Зощенко золотые слова главная мысль рассказа

Читательский дневник по рассказу «Золотые слова» Михаила Зощенко

Автор: Зощенко Михаил Михайлович

Название произведения: «Золотые слова»

Число страниц: 7

Жанр: рассказ.

Главные герои: Минька, Лёля, мама, папа, начальник.

Второстепенные герои: бабушка.

Характеристика главных героев:

Лёля — нетерпеливая и неусидчивая девочка.

Любит встревать в разговоры.

Находчивая и умная, хитрая.

Сдержала слово и вела себя хорошо за столом.

Минька — изобретательный и находчивый.

Неряшливый.

Боялся что-то сказать, когда масло упало в чашку.

Папа — строгий, мудрый и авторитарный.

Мама — просто любит своих детей.

Папин начальник — серьёзный и строгий мужчина.

Возмущался поведением детей.

Характеристика второстепенных героев:

Бабушка — любит вспоминать прошлое. Строгая.

Краткое содержание рассказа «Золотые слова»

Минька и Леля очень любили пить чай вместе с гостями и слушать разговоры взрослых.

Они также любили встревать в чужие разговоры.

Один раз это привело к скандалу. Лёля перебила рассказ начальника, и тот разгневался.

Он стал требовать наказать детей, и папа запретил им присутствовать на обедах.

Дети стремились исправиться и пообещали, что без разрешения ни скажут ни слова.

Тогда их снова пустили до обеденного стола.

И Минька уронил масло в чашку чая начальника.

Он не мог сказать об этом, а начальник испугался, а потом рассердился.

Но папа сказал, что дети не виноваты, они просто глупые.

И не понимают, что иногда нужно действовать по обстоятельствам, а не по правилам и законам.

Эти слова Минька запомнил на всю жизнь.

План рассказа:

  1. Привычка Миньки и Лёли.
  2. История папиного начальника.
  3. Неуважительное поведение Лёли.
  4. Возмущение начальника.
  5. Дети спорят.
  6. Наказание детей.
  7. Обещание.
  8. Масло в чае.
  9. Молчание.
  10. Испуг начальника.
  11. Оправдание детей.
  12. Слова папы.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по рассказу «Золотые слова» Михаила Зощенко

Основная мысль рассказа «Золотые слова»:

Главная мысль рассказа в том, что выполняя какой-нибудь приказ или следуя полученным инструкциям, нужно учитывать меняющиеся обстоятельства.

Основная идея рассказа в том, что голова нужна для того, чтобы думать, а не просто выполнять инструкции.

Чему учит произведение:

Рассказ учит нас быть самостоятельными и к любой ситуации подходить не только руководствуясь указаниями старших, взрослых, но и оценивая её с точки зрения здравого смысла.

Учит тому, что невозможно предусмотреть всего заранее, поэтому иногда важно проявить инициативу.

Краткий отзыв о рассказе «Золотые слова» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я задумалась о том, что не всегда послушание является добродетелью.

Приучая детей к безусловному послушанию, родители иногда слишком увлекаются, забывая, что инициатива для становления характера тоже очень важна.

Герои рассказа побоялись проявить инициативу и поставили в нелепое положение важного начальника.

Им всего лишь надо было понять, что при изменении ситуации старые обещанию утрачивают смысл.

Это интересный, смешной и поучительный рассказ.

Автору удалось рассказать занимательный случай из собственного детства так, чтобы научить читателя чему-то новому.

Мне очень нравятся брат и сестра Лёля и Минька.

Это весёлые, добрые дети с богатым воображением и фантазией.

Мне бы хотелось иметь таких друзей, с которыми никогда не соскучишься.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что важно не только всегда слушаться родителей и учителей, но и иногда проявлять разумную инициативу.

Это поможет избежать многих сложностей в будущем.

Пословицы к рассказу

  • Где ума не хватит, спроси у разума.
  • Своим умом живи, а добрым советом не пренебрегай.
  • Дурная голова ногам покоя не даёт.
  • Умную голову почитают смолоду.

Словарь неизвестных слов:

  • Мерси — спасибо по-французски.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Ничего странного нету в том, что сказал папин начальник.

Смотря какие угоревшие, Лёля.

Другие угоревшие пожарные хотя и лежат в обмороке, но всё-таки они говорить могут.

Они бредят. И говорят, сами не зная что.

Вот он и сказал — «мерси».

А сам, может, хотел сказать — «караул».

Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Зощенко:

  • «30 лет спустя»
  • «Ёлка»
  • «Самое главное»
  • «Великие путешественники»
  • «Не надо врать»
  • «Глупая история»
  • «Колдун»
  • «Галоши и мороженое»
  • Краткая биография Михаила Зощенко и презентация

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Полный текст  >>>  Золотые слова

Содержание

  1. Зощенко: Золотые слова: Читательские дневники
  2. Главные герои рассказа «Золотые слова» и их характеристика
  3. План для пересказа «Золотые слова»
  4. Кратчайшее содержание рассказа Золотые слова для читательского дневника в 6 предложений
  5. Главная мысль рассказа «Золотые слова»
  6. Чему учит рассказ «Золотые слова»
  7. Отзыв на рассказ «Золотые слова»
  8. Пословицы к рассказу «Золотые слова»
  9. Краткое содержание рассказа Зощенко «Золотые слова»

Зощенко: Золотые слова: Читательские дневники

содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.

