Дайте определение терминам псевдоним сказка тема

Билет № 1

1. Дайте определение терминам: баллада, диалог, жанр.

2. К какому жанру сказок относится «Царевна-Лягушка»? Какие особенности народной сказки вы можете в ней найти? Кто главные герои? Почему сказка так называется, хотя царевна-Лягушка – не единственная героиня сказки?

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 2

1. Дайте определение терминам: завязка, рифма, эпитет.

2. Как вы объясните название сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»? Какие черты характера Ивана раскрываются перед боем, во время боя и после него?

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Билет № 3

1. Дайте определение терминам: псевдоним, сказка, тема.

2. Чем отличаются волшебные, бытовые сказки и сказки о животных? Объясните на примерах прочитанных вами сказок.

3. Прочитайте наизусть «Я покинул родимый дом…» С. А. Есенина.

Билет № 4

1. Дайте определение терминам: повесть, строфа, ямб.

2. К какому из трех видов сказок можно было бы отнести сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна», если бы она была русской народной? Ответ обоснуйте.

3. Прочитайте наизусть «Помню – долгий зимний вечер…» И. А. Бунина.

Билет № 5

1. Дайте определение терминам: портрет, сюжет, хорей.

2. Чего добивалась царица в «Сказке о мертвой царевне» А. С. Пушкина от зеркальца и почему Пушкин называет ее по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих названий в полной мере отражает причину ее недоброго отношения к царевне? Похожа ли новая царица на первую царицу, мать царевны?

3. Прочитайте наизусть «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского (отрывок).

Билет № 6

1. Дайте определение терминам: басня, завязка, олицетворение.

2. Похож ли Алеша из «Черной курицы…» А. Погорельского на героев волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 7

1. Дайте определение терминам: метафора, описание, поэма.

2. Кто главный герой повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»? Какие из событий повести вы отнесете к реальным, а какие – к фантастическим?

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Билет № 8

1. Дайте определение терминам: пословица, сравнение, тема.

2. Образ барыни в «Муму» И. С. Тургенева.  

3. Прочитайте наизусть «Я покинул родимый дом…» С. А. Есенина.

Билет № 9

1. Дайте определение терминам: идея, композиция, фольклор.

2. Образ Герасима в «Муму» И. С. Тургенева.

3. Прочитайте наизусть «Помню – долгий зимний вечер…» И. А. Бунина.

Билет № 10

1. Дайте определение терминам: кульминация, олицетворение, рассказ.

2. Почему рассказ И. С. Тургенева называется «Муму»?

3. Прочитайте наизусть «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского (отрывок).

Билет № 11

1. Дайте определение терминам: сюжет, эпиграф, ямб.

2. Расскажите о двух побегах Жилина из плена. Почему один из них был удачным, а другой нет?

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 12

1. Дайте определение терминам: метафора, пейзаж, тема.

2. Роль Дины в истории Жилина.

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Билет № 13

1. Дайте определение терминам: олицетворение, сказка, хорей.

2. Образы Жилина и Костылина.

3. Прочитайте наизусть «Я покинул родимый дом…» С. А. Есенина.

Билет № 14

1. Дайте определение терминам: идея, монолог, портрет.

2. В чем особенности юмора рассказа А. П. Чехова «Хирургия»? Почему нам не только хочется смеяться, но и появляется грустное чувство?

3. Прочитайте наизусть «Помню – долгий зимний вечер…» И. А. Бунина.

Билет № 15

1. Дайте определение терминам: баллада, сравнение, повесть.

2. Образ Васи из произведения «В дурном обществе»? Как изменился его характер после встречи с «детьми подземелья»?

3. Прочитайте наизусть «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского (отрывок).

Билет № 16

1. Дайте определение терминам: диалог, жанр, средства художественной выразительности.

2. Почему Тыбурций говорит Васе: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Как вы понимаете выражение «Васина дорога к правде»?

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 17

1. Дайте определение терминам: композиция, рассказ, эпиграф.

2. Образ Фильки в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Каково было его прозвище и почему?

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Билет № 18

1. Дайте определение терминам: басня, олицетворение, повесть.

2. Объясните смысл названия рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы».

3. Прочитайте наизусть «Я покинул родимый дом…» С. А. Есенина.

Билет № 19

1. Дайте определение терминам: кульминация, метафора, псевдоним.

2. В чем сходство сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» с народной сказкой? Какие черты в ней от литературной сказки?

3. Прочитайте наизусть «Помню – долгий зимний вечер…» И. А. Бунина.

Билет № 20

1. Дайте определение терминам: развязка, рифма, сюжет.

2. Почему Никита из одноименного рассказа А. Платонова старался превратить людей в неодушевленные предметы? Когда он одушевлял все вокруг? Реальные или фантастические события описаны в рассказе?

3. Прочитайте наизусть «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского (отрывок).

Билет № 21

1. Дайте определение терминам: сказка, тема, эпиграф.

2. Образ Васютки из произведения В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 22

1. Дайте определение терминам: завязка, трагедия, фольклор.

