Золотая рыбка сказка метафоры


6

Помогите найти эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения в начале сказки А. Сергеевича Пушкина ,,Золотая рыбка»

1 ответ:



0



0

Ответ:

Объяснение:

Эпитеты:

Синего моря, ветхой землянке, травою морскою, золотая рыбка, ласковое слово ,синее море, великое чудо, дорогою ценою, государыня рыбка, новое корыто, с кирпичною белёною трубой, светлой светелкой, с дубовыми тесовыми воротами, чёрной крестьянкой, столбовой дворянкой, собольей душегрейке, золотые перстни, красные сапожки, парчовая кичка, усердные слуги, вольною царицей, осердилась пуще, заморские вина, пряником печатным, грозная стража, старый невежа, владычицей морской, чёрное море, сердитые волны, проклятою бабой, разбитое корыто.

Метафора:

«Вот идет он к синему морю,  видит, на море черная буря:  так и вздулись сердитые волны,  так и ходят, так воем и воют. » «на чем свет стоит — мужа ругает» лишь с очей прогнать его велела».» «ну теперь твоя  
душенька довольна? «.

Олицетворение:

Как взмолится золотая рыбка!  

Голосом молвит человечьим.

Читайте также

Кукушка-это прозвище старого отставного солдата,который не имеет семьи,ни кола,не двора у старика нет.Пастух в юности,после прохождения службы вернулся домой,женился,но жизнь не сложилась ,он не умеет работать,заботиться о ком-либо,не умеет жить вольной жизнью.Жена ушла,а «своего гнезда»,как у кукушки,у старика никогда не было.Он нищенствует,побираясь по сёлам,а получив работу у барина-счастлив. 

   Живя в казённой сторожке,старик рад одиночеству,он привык.Вокруг природа,ему всё близко и понятно,в природе всё гораздо проще,чем у людей.

Подробнее — на Znanija.com — znanija.com/task/17207981#readmore

Их город находился в беспорядке, там творился хаос. Они вынуждены были давать взятки, дабы избежать плохой оценки в свой адрес.

<span>Царь Салтан, князь Гвидон, царица, ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, две девицы под окном (третья-царица), царевна-лебедь, белка, дядька Черномор и его 33 богатыря, комар, шмель. </span>

Произведения древнерусской литературы являются основоположниками абсолютно всез литературных произведений в дальнейшем развитие русской литературы. В Древней Руси в основном во всех литературных произведениях главным сюжетом выступал чей-либо подвиг, геройство, бесстрашие, патриотизм. Так же описывали и войны, житие того или иного святого или царя, которым восхищался народ. Тогда в Древней Руси ценились такие чувства, как патриотизм, любовь к своей семье, чувство долга и ответственности, а самое главное, тогда человек ставил ни во что свою жизнь, как раба, настоящий русский человек был готов отдать все за свободу.

1. Древнегреческий миф о Кассиопее. Кассиопея была женой царя Эфиопии Цефея. Однажды она похвасталась тем, что по красоте превосходит нерид (морских нимф). Они разозлились и попросили Посейдона наказать Кассиопею. Посейдон послал на Эфиопию морское чудовище Цетус. Цефей обратился к оракулу, чтобы тот помог решить проблему. Оракул ответил, что в жертву чудовищу надо отдать дочь Андромеду. Девушку приковали к скале, но потом её спас Персей. На свадьбу Персея и Андромеды пришёл поклонник девушки Финеус и обвинил её в измене. Персей вытащил голову медузы Горгоны и Финеус вместе с гостями свадьбы и Кассиопеей с Цефеем окаменел. Говорят, что Кассиопею наказали за хвастовство — полгода созвездие пребывает повёрнутое вверх дном.
2. Древнегреческий миф о Гиацинте. Гиацинт был сыном музы Клио и царя Амикла. Он был очень красив. Его обучением занимался Аполлон. Аполлон даже позабыл о том, что Гиацинт — простой смертный. Однажды они соревновались в метании бронзового диска. Аполлон метнул диск со всей силы, а хвастливый мальчик решил, что тоже так сможет. Но не сумел поймать. Диск ударил его по голове. Гиацинт умер. Существует поверье, что направление диска было изменено богом западного ветра Зефиром, который ревновал Аполлона к смертному юноше и нарочно убил его. Аполлон произнёс над мёртвым Гиацинтом речь и из крови юноши выросли цветы.
3. Древнеегипетский миф о всезнающей богине Исиде. Исида очень хотела знать всё на свете. Она терпеливо путешествовала по всему миру, собирала заклинания, разгадывала загадки и пришёл момент, когда богиня ведала обо всём, кроме одного — она не знала имени Ра, Создателя мира. Исида знала, что навредить Создателю можно только в том случае, если достать частичку его тела. Однажды Ра на своей золотой лодке спустился с небес на землю, чтобы поговорить с другими богами и простыми людьми. На губах у него была капелька слюны. Исида подхватила эту каплю и подмешала её в глину, из которой слепила змею. Змея ужалила Ра в ногу. Бог начал умирать. Другие боги стали помогать ему, но безуспешно. Исида сказала, что излечиться Ра сможет только если скажет ей своё тайное имя. Богу пришлось повиноваться. Ра излечился и снова стал плыть на своей золотой лодке. А другие боги отступили в страхе и почтении перед всезнающей Исидой.

Тема:« Сказки А.С.Пушкина.Рифма в стихотворении .»

Тема:« Сказки А.С.Пушкина.Рифма в стихотворении .»

Наиболее известные сказки А.С,Пушкина: Песнь о Вещем Олеге Сказка о золотом петушке Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях Сказка о попе и о работнике его Балде Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди У лукоморья дуб зелёный

Наиболее известные сказки А.С,Пушкина:

Песнь о Вещем Олеге

Сказка о золотом петушке

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

У лукоморья дуб зелёный

 Три девицы под окном  Пряли поздно вечерком.  «Кабы я была царица, —  Говорит одна девица, —  То на весь крещеный мир  Приготовила б я пир».  «Кабы я была царица, —  Говорит ее сестрица, —  То на весь бы мир одна  Наткала я полотна».  «Кабы я была царица, —  Третья молвила сестрица, —  Я б для батюшки-царя  Родила богатыря».

Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря».

Добро- оно кроткое, терпеливое, довольствуется отведенной долей. Зло завистливо, неуемно, нетерпеливо, до всего проявляет интерес.

Добро- оно кроткое, терпеливое, довольствуется отведенной долей. Зло завистливо, неуемно, нетерпеливо, до всего проявляет интерес.

Средства выразительности в сказке: Свет о белке правду бает ;  Это чудо знаю я;  Полно, князь, душа моя ,  Не печалься; рада службу  Оказать тебе я в дружбу».  С ободренною душой  Князь пошел себе домой;  Лишь ступил на двор широкий —  Что ж? под елкою высокой ,  Видит, белочка при всех  Золотой грызет орех,  Изумрудец вынимает,  А скорлупку собирает,  Кучки равные кладет  И с присвисточкой  поет  При честном при всем народе :  Во саду ли, в огороде.  Изумился князь Гвидон.  «Ну, спасибо, — молвил он, —  Ай да лебедь — дай ей боже,  Что и мне, веселье то же ».    Олицетворение : Плещешь ты, куда захочешь,  Ты морские камни точишь,  Топишь берег ты земли,  Подымаешь корабли —  Не губи ты нашу душу:  Выплесни ты нас на сушу!»  И послушалась волна:  Тут же на берег она  Бочку вынесла легонько  И отхлынула тихонько. пушки … кораблю пристать велят, … он бежит себе в волнах На раздутых парусах

Средства выразительности в сказке:

Свет о белке правду бает ; Это чудо знаю я; Полно, князь, душа моя , Не печалься; рада службу Оказать тебе я в дружбу». С ободренною душой Князь пошел себе домой; Лишь ступил на двор широкий — Что ж? под елкою высокой , Видит, белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет И с присвисточкой поет При честном при всем народе : Во саду ли, в огороде. Изумился князь Гвидон. «Ну, спасибо, — молвил он, — Ай да лебедь — дай ей боже, Что и мне, веселье то же ».

Олицетворение :

Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли — Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!» И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько.

пушкикораблю пристать велят,

он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Словесно-художественный образ является незаменимым средством, при помощи которого поэты создают в нашем сознании сложные переживания , идеалы и мысли. На основе единого идейно-художественного представления можно осмыслить особенности поэтического произведения.  Рассмотрим всю лексико - синтаксическую систему авторской образной речи сказки.

Словесно-художественный образ является незаменимым средством, при помощи которого поэты создают в нашем сознании сложные переживания , идеалы и мысли. На основе единого идейно-художественного представления можно осмыслить особенности поэтического произведения.

Рассмотрим всю лексико — синтаксическую систему авторской образной речи сказки.