Читательский дневник — 1

Главные герои рассказа «Золотые слова» и их характеристика

  1. Минька. Мальчик 5-7 лет. Бойкий, веселый,увлекающийся. Баловник.
  2. Лелька. Его старшая сестра. Хитрая, смешливая, выдумщица.
  3. Папа. Умный и рассудительный человек.
  4. Папин начальник. Болтун и хвастун. Очень обидчивый.
  5. Мама. Добрая и ласковая
  6. Бабушка. Любит читать нотации.

План для пересказа «Золотые слова»

  • Ужин со взрослыми
  • Рассказ про пожарного
  • Гипотеза Лельки
  • Объяснения Миньки
  • Гнев начальника
  • Наказание
  • Прощение и обещание молчать
  • Упавшее масло
  • Ужас начальника
  • Глупость детей
  • Золотые слова

Кратчайшее содержание рассказа Золотые слова для читательского дневника в 6 предложений

  1. Минька и Лелька любили ужинать со взрослыми и сами много говорили.
  2. Однажды Лелька пыталась перебить папиного начальника и тот обиделся.
  3. Детей наказали и два месяца они ужинали отдельно.
  4. Потом с них взяли слово молчать и разрешили сесть за стол со взрослыми.
  5. Минька уронил масло в стакан папиного начальника и дети промолчали.
  6. Папа объяснил им, что если обстановка меняется, то надо действовать сообразно новым обстоятельствам.

Главная мысль рассказа «Золотые слова»

Любой приказ или правило хороши для определенного случая, но не могут предусмотреть все случайности.

Чему учит рассказ «Золотые слова»

Рассказ учит действовать не только по правилам и указаниям, но и по изменившимся обстоятельствам, учит думать головой, прежде чем выполнять чей-то приказ. Учит справедливости и честности. учит детям не мешать разговаривать взрослым.

Отзыв на рассказ «Золотые слова»

Мне понравился этот рассказ, в котором объясняется, что не всегда следовать правилам хорошо. Я никогда об этом не думала, но оказывается что любое правило может принести не только пользу, но и вред. И умный человек должен понимать, когда следовать правилу, а когда его нарушать.

Пословицы к рассказу «Золотые слова»

  • На обиженных воду возят.
  • Нельзя никого назвать счастливым до его смерти.
  • Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло.
  • Не бывает правил без исключений.
  • Без ума голова лукошко.

Читательский дневник — 2

Главные герои и их характеристика

  1. Минька. Мальчик пяти лет. Веселый, озорной, плохо воспитанный
  2. Лелька. Сестра Миньки. 7 лет. Высокая, хитрая, проказливая, любит быть в центре внимания.
  3. Мама. Добрая, любящая, заступается за своих детей.
  4. Папа. Умный и справедливый. Знает, как пристыдить детей.
  5. Начальник папы. Любит возмущаться и хвастать.

Сюжет — краткое содержание

  • Дети любят обедать со взрослыми, слушать их разговоры.
  • Папин начальник обижается, когда дети начинают сомневаться в его словах о спасении пожарного.
  • Детям запрещают обедать со взрослыми на два месяца, но потом прощают.
  • Детям велено сидеть молча, а в гости снова приходит папин начальник.
  • Минька роняет начальнику в чашку масло, но дети молчат, а начальник пугается.
  • Папа говорит, что нужно думать своей головой, а не только слепо выполнять чужие указания.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда Леля стала сомневаться в словах начальника. Ей показалось странным, что угоревший пожарный сумел сказать: “Мерси”. Начальник обиделся и рассердился, хотя девочка сказала правду.

План произведения для пересказа

  • Дети и взрослые
  • История про пожарного
  • Замечание Лели
  • Наказание
  • Прощение и условие молчать
  • Упавшее масло
  • Молчание детей
  • Испуг начальника
  • Речь папы.

Главная мысль

Нужно всегда думать головой, прежде чем что-то делать или не делать, потому что ситуация может измениться и старые правила окажутся глупыми.

Чему учит эта книга

Рассказ учит действовать не только по правилам и указаниям, но также сообразно ситуации. Учит быть вежливым и вести себя воспитанно, особенно со взрослыми. Учит находчивости и смекалке.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение

Мне понравился этот забавный рассказ и особенно эти веселые и активные дети. Они действовали непосредственно и были за то наказаны. Они стали вести себя послушно и снова сделали все неправильно. Но зато они поняли, что иногда лучше думать головой, чем слушать чужие слова.

Пословицы к произведению

  • Без ума голова — лукошко.
  • Голова без ума, что фонарь без свечи.
  • Одна голова хорошо, а две лучше.
  • Всяк умен, кто сперва, кто опосля.
  • Где ума не хватит, спроси у разума

Читательский дневник — 3

В рассказе «Золотые слова» Зощенко главными героями были брат с сестрой — Минька и Леля. В нем описываются праздничные дни. Праздничными они были потому, что детям разрешали садится за стол со взрослыми — гостями и родителями. Но дети стали вести себя неподобающе и вскоре их перестали приглашать за стол. Но вот однажды они снова смогли участвовать в праздничном застолье и тут случилась неприятная история.