2. Почему рассказ Саши Черного называется так же, как и прозведение Л. Н. Толстого, – «Кавказский пленник»?

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Билет № 23

1. Дайте определение терминам: басня, строфа, эпитет.

2. Образ Робинзона Крузо.

3. Прочитайте наизусть «Я покинул родимый дом…» С. А. Есенина.

Билет № 24

1. Дайте определение терминам: диалог, ритм, художественное произведение.

2. Кому из героев литературных произведений вы могли бы дать нарицательное имя «робинзон»?

3. Прочитайте наизусть «Помню – долгий зимний вечер…» И. А. Бунина.

Билет № 25

1. Дайте определение терминам: жанр, кульминация, стихотворение.

2. Образ Герды в «Снежной королеве». В чем заключается внутренняя красота героини?

3. Прочитайте наизусть «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского (отрывок).

Билет № 26

1. Дайте определение терминам: метафора, описание, рассказ.

2. Расскажите о главных героях сказки «Снежная королева», выделив ключевые черты в их характерах.

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 27

1. Дайте определение терминам: басня, тема, эпитет.

2. Образ Киша в «Сказании о Кише» Дж. Лондона.

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Счастливый билет (устный ответ)

1. Назовите ваше любимое произведение.

2. На кого из литературных героев вы хотите быть похожи?

3. Прочитайте ваше любимое стихотворение (любое).

Квест-игра по литературе для 5-8 классов

Внеклассное мероприятие

Квест «По страницам книг»

Для учащихся 6-8 классов

Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Игра рассчитана на учащихся 6-8 классов. В качестве «станционных смотрителей» выступают учащиеся старших классов. Учащиеся получают опережающее задание: подготовить название команды, девиз, эмблему, соответствующие теме мероприятия; перечитать сказки А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова

Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, пазл, вещи для «Бюро находок» (можно использовать фото вещей).

Маршрутный лист (выполнен в виде карты с отмеченным на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд. При подготовке к мероприятию необходимо изготовить пазлы-иллюстрации, пазлы-буквы, подобрать вещи для Бюро находок, продумать оформление всех станций.

Станции могут быть расположены в разных уголках школы:, в кабинетах литературы, в спортивном зале, в музыкальном классе, в актовом зале. Цель каждой команды: отгадать название книги, в которой победителей ждет письмо от литературного героя. За правильное выполнение задания на станциях команды получают число (закодированную букву). Из разгаданный букв должно получиться название книги. (в нашем варианте это «Робинзон Крузо Д.Дефо»)

Время нахождения на станциях ограничено — 5 минут.

ХОД ИГРЫ

Представление команд (название, девиз. Например, «Крылья» — «Если много ты читаешь, в жизни крылья обретаешь!», «Чародеи» — «Как только палочкой взмахнём, ответ на всё тотчас найдём»)

Капитанам вручают маршрутные листы.

  1. станция «Загадочная»

Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами Всем понятным языком. (Книга)

Вам выражения знакомы: Про первый блин, что вечно комом, Про сор, что из избы несут… Как их в народе все зовут? (Пословицы)

Белое поле, Черное семя, Кто его сеет — Тот и радуется. (Письмо)

Новый дом несу в руке, Дверцы дома — на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)

Короткая фраза, где звуки похожи. Ее мы частенько промолвить не можем. Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает. Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)

СТАНЦИЯ 2.

Сложи ПАЗЛЫ

(пазл «Приключение Буратино» А.Н.Толстой).

СТАНЦИЯ 3.

Блиц-турнир. Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. ПУШКИНА

  1. Сколько лет рыбачил старик?(тридцать лет и три года)
  2. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)
  3. За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)
  4. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?(3 раза)
  5. Нa кaкoм oстрoве выстрoил свой двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (на острове Буяне)
  6. Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
  7. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)
  8. В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)
  9. С какими словами обращалась царица к зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? («Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?..»)
  10. Какие желания были у старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (- новое корыто — новая изба — быть столбовою дворянкой — быть вольною царицей — быть владычицей морскою)

СТАНЦИЯ 4.

БАСНИ.

Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А.КРЫЛОВА.

  1. А Васька слушает… (да ест)
  2. Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку)
  3. Ты всё пела? Это дело… ( Так поди же, попляши!)
  4. Ай, Моська, знать… (она сильна, коль лает на слона)
  5. И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло.. (Сыр выпал — с ним была плутовка такова)
  6. Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их . . (Что только брызги засверкали.)

СТАНЦИЯ 5.

БЮРО НАХОДОК.

Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.

  1. Хрустальный башмачок (Золушка, Г.Х.Андерсен «Золушка»),.
  2. Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш.Перро)
  3. Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)
  4. Метла (Джоан Роллинг. Гарри Поттер)
  5. Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

СТАНЦИЯ 6.

Буквенные ПАЗЛЫ.

Составьте из букв название художественного произведения. Назовите имя автора.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (ПУШКИН)

СТАНЦИЯ 7.

ЦИФРЫ в литературе.

Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.

За каждый ответ 1 балл. За неполный ответ – 0,5 балла.

Например, сказка «Три поросенка», книги Ж.Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А.Дюма «Три мушкетера».

