Золушка картинки из сказки советские

Начну с того что, хочу сказать всем — огромное спасибо за тёплые отзывы, за интерес к моей предыдущей публикации о Золушке!
Скорей всего, это и послужило стимулом для столь быстрого появления следующей, в которой хочу показать, какое широкое внимание уделялось и уделяется чудесной сказке о Золушке в области искусства иллюстрации. Но чем же вызван такой обширный интерес к истории о хрустальных башмачках?
Любимый, всеми нами, фильм о Золушке 1947-года, подарил много фраз, ставших крылатыми. И, всё же для меня, одним из ответов на этот вопрос, стала цитата из последнего диснеевского шедевра — «Cinderella» 2015 года:

-Будь сильной и верь в добро. Даже в твоём мизинце больше доброты и великодушия, чем у иных людей во всём теле. Там, где вера в добро, там и доброта. И волшебство.

Огромная популярность истории о хрустальных башмачках в наше время, лично меня радует осознанием, что и в сегодняшнем, не слишком-то и уютном мире, красота внутренняя, красота душевная ( считаю, что, в первую очередь, это доброта, во всех её проявлениях ) ценится совсем не меньше внешней.

Теперь о самих иллюстрациях — информацию о некоторых авторах нашла, в остальных случаях, буду рада любым дополнениям.
Начну с книжных иллюстраций.
История Золушки насчитывает не меньше тысячи всевозможных фольклорных интерпретаций, но смысл остаётся неизменным в каждой из них. Хотя мы знакомы с этой доброй сказкой лишь по редакциям известных сказочников — Шарля Перро, братьев Гримм и Джамбаттиста Базиле, её вполне можно отнести к народным.
Одни из первых иллюстраций «Золушки» появились в 1867 году, автор Гюстав Доре (Gustave Doré). Гюстав Доре – французский художник, гравер, иллюстратор. На счету Доре иллюстрации творчества лорда Байрона, «Дон Кихота» Сервантеса, Библии, Эдгара Алана По, «Потерянный рай» Мильтона и «Божественная комедия» Данте Алигьери. Гюстав Доре был мастером гравюры и считается один из величайших иллюстраторов 19 века. Именно под влиянием его работ, в 1899 году великий французский режиссёр немого кино Жорж Мельес создал свою «Cendrillon».

Создание следующей «Золушки» приходится на период Первой мировой войны, 1919 год. Автор -английский иллюстратор Артур Рэкем (Arthur Rackham). Рэкем работал в разных техниках — и акварель, и графика, и создавал, так называемые «Вытынанки», и в основном, писал тушью. Черный цвет и контрастность черного и белого является определяющей в Золушке Рэкема, иногда художник использует еще два-три дополнительных цвета, в тех работах, которые максимально насыщены черными фигурами.

«Золушка» иллюстратора Анны Андерсон (Anne Anderson) была издана уже после смерти автора в 1935 году. Этот известный шотландский автор вошла в историю иллюстрации, как иллюстратор в стиле модерн. Работам Анны Андерсон характерны проработанность деталей, красивые нежные женские образы, использование природы или интерьера в качестве орнаментального украшения.

«Золушка» 1942 года издания, автор иллюстрации американец, шведского происхождения Густаф Тенгрен (Gustaf Adolf Tenggren). Работы Тенгрена известны использованием силуэтных фигур с комическими, карикатурными лицами. В конце 30-х годов 20 века, в Золотой век американской анимации, Густаф был главным аниматором студии мультипликации Walt Disney Company. Из-под его руки вышли всеми любимые известные мультфильмы «Пиноккио», «Белоснежка и семь гномов», «Фантазия» и «Бемби».

Автор следующей «Золушки» 1948 года, голландская иллюстратор Вильемина Шермель (Willy (Wilhelmina) Schermelé). Помимо того, что Шермель была иллюстратором детских книг, она еще и сама их писала. Начинала Вильямина в ежедневном журнале «De Telegraaf», как иллюстратор женских рубрик и статей. Пробовала свои силы также в рисовании комиксов, которые в 30-е годы появились в «Geïllustreerd Stuiverblad». Большую популярность ей приносит работа над книгой о приключениях мышонка под названием «De avonturen van Speksnoetje». Работы Шремель очень милые, незамысловатые, но выполненные в реалистической манере.

В 1950 году иллюстратором сказки «Золушка» стала Елена Гуртик. Ее работы отличает немногословность в цвете, но многослойность в изображении. Используя только два основных цвета – красный и синий, на белом фоне, Гуртик умело создаёт иллюстрационные изображения максимально понятные и доступные.

Ещё одна «Золушка» Ш. Перро, художник Виктор Таубер, 1950 год.