Краткое содержание рассказа «Золотые слова» М.Зощенко для читательского дневника в 5-6 предложений:

  1. На праздничных обедах, брат и сестра сидят за столом вместе со взрослыми, чем дети очень гордились;
  2. По началу взрослым это нравилось, но потом дети осмелели и после того, как Леля и Минька стали перебивать начальника, рассказывающего историю, их не стали приглашать за стол.
  3. Ребята стыдятся своего поступка и обещают исправиться и однажды их снова допускают за стол, при условии, что они не будут разговаривать.
  4. Дети сидят молча и едят; Минька решил подогреть твердое сливочное масло над стаканом чая начальника.
  5. Масло тает и падает в стакан, начальник его выпивает и начинает возмущаться.
  6. Когда узнают про масло, Миньку спрашивают, почему тот ничего не сказал, а он заявил, что говорить было запрещено, но папа объяснил что можно, а что нет и произнес золотые слова.

Вот какой план пересказа я могу предложить:

  1. Мальчик Минька любит ужинать со взрослыми, слушая их разговоры и вставляя свои замечания
  2. Начальник папы рассказывает историю про пожар, но Ляля, сестра Миньки, перебивает его пытаясь рассказать более занимательный случай
  3. Начальник возмущается поведением детей
  4. Минька пытается выручить Лялю, но начальник еще больше сердится
  5. На сердитых воду возят — говорит Ляля, а начальник говорит, что ему не хочется ходить к ним в гости из-за невоспитанных детей
  6. Детей больше не садят со взрослыми
  7. Через два месяца их все-таки приглашают за общий стол
  8. Минька не может намазать масло — оно как каменное
  9. Он решил погреть масло над чаем папиного начальника
  10. Масло падает в чай, начальник размешивает его и собирается пить
  11. Как масло попало в чай?
  12. Преступление детей — видели, что масло упало, но ничего не сказали
  13. Папа сказал нам молчать за столом
  14. Золотые слова — все надо делать с учетом обстановки. За глупость не наказывают.

Рассказу «Золотые слова» подойдут такие пословицы:

Глупость — беде соседка.

Когда масло упало начальнику в чай, дети промолчали, потому что папа не велел разговаривать. Случись что-то действительно серьезное, например, пожар, они бы повели себя также.

Где ума не хватит, спроси у разума.

Им следовало хорошо подумать о случившемся и сообщить взрослым, что в чай упало масло.

Глупому лучше молчать, нежели много болтать.

Если бы дети с самого начало молчали, сидя за столом со взрослыми, то ситуации с маслом можно было бы избежать.

Усердие не по разуму.

Запрет разговаривать дети восприняли буквально, и продолжили молчать, когда нужно было сказать, что чай испорчен.

Своим умом живи, а добрым советом не пренебрегай.
Даже если человек умный, не будет лишним прислушаться к чужому мнению.

Читательский дневник — 4

Краткое содержание рассказа Зощенко «Золотые слова»

Минька и Леля очень любили сидеть за обеденным столом вместе со взрослыми. Но они также любили встревать в разговоры взрослых и однажды сильно обидели папиного начальника.

Когда тот рассказывал про пожар и спасенного пожарного, Леля все порывалась рассказать историю про девочку со двора, а Минька комментировал.

В итоге папа запретил детям обедать вместе со взрослыми.

Прошло два месяца и папа разрешил детям сидеть со взрослыми, но заставил пообещать, что они ни слова не произнесут за обедом.

Минька случайно роняет в чашку начальника масло и тот пьет чай с маслом. Гости возмущаются, что дети не сказали про масло, а они говорят, что им запретили что-либо говорить.

Папа произносит золотые слова о том, что действовать следует по ситуации. Потому что заранее все предусмотреть невозможно.
Этот совет помогает в будущем Миньке стать счастливым.

Главные герои рассказа:

  1. Минька (Маленький мальчик. Весёлый баловник).
  2. Лелька (Старшая сестра Миньки. Смешливая выдумщица).
  3. Папа (Умный и рассудительный человек).
  4. Мама (Добрая и ласковая женщина).
  5. Бабушка детишек.
  6. Папин Начальник. (Хвастливый болтун).

Главная мысль рассказа.

Правила хороши только для определённых случаев, но, не для всех случайностей.

Можно составить такой план к рассказу «Золотые слова»:

  1. Леля и Минька любят ужинать вместе со всрослыми и принимать участие в разговорах старших.
  2. Папин начальник за столом рассказывает исторю про пожар, а Леля вмешивается в рассказ.
  3. Рассказ начальника прерван, он недоволен и даже возмущен поведением детей.
  4. Леля и Минька больше не садятся за взрослый стол, запрет длится два месяца.
  5. Наказание окончено, и дети снова за столом со взрослыми, и снова начальник там присутствует.
  6. Леля и Минька теперь сидят молча.
  7. Минька решил нагреть твердое масло и нечаянно уронил кусок в стакан папиного начальника.
  8. Помня запрет на разговоры за столом, дети промолчали о случившемся.
  9. Начальник в негодовании — почему никто не сказал, что в чае масло?
  10. Папины золотые слова: действовать надо, в зависимости от ситуации, молчать было нельзя — именно так поступают умные люди.

К рассказу можно подобрать такие пословицы:

  • «Не болтай наугад, клади слово в лад» — всегда нужно понимать, что перебивать некрасиво, а именно это делали Лелька и Минька.
  • «Язык — мой враг» — иногда лучше промолчать, чем нести всякую околесицу.
  • «Слово — серебро, молчание — золото» — слова должны нести смысл, если не знаешь чего сказать, то промолчи, так будет гораздо лучше.