После прохождения станций команды финишируют около библиотеки. У входа их ждет последнее испытание.

  1. Необходимо ответить на вопрос: Какие известные произведения русской литературы озаглавлены кличками собак? Назовите авторов этих произведений. («Муму» И.С. Тургенев, «Каштанка» А.П. Чехов, «Белый Бим, Черное Ухо» Гавриил Троепольский, «Кусака» Л. Андреев).
  2. Нужно дать правильно расшифровать название книги, в которо спрятано послание.

РОБИНЗОН КРУЗО

Далее команда находит книгу и послание в ней, зачитывает его.

Проводится награждение.

Маршрутный лист №1

№ станции Загадочная Пазл-иллюстрация Сказки А.С.Пушкина Басни Бюро находок Буквенные пазлы Цифры в литературе
Число-шифр

Маршрутный лист №2

№ станции Пазл-иллюстрация Сказки А.С.Пушкина Басни Бюро находок Буквенные пазлы Цифры в литературе Загадочная
Число-шифр

Маршрутный лист №3

№ станции Сказки А.С.Пушкина Басни Бюро находок Буквенные пазлы Цифры в литературе Загадочная Пазл-иллюстрация
Число-шифр

Маршрутный лист №4

№ станции Басни Бюро находок Буквенные пазлы Цифры в литературе Загадочная Пазл-иллюстрация Сказки А.С.Пушкина
Число-шифр

Буквы-шифр

18 2 15 9 12 16 21 10

Вариант послания

Билет № 1

1. Дайте определение терминам: баллада, диалог, жанр.

2. К какому жанру сказок относится «Царевна-Лягушка»? Какие особенности народной сказки вы можете в ней найти? Кто главные герои? Почему сказка так называется, хотя царевна-Лягушка – не единственная героиня сказки?

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 2

1. Дайте определение терминам: завязка, рифма, эпитет.

2. Как вы объясните название сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»? Какие черты характера Ивана раскрываются перед боем, во время боя и после него?

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Билет № 3

1. Дайте определение терминам: псевдоним, сказка, тема.

2. Чем отличаются волшебные, бытовые сказки и сказки о животных? Объясните на примерах прочитанных вами сказок.

3. Прочитайте наизусть «Я покинул родимый дом…» С. А. Есенина.

Билет № 4

1. Дайте определение терминам: повесть, строфа, ямб.

2. К какому из трех видов сказок можно было бы отнести сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна», если бы она была русской народной? Ответ обоснуйте.

3. Прочитайте наизусть «Помню – долгий зимний вечер…» И. А. Бунина.

Билет № 5

1. Дайте определение терминам: портрет, сюжет, хорей.

2. Чего добивалась царица в «Сказке о мертвой царевне» А. С. Пушкина от зеркальца и почему Пушкин называет ее по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих названий в полной мере отражает причину ее недоброго отношения к царевне? Похожа ли новая царица на первую царицу, мать царевны?

3. Прочитайте наизусть «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского (отрывок).

Билет № 6

1. Дайте определение терминам: басня, завязка, олицетворение.

2. Похож ли Алеша из «Черной курицы…» А. Погорельского на героев волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 7

1. Дайте определение терминам: метафора, описание, поэма.

2. Кто главный герой повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»? Какие из событий повести вы отнесете к реальным, а какие – к фантастическим?

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Билет № 8

1. Дайте определение терминам: пословица, сравнение, тема.

2. Образ барыни в «Муму» И. С. Тургенева.

3. Прочитайте наизусть «Я покинул родимый дом…» С. А. Есенина.

Билет № 9

1. Дайте определение терминам: идея, композиция, фольклор.

2. Образ Герасима в «Муму» И. С. Тургенева.

3. Прочитайте наизусть «Помню – долгий зимний вечер…» И. А. Бунина.

Билет № 10

1. Дайте определение терминам: кульминация, олицетворение, рассказ.

2. Почему рассказ И. С. Тургенева называется «Муму»?

3. Прочитайте наизусть «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского (отрывок).

Билет № 11

1. Дайте определение терминам: сюжет, эпиграф, ямб.

2. Расскажите о двух побегах Жилина из плена. Почему один из них был удачным, а другой нет?

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 12

1. Дайте определение терминам: метафора, пейзаж, тема.

2. Роль Дины в истории Жилина.

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Билет № 13

1. Дайте определение терминам: олицетворение, сказка, хорей.

2. Образы Жилина и Костылина.

3. Прочитайте наизусть «Я покинул родимый дом…» С. А. Есенина.

Билет № 14

1. Дайте определение терминам: идея, монолог, портрет.

2. В чем особенности юмора рассказа А. П. Чехова «Хирургия»? Почему нам не только хочется смеяться, но и появляется грустное чувство?

3. Прочитайте наизусть «Помню – долгий зимний вечер…» И. А. Бунина.

Билет № 15

1. Дайте определение терминам: баллада, сравнение, повесть.

2. Образ Васи из произведения «В дурном обществе»? Как изменился его характер после встречи с «детьми подземелья»?