Средства выразительности русского языка Эпитеты Олицетворения Сравнения Гипербола Метафоры

Средства выразительности русского языка

Эпитеты

Олицетворения

Сравнения

Гипербола

Метафоры

Эпитеты:

  • крещеный  мир
  • тихонько  заскрыпела
  • красная  девица
  • пир  честной
  • царицей  молодой
  • честные  гости
  • кровать  слоновой кости
  • Государевой  жене
  • добра  коня
  • неведому  зверюшку
  • царева  возвращенья
  • законного  решенья
  • Допьяна  поят
  • суму  пустую
  • гонец  хмельной
  • Тайно  бросить
  • царску  волю
  • злую  долю
  • синем  небе
  • синем  море
  • горькая  вдовица
  • волна  гульлива  и  вольна
  • морские  камни
  • широком  поле
  • Дуб  зеленый
  • добрый  ужин
  • тугой  лук
  • снурок  шелковый
  • лук  дубовый
  • Тонку  тросточку
  • Стрелкой  легкой
  • дело  лихо
  • Клёв  кровавый
  • Гибель  близкую
  • могучий  избавитель
  • частыми  зубцами
  • белыми  стенами
  • святых  монастырей
  • Оглушительный  трезвон
  • Хор  церковный
  • колымагах  золотых
  • Пышный  двор
  • Княжей  шапкой
  • раздутых  парусах
  • знакомом  острову
  • Город  новый златоглавый
  • крепкою  заставой
  • Чорнобурыми  лисами
  • славного  Салтана
  • душой  печальной
  • бег  дальный
  • текучих  вод
  • Лебедь  белая
  • князь  прекрасный
  • день  ненастный
  • желанная  страна
  • грустной  думой
  • остров крутой, не  привальный , не  жилой
  • пустой  равниной
  • дубок  единый
  • Чудный  остров
  • Подмигнув  лукаво
  • орешки  не простые
  • скорлупки  золотые
  • чистый  изумруд
  • Распроклятая  мошка
  • Чудо  чудное
  • двор  широкий
  • елкою  высокой
  • честном  народе
  • хрустальный  дом
  • донскими  жеребцами
  • путь  далек
  • Усмехнувшись  исподтиха
  • Море вздуется  бурливо
  • шумном  беге
  • красавцы  удалые
  • Великаны  молодые
  • молвить  справедливо
  • Гости  умные
  • витязи  морские
  • братья  родные
  • Славный  город
  • вод  морских
  • Тяжек  воздух
  • сама-то  величава
  • Старой  бабушки
  • Пораздумай  путем
  • душою  страстной
  • царевною  прекрасной
  • вздохнув  глубоко
  • белой  груди
  • милой  матушке
  • Дочь  послушную
  • иконой  чудотворной
  • главою  покорной
  • лазоревой  дали
  • Матушка  родная
  • княгиня  молодая
  • Незнакомой  стороне
  • веселый  пир

Сравнения: ,,И царица над ребёнком, как орлица над орлёнком.

Сравнения:

,,И царица над ребёнком, как орлица над орлёнком.» ,,А сама-то величава, выступает будто пава» ,, Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих как день ненастный“.

Метафоры:

бездну вод — в глубокую воду

край долины — далеко в долину

грезы ночи — ночные мечты, видения или сны

маковки церквей — купол у церкви

по равнинам Окияна — по морю

Олицетворения из «Сказки о мертвой царевне» 1 Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? 2 Месяц, месяц, мой дружок , Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? 3 Братец мой, Отвечает месяц ясный, — Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою. Без меня царевна, видно, Пробежала 4 Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море , Всюду веешь на просторе, Не боишься никого , Кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ее 5 Постой, — Отвечает ветер буйный.

Олицетворения из «Сказки о мертвой царевне»

1 Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой?

2 Месяц, месяц, мой дружок , Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?

3 Братец мой, Отвечает месяц ясный, — Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою. Без меня царевна, видно, Пробежала 4 Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море , Всюду веешь на просторе, Не боишься никого , Кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ее 5 Постой, — Отвечает ветер буйный.

Эпитеты- образное определение, характеризующее свойство. Качество. Понятие. явление Сравнение- сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевленные предметы. Метафора- переносное значение слова, основанное на сходстве. Гипербола - художественное преувеличение.

Эпитеты- образное определение, характеризующее свойство. Качество. Понятие. явление

Сравнение- сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.

Олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевленные предметы.

Метафора- переносное значение слова, основанное на сходстве.

Гипербола — художественное преувеличение.

Для поэтических произведений Пушкина важна не просто насыщенность произведений эпитетами, метафорами и олицетворениями, но и особенное фольклорное наполнения каждого средства выразительности. Так, эпитеты становятся фольклорно-метафоричными: “… Cловно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица:…Здравствуй, красная девица,-Говорит он,- будь царица И роди богатыря мне к исходу сентября…; И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой..;…Сын продумал: добрый ужин Был бы нам , однако, нужен… и др. Фольклорный эпитет имеет особенность находиться в составе эпических формул-фразеологизмов: Батюшка-царь,голубушки-сестрицы, гости-господа, лук дубовый, клев кровавый, грусть-тоска, душой печальной, гости-господа и др., которые сложились в глубокой древности и сохранившихся благодаря совмещению , соединению функций, эпических формул, которые являются ритмомелодической единицей.

Для поэтических произведений Пушкина важна не просто насыщенность произведений эпитетами, метафорами и олицетворениями, но и особенное фольклорное наполнения каждого средства выразительности. Так, эпитеты становятся фольклорно-метафоричными:

“… Cловно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица:…Здравствуй, красная девица,-Говорит он,- будь царица И роди богатыря мне к исходу сентября…; И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой..;…Сын продумал: добрый ужин Был бы нам , однако, нужен… и др.

Фольклорный эпитет имеет особенность находиться в составе эпических формул-фразеологизмов:

Батюшка-царь,голубушки-сестрицы, гости-господа, лук дубовый, клев кровавый, грусть-тоска, душой печальной, гости-господа и др.,

которые сложились в глубокой древности и сохранившихся благодаря совмещению , соединению функций, эпических формул, которые являются ритмомелодической единицей.

Большое значение в произведениях занимают эпический формулы со значением древних предметов , которые образно показывают устройство древнего города: Кровать слоновой кости, пышный двор встречает их; Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой…  Колоративная лексика- специальное средство усиления эффекта восприятия: Красная девица, в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут, море синее кругом (постоянные эпитеты в значении цвета),...дуб зеленый, лебедь белая, алы губки, белы ручки, честные гости. Яркая образность усиливается многообразием таких живописных красок.

Большое значение в произведениях занимают эпический формулы со значением древних предметов , которые образно показывают устройство древнего города:

Кровать слоновой кости, пышный двор встречает их; Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой…

Колоративная лексика- специальное средство усиления эффекта восприятия:

Красная девица, в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут, море синее кругом (постоянные эпитеты в значении цвета),…дуб зеленый, лебедь белая, алы губки, белы ручки, честные гости.

Яркая образность усиливается многообразием таких живописных красок.

Также огромно разнообразие литературных эпитетов: C ободренною душою, во мгле печальной, душою страстной.  Поэт наполняет речь народными суждениями, а именно пословицами, поговорками и др. Изречениями: «Жена не рукавица: c белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь; красная девица, дело лихо, пир честной, правду бают или лгут; объехали весь свет, это горе – все не горе.» Таким образом , в “Cказке о царе Салтане” использованы разные типы эпитетов: метафорические( златоглавый, пышный), колоративный( синий, белый, зеленый, золотой, изумруд), литературные и фольклорные, то есть постоянные ( фигуры речи-анафоры).

Также огромно разнообразие литературных эпитетов:

C ободренною душою, во мгле печальной, душою страстной.

Поэт наполняет речь народными суждениями, а именно пословицами, поговорками и др. Изречениями:

«Жена не рукавица: c белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь; красная девица, дело лихо, пир честной, правду бают или лгут; объехали весь свет, это горе – все не горе.»

Таким образом , в “Cказке о царе Салтане” использованы разные типы эпитетов: метафорические( златоглавый, пышный), колоративный( синий, белый, зеленый, золотой, изумруд), литературные и фольклорные, то есть постоянные ( фигуры речи-анафоры).

Проведи сравнительный анализ двух сказок А.С.Пушкина в поведении героев: “ Cказка о царе Салтане” и “Cказка о рыбаке и рыбке”.  Сравнивается неуемность озлобленности героев « ткачихи, поварихи и сватьей бабой Бобарихи” и «старухи у разбитого корыта».

Проведи сравнительный анализ двух сказок А.С.Пушкина в поведении героев:

Cказка о царе Салтане” и “Cказка о рыбаке и рыбке”.

Сравнивается неуемность озлобленности героев « ткачихи, поварихи и сватьей бабой Бобарихи” и «старухи у разбитого корыта».

Оценим наши знания За каждый правильный ответ 2 балла Вопрос -ответ 1. Сказка – это фольклорное произведение? 2. Какие признаки фольклора тебе известны?  3. Устаревшие, старорусские слова, малоупотребительные встречаются чаще всего в каких жанрах?  4. Слова “ушат, корыто, лукошко, гусельцы”- можно определить как малоупотребимые, редкие? р 6. Объясни значение слов: бить-колотить, натренькивать, кот-колоброд.