Читательский дневник — 5

В рассказе Михаила Зощенко «Золотые слова» можно выделить таких главных героев:

  1. Дети, брат и сестра Минька и Леля.
  2. Родители ребятишек — мама папа.
  3. Взрослые, в том числе и папин начальник. С ними дети часто садились за стол и были наказаны за то, что постоянно перебивали папиного начальника.

Суть рассказа в том, что из-за проказ делят запретили что-либо говорить за столом, когда они сидят рядом со взрослыми. Минька грел масло над стаканом папиного начальника и оно упало в чай. Но поскольку им с Лелей нельзя было вымолвить ни слова, они ничего и не сказали. Это было глупо, но на этот раз их не наказывали.

Главная мысль рассказа в таких словах:

Во всем нужна мера, все нужно взвешивать, все делать с умом, а не просто следуя правилам и запретам.

План по прочитанному рассказу для дальнейшего пересказа:

  1. Минька и Леля любят ужинать за столом со взрослыми.
  2. Рассказ папиного начальника про пожар.
  3. Леля не выдержала и вмешалась в разговор.
  4. Замечания от папиного начальника.
  5. Начальник потерял нить своего рассказа.
  6. Леля продолжила рассказ и получила от мамы шлепок.
  7. Минька решил поправить положение.
  8. Гости смеялись, а начальник затрясся от гнева.
  9. Замечания бабушки-гостьи.
  10. Начальник высказал свое мнение о детях за столом.
  11. Папа запретил детям ужинать со взрослыми.
  12. Два месяца полного запрета.
  13. Дети уговорили папу и он снова разрешил.
  14. Минька с Лелей едят за четверых.
  15. Сливочное масло в стакане папиного начальника.
  16. Папино правило о разговорах и молчании.
  17. Папины слова записаны золотыми буквами в сердце.

Какие пословицы подойдут к этому рассказу:

«Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь».
Прежде всем что-то сказать, нужно хорошенько подумать, иначе потом ничего исправить нельзя.
«Слово — серебро, молчание — золото.»
В некоторых ситуациях лучше промолчать, не всегда комментарии уместны.
«Язык мой — враг мой.»
Действительно, иногда люди очень сильно страдают от того, что встревают везде со своими замечаниями и комментариями.

Читательский дневник — 6

Основная мысль рассказа Зощенко «Золотые слова» заключена в самом названии рассказа. А именно существуют такие золотые слова или советы, следуя которым можно избежать многих проблем в своей жизни.

В данным случае золотыми названы слова папы героев о том, что всегда надо ориентироваться на обстановку и если обстановка меняется, то должно поменяться и поведение.

Получается, что главная мысль рассказа «Золотые слова» в том, что слушая взрослых и выполняя правила поведения, положенные дома или в общественных местах человек должен следить за окружающей обстановкой и если начался пожар, не следует стараться выполнить просьбу мама не выходить из дома.

И еще мне понравилась высказанная в рассказе мысль, что за глупость не наказывают. В жизни обычно случается наоборот.

Примерный план к рассказу:

  1. Сестра Леля и младший братишка Минька ужинает со взрослыми.
  2. В гостях у них начальник папы, он рассказывает рассказ, который детям показался скучным.
  3. Леля решила рассказать историю на ее взгляд поинтересней и перебила гостя.
  4. Начальник возмущен тем, что дети так невоспитанные, родители наказали брата и сестру и два месяца они кушали отдельно.
  5. Детей снова приглашают за стол, в этот раз отметился Минька.
  6. Мальчишка не смог намазать хлеб маслом, оно было слишком твердое и ничего лучше не придумал, чем погреть его над стаканом с чаем начальника.
  7. Масло падает в чай, дети молчат.
  8. Начальник снова зол.
  9. Дети объясняют это тем, что им папа сказал молчать в присутствии гостей.
  10. Папа объясняет, что молчать не всегда уместно.

Читательский дневник — 7

В произведении Зощенко «Золотые слова» описана история о том, как брат с сестрой Минька и Леля в праздничные дни сидели за столом вместе со взрослыми. Сначала взрослым это нравилось, но потом дети стали вести себя неподобающе и перебивать, за что были наказаны. Больше их не звали за стол.

Но однажды детей снова позвали обедать при условии, что они не будут говорить. И тут Минька решил растопить масло над чаем начальника, оно растаяло и упало. Начальник выпил чай и разозлился. А когда узнали про масло, у Миньки спросили, почему он не сказал об этом. А тот ответил, что говорить было запрещено. Тогда папа объяснил что нужно говорить, а что нет и произнес золотые слова.

Главные герои рассказа Зощенко «Золотые слова»:

  1. Минька, младший брат, который уронил масло в чай начальника.
  2. Леля, старшая сестра. Сначала их с братом садили за стол вместе со взрослыми, но потом они стали перебивать и их наказали.
  3. Начальник папы. Мужчина которому Минька уронил масло в чай, тот не заметил и выпил.
  4. Родители Миньки и Лели. Папа и мама которые учили детей правильным манерам.

Главная мысль рассказа Зощенко «Золотые слова»: нужно уметь правильно расставлять приоритеты, когда-то нужно смолчать, а когда-то сказать.

План к рассказу Михаила Зощенко «Золотые слова».

  1. Мишка и Леля любят ужинать со взрослыми: полно еды и интересные истории.
  2. Папин начальник рассказывает свою историю, дети перебивают.
  3. Начальник не доволен, папа больше не разрешает детям сидеть со взрослыми.
  4. Спустя 2 мес детям было решено вновь ужинать за общим столом, но только молча.
  5. Мишка нечаянно роняет в чай начальника масло, никто не замечает, кроме Лели.
  6. Дети промолчали. Начальник вновь зол.
  7. Золотые папины слова.

