные задания. Если группа готова ответить, она должна поднять сигнальную карточку.
С помощью карточек вы будете выставлять друг другу за работу оценки:
• красная карточка — группа отвечала хорошо;
• синяя — недостаточно хорошо.
IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА:
СРАВНЕНИЕ СКАЗОК
Учитель. Первое испытание:
Задание 1. Сравните, как живут старик и старуха в двух сказках (жилище, работа старика).
Задание 2. Одинаковые ли в этих сказках исполнители желаний?
Учитель. Второе испытание. Кто быстрее?
На доске на магнитах прикреплены вразброс картинки
с желаниями старухи из сказки Пушкина. Детям нужно убрать лишние желания и установить правильную последовательность желаний (задание выполняет вся команда)
Изба
Корыто
Новая шуба
Столбовая дворянка
Вольная царица
Владычица морская
Автомобиль
Дача
После выполнения учитель задаёт вопросы:
— Какое из данных желаний не исполнила рыбка? Почему? Одинаковое ли количество исполненных желаний в сказках?
Самооценка. Группы оценивают работу друг друга
по сравниванию сюжета сказок.
Учитель. Третье испытание: сравнить героев сказок, ответив на вопросы.
Задание 1. Похожи ли старухи в сказках? Какие чувства они вызывают?
Задание 2. Похожи ли старики в сказках? Какие чувства они вызывают
Задание 3.. Кто из героев вызвал у вас симпатию? Почему?
Самооценка. Группы оценивают работу друг друга по сравниванию героев сказок.
Четвёртое испытание: сравнить нравственные «уроки» сказок.
— Какой же урок извлекли вы из сказок? Скажите, ребята, обязательно ли иметь рыбку, чтобы желания исполнялись?
Дети. Конечно, нет. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить людям на помощь, делать добро, совершать хорошие поступки.
Выводы по исследованию: Слайд 7,8,9.
• все сказки очень похожи, в них есть небольшие различия, но смысл всех двух сказок одинаковый: нельзя жадничать; надо беречь, ценить то, что у тебя есть; чтобы что-то получить, надо трудиться, работать; надо быть добрым по отношению к другим людям;
• герои в сказках отличаются друг от друга характерами, но в целом образы их похожи (старухи — жадные, злые, ворчливые, вызывают чувство осуждения, неприязни; старики — слабовольные, трусливые, их жалко; исполнители желаний — добрые, справедливые, вызывают симпатию), в авторских сказках у героев появляются чувства, также у авторов введён ещё один герой — море;
• все изученные произведения являются сказками, так как в них есть сказочные признаки (зачин, волшебные существа, волшебные превращения, образные
выражения, финал, нравственный урок);
• только А. С. Пушкин создал сказку на сюжет о жадности в стихотворной форме.
Творческая работа «Самый необычный и оригинальный финал сказки». Команды придумывают новый финал к сказкам о жадности.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Подведение итогов работы групп
Подсчёт баллов, награждение отличившейся группы,
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Придумать свою сказку о жадности (в помощь даётся памятка на с. 17).
VII. РЕФЛЕКСИЯ. ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ
НА УРОКЕ? ЧТО БЫЛО ТРУДНЫМ?
Получилось хорошо? Чему надо учиться?
Приложение1
Сравнительная таблица сказок со схожим сюжетом
Название «Золотая рыба» «Сказка о рыбаке и рыбке»
Автор
(если есть)
Русская народная сказка
Индийская народная сказка
Исполнитель желаний
Золотая рыба , Золотая рыбка
Образ старухи (жены)
Вредная, жадная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, требовательная, плохая, гадкая, своевольная
Вредная, жадная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, требовательная, плохая, гадкая, своевольная
Вредная, жадная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, требовательная, плохая, гадкая, своевольная
Вредная, жадная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, требовательная, плохая, гадкая, своевольная
Образ старика
Слабовольный, исполнительный, безотказный, послушный, трусливый
Добрый, пытается противиться старухе, не хватает смелости, твёрдости характера
Пытается возражать жене. На каждое требование жены уговаривает, убеждает её отказаться
от желаемого, но не смеет жене перечить
Добрый, пытается противиться старухе, не хватает смелости, твёрдости характера
Как старуха обращается со стариком
Командует стариком, заставляет просить всё у дерева
Приказывает старику, заставляет себе подчиняться
Проявляет ласку, берёт за руку. Но заставляет выполнять свои приказы
Приказывает, даже бьёт старика:
«Старика старуха забранила»;
«Ещё пуще старуха бранится»;
«На чём свет стоит мужа ругает»;
«На него прикрикнула старуха,//
На конюшне служить его послала»; «Ещё пуще старуха вздурилась»; «Осердилася пуще старуха,
/По щеке ударила мужа»; «На него старуха не взглянула,/ Лишь с очей прогнать его велела»
Каков урок сказки?