Оценим наши знания

За каждый правильный ответ 2 балла

Вопрос -ответ

1. Сказка – это фольклорное произведение?

2. Какие признаки фольклора тебе известны?

3. Устаревшие, старорусские слова, малоупотребительные встречаются чаще всего в каких жанрах?

4. Слова “ушат, корыто, лукошко, гусельцы”- можно определить как малоупотребимые, редкие?

р

6. Объясни значение слов: бить-колотить, натренькивать, кот-колоброд.

А ТЕПЕРЬ РАЗМИНКА !!!

А ТЕПЕРЬ РАЗМИНКА !!!

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

Мастер класс для педагогов:

Работа над образностью речи детей на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

подготовила: Абдулгазина Екатерина Александровна

воспитатель

Еманжелинск

2014 год

Мастер-класс для воспитателей.

Цель: создать условия по развитию образности речи коллег средствами художественной литературы и фольклора.

Задачи:
  ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ – формировать целостное восприятие художественного текста в единстве с содержанием и художественной формой;
— закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров.
РЕЧЕВАЯ – воспитывать чуткость к образному строю языка сказки, учить замечать и выделять изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафору); 
— упражнять в подборе сравнений, синонимов, антонимов.
НРАВСТВЕННАЯ —  учить понимать значение пословиц о корысти, жадности, глупости, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Материал: книга «Сказка о рыбаке и рыбке»  А.С. Пушкина; карточки с пословицами, фразеологизмами, вопросами, заданиями по содержанию сказки.

ХОД:   В качестве примера, который может быть использован нами для работы над образностью речи детей старшего  дошкольного возраста, я выбрала сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Когда мы знакомим детей с художественными произведениями, мы решаем 4 основных задачи: познавательную, речевую, нравственную и творческую. Наше занятие будет состоять из шести блоков, каждый из которых в отдельности решает обозначенные нами задачи.
Первое, что мы делаем, при знакомстве детей со сказкой – это

Организация восприятия литературного текста

Перед чтением художественного произведения детям дается установка: «Сейчас вы будете слушать сказку, постарайтесь заметить и запомнить сказочные красивые слова (эпитеты, метафоры).
Представим, что сказку я прочитала накануне занятия, поэтому  моя задача сейчас помочь детям вспомнить содержание художественного произведения (в данном случае сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке») Эту работу можно провести следующими приемами:
 — показ иллюстраций по содержанию х/произведения (предложить детям, рассматривая иллюстрации, рассказать о том, что изображено, словами из сказки).
— провести д/ игру «Из какой сказки эти строчки»- зачитать более выразительные строчки, эпизоды, отрывки из текста.
— предложить детям вспомнить героев и их поступки.

Работа над развитием речи

находим и называем персонажей сказки, их авторское описание;

определяем главного героя;

разбираем положительные и отрицательные качества героев;

Цель: учить детей осмысливать характеры персонажей, мотивированно оценивать поступки героев, формировать чуткость к образному строю сказки.

Задаем детям вопросы по содержанию сказки:

Как А.С. Пушкин назвал сказку, которую я вам прочла?

Можно ли по названию сказки догадаться о ком будет идти речь?

Какое чувство вызвало у вас это произведение? Грусть? Радость?

Что вызвало у вас грусть? Что вызвало вашу радость?

Кто главный герой на ваш взгляд в этой сказке? (рыбка) Почему? ( на месте старика и старухи мог бы быть другой герой?)

Как автор изображает главного героя? Какими словами он о ней говорит? (золотая рыбка, государыня рыбка)

Сколько лет рыбачил старик в сказке?

Каким изобразил автор старика?

Какими словами говорил он о нем? (старче, дурачина, простофиля, старик, прямой простофиля, мужик, старичок, старый невежа)

Какой мы видим старуху в сказке?

Вспомни слова, которыми автор полно и метко передает характер старухи? (еще пуще старуха бранится…, старика старуха забранила…, на чем свет стоит мужа ругает…)

Подбор определений
Какими словами можно охарактеризовать  рыбку? (добрая, честная, бескорыстная, воспитанная, справедливая, порядочная, вежливая, примерная, терпеливая, сдержанная).
Старика? (несчастный, добрый, безотказный, трудолюбивый, бесхарактерный, доверчивый, ведомый, бедный, замученный).
Старуху? (сварливая, жестокая, безжалостная, злая, жадная, грубая, надменная, неблагодарная, глупая, ненасытная, беспощадная).

Разбираем поступки героев:
— Как вы думаете, кого из своих героев автор больше любит? (рыбку) Почему? Потому что автор показал рыбку воспитанной, вежливой, честной, справедливой…
   — На каком примере это видно? ( Какими бы нелепыми не были просьбы старика, она, за исключением последней, все их выполняла, всегда обращалась к нему с уважением, вежливо).
— Сколько просьб старика выполнила рыбка? ( 4)
— Кто помнит, как спрашивала рыбка старика и отвечала ему? Какие желания старухи выполнила рыбка? («Чего тебе надобно, старче?» «Не печалься, ступай себе с Богом», «Будет вам новое корыто», Так и быть: изба уж вам будет», столбовою дворянкой, царицей.)
— Расскажите, как получилось, что рыбка стала служить старику.

Объяснение детям смысла трудных слов из текста сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель: учить детей замечать и выделять старославянские слова, изобразительные средства, понимать их значение.
Пример: Объяснение смысла слова «старче»
Как вы думаете, почему рыбка, обращаясь к старику, всегда называла его «старче», а не старик, старый, старикан, старичок? Как вы понимаете смысл этого слова? (человек старый, усталый, уставший от тяжелой жизни, изнеможденный тяжелым трудом и заботами)
ВЕТХАЯ – разрушающаяся от старости, дряхлая.
ЗЕМЛЯНКА – крытое углубление в земле, вырытое для жилья.
СТАРЧЕ – старый, усталый человек.
ОТКУП – исключительное право на пользование чем-нибудь, на получение каких-нибудь доходов или на продажу  товаров.
ВЕЛИКОЕ ЧУДО —  нечто небывалое,  необыкновенное, поразительное, необычное, сказочное, удивительное.
ВЫКУП – плата, деньги, которыми выкупают что-либо.
КЛИКАТЬ —  звать.
НАДОБНО – надо, нужно.
ПУЩЕ – больше, сильнее.
БРАНИТЬСЯ – ссориться, ругаться, выражать свое недовольство.
СВАРЛИВАЯ БАБА – ворчливая, склонная к ссорам.
СВЕТЕЛКА – небольшая  комната, обычно в верхней части жилья.
СТОЛБОВАЯ ДВОРЯНКА —  дворянка из старинного рода.
ВЫСОКИЙ ТЕРЕМ – В древней Руси высокий, богатый дом  с покатой крышей, с надворными постройками.
ДУШЕГРЕЙКА – теплая кофта без рукавов, род жилета обычно на вате или меху.
КИЧКА – старинный русский праздничный головной убор замужних женщин.
ЧУПРУН – спускающаяся на лоб прядь волос.
ВЗМОЛИЛСЯ – горячо просил, умолял.
БЕЛЕНЫ ОБЪЕЛАСЬ —  совсем одурела.
ГОВОРЯТ ТЕБЕ ЧЕСТЬЮ – просить вежливо, не угрожая, не принуждая.
ПОНЕВОЛЕ – вопреки желанию, независимо от него.
ГРОЗНАЯ СТРАЖА – суровая вооруженная охрана.
ДУШЕНЬКА – милый, приятный человек.
ДОВОЛЬНА – удовлетворенное состояние.
С ОЧЕЙ ПРОГНАТЬ – прочь,  дальше от какого-то места.
ОЧИ – глаза.
ВЕЛЕЛА – приказала, потребовала, твердо изъявила свою волю.
НЕ САДИСЯ НЕ В СВОИ САНИ – не берись за дело, с которым не сможешь справиться, говорится как предостережение или с упреком, когда очевидно, что человек не справится с тем делом,  за которое берется.
ПОДЕЛОМ – справедливо, так и следует.
НЕВЕЖА – малообразованный человек.
ВЛАДЫЧИЦА – человек, владеющий чем-либо.
СЛУЖИТЬ – делать что- нибудь, для кого-нибудь, выполнять чью-нибудь волю.
НА ПОСЫЛКАХ – на побегушках, выполнять мелкие поручения кого-либо.
ПЕРЕЧИТЬ – поступать  и говорить наперекор, наоборот.
НЕ ДЕРЗНУЛ – непочтительно, оскорбительно, грубо разговаривать.
ПРОКЛЯТАЯ БАБА – преданная проклятию, ругани, брани, осуждению женщина.

Интонационные упражнения, игры.

Цель: формировать выразительность, точность речи.
Давайте попробуем обратиться к старику от имени рыбки так, чтобы по нашему голосу было ясно, что это действительно старый, уставший от жизненных проблем, от сварливой старухи, человек. (Дети интонируют точно и выразительно, передавая точно голосом состояние героев).
Кто запомнил, как менялось море при каждой просьбе старика? Слова у поэта подобраны так, что мы чувствуем приближение беды. Попробуйте голосом передать это состояние моря.