В следующем, 1951 году, «Золушку» иллюстрирует французский автор греческого происхождения, Адриенн Сегюр (Adrienne Segur). На счету Сегюр иллюстрации к самым любимым и известным сказкам. Из-под её руки вышли «Золушка», «Алиса в стране чудес», «Красавица и чудовище», «Спящая красавица», «Красная шапочка» и многие-многие другие. Первая популярность пришла к Адриенн после её иллюстрации книги «Приключения Котонне». Манера рисунков автора очень близка к традиционной классической гравюре, она работала как с черно-белой, так и цветной иллюстрацией.

Следующая «Золушка» 1956 года, русского советского иллюстратора и графика Владимира Конашевича. Первые иллюстрации Конашевич делает в годы Первой мировой войны, он иллюстрирует «Азбуку в рисунках». С 20-х годов 20 века Конашевич отдает себя детской книге, и посвящает ей всю свою жизнь. Считается классическим иллюстратором произведений С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. «Золушка» Конашевича получилась очень милой и по-детски понятной.


1961 год «Золушка» Ш.Перро. Рисунки В.Кубашты, книжка-игрушка издательство «Артия» Прага.


Эта «Золушка», знакомая многим из детства, была придумана и нарисована Эриком Булатовым и Олегом Васильевым в 1971 году, издательство «Детгиз». Булатов и Васильев проработали в паре много лет, итогом этого сотрудничества стало большое количество иллюстрированных книг. Рассматривая работы этих художников, складывается впечатление, что каждый герой нарисован буквально одним-двумя легкими, воздушными штрихами, которые потом заполняются цветом.


В 1972 года «Золушку» нарисовал британский иллюстратор детских книг Эррол Ле Кайн (Errol Le Cain). В 1984 году Кайн был удостоен почетной награды «Greenaway awards», как лучший детский книжный иллюстратор Британии 1984 года. За свою недолгую жизнь Кайн создал иллюстрации для 48 детских книг.



1974 год «Попелюшка» Ш.Перро, художник Галина Галинская, издательство «Веселка» Киев.


В 1977 году «Золушку» иллюстрирует очень талантливый и, подающий большие надежды, советский художник, график и иллюстратор, Светозар Остров. К началу работы над Золушкой, он уже был выпускником Института им. И. Е. Репина и участником всесоюзных выставок.


Также в 1977 году «Золушку» иллюстрирует американский художник-иллюстратор Хилари Книгхт (Hilary Knight). Хилари автор девяти книг и иллюстратор более пятидесяти. Является соавтором, вместе с Кейем Томпсоном, серии историй об Элоизе.
Хилари сделал много иллюстраций для детских и модных журналов, поздравительных открыток, рекламных плакатов, афиш для Бродвейских мюзиклов.



1978-й год «Золушка». Рисунки Т.Югатовой. Иркутск «Восточно-Стбирское книжное издательство».

1979-й год «Золушка». Рисунки С.Головатого. Чебоксары.

1980-й год «Золушка». Рисунки Борис Дехтярёв. Москва, издательство «Детская литература».



1981-й год «Золушка». Рисунки А.Рейпольский. Ленинград, «Художник РСФСР».


1981-й год «Золушка». Рисунки Б.Трухановской. Варшава, «Наша Ксенгарния».



В 1983 году иллюстрации к «Золушке» создаёт итальянский художник Роберто Иннокентии (Roberto Innocenti). Золушка этого автора реалистическая, живописная, даже можно сказать, работа «для взрослых». В ней мало остается от детской книги, это реальная история, реальных людей. Очень удивляет факт, что художник был полностью самоучкой.

1983-й год «Золушка». Художник А.Туманов. Казань.

1984-й год. Художник Т.Юфа. Петрозаводск.


1984-й год «Золушка». Рисунки Я.Зельской. Минск .«Юнацтва».


1984-й год «Золушка». Художник Ф.Гамбарова. Ташкент .«Еш гвардия».



1988-й год «Золушка».Рисунки Е.Штанко. Киев. «Веселка».


В 1989 году иллюстрации к «Золушке» создают сразу два художника, один из которых, советский русский иллюстратор – Михаил Бычков. Иллюстрация вошла в сборник сказок Шарля Пьеро. Бычков живет и работает в Санкт-Петербурге. В 2002 году художник был удостоен Почетным дипломом Международного совета по детской книге.

Вторым иллюстратором 1989 года является мастер советской и российской иллюстрации Ольга Кондакова. Её «Золушка» — сказка для сборника сказок братья Гримм. Именно этот сборник сказок братьев Гримм, был отмечен премией ЮНЕСКО.

Анатолий Елисеев.


Janet and Anne Grahame-Johnstone.

Francis Brudage.


Rene Cloke.

Надежда Илларионова.

Г.Траугот.

Удивительное создание эта Золушка, история о ней никогда не заканчивается…
Продолжение будет завтра.