Надо уметь довольствоваться тем, что есть, нельзя жадничать, надо думать о других
Жадность к добру не приводит
Нельзя жадничать, надо думать о других. Добиваться чего-либо нужно своим умом и трудом
Не жадничай, цени то, что имеешь, будь добр к другим, трудись, чтобы чего-либо добиться
Приложение 2
ПАМЯТКА
Как придумать сказку?
1. Название.
2. Зачин. Выбери готовый или придумай свой.
а) «В стародавние времена, в далёком-предалеком королевстве жили-были
король и королева».
б) «Давным-давно жила-была женщина. Была у неё дочка».
в) «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были две сестры-
принцессы».
г) «Жил-был на свете бедный пастух».
д) «У одного старика был сын, пошёл он как-то на охоту».
3. Герои (положительный / отрицательный).
4. Исполнитель желаний. Выбери или приду-
май своего.
а) Краб; б) птичка; в) лесной зверь; г) цветок;
д) волшебник.
5. Желания.
6. Образные выражения:
«долго ли, коротко ли» Жить припеваючи
«путём-дорогою» Теперь твоя душенька довольна?
«ступай» Белёны объелся
«кликать» Остаться у разбитого корыта
«не печалься» Быть на посылках
«молвить» Простофиля
Красоты невиданной и неслыханной, что
ни в сказке сказать, ни пером описать
Поперёк слово молвить
7. Финал.
8. Пословицы
«Сказка о рыбаке и рыбке» читательский дневник
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 106.
Обновлено 6 Августа, 2021
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 106.
Обновлено 6 Августа, 2021
Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке» для читательского дневника
ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич
Название: Сказка о рыбаке и рыбке
Число страниц: 32. А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Издательство «Проспект», 2019 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1833 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Старик – добрый, нерешительный, покорный, нетребовательный старик, опытный рыбак.
Старуха – жена старика, жадная, ненасытная, сварливая старая женщина.
Золотая рыбка – морская царица, благодарная, щедрая
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Старик рыбачил тридцать лет и три года, и однажды в его неводе оказалась волшебная Золотая рыбка. Она принялась умолять отпустить её в синее море, откупалась всем, что пожелал бы старик. И старик сжалился, отпустил рыбку, ничего не попросив взамен. Узнав об этом, старуха отправила старика назад к рыбке попросить у неё новое корыто, ведь старое совсем прохудилось.
Золотая рыбка выполнила просьбу старика, но старухе уже было мало нового корыта – она потребовала новую избу. Вернулся старик к мутному морю и вновь обратился с просьбой к Золотой рыбке. Возвращается он и видит: стоит прекрасный новый дом, однако старуха в этот раз уже захотела стать столбовой дворянкой и отправила старика назад к рыбке. Синее море было уже неспокойно, но Золотая рыбка безропотно выполнила и эту просьбу старика. Старуха стала столбовой дворянкой, жила в богатом тереме, а старика отправила служить на конюшню.
Через время старухе и этой привольной жизни показалось мало. Наказала она старику, чтобы рыбка сделала её царицей. Делать нечего, отправился старик за новой просьбой к почерневшему синему морю, и Золотая рыбка выполнила её.
Когда же старуха в жажде власти захотела стать владычицей морской, а сама бы рыбка была у неё на посылках, Золотая рыбка лишь вильнула хвостом, услышав эту просьбу. И старик вернулся к своей прежней старой избе, возле которой сидела старуха у разбитого корыта.
План пересказа
- Старик и море.
- Старик отпускает Золотую рыбку.
- Новое корыто.
- Старуха требует новую избу.
- Старуха становится столбовой дворянкой.
- Новое желание – быть царицей.
- Старуха хочет стать владычицей морской.
- Разбитое корыто.
Главная мысль
Жадность никогда и ни к чему хорошему не приводит.
Чему учит
Сказка учит быть умеренным в своих желаниях, а также учит иметь собственное мнение и не идти на поводу у других людей.
Отзыв
В сказке показано, как легко человек может оказаться во власти собственных желаний и страстей, если все его прихоти беспрекословно выполняются.
Пословицы
- Жадность последнего ума лишает.
- Съесть не могу, а оставить жаль.
- За большим погонишься – малое потеряешь.
- Жадность – всякому горю начало.
Что понравилось
Понравилось наблюдать за тем, как обычная бедная старушка превратилась с жадную, жестокую, капризную женщину. Такое превращение еще раз доказывает, как большие деньги и власть способны менять людей в худшую сторону.
Тест по сказке
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Светлана Дудина
10/10
-
Александр Константинов
10/10
-
Павел Степуков
10/10
-
Иван Петров
10/10
-
Наталья Дембицкая-Рябинушкина
10/10
-
Ирина Максимова
10/10
-
Карина Янушко
10/10
-
Сусанна Шахбазян
10/10
-
Амир Абасов
8/10
-
Елена Кабанова
10/10
Рейтинг читательского дневника
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 106.
А какую оценку поставите вы?