Составим синквейн про детей.

Дети
Болтливые, бесцеремонные
Перебивают, вмешиваются, тараторят.
Вмешиваться в разговоры старших нельзя.
Невоспитанность.

Составим синквейн про отца.

Отец
Мудрый, терпеливый
Поучает, запрещает, объясняет.
Говорит детям золотые слова.
Воспитатель.

Михаил Зощенко: Золотые слова: что написать для читательского дневника: ученикам разных классов. Кратчайшее содержание, сюжет, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ. Зощенко: zoshhenko.ru

Автор: Зощенко М.М.

Название: “Золотые слова”

Жанр: рассказ

Тема произведения: дети

Число страниц: 5

Главные герои и их характеристика

Минька. Мальчик пяти лет. Веселый, озорной, плохо воспитанный

Лелька. Сестра Миньки. 7 лет. Высокая, хитрая, проказливая, любит быть в центре внимания.

Мама. Добрая, любящая, заступается за своих детей.

Папа. Умный и справедливый. Знает, как пристыдить детей.

Начальник папы. Любит возмущаться и хвастать.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Дети любят находиться в компании взрослых, но не умеют себя вести. Папа объясняет им, как следовало поступить.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

Дети любят обедать со взрослыми, слушать их разговоры.

Папин начальник обижается, когда дети начинают сомневаться в его словах о спасении пожарного.

Детям запрещают обедать со взрослыми на два месяца, но потом прощают.

Детям велено сидеть молча, а в гости снова приходит папин начальник.

Минька роняет начальнику в чашку масло, но дети молчат, а начальник пугается.

Папа говорит, что нужно думать своей головой, а не только слепо выполнять чужие указания.

Понравившийся эпизод

Мне
понравился эпизод, когда Леля стала сомневаться в словах начальника. Ей
показалось странным, что угоревший пожарный сумел сказать: “Мерси”. Начальник
обиделся и рассердился, хотя девочка сказала правду.

План произведения для пересказа

Дети и взрослые

История про пожарного

Замечание Лели

Наказание

Прощение и условие молчать

Упавшее масло

Молчание детей

Испуг начальника

Речь папы.

Главная мысль

Нужно
всегда думать головой, прежде чем что-то делать или не делать, потому что
ситуация может измениться и старые правила окажутся глупыми.

Чему учит эта книга

Рассказ
учит действовать не только по правилам и указаниям, но также сообразно
ситуации. Учит быть вежливым и вести себя воспитанно, особенно со взрослыми.
Учит находчивости и смекалке.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне
понравился этот забавный рассказ и особенно эти веселые и активные дети. Они
действовали непосредственно и были за то наказаны. Они стали вести себя послушно
и снова сделали все неправильно. Но зато они поняли, что иногда лучше думать
головой, чем слушать чужие слова.

Новые слова и выражения

Прельщать —
увлекать, очаровывать.

Тараторить
— говорить быстро, без умолка.

Мерси –
спасибо.

Деготь —
древесная смола.

Пословицы к произведению

Без ума
голова — лукошко.

Голова без
ума, что фонарь без свечи.

Одна голова
хорошо, а две лучше.

Всяк умен,
кто сперва, кто опосля.

Где ума не хватит, спроси у разума.

Назад к содержанию

Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Золотые слова» — мальчик по имени Минька и его сестра Леля. Брат и сестра очень любили ужинать вместе со взрослыми. За ужином присутствовали гости, и детям было интересно послушать их рассказы. Но однажды Леля перебила рассказчика, папиного начальника, и начала излагать свою историю. Папин начальник был возмущен поведением детей, и Миньке с Лелей запретили ужинать вместе со взрослыми.

Прошло два месяца и дети уговорили отца отменить запрет. Он согласился, но поставил условие, чтобы Минька и Леля во время ужина хранили молчание. Все шло хорошо, пока Минька не решил намазать масло на хлеб. Масло было замерзшим, и Минька решил его подогреть над стаканом чая. Но свой чай он уже выпил, и мальчик стал греть масло над чаем папиного начальника.

Неожиданно масло соскользнуло с ножа и упало в стакан с чаем. Леля заметила это и хотела сообщить о случившемся, но вспомнила об условии отца, и промолчала. Минька тоже промолчал.

Папин начальник размешал чай и начал его пить. Сделав первый глоток, он принялся отплевываться. Когда выяснилось, что в чае находится масло, отец потребовал у детей объяснений. Леля рассказала, что Минька грел масло над чаем, и оно упало в стакан.
Кто-то из гостей спросил, почему дети сразу не сообщили о случившемся? Тогда Минька и Леля пояснили, что им было запрещено говорить во время ужина.

Отец детей назвал их глупыми. Он сказал, что запреты следует соблюдать, но при этом необходимо учитывать ситуацию. Если кому-то грозит какая-либо неприятность или опасность, молчать ни в коем случае не следует. Необходимо обязательно предупреждать людей, даже если запрещено разговаривать.

Мама тоже привела пример, сказав, что если детям запрещено выходить из квартиры и вдруг начнется пожар, то запрет следует нарушить ради спасения жизни.

