Зулун эхир сочинение на лезгинском

Обновлено: 09.01.2023

1 Солнечная энергетика – преобразование солнечной энергии в электроэнергию фотоэлектрическим и термодинамическим методами. Для фотоэлектрического метода используются фотоэлектрические преобразователи (ФЭП) с непосредственным преобразованием энергии световых квантов (фотонов) в электроэнергию.

Геотермальная энергетика – способ получения электроэнергии путем преобразования внутреннего тепла Земли (энергии горячих пароводяных источников) в электрическую энергию.

Ветроэнергетика – это отрасль энергетики, специализирующаяся на использовании энергии ветра (кинетической энергии воздушных масс в атмосфере).

Волновая энергетика – способ получения электрической энергии путем преобразования потенциальной энергии волн в кинетическую энергию пульсаций и оформлении пульсаций в однонаправленное усилие, вращающее вал электрогенератора.

2 Преимущества геоТЭС

безопасность для окружающей среды, в том числе отсутствие возникновения парниковых газов;

компактность размеров станции;

основные расходы заканчиваются с завершением строительства, расходы же на эксплуатацию — минимальны;

за счёт природного теплоносителя (практически неисчерпаемый ресурс!) себестоимость электрической энергии снижается почти до нуля

Я считаю, что Геродот в чем то солидарен с Солоном. В свою же очередь, для Солона смыслом жизни и счастьем является гармония и спокойствие окружающего мира, он ценит каждый счастливый момент, но в тоже время, не берется судить о том, счастлив человек или нет, когда тот находится еще в самом расцвете жизни. О жизни можно судить только после ее окончания.

Мудрость и поучительность истории состоят в том, что нужно прожить каждый день так, как будто он последний. Каждый должен ценить то, что имеет: мирное небо, счастливую и дружную семью, свою работу, несмотря на различные мелкие неприятности.

Наряду с успехами, которые делает электрификация в Советском Союзе, с каждым годом проникая все глубже и глубже в различные отрасли народного хозяйства и захватывая новые области (транспорт, сельское хозяйство), есть одна область, которой она до настоящего времени совсем почти не коснулась, если не считать электрического освещения, — это домашний быт.

А между тем, самый беглый обзор тех преимуществ, которые дает применение электричества в домашнем быту, заставляет обратить на развитие электрификации быта самое серьезное внимание, в особенности, при проектировании и строительстве новых социалистических городов.

Электричество в домашнем быту улучшает гигиенические условия жизни и облегчает выполнение домашних работ. Поддержание в чистоте кухонь, обслуживаемых электричеством, обходится значительно дешевле — нет копоти, золы, остатков несгоревшего топлива, исключена возможность попадания в кухонные помещения вредных продуктов сгорания и светильного газа, что может иметь место в случае применения газа, а потому нет необходимости в усиленной вентиляции помещения кухонь, что приходится делать, в особенности, в больших кухнях, при массовом приготовлении пищи (в ресторанах, столовых, больницах и т. п.). Электрические плиты излучают меньше тепла, чем плиты с открытым пламенем (угольные или газовые), так как температуры нагревания, с которыми приходится иметь дело в электрических плитах, значительно ниже, чем в случае применения угольных, дровяных или газовых плит, так как эти температуры определяются исключительно потребностью в тепле того процесса, который совершается на плите (варка, печение или жарение того или иного количества определенного продукта) и не находится ни в какой зависимости от процессов горения топлива, как-то имеет место в плитах с открытым пламенем. Вследствие этого в помещении электрической кухни обычно менее высокая температура, что особенно важно летом. Равномерность температуры и возможность поддерживания ее в границах, необходимых для приготовления данного блюда, является отличительной особенностью электрической плиты, благодаря чему почти исключена возможность порчи пищи от неправильного нагревания ее и, в частности, пригорания масла.

Значительное сбережение времени и сил дает употребление для стирки белья аппарата с центрифугой.

Электрические аппараты для нагревания воды, которые, нагреваясь ночным током, утром предоставляют в распоряжение потребителя воду, подогретую до высокой температуры, ускоряют приготовление утреннего чая, кофе и т. п.; применение горячей воды ускоряет также и процесс приготовления всякого рода супов.

Вообще применение электричества в домашнем быту увеличивает степень механизации последнего, позволяет, с одной стороны, избежать применения в хозяйстве труда домашних работниц и, с другой стороны, значительно облегчает и сокращает труд женщин в домашнем быту и позволяет им посвятить освободившееся время труду на производстве или общественной работе.

