Золотые руки башкирская сказка читать

Золотые руки

В далёкое время жил в степях богатый бай. И была у него дочь-красавица. Когда она выходила в степь, то гасли звёзды в небе, ручьи замолкали, потому что ярче звёзд были очи её, алее маков её нежные щёки, звонче пения ручьев её певучий голос. Звали девушку Мэфтук. Очень любил и берёг отец свою Мэфтук всякое её желание.
— За кого же ты хочешь выйти замуж, моя краса — спросил он её однажды.
— Отец, я выйду только за того человека, который будет и самым богатым, и самым бедным на свете,— сказала Мэфтук.
Подумал старый бай, покачал головой:
— Хитрую задачу ты мне задала. Где ж я найду тебе такого жениха?
— А ты не ищи, — ответила девушка, — только кликни клич, женихи соберутся сами.
И объявил старый бай, что отдаст он свою дочь, красавицу Мэфтук, замуж за того, кто докажет, что он самый богатый и в то же время самый бедный человек на свете.
И день назначил, когда все женихи должны были явиться ко двору бая.
День этот наступил. С утра прислужницы толпились вокруг невесты, одевая и украшая её. Одна заплетала её чёрные косы и перевивала их жемчугом, другая приготовляла золотой парчовый халат, третья отбирала жемчуг и драгоценные кольца, чтобы украсить ими шею и тонкие пальцы Мэфтук.
И все прислужницы болтали о женихах, которые тем временем собирались на дворе.
— Один привёл с собой сотню верблюдов, — рассказывала первая, — и все они нагружены тюками с ценными товарами.
— Другой привёл с собой тысячу воинов с прекрасным оружием, — говорила вторая.
— А третьи несут ящички с алмазами, жемчугами и изумрудами, — болтали остальные служанки. — Наверно, их богатствам нет цены.
— Готова ли ты, дочка? — спросил старый бай, появляясь на пороге. — Женихи собрались и ждут тебя.
— Готова, отец, — отвечала девушка и, сияя, как солнце, красотой и уборами, вышла к женихам.
Все они низко поклонились красавице Мэфтук и её отцу. Старый бай сел на парчовую скамью, посадил дочь рядом с собою и громко сказал:
— Моя дочь Мэфтук желает выйти замуж за того, кто будет самым бедным и самым богатым человеком на свете. Расскажите нам о себе.
И вышло вперёд несколько богато одетых людей. За ними слуги вели нагруженных товарами верблюдов и несли тюки с дорогими тканями и посудой.
— Мы любим тебя, красавица, и хотим на тебе жениться,— сказали женихи, кланяясь ещё раз, — выбирай, кто из нас тебе по сердцу.
— Вы все очень богаты? — спросила Мэфтук.
— Да, красавица, мы — богачи.
— Почему же вы думаете, что вы, кроме того, и самые бедные люди на свете?
— Потому, что у нас нет главного сокровища на земле- твоей руки и твоего сердца, — отвечали юноши.
Засмеялась Мэфтук:
— Нет, это не то, чего я хотела. Я не пойду ни за кого из вас.
И выступило вперёд несколько славных воинов. За ними толпилось их войско.
— Мы не слишком богаты, Мэфтук, — сказали они, — но при помощи наших солдат можем стать самыми богатыми людьми на свете, если пойдём завоёвывать чужие земли.
— А что вы можете сделать сами, без ваших солдат? — спросила Мэфтук.
— Без наших солдат мы ничего не можем, — отвечали воины.
Ну, значит, и вы не те, за кого я могу выйти замуж, — сказала невеста.
И вышли перед ней женихи, державшие в руках ящики с драгоценностями.
— Посмотри, Мэфтук — сказали они, — в этих ящичках— несметные сокровища. Но мы отдадим их тебе — и станем самыми последними бедняками на свете.
— Значит, вы будете сначала богатыми, а потом бедными, а вовсе не сразу теми и другими, — сказала девушка. — Нет, мне не надо ваших драгоценностей. Вы тоже не те, кого я ждала.
И вдруг выступил вперёд красивый юноша в грубом платье бедняка. Низко поклонился он красавице Мэфтук.
— Что, и ты хочешь предложить свою руку моей дочери? — спросил его насмешливо бай. — Что ты беден, это мы видим. А где» же твоё богатство?
— Моё богатство всегда при мне,- весело ответил юноша и вынул из кармана иглу, молоток и поварёшку.
Я — хороший портной и могу сшить платье много лучше того, которое сейчас надето на тебе. Я -— хороший кузнец и могу в час подковать всех коней в твоих табунах. Я и повар и могу состряпать такой обед, какого не ел ещё ни один повелитель в мире. Без верблюдов, без товаров, без воинов я могу заработать столысо, что окажусь богаче любого из всех этих женихов, Потому что моё богатство — в моих руках и в моём уменье.
— Вот наконец пришёл настоящий жених, — воскликнула Мэфтук.—.У него, золотые руки.
И вышла замуж за ремесленника.


Золотые руки

В далёкое время жил в степях богатый бай[6]. И была у него дочь-красавица. Когда она выходила в степь, то гасли звёзды в небе, ручьи замолкали, потому что ярче звёзд были очи её, алее маков её нежные щёки, звонче пения ручьёв её голос. Звали девушку Мэфтук. Очень любил и берёг отец свою Мэфтук и исполнял всякое её желание.

— За кого же ты хочешь выйти замуж, моя красавица? — спросил он её однажды.

— Отец, я выйду только за того человека, который будет и самым богатым, и самым бедным на свете, — сказала Мэфтук.

Подумал старый бай, покачал головой:

— Хитрую задачу ты мне задала. Где ж я найду тебе такого жениха?

— А ты не ищи, — ответила девушка, — только кликни, женихи соберутся сами.

И объявил старый бай, что отдаст он свою дочь, красавицу Мэфтук, замуж за того, кто докажет, что он самый богатый и в то же время самый бедный человек на свете. И назначил день, когда все женихи должны были явиться ко двору бая. День этот наступил. С утра прислужницы толпились вокруг невесты, одевая и украшая её. Одна заплетала её чёрные косы и перевивала их жемчугом, другая приготовляла золотой парчовый халат, третья отбирала жемчуг и драгоценные кольца, чтобы украсить ими шею и тонкие пальцы Мэфтук. И все прислужницы болтали о женихах, которые тем временем собирались на дворе.

— Один привёл с собой сотню верблюдов, — рассказывала первая, — и все они нагружены тюками с ценными товарами.

— Другой привёл с собой тысячу воинов с прекрасным оружием, — говорила вторая.

— А третьи несут ящички с алмазами, жемчугами и изумрудами, — болтали остальные служанки. — Наверно, их богатствам нет цены.

— Готова ли ты, дочка? — спросил старый бай, появляясь на пороге. — Женихи собрались и ждут тебя.

— Готова, отец, — отвечала девушка и, сияя, как солнце, красотой и уборами, вышла к женихам.

Все они низко поклонились красавице Мэфтук и её отцу. Старый бай сел на парчовую скамью, посадил дочь рядом с собою и громко сказал:

— Моя дочь Мэфтук желает выйти замуж за того, кто будет самым бедным и самым богатым человеком на свете. Расскажите нам о себе.

И вышло вперёд несколько богато одетых людей. За ними слуги вели нагруженных товарами верблюдов и несли тюки с дорогими тканями и посудой.