Папа добавил, что все надо делать с учетом изменившейся обстановки и посоветовал записать это золотыми словами в своем сердце. Он не стал наказывать детей за их молчание, и предложил налить им чаю.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Зощенко «Золотые слова» заключается в том, что любые правила и ограничения необходимо воспринимать с учетом окружающей обстановки. Если ситуация меняется, запрет или ограничение могут быть нарушены, например, для сохранения здоровья и жизни людей. Во всем следует руководствоваться здравым смыслом.

Рассказ учит не воспринимать буквально сторонние указания к действию, а осмысливать эти указания с учетом окружающей ситуации.

В рассказе мне понравился папа Лели и Миньки, который не стал наказывать детей повторно, а разъяснил, в чем была их ошибка.

Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Золотые слова»?

Нет ничего человечней здравого смысла.
Глупому лучше молчать, нежели много болтать.
Глупость – беде соседка.

«Золотые слова» читательский дневник рассказа поможет дать ответы на вопросы и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, краткое содержание, главные герои, чему учит. Также в статье есть отзыв на рассказ и пословицы к произведению.

Содержание

  1. Зощенко «Золотые слова» читательский дневник 3 класс
  2. «Золотые слова»: главные герои и их характеристика
  3.  «Золотые слова» план
  4. «Золотые слова» главная мысль
  5. Чему учит рассказ «Золотые слова»?
  6. «Золотые слова» отзыв
  7. Пословицы к рассказу «Золотые слова»

Зощенко «Золотые слова» читательский дневник 3 класс

Автор — Михаил Зощенко

Год написания —

Сколько страниц — 7

Жанр: рассказ о детях

Тема рассказа – воспитание детей и способы влияния на них. Автор пытается объяснить читателям, что вежливым, тактичным и выдержанным нужно быть всегда. Воспитанность – очень важное качество, благодаря которому люди ведут себя уважительно по отношению к окружающим. Воспитанный человек всегда ведет себя согласно правилам, и лишь иногда, в сложных ситуациях, он отходит от них.

«Золотые слова»: главные герои и их характеристика

  1. Минька — младший брат. Мальчик 5-7 лет, который уронил масло в чай начальника. Он умный и послушный мальчик, но старается подражать сестре. От его имени ведется рассказ.
  2. Леля — старшая сестра. Хитрая, болтливая и шаловливая девочка. Сначала их с братом садили за стол вместе со взрослыми, но потом они стали перебивать и их наказали.
  3. Начальник папы — болтун и хвастун. Мужчина которому Минька уронил масло в чай, тот не заметил и выпил.
  4. Родители Миньки и Лели. Папа и мама которые учили детей правильным манерам. Папа — очень мудрый и рассудительный человек, добрый, справедливый и любящий. Мама любящая и добрая.
  5. Бабушка. Любит читать нотации

 «Золотые слова» план

1.Ужин со взрослыми
2. Рассказ папиного начальника про пожар
3. Леля вмешалась в разговор
4. Возмущение начальника
5. Дети спорят
6. Наказание
7. Прощение и обещание молчать
8. Масло в чае
9. Молчание детей
10. Негодование начальника
11. Золотые слова папы

«Золотые слова» краткое содержание для читательского дневника

Вариант 1:

  1. Леля и Минька любят ужинать вместе со всрослыми и принимать участие в разговорах старших.
  2. Папин начальник за столом рассказывает исторю про пожар, а Леля вмешивается в рассказ.
  3. Рассказ начальника прерван, он недоволен и даже возмущен поведением детей.
  4. Леля и Минька больше не садятся за взрослый стол, запрет длится два месяца.
  5. Ребята стыдятся своего поступка и обещают исправиться и однажды их снова допускают за стол, при условии, что они не будут разговаривать.
  6. Минька случайно роняет в чашку начальника масло и тот пьет чай с маслом. Гости возмущаются, что дети не сказали про масло, а они говорят, что им запретили что-либо говорить.
  7. Папа произносит золотые слова о том, что действовать следует по ситуации. Потому что заранее все предусмотреть невозможно.
  8. Этот совет помогает в будущем Миньке стать счастливым.

золотые слова зощенко план

Вариант 2:

Родители разрешали садиться Миньке и сестре Лёля за стол со взрослыми, что очень нравилось детям. Но однажды они стали вести себя бестактно и перебивать начальника отца, когда тот рассказывал историю о пожаре. Детей наказали и запретили садится за одни стол со взрослыми. Спустя какое-то время ребятам снова разрешили совместные застолья, но при условии, что дети будут молчать за столом. Когда в очередной раз Минька с Лелей находились за праздничным столом, Минька захотел намазать масло, но оно оказалось твердым.

Минька стал греть масло в над чаем начальника, оно расплавилось и упало в чай. Начальник выпил чай и, почувствовав неладное стал возмущаться. Когда выяснилось в чем причина, Миньке задали вопрос, почему он ничего не сказал. И Минька ответил, что говорить было запрещено. Тогда папа объяснил что правильно, а что нет и произнес золотые слова. Смысл папиной речи сводился к тому, что ситуация меняется, и действовать нужно по ситуации, а не только по правилам, ведь они уже могут утратить свою актуальность. Чтобы поступить правильно, нужно верно оценить ситуацию.

«Золотые слова» главная мысль

Правила хороши только для определённых случаев, но, не для всех случайностей. Нужно всегда действовать по обстановке, а не четко по сказанным правилам.

Чему учит рассказ «Золотые слова»?