Самое же важное в условиях советского Союза это то, что облегчая возможность введения общественного питания и механизацию отдельных процессов домашнего хозяйства и позволяя осуществлять их с меньшей затратой времени, сил и средств в центральных предприятиях, электрификация быта может оказать большое влияние на скорейшее внедрение в домашний быт коллективизации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тарсунин мурад: Ч l ал гегьеншарун, кlелиз чирун.

Научить читать и писать на лезгинском языке.

Дать понятие о временах года.

Привить интерес к родному языку.

Тарсунин финиф.

Нисинин хийирар, аялар.

Аялар, къе числодин гьи югъ я?

Къе ноябрдин 4 я.

Гъафтедин гьи югъ я? (арбе).

Гьафтеда шумуд югъ ава?(7).

Абур гьибур я? Низ чида.

Йисан гьи вахт я? Зул.

Са йисан къене шумуд вахт ава? (4).

Абур гьибур я? Гатфар, гад, зул, кьуьд.

Къе къецихъ (куьчеда) гьихьтин гьава ава?

Рагъ ава, гар ава, мекьи я.

Квез зулун гьихьтин лишанар чида?

Йикъар куьруь жеда, йифер яргъи жеда, къушар чими патарихъ хъфида. Тарарин пешер гьихьтинбур я? Хъипи, яру.

Аялар, лагь кван куьне чаз гьихьтин шиирар зулукай чидат l а.

— мус жедай к l валахар я?

Нигай чаз лугьуз жеда мисалар?

— гатун югъ хъуьт l уьн йикъалай са гьафтедин яргъи я

— хъуьт l уьн суьрсет гатув гва.

— Цла – цлар, цларини к l вал хуьда,

Вичиз гьуьрметзавай касди ч l ал хуьда.

Гила чаз лагь кван куьне, чаз гьихьтин миск l алар чида?

Чи бустанда авайди, агъзур перем алайди? (келем).

Лацу жеда яруни, гала къацу чуруни (газар).

Имуча – муча, муч халича: са тар, тарцел ц l икьвед хел, гьар са хилел къанни ц l уд пеш, гьар са пешинин са пад ч l улав, са пад лацу? (йис, варцар, йикъар, йиф, югъ).

Пуд стха къуцу балк l андал, са стха лацу балк l андал (гатфар, гад, зул, кьуьд).

Ц l ай галачиз къведай гум (циф).

Са бубадихъ кьуд хва ава, сад къацу, сад хъипи я, сад лацу, сад яруди я. (йисан вахтар)

8. Аялар ингье зул акъатнава

Зулуз чна саларай, бустанрай емишар, майваяр к l ват l хъийизва. Квез гьихьтин емишар, майваяр чида?

— ичер, чуьхьверар, жумар, уьзуьмар, к l ерецар, шуьмягъар ва масабур.

— майваяр: картуфар, келемар, буранар, помидорар, афнияр, чич l екар,

Гила ни чаз лугьуда и шейэрикай вучар гьазурдат l а?

— ргада, чрада, борщ ийда, пирожкияр ийда, хуьрекрик кутада.

9. Гила аялри емишарни майваяр кьилди чара авуна корзинкайра твада.

10. Исятда, аялар чина ктабдихъ галаз к l валахда.

Кьилдин аялриз табшуругъар гуда.

11. Чаз чи аялри зулукай шикилар янава.

Гила чна ин шкилрин винел к l валахта ва зулукай ихтилатар ийида.

12. Тарсунин нетижаяр кьун.

Чна аялар чи тарс тухвана куьтягьна, квез чухсвгъул, куьн сагърай.

13. К l вализ к l валах.

Ц l ийи гафар чирун. Тапшуругъ 1, 2.

Къарагъа вири к l вачел.

Тарс куьтягь хьана, сагърай.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 124 человека из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 597 074 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.11.2019 614
  • DOCX 17.1 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Таибова Луара Сиражудиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:

      

  • Алчность в мастере и маргарите сочинение
  •   

  • Сочинение любовь в произведениях достоевского
  •   

  • Период 1125 1157 историческое сочинение
  •   

  • Сочинение про коми язык
  •   

  • Сочинение на аварском языке моя семья

Би бийəн кишгтəв гиҗ тоолнав. Юңгад гихлә, ээҗин өөр өсләв.

Көгшн улс ачнр – җичнрән күүкдәсн даву дурлҗ эңкрлнә.  Эннь мел чик .