March 16 2014, 18:52

Category:

  • Литература
  • Cancel

Золушка с иллюстрациями Владимира Конашевича

В саду расцвели первые крокусы, а у Главного Читателя расцвела любовь к волшебным сказкам Перро. Особенно проникся он историей о потерянной туфельке и найденной любви — Золушкой. И пусть эта сказка есть у нас в бессчетном количестве сборников с иллюстрациями самых разных мастеров и в различных переводах, увидев переиздание с рисунками Владимира Конашевича отдельной книгой, я просто не смогла пройти мимо. Как оказалось, не зря: замечательный полный перевод с французского Натальи Касаткиной и легкие изящные иллюстрации с множеством деталей создают волшебный мир, полный очарования пышных балов, затейливых нарядов и доброй сказки.

Качество издания превосходное: мягкая очень плотная глянцевая обложка, белоснежная плотная мелованная бумага, крупный шрифт, скрепка и отличная красочная  и четкая печать любимых с детства иллюстраций.

в «Лабиринте»
Для меня Золушка всегда будет собирательным образом из иллюстраций Дехтерева, которые были в книге моего детства, советского мультфильма Аксенчука 79 года и изумительного черно-белого фильма с Яниной Жеймо (Как вам, кстати, раскрашенная версия?).
А вот Главный Читатель сейчас видит Золушку как-то так (словесные описания автора прилагаются):

1. Золушка в платье с рюшами и сумочкой, в которой лежит мобильный, чтобы не пропустить 12 часов
2. Карету везет на бал улыбчивая голубая лошадка с пышной гривой. В центральном окошке — Золушка, на запятках — лакей.
3. Золушка и принц танцуют на сцене дворца, держась за руки. Кружатся так быстро, что у Золушки развиваются волосы, и принц их с лица сдувает. А справа — корона, которую наденут Золушке, когда принц на ней женится.
4. Золушка в куртке поверх платья убегает по лестнице. Часы на мобильном показывают 12 (поэтому сумочка закрашена, а часы нарисованы выше). Принц (вон тот сверху с широко раскинутыми ручищами) бросается вдогонку, чтобы поймать Золушку. Справа возле юбки — слетающая туфелька.

_900 x 600 7.jpg

Все мы хоть раз смотрели сказку «Золушка» с трогательной Яниной Жеймо, и многие убеждены, что лучшей истории про добрую девушку, мечтавшую попасть на бал, до сих пор не сняли. Советская «Золушка» снималась в тяжелые послевоенные годы, в Ленинграде, который еще не оправился от блокады. Но, несмотря на сложные условия, кино получилось легким, волшебным и очень красивым.

Во многом успех картины связан  с полной очарования Яниной Жеймо, идеально, в свои  тогдашние тридцать семь лет, вписавшейся в роль юной Золушки.  Но важна и сказочная атмосфера: дворцовые интерьеры, кареты и, конечно, наряды.

Кадр из фильма «Золушка»

Фильм «Золушка» был утвержден к производству в конце мая 1945 года, а вышел в 1947 году. Его снимали режиссеры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро. Сценарий, специально под Жеймо, написал знаменитый драматург и писатель Евгений Шварц. А эскизы костюмов и декораций «Золушки» принадлежат художнику Николаю Акимову.


Советский театральный режиссёр, сценограф, педагог, художник (портретист, книжный график, иллюстратор, плакатист, кино), публицист, народный артист СССР Николай Павлович Акимов

Это был союз близких людей, порой даже родственников или бывших родственников. Например, режиссер Кошеверова пригласила делать эскизы к «Золушке» своего бывшего мужа, художника Акимова. Он привел с собой свою вторую жену Елену Юнгер, которая сыграла одну из вредных сестер Золушки.


Кадр из фильма «Золушка» . Елена Юнгер

«Золушка» с самого начала могла бы быть цветной (фильм отреставрировали  и «раскрасили» в 2009 году), о чем говорят красочные эскизы. Но в послевоенное время с пленкой было непросто, в итоге кино было снято на трофейную черно-белую пленку.

Кроме Николая Акимова над костюмами в фильме работали художники Татьяна Левицкая и Е. Шибинская

Самым сложным, с чем им пришлось столкнуться, было полное отсутствие материала из которого можно было сшить сказочные костюмы для королевского бала. Съемочная группа приносила из дома все, что хоть как то могло помочь работе.


Кадр из фильма «Золушка» . Костюм волшебника явно сшит из занавески.

Костюмерные «Ленфильма» после войны были в ужасающем состоянии, большая часть помещений cгорела или была уничтожена бомбами, поэтому платья для Золушки и главных героинь пришлось шить из занавесок

Большую часть костюмов сшили из бархатных и велюровых штор и  скатертей, из обрезок тюля. Пышное бальное  платье Золушки  — не стало исключением: его сшили из обрезков шифона, которые когда-то приберегла Фаина Раневская.

4.jpg
Кадр из фильма «Золушка»

Впрочем, у Золушки в фильме не одно, а два бальных платья. Давайте вглянем на них поближе.

