? с. 8
— Поскольку древние представления о мире отражаются в фольклоре, мы начнем со сказок, — решила Евдокия Васильевна. — В каких сказках есть два мира — земной и волшебный? Дайте общее название таких сказок.
А ты можешь дать общее название? Это сказки о животных или волшебные сказки?
Это волшебные сказки, то есть сказки, в которых есть волшебный мир.
? с. 9
— Какие из этих русских народных сказок вы читали? — спросила Евдокия Васильевна и перечислила:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. «Гуси-лебеди».
3. «Медное, серебряное и золотое царства».
4. «Кощей Бессмертный».
5. «Морской царь и Василиса Премудрая».
6. «Морозко».
А тебе какие из этих сказок знакомы? В каких из них волшебный мир — это лес? Подводное царство? Подземное царство? Небесно-заоблачное царство?
Волшебный мир представлен как лес в сказках «Гуси-лебеди» и «Морозко»; как подводное царство — в «Сказке о рыбаке и рыбке», «Морской царь и Василиса Премудрая»; как подземное царство — в сказке «Медное, серебряное и золотое царства».
На вопрос о том, в какой сказке волшебный мир представлен как небесно-заоблачное царство, поможет ответить реплика Тани Перовой. Это другой вариант сказки «Медное, серебряное и золотое царства».
Последующие высказывания героев интриги Рашида и Маши помогут нам привести свои примеры волшебных сказок и рассказать о том, где же в этих сказках находится волшебный мир и как он выглядит.
? с. 11
— В каких народных обрядах и праздниках до сих пор участвуют деревья? — спросил Сергей Александрович.
А ты это знаешь?
Можно вспомнить про новогоднюю ёлку и масленичный столб, а потом уже прочитать высказывания Миши, Кости и Рашида.
А ты знаешь, какие деревья принимают участие в весенних и осенних праздниках, в свадебном обряде? Спроси у своей прабабушки или бабушки!
Во время свадебного обряда, например, очень часто украшали цветными лентами молодые берёзки. Обрядовыми деревьями были также дуб, яблоня, рябина.
? с. 12
— Посмотрите на изображение Христа на кресте в древней французской книге, ей почти восемьсот лет, — предложил Сергей Александрович. — Крест, который является святыней для всех христиан, — это христианское Древо (или Дерево) Жизни. Это символ веры в добро и символ спасения от зла.
— Христос для всех христиан — Спаситель и Учитель, — продолжал Сергей Александрович. — Поэтому на ленточках, которые служат ветвями этого Дерева, приведены поучения из Библии — священной книги христиан. Посчитайте, сколько небесно-голубых плодов на ветвях этого Дерева.
И ты тоже посчитай.
— Плодов столько же, сколько месяцев в году, сколько знаков Зодиака, сколько учеников было у Христа, — подсказала Евдокия Васильевна. — Их количество составляет волшебное число.
Евдокия В асильевна имеет в виду число «12», которое у многих народов мира считается магическим. Оно получается путём умножения числа «3», характеризующего гармонию волшебного мира, на число «4», обозначающее земной мир (четыре стороны света, например).
— Я нашёл, где ещё раз повторяется это число! — радостно сообщил Миша.
А тебе это удалось?
Это количество оранжевых и голубых плодов, изображённых над фигурой Христа.
— Вы, наверное, заметили наверху птиц? — спросил Сергей Александрович. — А как вы думаете, какое животное должно
быть изображено у корней Древа Жизни?
У тебя есть какое-нибудь предположение?
Это представитель Нижнего мира — дракон или подземный змей. Мы уже видели подобное изображение на с. 10, когда обсуждали рисунок дерева из английской старинной книги.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.
УМК «ПНШ» ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС.
Контрольная работа по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»
Ф.И.__________________________________________________________
- Дайте общее название сказок, в которых есть два мира—земной и волшебный? ___________________________________________________________________________________
- В каких из этих русских народных сказок волшебный мир – это:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке». 2. «Гуси-лебеди». 3. «Медное, серебряное и золотое царства». 4. «Кощей бессмертный». 5. «Морской царь и Василиса Премудрая». 6. «Морозко». |
Лес? •• Подводное царство? •• Подземное царство? •• Небесно-заоблачное царство? •• |
- В каких народных обрядах и праздниках до сих пор участвуют деревья?