Идея рассказа заключается в том, что в жизни нужно задействовать ум, а запреты иногда могут быть нарушены. Рассказ учит нас руководствоваться здравым смыслом — в сложных ситуациях можно пренебречь установленными правилами. Например, запреты и ограничения можно нарушить ради того, чтобы сохранить жизни людей или сберечь их здоровье.

«Золотые слова» отзыв

Это произведение заставляет нас задуматься о своем поведении, а также о том, что бездумно исполнять указания глупо и нерационально. В рассказе мне больше всего понравились слова папы детей о том, что надо действовать согласно «изменившейся обстановки» и продчинятся правилам с умом. Еще меня очень рассмешило, как автор описывал поведение Лели, когда она «сидела, как на иголках» и ей «было чрезвычайно интересно, что произойдет дальше». Рассказ  читать легко и интересно.

Пословицы к рассказу «Золотые слова»

  • Болтай, да меру знай.
  • На обиженных воду возят.
  • Не бывает правил без исключений.
  • Глупость — беде соседка.
  • Где ума не хватит, спроси у разума.
  • Глупому лучше молчать, нежели много болтать.
  • Своим умом живи, а добрым советом не пренебрегай.

Если, Вам понравился этот материал к произведению буду благодарна за положительную оценку. Если у Вас есть замечания или пожелание, если Вы можете расширить данную информацию — пишите все в комментариях.

Зощенко М., «Золотые слова»

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа «Золотые слова» и их характеристика

  1. Минька. Мальчик 5-7 лет. Бойкий, веселый,увлекающийся. Баловник.
  2. Лелька. Его старшая сестра. Хитрая, смешливая, выдумщица.
  3. Папа. Умный и рассудительный человек.
  4. Папин начальник. Болтун и хвастун. Очень обидчивый.
  5. Мама. Добрая и ласковая
  6. Бабушка. Любит читать нотации.

План пересказа рассказа «Золотые слова»

  1. Ужин со взрослыми
  2. Рассказ про пожарного
  3. Гипотеза Лельки
  4. Объяснения Миньки
  5. Гнев начальника
  6. Наказание
  7. Прощение и обещание молчать
  8. Упавшее масло
  9. Ужас начальника
  10. Глупость детей
  11. Золотые слова

Кратчайшее содержание рассказа «Золотые слова» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Минька и Лелька любили ужинать со взрослыми и сами много говорили.
  2. Однажды Лелька пыталась перебить папиного начальника и тот обиделся.
  3. Детей наказали и два месяца они ужинали отдельно.
  4. Потом с них взяли слово молчать и разрешили сесть за стол со взрослыми.
  5. Минька уронил масло в стакан папиного начальника и дети промолчали.
  6. Папа объяснил им, что если обстановка меняется, то надо действовать сообразно новым обстоятельствам.

Главная мысль рассказа «Золотые слова»
Любой приказ или правило хороши для определенного случая, но не могут предусмотреть все случайности.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 3 класс 2 часть» Климанова к этому рассказу можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Чему учит рассказ «Золотые слова»
Рассказ учит действовать не только по правилам и указаниям, но и по изменившимся обстоятельствам, учит думать головой, прежде чем выполнять чей-то приказ. Учит справедливости и честности. учит детям не мешать разговаривать взрослым.

Отзыв на рассказ «Золотые слова»
Мне понравился этот рассказ, в котором объясняется, что не всегда следовать правилам хорошо. Я никогда об этом не думала, но оказывается что любое правило может принести не только пользу, но и вред. И умный человек должен понимать, когда следовать правилу, а когда его нарушать.

Пословицы к рассказу «Золотые слова»
На обиженных воду возят.
Нельзя никого назвать счастливым до его смерти.
Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло.
Не бывает правил без исключений.
Без ума голова лукошко.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Золотые слова»
Когда Минька был маленьким, он и его сестра Леля очень любили ужинать со взрослыми. Им нравилась еда и нравились разговоры за столом.
Постепенно дети осмелели и стали вмешиваться во взрослые разговоры.
И вот однажды, папин начальник рассказывал про пожар и про то, как он спас пожарного. Начальник рассказывал медленно и Леля не выдержала. Ей хотелось тоже рассказать похожую историю и она вдруг перебила начальника.
Начальник возмутился и сказал, что забыл о чем рассказывал. Леля напомнила ему, что пожарный сказал «Мерси» и удивилась, как мог угоревший пожарный что-то сказать.
Мама шлепнула Лельку, и Минька решил прийти на помощь, начав объяснять, что угоревшие могут бредить, и предположил, что пожарный хотел сказать «Караул».
Начальник затрясся от гнева и стал пенять родителям на воспитание детей. Бабушка поддержала его и сделала замечание Лельке, которая ответила пословицей, что на сердитых воду возят.
Начальник принял эту пословицу на свой счет и ахнул от удивления. А папа решил запретить детям обедать со взрослыми.
Два месяца дети были наказаны, а потом смогли уговорить папу, чтобы тот разрешил им поужинать вместе со взрослыми. При этом они пообещали, что за столом не скажут ни одного слова.

