Рассказ Михаила Михайловича
Зощенко «Елка» входит в цикл рассказов о Леле и Миньке. Они были написаны в конце 30-х годов XX века. Затем автор отдал
свои рукописи и семейный фотоальбом
художнику Алексею Федоровичу
Пахомову, сделавшему иллюстрации к первому изданию. Так что Минька и Лёля в этой книге — самые
настоящие, написанные с натуры. А книга автобиографична. Иллюстрации к рассказу
Михаила Зощенко «Елка» делали художники:
Алексей Пахомов
Анатолий Елисеев
Виктор Чижиков
Александр Андреев
Наталья Демидова
Надежда Бугославская
Алексей Федорович Пахомов
(1900—1973) — график и иллюстратор. Родился в Вологодской области, в деревне
Варламово. С раннего детства проявлял способности к рисованию. Окончил
Начальное училище города Кадникова, затем Училище рисования барона Штиглица в
Петрограде. После службы в армии, с конца 20-х годов начал работу в книжной
графике.
Алексей Пахомов один из ярких
самобытных художников детской книги, работавших в Ленинграде в 20-40 годах
прошлого столетия. Помимо иллюстраций к книгам, рисовал для популярных детских
изданий — «Чижа» и «Ежа», занимался живописью, был членом ленинградского
художественного объединения «Круг художников», преподавал.
Работая над иллюстрациями к рассказам Михаила Зощенко о Леле и Миньке Алексей Федорович, чтобы представить облик людей начала века, пересмотрел много семейных фотографий и журналов того времени. Он с особым вниманием выискивал признаки наивного, готового быть честным, правдивым и благородным Миньки и более взрослой, опытной и несколько коварной и завистливой Лели. Художник писал: «Уже одно разглядывание семейных фотографий сильно обогатило представление, создавшееся после прочтения текста. И прежде чем приступить вплотную к рисункам, я некоторое время пытливо всматривался во всех встречающихся мне детей, пока Минька и Леля не стали в моем представлении совсем живыми». Также он стремился передать «колорит времени (1900-е годы), поэзию детства и красоту, пластичность и певучесть карандашного рисунка».
Анатолий Михайлович Елисеев (род. 1930) — художник, график, мастер книжной иллюстрации, актер. В 1952 году окончил Московский полиграфический институт и занялся книжной иллюстрацией; сотрудничал с популярными детскими журналами «Мурзилкой» и «Веселыми картинками», создавал эскизы для театра; рисовал карикатуры для юмористического журнала «Крокодил».
Виктор Александрович Чижиков
(род. 1935) — художник и иллюстратор, его веселые иллюстрации знакомы
практически каждому. В 1958 году окончил Московский полиграфический институт.
Работал в детских журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», юмористическом
издании «Крокодил» и во многих других периодических изданиях. Много лет
работает иллюстратором в популярном журнале «Вокруг света».
С 1960 года занимается
иллюстрацией детских книг. Является автором всем известного образа олимпийского
мишки. Является обладателем большого количества премий и наград в области
книжной детской графики и иллюстрации.
Известны две публикации рассказа
Михаила Зощенко «Елка» в журнале «Мурзилка» с разными иллюстрациями Виктора
Чижикова.
1988 год №1
2004 год № 12
Александр Семенович Андреев (род. 1946) — художник-график, член Союза художников России. Родился в 1946 году в городе Рубежное на Украине, детство провел в Оренбурге. Окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого и Институт им. И.Е. Репина по мастерству книжной графики. Преподает в Институте им. И.Е. Репина. Работы художника находятся в Эрмитаже, Русском музее, Музее политической истории, Музее городской скульптуры Санкт-Петербурга и других музеях нашей страны, а также в частных собраниях России, в ряде европейских стран, Южной Корее, Австралии и других. Александром Андреевым иллюстрирован ряд произведений отечественной и зарубежной художественной литературы.
Наталья Юрьевна Демидова (род. 1960) — художник, иллюстратор, аниматор. Работала художником на Казанской киностудии. Училась во ВГИКе, где получила специальность художника-постановщика анимационного кино. После обучения работала на киностудии «Союзмультфильм». С 2000 года занимается, в основном, книжной графикой. Её работы известны не только в России, но и за рубежом. Среди проиллюстрированных ею книг — «Каштанка» А. Чехова, «Девочка со спичками» Х. К. Андерсена, «Принц и нищий» М. Твена, «Леля, Минька и другие» М.М. Зощенко.