— Мы любим тебя, красавица, и хотим на тебе жениться, — сказали женихи, кланяясь ещё раз, — выбирай, кто из нас тебе по сердцу.

— Вы все очень богаты? — спросила Мэфтук.

— Да, красавица, мы — богачи.

— Почему же вы думаете, что вы, кроме того, и самые бедные люди на свете?

— Потому, что у нас нет главного сокровища на земле — твоей руки и твоего сердца, — отвечали юноши.

Засмеялась Мэфтук:

— Нет, это не то, что я хотела услышать. Я не пойду ни за кого из вас.

И выступило вперёд несколько славных воинов. За ними толпилось их войско.

— Мы не слишком богаты, Мэфтук, — сказали они, — но при помощи наших воинов можем стать самыми богатыми людьми на свете, если завоюем чужие земли.

— А что вы можете сделать сами, без ваших воинов? — спросила Мэфтук.

— Без них мы ничего не можем, — отвечали они.

— Ну, значит, и вы не те, за кого я могу выйти замуж, — сказала невеста.

И встали перед ней женихи, державшие в руках ящики с драгоценностями.

— Посмотри, Мэфтук, — сказали они, — в этих ящиках — несметные сокровища. Но мы отдадим их тебе — и станем самыми последними бедняками на свете.

— Значит, вы будете сначала богатыми, а потом бедными, а вовсе не сразу теми и другими, — сказала девушка. — Вы тоже не те, кого я ждала.

И вдруг выступил вперёд красивый юноша в грубом платье бедняка. Низко поклонился он красавице.

Конец ознакомительного фрагмента.

Жили-были семь братьев, семь Симеонов – семь работничков.

Ладные да статные, до дела хваткие, руки золотые. Идут как-то раз Симеоны по полю, пашню пашут, хлеб сеют.

В ту пору ехал мимо царь с воеводами, глянул на поле, увидал семь работников, удивился.

– Что, – говорит, – такое? На одном поле семь пахарей росту одинакового и все на одно лицо. Разузнайте, кто такие эти работнички.

Побежали слуги царские, привели к царю семь Симеонов – семь работничков.

– Ну, – говорит царь, – отвечайте: кто вы такие и какое дело делаете?

Отвечают ему молодцы:

– Мы семь братьев, семь Симеонов – семь работничков. Пашем мы землю отцовскую и дедову, и каждый своему ремеслу обучен.

– Ну, – спрашивает царь, – кто какому ремеслу обучен?

Старший говорит:

– Я – Симеон-кузнец, начну ковать – только цветы золотые с наковальни летят, малиновым звоном звенят! Могу сковать и столб – от земли аж… до неба!

– Я, – говорит второй, – Симеон-плотник, неуклюж, но дюж, могу корабль построить.

– А я, – третий говорит, – Симеон-мореход, тот, что по воде корабли ведёт.

– А я, – говорит четвёртый, – Симеон-звездочёт. Звёзды считаю, ни одной не потеряю.

– А я, – пятый говорит, – Симеон-стрелец, на лету и муху из лука бью.

– А я, – говорит шестой, – Симеон-хлебороб, за один день вспашу, и посею, и урожай соберу, и колоска не уроню.

– А я, – говорит седьмой, – Симеон-певец, на дуде игрец, да так сыграю, что всех вас развеселю.

Тут вывернулся воевода царский:

– Ой, царь-батюшка! Работнички нам надобны, а плясуна-игреца вели прочь прогнать! Такие только зря хлеб едят да квас пьют!

– Пожалуй, – говорит, царь.

А Симеон-младшенький, тот, что дудочник да песенник, поклонился царю и говорит:

– Дозволь мне, царь-батюшка, моё дело показать, на дудочке песенку сыграть?

– Что ж, – говорит царь, – сыграй напоследок да и вон из моего царства!

Взял Симеон-младшенький дудочку, из берёсты резанную, поднёс к губам, заиграл плясовую русскую!

Как пошёл тут народ плясать, резвы ножки переставлять! И царь пляшет, и бояре, и стражники. В стойлах лошади в пляс пошли. В хлевах коровушки притоптывают. Петухи да куры приплясывают.

А пуще других царский воевода пляшет. С него пот ручьями катится, он бородой трясёт, слёзы по щекам льются.

Закричал тут царь:

– Перестань играть! Не могу плясать – нет моченьки!

Симеон-младшенький и говорит:

– Отдыхайте, люди добрые, а ты, воевода, за злой язык, за недобрый глаз ещё попляши.

Тут весь народ успокоился – один воевода пляшет. До того плясал, что с ног упал. Лежит на земле, словно рыба на песке. Бросил Симеон-младшенький свою дудочку.

– Вот, – говорит, – моё ремесло.

Царь смеётся, а воевода зло затаил. Тут царь и приказывает:

– Ну, старший Симеон, покажи своё мастерство!

Взял старший Симеон молот в пятнадцать пудов, сковал столб от земли до неба синего.

– Полезай, – говорит царь Симеону-звездочёту, – погляди кругом: что увидишь?

Отвечает Симеон-звездочёт:

– Вижу: на море корабли плавают; вижу: на небе новая звёздочка зажглась; вижу: на море-океане, на острове Буяне в золотом дворце Елена Прекрасная у окошка сидит, шёлковый ковёр ткёт.

– А она какова? – царь спрашивает.

– Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой – месяц, на каждой волосинке – по жемчужине.

Захотел тут царь Елену Прекрасную себе в жёны добыть. Стал за ней сватов посылать. А злой воевода царя подучивает:

– Пошли, царь-батюшка, за Еленой Прекрасной семь братьев, семь Симеонов – они великие искусники. А не привезут Елену Прекрасную – вели их казнью казнить, вели головы рубить.

– Ну что ж, пошлю! – говорит царь.

И велел он семи Симеонам Елену Прекрасную добыть.

– А то, – говорит, – мой меч – ваши головы с плеч!

Что тут делать? Запечалились, задумались братья Симеоны…

Взял Симеон-мореход топор да и смастерил корабль, снарядил, на воду пустил, паруса ветром надул!

Царь повелел злому воеводе с братьями на корабль сесть, за Еленой Прекрасной поплыть, за Симеонами приглядывать. Испугался воевода, побелел, а делать нечего. Не рыл бы другому яму – сам бы в неё не попал.

Долго ли, коротко ли ехали – до чужого царства доехали.

Паруса свернули, вёсла стряхнули, в пояс Елене Прекрасной поклонились:

– Сватает тебя, Елена Прекрасная, наш батюшка-царь! Прими от него подарки драгоценные!

Елена Прекрасная подарки принимает, рассматривает. А злой воевода ей на ухо шепчет:

– Не ходи, Елена Прекрасная, царь стар, не удал! В его царстве волки воют, медведи бродят.

Разгневалась Елена Прекрасная, сватов с глаз прогнала.

– Ну, братцы, – говорит Симеон-младшенький, – вы на корабль идите, паруса поднимите, в путь-дорогу готовьтесь, хлеба запасите, а моё дело – царевну добыть.

Тут Симеон-хлебороб за один час морской песок вспахал, рожь посеял, урожай снял, на всю дорогу хлеб напёк.

Симеоны корабль к дороге изготовили, Симеон-звездочёт по небу путь определил. Стали братья младшенького Симеона поджидать.

А Симеон-младшенький к Елене Прекрасной пошёл.