- _____________________ — _____________________
- _____________________ — _____________________
- _____________________ — _____________________
- Какая история из жизни Персея напоминает уже знакомую тебе историю из сказки А. Пушкина? __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
- Какие волшебные предметы пригодились Персею, чтобы победить Медузу? __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
- Почему сказка называется «Сивка-бурка»? ___________________________________________ _________________________________________________________________________________
- Какой признак тотемного животного в нем есть? _______________________________________ __________________________________________________________________________________
- Что для царевны самое главное при выборе жениха? _____________________________________ ___________________________________________________________________________________
- Является ли Иванушка — дурачок настоящим героем волшебной сказки? Перечисли его характеристики. _____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
- Что делает Крошечку — Хаврошечку героиней сказки? _____________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
- Почему Хаврошечка называет корову «коровой-матушкой»? ______________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
- С какими древними представлениями связано то, что Хаврошечке нужно влезть в одно ухо коровы, а вылезти из другого, чтобы трудная работа была выполнена? _______________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
- Что для купца самое главное при выборе невесты? ______________________________________ __________________________________________________________________________________
- Какие волшебные числа есть в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая? ________________ ___________________________________________________________________________________
- Судьба Ивана-царевича характерна для героя волшебной сказки: ДА или НЕТ (нужное подчеркнуть)? Подтверди свое мнение._________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
- Как выглядит в этой сказке волшебный мир? ____________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
- Кто в этой сказке превращается из животного в человека и обратно? ________________________ ___________________________________________________________________________________
- Какая из дочерей сказки «Морозко» является героиней сказки? Почему? _____________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
- Есть ли в этой сказке волшебный мир? Где он находится и кто его хозяин? ___________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
- Какие тотемные животные есть в сказке «Иван-царевич и серый волк»? _____________________ ___________________________________________________________________________________
- Докажи что сказка «Алтын сака – золотая бабка» построена по всем сказочным законам. _______ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
1 |
6 |
3 |
2 |
5 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
Словесная оценка |
Баллы |
%выполненного задания |
Уровни |
Существующая шкала |
|
великолепно |
10 |
100% |
67 |
В. |
5 баллов |
отлично |
9 |
99-91% |
66-60 |
5 баллов |
|
Очень хорошо |
8 |
90-84% |
59 — 56 |
В.С. |
4 балла |
Хорошо |
7 |
83-77% |
55 — 51 |
4 балла |
|
Почти хорошо |
6 |
76-71% |
50 — 47 |
С. |
4 балла |
Удовлетворит. |
5 |
70-64% |
46 — 42 |
3 балла |
|
Средне |
4 |
63-57% |
41 — 38 |
Н.С. |
3 балла |
Посредственно |
3 |
56-50% |
37 — 33 |
3 балла |
|
Слабо |
2 |
49-40% |
32 — 26 |
Н. |
2 балла |
Очень слабо |
1 |
39-10% |
25 — 7 |
2 балла |
Анализ проверки читательских умений работать с текстом художественного произведения
по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»
4 класс октябрь 2014 / 2015 уч.г.
- Это волшебные сказки.
- «Гуси- лебеди» и «Морозко» — лес, подводное царство — «Сказка о рыбаке и рыбке», «Морской царь и Василиса Премудрая», подземное царство — «Медное, серебряное и золотое царства».
- Троица — молодые березки. Новый год – ёлка. Обрядовыми деревьями были дуб, яблоня, рябина.
- То, что царь велел посадить маленького Персея и свою жену в ящик и пустить его по морю, напоминает мотив заточения царицы с сыном в бочку и утопления их в море в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
- Сандалии, зеркальный щит, серповидный меч, шлем-невидимка, чудесный мешок.
- Сивка-бурка — преданный друг и помощник Иванушки; с его помощью тот преодолевает все невзгоды и оказывается «не Иванушкой — дурачком, а молодец молодцом», поэтому сказка и называется «Сивка-бурка».
- Сивка-бурка обладает признаками тотемного животного, совмещая черты коня и дракона: из ушей и ноздрей его «дым столбом валит и пламя пышет».
- Главное качество для царевны — не ум, внешняя красота или богатство жениха, а его связь с волшебным миром.
- Да. а) самый младший в семье; б) житейским умом не отличается; в) старшие братья Ивана — лентяи; г) он приобретает волшебного помощника и связь с волшебным миром.
- Она — сирота; трудолюбива; мала ростом; в семье ее не любят, обижают; есть связь с волшебным миром.
- Лишь к корове может приласкаться, пожаловаться на горькую долю. корова всегда помогает и добрым словом и действием. Именно поэтому корова — «корова-матушка».
- Чтобы выполнить трудную работу, Хаврошечке необходимо переместиться из обычного мира в мир волшебный, для чего она и должна влезть в одно ухо своего волшебного помощника—коровы, а из другого вылезти.
- Купец выбирает невесту, у которой есть связь с волшебным миром.
- За тридевять земель, в тридесятом государстве, 12 голубок-сестриц, а за ними — 13-я, три задания.
- С рождения мальчик обречен на несправедливость: родной отец отрекся от него. Иван –царевич растет не по дням, а по часам. Выполняет невыполнимые задания. Связь с волшебным миром, наличие волшебных помощников.
- Волшебный мир расположен на дне озера.
- Способностью к превращениям обладают дочери морского царя, в том числе и Василиса Премудрая.
Ф.И.__________________________________________________________
Дайте общее название сказок, в которых есть два мира—земной и волшебный? ___________________________________________________________________________________В каких из этих русских народных сказок волшебный мир – это:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. «Гуси-лебеди».
3. «Медное, серебряное и золотое царства».
4. «Кощей бессмертный».
5. «Морской царь и Василиса Премудрая».
6. «Морозко».
Лес?
Подводное царство?
Подземное царство?
Небесно-заоблачное царство?