3. Прочитайте наизусть «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского (отрывок).

Билет № 16

1. Дайте определение терминам: диалог, жанр, средства художественной выразительности.

2. Почему Тыбурций говорит Васе: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Как вы понимаете выражение «Васина дорога к правде»?

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 17

1. Дайте определение терминам: композиция, рассказ, эпиграф.

2. Образ Фильки в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Каково было его прозвище и почему?

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Билет № 18

1. Дайте определение терминам: басня, олицетворение, повесть.

2. Объясните смысл названия рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы».

3. Прочитайте наизусть «Я покинул родимый дом…» С. А. Есенина.

Билет № 19

1. Дайте определение терминам: кульминация, метафора, псевдоним.

2. В чем сходство сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» с народной сказкой? Какие черты в ней от литературной сказки?

3. Прочитайте наизусть «Помню – долгий зимний вечер…» И. А. Бунина.

Билет № 20

1. Дайте определение терминам: развязка, рифма, сюжет.

2. Почему Никита из одноименного рассказа А. Платонова старался превратить людей в неодушевленные предметы? Когда он одушевлял все вокруг? Реальные или фантастические события описаны в рассказе?

3. Прочитайте наизусть «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского (отрывок).

Билет № 21

1. Дайте определение терминам: сказка, тема, эпиграф.

2. Образ Васютки из произведения В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 22

1. Дайте определение терминам: завязка, трагедия, фольклор.

2. Почему рассказ Саши Черного называется так же, как и прозведение Л. Н. Толстого, – «Кавказский пленник»?

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Билет № 23

1. Дайте определение терминам: басня, строфа, эпитет.

2. Образ Робинзона Крузо.

3. Прочитайте наизусть «Я покинул родимый дом…» С. А. Есенина.

Билет № 24

1. Дайте определение терминам: диалог, ритм, художественное произведение.

2. Кому из героев литературных произведений вы могли бы дать нарицательное имя «робинзон»?

3. Прочитайте наизусть «Помню – долгий зимний вечер…» И. А. Бунина.

Билет № 25

1. Дайте определение терминам: жанр, кульминация, стихотворение.

2. Образ Герды в «Снежной королеве». В чем заключается внутренняя красота героини?

3. Прочитайте наизусть «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского (отрывок).

Билет № 26

1. Дайте определение терминам: метафора, описание, рассказ.

2. Расскажите о главных героях сказки «Снежная королева», выделив ключевые черты в их характерах.

3. Прочитайте наизусть любую басню И. А. Крылова.

Билет № 27

1. Дайте определение терминам: басня, тема, эпитет.

2. Образ Киша в «Сказании о Кише» Дж. Лондона.

3. Прочитайте наизусть «Бородино» М. Ю. Лермонтова (отрывок).

Счастливый билет (устный ответ)

1. Назовите ваше любимое произведение.

2. На кого из литературных героев вы хотите быть похожи?

3. Прочитайте ваше любимое стихотворение (любое).