Сидит Елена Прекрасная у окна, шёлковый ковёр ткёт. Сел Симеон-младшенький под окошком да и говорит:

– Хорошо у тебя, Елена Прекрасная.

А Елена Прекрасная отвечает:

– Да разве есть на свете, что лучше? Ты смотри: небо у меня шёлковое, солнце золотое, во́ды серебряные. Разными цветами мои цветы цветут. Разными голосами мои птицы поют, нет лучше края моего – царства моего! Что молчишь, чужеземный сват?

А Симеон-младшенький в ответ такую речь повёл:

– Хорошо у вас на море-океане, на острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше! У нас луга зелёные, реки синие. У нас поля бескрайние, у заводей берёзки белые, в лугах цветы лазоревые. У нас заря с зарёю сходится, месяц на небе звёзды пасёт. У нас росы медвяные, ручьи серебряные; выйдет пастух на зелёный луг, заиграет на дудочке берестяной – и не хочешь, а за ним пойдёшь!

И заиграл тут Симеон-младшенький на дудочке. Вышла Елена Прекрасная на золотой порог. Симеон играет, а сам по саду идёт, а Елена Прекрасная за ним вослед. Симеон через сад – и она через сад. Симеон через луг – и она через луг. Симеон на песок – и она на песок. Симеон на корабль – и она на корабль. Тут братья быстрёхонько сходни сбросили, корабль повернули, в сине море поплыли.

Перестал Симеон-младшенький на дудочке играть, тут Елена Прекрасная очнулась, огляделась: кругом море-океан, далеко остров Буян.

Грянулась Елена Прекрасная о сосновый пол – полетела в небо голубой звездой, среди других звёзд затерялась. Выбежал Симеон-звездочёт, посчитал на небе звёзды, нашёл звезду новую; Симеон-стрелец пустил в звезду золотую стрелу. Скатилась звезда на сосновый пол, снова стала Еленой Прекрасной.

Говорит ей Симеон-младшенький:

– Не беги от нас, царевна, от нас никуда не спрячешься. Если тебе так тяжко с нами – отвезём тебя домой, пускай нам царь головы рубит! Не хотим силой да хитростью тебя увозить. Лучше уж сами пропадём.

Пожалела Елена Прекрасная Симеонов, а особо Симеона-младшенького, песенника да дудочника.

– Не дам тебе, Симеонушка, за себя голову рубить! Поплыву лучше к старому, негожему царю, будь что будет!

Вот они день плывут и другой плывут, паруса по ветру полощат… Симеон-младшенький ни на шаг от царевны не отходит, а она с него глаз не сводит.

А злой воевода всё примечает, злое дело затевает.

Вот и берег близко. Созвал воевода всех братьев и говорит:

– Выпьем, братцы, за родную сторону!

Выпили братья сладкого вина, полегли на палубе кто куда, заснули крепко-накрепко. Было в то вино сонное зелье злое подмешано. Только Симеон-младшенький да Елена Прекрасная того вина не пили.

Вот доехали-доплыли они до родной стороны. Спят старшие братья непробудным сном. А Симеон-младшенький рыдает, Елену Прекрасную к царю снаряжает.

Оба плачут, расставаться не хотят. Да что поделаешь? Не давши слово – крепись, а давши слово – держись!

А злой воевода тем часом к царю побежал и в ноги пал:

– Царь-батюшка, Симеон-младшенький на тебя зло таит, тебя хочет убить, царевну себе забрать. Вели его казнить!

Только Симеон-младшенький с царевной к царю пришли – Симеона к столбу цепями приковали, стали казнь готовить.

Утром повели Симеона-младшенького на лютую казнь. Царевна плачет, жемчужные слёзы льёт, воевода усмехается, царь радуется.

Говорит Симеон-младшенький:

– Царь немилостивый! По старому обычаю, исполни ты мою последнюю волю, просьбу предсмертную: дозволь последний раз на дудке сыграть?

Царь и отвечает:

– Не нарушу я обычаев дедовских, играй в свой последний час!

Заиграл Симеонушка. Через горы, через долы игра его слышна!

Долетела песня до корабля. Услыхали её братья, пробудились от сна глубокого, встрепенулись и говорят:

– Знать, беда стряслась с нашим младшеньким!

Побежали к царскому дворцу, наступили силой грозной на старого царя:

– Отпусти на волю нашего младшенького и отдай ему Елену Прекрасную!

Испугался царь и говорит:

– Берите, берите братца младшенького, да и царевну в придачу, она мне совсем не нравится. Забирайте скорей!

Ну, и был тут пир на весь мир.

Попили, поели, песен попели. Потом взял Симеон-младшенький свой рожок, плясовую песню завёл.

И царь пляшет, и царевна пляшет, и бояре пляшут, и боярышни. В стойлах лошади в пляс пошли. В хлевах коровушки притоптывают. Петухи, куры приплясывают.

А пуще всех воевода пляшет. До того плясал, что упал – и дух из него вон.

Свадьбу сыграли, за работу принялись: Симеон-хлебороб хлеб сеет; Симеон-мореход по морям плавает; Симеон-звездочёт звёздам счёт ведёт; Симеон-стрелец Русь бережёт… На всех работы на Руси хватит.

А Симеон-младшенький песни поёт, на рожке играет – всем душу веселит, работать помогает.

Жанр:народная бытовая сказка

Главные герои сказки «Золотые руки» и их характеристика

  1. Мэфтук. Красавица. Умная, разборчивая.
  2. Бай. Ее отец. Ни в чем не отказывает дочери.
  3. Бедняк. Юноша. Умелец.

План пересказа сказки «Золотые руки»

  1. Красавица дочь
  2. Требование к женихам
  3. Клич
  4. Богачи-женихи
  5. Военачальники-женихи
  6. Сундуки золота
  7. Бедный юноша
  8. Мастерство

Кратчайшее содержание сказки «Золотые руки» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Красавица Мэфтук сказала, что выйдет замуж за самого богатого, но и самого бедного человека.
  2. Бай кинул клич и собрались сотни женихов.
  3. Владельцы несчетных стад верблюдов были слишком богаты.
  4. Военачальники ничего не стоили без своих воинов.
  5. Те кто хотел раздать золото народу, оказывались нищими.
  6. И бедняк, который был мастером на все руки, стал мужем Мэфтук.

Главная мысль сказки «Золотые руки»
Настоящее богатство человека не в злате, а в его умениях и знаниях.

Чему учит сказка «Золотые руки»
Сказка учит упорно учиться, постигать новое, овладевать различными умениями. Учит всего добиваться своими руками. Учит понимать, что имея способности, человек получает неограниченные возможности, и ни от кого не зависит.

Отзыв на сказку «Золотые руки»
Мне понравилась эта красивая сказка про разборчивую красавицу. Мэфтук хотела не просто мужа, но мужа, который мог бы быть богатым и бедным одновременно, и таким оказался бедный юноша, богатый своими умениями. Благодаря своим золотым рукам, он мог достичь всего, чего бы не пожелал. Такие люди не бывают злыми и кроме золотых рук обладают еще и золотым сердцем.