Море слегка разыгралось.

Помутилось синее море.

Неспокойно синее море.

Почернело синее море.

На море черная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют.

Как вы думаете, для чего поэт разными словами говорит об одном и том же?  (А.С. Пушкин описанием состояния моря, показал, как менялось настроение у рыбки при каждой просьбе старика)

Игра «Я начну, а вы закончите»
Цельучить детей находить  сходство  в характерах героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с характеристиками героев из других сказок.

Старик доверчив как

(волк из сказки «Лисичка-сестричка  и серый волк»;

петушок из сказки «Кот, петух и лиса»; 
Жихарка из сказки «Жихарка»; 
медведь из сказки  «Маша и медведь»)
Старуха жадная как… 
(мачеха из сказок «Морозко» и «12 месяцев», «Хаврошечка», «Золушка»
Лиса из сказки «Заюшкина избушка»; «Лисичка со скалочкой»)
Рыбка выполняла волшебные просьбы как
Щука из сказки «По щучьему веленью»
Волк из сказки «Иван-Царевич и серый волк»
Коровушка из сказки «Хаврошечка»
Василиса-Прекрасная из сказки «Царевна-лягушка»

Словарная игра «От каждого по словечку»
(эпитеты, метафоры, сказочные слова)
Цель: учить детей замечать и называть выразительные средства автора, понимать целесообразность их использования.
Детям дается задание выбрать и назвать красивые сказочные слова из текста сказки.

Подбор синонимов к заданному определению.
Цельупражнять детей в подборе синонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению.
ГЛУПЫЙ —  бездарный, безумный, невежда, «недалекий», дремучий, неразумный, нецелесообразный.
ЖАДНАЯ – корыстная, скупая, расчетливая, скряга.
СПРАВЕДЛИВАЯ – воспитанная, порядочная, честная, достойная, примерная, умная.

Подбор антонимов к заданному слову.
Цель: упражнять детей в подборе антонимов, помочь запомнить старославянские слова, понять смысл трудных слов.
СТАРЧЕ – МОЛОДЕЦ
ВЕТХАЯ – НОВАЯ
КЛИКАТЬ – МОЛЧАТЬ
ЧУДО – ОБЫДЕННОСТЬ
ЗАБРАНИЛА – ЗАХВАЛИЛА
ДУРАЧИНА – УМНИЦА
ПРОСТОФИЛЯ – СКРЯГА
ПУЩЕ – МЕНЬШЕ, СЛАБЕЕ
БРАНИТЬСЯ – МИРИТЬСЯ, ВЫРАЖАТЬ СВОЕ НЕДОВОЛЬСТВО
СВАРЛИВАЯ – НЕЖНАЯ, ЛАСКОВАЯ
СВЕТЕЛКА – ПОДВАЛ, ПОДЗЕМЕЛЬЕ, ПОГРЕБ
ПОМУТИЛОСЬ МОРЕ – ПРОСВЕТЛЕЛО МОРЕ
КИЧКА – ПЛАТОК
ЧУПРУН – ЛЫСИНА
БЕЛЕНЫ ОБЪЕЛАСЬ – ПОУМНЕЛА
НЕВЕЖА- УЧЕНЫЙ, ГЕНИЙ
ПОДЕЛОМ – НЕСПРАВЕДЛИВО, НЕЗАСЛУЖЕННО
ЗЕМЛЯНКА – ДОМ, ДВОРЕЦ

Подбор однокоренных слов к заданным словам
Старик, море, рыбка

Игра «Скажи по-другому»
Цель: учить детей понимать переносное значение образных выражений.
Жемчуга огрузили шею – повисли тяжелым, неподвижным грузом.
Еще пуще старуха вздурилась – еще больше, сильнее старуха рассердилась
Что ты, баба, белены объелась – что ты, баба, совсем с ума сошла?
На чем свет стоит мужа ругает – ругает шумно, громко, чтобы все слышали.
Не садись не в свои сани – не берись за дело, с которым не сможешь справиться.
Ни ступить, ни молвить не умеешь – малообразованный человек.

ИГРА «Подбери пословицу, фразеологизм к герою сказки».
Пословицы: 
Рыбка:
Держать слово;
Дать сдачи;
Давши слово – держись;
Доброго держись, а от худого удались.
Доброму все добро.
Долг платежом красен.
Соврешь – не помрешь, да впредь не поверят.
Старик
Будь своему слову хозяин.
Что посеешь, то и пожнешь.
Заячья душа.
Век живи, век учись.
Волков бояться – в лес не ходить.
Петя Васин на все согласен.
Злом отвечать на добро плохо.
Не в свои сани не садись.
Старуха:
Каков привет, таков и ответ.
Лягушке волком не быть, сколько воды не пить.
Не зарься на чужое, свое береги.
Сделав худо, не жди добра.
За худым пойдешь – худое найдешь.
Что посеешь – то и пожнешь.
За большим погонишься, малого не увидишь.
Как аукнется, так и откликнется.
Сам себя губит, кто других не любит.
Учись на добро отвечать добром.
Сколько волка не корми, а он все в лес смотрит.

Дети выбирают пословицы, объясняют их смысл, и поясняют, почему они так думают. В конце занятия, необходимо сделать нравственный вывод сказки, т.е. чему нас эта сказка учит: «не делай никому зла», учись быть благодарным, тогда и тебя отблагодарят за доброту.

«Нравственный урок»

Цель: — помочь детям понять, в чем нравственный урок сказки, главный ее смысл; в чем переносный смысл малого фольклора (пословицы, поговорки, фразеологизмы);
 учить детей сравнивать, сопоставлять, формировать привычку доказывать, что это, так или иначе
 воспитывать добрые чувства у ребенка.
Каждая сказка А.С. Пушкина – это наука о жизни. Основной нравственный урок «Сказки о рыбаке и рыбке»- это:
— «не задавайся, не проси лишнего, а то останешься у разбитого корыта»
ВОПРОСЫ:

Расскажите, как получилось, что рыбка стала служить старику?

Кого вам больше всего жалко в сказке?

Как бы вы помогли старику и рыбке?

Как вы думаете, эта история о рыбаке и рыбке могла бы случиться на самом деле, или это выдумка автора? Почему вы так думаете?

Чему нас хотел научить А.С. Пушкин в своей сказке?

Каких людей высмеивает А.С. Пушкин в своей сказке?

Какую плату понесла старуха?

Как вы думаете, почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз? Что автор хотел сказать этим молчанием рыбки?

Что могла бы рыбка сказать старику?

Какие слова народ сказал старику? ( Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани.)

Что автор хотел сказать герою словами народа?

Подходят ли к персонажам  сказки эти пословицы: «Будь своему слову хозяин» ( о рыбке); «Бояться не надо – надо умом раскинуть» (к старику); «Влез кот на сало, и кричит: «Мало!» ( к старухе).

Выражают ли главную мысль сказки эти пословицы: «Много хватать- свое потерять»; «Много хочешь – последнее потеряешь»; «Многого желать – добра не видать».

Творческое задание

Творческие задания даются детям на материале хорошо им известных сказок, например:

Придумать новое название сказки

Придумать разные новые варианты эпизодов, отрывков сказки

Придумать новое начало (окончание) сказки

Сказка продолжается: старуха пришла к синему морю, а золотая рыбка ей сказала…

Какие три телеграммы вы бы послали старику, старухе, рыбке?

Нарисовать сказочные дома, встречающиеся в сказке (землянка, изба, терем, светелка)

Нарисуй настроение – дети с помощью цветовой гаммы «рисуют настроение», полученное при слушании отдельных отрывков сказки

Придумайте похожую историю про жадных людей

В сказку попала волшебная палочка. Кому она помогла, и что она изменила?

С помощью пантомимы, мимики, жестов изобразите диалоги старика и старухи, финальную сцену сказки.

Придумайте шуточные вопросы любому из героев сказки.

 Нарисуйте сказку, эпизод сказки при помощи схем.

 Поставим частицу «не»  перед каждым героем. Кто мог оказаться на его месте.

Придумайте смешную дразнилку для старухи (жадина- говядина соленый огурец)

Придумайте новую просьбу рыбке, которую она исполнит в большим желанием или сожалением.

Минибеседа об особенностях жанра сюжета сказки

Цель уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки.

Дети старшего возраста должны знать, что х/произведение имеет родовую принадлежность и жанровые особенности.
Вопросы:
— Что за х/ произведение я вам прочла, стихотворение, сказку или рассказ?
— Почему вы так думаете?
— Чем отличается рассказ, стихотворение от сказки?
— Эта сказка народная или авторская? Почему?
— Чем отличаются сказки А.С. Пушкина от других сказок? (Пушкин писал свои сказки в стихах).
   Из чего состоит сказка?  (элементы сказки)

— зачин

— присказка (нет в этой сказке)

— повторы (Дети могут передать интонацией характер героев (не дает старику мне покоя; смилуйся, государыня рыбка; не печалься, ступай себе с Богом; Дурачина ты простофиля; чего тебе надобно, старче; Еще пуще старуха вздурилась) Одинаковы ли повторы по своему напряжению? – нет, они с каждым разом все больше усиливаются.