Би бичкнәсн авн ээҗин өврт унтад, ээҗин туульс соңгсад, ээҗән дахад нәр–хүрмд орлцдг, ээҗәсн дасад, домбр цокдг күүкмб.

Мини  ээҗ Овалова Сян – Цаг Нохаевна БаҺ-Чонса ЦаҺан Элсн гидг Һазрт төрсн күн. θсəд, босад гиҗгтә күүкн болад ,авальтаҺан харҺад, өрк- бүл болна.

Мини  ээҗ— аав Сиврин зовлң-муулян  эдләд, 1958 жилд хәрү Шаттур нүүҗ ирәд бәәршлв.

Хамдан 10 үрдән өскәд,  29 ачнр-зеенрəн эрклүлəд, 27 жичнрəн таалулад өсксн улс. Хамдан эдн 52 җил бәәв. Аавм дәәнә шалтгин гемәр өңгрәд, 13 җил болв. Ээҗм найн нəəмн насндан күрсн күндтə көгшә билә. Тиньгр, цаҺан седклтә Һольшг күн гиҗ таньл улс келдм.

Зуулын байрт эртəс белддг билəвидн. Бешəн цаҺалҺад,көнҗл-дерəн Һаза ҺарҺад, эктəҺән хамдан  герән  ахулдг  биләвидн.

Зулла ээҗ ширə толҺалҗ сууҺад, борцгудан кедм, би ээҗəн дахад боорцг кедгəн даслав. Асхн ширә   эргҗ сууҺад, газет делгəд, наснаннь зулан белдх. Ээҗ дөрвн  хурҺарн кемҗәлəд утхар утлдг, би тоолдг, эк көвңгәр орадг. Тиигчкәд негчн зулын өвс  пол деер унҺадго. Үлдсн өвс хураҺад,бешт шатадг.

Теңгр деер түрүн   одд  Һархла,ээҗ зулан өргдм.

Эцкм болхла,зулан барун Һартан авад, барун көлəрн үүд алхҗ, Һурвн дәкҗ деегшəн өргнә.Ээҗ арднь   зогсҗ, Һаран    намчлад зальврна.

Ээҗ гертəн орҗ ирəд альчуран тəəлəд, аман зəəлəд,Һаран уҺаҗ түрүн болҗмөргнə. Мөргсн цагт ээҗ келдм: « Хəəрхн, мань падме хум! Цуг олн улс нарт-делкə деер менд-амулңг бəəтхə!».

Насна оңҺцин Һуйриг ээҗ хагсу тәәвәд шардм. Мадн цугтан амсдг билəвидн.

Эн уснд зуурсн Һуйр маднд йир әмтәхн гиҗ медгдм. Ээҗин хəəлмшт күртхәр мадн хоорндан кесг марҺа кедг биләвидн. Yлгүрнь: ду дулх, би биилх, шүлг келх.

Насан йөрəсн өдрлə манад йир дала  гиич ирдм.

Ээҗ цугтаҺнь иигҗ йөрәдм:

Авсн җил-наснь өлзәтә болҗ,

Ода өмнк-өмнкәснь хөөткнь    сән болҗ,

Җил болҺн  харҺлцҗ,

Амулң эдлҗəхиг олн деедс бурхд

Өршәх  болтха!

Ээҗ  уга, зуг Зулан хальмг аъясар давулҗ кенәвидн. Тадн цугтан мини ээҗин наснд күрәд, күүкдиннь сə үзҗ, җирҺҗ йовтн гиҗ йөрәҗәнәв.

picture

Гатфар – руш я дамахар гвай!
Гатфар – свас я кІвалахар гвай!
Гатфар – кал я булахар гвай!
Гатфар – вирт я мумлахар квай!  Читать далее «Шиир «Гатфар, гад, зул, кьуьд». Шаир Сажидин Саидгасанов»

Мугьман я зул чи патариз
Цифер къвезва мад сувариз
Кьецил хьанва тарар- тамар ,
Саки къати хьанва гъамар
Амач либас къацувилин,  Читать далее «Шиир «Зул атана». Шаир Билал Адилов. Стих про осень на лезгинском языке»

Хъипи хьана авахьзава
Къацу тарарин пешер.
Десте-десте лув гуз физва
Дурнаяр, чуьлдин нуькIер.      Читать далее «Шиир «Зул». Шаир Алибег Фатахов. Стих про осень на лезгинском языке»

Зулун пешер, хъипи пешер
Ламу чилел авахьзава…
На лугьуди, пешерилай
Залан тир ухьт алахьзава.     Читать далее «Шиир «Зулун шикилар». Шаир Абидин Камилов. Стих об осени на лезгинском языке»

(«ЭМ-ТЭ-ЭС» поэмадай чIук)

МичIи йиф я , гьар пад секин,
Санихъайни авач ван-сес.
Къаткана лал ахвараваз,
Чили къачуз залан нефес.