Дети вели себя хорошо, и вместо того, чтобы говорить, забивали свои рты едой. Они подъели все, что было на столе и пошли по второму кругу.
И вдруг Минька роняет с ножа кусочек масла прямо в стакан чая начальника. Никто этого не заметил, кроме Лельки. А Лелька стала смеяться, видя, что начальник принялся размешивать чай ложкой. Масло растаяло и чай стал напоминать куриный бульон.
Лелька хотела крикнуть, чтобы начальник не пил эту бурду, но не могла, ведь она обещала молчать. Молчал и Минька.
Начальник сделал большой глоток и закашлялся, он мычал и показывал на свой чай. Мама посмотрела внимательно и сказала, что это просто сливочное масло. Папа заинтересовался, как масло попало в стакан и стал расспрашивать детей.
Лелька рассказала все. Гости стали обвинять детей в том, что они видели, как масло упало в стакан, но никому не сказали. Начальник назвал детей гадкими, а те ответили, что им было запрещено что-либо говорить.
Тогда папа сказал, что дети просто глупые. И что приказания и правила надо исполнять с умом и все делать с учетом изменившейся обстановки. Эти свои слова он назвал золотыми.
Папа сказал, что глупость не наказывается, а Минька много позже понял смысл его золотых слов. И когда стал писателем, не стал писать так, как писали великие мастера прошлого, ведь обстановка изменилась.

Рассказ под названием «Золотые слова» был написан Михаилом Зощенко в 1939 году. Это произведение завершает цикл из 8 детских рассказов о веселом баловнике Миньке и о смешливой выдумщице Леле. Цикл представляет сборник забавных, но поучительных историй, посвященных воспитанию детей.

Смысл названия произведения «Золотые слова» в том, что сказанные своевременно и по делу слова, могут стать очень важными и предотвратить неприятные происшествия в будущем. Автор учит маленьких читателей не только уважать взрослых, соблюдать правила этикета, но и обращает внимание ребят на то, что все-таки существуют такие ситуации, когда строгий родительский наказ может быть нарушен. И за этим последует не ожидаемое наказание, а благодарность.

Добрый мальчуган Минька и его бойкая младшая сестра Леля — главные действующие персонажи в этом рассказе. Этой неугомонной двоице ну очень уж нравилось ужинать в обществе взрослых. Изначально они были тихими и неприметными, занимая по большей части наблюдательную позицию, но совсем скоро осмелели и стали принимать активное участие в беседах взрослых, добавляя свои замечания, а потом и вовсе стали перебивать их.

Однажды на один из семейных ужинов был приглашен начальник отца, хвастливый между прочим болтун, который стал рассказывать про пожар и угоревшего там пожарника со знанием французского. Дети слушали, открыв рот, но ни разу не поверили в эту историю, более того — она им даже не понравилась. Об этом они непременно сообщили собравшимся за столом, перебив рассказчика с тем, чтобы рассказать свои, более интересные и увлекательные истории, как думала Леля. Своим недоверием, пренебрежением к словам и возмутительным поведением они несказанно сильно разозлили рассказчика. Этот ужин закончился для брата с сестрой наказанием. С этих пор детям был поставлен запрет, на совместные ужины в компании взрослых.

Прошло время, ситуация была подзабыта и дети осмелели, чтобы вновь попросить дозволения ужинать вместе со всеми. Уж очень им нравилось чувствовать и вести себя как взрослые. Папа был добр, он не смог отказать в просьбе своим детям и разрешил, но поставил условие — не произносить ни единого словечка, пока те не выйдут из-за стола.

Как и договаривались, дети сидели молча да ели. Минька захотел намазать кусок хлеба маслом, но оно оказалось слишком замерзшим и от того твердым. Тогда ему пришла в голову мысль, что неплохо бы его погреть. Поскольку свой чай он уже выхлебал, то стал проделывать свою задумку над стаканом папиного начальника, который снова зашел в гости. Масло тем временем соскользнуло с ножа прямо в чай. Только Минька и Леля стали молчаливыми свидетелями этого казуса. Тем временем начальник, с азартом вел свой очередной рассказ. Он помешал свой чай и глотнул, после чего скорчил гримасу и замычал. Мама, разобравшись в произошедшем, успокоила его и сказала, что в чай попало сливочное масло.

Один гость посетовал, что дети знали обо всем и не захотели предупредить. На это Минька и Лелька сказали, что у них был строгий отцовский наказ.

Мораль рассказа скрыта в словах отца. Он объяснил своим детям, что следовать указаниям и правилам нужно с умом, не стоит выполнять их неукоснительно, зная, что результат будет с заведомо печальным концом. Действовать нужно согласно обстоятельствам, которые в любую минуту могут измениться. Если ситуация требует, чтобы правила были нарушены, то так можно и нужно поступить. Слепое следование правилам не всегда уместно, нужно пользоваться своей интуицией и быть прозорливей. За такую предусмотрительность не накажут, а наоборот даже похвалят.

Рассказ «Золотые слова» учит тому, чтобы дети проявляли самостоятельность, были инициативными. В рассказе наглядно показано, к чему может привести слепое и безоговорочное следование предписанным правилам. Необходимо с малого возраста научиться верно расставлять приоритеты, понимать, когда нужно смолчать, а когда — сказать. Не нужно бояться нарушать установленные нормы, границы, т.к. в какой-то момент они станут неактуальными и сознание должно быть готово переступить за рамки, чтобы предотвратить назревающий конфуз. Ведь жизнь очень динамична и непредсказуема, чтобы подчиняться одним и тем же неизменным правилам на протяжении длительного времени.

  • Зощенко дрова читать рассказ
  • Зощенко детские рассказы читать
  • Зощенко главные герои рассказа елка
  • Зощенко все рассказы список
  • Зощенко веселые рассказы читать