— победа добра над злом

— волшебные предметы помощники (нет)

— волшебные превращения (Д/и «Кто в кого превращается»)

— волшебные герои (рыбка)

— сказочные красивые слова (зачитать сказочные слова, эпитеты, метафору)

— сказочные дразнилки (Дурачина, ты простофиля)

— концовка – можно предложить детям рассказать, чем закончилась сказка, выделив интонацией голоса настроение этой части

— Сейчас мы с вами вспомним, из чего состоит сказка (сюжет сказки)
— А какой части нет в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» ((присказки волшебных предметов помощников)

Композиция (структура) сказки
Цель закрепить знания детей о композиции сказки (можно использовать модели)
Вопросы:
 — Из скольких частей состоит любая сказка? (из трех)
— назовите эти части ( начало или завязка – развитие событий; середина или кульминация – момент наивысшего напряжения; концовка – окончание сказки.
Модели
Посмотрите на эти модели, как вы думаете, что они обозначают?  (начало, середину и конец сказки)
— О чем говорится в начале сказки?
— Расскажите самые интересные на ваш взгляд эпизоды, отрывки из середины сказки.

Заключительное слово: Уважаемые родители, я постаралась рассказать Вам о всех возможных методах и приемах работы с детьми по развитию образности речи на примере сказок. Спасибо за участие в нашем мастер-классе, надеюсь, что наша совместная работа принесёт плодотворный результат.

Список использованной литературы:

А.С. Пушкин «Сказки». М. «Росмэн», 1996.-134 с.

О.С Ушакова, Н.В. Гавриш  Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 224 с.

Л.Б. Фесюкова Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста, М. ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464 с.

Л.Б. Фесюкова, И.В. Мирошниченко, И.С. Панасюк, Н.В. Яковлева Воспитываем и обучаем. Комплексные занятия и игры для детей 4- 7 лет. – X: ЧП «Ан ГРО Плюс», 2008. – 208 с.

Л.Б. Фесюкова, О.О. Григорьева Времена года. Комплексные занятия.- X.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2008. – 208 с.

Е.В. Лаврентьева Веселый фразеологический словарь. РООССА. 2010.  – 143 с.

logo

  • олицетворение и метафора в сказке золотая рыбка

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      jonathanlynch794

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    3 минуты назад

    Помогите пожалуйста соочно с алгеброй!!!!

  • algebra
    Алгебра

    3 минуты назад

    Решите неравенство. В ответ запишите наименьшее целое число, при котором неравенство выполняется

  • himiya
    Химия

    3 минуты назад

    Задачи по химии 8 класс

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    8 минут назад

    Почему в предложении ‘и всё может обрушиться’ -ться, вместо -тся?

  • fizika
    Физика

    13 минут назад

    Задача по физике, помогите срочно! Пожалуйста(((

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    18 минут назад

    Помогите пожалуйста !!!!

    Вычислите площадь плоской области D , ограниченной заданными линиями. 3x^2-2y=0; 2x-2y+1=0

  • algebra
    Алгебра

    2 часа назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Краткое описание документа:

                  МЕТОДИКА  РАБОТЫ  НАД  ЯЗЫКОМ 

       «СКАЗКИ  О  РЫБАКЕ  И  РЫБКЕ»  А. С.  ПУШКИНА

Работа над языком художественного произведения – одно из важных звеньев раскрытия его идейно-художественного смысла. Она способствует развитию речи детей, обогащению словарного запаса, вдумчивому прочтению произведения, приобщению к художественному творчеству. Работа над языком – очень ответственный этап урока. Все учителя хорошо знают и понимают её необходимость, планируют её проведение на каждом уроке и часто допускают при этом методические ошибки. Суть их в том, что в большинстве случаев эта работа сводится к толкованию значений непонятных слов, а изобразительно-выразительные средства языка, богатство фразеологии, стилистические оттенки, нюансы контекстуальных знаний остаются вне поля зрения учащихся, т. е. слово не рассматривается на уроке как средство создания художественного образа, в то время как именно эта задача должна быть сердцевиной работы над языком на уроках чтения.

Вот  перед нами отрывок из пушкинской сказки, где, на первый взгляд, нет слов, требующих особого пояснения:

 Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Однако, если не обратить внимание школьников на некоторые сочетания слов, то многое в психологии старика и в самой ситуации останется для них неясным.

Старик охотно, по первой просьбе, отпускает рыбку, отказывается от выкупа и даёт ей доброе напутствие. Вероятно, ситуация сложилась бы по-другому, будь на его месте жадный и злой человек. Характер старика постигается через выражение ласковое слово. Эпитет ласковое говорит о доброте, бескорыстии, чуткости персонажа, который с пониманием отнёсся к беззащитности рыбки и не воспользовался её положением.

В напутствии старик использовал фразеологизм бог с тобою. В наши дни он звучит чаще всего в ироническом контексте. И мало дать понять ребёнку, что перед ним устойчивое выражение, которым часто пользуются русские люди, надо открыть ему оттенки удивления, согласия, примирения, уступки и пожелания удачи, реализующиеся в пушкинском контексте.

                                                        -2-

Слово откуп  означает вознаграждение, подарок за полученную свободу. И значение его дети сразу понимают из контекста. Но Пушкин не случайно взял именно  это слово, а не слово подарок, хотя и оно свободно укладывается в стихотворную строку. Слово откуп придаёт повествованию колорит старины, вызывает ассоциации с пленением во время войн, когда свободу можно было получить за большой выкуп, а не за скромный мирный подарок.

Любопытно выражение  ступай себе, означающее не просто уходи, иди, отправляйся, а имеющее значение дарования воли, свободы, подчёркивающее широкий, бескорыстный жест старика.

Таким образом, целый ряд слов в этом отрывке, не претендующих на особую красочность и в сущности ясных по своему лексическому значению, играет важную роль в раскрытии психологии персонажа. Думаем, этот пример наглядно показывает, как языковые средства способствуют созданию художественного образа. Поэтому, чтобы понять характеры персонажей, смысл событий, в котором они участвуют, дети должны вчитаться в речевые характеристики героев, понять авторскую оценку происходящего, увидеть и почувствовать фон действия, т.е. проникнуть в языковую ткань произведения.

Не следует забывать, что второкласснику придётся читать одно из сложнейших произведений А.С. Пушкина – социально-философскую сатирическую сказку, мораль которой отнюдь не сводится к порицанию жадности. Проблематика сказки гораздо шире и глубже: в ней не только обличаются жадность, неблагодарность, своекорыстие, жестокость как нравственные пороки, но и ставятся проблемы власти, рабства, ответственности за социальное зло.

Социально-философский план сказки детям пока недоступен, но в процессе перечитывания произведения, формируя навык правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения учащимся можно раскрыть особенности пушкинского языка, что в дальнейшем послужит хорошим фундаментом для более глубокого прочтения произведения.

 В настоящих рекомендациях будут рассмотрены пути работы над лексикой, рисующей психологический и портретный облик персонажей, передающей колорит времени, указывающей на фольклорные истоки сказки, выявлены возможные пути работы над речевыми  характеристиками героев и над интонационным рисунком произведения.

                       1. Работа над интонацией сказки.

Уже первое чтение произведения на уроке даёт учащимся представление о музыке пушкинского стиха, звучащего неторопливо, назидательно, протяжно, в стиле русского народного сказа.

                                                     -3-

Однако погружение в мелодику пушкинского слова возможно при условии достаточно хорошего и хотя бы отчасти подготовленного чтения. При этом учителю совсем не обязательно читать всю сказку первый раз самому. Чтение может быть комбинированным, с привлечением хорошо читающих и даже слабочитающих детей, но подготовивших для образцового чтения отдельные, указанные учителем эпизоды сказки.

Настрой на плавность, неторопливость, назидательность должен сохраняться как установка во всех актах последующего  перечитывания произведения детьми. Но эта установка, конечно, не исчерпывает всех возможных путей работы над интонацией.

Обучая детей выразительному чтению, учителю следует раскрыть облик сказителя, сопереживающего всему происходящему, дающего оценку событиям, показывающего характеры персонажей.

Старуха вызывает у рассказчика явное неприятие своей грубостью, жестокостью, жадностью. Она  на чём свет стоит мужа ругает, бьёт и таскает за чупрун усердных слуг. Она не вызывает симпатии и восхищения даже будучи в богатом наряде. Тема старухи – Тема зла, активно осуждаемого. Этот оттенок осуждения должен звучать и при перечитывании эпизодов, в центре которых – старуха. Рассказчик сочувствует старику, его безропотности, покорности. Пусть нотка жалости звучит в эпизодах и строчках, где изображен старик.

В основе сюжета сказки цепочка ярких, неожиданных, быстро сменяющих друг друга событий: поимка рыбки, рассказ о ней, всплеск возмущения и жадности старухи, повторяющиеся просьбы о богатстве и власти для старухи, неожиданные   и удивительные изменения, происходящие с ней. И, наконец, закономерный крах.