Пословицы к сказке «Золотые руки»
Умелые руки голодными не останутся.
Умение работать дороже золота.
Учеба и труд к победе ведут.
Золотые руки на серебро не купишь.
Не печь кормит, а руки.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Золотые руки»
В стародавние времена была у одного богатого бая дочь-красавица Мэфтук. И вот пришло время выдавать ее замуж. Спросил бай, за кого хочет выйти замуж Мэфтук, и девушка ответила, что выйдет замуж одновременно за самого богатого и самого бедного человека.
Покачал головой бай, говоря, что хитрую загадку загадала Мэфтук, но девушка сказала кинуть клич, обещая, что женихи сами явятся.
И действительно, узнав о том, что красавица Мэфтук выходит замуж, женихи слетелись со всех сторон. Одни были богатыми, с сотнями верблюдов и сундуками драгоценных камней. Они считали себя очень богатыми и очень бедными, пока сердце Мэфтук не принадлежало им. Но красавица отказала богачам.
Вторые женихи были военачальниками, обещавшими завоевать для Мэфтук весь свет. Но красавица спросила, что они могут без своих воинов и военачальники получили отказ.
Выходили женихи, обещавшие отдать сундуки с золотом простому народу и стать бедными, но и это было не то, ведь они не могли оставаться одновременно богатыми и бедными.
И вот появился на площади бедный юноша, одетый в лохмотья. Бай засмеялся и сказал, что бедность юноши хорошо видит, но где же его богатство.
И юноша ответил, что его богатство всегда при нем, ведь он мастер на все руки. Он может сшить роскошное платье, подковать коня, приготовить вкусный обед. Его богатство — его умение, и оно всегда с ним.
И тогда красавица Мэфтук сказала, что нашла своего жениха, и вышла за юношу замуж.

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Башкирские народные сказки

© Перевод, издательство «БХВ-Петербург», 2017

© Ватолина В. В., иллюстрации, 2017

© Оформление, издательство «БХВ-Петербург», 2017

* * *

Предисловие

В Предуралье и на Южных склонах Уральских гор живёт древний народ – башкиры. Сами представители этого народа называют себя немного иначе – башкорты. По одной из версий, это слово переводится как волк-вожак. Волк или волчица – частые герои башкирских сказок. Ещё одно важное для башкир животное – конь. Как же без коня в степи? Прекрасные наездники, охотники, скотоводы башкиры в давние времена вели кочевой образ жизни, пасли стада в степях, временные поселения (аулы) ставили на берегах рек и озёр, жили в войлочных юртах.

В XIII веке территория Башкирии была захвачена монголо-татарами. После разгрома Золотой Орды башкиры оказались под властью Казанского, Ногайского и Сибирского ханств. В середине XV века царь Иван Грозный призвал башкир перейти в российское подданство, сохранил их земли и религию, но обязал служить в российской армии. Вскоре была основана Уфа, столица Башкирии.

Со временем башкиры начали переходить к оседлой жизни и земледелию. Они прекрасно ткали, занимались выделкой войлока, производством ковров, обработкой кожи. Из серебра, добытого в рудниках Уральских гор, делали украшения.

Сочиняя сказки, башкиры хотели передать своим детям национальные традиции и поделиться жизненной мудростью. Почитай их и ты.

Аминбек

Когда-то давным-давно жил старик со старухой. У них был сын Аминбек. Родители хотели сделать Амин-бека богатым торговцем. Однажды они дали сыну денег и велели идти учиться торговать. Аминбек не хотел быть торговцем, а хотел изучать науки или искусство.

Аминбек приехал в город, переночевал в заезжем доме, а наутро вышел на улицу. Тут он услышал, как проходивший мимо глашатай возвещал:

– Кто хочет научиться хорошо писать, пусть идёт к такому-то человеку!

Аминбек тут же отправился к этому человеку и договорился обучаться у него письму в течение года.

Он научился писать так искусно, что мог сделать свой почерк похожим на почерк любого человека. Когда прошёл год, Аминбек возвратился к родителям. Родители были очень огорчены, что их сын ещё не научился торговать.

Старик со старухой опять дали ему денег и отправили учиться торговать. Аминбек приехал в город, переночевал там, а наутро вышел на улицу. Тут он встретил глашатая, который кричал:

– Кто хочет научиться играть в сарташ[1]1

  Сарташ – шашки.

[Закрыть]

, пусть идёт к такому-то человеку!

Аминбек обратился к этому человеку, уплатил монеты и стал учиться у него игре в сарташ. И научился играть так хорошо, что стал побеждать самых лучших игроков.

Прошёл год, и Аминбек отправился домой. Родители побранили его за то, что он зря переводит деньги и обучается пустякам. Затем они дали ему ещё монет и велели, чтобы на эти деньги он научился торговать.

Как и прежде, Аминбек приехал под вечер в один город, заночевал, а поутру вышел на улицу и встретил глашатая, который кричал:

– Кто хочет научиться играть на скрипке, пусть идёт к такому-то человеку!

Аминбек пошёл к этому человеку, уплатил ему монеты и стал учиться играть на скрипке. Прошёл год, и он так хорошо научился играть, что, пожалуй, на всём свете не было другого такого скрипача. После учения Аминбек отправился домой.

Старик со старухой жестоко выбранили его за то, что он опять занимался пустяками. Им стало стыдно перед односельчанами, что у них такой непослушный сын. Они продали дом, всё своё добро и решили переселиться в другое место. Добрались до одного города, проголодались в пути и решили купить хлеба. Но денег у них не было. Рассердились они на Аминбека.

– Из-за тебя оставили деревню, из-за тебя без денег сидим, – проворчали старики и продали сына одному владельцу каравана[2]2

  Караван – несколько странствующих торговцев, которые ведут за собой верблюдов, ослов, мулов или лошадей, гружённых товарами.

[Закрыть]

.

Однажды этот караван проходил по безводным местам, всех стала мучить жажда. Люди спустили ведро в колодец, но оно никак не могло достать до воды. Тогда владелец каравана объявил:

– Кому-то из нас надо спуститься в колодец и во что бы то ни стало достать воды, иначе погибнем от жажды.

Владелец каравана посмотрел на Аминбека и сказал:

– Ну-ка, мальчик, спустись ты!

Аминбека обвязали верёвкой и спустили в колодец. Он осмотрелся кругом: воды в колодце не оказалось. Зато в углу лежала целая куча золота. Аминбек наполнил спущенное ведро золотом и крикнул, чтобы тянули. Люди наверху увидели золото, очень обрадовались и сейчас же спустили ведро обратно. Аминбек опять наполнил его золотом. И так он отправил наверх сорок вёдер золота. После этого Аминбек крикнул, чтобы вытащили его самого. Люди начали поднимать Аминбека, а потом остановились и стали рассуждать: «А ведь если он выйдет из колодца, он может завладеть всем золотом».

Рассудив так, жадные торговцы обрезали верёвку и отправились дальше своей дорогой.

Аминбек с грохотом свалился на дно колодца. Он поднялся на ноги, увидел, что верёвка обрезана, и горько заплакал. Но потом решил, что слёзы горю не помогут. Он стал смотреть вокруг и нашёл конец какой-то верёвки. Когда он потянул её, открылась дверь, и за ней Аминбек увидел дэва[3]3

  Дэв – чудовище, злой дух.

[Закрыть]

. Этот дэв еле сидел от слабости. Аминбек робко подошёл к нему и сел рядом. Оглядевшись, Аминбек увидел висящую скрипку и обрадовался. Он знаками попросил у дэва разрешения взять скрипку.