Надежда Бугославская (род. 1967) — художник-иллюстратор. Рисовать начала в раннем детстве. Училась в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова. Проиллюстрировала множество детских книг — стихотворения Бориса Заходера, произведения Сергея Михалкова, Даниила Хармса, Михаила Зощенко, Владимира Маяковского, Евгения Шварца, «Пеппи Длинный чулок» Астрид Линдгрен и другие.
В своем рассказе «Елка» Михаил
Зощенко не прячет мораль, а прямо о ней говорит. Однако рассказ от этого не становится
дидактичным. Его спасает юмор, всегда неожиданный, а также особенная
серьезность, присущая Зощенко. Милое, наивное детство изображено в рассказе
изумительно верно. А назидание дано с
такой подкупающей простотой, что кажется не только вполне уместным и нужным, но
и приятным.
Поучительный рассказ о стыде, о том, что нельзя брать чужие вещи, о том, что за проступком последует наказание. Читайте рассказ о Лёле и Миньке, которые съели конфеты с новогодней елки и открыли подарки…
Ёлка читать
В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!
Ну, первые три года жизни и, наверное, не понимал, что такое ёлка. Манерно, мама выносила меня на ручках. И наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.
А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.
И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.
А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.
Она мне однажды сказала:
— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.
Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестрёнка Лёля говорит:
— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.
И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.
Я говорю:
— Леля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.
Лёля говорит:
— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.
А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.
Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.
А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.
Я говорю:
— Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.
И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.
Лёля говорит:
— Если ты второй раз откусил яблоко. то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.
Тогда я чуть не заревел, Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.
Я ей говорю:
— А я, Лёлища, как подставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки.
Леля говорит:
— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.
Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату.
Лёля говорит:
— Вот теперь, Минька, и не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.
Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.
И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:
— Все входите.
И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.
Наша мама говорит:
— Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.
И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.
И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:
— Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?
Лёля сказала:
— Это Минькина работа.
Я дёрнул Лелю за косичку и сказал:
— Это меня Лёлька научила.
Мама говорит:
— Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик и подарю тому мальчику, которому и хотела дать откусанное яблоко.
И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.
И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:
— С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.
И я сказал:
— Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.
И та мама удивилась моим словам и сказала:
— Наверное, ваш мальчик будет разбойник.
И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:
— Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.
И та мама сказала:
— Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться.
И тогда ещё одна, третья мама сказала:
— И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.
И моя сестрёнка Лёля закричала:
— Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной рукой мне останется.
И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:
— Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.
И тогда все гости стали уходить.
И наша мама удивилась, что мы остались одни.
Но вдруг в комнату вошёл наш папа.
Он сказал:
— Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.
И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:
— Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.
И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.
И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.
(Илл. А.С.Андреева)
❤️ 3.5к
🔥 2.3к
😁 2.4к
😢 1.5к
👎 1.5к
🥱 1.7к
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Иллюстрации Зощенко Елка
картинки к рассказу зощенко елка
А под ёлкой лежат подарки.
Манерно, мама выносила меня на ручках. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Ну, первые три года жизни и, наверное, не понимал, что такое ёлка.
И она каждому дарила игрушку. Леля была на удивление высокой девочкой, вот таким образом могла брать сладости даже с верхушки.
Это так разозлило рассказчика, что он ударил чужого мальчугана по руке. Но он снова упал. Но как-то брат с сестрой все же подходят к елке и начинают на спор поедать сладости.
Кто из вас двоих откусил это яблоко. Рассерженная женщина заругала своих детей. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей. И она могла высоко достать. Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку. А я был удивительно маленького роста.
Рисунок – иллюстрация к рассказу Елка
Сладости манили настолько, что девочка, не выдержав искушения, съедает пастилку. Так началась активная литературная деятельность автора. Поедание новогодних угощений с ёлки продолжается. Лелька с братом, желая получить все подарки детей, стали выгонять гостей из дома. И видим: очень красивая ёлка.
И прямо на подарки. Леля говорит:— Минька, ты, кажется, разбил куклу. В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. В 1913 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета. Её брат наоборот был слишком низкий, вот таким образом дотягивался лишь до нижнего яблока. И случайно ломают одну из игрушек, лежавших под елкой.
Манерно, мама выносила меня на ручках. Но стул упал на меня.
Это много. Детей держат в сторонке, ведь на елке куча яблок, конфет и вкусных пастилок. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. И тот моментально стал с ним играть. И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. Потом сказал:— Моментально ложитесь спать.