Движение событий, их смену и связь тоже надо передать в чтении. Каждое событийное звено не закончено, а разомкнуто в сказочном пространстве и во времени, оно – ступенька к новому эпизоду, подготовка и ожидание его. Это тоже может стать установкой к обучающему тренировочному чтению произведения.

Своя интонация у каждого персонажа  сказки. Для старика характерны мольба, жалоба, просьба, робкое урезонивание:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Ещё пуще старуха бранится,

Не даёт старику мне покою:

Избу просит сварливая баба».

Жалоба и просьба сливаются у старика в единый мотив: просит не он, он только жалуется на старуху и поясняет рыбке, чего хочет старуха.

Старик пытается  смягчить старуху, польстить ей:

«Здравствуй, барыня, сударыня, дворянка!

                                               -4-

Чай, теперь твоя душенька довольна».

         Он решается даже на урезонивание старухи, пытается образумить её:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь.

Насмешишь ты целое царство».

         Старухе свойственны грубый окрик, сварливость. Она бранится, будучи крестьянкой:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось».

         Надменность и сварливость как основа интонации сопутствуют старухе на всех ступенях её возвышения. Но с переходом в дворянское состояние в её интонации появляется надменность и привычка повелевать, не терпящая возражений. Чем надменнее старуха, тем подавленнее старик. Эту динамику в интонационном рисунке также надо передать при чтении.

         И, наконец, интонации рыбки. Здесь налицо мягкость, уступчивость, мудрость.

         Итак, богатство интонационного рисунка сказки раскрывается детям в процессе  всего хода работы над ней: в первичном чтении, в чтении ряда эпизодов, в работе над персонажами, в обучении выразительному чтению отдельных картин, в инсценировании.

2.Работа над языком в связи с элементами характеристики    персонажей.

         Знакомство с персонажами, обучение умению характеризовать их также предполагает работу с языковыми средствами. При этом в центре внимания должны быть речевые и портретные характеристики, лексика, передающая внутреннее состояние героев и выражающая авторскую оценку.

         Каждое слово в «Сказке о рыбаке и рыбке» значимо и весомо. Прав был С. Маршак, когда говорил, что в пушкинских сказках художественные средства, которыми пользуется поэт, ещё лаконичнее и строже, чем в «Онегине, «Полтаве» и в лирических стихах.

         В самом деле, персонажи обрисованы немногословно, но ярко и красочно. Вот перед нами словесный портрет старухи, выполненный в традициях крестьянской величальной песни:

«На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

                                              -5-

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки».

         Душегрейка, кичка, жемчуги, перстни, сапожки – выхвачены самые яркие детали наряда, поражающие старика своим великолепием. В этом портрете, на первый взгляд, главное – одежда. Однако подробности с которыми она выписана, позволяют предположить, как долго старик разглядывал, не узнавая, свою старуху, как важно и надменно стояла она, красуясь, на высоком крыльце. За одеждой угадывается поза, жест, характер, новые взаимоотношения персонажей и авторская оценка. Чего стоит один глагол огрузили? Украшения не делают старуху привлекательнее, они акцентируют внимание на её стремлении к богатству. Читатель не любуется нарядом, так как сама старуха симпатии не вызывает.

         Учитель предлагает детям перечитать отрывок, уточнить, как выглядит старуха, поясняет выражения: соболья душегрейка – женская тёплая кофта без рукавов; парчовая кичка — старинный головной убор из нарядной дорогой блестящей ткани – парчи; жемчуги огрузили шею (жемчужное ожерелье) – непременное украшение старинного нарядного костюма; у старухи оно тяжелое, в несколько рядов, висит тяжёлым грузом, подумать над тем какова эмоциональная тональность отрывка, каково авторское отношение к персонажу, а затем в тренировочном чтении нарисовать голосом богатый, поражающий взгляд старика наряд старухи и передать своё отрицательное отношение к ней.

         Иная лексика при работе над портретом старухи-царицы:

«За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным;

Вкруг её стоит грозная стража,

На плечах топорики держат».

         Здесь в центре внимания уже не слова, обозначающие предметы одежды, а глаголы, заостряющие внимание на действиях персонажа. Старуха сидит за столом, ей служат, наливают вина, она заедает их пряником. Стража стоит и держит топорики. Перед нами уже не просто хвалящееся роскошью наряда богатство, но власть над людьми всех сословий.

         Внимание детей надо привлечь и к мастерству психологических обрисовок. Поэт умеет в нескольких словах передать душевное состояние старика. Он удивился, испугался, услышав, что рыбка заговорила. Испугался и взмолился, увидев столбовую дворянку.

         Состояние рыбки-пленницы, попавшей в невод, передаётся фразой

                                                       -6-

как взмолится золотая рыбка, в которой слились воедино и страх, и отчаяние, и мольба, и внезапность, непредвиденность случившегося.

         Отчуждение старухи от старика, усиление в ней надменности и жестокости также передаются очень лаконично. Будучи крестьянкой, она громко бранится, на чём свет стоит мужа ругает. Став дворянкой, она становится более сдержанной, но и более жестокой: прикрикивает, указывая старику его место на конюшне; осердясь, по щеке ударила мужа. Став царицей, старуха и не взглянула на вернувшегося с моря старика,  лишь с очей прогнать его велела.

         Как видим,  во всех этих обрисовках активно работает глагол и на него-то и надо направлять внимание детей, организуя работу по анализу образа, предлагая им найти слова, рисующие поведение, поступки, речь персонажей.

         В работу по анализу образа целесообразно включать элементы поисковых заданий, выразительное чтение с постановкой    исполнитель-

ской задачи, элементы словесного рисования, угадывание позы, жеста персонажа.

         Особая роль отводится работе над словом в речевых характери- стиках персонажей. При  их перечитывании детям надо предложить соотнести речевое высказывание с соответствующей чертой характера персонажа. Так доброта и совестливость старика выражена в таком высказывании:

«По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценю откупалась:

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с неё выкуп;

Так пустил её в синее море».

         Старик может быть насмешливым:

                   «Что ты, баба, белены объелась?..»

         В речи старика богато представлены устойчивые обороты, обращения народного языка: бог с тобою, барыня, сударыня, дворянка; чай теперь твоя душенька довольна. Он в совершенстве владеет формами старинного речевого этикета: знает, как просить, как напутствовать, как приветствовать.

         Речь старухи выдаёт её корыстолюбие, неблагодарность, низость, сварливость. Она бранится (Дурачина ты, простофиля!), страстно стремится к богатству (В корыте много ль корысти?), требует (Выпроси уж избу) и, наконец, совсем вздурилась:

«Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

                                           -7-

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках».

                         3. Работа над фразеологизмами.

         Фразеология народной речи придаёт языку сказки живописность, меткость, образность. Встречи с фразеологизмами достаточно частые: нет уж и следа, на чём свет стоит, белены объелась, бог с тобой, так и быть, на посылках. В сказке Пушкина рождается фразеологизм    Остаться у разбитого корыта.

         Фразеологизмы комментируются по ходу чтения и перечитывания текста с тем, чтобы раскрыть их образный смысл. При этом комментарий предполагает замену фразеологизма синонимичным словом:

          А землянки нет уж и следа – землянка пропала, исчезла.

         На чём свет стоит мужа ругает – ругает сильно.

         Белены объелась – обезумела.

         Можно предложить учащимся составить предложения с данными фразеологизмами и сравнить их с пушкинским текстом, подчёркивая его образность. Важно, чтобы второклассники практически поняли, что фразеологизм не только выражает смысл, но содержит в себе богатство эмоциональных оттенков.

                 4. Раскрытие особенностей пушкинского эпитета.

         В «Сказке о рыбаке и рыбке» явственно ощущаются фольклорные истоки. Они в авторской оценке ситуации, в нравственном уроке, который даёт сказка читателю, в сказовой манере повествования. Но русский национальный колорит ярче всего проявился, пожалуй, в словесной ткани сказки, которая «пестрит, как цветистый народный лубок»*. Цветистость и пестроту придаёт языку широкое использование традиционных для народной поэтики эпитетов: синее (море), золотая      (рыбка), чёрная (буря), морская (владычица), великое (чудо), ласковое (слово), вольная (царица), грозная (стража), дубовые, тесовые (ворота).

         Сохраняя  свойственную фольклору традиционность, пушкинский эпитет приобретает в контексте сказки новые оттенки значений. Например, эпитет золотой. Золотые перстни на руках старухи блестят тяжёлым блеском червонного золота, давят, подавляют силой богатства и власти.

         Иное, переносное значение имеет этот эпитет в сочетании  золотая рыбка. Чудесная, переливающаяся, искрящаяся в бликах   и     переливах   воды, воздуха. Здесь и в помине  нет подавляющей   тяжелой

        *Желанский  А. Сказки Пушкина в народном стиле. – М.,1936. – С. 58.

                                                -8-

силы золотого цвета.