Дэв разрешил, и тогда Аминбек настроил скрипку и заиграл так хорошо, что дэв расчувствовался и от этого стал выздоравливать. Дэв спросил у Аминбека:

– Егет[4]4

  Егет – юноша, парень.

[Закрыть]

, как ты попал сюда?

Аминбек рассказал ему, как было дело. Дэв не прогневался на него:

– Ну, егет, за то, что ты меня излечил своей игрой, я тебе сделаю добро.

Сказав так, дэв подхватил Аминбека и вылетел с ним на поверхность земли.

Оказалось, что у колодца был оставлен ишак[5]5

  Ишак – домашний осёл.

[Закрыть]

, на котором раньше ехал Аминбек. Дэв доставил Аминбека с его ишаком до места привала каравана, а сам отправился обратно.

Владелец каравана, когда увидел Аминбека целым и невредимым, задумал новый способ его погубить.

Он написал письмо, передал его Аминбеку и велел тому отправиться с письмом вперёд. Он сказал, что хочет порадовать жену вестью о своём скором возвращении.

Аминбек тронулся в путь и дорогой решил посмотреть, что написано в письме. А там говорилось следующее:

«Мальчика, который доставит это письмо, убей и зарой в такое место, чтобы люди не увидали».

Аминбек разорвал это письмо и таким же почерком, как у владельца каравана, написал:

«Скоро возвращусь. Мальчика, который доставит это письмо, приюти в нашем доме, корми и одевай».

С этим письмом он приехал к жене владельца каравана, а караван шёл ещё пять дней.

Жена владельца каравана прочитала письмо и ласково приняла мальчика. Ночью все жители города легли спать, но в одном большом доме всё горел свет.

– Почему, когда все люди спят, вон там светится огонь? – спросил Аминбек хозяйку.

– Там живёт правитель города. Он очень любит играть в сарташ, наверно, и сейчас занят этой игрой. Тому, кто его обыграет, он обещает уступить своё место.

Аминбек отправился к правителю города. Правитель спросил его:

– Эй, егет, зачем ты сюда явился?

Аминбек ему ответил:

– Я слышал, что вы играете в сарташ и всех обыгрываете. Хочу сыграть с вами.

– Ладно, – сказал правитель города. – Если ты, мальчишка, дерзнул играть со мной в сарташ, то у меня есть условие: выиграешь – будешь вместо меня править городом; проиграешь – отрублю тебе голову.

И вот правитель города сел играть с Аминбеком. Он подвинул свои шашки туда-сюда и запер шашку Аминбека.

– Будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из нас не выиграет три раза подряд, – сказал правитель города.

Начали играть второй раз, и снова выиграл правитель города. Он сказал Аминбеку:

– Эй, мальчик, не губи свою голову, уйди, пока не поздно!

Аминбек не послушался и на этот раз выиграл. Аминбек три раза подряд обыграл правителя города. После этого правитель сказал:

– Я стар стал, не могу больше править городом. Я искал вместо себя человека со знанием и умом. Вот он и нашёлся.

Тем временем в город вернулся прежний хозяин Аминбека – владелец каравана.

– Ну, жена, как ты поступила с моим посланцем?

Жена ответила:

– Как ты мне велел – приняла его в нашем доме, одела, обула, кормила.

– Ах ты, глупая женщина! Разве это велел я тебе делать? Ну-ка, дай мне письмо, я покажу тебе, что там было написано! – закричал муж.

Когда жена подала ему письмо, он прочёл:

«Скоро возвращусь. Мальчика, который доставит это письмо, приюти в нашем доме, корми и одевай».

Владелец каравана был удивлён:

– А где же он сейчас?

Жена ответила:

– Он теперь стал правителем города.

Услышал это владелец каравана и ещё больше удивился.

Вскоре в этот город забрели бедные родители мальчика. Увидели они сына, обрадовались. Теперь они каялись, что напрасно не слушали сына и заставляли его учиться торговать. Сын их хотел получить знания и добился этого. Мало того: когда стал он правителем города, то открыл школы для всех детей. Там обучали их мудрейшие учёные и искусные мастера. Пока был Аминбек главой города, много юношей обучилось разным наукам и ремеслу. И пошла слава о них по всей земле.

Золотые руки

В далёкое время жил в степях богатый бай[6]6

  Бай – землевладелец и скотовод.

[Закрыть]

. И была у него дочь-красавица. Когда она выходила в степь, то гасли звёзды в небе, ручьи замолкали, потому что ярче звёзд были очи её, алее маков её нежные щёки, звонче пения ручьёв её голос. Звали девушку Мэфтук. Очень любил и берёг отец свою Мэфтук и исполнял всякое её желание.

– За кого же ты хочешь выйти замуж, моя красавица? – спросил он её однажды.

– Отец, я выйду только за того человека, который будет и самым богатым, и самым бедным на свете, – сказала Мэфтук.

Подумал старый бай, покачал головой:

– Хитрую задачу ты мне задала. Где ж я найду тебе такого жениха?

– А ты не ищи, – ответила девушка, – только кликни, женихи соберутся сами.

И объявил старый бай, что отдаст он свою дочь, красавицу Мэфтук, замуж за того, кто докажет, что он самый богатый и в то же время самый бедный человек на свете. И назначил день, когда все женихи должны были явиться ко двору бая. День этот наступил. С утра прислужницы толпились вокруг невесты, одевая и украшая её. Одна заплетала её чёрные косы и перевивала их жемчугом, другая приготовляла золотой парчовый халат, третья отбирала жемчуг и драгоценные кольца, чтобы украсить ими шею и тонкие пальцы Мэфтук. И все прислужницы болтали о женихах, которые тем временем собирались на дворе.

– Один привёл с собой сотню верблюдов, – рассказывала первая, – и все они нагружены тюками с ценными товарами.

– Другой привёл с собой тысячу воинов с прекрасным оружием, – говорила вторая.

– А третьи несут ящички с алмазами, жемчугами и изумрудами, – болтали остальные служанки. – Наверно, их богатствам нет цены.

– Готова ли ты, дочка? – спросил старый бай, появляясь на пороге. – Женихи собрались и ждут тебя.

– Готова, отец, – отвечала девушка и, сияя, как солнце, красотой и уборами, вышла к женихам.

Все они низко поклонились красавице Мэфтук и её отцу. Старый бай сел на парчовую скамью, посадил дочь рядом с собою и громко сказал:

– Моя дочь Мэфтук желает выйти замуж за того, кто будет самым бедным и самым богатым человеком на свете. Расскажите нам о себе.

И вышло вперёд несколько богато одетых людей. За ними слуги вели нагруженных товарами верблюдов и несли тюки с дорогими тканями и посудой.

– Мы любим тебя, красавица, и хотим на тебе жениться, – сказали женихи, кланяясь ещё раз, – выбирай, кто из нас тебе по сердцу.

– Вы все очень богаты? – спросила Мэфтук.

– Да, красавица, мы – богачи.

– Почему же вы думаете, что вы, кроме того, и самые бедные люди на свете?

– Потому, что у нас нет главного сокровища на земле – твоей руки и твоего сердца, – отвечали юноши.

Засмеялась Мэфтук:

– Нет, это не то, что я хотела услышать. Я не пойду ни за кого из вас.

И выступило вперёд несколько славных воинов. За ними толпилось их войско.

– Мы не слишком богаты, Мэфтук, – сказали они, – но при помощи наших воинов можем стать самыми богатыми людьми на свете, если завоюем чужие земли.