Содержание

  1. Краткий словарь литературоведческих терминов 5 класс определение сказки
  2. Словарь литературоведческих терминов
  3. Методические материалы «Словарь литературоведческих терминов» (5 класс)
  4. Слова́рь литературове́дческих те́рминов
  5. А́втор – это тот, кто со́здал худо́жественное произведе́ние.
  6. А.С. Пу́шкин а́втор «Ска́зки о мёртвой царе́вне…».
  7. А́втор произведе́ний фолькло́ра – наро́д.
  8. Больши́е жа́нры фолькло́ра – это ска́зки, леге́нды, были́ны, истори́ческие пе́сни, лири́ческие пе́сни, сказа́ния, балла́ды и другое.
  9. Бытова́я ска́зка – это ска́зка на семе́йно-бытову́ю те́му.
  10. Волше́бная ска́зка «Снегу́рочка»
  11. Выходны́е да́нные кни́ги – это све́дения о том, кто рабо́тал над кни́гой, каки́м тиражо́м она издана́ и в како́й типогра́фии.
  12. Диало́г – это разгово́р двух или не́скольких лиц.
  13. Дразни́лка – это коро́ткий насме́шливый стишо́к.
  14. Тили-тили-тесто,
  15. Жених и невеста!
  16. Жанр – это вид худо́жественного произведе́ния (наприме́р: ска́зка, ба́сня, поте́шка, расска́з, по́весть и другие).
  17. Жа́нры фолькло́ра
  18. Завя́зка – собы́тие, знамену́ющее нача́ло разви́тия де́йствия в произведе́ниях.
  19. Закли́чка – это обраще́ние в стихотво́рной фо́рме к со́лнцу, ра́дуге, дождю́, пти́цам.
  20. Радуга-дуга,
  21. Не давай дождя,
  22. Давай солнышко,
  23. Красно ведрышко!
  24. Зага́дка – это вопро́с или зада́ние, кото́рое ну́жно разгада́ть или реши́ть.
  25. С виду он зелёный мячик,
  26. Но зовут его иначе.
  27. На нём бархатный картуз,
  28. Это сладкий наш……..
  29. Зачи́н – нача́ло ска́зки. («Жили-были…», «За тридевять земель, в тридесятом царстве жил-был…», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»).
  30. Иде́я – основна́я мысль худо́жественного произведе́ния.
  31. Иллюстра́ция – это рису́нок, поясня́ющий текст.
  32. И. Я. Били́бин. Иллюстра́ция к сказке «Царевна-лягушка»
  33. Кни́га — это исто́чник зна́ний. Из книг мы узнаём много интере́сного и поле́зного.
  34. Литерату́рный геро́й — это де́йствующее лицо́, персона́ж литерату́рного произведе́ния.
  35. Иван-царевич – геро́й сказки «Царевна-лягушка»
  36. Нахза́ц– за́дний форза́ц.
  37. Обло́жка – это обёртка кни́ги.
  38. Олицетворе́ние – это перенесе́ние челове́ческих черт на неодушевлённые предме́ты и явле́ния.
  39. Описа́ние – это вид повествова́ния, в котором изобража́ется карти́на (портре́т геро́я, пейза́ж, вид ко́мнаты и пр.).
  40. Пейза́ж – это карти́на приро́ды в произведении.
  41. Песту́шка – это стишо́к или пе́сенка, которые пою́тся ребёнку при заря́дке.
  42. По коч-кам, по коч-кам,
  43. По маленьким вершоч-кам.
  44. В ямку – бууууууух!
  45. А там петух!
  46. Погово́рка – это кра́ткое, крыла́тое, о́бразное наро́дное выраже́ние, отража́ющие какие-либо явле́ния жи́зни.
  47. Портре́т – это изображе́ние вне́шности геро́я в произведении.
  48. Посло́вица – это кра́ткое, крыла́тое, о́бразное наро́дное изрече́ние, име́ющее поучи́тельный смысл.
  49. Постоя́нный эпи́тет – кра́сочное определе́ние, которое употребля́ется в усто́йчивом сочета́нии с одним словом. («Добрый молодец», «красная девица»).
  50. Поте́шка – это пе́сенка или стишо́к, которые сопровожда́ют первые игры с па́льцами, рука́ми и нога́ми ребёнка.
  51. Сорока-ворона,
  52. кашку варила, деток кормила, этому дала (показывает на большой палец), этому дала (показывает на указательный палец), этому дала (показывает на средний палец), этому дала (показывает на четвертый палец), а этому не дала (указывает на мизинец) он кашку не варил,
  53. деток не кормил, маме не помогал.
  54. Прибау́тка – это смешно́й небольшо́й расска́з или смешно́е выраже́ние, придаю́щее ре́чи юмористи́ческий отте́нок.
  55. «Егорушка коновал, Кошке ножку подковал, Привязал корытце, Поехал жениться, Корытце болтается, Жена улыбается».
  56. Пригово́рка – это обраще́ние к живо́тным, пти́цам, гриба́м, я́годам.
  57. Уж ты бор-борок,
  58. Дай ягод коробок,
  59. Грибов кузовочек,
  60. Орехов мешочек!
  61. При́сказка – ритми́чески организо́ванная прибау́тка, предше́ствующая зачи́ну в сказках. («Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди»).
  62. Про́за – это литерату́рное нестихотво́рное произведе́ние.
  63. Развя́зка – это один из элеме́нтов сюже́та, заключи́тельный моме́нт в разви́тии де́йствия в худо́жественном произведе́нии.
  64. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  65. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  66. Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
  67. Оставьте свой комментарий
  68. Подарочные сертификаты
  69. Словарик литературоведческих терминов для 5 класса
  70. Словарь литературоведческих терминов за 5 класс
  71. Краткий словарь литературоведческих терминов 5 класс определение сказки

Краткий словарь литературоведческих терминов 5 класс определение сказки

2234 дн. с момента
до начала нового учебного года

Словарь литературоведческих терминов

ШКОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Жанр – Группа произведений, имеющих сходное строение (поэтику).

Завязка – Композиционная часть повествования, событие, определяющее начало развития действия.

Метафора – Употребление слова в переносном значении.

Олицетворение – Придание неживым предметам свойств и качеств живого.

Описание – Тип речи, текст, представляющий собой ответ на вопрос «какой?»

Публицистика – Один из книжных стилей, включающий произведения на общественно-значимые темы, предназначенные для публикации в средствах массовой информации с целью формирования общественного мнения.

Развязка – Композиционная часть рассказа, событие, которым разрешаются конфликт и проблемы произведения.

Ритм – Повторение однородных явлений через равные промежутки времени.

Сарказм – Высшая степень проявления иронии.

Символ – Образ, замещающий наименование жизненного явления, понятия, предмета, условным его обозначением напоминающим это явление и придающим ему новый глубинный смысл.

Сравнение – сопоставление с союзами «как», «словно», «будто», «точно».

Троп – Изобразительное средство.

Экспозиция – Композиционная часть повествования, описание, предшествующее началу событий, где дана картина окружающей местности, иногда описание героя.