Читать далее «Шиир «Зулун йиф». Шаир Алибег Фатахов. Стих «Осенняя ночь» на лезгинском языке»

Зул атана сам кьилеллаз,
Патар яру ичер гваз,
Зуьрне-далдам гъенел алаз
Зи халудин мехъер гваз.   Читать далее «Шиир «Зул». Шаир Ибрагьим Гьуьсейнов. Детский стих про осень на лезгинском языке»

   Чи школадихъ лап хъсан сал ава. Ина хъипи буранарни, яру помидорарни, яру чугъундурарни, лацу турпарни, еке келемарни, лап ири картуфарни ава. Ибур вири чи школадин аялри битмишарайбур я. Чаз салар цаз, салан майварин бул бегьер къачуз чи муаллим Сабир Аслановича чирна. Салай бул бегьер къачун патал чун гзаф алахъна.   Читать далее «Гьикая «Школадин сала». Детский рассказ на лезгинском языке»

КIватIал хьана аялар
Са пакамахъ мектебдиз.
Тир абурун хиялар
Зулун тамуз фин сейрдиз.

Читать далее «Шиир «Сейрдиз». Шаир Р. Юсуфов. Детский стих на лезгинском языке»

    Зул алукьайла, са бязи къушар чими уьлквейриз куьч жеда, вучиз лагьайтIа абурувай чи чкайра жедай мекьивилериз давам гуз жедач. Чими чкайриз чубарукар, дурнаяр, билбилар ва маса къушар куьч жеда. Къушар куьч жедайла, адет яз, абур луж-луж кIватI жеда, тарарал ацукьда, тамарани чуьллера абур чпиз недай затIуннихъ къвекъведа. Читать далее «Гьикая «Къушар куьч жезва». М. Гьажиев»

Алукьна зул, къвазва куьлуьз марфарни,

Алахьна цав, къвезва чими ракъарни,

АцIурзава берекатдив кIатIарни,

Ширин хьанва чи вилерин ахварни.

***        Читать далее «Шиир «Зул». Шаир Р. Салманов. Детский стих про осень на лезгинском языке»

Открытый урок на тему «Зул» (Осень)

(тикрарун)

Тарсунин мурад:
Ч
lал
гегьеншарун, кlелиз чирун.

Обобщающий урок в 4 классе на тему: «Зул»
(Осень).

Цель
урока.

1.     Научить
читать и писать на лезгинском языке.

2.     Дать
понятие о временах года.

3.     Привить
интерес к родному языку.

                                           
Тарсунин финиф.

4.     Нисинин
хийирар, аялар.

1.     Аялар,
къе числодин гьи югъ я?

Къе
ноябрдин 4 я.

2.     Гъафтедин
гьи югъ я? (арбе).

3.     Гьафтеда
шумуд югъ ава?(7).

Абур
гьибур я? Низ чида?…

4.     Йисан
гьи вахт я? Зул.

Са
йисан къене шумуд вахт ава? (4).

Абур
гьибур я? Гатфар, гад, зул, кьуьд.

5.     Къе
къецихъ (куьчеда) гьихьтин гьава ава?

Рагъ
ава, гар ава, мекьи я.

6.     Квез
зулун гьихьтин лишанар чида?

Йикъар
куьруь жеда, йифер яргъи жеда, къушар чими патарихъ хъфида. Тарарин пешер
гьихьтинбур я? Хъипи, яру.

5.     Аялар,
лагь кван куьне чаз гьихьтин шиирар зулукай чидат
lа.

— зулун гар;

— зул;

— 1-сентябрь;

— мус жедай кlвалахар
я?

6.     Нигай 
чаз лугьуз жеда мисалар?

— гатун югъ хъуьтlуьн
йикъалай са гьафтедин яргъи я

— хъуьтlуьн
суьрсет гатув гва.

— Цла – цлар, цларини кlвал
хуьда,

  Вичиз гьуьрметзавай
касди ч
lал
хуьда.

7.     Гила
чаз лагь кван куьне, чаз гьихьтин миск
lалар
чида?