– А что вы можете сделать сами, без ваших воинов? – спросила Мэфтук.

– Без них мы ничего не можем, – отвечали они.

– Ну, значит, и вы не те, за кого я могу выйти замуж, – сказала невеста.

И встали перед ней женихи, державшие в руках ящики с драгоценностями.

– Посмотри, Мэфтук, – сказали они, – в этих ящиках – несметные сокровища. Но мы отдадим их тебе – и станем самыми последними бедняками на свете.

– Значит, вы будете сначала богатыми, а потом бедными, а вовсе не сразу теми и другими, – сказала девушка. – Вы тоже не те, кого я ждала.

И вдруг выступил вперёд красивый юноша в грубом платье бедняка. Низко поклонился он красавице.

– Что, и ты хочешь предложить свою руку моей дочери? – насмешливо спросил его бай. – Что ты беден, это мы видим. А где же твоё богатство?

– Моё богатство всегда при мне, – весело ответил юноша и вынул из кармана иглу, молоток и поварёшку. – Я – хороший портной и могу сшить платье много лучше того, которое сейчас надето на тебе. Я – хороший кузнец и могу в час подковать всех коней в твоих табунах. Я и повар и могу состряпать такой обед, какого не ел ещё ни один повелитель в мире. Без верблюдов, без товаров, без воинов я могу заработать столько, что окажусь богаче любого из этих женихов, потому что моё богатство – в моих руках и в моём уменье.

– Вот наконец пришёл настоящий жених! – воскликнула Мэфтук. – У него золотые руки.

И вышла замуж за ремесленника.

Сказка об Аслыкуле[7]7

  Аслыкуль – самое крупное озеро в Башкирии.

[Закрыть]

Эту сказку я слышал от разных людей. Будто бы в давние времена, когда нас с тобой на свете не было, стояла посреди ковыльной[8]8

  Ковыльная степь – степь, заросшая травой ковылём, которая имеет серебристую окраску и напоминает конскую гриву.

[Закрыть]

башкирской степи большая величественная гора. Называлась она Асылтау, то есть Прекрасная гора, очень и очень красивая. В голой степи нет ни деревца, а на ней густые леса росли, много водилось разного зверя и птицы. Внизу, у подножия, аулы[9]9

  Аул – селение людей, община у народов Средней Азии.

[Закрыть]

ютились. Не теперешние, другие. Жители аулов пасли на горных лугах лошадей, в лесу добывали мёд диких пчёл, охотились на тетеревов и куропаток, на зайцев, лис и куниц. Все куницы были чёрными, но иногда охотникам на глаза попадалась белая куница. Удивлялись охотники – ведь белых куниц не бывает. «Она хранительница горы, – говорили аксакалы[10]10

  Аксакал – глава рода, старейшина, пожилой мудрый человек.

[Закрыть]

. – Не трогайте её. Убьёте – не миновать беды». Слово аксакалов – закон. Никто не смел поднять охотничий лук на хранительницу горы.

Слух о необыкновенной белой кунице дошёл до ушей могущественного хана[11]11

  Хан – правитель, князь у тюркских народов.

[Закрыть]

. Загорелся он желанием изловить её и сшить себе шапку. Ни у кого на свете нет шапки из белой куницы, а у него будет – это ли не подтверждение его могущества?!

Прибыл хан с многочисленной свитой на гору Асылтау. Аксакалы пытались образумить его: «О, великий хан, шапка нужна для головы, а не голова для шапки. Даже сто шапок не заменят одной головы. Не накликай несчастье на себя и на нас, оставь в покое хозяйку Асылтау». Хан высокомерно ответил: «Я тут единственный хозяин. Всё принадлежит мне – и люди, и гора, и белая куница. Что захочу, то и сделаю».

Разослал он по всей горе загонщиков, чтобы они выгнали желанную добычу под его выстрел. Загонщики с шумом идут по лесу, кричат, улюлюкают. Всё теснее сужается их кольцо. Хан вложил в тетиву золотую стрелу с алмазным наконечником, приготовился стрелять. Однако не успел он глазом моргнуть, как белая куница, выскочив из леса, юркнула в нору на макушке горы. «Всё равно поймаю!» – вскричал разъярённый хан. Приказал он носить воду и лить в нору. Думал, некуда будет деться кунице, обратно выскочит, если окажется затопленным логово.

Воды потребовалось много. Иссякли колодцы, родники. Хан погнал всех своих подданных к чужедальнему морю. Доставляли воду в повозках с бочками, несли в вёдрах. Люди проклинали хана, но ослушаться не смели. Сорок дней и сорок ночей прошло. Вычерпали до дна чужедальнее море, вылили в бездонную нору, да без толку. Не вышла белая куница, навсегда исчезла. Наверное, в другие края перебралась. Без хозяйки, без доброй хранительницы осталась Асылтау. А на сорок первый день окутала гору мрачная туча. Разразилась великая гроза, какую никто ещё не видывал. От раскалённых молний камни трескались, скалы раскалывались, земля тряслась и стонала. До поздней ночи сотрясала гроза окрестности. В полночь гора не выдержала, зашаталась, обвалилась, с головою под землю ушла. Целиком ушла. Вместе с ханом и его свитой.

Утром выглянули люди из окошек – на месте горы громадное озеро простирается. Лишь с одного боку остались от горы обломки в виде гряды холмов. А в память об Асылтау люди назвали озеро Аслыкулем.

Незнай

Давным-давно жили, говорят, купец с женой. Был у них сын. В тот самый день, когда он родился, их кобыла ожеребилась, собака ощенилась и кошка окотилась. Мальчик рос и вместе с жеребёнком, щенком и котёнком играл. Отец дома редко бывал, по чужим землям торговать ездил.

И вот уехал однажды отец, а мать с учителем из медресе́[12]12

  Медресе (араб. «место, где изучают») – учебное заведение, одновременно и средняя школа, и мусульманская духовная семинария.

[Закрыть]

встречаться стала. Мальчик подметил это, и те опасаться начали, как бы не выдал он их, когда отец вернётся. Думал-думал хальфа[13]13

  Хальфа – учитель.

[Закрыть]

и надумал: избавиться надо от мальчишки. Мать испугалась и всё же спрашивает:

– А как от него избавиться?

– Ядом отравить, – говорит хальфа.

Разговор их конь подслушал и громко заржал: мальчику знак подал. Услышал он ржание своего коня и бегом из медресе домой примчался. Конь, ему всё рассказав, предупредил, что суп, который мать ему к обеду подаст, будет отравлен.

Приготовила мать к обеду суп. Мальчик за еду сел, а суп нарочно пролил.

На другой день хальфа спрашивает:

– Ну что, извела сынка?

– Нет.

– Тогда в хлеб яд подложи.

Разговор этот конь услышал и мальчику передал. Тот не стал за обедом хлеб есть. Опять невредим остался. Тогда хальфа советует матери мальчика:

– Вернётся твой муж, больной притворись. Скажешь, чтобы меня, хальфу, позвал. Дальше я сам знаю, что делать.

Через день-другой муж возвратился. Подъехал к дому, ворота на запоре. Стучит, никто не выходит. Как хочешь, так и входи в собственный дом. Кое-как калитку отпер, в дом вошёл. А там жена на постели лежит. Увидела мужа и стонет:

– Иди скорее за хальфой. Только он сможет вылечить меня.