В первом платье художника по костюмам явно вдохновила середина XIX века с пышными юбками на кринолинах (специальных каркасах в форме купола). Носили тогда и корсажи с заострёнными лифами. У бальных платьев были короткие рукава и вырезы, открывающие шею и грудь, а юные девицы чаще всего носили именно такие, светлые воздушные наряды из лёгких тканей. Вот разве что у настоящего платья той поры декольте открывало бы плечи и рукава были бы другой формы и покороче.

Зато сколько материалов использовано в этом платье! Тут вам и атласный лиф, и узорчатые узкие нижние рукава, и воздушные тюлевые поверх них, и кружево по краю выреза… Особенно интересна юбка Золушки. Кринолин под ней не очень длинный, судя по тому, как ведёт себя подол платья в движении. А сама юбка, по всей видимости, из нескольких слоёв, с отделкой атласными бантиками.
.


Кадр из фильма «Золушка»

Второе платье — того же типа. Атласный блестящий лиф, пышная матовая юбка и пышные же рукава с крылышками. Но у этого платья вырез треугольный, лиф не гладкий, а с вышивкой, и рукава длинные, очень пышные, с высокими атласными манжетами. И в отделке рукавов почти теряется тесьма с блёстками, которая перехватывает их выше и ниже локтя…


.Кадр из фильма «Золушка»

Юбка, в отличие от предыдущей, без отделки. В ней, судя по всему, тоже несколько слоёв, причём поверх блестящего надет матовый, с разрезом впереди. И, главное, она не на круглом кринолине XIX века. Больше похоже на фижмы XVIII века, плоские спереди и сзади и широкие в боках.
.
.0 1 1Capture.PNG
Кадр из фильма «Золушка»

А если посмотреть сзади, то это даже больше похоже на т. н. «бамролл» конца XVI века (валик из ткани, который чем-то напоминает… да спасательный круг! их носили на бёдрах для придания пышности юбкам).

Кадр из фильма «Золушка»

Словом, эклектика! Но сказочная. А, учитывая обстоятельства, настоящее чудо..

Давайте теперь взглянем на наряд Феи-Крёстной. Тем более, что он тоже волшебный — почти неузнаваемо преобразил актрису Варвару Мясникову, которая сыграла пулемётчицу Анку в легендарном «Чапаеве» (1934).

В пьесе Евгения Шварца, и в фильме Фея появляется сначала как «солидно, соответственно возрасту одетая пожилая дама».

_____Capture.PNG
Кадр из фильма «Золушка»

Однако затем преображается: «Перед Золушкой стоит теперь стройная, лёгкая, высокая, золотоволосая молодая женщина. Платье её горит и сверкает, как солнце».


Кадр из фильма «Золушка»

Как известно из многочисленных сказочных иллюстраций, у феи должен быть головной убор. Высокий! Рогатый или остроконечный. Похожий на те фантастические сложные уборы, которые дамы носили в XV веке, да ещё с ниспадающей прозрачной вуалью.

___bbCapture.PNG

И головной убор нашей Феи — просто находка художника по костюмам Николая Акимова. С одной стороны, он действительно навевает воспоминания о старине. С другой — это же полумесяц! А сверху сверкают звёзды. Словом, почти что «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит», только наоборот. А ещё можно вспомнить, что олицетворением луны была богиня Диана…

Словом, множество аллюзий!

И полумесяц, и серьги, и звёзды, и палочка, и юбка, и даже бретельки на платье — всё сияет, всё искрится! Спасибо чешскому бра от Фаины Раневской, которое разобрали на отдельные бусинки…


Кадр из фильма «Золушка»

Cам наряд при ближайшем рассмотрении оказался довольно соблазнительным.

__bhbvCapture.PNG

Кадр из фильма «Золушка»

Плотно облегающий лиф, высоко приподнимающий весьма пышный бюст. Обнажённые плечи (тоненькие бретельки не в счёт). Отделённые от лифа короткие рукав. Талия подчёркнута пышной и жёсткой баской, играющей роль верхней юбки и маленьких фижм (в стиле XVIII века) одновременно. Из-за узора и блеска ткань кажется похожей на чешую, а жёсткий каркас усиливает это впечатление.

__nbCapture.PNG

Кадр из фильма «Золушка»

Зато по контрасту многослойные юбки из тонкой прозрачной ткани кажутся особенно нежными. И если у Золушки платье, как и положено хорошим девочкам, закрытое, то Фея, дама, многое повидавшая, уже может себе позволить глубокое декольте!

Абсолютно незабываема и неподражаема в фильме Фаина Раневская в роли мачехи.

.

Кадр из фильма «Золушка»

.

.Кадр из фильма «Золушка»

«Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли», — говорила Фаина Раневская.

Во время съемок она заметно похудела, и не щадя лица, перекраивала его под образ зловредной алчной лесничихи. Раневская засовывала в рот кусочки ваты, чтобы приподнять скулы, подтягивала нос (в сказке нос у Раневской вздернутый) с помощью клея.