Эпос – 1) Род литературы, прозаическое сюжетное повествование. 2) Вид устного народного творчества в зарубежных странах, героическое повествование о прошлом, содержащее картину народной жизни и представляющее мир героев-богатырей.

Источник

Методические материалы «Словарь литературоведческих терминов» (5 класс)

Слова́рь литературове́дческих те́рминов

А́втор – это тот, кто со́здал худо́жественное произведе́ние.

А.С. Пу́шкин а́втор «Ска́зки о мёртвой царе́вне…».

А́втор произведе́ний фолькло́ра – наро́д.

Больши́е жа́нры фолькло́ра – это ска́зки, леге́нды, были́ны, истори́ческие пе́сни, лири́ческие пе́сни, сказа́ния, балла́ды и другое.

Бытова́я ска́зка – это ска́зка на семе́йно-бытову́ю те́му.

Волше́бная ска́зка «Снегу́рочка»

Выходны́е да́нные кни́ги – это све́дения о том, кто рабо́тал над кни́гой, каки́м тиражо́м она издана́ и в како́й типогра́фии.

Диало́г – это разгово́р двух или не́скольких лиц.

Дразни́лка – это коро́ткий насме́шливый стишо́к.

Тили-тили-тесто,

Жених и невеста!

Жанр – это вид худо́жественного произведе́ния (наприме́р: ска́зка, ба́сня, поте́шка, расска́з, по́весть и другие).

Жа́нры фолькло́ра

Закли́чка – это обраще́ние в стихотво́рной фо́рме к со́лнцу, ра́дуге, дождю́, пти́цам.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко!

Зага́дка – это вопро́с или зада́ние, кото́рое ну́жно разгада́ть или реши́ть.

С виду он зелёный мячик,

Но зовут его иначе.

На нём бархатный картуз,

Это сладкий наш……..

Зачи́н – нача́ло ска́зки. («Жили-были…», «За тридевять земель, в тридесятом царстве жил-был…», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»).

Иде́я – основна́я мысль худо́жественного произведе́ния.

Иллюстра́ция – это рису́нок, поясня́ющий текст.

И. Я. Били́бин. Иллюстра́ция к сказке «Царевна-лягушка»

Кни́га — это исто́чник зна́ний. Из книг мы узнаём много интере́сного и поле́зного.

Книгопеча́тение – это печа́тание и изда́ние книг.

Колыбе́льная пе́сня – это песня, которой убаю́кивают ребёнка.

Приди, котик, ночевать,

Мою доченьку качать.

Концо́вка – после́дние слова́ ска́зки. («…а кто слушал, молодец», «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).

Кульмина́ция – это моме́нт наивы́сшего напряже́ния в художественном произведении.

Литерату́рный геро́й — это де́йствующее лицо́, персона́ж литерату́рного произведе́ния.

Иван-царевич – геро́й сказки «Царевна-лягушка»

Ма́лые жа́нры фолькло́ра – это небольши́е по объёму фолькло́рные произведе́ния. Малые жанры фольклора обычно называют де́тским фолькло́ром, так как такие народные произведения входят в жизнь человека с ра́ннего во́зраста. К малым жанрам фольклора относят: колыбе́льные пе́сни, песту́шки, поте́шки, прибау́тки, посло́вицы, погово́рки, скорогово́рки, закли́чки, счита́лки, зага́дки, дразни́лки, игровы́е пе́сни, пригово́рки и другое.

Моноло́г – это речь одного́ лица́.

Нахза́ц– за́дний форза́ц.

Обло́жка – это обёртка кни́ги.

Олицетворе́ние – это перенесе́ние челове́ческих черт на неодушевлённые предме́ты и явле́ния.

Описа́ние – это вид повествова́ния, в котором изобража́ется карти́на (портре́т геро́я, пейза́ж, вид ко́мнаты и пр.).

Пейза́ж – это карти́на приро́ды в произведении.

Песту́шка – это стишо́к или пе́сенка, которые пою́тся ребёнку при заря́дке.

По коч-кам, по коч-кам,

По маленьким вершоч-кам.

В ямку – бууууууух!

А там петух!

Погово́рка – это кра́ткое, крыла́тое, о́бразное наро́дное выраже́ние, отража́ющие какие-либо явле́ния жи́зни.

Портре́т – это изображе́ние вне́шности геро́я в произведении.

Посло́вица – это кра́ткое, крыла́тое, о́бразное наро́дное изрече́ние, име́ющее поучи́тельный смысл.

Постоя́нный эпи́тет – кра́сочное определе́ние, которое употребля́ется в усто́йчивом сочета́нии с одним словом. («Добрый молодец», «красная девица»).

Поте́шка – это пе́сенка или стишо́к, которые сопровожда́ют первые игры с па́льцами, рука́ми и нога́ми ребёнка.

Сорока-ворона,

кашку варила,
деток кормила,
этому дала
(показывает на большой палец),
этому дала
(показывает на указательный палец),
этому дала
(показывает на средний палец),
этому дала
(показывает на четвертый палец),
а этому не дала
(указывает на мизинец)
он кашку не варил,

деток не кормил,
маме не помогал.