         Для народной  поэзии характерен постоянный повторяющийся эпитет. Пушкинский эпитет легко укладывается в сознание, кажется постоянным, однако поэт отнюдь не злоупотребляет приёмом повторения. Вот, например, сочетание разбитое корыто. Оно впервые появляется в финале сказки, но читатель подготовлен к нему предшествующими сочетаниями: корыто… раскололось, новое крыто, в корыте много ли корысти…

         Через всю сказку проходит неизменное сочетание синее море. Однако и здесь в традицию врывается динамика авторского видения мира. Синее море, разыгрывается, на нём поднимается чёрная буря, оно темнеет. Эпитет сращивается с определяемым словом и уже не содержит в себе точного указания на цвет.

         Раскрытие особенностей употребления пушкинского эпитета возможно через приёмы просмотрового чтения, при котором учащимся надо найти слова, встречающиеся в народных сказках и обозначающие признак предмета. В качестве примера можно вспомнить эпитеты в народных сказках.

         Можно предложить детям определить цветовую гамму сказки с тем, чтобы сделать к ней красочные репродукции.

                       5. Работа  с  историзмами  и  архаизмами.

         Сказка включает в себя множество историзмов и устаревших слов. Все они объяснены в сносках к тексту произведения, обращение к которым учитель может осуществить в любой момент урока.

         Однако следует подвести детей к пониманию того, что в литературных произведениях, созданных в прошедшие эпохи, могут встречаться  слова, которые не употребляются в современном языке, потому что называют предметы и явления, которых в современной жизни нет. Однако эти слова необходимы для полной  и точной передачи картины ушедшей жизни.

         Историзмы и архаизмы в «Сказке о рыбаке и рыбке» воссоздают историческую эпоху, рисуют картины быта времён Московской Руси. Учащиеся видят ветхую землянку крестьян, деревянное разбитое корыто, добротную избу со светёлкой, с кирпичною, белёною трубою. Они видят различие в социальном и имущественном положении чёрной крестьянки и столбовой дворянки, рассматривают старинный женский наряд: соболью душегрейку, парчовую кичку. Входят в высокий терем и царские палаты, где служат царице бояре и дворяне и стража с топориками на плечах.

         На этой лексике акцентируется внимание при первичном, трениро-

вочном, специальном выборочном чтении. Они комментируются   путём

                                                   -9-

обращения к сноскам, словарю, иллюстрациям.

                        6. Разговорная и просторечная лексика.

Язык сказки включает в себя ещё один пласт, вызывающий некоторые затруднения на уроках русского языка и чтения. Эти затруднения связаны не со сложностью понимания лексического значения слов, а с тем эмоциональным, подчас нежелательным эффектом, который они вызывают.

         Это лексика ограниченного употребления, противопоставленная в какой-то мере нормированному литературному языку.

         Язык сказки пестрит такой  лексикой: дурачина, простофиля, кликать, проклятая баба, пуще, взамен, вздурилась, поделом, огрузили, чупрун.

         Ханжеское  невнимание к просторечиям, вульгаризмам, жаргонизмам приводит к формированию неправильной оценки их детьми, к нездоровой эмоциональной реакции на те или иные эпизоды произведения и, в конечном итоге, к искаженному восприятию произведения в целом. Примером тому реакция третьеклассников на эпизод избиения  Ваньки Жукова хозяйкой. Эта классическая реакция – результат невнимания к просторечной и вульгарной лексике. Дети смеются, читая слова ейная, морда, харя, радуясь возможности выйти на минуту из-под нудной речевой опеки взрослых, не позволяющих произносить эти слова. Смысл читаемого при этом остаётся за кадром восприятия.

         Думается, что лексика ограниченного употребления должна привлекать внимание учителя не менее  чем всякая иная. Не нужно организовывать её специального поиска, но при  встрече с нею нужен непременный комментарий с точки зрения её роли в создании образа. Так слова дурачина, простофиля употребляет старуха. Они говорят о её грубости и сварливости. Слова проклятая баба использует старик. Они указывают на социальное положение героя, передают колорит крестьянской речи. Этот колорит виден и в авторской оценке: Пуще прежнего старуха вздурилась.

         Целесообразен при анализе сказки вопрос: почему в художественном произведении встречаются такие грубые, просторечные слова?

         Невозможно во 2 классе рассмотреть все особенности языка и стиля пушкинской сказки. Суть в том, чтобы сам учитель увидел, понял, раскрыл для себя текст со стороны особенностей словоупотребления в нём и старался донести до детей это понимание роли пушкинского слова в создании художественного образа. В центре внимания при этом будет не   словотолкование,    а   именно  выявление    роли  слова,    выяснение

причин его употребления и даже просто акцент на его месте, характере, звучании, оттенках значения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бонди С.  Сказки Пушкина .  М., 1960.

2. Гаспаров М. Русские стихи 1890-х -1925 годов в комментариях. М.,1993.

3. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия. Сост. Ю. Круглов.- Л.,

1987, с. 482-485.

4. Архангельский В.Л. Устойчивые фразы  в современном русском языке. Ростов-на-Дону, 1964.

5. Желанский А. Сказки Пушкина в народном стиле. — М., 1936.- с. 58.

6. Бабунова М.А. Не вырубишь топором.// Русская речь, 1992- № 2.

7.  Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994.

8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М.: Просвещение, 1981.

9. Волина В.В. Веселая грамматика. Фразеология. – М.: Дрофа, 2003.

10. Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке. – В книге Сказки Пушкина. М.: Художественная литература, 1980.

11. «Толковый словарь» под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

                  МЕТОДИКА  РАБОТЫ  НАД  ЯЗЫКОМ 

       «СКАЗКИ  О  РЫБАКЕ  И  РЫБКЕ»  А. С.  ПУШКИНА

Работа над языком художественного произведения – одно из важных звеньев раскрытия его идейно-художественного смысла. Она способствует развитию речи детей, обогащению словарного запаса, вдумчивому прочтению произведения, приобщению к художественному творчеству. Работа над языком – очень ответственный этап урока. Все учителя хорошо знают и понимают её необходимость, планируют её проведение на каждом уроке и часто допускают при этом методические ошибки. Суть их в том, что в большинстве случаев эта работа сводится к толкованию значений непонятных слов, а изобразительно-выразительные средства языка, богатство фразеологии, стилистические оттенки, нюансы контекстуальных знаний остаются вне поля зрения учащихся, т. е. слово не рассматривается на уроке как средство создания художественного образа, в то время как именно эта задача должна быть сердцевиной работы над языком на уроках чтения.

Вот  перед нами отрывок из пушкинской сказки, где, на первый взгляд, нет слов, требующих особого пояснения:

 Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Однако, если не обратить внимание школьников на некоторые сочетания слов, то многое в психологии старика и в самой ситуации останется для них неясным.

Старик охотно, по первой просьбе, отпускает рыбку, отказывается от выкупа и даёт ей доброе напутствие. Вероятно, ситуация сложилась бы по-другому, будь на его месте жадный и злой человек. Характер старика постигается через выражение ласковое слово. Эпитет ласковое говорит о доброте, бескорыстии, чуткости персонажа, который с пониманием отнёсся к беззащитности рыбки и не воспользовался её положением.

В напутствии старик использовал фразеологизм бог с тобою. В наши дни он звучит чаще всего в ироническом контексте. И мало дать понять ребёнку, что перед ним устойчивое выражение, которым часто пользуются русские люди, надо открыть ему оттенки удивления, согласия, примирения, уступки и пожелания удачи, реализующиеся в пушкинском контексте.

                                                        -2-

Слово откуп  означает вознаграждение, подарок за полученную свободу. И значение его дети сразу понимают из контекста. Но Пушкин не случайно взял именно  это слово, а не слово подарок, хотя и оно свободно укладывается в стихотворную строку. Слово откуп придаёт повествованию колорит старины, вызывает ассоциации с пленением во время войн, когда свободу можно было получить за большой выкуп, а не за скромный мирный подарок.

Любопытно выражение  ступай себе, означающее не просто уходи, иди, отправляйся, а имеющее значение дарования воли, свободы, подчёркивающее широкий, бескорыстный жест старика.

Таким образом, целый ряд слов в этом отрывке, не претендующих на особую красочность и в сущности ясных по своему лексическому значению, играет важную роль в раскрытии психологии персонажа. Думаем, этот пример наглядно показывает, как языковые средства способствуют созданию художественного образа. Поэтому, чтобы понять характеры персонажей, смысл событий, в котором они участвуют, дети должны вчитаться в речевые характеристики героев, понять авторскую оценку происходящего, увидеть и почувствовать фон действия, т.е. проникнуть в языковую ткань произведения.

Не следует забывать, что второкласснику придётся читать одно из сложнейших произведений А.С. Пушкина – социально-философскую сатирическую сказку, мораль которой отнюдь не сводится к порицанию жадности. Проблематика сказки гораздо шире и глубже: в ней не только обличаются жадность, неблагодарность, своекорыстие, жестокость как нравственные пороки, но и ставятся проблемы власти, рабства, ответственности за социальное зло.