.Кадр из фильма «Золушка»
.


.Кадр из фильма «Золушка»
.

Кадр из фильма «Золушка»


Кадр из фильма «Золушка»

В фильме у Раневской как минимум три разных наряда, при этом актриса, по своей привычке активно участвуя в процессе съемок, изобретала фразы, жесты, и аксессуары, способные, по ее мнению, лучше показать ее героиню, усилить ее восприятие зрителями.

В своем дневнике она писала: «В сцене, где готовилась к балу, примеряла разные перья — это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья, и любоваться собой»

C костюмами  съемочной группе в конце концов улыбнулась удача. К тому времени, как начали снимать сцену бала и потребовалась масса роскошных нарядов, на костюмеров свалилось настоящее богатство – в 1945-м Красная армия (получившая название Советская в 1946 году) конфисковала в Берлинском театре три тысячи шикарных костюмов, и часть из них передали для съемок «Золушки».

Именно эти костюмы мы теперь можем увидеть на гостях и придворных в сказочном дворце.   А еще часть бальных костюмов взяли на время у Мариинского театра


Кадр из фильма «Золушка»

И именно поэтому в фильме представлено такое разнообразие стилей и фасонов из абсолютно разных стран и времен.  Но это сказка, а в сказке много чего можно нафантазировать, в том числе и платья из разных эпох на бал надеть.

1  post-5393-1482768309.jpg
Кадр из фильма «Золушка» . Здесь очень хорошо видно, что костюм принца из одной эпохи, а слуг — из совершенно другой.

«В павильонах не топили, и поверх платьев для королевского бала каждый обматывался платками и шалями. Но как только раздавалась команда «Мотор!», «гости бала» сбрасывали платки и валенки и вальяжно обмахивались веерами, как будто им жарко», – так Янина Жеймо описывала съемки в своем письме сестре.

Янина Жеймо была очень маленького роста, всего 148 сантиметров, и ножка у  нее была крохотной. «Хрустальные»  туфельки 31-го размера, которые торжественно вручил доброй девушке влюбленный в нее паж, на самом деле сделаны из оргстекла.


Кадр из фильма «Золушка»

В них невозможно было ходить, и тем более, танцевать. Но однажды Янина Жеймо их надела и очень аккуратно ступая, вошла в них в кадр.
.

«Хрустальная» туфелька из фильма «Золушка» в музее киностудии «Ленфильм»

В сценарии Золушка по просьбе мачехи безропотно надевает туфельку её дочери Анне. Жеймо была с этим категорически не согласна. Она считала, что Золушка должна бороться за свою любовь. Накануне съёмки актриса звонила Шварцу и просила переписать текст, но тот отказался.

Алексей Костричкин, правнук актрисы Янины Жеймо:

«– На следующий день назначена съёмка. Кошеверова командует: «Камера, мотор, начали!» Идёт сцена, доходит до этого момента, и прабабушка не может согласиться. Но она говорит: «Нет». И в этот момент Фаина Георгиевна Раневская делает удивительную вещь. Она говорит: «Золушка, если ты сейчас не наденешь туфельку Анне, то я выгоню твоего отца из дома». И тогда Золушка соглашается. Медленно идёт Шварц из глубины павильона. И вот дальше это просто нужно представить себе! Он обращается не к Янине Жеймо, он обращается к Фаине Раневской и говорит: «Фаина Георгиевна, Вы забыли сказать: «И сгною его под забором». На что Фаина Георгиевна отвечает: «Прости, дорогой, чувствую, что говорю что-то не то, а что именно…»

_900 x 600.jpg
Кадр из фильма «Золушка»

Жеймо тщательно перегримировывали перед каждым крупным планом, актриса старалась как следует высыпаться, чтобы хорошо выглядеть. Несмотря на это, «не золушкин» возраст мог бы «выступать», если бы не сияющие, распахнутые глаза Янины Жеймо…

Правда, небольшие хитрости для «омоложения» Жеймо все-таки применять пришлось. Например – длинные белые перчатки, которые Золушка надевает на бал – не случайность, – руки актрисы выдавали ее возраст.

6.jpg
Кадр из фильма «Золушка»

Все декорации и почти все костюмы фильма «Золушка» были утеряны. Цветная версия картины создавалась по сохранившимся эскизам художника Николая Акимова. В целости сохранились лишь хрустальные туфельки…


Слева направо эскизы Николая Акимова для фильма «Золушка» (1947): Лестница; Спальня мачехи и дочерей; Терраса Королевского дворца

_ 4 Capture.PNG
Эскизы Николая Акимова для фильма «Золушка» (1947)

Отсюда.  Отсюда Отсюда

И немного  Отсюда. Отсюда . Отсюда. Отсюда   Отсюда

11552139

Кинуко Крафт — Золушка на балу — иллюстрация к сказке Шарля Перро

Песенка Золушки из мультфильма «Золушка» (1979)
Игорь Цветков на слова Генриха Сапгира
Поёт — Людмила Сенчина

Hrustalnye-tufelki-dlya-sovremennoy-Zolushki

4maf.ru_pisec_2015.09.17_21-19-45_55fb03c55a5e1

Сюжет о Золушке — неоднократно встречающийся сюжет в западноевропейской литературе. Это так называемый «бродячий» сюжет, который переходит из одной сказки в другую.