- Леля и Минька с рисунками Алексея Пахомова
- Иллюстрация К Рассказу лка Зощенко
- лка — рассказ Михаила Зощенко для детей
- Презентация на тему: Зощенко «лка»
- Читательский дневник по рассказу Михаила Зощенко Елка
- Краткое содержание произведения Елка
Так и есть. Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы.
Участвует в боях, в которых отличается храбростью. И видим: очень красивая ёлка. Кто из вас двоих откусил это яблоко. Тот обрадовался и сразу же стал играть с новой игрушкой.
- Неизвестные ранее слова и их значение
- Смотреть и слушать онлайн рассказ Зощенко Елка
- Краткое содержание рассказа лка
- Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей
- Грамота за использование ИКТ в работе педагога
- Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне
- Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом Инфоурок
- Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта Инфоурок
Встречи новогодних праздников до этого времени не запомнились мальчику, ведь он был совсем крохой. Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое ёлка. И теперь доктора говорят, что я вот таким образом такой сравнительно весёлый и добродушный. Но он снова упал. Это много. Наконец он решил поставить стул и с него уже достать все чего душа пожелает. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Но стул упал на меня.
Тут хозяйка обнаружила покусанное нетерпеливым сыном яблоко. Михаил Михайлович Зощенко (1894— 1958) Родился 10 августа 1894 г. в Петербурге в семье художника.
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Познавательно-развлекательный проект
- Михаил Александрович Шолохов: судьба и творчество
- Биография Александра Николаевича Островского
- Чистоговорки на уроках литературного чтения
- Урок литературного чтения в 4 классе
Я хотел поднять стул. И прямо на подарки. Леля говорит:— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Я хотел поднять стул.
Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. добровольцем ушёл на фронт, командовал батальоном. В свет выходят многие известные произведения.
А под ёлкой лежат подарки. И видим: очень красивая ёлка.
Рисуем красивую ёлку в комнате, на ней конфеты и яблоко, двух детей. И она каждому дарила игрушку. Так и есть. Разразился скандал, в который оказались вовлечены и хозяева и гости. Ну, первые три года жизни и, наверное, не понимал, что такое ёлка.
Кто из вас двоих откусил это яблоко. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка и поглядим, что там делается. Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И прямо на подарки. Леля говорит:— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Рассказчик с огромным нетерпением ждет весёлого торжества. Взрослые стали обвинять друг друга в использовании неправильных методов воспитания.
Мальчик не отстает от нее и откусывает яблоко. Потом сказал:— Моментально ложитесь спать. И теперь доктора говорят, что я вот таким образом такой сравнительно весёлый и добродушный. Но стул все время падал, да еще и упав на куклу, сделанную из фарфора, что-то ей отколол.
Предлагаю нарисовать такие рисунки, они лёгкие и простые. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет.
И она была исключительно бойкая девочка. Она мне однажды сказала:— Минька, мама ушла на кухню. Этот урок они запомнят на всю жизнь. В юмористическом рассказе советского писателя Михаила Михайловича Зощенко рассказывается о праздновании Нового года. В то время рассказчику только исполнилось пять лет. Зощенко возвращается в Петроград. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей.
- Формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе
- Все книги автора Михаил Зощенко
Увидев, что у подарочной фарфоровой куклы отбита ручка, дети убегают. Давайте вспомним сюжет рассказа, главных героев, главную мысль и пересказ для того, чтобы нам проиллюстрировать рассказ «лка». Лелька съела вторую пастилку, а Миньке пришлось снова кусать яблоко. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой. И моя сестрёнка Лёля закричала:— Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. Но он снова упал. Наверно, мама выносила меня на ручках. И тот моментально стал с ним играть. И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой.
Я хотел поднять стул. И она каждому дарила игрушку. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Так и есть. Это много. Закончилась история тем, что в комнату пришёл папа и пригрозил отдать все игрушки гостям.
А под ёлкой лежат подарки.
В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. И теперь доктора говорят, что я вот таким образом такой сравнительно весёлый и добродушный. Потом сказал:— Моментально ложитесь спать. Но стул упал на меня.
После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Маленькая зарисовка подготовки к Новому году.
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация по литературному чтению «Рассказ М.М. Зощенко. Елка».
Презентация по литературному чтению «Рассказ М.М. Зощенко. Елка».
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
- Курс добавлен 26.10.2022
- Сейчас обучается 35 человек из 24 регионов
- Сейчас обучается 996 человек из 80 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Литературное чтение
4 класс.