Прибау́тка – это смешно́й небольшо́й расска́з или смешно́е выраже́ние, придаю́щее ре́чи юмористи́ческий отте́нок.

«Егорушка коновал,
Кошке ножку подковал,
Привязал корытце,
Поехал жениться,
Корытце болтается,
Жена улыбается».

Пригово́рка – это обраще́ние к живо́тным, пти́цам, гриба́м, я́годам.

Уж ты бор-борок,

Дай ягод коробок,

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек!

При́сказка – ритми́чески организо́ванная прибау́тка, предше́ствующая зачи́ну в сказках. («Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди»).

Про́за – это литерату́рное нестихотво́рное произведе́ние.

Развя́зка – это один из элеме́нтов сюже́та, заключи́тельный моме́нт в разви́тии де́йствия в худо́жественном произведе́нии.

Ри́фма – это созву́чие оконча́ний стихотво́рных строк.

Ска́зка – это занима́тельный расска́з о необыкнове́нных, часто фантасти́ческих собы́тиях и приключе́ниях.

Скази́тель – исполни́тель сказок, тот, кто читает или расска́зывает сказки.

Скорогово́рка – это фраза (чаще стихотворная), в которой специально собраны труднопроизносимые слова.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Сре́дства худо́жественной вырази́тельности – худо́жественные сре́дства (например, аллего́рия, мета́фора, гипе́рбола, гроте́ск, сравне́ние, эпи́тет и др.).

Стихотворе́ние – это напи́санное стиха́ми произведе́ние, преиму́щественно небольшого объёма, часто лири́ческое, выража́ющее душе́вные чу́вства.

Те́ма худо́жественного произведе́ния – это круг жи́зненных явле́ний, изображённых в произведе́нии; круг собы́тий, образу́ющих жи́зненную осно́ву произведе́ния.

Ти́тульный лист – это страни́ца, на кото́рой напеча́тано назва́ние кни́ги, фами́лии а́второв, год и ме́сто изда́ния.

Форза́ц – страни́ца в са́мом нача́ле кни́ги.

Эпи́тет – это о́бразное определе́ние предме́та.

Ю́́́мор – это изображе́ние геро́ев в смешно́м ви́де. Ю́мор – смех весёлый и доброжела́тельный.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Номер материала: ДБ-000221

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Путин поручил провести экспертизы учебников для бакалавриата

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Более 600 школ в регионах России закрыто из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Словарик литературоведческих терминов для 5 класса

Словарик терминов для 5 класса (УМК под ред. В.Я. Коровиной)

С ловарик составлен на основе ранее известных школьникам терминов, а также изученных в течение курса литературы 5 класса. Определениями следует пополнят этот словарик из года в год. Для каждого класса создаётся новый словарик. В результате накопится материал, который поможет глубже интерпретировать текст, видеть его внешнюю и внутреннюю структуру, соотносить текст с историко-литературным контекстом. А к концу выпускного класса будет собрана вся необходимая информация по теории к подготовке к экзаменам.

Словарик для 5 класса состоит из следующий разделов:

поговорим о теории литературы;

поговорим о родах и жанрах;

поговорим о структуре текста;

поговорим о структуре стихотворения;

поговорим о тропах и стилистических фигурах;

поговорим о художественных средствах создания образа;

поговорим о видах комического.

Термины берутся из следующих источников:

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях.

Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

«Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 5 класс.

Дидактические материалы по литературе. 5 класс.

Тесты по литературе. 5 класс.

Также могут быть введены любые термины на усмотрение учителя в зависимости от уровня подготовки класса и глубины усвоения материала.

Для лучшего усвоения терминологии словарик сопровождает «Рабочая тетрадь по теории литературы для 5 класса», в которой представлены задания на усвоение, структурирование материала в виде схем, таблиц и т.д. Предлагается написать примеры к терминам из изученных произведений. Такая работа поможет не только просто выучить термины, но уметь видеть их в текстах, понимать значение и смысл их употребления. Рекомендуется начинать знакомство с терминами именно с «Рабочей тетради по теории для 5 класса», а словарик использовать в качестве справочного материала при самостоятельном нахождении ответа на нужный вопрос.

Поговорим о теории литературы

Автобиография – литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни.

Литературная автобиография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Анализ – исследовательское прочтение художественного текста.

Аннотация – краткое изложение книги, рукописи, статьи.

Бестселлер – книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.

«Библиотека поэта» – серия книг, посвящённая творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам. Основана М. Горьким в 1931 году.

Быль – это то, что было в действительности, в отличие от небылицы.

Вопленицы (плакальщицы) – исполнительницы причитаний ( И. Федосова, М. Крюкова и др. ).

Герой – действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Интерпретация – истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

Литературовед – специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.

Литературоведение – наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.

Описание – вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты – интерьер).

Проза – литературное нестихотворное произведение.

Псевдоним – подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя.

Рецензия – один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о его героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.

Риторика – наука об ораторском искусстве.

Художественное произведение – произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.

Поговорим о родах и жанрах

Фольклор (устное народное творчество) – искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах.