Какая история из жизни Персея напоминает уже знакомую тебе историю из сказки А. Пушкина? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие волшебные предметы пригодились Персею, чтобы победить Медузу? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечисли особенности ГЕРОЯ волшебной сказки:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие волшебные числа есть в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая? ________________ ___________________________________________________________________________________
7.Выбери названия сказок, в которых главного героя звали Иваном:
А) Сивка –Бурка
Б) Морской царь и Василиса Премудрая
В) Финист –ясный сокол
Г) Иван –царевич и серый волк
8. Что помогает героям сказок проходить испытания, выживать в волшебном мире, получать от него волшебные дары?
А) быть сильными;
Б)уметь общаться с волшебным миром;
В)быть хитрыми.
9. Какие волшебные сказки ты прочитал в этом разделе:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Чему поклонялись и верили древние люди__________________________
11. Как люди в древности представляли себе окружающий мир
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Земной и волшебный мир в волшебных сказках
Слайды и текст этой презентации
Слайд №1 | |
Земной и волшебный мир в волшебных сказках. Литературное чтение УМК ПНШ 4 класс Урок 1 |
Слайд №2 | |
Звонок звенит, и мы готовы, Бодры, спокойны и здоровы. О сказках речь мы поведём, В волшебный мир все попадём. |
|
Слайд №3 | |
«Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире» Цель: Определить характерные признаки волшебных сказок, понять, какие представления о мире были у древних людей. |
|
Слайд №4 | |
Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Два мира: земной (на земле) и волшебный (над землёй, а также в непроходимых и отдалённых местах) Мировое дерево – цент мироздания. Устойчивость мироздания – композиция из трёх частей (Верхний, Средний и Нижний миры) Тотемное животное и тотемное растение- прародители человека. |
|
Слайд №5 | |
Земной и волшебный мир в волшебных сказках. Урок №2 |
|
Слайд №6 | |
Сказка в гости к нам пришла, В мир фантазий позвала. Всё про сказку мы расскажем, Свои знания покажем. |
|
Слайд №7 | |
Мировое дерево: Корни – подземный мир, Ствол –земной мир, Ветви и корни –небесный мир. |
|
Слайд №8 | |
Персей. Древнегреческое сказание. Урок № 3 |
|
Слайд №9 | |
Работа с текстом учебника (с.13-15) Какие события предшествовали рождению Персея? Кто родители Персея? Можно ли считать Персея богом? Что было предназначено Персею судьбой? Как наказал царь Акризий свою дочь и её сына? Кто их спас? |
|
Слайд №10 | |
Продолжение чтения с. 14-15. Зачем Полидект поручил Персею достать голову горогоны? Кто помог юноше одолеть чудовище? Почему они это сделали? Какой путь проделал Персей пока добрался к горгонам? (Прочитай, как происходила битва с горгоной) |
|
Слайд №11 | |
«Персей и голова Медузы горгоны» | |
Слайд №12 | |
Работа с текстом учебника (с.15-18) «Персей и Андромеда» |
|
Слайд №13 | |
Слайд №14 | |
- Распечатать
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(3 голоса, среднее: 4.7 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Большой сборник презентаций в помощь школьнику.
закрыть
Скопируйте этот код и вставьте его на своем сайте:
Презентация 4 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Земной и волшебный мир в волшебных сказках. Литературное чтение УМК ПНШ 4 класс Урок 1.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Земной и волшебный мир в волшебных сказках. Литературное чтение УМК ПНШ 4 класс Урок 1
2
Звонок звенит, и мы готовы, Бодры, спокойны и здоровы. О сказках речь мы поведём, В волшебный мир все попадём.
3
«Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире» Цель: Определить характерные признаки волшебных сказок, понять, какие представления о мире были у древних людей.
4
Как люди в древности представляли себе окружающий мир. 1. Два мира: земной (на земле) и волшебный (над землёй, а также в непроходимых и отдалённых местах) 2. Мировое дерево – цент мироздания. Устойчивость мироздания – композиция из трёх частей (Верхний, Средний и Нижний миры) 3. Тотемное животное и тотемное растение- прародители человека.
5
Земной и волшебный мир в волшебных сказках. Урок 2
6
Сказка в гости к нам пришла, В мир фантазий позвала. Всё про сказку мы расскажем, Свои знания покажем.
7
Мировое дерево: Корни – подземный мир, Ствол –земной мир, Ветви и корни – небесный мир.
8
Персей. Древнегреческое сказание. Урок 3
9
Работа с текстом учебника (с.13-15) Какие события предшествовали рождению Персея? Кто родители Персея? Можно ли считать Персея богом? Что было предназначено Персею судьбой? Как наказал царь Акризий свою дочь и её сына? Кто их спас?
10
Продолжение чтения с Зачем Полидект поручил Персею достать голову горгоны? Кто помог юноше одолеть чудовище? Почему они это сделали? Какой путь проделал Персей пока добрался к горгонам? (Прочитай, как происходила битва с горгоной)
11
«Персей и голова Медузы горгоны»
12
Работа с текстом учебника (с.15-18) «Персей и Андромеда»
13
14