1.     Чи
бустанда авайди, агъзур перем алайди? (келем).

2.     Лацу
жеда яруни, гала къацу чуруни (газар).

3.     Имуча
– муча, муч халича: са тар, тарцел ц
lикьвед
хел, гьар са хилел къанни ц
lуд
пеш, гьар са пешинин са пад ч
lулав,
са пад лацу? (йис, варцар, йикъар, йиф, югъ).

4.     Пуд
стха къуцу балк
lандал, са стха
лацу балк
lандал (гатфар, гад, зул,
кьуьд).

5.     Цlай
галачиз къведай гум (циф).

6.     Са
бубадихъ кьуд хва ава, сад къацу, сад хъипи я, сад лацу, сад яруди я. (йисан
вахтар)

     8. Аялар  ингье
зул акъатнава

Зулуз чна саларай,
бустанрай емишар, майваяр к
lватl
хъийизва. Квез                 гьихьтин емишар, майваяр чида?

           — ичер,
чуьхьверар, жумар, уьзуьмар, к
lерецар,
шуьмягъар ва масабур.

           —
майваяр: картуфар, келемар, буранар, помидорар, афнияр, чич
lекар,   

                     газарар.

Гила ни чаз
лугьуда и шейэрикай вучар гьазурдат
lа?

          — ргада,
чрада, борщ ийда, пирожкияр ийда, хуьрекрик кутада.

     9. Гила
аялри емишарни майваяр кьилди чара авуна корзинкайра твада.

      10.
 Исятда, аялар чина ктабдихъ галаз к
lвалахда.

Ктабдай текст «Кьегьалар»
к
lелда
вирида. Текстдай суффиксар ва префиксар галай гафар жагурда.

Кьилдин аялриз
табшуругъар гуда.  

    11. Чаз чи
аялри зулукай шикилар янава.

Гила чна ин
шкилрин винел к
lвалахта ва зулукай
ихтилатар ийида.

    12. Тарсунин
нетижаяр кьун.

Чна аялар чи тарс
тухвана куьтягьна, квез чухсвгъул, куьн сагърай.

      — киъметар
ицигда.

    13.  Кlвализ
к
lвалах.

Цlийи
гафар чирун. Тапшуругъ 1, 2.

Къарагъа вири кlвачел.

Тарс куьтягь
хьана, сагърай.

Обо мне
Блог
Файлы
Тесты
Галерея
Активность
Награды

Зул — нас авдг одр- творческая работа

Категория:

Прочее

29.11.2016 13:52

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая работа (мини-сочинение), посвящённая празднику Зул

Просмотр содержимого документа

«Зул — нас авдг одр- творческая работа»

МОКУ «Целинная СОШ им. К. Эрендженова»

БИЧМР КӨДЛМШ

Төр: « Зул – нас авдг өдр»

Бичснь: Чудан Өлзәт

9- гч классин сурһульч

Багш: Лиҗин Татьяна Анатольевна

Эрнҗәнә Константина нертә

Целинн дундын школ

п. Аршан – Булг

2015 җ.



-80%

Курсы повышения квалификации

Деятельность педагога-организатора в условиях реализации ФГОС и актуальные педагогические технологии

Продолжительность 72 часа

4000 руб.

800 руб.

Занимательная картография

Электронная тетрадь по русскому языку 7…

Математика и игры 3–4 классы

Занимательная география 5–6 классы

Геометрия 7 класс

Подготовка к ОГЭ по обществознанию….

Окружающий мир 2 класс ФГОС

Информатика 7 класс ФГОС

Скачать

© 2016,
Лиджиева Татьяна Анатольевна

470
5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Современные подходы к определению задач, содержанию и методам…

800 руб. 
4000 руб.

Система работы с высокомотивированными и одаренными учащимися по…

800 руб. 
4000 руб.

Защита дошкольников и школьников от информации, причиняющей вред их…

800 руб. 
4000 руб.

Речевая подготовка детей к школе на современном этапе

800 руб. 
4000 руб.

Профессиональные требования к няне (помощнику воспитателя) в условиях…

800 руб. 
4000 руб.

Организация деятельности педагога-воспитателя группы продлённого дня

800 руб. 
4000 руб.

0 нравится

0
Нет комментариев

  • Зубьями как пишется правильно
  • Зубр символ беларуси сочинение
  • Зубной техник рассказ о профессии
  • Зубная фея сказка для детей читать
  • Зря что ли как пишется