Эпос – обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.

Лирика – обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания лирического героя.

Драма – обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев.

Жанр – это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы.

Источник

Словарь литературоведческих терминов за 5 класс

Подготовила: учитель русского языка и литературы, Шаймирденова Анна Владимировна

Словарь литературоведческих терминов за 5 класс

Герой литературный — действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Гипербола — средство художественного изображения, основанное на преувеличении каких-то качеств или признаков с целью придания яркости образу.

Загадка — малый жанр фольклора, краткое описание неназванного предмета или явления, на основании которого его надо узнать, угадать.

Идея — главная мысль, в которой выражено авторское отношение к изображаемым событиям и явлениям.

Комическое — смешное в жизни и искусстве.

Контраст — средство художественного изображения, резко выраженная противоположность в чём-либо: черте характера, признаках предметов или явлений.

Литература художественная — вид искусства, отражающий жизнь с помощью слова, письменного или устного (до возникновения письменности).

Метафора — употребление слова, выражения в переносном смысле на основе сходства между предметами или явлениями.

Образ художественный — картина жизни, проникнутая мыслями, чувствами, переживаниями автора.

Олицетворение — изображение неодушевлённых предметов как живых, при котором они наделяются способностью действовать, мыслить, чувствовать.

Оригинал — текст-первоисточник, с которого сделан художественный перевод на другой язык.

Поговорка — краткое и меткое народное выражение, в котором оценивается событие или человек без назидания.

Рассказ — небольшое по объёму произведение, написанное прозой, в основу которого положены один или несколько эпизодов из жизни героя.

Ритм — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени.

Рифма — звуковой повтор в конце стихотворной строки.

Сказка — вид устного народного творчества, повествовательное произведение о придуманных или фантастических событиях.

Сказка литературная — оригинальное художественное произведение, которое имеет конкретного автора и создано по законам народной сказки.

Сравнение — изображение одного предмета или явления через сопоставление с другим.

Сюжет — совокупность и последовательность событий в художественном произведении.

Тема — круг событий, явлений в произведении, основа авторского повествования.

Троп — слово или выражение, употреблённое в переносном смысле.

Фольклор — устное народное творчество. Фольклор отражает жизнь людей, их взгляды на мир, идеалы, представления о природе, предметах и других людях.

Эпитет — художественное определение, которое характеризует предмет или явление и в отличие от определения, выраженного прилагательным, содержит скрытое сравнение, выражает авторскую оценку или называет признак предмета, отличающий его от других.

Источник

Краткий словарь литературоведческих терминов 5 класс определение сказки

Герой литературный — действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Гипербола — средство художественного изображения, основанное на преувеличении каких-то качеств или признаков с целью придания яркости образу.

Загадка — малый жанр фольклора, краткое описание неназванного предмета или явления, на основании которого его надо узнать, угадать.

Идея — главная мысль, в которой выражено авторское отношение к изображаемым событиям и явлениям.

Комическое — смешное в жизни и искусстве.

Контраст — средство художественного изображения, резко выраженная противоположность в чём-либо: черте характера, признаках предметов или явлений.

Литература художественная — вид искусства, отражающий жизнь с помощью слова, письменного или устного (до возникновения письменности).

Метафора — употребление слова, выражения в переносном смысле на основе сходства между предметами или явлениями.

Образ художественный — картина жизни, проникнутая мыслями, чувствами, переживаниями автора.

Олицетворение — изображение неодушевлённых предметов как живых, при котором они наделяются способностью действовать, мыслить, чувствовать.

Оригинал — текст-первоисточник, с которого сделан художественный перевод на другой язык.

Перевод художественный — передача текста, созданного на одном языке, средствами другого языка.

Поговорка — краткое и меткое народное выражение, в котором оценивается событие или человек без назидания.

Рассказ — небольшое по объёму произведение, написанное прозой, в основу которого положены один или несколько эпизодов из жизни героя.

Ритм — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени.

Рифма — звуковой повтор в конце стихотворной строки.

Сказка — вид устного народного творчества, повествовательное произведение о придуманных или фантастических событиях.

Сказка литературная — оригинальное художественное произведение, которое имеет конкретного автора и создано по законам народной сказки.

Сравнение — изображение одного предмета или явления через сопоставление с другим.

Сюжет — совокупность и последовательность событий в художественном произведении.

Тема — круг событий, явлений в произведении, основа авторского повествования.

Троп — слово или выражение, употреблённое в переносном смысле.

Фольклор — устное народное творчество. Фольклор отражает жизнь людей, их взгляды на мир, идеалы, представления о природе, предметах и других людях.

Эпитет — художественное определение, которое характеризует предмет или явление и в отличие от определения, выраженного прилагательным, содержит скрытое сравнение, выражает авторскую оценку или называет признак предмета, отличающий его от других.

Источник

  • Дайн 1адат сочинение на чеченском
  • Даймехкан безам сочинение на чеченском языке 8 класс
  • Даймахке безам сочинение по чеченскому языку
  • Даймахке безам сочинение на чеченском
  • Даймахке безам сочинение кечам бар