Самая ранняя из известных версий этой сказки обнаружена в египетских папирусах. Главная героиня сказки — девушка по имени Родопис, родившаяся в Греции. Она была похищена пиратами, которые привезли её в Египет, где и продали в рабство. Хозяин купил ей изящные кожаные позолоченные сандалии. Пока Родопис купалась в реке, сокол, а этим соколом был бог Гор, украл её сандалию и унес фараону. Сандалия была такой маленькой и изящной, что фараон вознамерился жениться на её обладательнице, поэтому приказал разыскать эту девушку. Девушку, конечно же, нашли и всё закончилось свадьбой.

Сюжет о Золушке встречается в сказках, пересказанных Джамбаттиста Базиле (1566 или 1575 — 1632) — итальянским поэтом и писателем-сказочником. Впоследствии этот сюжет в несколько переработанном виде присутствует в сказках у Шарля Перро и у братьев Гримм. Но всё же самой популярной в России стала сказка француза Шарля Перро. Прекрасно помню свою детскую книжку его сказок, изданную в большом формате и оформленную рисунками Гюстава Доре.
Интересно, что в разных вариантах сказок туфельки Золушки были то позолоченными, то вышитыми золотом, то целиком золотыми и только в сказке Шарля Перро они хрустальные.

Кроме того, любые сказки — замечательное поле для деятельности художников-иллюстраторов и сказки Шарля Перро исключения не составляют.

4maf.ru_pisec_2015.09.20_20-58-47_55feece8bd4f1

Jan5Шарль Перро, родился в 1628-ом году в Париже, — французский поэт и критик, член Французской академии с 1671-го года.

Отец Шарля Перро был судьёй Парижского парламента. Один из его братьев — Клод Перро был известным архитектором, автором восточного фасада Лувра.

Шарль учился в университетском коллеже Бовэ, который бросил, не доучившись. Затем купил лицензию адвоката, но вскоре оставил эту должность и поступил клерком к своему старшему брату архитектору Клоду Перро.
Благодаря Кольберу (1619-1683) — контролёру финансов и фактическому первому министру короля Людовика XIV, Перро в 1663-ем году был назначен секретарем вновь образованной Академии надписей и изящной словесности. Перро также был генеральным контролером сюринтендатства королевских строений. После смерти своего покровителя Кольбера он впал в немилость и потерял пенсию, которую получал за свои литературные труды, а в 1695-ом году Перро лишился и места секретаря Академии.

Перро был довольно плодовитым литератором, но его художественные произведения, за исключением сказок, вскоре были забыты. Французское искусство, достигшее своего расцвета при короле Людовике XIV, он ставил выше даже античного искусства. Исскусству Франции этого периода посвящён сюжет «Искусство солнечной Франции времён Короля-Солнце».

В 1697-ом году Шарль Перро опубликовал сборник «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Сборник содержал восемь сказок (среди них и сказка «Золушка»), представлявших собой литературную обработку народных сказок.
Сказки Перро издал не под собственным именем, а под именем своего девятнадцатилетнего сына. Исследователи полагают, что сделал он это для того, чтобы уберечь свою уже сложившуюся литературную репутацию от обвинений в работе с «низким» жанром сказки.
Сын Шарля Перро носил двойную фамилию — Перро д’Арманкур, так как он прибавил к своей фамилии название замка Арманкур, купленного его отцом.

Умер Шарль Перро в 1703-ем году там же, где и родился — в Париже.

4maf.ru_pisec_2015.09.23_13-40-19_56027ea82816b85953423      64457594      46767064      30909453
Иллюстрации Гюстава Доре (1832-1883) к сказке Шарля Перро «Золушка»

С краткой биографией Гюстава Доре и другими его работами можно ознакомиться в сюжете «Знаменитые литературные герои — Дон Кихот — грустный рыцарь из Ла-Манчи (часть 1)»

4maf.ru_pisec_2015.09.23_13-29-34_56027ea82816b      59319295      90695650      85075944      99923565      77429878      43094812      7      87098499      9      77778961      73147291      76873549
Иллюстрации Миллисент Сауэрби (1878-1967) к сказке Шарля Перро «Золушка»

635626_original

Amy Millicent SowerbyЭми Миллисент Сауэрби (Amy Millicent Sowerby) родилась в 1878-ом году в Англии.