Побежал хозяин к хальфе, привёл. Хальфа и говорит:

– Если хочешь, чтобы жена твоя жива осталась, накорми её мясом от правой ляжки сына и его коня.

– Да ты что, хальфа! – хозяин вскричал. – Сын-то ведь у меня один-единственный!

– Не любишь ты меня, – говорит жена. – Если б любил, не стал бы жалеть ни лошади, ни сына.

Заплакал купец, да что поделаешь, дал согласие.

Разговор этот конь в конюшне услышал и мальчику передал. Перепугался мальчишка, как теперь быть, не знает.

– Ты вот что сделай, – советует конь. – Когда меня резать выведут, скажи отцу: разреши, мол, в последний раз прокатиться верхом. Отец разрешит. Ты на меня садись, а когда два круга по двору сделаешь, ударь меня камчой[14]14

  Камча – нагайка, кнут, плеть.

[Закрыть]

, дальше я сам знаю, как быть.

И вот вывели коня, чтобы зарезать, мальчик и просит отца:

– Разреши, отец, в последний раз на коне проехать!

– Отстань! – говорят мать и хальфа. – Давайте быстрей резать!

Сжалился отец, разрешил. Объехал мальчик два раза двор, а потом, как конь велел, ударил его камчой, тот взвился и в один миг через плетень перелетел. Вслед за ними собака с кошкой помчались.

Ехали они месяц, ехали год, добрались до высокой горы. Остановились отдохнуть.

К тому времени мальчик вырос, настоящим егетом стал. Отменным тулпаром[15]15

  Тулпар – боевой конь.

[Закрыть]

стал его конь. Он говорит:

– Здесь неподалёку большой камень есть, каких даже на Кафтау[16]16

  Кафтау – горы, Кавказ.

[Закрыть]

нет. Надо этот камень поднять, под ним булатный меч лежит и доспехи, которые в огне не горят, в воде не тонут и сабли не боятся.

Нашли тот камень, глянули: никакому человеку тот камень не осилить. Тогда конь говорит:

– Нет, просто так тебе не поднять. Полезай-ка в моё левое ухо и выходи через правое.

Сделал так егет и стал могучим богатырём. Поднял камень, под ним и вправду меч и доспехи лежат.

– Пусть всё это пока здесь останется, под камнем, – говорит конь. – Надо будет – придёшь возьмёшь. А сейчас мы расстанемся. Я знаю, как тебя найти, а если понадоблюсь – свистни, я и примчусь. Ты дальше один ступай, в дороге не разговаривай ни с кем. Сделай себе клюку и шар. Будешь бежать и шар той клюкой перед собой гнать. На пути красивый большой город будет, там прекрасный дворец стоит. В нём три девицы живут, царские дочери. Из-за тебя спор между ними выйдет. Станут они бежать за тобой, а ты сделай так, чтобы тебя догнала младшая, самая красивая и умная. Когда догонит она тебя, в разговор с ней не вступай. На все вопросы одно отвечай: «Не знаю».

Попрощался егет с конём, собакой и кошкой, смастерил клюку, слепил шар и погнал его по дороге. В пути ни с кем не разговаривает, знай себе гонит шар по дороге. И вот впереди большой красивый город показался, а в городе дворец сверкает. Прямо в царский дворец направился и у ворот стал шар гонять. Увидали его царские дочери, стали спорить:

– Этот егет ко мне пришёл!

– Нет, ко мне, не к тебе!

Долго спорили, потом одна и говорит:

– Не надо нам спорить. Давайте так сделаем: как только он шагнёт, бросимся его догонять. Кто догонит, той из нас другом будет.

Первой побежала старшая. Как ни старалась, не смогла догнать. Потом средняя побежала, тоже не удалось: быстро шар катится, егет ещё быстрее бежит. Очередь младшей дочери догонять. Парень сразу же поддался. Собрался вокруг них народ, и сам царь к ним вышел:

– Ты кто? – спрашивает. – Откуда и куда идёшь?

А егет на все вопросы одно отвечает: «Не знаю».

Все подумали, что его зовут Незнай. Жалеют люди Незная: вот, какой красавец, а говорить не умеет. Молодец молча с утра до вечера шар гоняет. Надоело это царю, решил спровадить куда-нибудь молчаливого егета. Догадалась об этом младшая дочь и говорит:

– Никуда я не отпущу его от себя, потому что мил он мне. Царь рассмеялся:

– Что ты с немым делать-то будешь?

И вот остался Незнай во дворце. Построили ему особое помещение, чтобы шар гонял. Дни и ночи егет там шар гоняет. Больше ничего не интересует его. А младшая царевна смотрит, как он играет.

Много времени так прошло. И вот решил царь старшую дочь замуж отдать – за старшего везира[17]17

  Везир, или визирь – министр, высший сановник в странах Востока.

[Закрыть]

. В день, когда свадьбу должны были играть, налетела на город чёрная туча, гром загремел. Выбежали посмотреть, что в небе творится, а из тучи письмо на землю упало. Написано в том письме: «Царь! Ты решил отдать замуж дочь, которую я давно уже себе выбрал. Объявляю тебе войну. Трёхглавый дэв».

Прочитали письмо и испугались. Царь совсем расстроился:

– Со свадьбой придётся подождать. Надо войско собирать, к войне готовиться!

Собрали войско. Старшего везира царь во главе его поставил. Войско в семидневный поход выступило. Царь с дочерьми тоже в поход отправился. Младшая царевна перед этим приказала слугам, чтобы хорошо заботились о Незнае – он ведь во дворце остаётся.

Шесть дней, шесть ночей прошло. Незнай всё шар гоняет. На седьмой день услышал громкое конское ржание. Вышел во двор – его богатырский конь стоит. Упрекнул его хозяин:

– Шесть дней, шесть ночей минуло, а ты не думаешь ни о чём. К закату солнца должны мы на поле битвы поспеть.

Сел Незнай на коня и в путь отправился. Едет, а следом за ним собака с кошкой бегут. Доехал до той высокой горы, достал из-под огромного камня воинское снаряжение, облачился егет в доспехи, меч на пояс повесил, вскочил на коня. Не узнать Незная – батыром[18]18

  Батыр – богатырь.

[Закрыть]

, какого ещё не видел свет, стал. Домчался до места, где битва должна быть. Войско дэва готовое к бою стоит, а царского совсем не видать, не подоспело ещё. Стал Незнай один с тысячным войском биться, кошка с собакой тоже помогают. Мечом батыр махнёт – вражьи головы так и летят. Истребил всё войско. Теперь с дэвом сразиться ему осталось. Дэв говорит:

– А-а, так это ты и есть Незнай? Хоть ты и разбил моё войско, но тебе меня не одолеть! Биться будем или силой меряться?

– Мне всё равно, биться ли, силой ли меряться, – отвечает Незнай.

Схватил дэв Незная, поднял и ударил оземь. Незнай по щиколотки в землю ушёл. А ему – хоть бы что: он от земли силу берёт, оказывается. Теперь его очередь. Ударил дэва, тот по пояс в землю провалился. Размахнулся батыр мечом и все три головы снёс.

Во время боя был легко ранен Незнай. Вот едет он назад. Навстречу войско. Рану ему перевязали царевны. Царь не узнал победителя и говорит:

– Вот батыр так батыр! Один целое войско и самого дэва победил. Иди ко мне служить. Я за тебя младшую дочь отдам.