Социально-философский план сказки детям пока недоступен, но в процессе перечитывания произведения, формируя навык правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения учащимся можно раскрыть особенности пушкинского языка, что в дальнейшем послужит хорошим фундаментом для более глубокого прочтения произведения.

 В настоящих рекомендациях будут рассмотрены пути работы над лексикой, рисующей психологический и портретный облик персонажей, передающей колорит времени, указывающей на фольклорные истоки сказки, выявлены возможные пути работы над речевыми  характеристиками героев и над интонационным рисунком произведения.

                       1. Работа над интонацией сказки.

Уже первое чтение произведения на уроке даёт учащимся представление о музыке пушкинского стиха, звучащего неторопливо, назидательно, протяжно, в стиле русского народного сказа.

                                                     -3-

Однако погружение в мелодику пушкинского слова возможно при условии достаточно хорошего и хотя бы отчасти подготовленного чтения. При этом учителю совсем не обязательно читать всю сказку первый раз самому. Чтение может быть комбинированным, с привлечением хорошо читающих и даже слабочитающих детей, но подготовивших для образцового чтения отдельные, указанные учителем эпизоды сказки.

Настрой на плавность, неторопливость, назидательность должен сохраняться как установка во всех актах последующего  перечитывания произведения детьми. Но эта установка, конечно, не исчерпывает всех возможных путей работы над интонацией.

Обучая детей выразительному чтению, учителю следует раскрыть облик сказителя, сопереживающего всему происходящему, дающего оценку событиям, показывающего характеры персонажей.

Старуха вызывает у рассказчика явное неприятие своей грубостью, жестокостью, жадностью. Она  на чём свет стоит мужа ругает, бьёт и таскает за чупрун усердных слуг. Она не вызывает симпатии и восхищения даже будучи в богатом наряде. Тема старухи – Тема зла, активно осуждаемого. Этот оттенок осуждения должен звучать и при перечитывании эпизодов, в центре которых – старуха. Рассказчик сочувствует старику, его безропотности, покорности. Пусть нотка жалости звучит в эпизодах и строчках, где изображен старик.

В основе сюжета сказки цепочка ярких, неожиданных, быстро сменяющих друг друга событий: поимка рыбки, рассказ о ней, всплеск возмущения и жадности старухи, повторяющиеся просьбы о богатстве и власти для старухи, неожиданные   и удивительные изменения, происходящие с ней. И, наконец, закономерный крах.

Движение событий, их смену и связь тоже надо передать в чтении. Каждое событийное звено не закончено, а разомкнуто в сказочном пространстве и во времени, оно – ступенька к новому эпизоду, подготовка и ожидание его. Это тоже может стать установкой к обучающему тренировочному чтению произведения.

Своя интонация у каждого персонажа  сказки. Для старика характерны мольба, жалоба, просьба, робкое урезонивание:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Ещё пуще старуха бранится,

Не даёт старику мне покою:

Избу просит сварливая баба».

Жалоба и просьба сливаются у старика в единый мотив: просит не он, он только жалуется на старуху и поясняет рыбке, чего хочет старуха.

Старик пытается  смягчить старуху, польстить ей:

«Здравствуй, барыня, сударыня, дворянка!

                                               -4-

Чай, теперь твоя душенька довольна».

         Он решается даже на урезонивание старухи, пытается образумить её:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь.

Насмешишь ты целое царство».

         Старухе свойственны грубый окрик, сварливость. Она бранится, будучи крестьянкой:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось».

         Надменность и сварливость как основа интонации сопутствуют старухе на всех ступенях её возвышения. Но с переходом в дворянское состояние в её интонации появляется надменность и привычка повелевать, не терпящая возражений. Чем надменнее старуха, тем подавленнее старик. Эту динамику в интонационном рисунке также надо передать при чтении.

         И, наконец, интонации рыбки. Здесь налицо мягкость, уступчивость, мудрость.

         Итак, богатство интонационного рисунка сказки раскрывается детям в процессе  всего хода работы над ней: в первичном чтении, в чтении ряда эпизодов, в работе над персонажами, в обучении выразительному чтению отдельных картин, в инсценировании.

2.Работа над языком в связи с элементами характеристики    персонажей.

         Знакомство с персонажами, обучение умению характеризовать их также предполагает работу с языковыми средствами. При этом в центре внимания должны быть речевые и портретные характеристики, лексика, передающая внутреннее состояние героев и выражающая авторскую оценку.

         Каждое слово в «Сказке о рыбаке и рыбке» значимо и весомо. Прав был С. Маршак, когда говорил, что в пушкинских сказках художественные средства, которыми пользуется поэт, ещё лаконичнее и строже, чем в «Онегине, «Полтаве» и в лирических стихах.

         В самом деле, персонажи обрисованы немногословно, но ярко и красочно. Вот перед нами словесный портрет старухи, выполненный в традициях крестьянской величальной песни:

«На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

                                              -5-

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки».

         Душегрейка, кичка, жемчуги, перстни, сапожки – выхвачены самые яркие детали наряда, поражающие старика своим великолепием. В этом портрете, на первый взгляд, главное – одежда. Однако подробности с которыми она выписана, позволяют предположить, как долго старик разглядывал, не узнавая, свою старуху, как важно и надменно стояла она, красуясь, на высоком крыльце. За одеждой угадывается поза, жест, характер, новые взаимоотношения персонажей и авторская оценка. Чего стоит один глагол огрузили? Украшения не делают старуху привлекательнее, они акцентируют внимание на её стремлении к богатству. Читатель не любуе

Литературный анализ сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» — один из самых сложных и загадочных пушкинских текстов. У нее мифологические истоки. Эта сказка – самая эпическая из всех, самая монументальная и по своему обличию очень близка к фольклору.

Сказка отвечает специфике возраста юного читателя 7-10 лет. Но также может оказать полезное воздействие и на читателя более старшего возраста. Эта сказка об угнетении.  Это один из первых манифестов в России против нового жестокого строя — капитализма. Пушкин раньше других увидел беду, которая надвигалась на Россию вместе со страшной поступью «железного века» — это нарождающийся капитализм,

Название сказки соответствует сюжету, раскрывает читателю центральный образ.

Жанровый синтез. Это история-притча в стихах, созданная по законам волшебного жанра, это волшебная сказка, построенная на основе бытовой (жизнь простых крестьян).

Мощный поток лиризма идет через всю сказку, насыщая ее сюжет настроениями боли, скорби, иронии, гнева.  

Лирическое начало: повествование от лица автора.

Сказовая манера: разговорная речь.

Композиция сказки – замкнутый круг, монотонные повторы возвращают действие к его исходной точке.  

                    «Смилуйся, государыня рыбка…»

                    «…Воротился старик ко старухе…»

                    «Воротись, дурачина, ты к рыбке…»

                    «…Пошёл старик к синему морю…»

                    «Смилуйся, государыня рыбка» и т.д.

Изобразительно-выразительные средства.  Многоплановая градация: Старик-рыбак не сразу поймал золотую рыбку, чудесный улов описан с использованием градации (“с одною тиною”, — “травою морскою”, -“ с одной рыбкой, … — золотою”)

“Вверх по лестнице” поднимаются желания старухи: столбовая дворянка – вольная царица – владычица морская; ветхая землянка – изба со светелкой, высокий терем, царские палаты.

Неуемные, вздорные требования старухи влекут за собой изменение моря.

“Море слегка разыгралось – помутилось синее море – неспокойно синее море — почернело синее море — на море черная буря”.

Повторяющиеся конструкции: тридцать лет и три года (2); пошёл он к синему морю (4); воротился старик ко старухе (4);  не печалься, ступай себе с богом (4); стал он кликать золотую рыбку(5).

Звукопись: шум моря. Олицетворение: море слегка разыгралось.

Начало сказки соответствует сюжету из фольклора: бедному человеку улыбнулась удача, произошло некоторое волшебство, сказочное действие.

Пушкинская золотая рыбка относится к особой разновидности сказочных героев – «волшебным помощникам», которые выполняют желания героев. Старик поступает в духе положительных сказочных героев:

                                «Отпустил он рыбку золотую

                                И сказал ей ласковое слово…».

Есть в этой сказке ещё одно действующее лицо – море. Море выступает как полноправный герой сказки. Самым непосредственным образом откликается оно на все сказочные события. Мы уже проследили, как оно меняется на протяжении всего текста.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» море и его повелительница вершат суд над человеческой гордыней. Суд этот суров, но милосерден. У человека ничего не отнимается, ему, напротив, возвращается то, что принадлежало: старуха, возжелав быть «владычицей морскою», снова сидит у своего разбитого корыта. Движение  оказывается круговым, возвратным.

В целом это высокохудожественное произведение. Может быть предложено для чтения детям младшего и среднего школьного возраста.

  • Золотая рыбка сказка жанр произведения
  • Золотая рыбка сказка википедия
  • Золотая рыбка сказка в сокращении
  • Золотая рыбка сборник рассказов
  • Золотая рыбка русская народная сказка из сборника афанасьева