Её отец — Джон Г. Сауэрби (John G. Sowerby), кроме прочего, был ещё и иллюстратором. Миллисент начала рисовать очень рано. В детстве она несколько лет посещала уроки рисования, но для этого нужно было далеко ездить, поэтому случалось это не более двух раз в неделю. По большей части девочка училась рисовать сама, копируя работы известных мастеров с открыток.

В юности Миллисент вместе с сестрой Гитой начала сотрудничать с книжными издательствами: Гита писала рассказы и стихи, а Миллисент рисовала к ним иллюстрации.

Позже Миллисент становится иллюстратором детских открыток, изображавших сцены из произведений Шекспира, а также многих детских сказок. Руке Миллисент Сауэрби принадлежат серии открыток, получившие название «Открытки для малышей» (Postcards for the Little Ones). Широко известны иллюстрации Миллисент Сауэрби к книге Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес».

Своей семьи у художницы не было. Умерла она в 1967-ом году в Англии.

И вот что интересно: работы художницы живут на открытках и на страницах книг до сих пор, а её собственного портрета или фотографии на русскоязычных и англоязычных сайтах, к сожалению, найти не удалось. Но мир не без добрых людей и, благодаря помощи коллеги
katyozhka, фотография таки отыскалась в испаноязычном сегменте интернета.

4maf.ru_pisec_2015.09.23_16-07-10_5602a3d32ae2428762218      75623138      30023324      80916191      11332217      57048705      35679033      69791217      79484382      31392005      16525693      45539593      51431848      20350178
Иллюстрации Кинуко Крафт к сказке Шарля Перро «Золушка»

635626_original

116139472_4f25e5f02c380Кинуко Крафт, родилась в 1940-ом году в Японии, — американская художница японского происхождения.

Первыми учебниками Кинуко стали книги из библиотеки деда-каллиграфа, и девочка получила такой заряд вдохновения, что решила поступать сначала в художественный колледж Канадзава в Японии, а затем изучать искусство иллюстрации в США — в Чикагском университете.

Как и многие другие художники, Кинуко начинала свою карьеру с работы в самых различных студиях, газетах и журналах, но затем отправилась в свободное плавание, чтобы иметь возможность решать самой что и как рисовать. Она с удовольствием иллюстрирует сказки и волшебные истории. Среди других прочих Кинуко Крафт проиллюстрировала русские сказки о Бабе-Яги и о Василисе Прекрасной и сделала это замечательно.

У Кинуко Крафт сто профессиональных наград, в том числе пять золотых медалей от нью-йоркского Общества иллюстраторов. Впрочем, как настоящий профессионал художница никогда не остается довольной своими достижениями.

Художница очень любит собак и часто фотографируется со своими любимцами. Даже на последней иллюстрации к сказке «Золушка» присутствует собака овчарка — очень похожая на ту, с которой сфотографирована сама художница.

4maf.ru_pisec_2015.09.20_21-44-18_55feece8bd4f1

В 1947-ом году в Ленинграде на киностудии Ленфильм был поставлен фильм «Золушка», который стал классикой отечественного кинематографа. Только в СССР этот фильм в год его выпуска посмотрело более восемнадцати миллионов кинозрителей.
Фильм «Золушка» постоянно показывали по телевизору и обязательно во время новогодних каникул, поэтому в моей памяти он остался новогодним фильмом. Хотя ничего новогоднего в сказке Шарля Перро, конечно же, как и в пьесе «Золушка», написанной по мотивам этой сказки советским драматургом-сказочником и сценаристом Евгением Шварцем, нет. Именно пьеса Евгения Львовича Шварца (1896-1958) стала основой сценария фильма.

В фильме «Золушка»снимались замечательные советские актёры. Очень хорошую музыку к фильму написал композитор Антонио Эммануилович Спадавеккиа (1907-1988).

Популярность фильма была столь велика, что Ленинградский фарфоровый завод в начале 1950-х годов выпустил несколько статуэток на сюжет ленфильмовской «Золушки».

48084014

Статуэтка «Мачеха Золушки с дочерьми»
Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ)

1002153475

1002534150

Золушка (1947) — художественный фильм
производства киностудии «Ленфильм»
Режиссёры — Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро
Золушка — Янина Жеймо
Принц — Алексей Консовский

               Статуэтка «Золушка»                                                                                                                                       Статуэтка «Принц»
Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ)                                                                                                 Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ)

Антонио Спадавеккиа — Песенка про доброго жука
из кинофильма «Золушка»
Поёт — Янина Жеймо

Когда ставили фильм, времена были послевоенные — бедные. Костюмы для фильма собирали по всем ленинградским театрам, а платье для Золушки сшили из занавесок.