А та в слёзы:

– Нет, ни за кого, кроме Незная, не пойду!

– Не плачь, красавица, – говорит батыр. – Не пойду я в царское войско служить, у меня своих дел хватает.

Поблагодарил царевен за то, что рану перевязали, вскочил на коня и вмиг с глаз исчез. Не доезжая города отпустил коня. Приходит во дворец и опять начинает шар гонять. Вернулось войско, младшая царевна у слуг спрашивает:

– Как здесь Незнай поживал?

– А что ему сделается? Шар свой с утра до ночи гоняет. Один день только пропадал где-то.

Через некоторое время царь отдал старшую дочь за главного своего везира. Свадьбу отпраздновали. А Незнай знай себе шар гоняет. Вот и среднюю дочь царь замуж отдаёт, за второго везира. Накануне свадьбы налетела туча на город, перепугался народ: как бы опять чего не вышло! И вправду – из тучи письмо на землю слетело: «Царь! Зря решил ты вторую дочь за везира отдать! Объявляю тебе войну. Шестиглавый дэв».

Царь опять войско собрал, жениха во главе его поставил. В девятидневный поход войско отправилось. Царь и дочерей в поход взял. Незнай, как и прежде, остался шар свой гонять. За ним слуги присматривают, младшая дочь так велела. Семь дней прошло, молодец во дворце всё шар гоняет. На восьмой конское ржание раздалось. Вышел Незнай – его конь стоит.

Сел Незнай верхом, никому не доложился, в путь отправился. У высокой горы облачился в богатырские доспехи, меч взял, дальше поехал. Приезжает на поле битвы, а там вражеское войско – что чёрные галки, всю землю покрыло. Кинулся врагов косить. Ему конь, собака и кошка помогают. Только на следующий день истребил всю нечисть. Тогда выходит шестиглавый дэв на поединок:

– А-а! – кричит. – Так это ты, Незнай?! Попробуй-ка со мной сразиться!

Схватил Незная и оземь ударил. Тот по колени в землю ушёл. По колени ушёл – ещё сильнее стал. Вскочил на коня, махнул мечом, четыре головы разом снёс. Понял дэв: плохо дело, надо хотя бы две головы сберечь. Долго ещё кружили они друг друга. Изловчился, наконец, Незнай и снёс последние две головы дэву. Но небольшую рану успел тот нанести батыру.

Поехал он назад, навстречу – царское войско. Царевны перевязали рану богатыря. Тут его царь увидел:

– А-а, тот самый батыр! Уж теперь-то не отпущу тебя. Оставайся в моём войске служить.

Не соглашается батыр. А младшая царская дочь всё приглядывается к нему да приглядывается:

«Что-то батыр этот на Незная похож, не брат ли ему?» – думает.

А царь всё своё:

– Хочешь, среднюю дочь бери, хочешь – младшую отдам.

Та снова в слёзы:

– Кроме Незная, ни за кого не пойду!

– Не плачь, красавица, – говорит батыр. – Не останусь я у вас, моё дело – обиженных защищать.

Вернулся во дворец и, как прежде, стал шар гонять. Через девять дней возвратилось войско. Младшая царевна сразу к слугам:

– Как Незнай здесь поживал? Хорошо ли ел-пил?

– Ел-пил хорошо, шар гонял, но два дня пропадал где-то.

Царь богатую свадьбу устроил, среднюю дочь за второго везира выдал. А Незнай всё шар гоняет.

Наступило мирное время. Пора младшую царскую дочь замуж отдавать. Много женихов приезжало свататься. Всем царевна отказывала. Вызвал царь её и говорит:

– Давно я тебе слово дал: за кого захочешь, за того пойдёшь.

– За Незная, только за Незная хочу! – стоит она на своём.

Огорчился царь:

– Сама подумай. Умру я, младший зять царство должен наследовать, а какой из Незная правитель царства: молчун он.

Заплакала дочь. Сжалился тогда отец, велел к свадьбе готовиться. Старшие зятья-везиры довольны: после смерти царя, думают, они править станут, потому что какой же правитель страны из немого?!

День свадьбы настаёт. И опять чёрная туча город накрыла. На этот раз двенадцатиглавый дэв войну царю объявляет. Собрали войско, а кого во главе его поставить, царь не знает. Спрашивает младшую дочь:

– Ну, что скажешь: кому войско вести, ведь не молчуну Незнаю?!

– Сама поведу!

И повела войско на войну. Незнай остался шар гонять. А до поля битвы – двенадцать дней пути. Девять дней прошло. Вышел Незнай на двор, по-молодецки свистнул. Конь явился. Кликнул Незнай собаку, кошку и верхом в путь отправился. У высокой горы достал из-под камня богатырские доспехи, взял меч. Поскакал дальше. До поля битвы домчался. Глядит: войско вражеское, как саранча, землю покрыло. Начал биться. А вражеские полчища так и лезут, так и лезут – конца-краю не видать. Налево мечом махнёт, направо махнёт – они так и валятся. Истребил всех до последнего. Свалился сам от усталости, заснул. Когда отдохнул немного, будит его конь:

– Вставай, навстречу двенадцатиглавому дэву спешить надо. Если он сам сюда прибудет, не скоро одолеешь его. Напади неожиданно. Когда ты у него восемь голов срубишь, он просить станет: чтоб отпустил ты его с отцом проститься. Ты отпусти. А только нам до его отца раньше добраться следует. Ведь он от отца силу берёт. Мы ту силу перехватим.

Помчались навстречу дэву. Дэв, увидев батыра, зарычал:

– А-а! Так это ты, Незнай? А ну давай силой меряться!

День бьются, другой. Восемь голов срубил у дэва Незнай, стал тот просить, чтобы отпустил его домой с отцом проститься. Батыр отпустил, а сам, не мешкая, поскакал на коне туда, где отец дэва живёт. Тот слепым был. Когда Незнай к нему приехал, тот подумал, что это сын вернулся. Нацедил своей крови стакан и подаёт батыру. Выпил Незнай той крови и намного сильнее, чем раньше, стал. Поблагодарил старого дэва, вышел за порог – а там с подоспевшим двенадцатиглавым дэвом столкнулся. Не ожидал этого дэв. Батыр сразу три головы у него снёс. Последнюю голову осталось срубить. Когда срубил её, сам рану получил и упал без сознания. Подхватил конь Незная, к царскому войску поскакал. Перевязали его царевны, а царь опять отпускать от себя чудесного батыра не хочет.

– Оставайся, – говорит, – младшую дочь за тебя отдам.

– Никого не желаю, – говорит та. – Незная люблю.

Помчался батыр во дворец. На этот раз конь у него остался. Привязав во дворе коня, спать лёг: очень уж устал. Собака с кошкой Незная сторожить стали. Войско нескоро вернулось, а Незнай всё спит. Младшая царевна любимого разыскивать кинулась. Побежала туда, где он всегда шар гоняет, – нету. Потом в его комнату направилась. К дверям подходит, у порога собака сторожит. Царевна не испугалась, вошла. Смотрит, Незнай лежит. Вскочил он и обнял царевну, к сердцу прижал.

  • Золотые дети автор сказки
  • Золотые горы алтая рассказ
  • Золотые ворота рассказ для детей
  • Золотой хлеб сказки эдуард лабулэ книга
  • Золотой серпок сказка текст распечатать