Творчество М.М. Зощенко
Рассказ «Леля и Минька. Елка».Подготовила учитель начальных классов
МКОУ «Лещановская СОШ»Науменко Нина Александровна
-
2 слайд
Если ты правильно решишь ребус, то узнаешь, какой
рассказ мы сегодня прочитаем. -
3 слайд
Правильно!
Сегодня мы будем
читать рассказ«Елка»
-
4 слайд
Цели урока:
Познакомиться с биографией писателя.
Учиться выразительно читать.
Работать с текстом: отвечать на вопросы, излагать свои
мысли.
4. Дать характеристику героям рассказа. -
5 слайд
Михаил Михайлович Зощенко
Родился 10 августа 1894 года.
Учился в гимназии, потом в университете.
В годы Первой мировой войны
Храбро сражался на фронте.
Получил 5 орденов и закончил войну в звании штабс- капитана.
После встречи с Корнем Чуковским началась его активная литературная деятельность.
Вскоре Зощенко избирают членом Союза писателей. -
6 слайд
«Лёля и Минька» — это цикл юмористических рассказов для детей о маленьких брате и сестре, написанный Зощенко в 1939 – 40-х годах.
-
7 слайд
Словарно-лексическая работа
Золотушный ребенок – больной ребенок
Длинновязая – высокая
Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
Церемониться – проявлять излишнюю мягкость, стеснение -
-
9 слайд
Заполните таблицу
-
10 слайд
Ответьте на вопросы:
В какое время происходит действие рассказа?
Кто предложил попробовать угощение с елки?
Почему разбилась игрушка?
На что обиделись гости?
Почему папа наказал своих детей?
А как бы ты поступил на месте Лели и Миньки? -
11 слайд
Итог урока
М.М. Зощенко:
«Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился».
Домашнее задание
Приготовить пересказ от лица Миньки.
Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
Краткое описание документа:
Урок по рассказу «Елка»
На уроке школьники познакомятся с произведением М. М. Зощенко «Елка», научатся
формулировать учебную задачу урока, работать с текстом, характеризовать героев произведения по вопросам учителя,
идентифицировать с героями произведения, выстраивать аргументы защиты,
делать выводы и обобщения по прочитанному.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 054 665 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
-
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тема
Михаил Михайлович Зощенко
Больше материалов по этой теме
Другие материалы
Урок по лшитературному чтению
- Учебник: «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
- Тема: Сергей Александрович Есенин
- 28.10.2019
- 211
- 2
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
-
Скачать материал
-
31.10.2019
2769
-
PPTX
792.7 кбайт -
457
скачиваний -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Науменко Нина Александровна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 3 года и 3 месяца
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 39474
-
Всего материалов:
5
Ёлка читать
В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!
Ну, первые три года жизни и, наверное, не понимал, что такое ёлка. Манерно, мама выносила меня на ручках. И наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.
А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.
И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.
А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.
Она мне однажды сказала:
— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.
Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестрёнка Лёля говорит:
— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.
И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.
Я говорю:
— Леля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.
Лёля говорит:
— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.
А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.
Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.
А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.
Я говорю:
— Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.
И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.
Лёля говорит:
— Если ты второй раз откусил яблоко. то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.
Тогда я чуть не заревел, Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.
Я ей говорю:
— А я, Лёлища, как подставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки.
Леля говорит:
— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.
Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату.
Лёля говорит:
— Вот теперь, Минька, и не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.
Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.
И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:
— Все входите.
И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.
Наша мама говорит:
— Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.
И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.
И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:
— Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?
Лёля сказала:
— Это Минькина работа.
Я дёрнул Лелю за косичку и сказал:
— Это меня Лёлька научила.
Мама говорит:
— Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик и подарю тому мальчику, которому и хотела дать откусанное яблоко.
И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.
И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:
— С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.
И я сказал:
— Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.
И та мама удивилась моим словам и сказала:
— Наверное, ваш мальчик будет разбойник.
И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:
— Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.
И та мама сказала:
— Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться.
И тогда ещё одна, третья мама сказала:
— И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.
И моя сестрёнка Лёля закричала:
— Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной рукой мне останется.
И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:
— Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.
И тогда все гости стали уходить.
И наша мама удивилась, что мы остались одни.
Но вдруг в комнату вошёл наш папа.
Он сказал:
— Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.
И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:
— Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.
И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.
И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.
(Илл. А.С.Андреева)