57919909

Статуэтка «Золушка и принц»
Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ)

Фильм «Золушка» несколько раз восстанавливали и реставрировали, а в 2009-ом году его ещё и колоризировали. Если подобные эксперименты с фильмами серьёзной тематики вызывают, как минимум, недоумение, то в случае со сказкой это представляется оправданным.

lubov_59

В роли Золушки снималась актриса Янина Жеймо. Когда снимали фильм, ей было уже около сорока лет, а сказочной Золушке было семнадцать — столько, сколько лет в это время было дочери Янины Болеславовны.
На эту роль пробовалась двадцитилетняя балерина, но всё же предпочтение было отдано актрисе Жеймо — ведь для того, чтобы играть роль Золушки мало иметь кукольное личико, нужно ещё суметь сыграть эту добрую и душевную героиню. Кроме того, Янина Жеймо была миниатюрной и очень долго молодо выглядела, а размер ножки у неё был 32-й.
Она прекрасно справилась с этой ролью и навсегда осталась в памяти благодарных юных зрителей и их родителей Золушкой.

31876746Янина Болеславовна Жеймо, родилась 29 мая 1909, — советская киноактриса польского происхождения.

Родилась Янина Жеймо в городе Волковыск (ныне Гродненская область, Беларусь) в семье цирковых артистов.
С трёхлетнего возраста выступала в цирке — наездницей, гимнасткой, балериной и музыкальным эксцентриком.

В 1925 — 1927 годах работала на эстраде.
С 1925-го года снималась в кино . Училась в киномастерской ФЭКС («Фабрика эксцентрического актёра» Григория Козинцева и Леонида Трауберга).
Актриса киностудии «Ленфильм», с 1949-го года — Театра-студии киноактёра.

Во время войны находилась в блокадном Ленинграде.

В 1957 году с третьим мужем, польским режиссёром Леоном Жано, уехала в Польшу.
С 1957 года жила в основном в Варшаве, часто бывала в Советском Союзе, где у неё осталась дочь.

Скончалась в Варшаве 29 декабря 1987, похоронена, согласно её желанию, в Москве.

4343

Тридцать два года спустя после художественного фильма «Золушка» в СССР был снят одноименный мультфильм. Благодатный сюжет с хорошим концом постоянно даёт волю фантазии создателям киноверсий этой сказки. Этот мультфильм тоже стал классикой советского кино, причём во многом благодаря музыке композитора Игоря Цветкова.

P4130001_500

Мультфильм «Золушка» (1979)

               Статуэтка «Золушка»
Киевский фарфоровый завод (КФЗ)

А эта статуэтка, выпущенная Киевским фарфоровым заводом, повторяет образ героини мультфильма «Золушка».

gifki_06

4maf.ru_pisec_2015.09.20_21-45-12_55feece8bd4f1

В 1950-ом году появился американский мультфильм, снятый киностудией Уолта Диснея (Walt Disney Productions) по мотивам сказки Шарля Перро. Студия Диснея затратила на производство фильма 2,5 миллиона долларов и шесть лет работы (1944 — 1950). Получился красивый музыкальный фильм, но, как водится, с типично американскими примочками: с добрыми мышами, помогающими Золушке, и вредным котом. В советских мультфильмах коты обычно положительные герои, в отличие от мышей, собственно, как и в настоящей жизни: мыши — грызуны-вредители, а кошки — спасатели от них.

Этот мультфильм стал очень популярным во всём мире. Американские производители фарфоровых изделий, как и их советские коллеги, не обошли стороной такую интересную и выгодную тему. Так самая известная американская фирма Lenox, изделия которой есть почти в каждом американском доме, выпустила несколько статуэток, посвящённых героям мультфильма.

657599693

                                                        Золушка — Cinderella (1950)
                                          Мультфильм производства студии Диснея, США

                                                                                                                                                                     Статуэтка «Золушка — Cinderella»
                                                                                                                                                               Lenox — США (1950-е годы)

645002412

Cinderella — So This Is Love
Так это любовь — песня из диснеевского мультфильма «Золушка»

                            Lenox — США (1950-е годы)
                            Статуэтка «Золушка и принц»

1780

В 2014-ом году был снят новый американский художественный фильм «Золушка», вышедший на экраны в марте этого года. Это тоже продукция киностудии Уолта Диснея — игровой римейк мультфильма 1950-го года выпуска.

cinderella-image-lily-james-the-ball

Если вы кликните на эту фотографию, то получите возможность посмотреть фильм «Золушка» (2015) — художественный фильм производства киностудии Уолта Диснея (США).

statuetka-Swarovski-Crystal-Cinderella

Хрустальная статуэтка «Золушка»
Swarovski — Австрия (конец XX века)

ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА

w_IMG_8065
Статуэтка «Золушка в карете»
Франция — XIX век

Сергей Прокофьев (1891-1953) — Золушка едет на бал
Фрагмент из балета «Золушка»

  • Золушка и стеклянный потолок и другие феминистские сказки
  • Золушка автор сказки андерсена
  • Зощенко рассказы для детей читать 3 класс распечатать
  • Зощенко рассказы для детей читательский дневник 4 класс
  • Зощенко рассказы для детей список 4 класс